Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
В чугунолитейном цехе работает школа по курсу «КПСС — руководящая и организующая сила ком мунистического строитель ства». Ведет ее один из лучших пропагандистов на шего предприятия Николай Степанович Самойлов. НА СНИМКАХ: внизу — Н. Самойлов в ыс т у п а е т перед слушателями; вверху — пропагандисты завода слушают рассказ Н. Самой лова об опыте своей рабо ты. Фото В. Ивочкина. Л И Т Е Р А Т У Р НЫЙ ЧАС В К Р А С НОМ У Г О Л К Е На днях в красном уголке чугунолитейного цеха состоялся информационный обзор литера туры, которая поступила в биб- интересный литературный час лиотеку в этом году: романа «Наш современник», посвященный 3. Халафяна «Год, год, год...», по- обзору новинок литературы. Его провела заведующая фическим отделом профсоюзной библиотеки Л. В. Кургузова. Она подробно рассказала о произведениях советских писате лей: о романах Б. Косиноковско- го «Земные братья», М. Колесни вести А. Ананьева «Память серд- библиогра- ца», книг В. Шрагина «Чили, заводской Корвалан, борьба» и «Полпреды России», О. Владимирова и В. Ря занцева «Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна» и т. д. Чугунолитейщики очень тепло встретили выступление старшего кова «Алтушин принимает реше- библиографа и остались доволь- ние», о повестях В. Быкова «Обе- ны глУб°ким и, интересными лите- лиск» и «Его батальон», Б. Полево- РатУРными сведениями, получен- го «Анюта». Л. В. Кургузова про- нЫМИ т ее беседы. комментировала также содержа ние первых номеров журналов «Октябрь» и «Знамя» за 1976 год. В заключение литературного ча са Людмила Васильевна сделала Е. ЛАВРОВА, заведующая филиалом заводской профсоюзной библиотеки чугунолитейного цеха. еха ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Ремонтную мастерскую обруб ного отделения знают в сталели тейном цехе все. Здесь почти всегда можно увидеть посетите лей. Вот и сейчас сюда зашел за точник экспортного участка Иван Тихонович Бунеев. — Василий Кондратьевич, — обратился он к слесарю Канато ву, — что-то шлифовальная ма шина плохо работает, посмотри, пожалуйста. — Неисправность постараюсь устранить через час, а пока возь ми другую, — ответил В. К. Ка натов. - Только покинул мастерскую И. Т. Бунеев, как зашла работни ца красильного участка. И ее просьбу ремонтник не оставил без ответа. Осмотрев принесенный ею пульверизатор, он в считанные минуты исправил поломку, а за тем посоветовал, что нужно Сде лать, чтобы их было как можно меньше. «Хороший ремонтник, настоя щий мастер своего дела» — так отзываются сталелитейщики о В. К. Канатове, который вот уже почти четверть века работает в их коллективе. С раннего детства пристрастил ся Василий Кондратьевич к сле сарному делу. Мог заниматься им целыми часами. Год от года это увлечение росло, а потом превра тилось в призвание. Правда, ког да на Советскую Родину напали немецкие захватчики, слесарный инструмент пришлось сменить на автомат. С ним он прошел тыся чи километров. Освобождал Укра- Авторитетный человек нимал участие в разгроме импе риалистической Японии. После демобилизации из рядов Советской Армии Канатов неко торое время работал слесарем в одной из строительных организа ций. А в 1950 году перешел в мо торный цех нашего завода, где занимался ремонтом и установ кой технологической оснастки. Когда был сдан в эксплуатацию сталелитейный цех, то Василий Кондратьевич, к тому времени уже высококвалифицированный ремонтник, решил поработать в нем. Все привлекало Канатова на но вом месте. Тут и оборудование мощнее, и продукция производи лась другая. Вдобавок здесь были большие возможности для приме нения творчества и смекалки. По этому Василий Кондратьевич с первых же дней горячо взялся за новое дело. И всегда, даже в са мом трудном случае, он не отсту пал от задуманного, качественно и в срок выполнял то, что поруча ло ему руководство цеха. Ежедневно требовалось строить свою работу так, чтобы ни один механизм не простаивал лишнее время. Порой это было нелегко сделать, так как отсутствовали запасные части к оборудованию, не хватало квалифицированных кадров. Но Василий Кондратьевич мог не только работать за двоих, но и изготавливать детали, кото рыми можно было заменить изно шенные изделия. Более десяти лет подряд Кана тов был закреплен за плавильным отделением. Он квалифицирован но ремонтировал мостовые краны и механизмы электропечей, при нимал участие в монтаже и за пуске оборудования. С каждым днем требовалось больше металла для получения литья. И хотя выдают его стале вары, большой вклад в выполне ние плановых заданий вносил также слесарь Канатов. Оборудо вание, отремонтированное им, действовало надежно, в резуль тате жидкая сталь на формовоч ные конвейеры поступила без за держки. Несколько позже по стечению обстоятельств Василий Кондрать евич перешел на другую работу. С тех пор он занимается ремон том шлифовальных машинок, пневматических молотков и меха низмов, необходимых для покрас ки отливок. И здесь он трудится добросовестно, с задором и огонь ком. Для Канатова стало прави лом не только старательно выпол нять основные обязанности, но и помогать обрубщикам сокращать потери времени, облегчать их труд. На экспортном участке работа ет несколько заточников. Если что-то не ладится с шлифоваль ными машинками, они идут в ремонтную мастерскую. В ре зультате теряется много дра гоценного времени. Василий Конд ратьевич подумал и решил, что без лишних хождений можно вполне обойтись. Спустя некоторое время на металлическом столе, где ведется заточка отливок, бы ли установлены тиски. Они позво лили в несколько раз ускорить замену абразивных кругов, увели чить выход заготовок. Однажды в самом конце недели вышла из строя емкость, в кото рую заливается краска. Ее неисп равность могла задержать отправ ку заготовок механическим цехам, так как большинство отливок кра сится. Василий Кондратьевич все сделал, чтобы этого не случилось. Он тщательно просмотрел ем кость, отремонтировал механизмы для подачи краски к подвесному конвейеру. В результате простоя не произошло. Канатов, конечно, не ограничил ся одним ремонтом емкости. Он постарался несколько усовершен ствовать ее. Если раньше крышка бака крепилась восемью болтами, то теперь—двумя. Облегчен труд красильщиц, сокращена потеря ра бочего времени. Для того, чтобы своевременно обрабатывать литье, крайне необ ходимы шлифовальные машинки. К сожалению, новые в цех посту пают очень редко. И в этом слу чае Василий Кондратьевич нахо дит выход из трудного положения. Он берет на заводском складе из ношенные машинки, ремонтирует, а потом относит их на участки обрубного отделения, где без них невозможно обойтись ни одной минуты. Много сил и энергии вкладыва ют передовые коллективы нашего цеха в осуществление планов де сятой пятилетки. Отрадно созна вать, что в шеренге правофланго вых социалистического соревнова ния находится и слесарь В. К. Ка натов, который своим добросове стным трудом завоевал у нас большой авторитет и признание. _ _ И. БОГДАНОВ, обрубщик сталелитейного цеха. ину, Белоруссию и Польшу, при- , - - обрубщик сталелитейного цеха НА ПЕ Р Е ДНЕМ НРЛЕ ТЕХНИЧЕСН0Г0 прогресса ПЛУГ ПОСЛЕЗАВТРА Недалеко от Армавира (Северный Кавказ) расположен фи лиал Всесоюзного научно-исследовательского института меха низации сельского хозяйства (ВИМ). Здесь наряду с крупны ми исследованиями проходят испытания экспериментальные образцы сельскохозяйственной техники. О некоторых из них рассказывает в публикуемой ниже статье директор этого фи лиала И. НАСЫПАЙКО. Машин, которые испытываются на нашем полигоне, вы пока не увидите на полях страны. Однако' ■некоторые из них уже находятся на последней стадии испытаний. Одна из проблем, которые сей час стоят перед учеными, разра батывающими машины для сель ского хозяйства, — уменьшение уплотнения почвы. Специалисты подсчитали, что в течение сезона трактор почти сорок раз проходит по одному и тому же месту. В ре зультате верхний, активный слой почвы дробится в пыль, а на глу бине свыше 20—30 сантиметров груйт, напротив, чрезмерно утрам бовывается. Мощность и вес трак торов непрерывно растут. Все это грозит тем, что плодородный.слой .может со временем вообще.исчез нуть с обрабатываемых полей. Где выход?. Как один из его ва риантов . мы предлагаем совмеще ние сельскохозяйственных опера ций. - Эта идея нашла воплощение в комбинированном агрегате, соз данном нашими учеными на базе универсального пропашного трак тора ЛТЗ-100. Машина одновре менно ведет предпосевную обра ботку почвы и высевает семена. Перспективен и другой агрегат — плоскорезный глубокорыхли- тель-удобритель. Его название уже говорит за себя. Сейчас удобрения разбрасывают по полю, а затем запахивают в почву. Наш агрегат одновременно и обраба тывает почву и вносит в нее удоб рения. Работает он в комплексе 4 трактором К-701. Чтобы эта тя желая машина меньше давила на почву, ее «обули» в огромные ре зиновые колеса, число их с этой целью увеличили. Кстати, при от вальной вспашке этим могучим трактором с другими орудиями максимальная ширина захвата плуга немногим превышает три метра. У нас же она составляет 4,6 метра, что значительно увели чило производительность агрега та. Как правило, обработка почвы сейчас ведется с середины поля, как бы по спирали. При современ ных орудиях это наиболее эко номный метод. Однако и при нем агрегаты делают много «холо стых» заходов, а ошибки в опре делении центра поля нередко-при водят к тому, что остаются уча стки необработанной земли. Со трудники института испытывают оборотный плуг. Теперь тракто рист может начинать пахоту с любого конца поля. Пройдя загон, он практически на месте развора чивает машину и, повернув плуг другой стороной, ведет вспашку в обратном направлении. Все это машины ближайшего будущего. Но мы смотрим и дале ко вперед. Чтобы быстрее вспахать поле, .^юди увеличили мощности трак торов. Но даже такой гигант, как К-700, обеспечивает лишь незна чительное увеличение ширины захвата при обработке земли. Создав более мощные тракторы, например, в 500 лошадиных сил, можно увеличить ширину захвата до шести метров. Но каков будет вес у этих исполинов? При нынешней конструкции плуга мощность трактора расхо дуется не только на передвиже ние, но и на преодоление сопро тивления, возникающего во время движения плуга в почве. После долгих поисков специалисты соз дали конструкцию лемеха, у ко торого реакция по отношению к двигателю стала более активной. Так родился «реактивный» плуг. Никакого отношения он к реак тивным двигателям, естественно, не имеет. При движении по полю плуг рыхлит почву, отталкиваясь рабочими органами от пласта земли. Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе колесо или гусеницу трактора. Отталкиваясь от почвы, они сообщают агрегату движение вперед. Если же на обод колеса или гусеничные тра ки закрепить какие-либо рыхля щие приспособления, то получит ся реактивная почвообрабатываю щая машина. Сейчас она выпол нена в виде прицепного орудия. При движении рабочие органы поочередно вонзаются в почву, рыхлят ее и в то же время оттал киваются от грунта, как бы помо гая трактору. Таким образом, си ла сопротивления почвы (реакция пласта) направлена в сторону движения, а не против нее, как при обработке почвы обычным плугом. Это значительно снижает затраты энергии на вспашку. Использование реактивных поч вообрабатывающих рабочих орга нов обещает быть очень перспек тивным. На нашем полигоне мож но увидеть несколько моделей «реактивных» плугов. Ширина за хвата у них достигает 12 метров и, несмотря на то, что их обслу живают легкие тракторы с двига телями большой мощности, обра ботка почвы ведется на значи тельных скоростях. А это только первые шаги в освоении необыч ного земледельческого орудия. В будущем, считают ученые, можно создать такую конструкцию плу га, которой не потребуется трак тор. Орудие будет приводиться в действие установленными на нем двигателями. При всей фантастич ности этой идеи она представля ется вполне осуществимой. Я рассказал лишь о части ис следовательских работ, которые ведутся в институте и в нашем филиале. Многое из того, что можно видеть на полигоне, — это еще не машины, а воплощенные в металл идеи ученых н конструк торов. Некоторые нз них докажут свое право на существование, другие, возможно, будут отверг нуты. Но это закономерный про цесс научных поисков, , в резуль тате которых на полях нашей страны появятся принципиально новые высокопроизводительные машины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz