Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Лучше использовать оборудование И з и с т о р и и отечественного Состоялось очередное заседание заводского ПДПС, обсудившее вопрос «Об эффективном использовании технологического обору дования». С докладами выступили главный технолог И. И. Пронин и главный металлург Н. Г. Власов. В прениях по докладу высту пили: заместитель начальника первого тракторного цеха П. П. Ев- сюков, начальник техбюро прессового цеха В. И. Зубов, начальник кузнечного цеха В. М. Либенко, заместитель главного механика А. Т. Нетяга, старший мастер сталелитейного корпуса А. А. Моро зов, начальник финансового отдела Н. Т. Шаталов. На заседании ПДПС выступил председатель завкома профсоюза А. М. Авдеев. В докладах И. И. Пронина и И. Г. Власова отмечалось, что технический уровень производст ва в значительной степени опре деляется качественным срс'тавом оборудования. Поэтому дальней шее его совершенствование- и ин тенсификация, механизация и ав томатизация позволят увеличить производительность труда, улуч шить качество продукции, повы сить эффективность производст ва. Ныне борьба за получ-гние максимальной отдачи с каждого станка, агрегата, технологической линии, за наибольший выпуск продукции с каждого метра про изводственной площади должна стать одним из главных направ лений в работе каждого коллек тива. Сейчас в общем парке метал лорежущего оборудования 62 процента составляет прогрессив ное оборудование. А в первом тракторном цехе этот показатель достигает 76 процентов, что зна- ' чнтельно выше уровня нашего промышленного Ъбъединения. Од нако во втором, третьем трактор ных, автоматном цехах этот коэффициент ниже, чем в других цехах. Особенно много старых агрегатов среди металлорежуще го оборудования. Например, из 675 токарных станков 178 рабо- тают по 20 и более лет. Еще больше старых агрегатов нахо дится в парке прессового обору-_ дования. За последние годы несколько обновилось оборудование в ме таллургических ЦехаX1. В литеи- ных цехах работают автоматиче ские формовочные? линии, поточ но-механизированные линии по заточке и очистке отливок. В кузнечном цехе действуют зака лочно-отпускные агрегаты. Однако использование оборудо вания не отвечает требованиям .(Жчвремени. Так, в прошлом году ^.коэффициент загрузки металло режущего оборудования на заво де составлял 0,6 вместо 0,75, хо лодно - штамповочного — 0,65 вместо 0,8. Коэффициент сменно сти работы станков, машин, агре гатов составляет 1,2, что значи тельно ниже нормируемого. В ли тейных цехах этот показатель в среднем-составляет 2,5. Поступающее на завод новое оборудование не всегда своевре менно внедряется в производст во. Так, в первом тракторном це хе длительное время не запуска лись в эксплуатацию 20 станков, во втором и четвертом трактор ных — по 4, в пятом тракторном —- 3 агрегатных станка. На заво- 'де установилась неправильная практика, когда монтаж и от ладка нового оборудования воз ложены на цехи, а отдел капи тального строительства и ком плектации оборудования самоуст ранился от этого. В. ряде подразделений допус каются большие простои обору дования.. 'Особенно это наблю дается в сталелитейном корпусе, в результате многие участки ра ботают ниже своих возможно стей, не всегда справляются с планом. Нередко оборудование простаи вает потому, что за ним нет над лежащего ухода, В большинстве цехов станки и агрегаты грязные, от них своевременно не убирают ся отходы производства. Плохо эксплуатируют и ухаживают за станками в прессовом, втором, четвергом тракторных, заготови тельном и некоторых других це хах. Например, в заготовитель ном цехе из-за систематического недогрева металла пресс-ножни цы работают с повышенной на грузкой п потому часто выходят из строя. Аналогичная картина грубого нарушения правил эксплуатации оборудования наблюдается в прессовом цехе. Нередко из-за бесконтрольности мастеров рабо чие одновременно штампуют по 2—3, а то и более деталей. Все это приводит к заклиниванию прессов, к их повышенному изно су- Руководители цехов, стремясь выполнить план любой ценой, не всегда заботятся о своевремен ном проведении ремонта обору дования, не создают слесарям для этого необходимых условий, не требуют от рабочих бережно го обращения - со станками и ме ханизмами. В прошлом году службой главного механика на чальникам цехов было выдано 900 предписаний. 230 станков подвергались пломбированию, однако руководители цехов не сделали из этого должных выво дов. Доклады вызвали оживленные прения членов ПДПС. Замести тель главного механика А. Т. Не тяга в своем выступлении обра тил внимание на то, что на заво де ремонтным службам уделяет ся недостаточное в н и м а н и е . Объемы работ ежегодно растут, а количество ремонтников умень шается. Кроме того, постоянно повышается сложность ремонта. Ведь в цехах действуют автома тические линии, станки с про граммным управлением, с гидрав ликой. На заводе более 1000 станков старше 20 лет, что вызывает серьезные трудности в работе ре монтной службы. По словам А. Г. Нетягн, на заводе не организова но обучение слесарей и повыше ние их разрядов. Они не изучают тонкости причин поломок обору дования. В штате отдела главного. меха ника нет бюро надежности, тех нологического бюро. Да и лабо ратория гидравлики Роздана пока лишь на бумаге. В некоторых це хах, в том числе втором и чет вертом тракторных, станки экс плуатируют на износ и берут в ремонт тогда, когда они, как го ворится, развалятся. А в заготовительном и прессо вом цехах, говорит т. Нетяга, по шли еще дальше. Там системати чески умышленно гробят обору дование. И ни пломбирования станков, ни дружеские беседы с руководителями цехов, ни стро гие приказы на них — ничто не помогает. Некоторые начальники цехов и их заместители не осознали всей ответственности за содержание и эксплуатацию оборудования. Хо тя в недавно утвержденном за водском стандарте говорится: «Начальник цеха несет полную ответственность за‘ общую со хранность каждого агрегата со всеми приспособлениями, а так же отвечает за исправное состоя ние оборудования, технически ■грамотную эксплуатацию, обслу живание. и своевременный ре монт». А. Т. Нетяга внес ряд конкрет ных предложений, направленных на улучшение эксплуатации обо рудования. В частности, необхо димо обеспечить внедрение стан дарта «Эксплуатация оборудова ния», повседневно укреплять ре монтные службы, укомплектовать их рабочими, организовать систе матическую учебу слесарей и станочников, ускорить работы по реконструкции ремонтно-меха нического цеха, создать при от деле бюро надежности, укомплек товать штат лаборатории гидрав лики. Эти и другие мероприятия позволят нам улучшить исполь зование технологического обору дования. Старший мастер сталелитейно го корпуса А. А. Морозов рас сказал о достоинствах автомати ческой формовочной линии марки ХТЗ, внедренной в 1979 году вместо второго литейного кон вейера. Линия позволила повы сить производительность труда, высвободить многих рабочих. Од нако коэффициент использования линии составил 0,43, что значи тельно ниже принятого коэффи циента. Причина в том, что за послед нее время мощности формовоч ных линий на марганцовистом участке возросли в 1,5 раза, а мощности плавильного участка остались прежние. Чтобы выве сти линию ХТЗ на проектную мощность, необходимо заливать опоки в две пары заливщиков. Положение может улучшиться с введением в 1980 году бесстопор- ной разливки стали, а также улучшением обеспечения цеха за пасными частями к агрегатам ли нии, сжатым воздухом. Есть нерешенные вопросы в улучшении использования обору дования, и в кузнечном цехе. В частности, необходимо модерни зировать пресса, оперативнее за менять старое оборудование, ска зал начальник цеха В. М. Либен ко. Однако действующие агрега ты кузнецы стараются использо вать на полную мощность. В це хе внедрена система учета про стоя оборудования. Действует также система премирования служб, бригад, смен, которые до биваются сокращения простоя оборудования. В результате зна чительно улучшился микрокли мат в коллективе, так как рань ше в простое агрегатов производ ственники обвиняли ремонтные службы. А ремонтники все грехи валили на _производственников. Совсем другая картина в прес совом цехе, о чем рассказал на ПДПС начальник техбюро В. И. Зубов. Потери рабочего времени от простоев оборудования не учи тываются. В цехе не применяется стимулирование работников за повышение коэффициента исполь зования оборудования и коэффи циента сменности. ПДПС приняло решение, на правленное на улучшение исполь зования оборудования, на увели чение съема продукции с каждо го станка, машины, с каждого агрегата. М. НАЛИВКИН. Латвийская ССР. Новые высокопроизводительные машины из Чехословакии и ГДР работают в цехах Даугавпилсского ордена Трудового Красного Знамени завода химического волокна имени Ленинского комсомола. На передовом предприятии- республики изготовлено сверх задания двенадцати месяцев почти на миллион рублей продукции. Личные пятилетние .планы выполнили около 500 работниц. Производственные успехи предприятия — результат реконструк-' щш цехов, замены устаревшей многоступенчатой технологии полу чения химического волокна современной — сокращенной. Большую роль сыграло социалистическое соревнование за наивысшую произ водительность труда и высокое качество продукции. На снимке слева: участок перегонки, синтетических нитей. Здесь работают машины фирмы «Текстами» (ГДР ). На снимке справа: технический кабинет предприятия. Инженер производственно-технического отдела Н. Мендрике и начальник от дела научно-технической информации, рационализации н изобрета тельства А. Петухов осматривают готовую продукцию. Фотохроника ТАСС. € Р Е К О Н С Т Р У И Р У Е Т С Я П РОИ З ВО Д С Т ВО т р а к т о р а НА ГУСЕНИЧНОМ Х О Д У Велико значение гусеничных тракторов в нашем народном хозяйстве. Кто же создал эту за мечательную машину? Первым в мире в 1830 году сделал механизм на гусеничном ходу штабс-капитан русской ар мии артиллерист Дмитрий За гряжский, пытавшийся облег чить тяжелый солдатский труд. Он несколько лет совершенство вал, испытывал свою машину и только тогда, когда убедился в работоспособности ее, подал про шение о выдаче ему привилегии (так называлось тогда авторское свидетельство на изобретение). В марте 1837.года департамент торговли н мануфактур выдал привилегию Дмитрию Загряжско му, и за ним было признано пра во авторства на гусеничный ход. Однако это устройство имело су щественный -недостаток, вследст вие которого оно не ,получило распространения, — не были ре шены вопросы поворота, что соз давало чрезвычайные трудности при маневрировании. Эту сложнейшую проблему гу сеничной ходовой части блестя ще решил Федор Абрамович Бли нов. Он родился в селе Николь ском Вольского уезда Саратов ской губернии в семье крепост ного. Еще мальчиком был под ручным у кузнеца. Потом рабо тал на волжских судах кочега ром, помощником машиниста. Со временем перешел на берег, трудился н а судостроительных и механических заводах. В начале 70-х годов Ф. Блинов приступает к строительству са мохода на гусеничном ходу, рас считывая, что на нем в качестве источника механической энергии можно будет установить паровую машину. После проведения -эк спериментов н ряда опытных поездок по селу Никольскому Блинов убедился в целесообраз ности и практической пригодно сти машины н подал прошение на привилегию. Департамент за просил «для придания делу над лежащего хода» около полтыся- чи рублей пошлины, которых'у Блинова, конечно, не было. Вскоре нашелся покровитель — купец Канунников. Он вошел в компанию с Федором Блиновым, — купца, безусловно, интересо вал доход, который можно бы ло получить от, эксплуатации ма шины. Чертежи с подробным описанием и пошлинными день гами снова отправили в Петер бург, а 20 сентября 1879 года Федору Блинову была выдана привилегия. В официальном указателе вы данных в России привилегий записано: «Привилегия № 2245. Крестьянину Федору Блинову на особого устройства вагон с бес конечными рельсами для пере возки грузов по шоссейным и проселочным дорогам, 20 сентяб ря 1879 года, на 10 лет». Вот день рождения первого в мире гусеничного трактора! «Беско нечные цепеобразные рельсы» Блинова являются основой для гусеничных современных машин. В середине 1880 года Блинов закончил строительство очеред ного самохода, и в декабре со стоялись его публичные испыТа,- ния. Впервые о нем рассказал корреспондент газеты «Саратов ский листок»: «Вольск, 14 января 1881 года господин Блинов, изо бретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей плат формы. Платформа с еамодви- жущимися рельсами, нагружен ная 550 пудами (2.000- кирпичей и более 30 взрослых человек на рода), запряженная парой обык новенных лошадей, на днях про езжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение». Дважды Федор Блинов пред ставлял на русских промышлен ных ярмарках свои самоходы. В те времена его детище признава лось «диковинной затеей» и мно гими отвергалось как не имею щее практического значения. Б. ЮНА ЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz