Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА, ВЗАИМОВЫРУЧКИ Когда кузнеца нашего цеха В, Д. Овсянникова товарищи поздравляли с досрочным завер­ шением личной пятилетки (а вы­ полнил он ее еще в июле минув­ шего года), передовой рабочий подчеркнул: «Своих успехов я не смог бы добиться в одиночку, без товарищей по работе». И это, понятно, не просто сло­ ва. Потому что трудно переоце­ нить помощь товарища, под­ держку наставника, совет, дан­ ный молодому рабочему вете­ раном труда. Любой из нас — полноправный член трудового коллектива, в котором все до­ полняют друг друга, приходят на помощь в нужную минуту, живя согласно заповеди мораль­ ного кодекса строителя комму­ низма: «Каждый — за всех, все — за одного». Коллективизм, чувство хозяина, активная жиз­ ненная позиция, добросовест­ ность, стремление работать с опережением, качественно — эти черты личности формируются именно в трудовом коллективе. Взять наш цех, В нем люди, разные по профессиональной подготовке, жизненному опыту, возрасту, характеру. Но объеди­ няет их главное — стремление быстро и хорошо выполнять про­ изводственные задания, социали­ стические обязательства, внести как можно больший вклад в до­ срочное выполнение заданий за­ вершающего года десятой пяти­ летки. Товарищи по работе — это прежде всего товарищи по борь­ бе за общее дело. А для нас главное общее дело — добиться отличных результатов в труде. Таких результатов, как у кузне­ цов из нашего цеха А. М. Рыж­ кова, Н. В. Ярушкина, штампов­ щицы Н. А. Гусенко, заточницы М. И. Чурсиной, хотел бы до­ биться каждый рабочий. И мы все делаем в цехе для того, что­ бы молодежь училась у опытных рабочих трудолюбию, настойчи­ вости, мастерству. Коллектив нашего цеха, как известно, выступил с инициати­ вой включиться в соревнование под девизом «110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина— 110 дней ударного труда!». По­ чин наших рабочих единодушно поддержали коллективы всех це­ хов и отделов завода. Если про­ следить итоги ударной ленин­ ской вахты на сегодняшний день, то результаты нашего коллекти­ ва — налицо. Коллектив работа­ ет ритмично, все рабочие вы­ полняют и перевыполняют смен­ ные задания. Цех — в числе ли­ деров внутризаводского социа­ листического соревнования. Та­ кие результаты радуют нас, еще теснее сплачивают в борьбе за высокие результаты, эффектив­ ность, экономию и качество. Есть такое хорошее слово — соратник. Все мы знаем, как вы­ соко ценил дружбу, освещенную большой целью, В. И. Ленин. И знаем, как Владимир Ильич был принципиален и требователен к себе, к своим соратникам, На­ стоящий товарищ — и внима­ тельный друг, и строгий судья. Он поддержит словом успех дру­ гих, порадуется их удачам, как своим собственным, но и прямо скажет, если кто-то допускает промах, собьется на обочину. Он поможет обрести уверенность в себе, если вдруг возникнут со­ мнения или опустятся руки. КОЛЛЕКТИВ И ТЫ Именно так работают мои това­ рищи по трудовому соперниче­ ству — члены бригад кузнецов десятитонных молотов, возглав­ ляемых В. М. Тимофеевым и В. П. Голиковым. Сколько време­ ни и сил в бригадах затрачива­ ется на обучение новичков! И молодежь всегда чувствует под­ держку, заботу. Не случайно подручный кузнеца десятитонно­ го молота комсомолец Е, Емель­ янов сейчас добивается таких же высоких производственных показателей, как и его опытные товарйщи по труду. Успех бригады, участка... Сам по себе он не приходит. Важно своевременно поддержать по­ лезную инициативу, творческий порыв каждого, помочь рас­ крыться способностям человека. С каким настроением работает­ ся — это часто зависит от обста­ новки, от товарищей. Порой про­ стой вопрос бригадира, мастера: «Как дела в институте? Как де­ ти?» — и человек чувствует теп­ лоту своего окружения. Объек­ тивность при определении побе­ дителей социалистического со­ ревнования, моральная поддерж­ ка на партийном или рабочем собрании, беседа по душам в трудную минуту — все имеет значение, все создает здоровый тонус в работе, творческую ат­ мосферу. В то же время не мо­ гут быть терпимыми всепрощен- ство и поблажки к нарушителям производственной дисциплины. В последнее время наши партий­ ная, профсоюзная и комсомоль­ ская организации укреплению трудовой дисципл'ины уделяют большое внимание. Усилена про­ филактическая работа, не оста­ ется без административного и общественного воздействия ни один случай нарушения. Лиц, на­ рушивших трудовую дисциплину, обсуждаем на собраниях рабо­ чих участков и смен, И здесь очень важно, чтобы прогульщик или нарушитель почувствовал, что его не просто разбирают ра­ ди формы, а товарищи по работе действительно хотят помочь ис­ правиться оступившемуся, всей душой болеют за него. В этом плане воспитательную силу кол­ лектива просто трудно переоце­ нить. Когда есть поддержка коллек­ тива, многие, даже очень слож­ ные задачи выполнимы. Другое дело, что нельзя злоупотреб­ лять доверием товарищей, сле­ дует всегда сверять свои поступ­ ки с общественной целесообраз­ ностью, моралью. Воспитательное воздействие товарищей по работе каждый из нас ощущает на себе. Мы всег­ да с интересом следим за ус­ пехами новаторов, стараемся подражать ударникам, берем пример с рационализаторов. По лидерам в социалистическом со­ ревновании мы, как по компасу, сверяем свою личную отдачу, свою дисциплинированность. А на нас в свою очередь равняет­ ся молодежь. Добросовестный труд, высокая гражданственность, и д е й н а я убежденность лежат в основе подлинных товарищеских взаимо­ отношений. Сотни, тысячи трак­ торостроителей болеют душой о делах своего цеха, завода, ак­ тивно включаются в поход за бережливость, наивысшую про­ изводительность труда, качество, видят свой рабочий долг в том, чтобы новыми трудовыми успе­ хами ознаменовать 110-ю годов­ щину со дня рождения В. И. Ле­ нина, достойно встретить XXVI съезд КПСС. В. НЕНАХОВ, бригадир кузнецов десятитонного молота кузнечного цеха. ПРИМЕР НАСТАВНИКА На заводской слет наставников Мария Васильевна Чеканникова, шлифовщица четвертого трактор­ ного цеха, пришла вместе с пред­ седателем цехового совета нас­ тавников Михаилом Ивановичем Рукиным, человеком, посвятив­ шим многие годы работы в цехе воспитанию молодежи. Хотя и не была она в числе выступающих, но очень волновалась: ведь при­ нимала участие в слете впервые. А на трибуне выступали те, кто большую часть своей жизни по­ святил работе е молодыми рабо­ чими. Каждое их выступление Мария Васильевна слушала с особым вниманием, делала инте­ ресные, на ее взгляд, пометки. Много полезного услышала за те часы слета. Совсем по-ино­ му открылись те методы работы с юношами и девушками, кото­ рые она использовала. Словом, самое лучшее, передовое взяла на вооружение М. В. Чеканнико­ ва. Заключительная часть слета была самой ответственной и тор­ жественной. Председатель завод­ ского комитета профсоюза А. М. Авдеев огласил список «Лучших наставников молодежи ЛТл». В нем значилась и фамилия М. В. Чеканниковой. Принимая позд­ равления от товарищей, Мария Басильевна вдруг припомнила свои первые шаги в большую са­ мостоятельную жизнь, которая начиналась на нашем заводе, пер­ вых учеников. ...Далеко не каждая девчонка мечтает о профессии фрезеровщи­ ка, сверловщика, шлифовщика. Для многих непосвященных эта работа выглядит не совсем прив­ лекательной. Пятнадцать лет на­ зад пришла М. В. Чеканникова в четвертый тракторный цех. И поняла — профессию выбрала не из легких, но почетную. «Трудно­ сти есть в любом деле, и бояться их не надо», — успокаивала себя Мария Васильевна. Характер у девушки оказался твердым, как говорится, «муж­ ским», но в то же время общи­ тельным, покладистым. Бысдро влилась она в коллектив, подру­ жилась со многими рабочими. А освоить профессию шлифовщицы Марии Васильевне помогла опыт­ ная станочница Ольга Акимовна Поскакова. Первое время М. В. Чеканни­ кова наблюдала лишь за работой своей наставницы. Уяснив вскоре для себя все приемы, она переш­ ла на самостоятельную работу. И первые дни для нее были самы­ ми трудными. То брак идет, то станок вдруг остановится, Благо, что станки их были рядом. Что случись, Ольга Акимовна подой­ дет к станку ученицы, вниматель­ но все осмотрит, подскажет, в чем причина той или другой не­ урядицы. И от спокойного при­ ятного голоса О. А. Поскаковой на душе Марии Васильевны ста­ новилось как-то лучше. И слова подбирала всегда, какие-то осо­ бенные, простые и понятные. Ка­ залось, что не только она, уже взрослый человек, поймет, как нужно делать деталь, но и любой школьник. А время бежало, торопило, и старалась идти в ногу со време­ нем, не останавливаться на до­ стигнутом молодая станочница. Пора ученичества у М. В. Чекан­ никовой кончилась. Работать ста­ ла не хуже опытных рабочих. Выполняла и даже перевыполня­ ла производственные задания, порой «ооходила» и свою на­ ставницу. а та только радова­ лась. «достойную смену, значит, себе вырастила, — думала О. А. Поскакова. — Заменит меня, когда уйду на пенсию». Нетерпимость к неряшливости в раооте, умение самодисципли- нировать сеоя — словом, все, что характеризует с положитель­ ной стороны Ольгу Акимовну, передала наставница своей уче­ нице. Поэтому привыкла Мария Васильевна работать с полной отдачей сил, увлеченно. И еще одно, пожалуй, самое главное — преданность делу, над которым властвуют твои руки, было пере­ дано наставницей М. В. Чеканни­ ковой. Навсегда «прижилась» Мария Васильевна в коллективе второго участка четвертого тракторного цеха, срослась с ним, стала его неотделимой частицей. А пять лет назад Мария Ва­ сильевна вдруг надумала рассчи­ таться. «Вдруг» это родилось тог­ да, когда ее назначили на по­ сменную работу. Ее она не уст­ раивала'. двое маленьких детей было у М. В. Чеканниковой. Тог­ да и появилось ее заявление об уходе из цеха. Мастер участка, начальник цеха не хотели об этом и слышать. «Не отпустим и все», — говорили они. А замены не было: на участке работали почти все замужние женщины. И расставатья было не легко: тру­ довой стаж в цехе насчитывал у М. В. Чеканниковой уже десять лет. «При малейшей возможности вернусь в цех», — решила для себя Мария Васильевна. Но ру­ ководители цеха нашли все же ей замену и предоставили рабо­ тать лишь р одну смену. Так и осталась М. В. Чеканникова на­ всегда в четвертом тракторном. А в цех приходили и приходят молодые рабочие. Направляют их теперь и к Марии Васильевне. Толково, по-матерински заботли­ во, как когда-то ей самой, помо­ гает она новичкам найти верный жизненный путь. Для себя наставница давно уяснила, что не только одним умением определяется содержа­ ние рабочей профессии. Надо еще полюбить свою работу. Надо ра­ ботать так, чтобы трудно было оторваться от любимого дела, чтобы ты не мог прожить и дня без настоящей работы, которая снится по ночам, а утром зовет к себе так, что невольно начи­ наешь торопиться в цех. Поняли это и Надя Сарафанова, и Ира Титова, и другие ее ученики. Всего второй год работает Н. Сарафанова в цехе, И. Титова и того меньше — несколько меся­ цев. Глядя на этих хрупких де­ вушек, трудно вообразить, сколь- ко силы и молодой энергии таит- ся в них. Ритмичные и точные движения рук во время работы, внимательный и сосредоточенный взгляд за станком — все это пе­ реняли девушки у своей настав­ ницы. — С каждым днем девушки работают все увереннее, — гово­ рит Мария Васильевна. — Вме­ сте с мастерством к ним прихо­ дит и удовлетворение сделанным: ведь в тракторе, который сходит с конвейера, есть частица и их труда. Никогда не приходилось крас­ неть за своих учеников М. В. Че­ канниковой. Работали они хоро­ шо, под стать своей наставнице. На добро платили всегда доб­ ром. Было, конечно, что приходи­ ли к М. В. Чеканниковой люди случайные, которые не прижива-1 лись в коллективе. Они считали, что очень кропотливое это дело шлифовка, которая требовала большой аккуратности, терпения. И потому, наверное, оставались на участке самые трудолюбивые, настойчивые. ...Пожалуй, обо всем этом и подумала тогда на слете Мария Васильевна Чеканникова. И для себя еще тверже усвоила: помочь человеку найти себя, свое место в жизни — вот к чему призван наставник. И еще хотелось сказать о Ма­ рии Васильевне, что свою лич­ ную пятилетку она обязалась выполнить к знаменательной да­ те — 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Т. ЮРОВА. Работает „Молодежная" ЗАГЛЯНУТЬ ВНУТРЬ Просто найти дефект, прячу­ щийся внутри детали, подчас бы­ вает недостаточшо. Порой необ­ ходимо подробнее «рассмотреть» его, чтобы понять, каким обра­ зом повлияет он на качество из­ делия. Но как это сделать? Уви­ деть объемное изображение та­ ких вот скрытых изъянов мож­ но с помощью дефектоскопа, изо­ бретенного ученьпми Харькова. В приборе использовано свой­ ство ультразвука проникать сквозь металл, камень, бетон, по­ лимеры. При этом он чутко реаги­ рует на малейшие неоднороднее ста в толще исследуемого образ­ ца. Затем отраженные импульсы сравниваются с так называемы­ ми эталонными колебаниями на фотопленке — так формируется голограмма. На нее направляет­ ся луч лазера, и в пространстве возникает четкое трехмерное изображайте дефекта. Принцип ультраэв'уковой голо­ графии можно применять для контроля качества кр^уиных за­ готовок, попользовать для про­ верки состояния инженерных сю-, оружений, железнодорО' ж н ы х рельсов и друга* объектов. Антарктический метеорологиче­ ский центр (АМЦ) «Молодежная» сегодня является столицей совет­ ских экспедиций в Антарктиде. Из шести действующих здесь со­ ветских полярных станций «Мо­ лодежная» — самая крупная не только по своим размерам (на ее территории более пятидесяти зданий и сооружений), но и по объему проводимых научных ра­ бот. Здесь трудится большой кол­ лектив синоптиков, аэрологов, геофизиков. С территории АМЦ регулярно производятся запуски метеорологических ракет и радио­ зондов. Специалисты радиоотря­ да поддерживают надежную ра­ диосвязь со всеми полярными станциями и с Большой землей. Антарктиду называют «кух­ ней погоды». Поэтому одна из основных задач полярников — сбор метеорологических данных. Эти данные после обработки пе­ редаются в Москву, а также ис­ пользуются при составлении си­ ноптических прогнозов для со­ ветских научных и промысловых судов, работающих в южном по­ лушарии. На снимках: старший инже­ нер-аэролог Б. И. Дюков запус­ кает радиозонд; самолет ИЛ-18Д № 74267 на антарктическом аэ­ родроме. Более тридцати тысяч километров преодолел этот само­ лет по сверхдальней трассе Моск­ ва — Антарктида — Москва. Та­ ким образом наведен «воздушный мост», связавший столицу нашей родины со столицей советских научных исследований на шестом континенте. ФотохроникаТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz