Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Первая ударная действует. . . ПРЕСЛЕДУЯ ВРАГА ...Уже освобожден подмосков ный город Клин. Фашисты, слегка опомнясь, начинают кое-где ока зывать сопротивление, но мы им не даем возможности закрепить ся. Недалеко от Клина они пыта лись занять оборону на опушке леса, до которого от села, откуда анй были только что выбиты на шей бригадой, было примерно 700 метров. Место открытое, прой ти его под перекрестным огнем противника не так-то легко. Но вот в наше распоряжение прибыл комиссар бригады А. С. Ходаков вместе с начальником связи май ором Никитиным От них я по лучил приказание: немедленно навести связь со всеми стрелко выми батальонами, иначе наше дальнейшее продвижение захлеб нется. Приказание сразу же было вы полнено. Связисты устремились в , батальоны, разматывая на ходу Катушки кабеля. Вот началось и само наступление. Уральцы рину- Продолжение. Начало см. в Ш 50, 51. лись к опушке леса с криками «Ура». Эта психическая атака, в которой приняли участие и все мы, связисты, создала в рядах фа шистов панику. Беспорядочно отстреливаясь, они убегали в лес. Часто случается на войне так, когда, при крайней необходимос ти, например, танкистам или са перам приходится выполнять роль пехоты, а связистам быть развед чиками. Получилось так и на этот раз. Нашей роте была поставлена боевая задача — провести развед ку леса, куда отступал противник, установить дальнейшие пути его отхода Шли осторожно по лес ной дороге, убирали завалы, уст роенные немцами, удаляли проти вопехотные мины. К вечеру про шли большой лесной массив и вышли к селу, расположенному на высоте. Вдруг из окраинных домов начался плотный пулемет ный и ружейный обстрел нашей роты. Залегли на открытом поле. Продвигаться не было возможно сти ни вперед ни назад. Уже ве черело, а мороз все крепчал. По ложение становилось критичес ким. Наконец, в полночь по плас тунски отползли в лес, направили донесение в штаб бригады. Здесь мы встретили свой взвод развед ки, имевший такое же задание. А село уже горело. Противник обычно при отступлении сжигал деревянные избы. Вскоре сюда подошли все подразделения бри гады. Двигались по пятам против ника всю ночь и рано утром вышли к большому селу, которое, как показала разведка, было заня то немцами. Не ожидая такого нашего стремительного броска, солдаты противника безмятежно спали в натопленных избах. Прав да, на дворе при входе в населен ный пункт стояли часовые. На шим разведчикам удалось бес шумно снять их. Бригада без боя зашла в деревню. Немецкие сол даты, неуклюже закутанные в одеяла и шали, выбегали из до мов, направляясь в лес. Здесь их настигали пули, другие поднима ли руки и сдавались в плен. Пленных собрали на площади. Я впервые за полтора месяца вой ны встретился с врагами вот так, лицом к лицу. У них был жалкий вид. Теперь они уже наперебой кричали, что русские «гут», а Гит- Лер «капут» й просили сохранить им жизнь. Сложными оказались перипе тии войны. Зима 1941 года выда лась очень трудной, враг был еще силен. Нам пришлось участвовать во многих боях, что не обходилось, конечно, без жертв. В одном из сел уже Калининской области, где завязался тяжелый бой с контратакующим противником, роту связи оставили в помощь медсанбату — подбирать с поля боя раненых бойцов, а затем мар шем-броском мы догоняли свои основные подразделения. В одном из тяжелых боев за овладение районным центром Яро- полец героически погиб, возгла вив атаку, бывший политрук ро ты связи, а затем командир стрел кового батальона Михайлик. Мы потеряли опытного боевого ко мандира и прекрасного товарища. Ярополец освободил от фашис тов соседний с нашей бригадой стрелковый полк, а мы были на правлены на переформирование в район города Клина. Первая ударная армия, а в ее составе и наша 47-я бригада, ока зались настолько уставшими и обескровленными, участвуя в бес прерывных боях, что нуждались в отдыхе и новом пополнении. Достаточно сказать, что в моей БРИГАДА. ДЕНЬСЕГОДНЯШНИЙИрь ЗАВТРАШНИЙ Лаборатория НОТ завода и социологическая группа Липецкого политехнического института провели анкетный опрос по выясне нию уровня информированности руководящего состава несколь ких подразделений завода. Цель исследования — изучить положе ние дел сегодня, возможности и перспективы внедрения бригадно го хозрасчета, отношение к новой организации труда. Публикацию материалов социологических исследований мы начинаем со статьи заведующего кафедрой философии Липецкого политехнического института, доцента, кандидата философских наук Л. П. Станкевича, где дается теоретическое обоснование бригадной организации. В настоящее время на всех предприятиях ведутся поиски ра циональных форм повышения ма териальной заинтересованности работников не только в улучше нии индивидуальных результатов «х труда, а в повышении эффек тивности коллективного труда — конечных результатов производ ства. В речи на XVI съезде проф союзов Л- И. Брежнев отмечал: «Партия придает первостепенное значение развитию демократиче ских начал на производстве. Тру дящийся человек в социалистиче ском обществе 1 — это не механи ческий исполнитель тех или иных операций, тех или иных указа ний. Ему важны не только непо средственный результат своих собственных усилий, но и их место и значение в общем трудовом процессе. Стремление и возмож ность внести свой личный вклад в общее дело служат огромным стимулом трудовой деятельности, учат мыслить масштабно, по-го сударственному, воспринима т ь общие заботы как свои собствен ные». В конечном счете среди кол лективных форм оплаты труда все большая роль отводится бригадной форме организации и стимулирования труда. Она пря мо ведет к эффективному ис пользованию труда и техники, сокращению потерь, формирова нию более демократических и тре бовательных отношений в кол лективе, к повышению в конеч ном счете производительности труда. Так, можно привести в ка честве примера коллектив завода «Южуралмаш», где действует бо лее 150 комплексных и комплек сно-сквозных бригад, что подня ло. у них производительность тру да за девятую пятилетку на 45 процентов и увеличило прибыль на 239,3 процента. Об этом же свидетельствует «Калужский ва риант», о котором много писала пресса. В бригадах укрепляется дис циплина, расширяется взаимопо мощь и повышается качество ра боты. Все это тем более важно в условиях, когда в ближайшие 5—10 лет не ожидается прирост рабочей силы в стране. Ученые Белорусского филиала НИИ от мечали при своих обследованиях, что на Гомельском заводе изме рительных приборов в бригадах с высоким уровнем взаимопомо щи (высоким «индексом взаимо отношений») сдача продукции с первого предъявления составляет 99 процентов, сведены на нет на рушения трудовой дисциплины, в 4 раза меньше текучесть и в 2 раза — потери рабочего времени. К этим же результатам в сущно сти пришли и социологи в г. Ле нинграде, которые провели опыт ное внедрение бригадной органи зации труда станочников в трак торном объединении «Кировский за_вод». Коллективная заинтересован ность ликвидирует многие недо статки действующей еще повсе местно индивидуальной сдельщи ны и прежде всего деление работ внутри бригады на выгодные и невыгодные, «свои и чужие». Устанавливается ответственность за конечный результат, причем не только у основных рабочих, но и тех, кто занят на вспомогатель ных и подсобных работах. Реаль — развитие взаимозаменяемо сти и взаимопомощи между чле нами бригады; — рост содержательности тру да, увеличение активности рабо чих и привлечение их к решению вопросов управления производст вом. При этом важно иметь в ви ду, что индивидуальная оплата труда не соответствует коллек тивному характеру современного производства и полностью соот ветствует задаче сближения ин тересов работника с интересами производства в целом. Бригад ная организация труда устраняет эти противоречия. Имеющиеся формы бригад ис пользуются в зависимости от кон кретных условий производства в каждом цехе и на каждом участ ке. Исследование на объединении «Кировский завод» показало, что наибольший эффект достигается при образовании сквозных ком плексных бригад и при вовлече нии в них не только основных, но и вспомогательных рабочих, по стоянно обслуживающих данную бригаду (наладчиков, ремонтни ков, транспортников и др.). СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗАВОДА ное обоснование получает в дан ном случае лозунг «Ни одного от стающего рядом!» и возрастает само собой внимание к молодым труженикам. Важно подчеркнуть, что зара ботная плата отнюдь не только форма личного дохода, но и ме ра участия трудящегося в обще ственном производстве, показы вающая его место в рабочем строю и, что не менее важно и что еще не используется в пол ную меру, имеющая большое мо ральное значение. Здесь имеются реальнейшие возможности эконо мического стимулирования в фор мировании нравственных качеств личности. Именно бригадная ор ганизация труда способствует формированию коллективистских черт личности работника, по скольку создаются такие условия, при которых работник, стремя щийся больше заработать, мог бы это сделать только на основе большего своего вклада в резуль таты коллективного труда. Бригада выступает как первич ный производственный коллек тив. Можно выделить и основные цели перехода к бригадной орга низации труда: — улучшение качества конеч ной продукции; — повышение производительно сти труда; — усиление ответственности непосредственных исполнителей за выполнение плановых заданий; — стимулирование овладения членами бригады максимумом смежных операций и специально стей и ускорение на этой основе роста квалификации; Успешная работа бригады опре деляется закреплением за ней по стоянной номенклатуры деталей (узлов), технологического обору дования и производственной тер ритории. Важно обеспечить ста бильность состава бригады и не допускать (кроме исключитель ных случаев) переброски рабочих или работы из одной бригады в другую без согласия бригадира. В бригадиры рекомендуется подбирать наиболее квалифици рованных и сознательных рабо чих, имеющих склонность к орга низационной работе, пользующих ся авторитетом среди товарищей. Переход на бригадные формы организации труда требует сог ласованных, настойчивых и дол говременных усилий администра ции, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций цеха, разъяснительной работы, так как переход на новую коллективную форму труда с оплатой его по конечным результатам является весьма ответственным и сложным мероприятием. Первое и необхо димое условие подготовки — про ведение подробной и тщательной разъяснительной работы с людь ми. Исследования показали, что плохая информированность вле чет за собой непонимание бригад ной организации и, как следствие, непринятие новых бригад, внут ренний протест против принятия бригад. При этом главное вни мание должно быть уделено разъяснению основной идеи соз дания бригад — оплаты по ко нечным результатам с целью по вышения качества продукции, Нужно разъяснять преимущество бригадной формы: возможность быстрого роста квалификации за счет овладения смежными спе циальностями, более содержа тельный характер труда, боль шую самостоятельность в реше нии организационных вопросов, открывается возможность увели чения сложившихся заработков за счет совмещения профессий и сокращения текучести кадров. Успех внедрения бригадной ор ганизации труда во многом зави сит от успешной работы первых бригад, созданных в цехе. Поэто му особенно внимательно надо подходить к созданию первых бригад. Самым важным, ключевым воп росом является выбор формы распределения заработка внутри бригады. Так, например, в объе динении «Кировский завод» были узаконены три основные формы распределения общебригадного заработка между членами брига ды; а) пропорционально присвоен ному разряду и фактически отра ботанному времени (в соответст вии с положением «О производст венной бригаде и бригадире», введенном в действие указанием №353 от 11 июня 1976 г); б) пропорционально присвоен ному разряду и фактически отра ботанному времени с дополни тельным учетом коэффициента трудового участия (КТУ) в соот ветствии с «Временным положе нием о производственной бригаде в цехах тракторного производст ва», утвержденным приказом ГДО №906 от 17 декабря 1976 года; в) пропорционально личному трудовому вкладу с учетом коэф фициента бригадной активности в соответствии с приказом ГДО №906. Рекомендуется соблюдать по степенность в переходе от инди видуальной оплаты к коллектив ным формам распределения зара ботка в бригаде и от малокол лективистских форм распределе ния к более коллективистским. Несколько слов о порядке ор ганизации бригад. Рекомендует ся в обязательном порядке изуче ние начальником цеха, руководи телями партийной, профсоюзной и комсомольской организации всех положений, инструкций и прика зов по организации бригад, их оплате, а также по правам, обя занностям и оплате бригадиров и контролеров ОТК, обслуживаю щих бригаду. Разъяснение поло жений, инструкций и приказов начальникам участков, старшим мастерам, мастерам, начальнику БТК и начальникам всех цеховых служб на специальных совеща ниях и семинарах, проводимых начальником цеха. Л. СТАНКЕВИЧ, заведующий кафедрой философии Липецкого политехнического института, доцент, кандидат философских наук, телефонно-кабельйой роте й ного состава осталось всей человек. Так был завершен первый боевых действий 47-й стрел» бригады уже в наступающем году. Почти целую неделю мы о хали и укомплектовывалис! полного штатного состава. 3. — погрузка в эшелоны и в: фронт, но уже на другом п дарме военных действий. На : раз мы прибыли на станцию логое, стоящей на магистр Москва—Ленинград и дислоцт вались в районе города Ста Русса, где, как известно из ис рии Великой Отечественной в ны, создалась очень сложная о тановка в связи с блокадой п: тивником города Ленина. Теперь, глубоко осмысливая ( евые действия наших частей Подмосковье зимой 1941 го; когда после крупного поражен врага под Ельней, немецко-ф шистским захватчикам был нан сен первый серьезный удар, ста ший предвестником наших буд щих побед, сознаешь, что кажды из нас внес свою лепту в разгро гитлеризма. И что кровь, пролита на полях сражений, не пропал даром. * ‘ А. БАЛАЕВ, майор запаса. ВЕРНЫЕ НАУКЕ ПОБЕЖДАТЬ До предела насыщен каждый «рабочий день» в Ленинградском Суворовском военном училище. В гулких коридорах пошколь- ному звенит звонок, строем про ходят ребята в военной форме. У одних — занятая по тактиче ской подготовке, другие работают в лингафонном кабинете, третьи — на 45 минут становятся ради отелеграфистами, четвертые учат ся водить автомобиль... Особенно памятны мальчишкам «уроки му жества», хотя в расписании они не значатся. В училище часто приходят ветераны Великой Оте чественной войны, рассказывают, как защищали город Ленина, как шли потом на Берлин. У суворовцев формируются ка чества, присущие современному командиру: решительность, сме лость, дисцнплиннрованн ость, крепкая воля. Здесь воспитыва ются будущие офицеры Совет ской Армии, верные науке побеж дать. На снимке: ветеран училища, участник боев на Ленинградском фронте подполковник в отставке Е. С. Ивановский рассказывает суворовцам о героической битве за город Ленина. Фотохроника ТАСС. РЕЗАК ДЛЯ КАБЕЛЯ Автомат, сконструированный московскими инженерами, пред назначен для того, чтобы отме рить, отрезать и уложить в бухту кабель диаметром от 8 до 22 мил лиметров. За одну минуту он способен «прогнать» до 40 метров провода. Бухты попеременно ук ладываются в два приемных бун кера. Пока оператор берет бухту нз одного бункера, в другой ук ладывается очередная. Это позво ляет устранить простои автомата н повысить производительность труда по сравнению с подобными устройствами по меныцей мере в два раза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz