Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Правильный курс Добросердечие, взаимопомощь, товарищеская поддержка стали обычными в отношениях рабочих кузнечного цеха. И в гом, что коллектив кузнецов постоянно до­ бивается высоких трудовых дос­ тижений, немаловажную роль иг­ рает хороший моральный климат. На участке, горизонтально-ко­ вочных машин работает около сорока человек. Коллектив участ­ ка является одним из ведущих в цехе. Рабочие этого подразделе­ ния не раз занимали призовые места в цеховом социалистичес­ ком соревновании. Хорошо пора­ ботал коллектив и в минувшем году. План выпуска продукции выполнен на 101, 3 процента. На - 207 тысяч рублей изготовлено -'"^сверхплановой продукции. Значи­ тельно повысилась выработка на каждого рабочего. За минувший год ее уровень увеличился на 100 рублей выше плановой. Потери от брака сократились на семь ты­ сяч рублей. Такие показатели были достиг­ нуты и благодаря хорошему кли­ мату в коллективе. Об этом за­ метил в нашем разговоре стар­ ший мастер участка горизонталь­ но-ковочных машин Александр Модестович Швецов: — За весь год у нас был лишь один случай, когда наш рабочий прогулял. Но его поведение не осталось без внимания. Его пос­ тупок мы обсудили на собрании рабочих участка. Прямо высказа­ ли А. Толмачеву, что таким «ра­ ботникам», как он, не место в нашем коллективе. Обещал он, что исправится, изменит свое от­ ношение к работе и к коллективу. Словом, досталось ему. Нельзя утверждать, что в каж- . дом случае рабочие участка так очень строги. Но специфика их работы требует высокой дис- ">■ циплины. Ведь один агрегат об­ служивает бригада из 2—3 чело­ век. А когда отсутствует один, то бригаде приходится в несколько раз труднее. Начинаются поиски для замены отсутствующего. Вот и получается, что обстановка соз­ дается напряженная. Люди быст­ рее устают, падает производитель­ ность, ухудшается настроение. Надо отметить, сказал А. М. Швецов, что случай с А. Толма­ чевым был на участке единствен­ ным в том году. А в целом во всех бригадах царит атмосфера доброжелательности, взаимовы­ ручки и товарищества. Этому во многом способствует и расстанов­ ка кадров, и воспитательная ра­ бота профсоюзных групп, влияние коммунистов участка. Как прави­ ло, в каждой бригаде есть рабо­ чий, мнение которого всегда слу­ жит авторитетом для остальных членов. Обычно таких рабочих и назначают бригадирами. Был на участке и такой случай. У одной работницы случилось не­ счастье: сгорело имущество. Не оставили в беде женщину. Собра­ лись рабочие, обсудили положе­ ние и решили: надо помочь. На­ верное, нет смысла говорить, как была благодарна работница сво­ им товарищам за помощь и забо­ ту. Бескорыстная помощь, стремле­ ние достичь общей намеченной це­ ли, дружба — эти черты взаимо­ отношений сложились в коллекти­ ве участка, да и всего цеха, бла­ годаря большой, вдумчивой рабо­ те администрации, партийной, профсоюзной организаций. Еще помнят рабочие, как нес­ колько лет назад о кузнецах хо­ дила по заводу иная «слава». Цех сдерживал работу механических участков, не справлялся с годо­ вым заданием. Да и трудовая дисциплина была не на высоте. Начали с самого прозаического: улучшили настилы полов на уча­ стках, в пролетах, убрали лиш­ нюю, ненужную тару, освободились от хлама. Просторнее стало, свет­ лее. Много раз беседовали с ра­ бочими о дисциплине труда, куль­ туре на рабочих местах, о взаи­ моотношениях. Разработали меры поощрения за перевыполнение за­ даний. Словом, был выполнен комплекс работ. Конечно, не сра­ зу и не вдруг переменилось поло­ жение. Прошло немало времени, прежде чем коллектив укрепился и взял четкий, надежный курс на ритмичную, стабильную работу. Нельзя сказать, что все хорошо в цехе и теперь для кузнецов нет проблем. Их немало. Но минув­ ший год, в котором коллектив кузнечного цеха неоднократно до­ бивался больших трудовых побед, подтвердил правильность курса. В. БЫЧКОВ. Эстонская ССР. Таллинское швейное объединение имени В. Кле­ менти шьет молодежную одежду. Половина всех выпускаемых из­ делий отмечена государственным Знаком качества. На предприятии работает много молодежи. Созданный при ко­ митете комсомола «Комсомольский прожектор» осуществляет конт­ роль за качеством, ведет борьбу с потерей рабочего времени. Чле­ ны «КП» входят в состав технического совета, .который утвер­ ждает для производства новые модели. Тесные связи установили молодые швейники с фирменным магазином «Силуэт», где про­ дается продукция передового предприятия республики. На верхнем снимке: Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР швея-мотористка Эльви Коолмейстер (в центре) часто делится с молодыми работницами своим богатым опытом. Слева направо — члены «КП» Ольга Решетова, Тийу Кихо, Надежда Цаплина, Майе Нурмелехт. На нижнем левом снимке: члены «Комсомольского прожектора» Сирье Хагу (слева) и Ирма Гахур ведут очередной выпуск радио- газеты. На правом снимке: работницы объединения имени В. Клементи Юлле Пилли и Реэт Тяхт демонстрируют новые модели платьев Фотохроника ТАСС. НОВИНКИ Т Е X н и н и в ЛЮБУЮ с т у ж у Каждый водитель знает, как трудно завести двигатель после ионной стоянки на улице в зим­ нюю пору. Вариант решения .проб­ лемы предложили специалисты За­ падно-Сибирского . транспортного управления. Созданная ими прос­ тая система автоматически под. держивает заданную температуру .в самую суровую стужу. Работа нового нагревателя основана -на тем же принципе, что и у -обыч­ ной гейзерной кофеварки. Жид­ кость поступает в полость между двумя трубчатыми электродами. Ко-гда она закипает, -па(р выдавли. за-ет -ее -в-о внутренний электрод — оттуда -она идет уже в двигатель. Размер отверстия, через которое стравливается излишек пара, мож­ но регулировать, там самым зада, аа-я нужное давл-е-ние в полости, а значит, и температуру. И ТОК НЕ ПРОБЬЕТ Стеклапласт-иковые материалы легки, -прочны, долговечны, не бо­ ятся -влапи и -агрессивных .сред... Есть у. них и еще одно достоин­ ство: отличные электроизоляииои. ные свойства. Так, отличн-о заре­ комендовал себя стекло-пдастикю- вый крепеж для тодаведущих час­ тей электрических .машин. .Напри­ мер, Всесоюзным научно-исследо­ вательским институтом электро­ изоляционных материалов разра­ ботаны стеклоэпоксидиые выводы и цилиндры для воздушных вык­ лючателей на нагрузку до 1200 киловольт. V V / ров и других специалистов базо­ вого предприятия. Поистине родным домом для учащихся скоро станет благоуст­ роенное общежитие на 500 мест, где созданы все условия для под­ готовки к занятиям и отдыха. Воспитательная работа в нем, организация быта и отдыха бу­ дут предметом постоянной забо­ ты преподавателей и обществен­ ных организаций техникума. Растет и крепнет наш техни­ кум. Вместе с ним растут и пе­ дагогические кадры — его золо­ той фонд. Отлично владеют свои­ ми предметами преподаватели 3. П. Богатырева, М. Я. Лугов- ских, В. 3. Шлягина, Э. Н. Ла­ рионова, А. Н. Буреев, Т. Г. Ку­ кина, В. В. Печенкин, Р. И. Суш- кова и другие. Передаче опыта, обобщению накопленных материалов служат педагогические чтения и конфе­ ренции. Они проводятся в дни зимних каникул. Их тема весьма разнообразна: «Претворение в жизнь указаний XXV съезда КПСС о коммунистическом вос­ питании молодого специалиста», «Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского», «Внедрение тех­ нических средств обучения». Док­ лады на эти темы вызывают оживленную дискуссию и широ­ кий обмен мнениями. Традиционными стали у нас ежегодные выставки-конкурсу ра­ бот преподавателей: методиче­ ских разработок уроков и класс­ ных часов, пособий по курсовому и дипломному проектированию, дидактического материала, рефе­ ратов, докладов. Устраиваем мы также смотры-конкурсы кабине­ тов и лабораторий. Такие формы обмена педагогическим опытом способствуют улучшению содер­ жания методической и всей учеб­ но-воспитательной работы. В ка­ честве базового учебного заведе­ ния техникум проводит опреде­ ленную работу по оказанию ме­ тодической помощи другим тех­ никумам и училищам области. Выполняя решения XXV съез­ да КПСС о дальнейшем повыше­ нии качества подготовки специа­ листов, педагогический коллек­ тив техникума ищет новые пути, методы и формы совершенство­ вания учебно - воспитательного процесса. Одним из факторов, мобилизующих учащихся на вы­ полнение задач, является прочно вошедшая в нашу жизнь система социалистического соревнования, включающая личные комплексные планы учащихся, утвержденные комитетом ВЛКСМ, конкретные обязательства учебных групп и отделений. На различных этапах’ жизни страны соревнование принимает новые формы. Мне вспоминается, с каким подъемом проходила у нас подготовка к 60-летию ВЛКСМ. Комсомольская органи­ зация техникума развернула со­ ревнование за право подписать Рапорт по достойной встрече 60- летия ВЛКСМ. И вот результат: в торжественной обстановке по­ бедители подписали этот рапорт. Наша комсомольская организа­ ция награждена Памятной лен­ той ЦК ВЛКСМ. Работу в новом 1979—1980 учебном году техникум начал под девизом: «Достойно встретим 110-ю годовщину со дня рожде­ ния В. И. Ленина» и принял вы­ сокие обязательства. В основу перспективного пла­ нирования воспитательной рабо­ ты на весь период обучения по­ ложено формирование личности молодого специалиста, отвечаю­ щего требованиям развитого со­ циализма. Мы стремимся к тому, чтобы на общих делах крепли групповые коллективы и создава­ лась атмосфера заинтересованно­ сти в успехах всей группы. Большую воспитательную рабо­ ту проводят классные руководи­ тели. Много сил и времени они отдают своим воспитанникам, стремятся применить новые фор­ мы внеклассной работы, а глав­ ное — изучить личность учащего­ ся, его психологические и инди­ видуальные особенности. В каж ­ дом молодом человеке наши пе­ дагоги ищут прежде всего поло­ жительное начало и именно на этой основе воспитывают его, возбуждают чувство здорового соперничества, желание быть лучше, нравственно чище, отлич­ но учиться и отлично работать. Классные руководители Р. И. Сушкова, В. 3. Шлягина, Л. Н. Труфанова, Т. М. Бедная и дру­ гие — люди, разные по возрасту, характеру и опыту преподава­ тельской работы. Но их объеди­ няет одно — глубокое знание и понимание душ своих воспитан­ ников, постоянная человеческая забота о них, горячее стремление сплотить группу на общих делах и интересах. Каждый месяц со­ бираются классные руководители на свой семинар, чтобы обме­ няться опытом работы, получить добрый товарищеский совет, об­ судить наболевшие вопросы. Од­ ной из форм таких семинаров яв­ ляются открытые классные часы. Их подготовкой, как правило, занята вся группа. Содержатель­ но и эмоционально прошли, на­ пример, классные часы: «Наш ^го- вый мир», «Нам до всего есть дело», «Отечество мое», «Между­ народный год ребенка». Надежным помощником препо­ давателей в воспитательной ра­ боте является комсомольская ор­ ганизация техникума. Она объе­ диняет в своих рядах более ты­ сячи юношей и девушек. Много славных дел на счету у наших комсомольцев. Каждый учащийся перед лицом своих товарищей подводит итог выполнения лично­ го комплексного плана, показы­ вает политическую зрелость и убежденность. Выпускники техникума должны быть не только специалистами, но и умелыми организаторами, под­ линными пропагандистами ком­ мунистического мировоззрения и морали. Этому способств у е т внедряемая в техникуме общест­ венно-политическая практика уча­ щихся. На первом и втором кур­ сах юноши и девушки учатся самостоятельно проводить бесе­ ды, экскурсии, политинформации, различные культурно-массовые мероприятия, приобретают навы­ ки в выпуске стенных газет, со­ ставлении рефератов на общест­ венно-политические темы. Стар­ шекурсники занимаются в школе профсоюзного и комсомольского актива, углубляют свои навыки в организаторской, общественной работе, выступают с беседами в учебных заведениях. Органической частью процесса обучения является производст­ венная практика учащихся. Мы считаем, что она должна не толь­ ко давать профессиональные на­ выки, но и воспитывать органи­ заторские способности, творче­ ское отношение к труду. И по­ этому перед уходом на практику учащиеся получают индивидуаль­ ные задания для подготовки док­ лада или реферата. В период технологической, производствен­ ной и преддипломной практики учащиеся оказывают помощь ба­ зовому заводу. В 1979 году они отработали 211660 человеко-ча­ сов, что в переводе в натураль­ ное выражение равнозначно изго­ товлению 1058 пропашных трак­ торов Т-40А. Особое место в системе подго­ товки техников-технологов зани­ мает техническое творчество. В предметных технических кружках вместе со старшекурсниками ра­ ботают и те, кто учится первый год. Такое творческое содружест­ во помогает первокурсникам рас­ ширить технический кругозор и быстрее приобщиться к своей специальности. Силами кружков­ цев, а также учащихся заочного отделения оборудованы многие наши кабинеты. Модели, макеты, стенды, приборы и новые плака­ ты — все это изготовлено в ка­ бинетах руками учащихся и пре­ подавателей. Подлинной школой жизни и труда стали строительные отря­ ды, которые ежегодно формирует наша комсомольская организа­ ция. Реализация постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебны­ ми заведениями и об улучшении качества подготовки специали­ стов со средним специальным об­ разованием» позволила нам до­ стичь определенных успехов в учебно-воспитательной работе. Но сделаны лишь первые шаги. Поиски новых методов обуче­ ния, дальнейшее укрепление ма­ териально-технической базы, рас­ ширение связи с базовым пред­ приятием — тракторным заво­ дом, повышение квалификации преподавателей — вот какими делами и заботами наполнена жизнь педагогического коллекти­ ва и общественных организаций нашего техникума в эти волную­ щие дни подготовки к славному юбилею — 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. В. МЕЩЕРЯКОВ, директор Липецкого машиностроительного техникума, заслуженный учитель школы РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz