Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

В чугунолитейном цехе работает школа по курсу «КПСС — руководящая и организующая сила ком­ мунистического строитель­ ства». Ведет ее один из лучших пропагандистов на­ шего предприятия Николай Степанович Самойлов. НА СНИМКАХ: внизу — Н. Самойлов в ыс т у п а е т перед слушателями; вверху — пропагандисты завода слушают рассказ Н. Самой лова об опыте своей рабо­ ты. Фото В. Ивочкина. Л И Т Е Р А Т У Р НЫЙ ЧАС В К Р А С НОМ У Г О Л К Е На днях в красном уголке чугунолитейного цеха состоялся информационный обзор литера­ туры, которая поступила в биб- интересный литературный час лиотеку в этом году: романа «Наш современник», посвященный 3. Халафяна «Год, год, год...», по- обзору новинок литературы. Его провела заведующая фическим отделом профсоюзной библиотеки Л. В. Кургузова. Она подробно рассказала о произведениях советских писате­ лей: о романах Б. Косиноковско- го «Земные братья», М. Колесни вести А. Ананьева «Память серд- библиогра- ца», книг В. Шрагина «Чили, заводской Корвалан, борьба» и «Полпреды России», О. Владимирова и В. Ря­ занцева «Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна» и т. д. Чугунолитейщики очень тепло встретили выступление старшего кова «Алтушин принимает реше- библиографа и остались доволь- ние», о повестях В. Быкова «Обе- ны глУб°ким и, интересными лите- лиск» и «Его батальон», Б. Полево- РатУРными сведениями, получен- го «Анюта». Л. В. Кургузова про- нЫМИ т ее беседы. комментировала также содержа­ ние первых номеров журналов «Октябрь» и «Знамя» за 1976 год. В заключение литературного ча­ са Людмила Васильевна сделала Е. ЛАВРОВА, заведующая филиалом заводской профсоюзной библиотеки чугунолитейного цеха. еха ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Ремонтную мастерскую обруб­ ного отделения знают в сталели­ тейном цехе все. Здесь почти всегда можно увидеть посетите­ лей. Вот и сейчас сюда зашел за­ точник экспортного участка Иван Тихонович Бунеев. — Василий Кондратьевич, — обратился он к слесарю Канато­ ву, — что-то шлифовальная ма­ шина плохо работает, посмотри, пожалуйста. — Неисправность постараюсь устранить через час, а пока возь­ ми другую, — ответил В. К. Ка­ натов. - Только покинул мастерскую И. Т. Бунеев, как зашла работни­ ца красильного участка. И ее просьбу ремонтник не оставил без ответа. Осмотрев принесенный ею пульверизатор, он в считанные минуты исправил поломку, а за­ тем посоветовал, что нужно Сде­ лать, чтобы их было как можно меньше. «Хороший ремонтник, настоя­ щий мастер своего дела» — так отзываются сталелитейщики о В. К. Канатове, который вот уже почти четверть века работает в их коллективе. С раннего детства пристрастил­ ся Василий Кондратьевич к сле­ сарному делу. Мог заниматься им целыми часами. Год от года это увлечение росло, а потом превра­ тилось в призвание. Правда, ког­ да на Советскую Родину напали немецкие захватчики, слесарный инструмент пришлось сменить на автомат. С ним он прошел тыся­ чи километров. Освобождал Укра- Авторитетный человек нимал участие в разгроме импе­ риалистической Японии. После демобилизации из рядов Советской Армии Канатов неко­ торое время работал слесарем в одной из строительных организа­ ций. А в 1950 году перешел в мо­ торный цех нашего завода, где занимался ремонтом и установ­ кой технологической оснастки. Когда был сдан в эксплуатацию сталелитейный цех, то Василий Кондратьевич, к тому времени уже высококвалифицированный ремонтник, решил поработать в нем. Все привлекало Канатова на но­ вом месте. Тут и оборудование мощнее, и продукция производи­ лась другая. Вдобавок здесь были большие возможности для приме­ нения творчества и смекалки. По­ этому Василий Кондратьевич с первых же дней горячо взялся за новое дело. И всегда, даже в са­ мом трудном случае, он не отсту­ пал от задуманного, качественно и в срок выполнял то, что поруча­ ло ему руководство цеха. Ежедневно требовалось строить свою работу так, чтобы ни один механизм не простаивал лишнее время. Порой это было нелегко сделать, так как отсутствовали запасные части к оборудованию, не хватало квалифицированных кадров. Но Василий Кондратьевич мог не только работать за двоих, но и изготавливать детали, кото­ рыми можно было заменить изно­ шенные изделия. Более десяти лет подряд Кана­ тов был закреплен за плавильным отделением. Он квалифицирован­ но ремонтировал мостовые краны и механизмы электропечей, при­ нимал участие в монтаже и за­ пуске оборудования. С каждым днем требовалось больше металла для получения литья. И хотя выдают его стале­ вары, большой вклад в выполне­ ние плановых заданий вносил также слесарь Канатов. Оборудо­ вание, отремонтированное им, действовало надежно, в резуль­ тате жидкая сталь на формовоч­ ные конвейеры поступила без за­ держки. Несколько позже по стечению обстоятельств Василий Кондрать­ евич перешел на другую работу. С тех пор он занимается ремон­ том шлифовальных машинок, пневматических молотков и меха­ низмов, необходимых для покрас­ ки отливок. И здесь он трудится добросовестно, с задором и огонь­ ком. Для Канатова стало прави­ лом не только старательно выпол­ нять основные обязанности, но и помогать обрубщикам сокращать потери времени, облегчать их труд. На экспортном участке работа­ ет несколько заточников. Если что-то не ладится с шлифоваль­ ными машинками, они идут в ремонтную мастерскую. В ре­ зультате теряется много дра­ гоценного времени. Василий Конд­ ратьевич подумал и решил, что без лишних хождений можно вполне обойтись. Спустя некоторое время на металлическом столе, где ведется заточка отливок, бы­ ли установлены тиски. Они позво­ лили в несколько раз ускорить замену абразивных кругов, увели­ чить выход заготовок. Однажды в самом конце недели вышла из строя емкость, в кото­ рую заливается краска. Ее неисп­ равность могла задержать отправ­ ку заготовок механическим цехам, так как большинство отливок кра­ сится. Василий Кондратьевич все сделал, чтобы этого не случилось. Он тщательно просмотрел ем­ кость, отремонтировал механизмы для подачи краски к подвесному конвейеру. В результате простоя не произошло. Канатов, конечно, не ограничил­ ся одним ремонтом емкости. Он постарался несколько усовершен­ ствовать ее. Если раньше крышка бака крепилась восемью болтами, то теперь—двумя. Облегчен труд красильщиц, сокращена потеря ра­ бочего времени. Для того, чтобы своевременно обрабатывать литье, крайне необ­ ходимы шлифовальные машинки. К сожалению, новые в цех посту­ пают очень редко. И в этом слу­ чае Василий Кондратьевич нахо­ дит выход из трудного положения. Он берет на заводском складе из­ ношенные машинки, ремонтирует, а потом относит их на участки обрубного отделения, где без них невозможно обойтись ни одной минуты. Много сил и энергии вкладыва­ ют передовые коллективы нашего цеха в осуществление планов де­ сятой пятилетки. Отрадно созна­ вать, что в шеренге правофланго­ вых социалистического соревнова­ ния находится и слесарь В. К. Ка­ натов, который своим добросове­ стным трудом завоевал у нас большой авторитет и признание. _ _ И. БОГДАНОВ, обрубщик сталелитейного цеха. ину, Белоруссию и Польшу, при- , - - обрубщик сталелитейного цеха НА ПЕ Р Е ДНЕМ НРЛЕ ТЕХНИЧЕСН0Г0 прогресса ПЛУГ ПОСЛЕЗАВТРА Недалеко от Армавира (Северный Кавказ) расположен фи­ лиал Всесоюзного научно-исследовательского института меха­ низации сельского хозяйства (ВИМ). Здесь наряду с крупны­ ми исследованиями проходят испытания экспериментальные образцы сельскохозяйственной техники. О некоторых из них рассказывает в публикуемой ниже статье директор этого фи­ лиала И. НАСЫПАЙКО. Машин, которые испытываются на нашем полигоне, вы пока не увидите на полях страны. Однако' ■некоторые из них уже находятся на последней стадии испытаний. Одна из проблем, которые сей­ час стоят перед учеными, разра­ батывающими машины для сель­ ского хозяйства, — уменьшение уплотнения почвы. Специалисты подсчитали, что в течение сезона трактор почти сорок раз проходит по одному и тому же месту. В ре­ зультате верхний, активный слой почвы дробится в пыль, а на глу­ бине свыше 20—30 сантиметров груйт, напротив, чрезмерно утрам­ бовывается. Мощность и вес трак­ торов непрерывно растут. Все это грозит тем, что плодородный.слой .может со временем вообще.исчез­ нуть с обрабатываемых полей. Где выход?. Как один из его ва­ риантов . мы предлагаем совмеще­ ние сельскохозяйственных опера­ ций. - Эта идея нашла воплощение в комбинированном агрегате, соз­ данном нашими учеными на базе универсального пропашного трак­ тора ЛТЗ-100. Машина одновре­ менно ведет предпосевную обра­ ботку почвы и высевает семена. Перспективен и другой агрегат — плоскорезный глубокорыхли- тель-удобритель. Его название уже говорит за себя. Сейчас удобрения разбрасывают по полю, а затем запахивают в почву. Наш агрегат одновременно и обраба­ тывает почву и вносит в нее удоб­ рения. Работает он в комплексе 4 трактором К-701. Чтобы эта тя­ желая машина меньше давила на почву, ее «обули» в огромные ре­ зиновые колеса, число их с этой целью увеличили. Кстати, при от­ вальной вспашке этим могучим трактором с другими орудиями максимальная ширина захвата плуга немногим превышает три метра. У нас же она составляет 4,6 метра, что значительно увели­ чило производительность агрега­ та. Как правило, обработка почвы сейчас ведется с середины поля, как бы по спирали. При современ­ ных орудиях это наиболее эко­ номный метод. Однако и при нем агрегаты делают много «холо­ стых» заходов, а ошибки в опре­ делении центра поля нередко-при­ водят к тому, что остаются уча­ стки необработанной земли. Со­ трудники института испытывают оборотный плуг. Теперь тракто­ рист может начинать пахоту с любого конца поля. Пройдя загон, он практически на месте развора­ чивает машину и, повернув плуг другой стороной, ведет вспашку в обратном направлении. Все это машины ближайшего будущего. Но мы смотрим и дале­ ко вперед. Чтобы быстрее вспахать поле, .^юди увеличили мощности трак­ торов. Но даже такой гигант, как К-700, обеспечивает лишь незна­ чительное увеличение ширины захвата при обработке земли. Создав более мощные тракторы, например, в 500 лошадиных сил, можно увеличить ширину захвата до шести метров. Но каков будет вес у этих исполинов? При нынешней конструкции плуга мощность трактора расхо­ дуется не только на передвиже­ ние, но и на преодоление сопро­ тивления, возникающего во время движения плуга в почве. После долгих поисков специалисты соз­ дали конструкцию лемеха, у ко­ торого реакция по отношению к двигателю стала более активной. Так родился «реактивный» плуг. Никакого отношения он к реак­ тивным двигателям, естественно, не имеет. При движении по полю плуг рыхлит почву, отталкиваясь рабочими органами от пласта земли. Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе колесо или гусеницу трактора. Отталкиваясь от почвы, они сообщают агрегату движение вперед. Если же на обод колеса или гусеничные тра­ ки закрепить какие-либо рыхля­ щие приспособления, то получит­ ся реактивная почвообрабатываю­ щая машина. Сейчас она выпол­ нена в виде прицепного орудия. При движении рабочие органы поочередно вонзаются в почву, рыхлят ее и в то же время оттал­ киваются от грунта, как бы помо­ гая трактору. Таким образом, си­ ла сопротивления почвы (реакция пласта) направлена в сторону движения, а не против нее, как при обработке почвы обычным плугом. Это значительно снижает затраты энергии на вспашку. Использование реактивных поч­ вообрабатывающих рабочих орга­ нов обещает быть очень перспек­ тивным. На нашем полигоне мож­ но увидеть несколько моделей «реактивных» плугов. Ширина за­ хвата у них достигает 12 метров и, несмотря на то, что их обслу­ живают легкие тракторы с двига­ телями большой мощности, обра­ ботка почвы ведется на значи­ тельных скоростях. А это только первые шаги в освоении необыч­ ного земледельческого орудия. В будущем, считают ученые, можно создать такую конструкцию плу­ га, которой не потребуется трак­ тор. Орудие будет приводиться в действие установленными на нем двигателями. При всей фантастич­ ности этой идеи она представля­ ется вполне осуществимой. Я рассказал лишь о части ис­ следовательских работ, которые ведутся в институте и в нашем филиале. Многое из того, что можно видеть на полигоне, — это еще не машины, а воплощенные в металл идеи ученых н конструк­ торов. Некоторые нз них докажут свое право на существование, другие, возможно, будут отверг­ нуты. Но это закономерный про­ цесс научных поисков, , в резуль­ тате которых на полях нашей страны появятся принципиально новые высокопроизводительные машины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz