Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА, ВЗАИМОВЫРУЧКИ Когда кузнеца нашего цеха В, Д. Овсянникова товарищи поздравляли с досрочным завер шением личной пятилетки (а вы полнил он ее еще в июле минув шего года), передовой рабочий подчеркнул: «Своих успехов я не смог бы добиться в одиночку, без товарищей по работе». И это, понятно, не просто сло ва. Потому что трудно переоце нить помощь товарища, под держку наставника, совет, дан ный молодому рабочему вете раном труда. Любой из нас — полноправный член трудового коллектива, в котором все до полняют друг друга, приходят на помощь в нужную минуту, живя согласно заповеди мораль ного кодекса строителя комму низма: «Каждый — за всех, все — за одного». Коллективизм, чувство хозяина, активная жиз ненная позиция, добросовест ность, стремление работать с опережением, качественно — эти черты личности формируются именно в трудовом коллективе. Взять наш цех, В нем люди, разные по профессиональной подготовке, жизненному опыту, возрасту, характеру. Но объеди няет их главное — стремление быстро и хорошо выполнять про изводственные задания, социали стические обязательства, внести как можно больший вклад в до срочное выполнение заданий за вершающего года десятой пяти летки. Товарищи по работе — это прежде всего товарищи по борь бе за общее дело. А для нас главное общее дело — добиться отличных результатов в труде. Таких результатов, как у кузне цов из нашего цеха А. М. Рыж кова, Н. В. Ярушкина, штампов щицы Н. А. Гусенко, заточницы М. И. Чурсиной, хотел бы до биться каждый рабочий. И мы все делаем в цехе для того, что бы молодежь училась у опытных рабочих трудолюбию, настойчи вости, мастерству. Коллектив нашего цеха, как известно, выступил с инициати вой включиться в соревнование под девизом «110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина— 110 дней ударного труда!». По чин наших рабочих единодушно поддержали коллективы всех це хов и отделов завода. Если про следить итоги ударной ленин ской вахты на сегодняшний день, то результаты нашего коллекти ва — налицо. Коллектив работа ет ритмично, все рабочие вы полняют и перевыполняют смен ные задания. Цех — в числе ли деров внутризаводского социа листического соревнования. Та кие результаты радуют нас, еще теснее сплачивают в борьбе за высокие результаты, эффектив ность, экономию и качество. Есть такое хорошее слово — соратник. Все мы знаем, как вы соко ценил дружбу, освещенную большой целью, В. И. Ленин. И знаем, как Владимир Ильич был принципиален и требователен к себе, к своим соратникам, На стоящий товарищ — и внима тельный друг, и строгий судья. Он поддержит словом успех дру гих, порадуется их удачам, как своим собственным, но и прямо скажет, если кто-то допускает промах, собьется на обочину. Он поможет обрести уверенность в себе, если вдруг возникнут со мнения или опустятся руки. КОЛЛЕКТИВ И ТЫ Именно так работают мои това рищи по трудовому соперниче ству — члены бригад кузнецов десятитонных молотов, возглав ляемых В. М. Тимофеевым и В. П. Голиковым. Сколько време ни и сил в бригадах затрачива ется на обучение новичков! И молодежь всегда чувствует под держку, заботу. Не случайно подручный кузнеца десятитонно го молота комсомолец Е, Емель янов сейчас добивается таких же высоких производственных показателей, как и его опытные товарйщи по труду. Успех бригады, участка... Сам по себе он не приходит. Важно своевременно поддержать по лезную инициативу, творческий порыв каждого, помочь рас крыться способностям человека. С каким настроением работает ся — это часто зависит от обста новки, от товарищей. Порой про стой вопрос бригадира, мастера: «Как дела в институте? Как де ти?» — и человек чувствует теп лоту своего окружения. Объек тивность при определении побе дителей социалистического со ревнования, моральная поддерж ка на партийном или рабочем собрании, беседа по душам в трудную минуту — все имеет значение, все создает здоровый тонус в работе, творческую ат мосферу. В то же время не мо гут быть терпимыми всепрощен- ство и поблажки к нарушителям производственной дисциплины. В последнее время наши партий ная, профсоюзная и комсомоль ская организации укреплению трудовой дисципл'ины уделяют большое внимание. Усилена про филактическая работа, не оста ется без административного и общественного воздействия ни один случай нарушения. Лиц, на рушивших трудовую дисциплину, обсуждаем на собраниях рабо чих участков и смен, И здесь очень важно, чтобы прогульщик или нарушитель почувствовал, что его не просто разбирают ра ди формы, а товарищи по работе действительно хотят помочь ис правиться оступившемуся, всей душой болеют за него. В этом плане воспитательную силу кол лектива просто трудно переоце нить. Когда есть поддержка коллек тива, многие, даже очень слож ные задачи выполнимы. Другое дело, что нельзя злоупотреб лять доверием товарищей, сле дует всегда сверять свои поступ ки с общественной целесообраз ностью, моралью. Воспитательное воздействие товарищей по работе каждый из нас ощущает на себе. Мы всег да с интересом следим за ус пехами новаторов, стараемся подражать ударникам, берем пример с рационализаторов. По лидерам в социалистическом со ревновании мы, как по компасу, сверяем свою личную отдачу, свою дисциплинированность. А на нас в свою очередь равняет ся молодежь. Добросовестный труд, высокая гражданственность, и д е й н а я убежденность лежат в основе подлинных товарищеских взаимо отношений. Сотни, тысячи трак торостроителей болеют душой о делах своего цеха, завода, ак тивно включаются в поход за бережливость, наивысшую про изводительность труда, качество, видят свой рабочий долг в том, чтобы новыми трудовыми успе хами ознаменовать 110-ю годов щину со дня рождения В. И. Ле нина, достойно встретить XXVI съезд КПСС. В. НЕНАХОВ, бригадир кузнецов десятитонного молота кузнечного цеха. ПРИМЕР НАСТАВНИКА На заводской слет наставников Мария Васильевна Чеканникова, шлифовщица четвертого трактор ного цеха, пришла вместе с пред седателем цехового совета нас тавников Михаилом Ивановичем Рукиным, человеком, посвятив шим многие годы работы в цехе воспитанию молодежи. Хотя и не была она в числе выступающих, но очень волновалась: ведь при нимала участие в слете впервые. А на трибуне выступали те, кто большую часть своей жизни по святил работе е молодыми рабо чими. Каждое их выступление Мария Васильевна слушала с особым вниманием, делала инте ресные, на ее взгляд, пометки. Много полезного услышала за те часы слета. Совсем по-ино му открылись те методы работы с юношами и девушками, кото рые она использовала. Словом, самое лучшее, передовое взяла на вооружение М. В. Чеканнико ва. Заключительная часть слета была самой ответственной и тор жественной. Председатель завод ского комитета профсоюза А. М. Авдеев огласил список «Лучших наставников молодежи ЛТл». В нем значилась и фамилия М. В. Чеканниковой. Принимая позд равления от товарищей, Мария Басильевна вдруг припомнила свои первые шаги в большую са мостоятельную жизнь, которая начиналась на нашем заводе, пер вых учеников. ...Далеко не каждая девчонка мечтает о профессии фрезеровщи ка, сверловщика, шлифовщика. Для многих непосвященных эта работа выглядит не совсем прив лекательной. Пятнадцать лет на зад пришла М. В. Чеканникова в четвертый тракторный цех. И поняла — профессию выбрала не из легких, но почетную. «Трудно сти есть в любом деле, и бояться их не надо», — успокаивала себя Мария Васильевна. Характер у девушки оказался твердым, как говорится, «муж ским», но в то же время общи тельным, покладистым. Бысдро влилась она в коллектив, подру жилась со многими рабочими. А освоить профессию шлифовщицы Марии Васильевне помогла опыт ная станочница Ольга Акимовна Поскакова. Первое время М. В. Чеканни кова наблюдала лишь за работой своей наставницы. Уяснив вскоре для себя все приемы, она переш ла на самостоятельную работу. И первые дни для нее были самы ми трудными. То брак идет, то станок вдруг остановится, Благо, что станки их были рядом. Что случись, Ольга Акимовна подой дет к станку ученицы, вниматель но все осмотрит, подскажет, в чем причина той или другой не урядицы. И от спокойного при ятного голоса О. А. Поскаковой на душе Марии Васильевны ста новилось как-то лучше. И слова подбирала всегда, какие-то осо бенные, простые и понятные. Ка залось, что не только она, уже взрослый человек, поймет, как нужно делать деталь, но и любой школьник. А время бежало, торопило, и старалась идти в ногу со време нем, не останавливаться на до стигнутом молодая станочница. Пора ученичества у М. В. Чекан никовой кончилась. Работать ста ла не хуже опытных рабочих. Выполняла и даже перевыполня ла производственные задания, порой «ооходила» и свою на ставницу. а та только радова лась. «достойную смену, значит, себе вырастила, — думала О. А. Поскакова. — Заменит меня, когда уйду на пенсию». Нетерпимость к неряшливости в раооте, умение самодисципли- нировать сеоя — словом, все, что характеризует с положитель ной стороны Ольгу Акимовну, передала наставница своей уче нице. Поэтому привыкла Мария Васильевна работать с полной отдачей сил, увлеченно. И еще одно, пожалуй, самое главное — преданность делу, над которым властвуют твои руки, было пере дано наставницей М. В. Чеканни ковой. Навсегда «прижилась» Мария Васильевна в коллективе второго участка четвертого тракторного цеха, срослась с ним, стала его неотделимой частицей. А пять лет назад Мария Ва сильевна вдруг надумала рассчи таться. «Вдруг» это родилось тог да, когда ее назначили на по сменную работу. Ее она не уст раивала'. двое маленьких детей было у М. В. Чеканниковой. Тог да и появилось ее заявление об уходе из цеха. Мастер участка, начальник цеха не хотели об этом и слышать. «Не отпустим и все», — говорили они. А замены не было: на участке работали почти все замужние женщины. И расставатья было не легко: тру довой стаж в цехе насчитывал у М. В. Чеканниковой уже десять лет. «При малейшей возможности вернусь в цех», — решила для себя Мария Васильевна. Но ру ководители цеха нашли все же ей замену и предоставили рабо тать лишь р одну смену. Так и осталась М. В. Чеканникова на всегда в четвертом тракторном. А в цех приходили и приходят молодые рабочие. Направляют их теперь и к Марии Васильевне. Толково, по-матерински заботли во, как когда-то ей самой, помо гает она новичкам найти верный жизненный путь. Для себя наставница давно уяснила, что не только одним умением определяется содержа ние рабочей профессии. Надо еще полюбить свою работу. Надо ра ботать так, чтобы трудно было оторваться от любимого дела, чтобы ты не мог прожить и дня без настоящей работы, которая снится по ночам, а утром зовет к себе так, что невольно начи наешь торопиться в цех. Поняли это и Надя Сарафанова, и Ира Титова, и другие ее ученики. Всего второй год работает Н. Сарафанова в цехе, И. Титова и того меньше — несколько меся цев. Глядя на этих хрупких де вушек, трудно вообразить, сколь- ко силы и молодой энергии таит- ся в них. Ритмичные и точные движения рук во время работы, внимательный и сосредоточенный взгляд за станком — все это пе реняли девушки у своей настав ницы. — С каждым днем девушки работают все увереннее, — гово рит Мария Васильевна. — Вме сте с мастерством к ним прихо дит и удовлетворение сделанным: ведь в тракторе, который сходит с конвейера, есть частица и их труда. Никогда не приходилось крас неть за своих учеников М. В. Че канниковой. Работали они хоро шо, под стать своей наставнице. На добро платили всегда доб ром. Было, конечно, что приходи ли к М. В. Чеканниковой люди случайные, которые не прижива-1 лись в коллективе. Они считали, что очень кропотливое это дело шлифовка, которая требовала большой аккуратности, терпения. И потому, наверное, оставались на участке самые трудолюбивые, настойчивые. ...Пожалуй, обо всем этом и подумала тогда на слете Мария Васильевна Чеканникова. И для себя еще тверже усвоила: помочь человеку найти себя, свое место в жизни — вот к чему призван наставник. И еще хотелось сказать о Ма рии Васильевне, что свою лич ную пятилетку она обязалась выполнить к знаменательной да те — 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Т. ЮРОВА. Работает „Молодежная" ЗАГЛЯНУТЬ ВНУТРЬ Просто найти дефект, прячу щийся внутри детали, подчас бы вает недостаточшо. Порой необ ходимо подробнее «рассмотреть» его, чтобы понять, каким обра зом повлияет он на качество из делия. Но как это сделать? Уви деть объемное изображение та ких вот скрытых изъянов мож но с помощью дефектоскопа, изо бретенного ученьпми Харькова. В приборе использовано свой ство ультразвука проникать сквозь металл, камень, бетон, по лимеры. При этом он чутко реаги рует на малейшие неоднороднее ста в толще исследуемого образ ца. Затем отраженные импульсы сравниваются с так называемы ми эталонными колебаниями на фотопленке — так формируется голограмма. На нее направляет ся луч лазера, и в пространстве возникает четкое трехмерное изображайте дефекта. Принцип ультраэв'уковой голо графии можно применять для контроля качества кр^уиных за готовок, попользовать для про верки состояния инженерных сю-, оружений, железнодорО' ж н ы х рельсов и друга* объектов. Антарктический метеорологиче ский центр (АМЦ) «Молодежная» сегодня является столицей совет ских экспедиций в Антарктиде. Из шести действующих здесь со ветских полярных станций «Мо лодежная» — самая крупная не только по своим размерам (на ее территории более пятидесяти зданий и сооружений), но и по объему проводимых научных ра бот. Здесь трудится большой кол лектив синоптиков, аэрологов, геофизиков. С территории АМЦ регулярно производятся запуски метеорологических ракет и радио зондов. Специалисты радиоотря да поддерживают надежную ра диосвязь со всеми полярными станциями и с Большой землей. Антарктиду называют «кух ней погоды». Поэтому одна из основных задач полярников — сбор метеорологических данных. Эти данные после обработки пе редаются в Москву, а также ис пользуются при составлении си ноптических прогнозов для со ветских научных и промысловых судов, работающих в южном по лушарии. На снимках: старший инже нер-аэролог Б. И. Дюков запус кает радиозонд; самолет ИЛ-18Д № 74267 на антарктическом аэ родроме. Более тридцати тысяч километров преодолел этот само лет по сверхдальней трассе Моск ва — Антарктида — Москва. Та ким образом наведен «воздушный мост», связавший столицу нашей родины со столицей советских научных исследований на шестом континенте. ФотохроникаТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz