Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Первая ударная действует. . . ПРЕСЛЕДУЯ ВРАГА ...Уже освобожден подмосков­ ный город Клин. Фашисты, слегка опомнясь, начинают кое-где ока­ зывать сопротивление, но мы им не даем возможности закрепить­ ся. Недалеко от Клина они пыта­ лись занять оборону на опушке леса, до которого от села, откуда анй были только что выбиты на­ шей бригадой, было примерно 700 метров. Место открытое, прой­ ти его под перекрестным огнем противника не так-то легко. Но вот в наше распоряжение прибыл комиссар бригады А. С. Ходаков вместе с начальником связи май­ ором Никитиным От них я по­ лучил приказание: немедленно навести связь со всеми стрелко­ выми батальонами, иначе наше дальнейшее продвижение захлеб­ нется. Приказание сразу же было вы­ полнено. Связисты устремились в , батальоны, разматывая на ходу Катушки кабеля. Вот началось и само наступление. Уральцы рину- Продолжение. Начало см. в Ш 50, 51. лись к опушке леса с криками «Ура». Эта психическая атака, в которой приняли участие и все мы, связисты, создала в рядах фа­ шистов панику. Беспорядочно отстреливаясь, они убегали в лес. Часто случается на войне так, когда, при крайней необходимос­ ти, например, танкистам или са­ перам приходится выполнять роль пехоты, а связистам быть развед­ чиками. Получилось так и на этот раз. Нашей роте была поставлена боевая задача — провести развед­ ку леса, куда отступал противник, установить дальнейшие пути его отхода Шли осторожно по лес­ ной дороге, убирали завалы, уст­ роенные немцами, удаляли проти­ вопехотные мины. К вечеру про­ шли большой лесной массив и вышли к селу, расположенному на высоте. Вдруг из окраинных домов начался плотный пулемет­ ный и ружейный обстрел нашей роты. Залегли на открытом поле. Продвигаться не было возможно­ сти ни вперед ни назад. Уже ве­ черело, а мороз все крепчал. По­ ложение становилось критичес­ ким. Наконец, в полночь по плас­ тунски отползли в лес, направили донесение в штаб бригады. Здесь мы встретили свой взвод развед­ ки, имевший такое же задание. А село уже горело. Противник обычно при отступлении сжигал деревянные избы. Вскоре сюда подошли все подразделения бри­ гады. Двигались по пятам против­ ника всю ночь и рано утром вышли к большому селу, которое, как показала разведка, было заня­ то немцами. Не ожидая такого нашего стремительного броска, солдаты противника безмятежно спали в натопленных избах. Прав­ да, на дворе при входе в населен­ ный пункт стояли часовые. На­ шим разведчикам удалось бес­ шумно снять их. Бригада без боя зашла в деревню. Немецкие сол­ даты, неуклюже закутанные в одеяла и шали, выбегали из до­ мов, направляясь в лес. Здесь их настигали пули, другие поднима­ ли руки и сдавались в плен. Пленных собрали на площади. Я впервые за полтора месяца вой­ ны встретился с врагами вот так, лицом к лицу. У них был жалкий вид. Теперь они уже наперебой кричали, что русские «гут», а Гит- Лер «капут» й просили сохранить им жизнь. Сложными оказались перипе­ тии войны. Зима 1941 года выда­ лась очень трудной, враг был еще силен. Нам пришлось участвовать во многих боях, что не обходилось, конечно, без жертв. В одном из сел уже Калининской области, где завязался тяжелый бой с контратакующим противником, роту связи оставили в помощь медсанбату — подбирать с поля боя раненых бойцов, а затем мар­ шем-броском мы догоняли свои основные подразделения. В одном из тяжелых боев за овладение районным центром Яро- полец героически погиб, возгла­ вив атаку, бывший политрук ро­ ты связи, а затем командир стрел­ кового батальона Михайлик. Мы потеряли опытного боевого ко­ мандира и прекрасного товарища. Ярополец освободил от фашис­ тов соседний с нашей бригадой стрелковый полк, а мы были на­ правлены на переформирование в район города Клина. Первая ударная армия, а в ее составе и наша 47-я бригада, ока­ зались настолько уставшими и обескровленными, участвуя в бес­ прерывных боях, что нуждались в отдыхе и новом пополнении. Достаточно сказать, что в моей БРИГАДА. ДЕНЬСЕГОДНЯШНИЙИрь ЗАВТРАШНИЙ Лаборатория НОТ завода и социологическая группа Липецкого политехнического института провели анкетный опрос по выясне­ нию уровня информированности руководящего состава несколь­ ких подразделений завода. Цель исследования — изучить положе­ ние дел сегодня, возможности и перспективы внедрения бригадно­ го хозрасчета, отношение к новой организации труда. Публикацию материалов социологических исследований мы начинаем со статьи заведующего кафедрой философии Липецкого политехнического института, доцента, кандидата философских наук Л. П. Станкевича, где дается теоретическое обоснование бригадной организации. В настоящее время на всех предприятиях ведутся поиски ра­ циональных форм повышения ма­ териальной заинтересованности работников не только в улучше­ нии индивидуальных результатов «х труда, а в повышении эффек­ тивности коллективного труда — конечных результатов производ­ ства. В речи на XVI съезде проф­ союзов Л- И. Брежнев отмечал: «Партия придает первостепенное значение развитию демократиче­ ских начал на производстве. Тру­ дящийся человек в социалистиче­ ском обществе 1 — это не механи­ ческий исполнитель тех или иных операций, тех или иных указа­ ний. Ему важны не только непо­ средственный результат своих собственных усилий, но и их место и значение в общем трудовом процессе. Стремление и возмож­ ность внести свой личный вклад в общее дело служат огромным стимулом трудовой деятельности, учат мыслить масштабно, по-го­ сударственному, воспринима т ь общие заботы как свои собствен­ ные». В конечном счете среди кол­ лективных форм оплаты труда все большая роль отводится бригадной форме организации и стимулирования труда. Она пря­ мо ведет к эффективному ис­ пользованию труда и техники, сокращению потерь, формирова­ нию более демократических и тре­ бовательных отношений в кол­ лективе, к повышению в конеч­ ном счете производительности труда. Так, можно привести в ка­ честве примера коллектив завода «Южуралмаш», где действует бо­ лее 150 комплексных и комплек­ сно-сквозных бригад, что подня­ ло. у них производительность тру­ да за девятую пятилетку на 45 процентов и увеличило прибыль на 239,3 процента. Об этом же свидетельствует «Калужский ва­ риант», о котором много писала пресса. В бригадах укрепляется дис­ циплина, расширяется взаимопо­ мощь и повышается качество ра­ боты. Все это тем более важно в условиях, когда в ближайшие 5—10 лет не ожидается прирост рабочей силы в стране. Ученые Белорусского филиала НИИ от­ мечали при своих обследованиях, что на Гомельском заводе изме­ рительных приборов в бригадах с высоким уровнем взаимопомо­ щи (высоким «индексом взаимо­ отношений») сдача продукции с первого предъявления составляет 99 процентов, сведены на нет на­ рушения трудовой дисциплины, в 4 раза меньше текучесть и в 2 раза — потери рабочего времени. К этим же результатам в сущно­ сти пришли и социологи в г. Ле­ нинграде, которые провели опыт­ ное внедрение бригадной органи­ зации труда станочников в трак­ торном объединении «Кировский за_вод». Коллективная заинтересован­ ность ликвидирует многие недо­ статки действующей еще повсе­ местно индивидуальной сдельщи­ ны и прежде всего деление работ внутри бригады на выгодные и невыгодные, «свои и чужие». Устанавливается ответственность за конечный результат, причем не только у основных рабочих, но и тех, кто занят на вспомогатель­ ных и подсобных работах. Реаль­ — развитие взаимозаменяемо­ сти и взаимопомощи между чле­ нами бригады; — рост содержательности тру­ да, увеличение активности рабо­ чих и привлечение их к решению вопросов управления производст­ вом. При этом важно иметь в ви­ ду, что индивидуальная оплата труда не соответствует коллек­ тивному характеру современного производства и полностью соот­ ветствует задаче сближения ин­ тересов работника с интересами производства в целом. Бригад­ ная организация труда устраняет эти противоречия. Имеющиеся формы бригад ис­ пользуются в зависимости от кон­ кретных условий производства в каждом цехе и на каждом участ­ ке. Исследование на объединении «Кировский завод» показало, что наибольший эффект достигается при образовании сквозных ком­ плексных бригад и при вовлече­ нии в них не только основных, но и вспомогательных рабочих, по­ стоянно обслуживающих данную бригаду (наладчиков, ремонтни­ ков, транспортников и др.). СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗАВОДА ное обоснование получает в дан­ ном случае лозунг «Ни одного от­ стающего рядом!» и возрастает само собой внимание к молодым труженикам. Важно подчеркнуть, что зара­ ботная плата отнюдь не только форма личного дохода, но и ме­ ра участия трудящегося в обще­ ственном производстве, показы­ вающая его место в рабочем строю и, что не менее важно и что еще не используется в пол­ ную меру, имеющая большое мо­ ральное значение. Здесь имеются реальнейшие возможности эконо­ мического стимулирования в фор­ мировании нравственных качеств личности. Именно бригадная ор­ ганизация труда способствует формированию коллективистских черт личности работника, по­ скольку создаются такие условия, при которых работник, стремя­ щийся больше заработать, мог бы это сделать только на основе большего своего вклада в резуль­ таты коллективного труда. Бригада выступает как первич­ ный производственный коллек­ тив. Можно выделить и основные цели перехода к бригадной орга­ низации труда: — улучшение качества конеч­ ной продукции; — повышение производительно­ сти труда; — усиление ответственности непосредственных исполнителей за выполнение плановых заданий; — стимулирование овладения членами бригады максимумом смежных операций и специально­ стей и ускорение на этой основе роста квалификации; Успешная работа бригады опре­ деляется закреплением за ней по­ стоянной номенклатуры деталей (узлов), технологического обору­ дования и производственной тер­ ритории. Важно обеспечить ста­ бильность состава бригады и не допускать (кроме исключитель­ ных случаев) переброски рабочих или работы из одной бригады в другую без согласия бригадира. В бригадиры рекомендуется подбирать наиболее квалифици­ рованных и сознательных рабо­ чих, имеющих склонность к орга­ низационной работе, пользующих­ ся авторитетом среди товарищей. Переход на бригадные формы организации труда требует сог­ ласованных, настойчивых и дол­ говременных усилий администра­ ции, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций цеха, разъяснительной работы, так как переход на новую коллективную форму труда с оплатой его по конечным результатам является весьма ответственным и сложным мероприятием. Первое и необхо­ димое условие подготовки — про­ ведение подробной и тщательной разъяснительной работы с людь­ ми. Исследования показали, что плохая информированность вле­ чет за собой непонимание бригад­ ной организации и, как следствие, непринятие новых бригад, внут­ ренний протест против принятия бригад. При этом главное вни­ мание должно быть уделено разъяснению основной идеи соз­ дания бригад — оплаты по ко­ нечным результатам с целью по­ вышения качества продукции, Нужно разъяснять преимущество бригадной формы: возможность быстрого роста квалификации за счет овладения смежными спе­ циальностями, более содержа­ тельный характер труда, боль­ шую самостоятельность в реше­ нии организационных вопросов, открывается возможность увели­ чения сложившихся заработков за счет совмещения профессий и сокращения текучести кадров. Успех внедрения бригадной ор­ ганизации труда во многом зави­ сит от успешной работы первых бригад, созданных в цехе. Поэто­ му особенно внимательно надо подходить к созданию первых бригад. Самым важным, ключевым воп­ росом является выбор формы распределения заработка внутри бригады. Так, например, в объе­ динении «Кировский завод» были узаконены три основные формы распределения общебригадного заработка между членами брига­ ды; а) пропорционально присвоен­ ному разряду и фактически отра­ ботанному времени (в соответст­ вии с положением «О производст­ венной бригаде и бригадире», введенном в действие указанием №353 от 11 июня 1976 г); б) пропорционально присвоен­ ному разряду и фактически отра­ ботанному времени с дополни­ тельным учетом коэффициента трудового участия (КТУ) в соот­ ветствии с «Временным положе­ нием о производственной бригаде в цехах тракторного производст­ ва», утвержденным приказом ГДО №906 от 17 декабря 1976 года; в) пропорционально личному трудовому вкладу с учетом коэф­ фициента бригадной активности в соответствии с приказом ГДО №906. Рекомендуется соблюдать по­ степенность в переходе от инди­ видуальной оплаты к коллектив­ ным формам распределения зара­ ботка в бригаде и от малокол­ лективистских форм распределе­ ния к более коллективистским. Несколько слов о порядке ор­ ганизации бригад. Рекомендует­ ся в обязательном порядке изуче­ ние начальником цеха, руководи­ телями партийной, профсоюзной и комсомольской организации всех положений, инструкций и прика­ зов по организации бригад, их оплате, а также по правам, обя­ занностям и оплате бригадиров и контролеров ОТК, обслуживаю­ щих бригаду. Разъяснение поло­ жений, инструкций и приказов начальникам участков, старшим мастерам, мастерам, начальнику БТК и начальникам всех цеховых служб на специальных совеща­ ниях и семинарах, проводимых начальником цеха. Л. СТАНКЕВИЧ, заведующий кафедрой философии Липецкого политехнического института, доцент, кандидат философских наук, телефонно-кабельйой роте й ного состава осталось всей человек. Так был завершен первый боевых действий 47-й стрел» бригады уже в наступающем году. Почти целую неделю мы о хали и укомплектовывалис! полного штатного состава. 3. — погрузка в эшелоны и в: фронт, но уже на другом п дарме военных действий. На : раз мы прибыли на станцию логое, стоящей на магистр Москва—Ленинград и дислоцт вались в районе города Ста Русса, где, как известно из ис рии Великой Отечественной в ны, создалась очень сложная о тановка в связи с блокадой п: тивником города Ленина. Теперь, глубоко осмысливая ( евые действия наших частей Подмосковье зимой 1941 го; когда после крупного поражен врага под Ельней, немецко-ф шистским захватчикам был нан сен первый серьезный удар, ста ший предвестником наших буд щих побед, сознаешь, что кажды из нас внес свою лепту в разгро гитлеризма. И что кровь, пролита на полях сражений, не пропал даром. * ‘ А. БАЛАЕВ, майор запаса. ВЕРНЫЕ НАУКЕ ПОБЕЖДАТЬ До предела насыщен каждый «рабочий день» в Ленинградском Суворовском военном училище. В гулких коридорах пошколь- ному звенит звонок, строем про­ ходят ребята в военной форме. У одних — занятая по тактиче­ ской подготовке, другие работают в лингафонном кабинете, третьи — на 45 минут становятся ради­ отелеграфистами, четвертые учат­ ся водить автомобиль... Особенно памятны мальчишкам «уроки му­ жества», хотя в расписании они не значатся. В училище часто приходят ветераны Великой Оте­ чественной войны, рассказывают, как защищали город Ленина, как шли потом на Берлин. У суворовцев формируются ка­ чества, присущие современному командиру: решительность, сме­ лость, дисцнплиннрованн ость, крепкая воля. Здесь воспитыва­ ются будущие офицеры Совет­ ской Армии, верные науке побеж­ дать. На снимке: ветеран училища, участник боев на Ленинградском фронте подполковник в отставке Е. С. Ивановский рассказывает суворовцам о героической битве за город Ленина. Фотохроника ТАСС. РЕЗАК ДЛЯ КАБЕЛЯ Автомат, сконструированный московскими инженерами, пред­ назначен для того, чтобы отме­ рить, отрезать и уложить в бухту кабель диаметром от 8 до 22 мил­ лиметров. За одну минуту он способен «прогнать» до 40 метров провода. Бухты попеременно ук­ ладываются в два приемных бун­ кера. Пока оператор берет бухту нз одного бункера, в другой ук­ ладывается очередная. Это позво­ ляет устранить простои автомата н повысить производительность труда по сравнению с подобными устройствами по меныцей мере в два раза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz