Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
Научный ц е н т р о тр асли ЛА/\/^У/^Ч/ХЛЛАА/\ЛЛЛАЛ/ 6 Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л /' Государственный союзный научно-исследовательский трак торный институт — НАТИ является главным в нашей отрасли. НАТИ — крупный научный центр, имеющий опытное произ водство, филиал в Челябинске и четыре научно-исследователь ские станции в Чехове, Одессе, Ереване и Чебаркуле. Недавно -ему исполнилось 50 лет. За свои полвека он про сел большую работу, способствовавшую становлению и разви тию отечественного тракторостроения. В девятой пятилетке сотрудниками института получено более 200 авторских свидетельств на изобретения. За этот же период институт удостоен семи дипломов I степени междуна родных выставок и трех дипломов I степени В Д Н Х СССР. Более 80 сотрудников НАТИ награждено медалями ВДНХ СССР. Президиум Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие отечественного тракторостроения наградил Государст венный союзный научно-исследовательский институт орденом Трудового Красного Знамени. В публикуемой ниже статье рассказывается об основных направлениях в деятельности коллектива НАТИ. \ЛДЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛ/\/\ЛАЛЛЛДЛЛАЛАЛАЛАЛ/ о В 1932—1935 годах в содру жестве с конструкторами Сталин градского тракторного завода был создан' известный сельскохозяйст венный гусеничный трактор с дви гателем мощностью 52 л. с. Трак тор СХТЗ-НАТИ явился прототи пом массовых советских тракто ров ДТ-54. Его принципиальная схема сохранилась и по сен день в выпускаемых тракторах ДТ-75, ДТ-75М, Т-74 и ДТ-75С. До Великой Отечественной войны в институте был разрабо тан и ряд других машин. Труд наших конструкторов и ученых вложен в создание первых про пашных тракторов «Универсал», выпускавшихся заводом «Красный путиловец» с 1932 по 1940 годы, а после войны, до 1955 года, — на Владимирском тракторном за воде;; дизеля М-17 к тракторам С-65 Челябинского тракторного за вода, двигателей ГАЗ-НАТИ для самоходных комбайнов_ С 1940 года в институте ведут ся работы по типажу машин и двигателей. На основе этих раз работок коллективами тракторных заводов и НАТИ были созданы машины «Беларусь» МТЗ-2, ДТ-24 и ХТЗ-7. Нати совместно с Харьковским тракторосборочным заводом (ныне Харьковский завод тракторных са моходных шасси) в 1952— 1954 годах разработал оригинальную конструкцию самоходного шасси ДСШ -14, которая легла в основу выпускаемого с 1967 года само ходного шасси Т-16М (20 л. с.). В 1956—1960 годах НАТИ сов местно с Липецким тракторным заводом разработал конструкцию универсального пропашного трак- 5тора Т-30, класса 0,9 мощностью 30 л. с., который явился базой для создания колесного трактора Т-40М мощностью 50 л. с. Первый мощный трелевочный трактор ТДТ-60 (60 л.с.) разра ботан в 1953— 1956 годах совмест но с конструкторами Минского тракторного завода. ларытовским тракторным заво дом, головным специализирован ным конструкторским бюро двига телей И И АТИ в 1УбС— 1ь 2 'а х разработан колесный Т-150К и унифицированный с ним гусенич ный Т-150 — энергонасыщенные пахотные тракторы мощностью соответственно 165 и 150 л. с. Их производительность на 60—70 процентов выше, чем у заменяемо го ими трактора Т-74. Создание конструкции новогст мощного промышленного гусенич ного трактора Т-330 также произ водится при участии работников НАТИ и его Челябинского филиа ла. В 1956 году отечественная трак торная промышленность раньше капиталистических стран завер шила переход на выпуск всех тракторов с дизелями; при этом НАТИ возглавил разработку мно гих конструкций. Каковы же основные задачи, поставленные перед НАТИ, как головным институтом отрасли, ка ковы основные направления его работ на ближайшую и более от даленную перспективу? Подчеркивая роль науки в раз витии народного хозяйства стра ны, в Отчетном докладе Ц К КПСС XXIV съезду партии Генеральный секретарь Ц К КПСС Леонид Ильич Брежнев отмечал: «В эпо ху, когда все в большей мере про является роль науки как непос редственной производительн о и силы, главным становятся уже не отдельные ее достижения, какими бы блестящими они ни были, а высокий научно-технический уро вень всего производства. Это ста вит еще более ответственные за дачи перед нашей наукой, требует повышения ее эффективности, дальнейшего развертывания . фун даментальных исследований, 'ко н центрации сил и внимания ученых на наиболее важных и перспек тивных направлениях научно-тех нического прогресса». Необходимость значительного повышения производительное т и труда в сельскохозяйствен н о м производстве предъявляет к трак торам — основной моб и л ь н о й энергетической базе сельского хо зяйства — непрерывно растущие требования в части повышения энергонасыщенности, совершен ствования конструкции, улучше ния условий труда, повышения надежности. Все большее значе ние приобретает улучшение агре гатирования тракторов с сельско хозяйственными орудиями, полное использование мощности машин. Чрезвычайно большие задачи стоят перед тракторостроителями также в области создания высо копроизводительных трактор о в промышленного назначения, необ ходимых для механизации работ в строительной, дорожной, горно добывающей и лесной отраслях промышленности. Головной научно-исследователь ский институт отрасли разраба тывает долгосрочный научн ы й прогноз развития тракторной тех ники, типаж машин, двигателей и агрегатов, принципиально новые конструктивные схемы тракторов, двигателей и их агрегатов, узлов и деталей, общеотраслевые норма тивно-методические материалы по научным основам конструирова ния машин, методам их расчетов и испытаний, вопросам экономика и ценообразования, унификации, стандартизации, повышения на дежности и долговечности. Кроме того, НАТИ координирует прово димые в отрасли научно-исследо вательские и опытно-конструктор ские работы по созданию новых высокопроизводительных трак торов и по повышению техническо го уровня- серийной продукции, контролирует выполнение планов таких работ предприятиями и ор ганизациями тракторостроения и двигателестроения, осуществляет методическое и научно-техниче ское руководство ведомственными испытаниями. Безусловно, в работах по повы шению технического уровня се рийных и разрабатываемых на ближайшую перспективу тракто ров главная роль будет принадле жать разработчикам конструк ций — ГСКБ, СКБ и КБ заводов, обеспечение которых опытно-про- изводсгвенными базами, испыта тельным оборудованием и прибо рами за последние годы было зна чительно улучшено. НАТИ, как головной институт, будет принимать активное участие в повышении технического уровня и качества серийной и разраба тываемой техники. Напри мер, НАТИ совместно с другими ин ститутами и конструкторскими ор ганизациями в последние годы создал единую отраслевую Систе- му управления качеством продук ции, которая позволила осущест вить управление проц е с с а м и проектирования и производства тракторов, двигателей, агрегатов. Система успешно внедрена на за водах отрасли и дает положитель ный эффект, однако она требует дальнейшего совершенствования. Задача создания равнопрочных конструкций является комплекс ной, охватывающей не только сфе ру конструирования и производ ства, но и сферу грактороисполь- зования. Комплексного подхода требуют также разработка и внедрение в производство новых агрегатов и узлов массового применения, так как только при создании их в виде рядов типизированных и унифицированных конструкций создаются предпосылки для ор ганизации специализированного производства, обеспечиваются ми нимальные издержки в производ стве и эксплуатации. Перед институтом стоят и дру гие общеотраслевые задачи. На пример, по ускорению создания новой техники посредством внед рения автоматизированных систем проектирования и испытаний трак торов и их агрегатов. Пятидесятилетний ю б и л е й НАТИ совпал по времени с под готовкой к XXV съезду КПСС. Успешно выполнив задания завер шающего года пятилетки, коллек тив НАТИ совместно с конструк; торскими организациями и заво дами отрасли, участвует в реше нии первоочередных задач по созданию и внедрению новой вы сокопроизводительной тракторной техники. Вместе со всем совет ским народом коллектив институ та с воодушевлением включился в социалистическое соревнование за достойную встречу XXV съез да КПСС. Н. М А Р К ЕЛО В , директор НАТИ, кандидат технических наук. С Л О В О О Т О В А Р И Щ Е ТРУЖЕНИК И РОМАНТИК Уже много лет работает в ря- Он активнейший член общества дах липецких тракторостроителей садоводов-любителей, выступает с М . М . Иванов. Последние годы он лекциями, следит за всеми собы- занимает должность инженера- тиями, происходящими в отечест- конструктора в конструкторском венном и зарубежном садоводст- бюро проектирования сборочно- ве, каждый день в течение не сварочной оснастки при отделе скольких лет ведет календарь по- главного сварщика. Выходец из годы. рабочей семьи, он начал свою Он ведет также и большую пе- трудовую деятельность в городе реписку с известными агрономами Борисоглебске, а с 1957 года ра- и специалистами садовод ств а ботает на нашем предприятии. страны, с редакциями централь- Сейчас Михаил Михайлович ных журналов и газет. Со всех находится на заслуженном отды- концов страны ему приходят по- хе, но продолжает трудиться и сылки с саженцами и семенами остается ведущим конструктором различных растений. И он делит- бюро. В 1975 году М . М . Иванов ся ими с любителями природы, за свой многолетний добросовест- садоводами нашего жилого райо- ный труд был награжден медалью на и города. «Ветеран труда». Кроме этого, Михаил Михайло- Михаил Михайлович пользуется вич регулярно следит за новостя- большим почетом и уважением у ми в политической жизни страны коллектива отдела. В его конст- и за рубежом. Утром, придя рань- рукторских делах постоянно чув- ше других, он успевает перед ра- ствуется присутствие какого-то ботой просмотреть свежие газеты, особого вдохновения работаю- купленные им в киоске у завод- щего человека: четкая трудовая ской проходной, дисциплина, рационализаторский В свои 66 лет Михаил Михай- поиск, большая самоотдача. Ива- лович продолжает заниматься нов всегда готов поделиться с спортом и является своеобразным молодежью своими знай и я м и, рекордсменом здоровья. За всю своим профессиональным опытом, свою трудовую деятельность Ива- В этом ярко проявляются его за- нов только раз брал у врачей ботливое отношение к молодым больничный листок! Вот какую ни специалистам, приходящим в бю- с чем не сравнимую радость и ро, его доброта, сердечность, по- счастье дает человеку общение с нимание. природой! Портрет М . М . Иванова был бы Хочется пожелать Михаилу Ми- неполным, если не упомянуть о хайловичу крепкого здоровья, за- его увлечениях вне работы. Во- мечательных успехов в его нелег- первых, Михаил Миха й л о в и ч кой и нужной работе, а также страстный любитель природы, мно- большого личного счастья, го лет занимается садоводством. А. БАЛАШОВ . Крупнейший доломитовый руд ник страны в Пилишвёрёшва- ре дает ежегодно почти полмил лиона тонн продукции. Добывае мый здесь минерал используется в строительной и химической про мышленности, в производстве ре зиновых изделий и красок. На снимке: в карьере. В братской Венгрии Венгерская молодежная мода. Нарядное платье из джерси. Со четание цветов: голубой, красный, белый. Темно-коричневое пальто с по добранными в тон сапогами, свет ло-серый лолувер и яркая юбка. Фото МТИ -ТАСС. Письмо в редакцию БЕЗ ДУШИ, БЕЗ ОГОНЬКА Котлеты «по-киевски»... Не прав да ли, красивое название приду мали киевские мастера своему блюду? А рассольник «по-ленин- градеки»? Да, такие блюда даже не в каждом липецком ресторане можно попробовать. А 30 января в нашей столовой № 12 чугуноли тейного цеха вы могли о них не только прочитать в меню, но и отведать их. С нетерпением выбиваю чек комплексного обеда № 1, стою в очереди, а сам думаю: молодцы наши кузнецы хорошего настрое ния! Наконец-то решили побало вать нас вкусной и питательной пищей! Но вот подходит моя очередь, и что я вижу? Обыкновенная сви ная котлета! Думаю, может, ошиб ся очередью, не туда стал? Да нет в ту: рядом Гена, недавний вы пускник кулинарного училища, рассольник наливает. Но и в этом блюде тоже чего-то не хватает, а вот чего? Ведь рассольник-то «по- ленинградски»! Да и стоит 18 ко пеек. Может, думаю, хлеба не хватает, как в известной интер медии? Решил у заведующей столовой спросить: чего не хватает в рас сольнике? Оказывается, и она не знает, чего не хватает, недоумен но пожимает плечами. Вроде все есть: и вода, и огурцы, и перло вая крупа, даже картофель в изо билии — все по раскладке. Опять спрашиваю: — Может, вы знаете, как гото-^ вить котлету «по-киевеки»? — Нет, — говорит, — не знаю. Нам котлеты привозят готовые с мясокомбината, с готовым назва нием. Только цены мы (простите меня, не понял я) или комбини руем или калькулируем, как в лучших кафе. Ну что ж, может, это и пра вильно — сидишь ешь и думаешь, что ты не в заводской столовой, а в кафе. В конечном счете, дело даже не в названии и не в цепе. Только , не хотят наши повара ра довать нас, рабочих, вкусной и калорийной пищей. А ведь как входишь в столовую, то. в глаза сразу бросается яркий плакат. Это поздравление коллективу сто ловой, занявшей 3-е место за вы полнение плана по товарообороту. А неплохо бы ему бороться не только за товарооборот, но и за качество пищи. Чтобы обеды ра довали нас, поднимали настрое ние, наконец, попросту придавали силы. О каком же настроении может идти речь, если обслуживание крайне медленное? Говорят — не хватает посуды. Но и та, что есть, выглядит не совсем красиво. Ложки, вилки чернее робы фор мовщиков, тарелки моются плохо, не соблюдаются как положено са нитарные правила. Может, пова ра, а^ также и заведующая сто ловой давно не сдавали санитар ный минимум? Без души, без огонька работают повара нашей кухни. Или они ду мают: зачем стараться, если на род идет в столовую (больше не куда), план выполняется, чего еще голову ломать? Под рукой всегда фирменные блюда: 1. Поджарка из свинины, такая жирная, что пальчики не отли жешь. 2. Бифштекс до того жесткий, что проглотить его можно только с вермишелью, приготовленной, как тефтели, только без масла. Что правда, то правда — горл- ховый суп через день бывает не-- плох. Но 31 января и с супом подвели повара! Он был недова ренный, горох совсем сырой. О кофе и какао говорить не при ходится. Даже вода из-под крана и то вкусней. Та хоть и отдает ржавчиной, но зато без осадка. Хотелось бы напомнить вам, то варищи повара, что от вашего умения вкусно готовить зависит не только здоровье людей, но и производительность труда, а зна чит и план цеха. Не забывайте об этом! Кормите нас вкусной и здо ровой пищей, пусть даже просты ми котлетами, но приготовленны ми с душой. В. БОБРОВ, сушильщик стержневого отделения чугунолитейного цеха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz