Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
З а в о д с к о й т и п о г р а ф и я — 3 0 л е т Л/V^Л/^ЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛ/^Л/^/V^/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/V^ЛЛ/V^Л/VV^ЛЛ/^ЛЛ/V^ЛЛЛЛЛ/V^Л/^/VVV^ Полиграфический цех предприятия В связи с тридцатилетием нашей заводской типографии особо хочется подчеркнуть благородный кропотли в ы й труд наборщиков, линотипи стов, печатников, переплетчи ков и подсобных работников. Все они заняты сложной рабо той, связанной с выпуском га зеты «Кировец», паспортов для тракторов, бланков техно логических процессов, бухгал терской отчетности и т. д. Благодаря усилиям всего коллектива в типографии зна чительно возросла производи тельность труда. Только с 1963 года у нас увеличился выпуск печатной продукции с 500 ты сяч условных печатных листов до 2 миллионов 800 тысяч. За эти годы значительно улучшилась технология произ водства, что самым положи тельным образом сказалось на росте производительности труда и улучшении качества продукции. Достаточно ска зать, что если до 1963 года текстовой набор, в том числе и газеты «Кировец», произво дился вручную, то после ука занного срока были получены две строкоотливные машины — линотипы. Внедрение ма шинного набора привело к большому прогрессу в работе типографии. Этому способствовал также запуск в работу плоскопечат ной машины, двух бумагораз моточных и бумагорезатель ной машин, а также коррек турного станка. Однако нельзя не отметить, что типография еще недоста точно оснащена всем необхо димым для более производи тельной работы. Последние шесть лет мы не получали ни какого нового оборудования, не увеличивали производст венных площадей. В этой свя зи хотелось бы обратить вни мание отдела оборудования завода на необходимость по лучить то, что заявлено нами на 1977 год. Требуют серьезного улуч шения и бытовые условия ра ботников типографии. При всем отмеченном выше в типографии сложился хоро ший высококвалифицирован ный коллектив, в котором пять человек работают свыше двадцати, одиннадцать — свы ше десяти, семь человек — более пяти лет. Среди них можно назвать отличную ли- нотипистку члена КПСС Нину Петровну Ражину, наборщицу- метранпажа Зою Ивановну Шатохину, печатницу Анну Ивановну Семиколенову, от дающих много энергии и тру да выпуску заводской много тиражной газеты «Кировец». Мастерами своего дела за рекомендовали себя также наборщицы член КПСС Лидия Семеновна Кораблина, Нина Игнатьевна Канунцева, Екате рина Васильевна Беляева, пе реплетчица Анна Петровна Дергунова и другие. Сегодня мы вспоминаем благодарным словом и наших ветеранов труда, находящихся на заслуженном отдыхе, — Константина Илларионовича и и Варвару Михайловну Вене диктовых, Алексея Наумовича Гончарова, Анну Дмитриевну Семенову, Марию Ивановну Семыкмну. Они в свое время закладывали основы нашей ти пографии, отдали ей свои лучшие трудовые годы. Отмечая тридцатил е т и е, коллектив типографии полон решимости и впредь высоко нести знамя социалистическо го соревнования, с честью вы полнять поставленные задачи. И . Ф Р О Л О В , за в е д у ю щ и й т и п о гр а ф и е й , Г е р о й С о в е т с ко го С ою за . И Н Т Е Р Е С Н А Я Р А Б О Т А К о м м у н и с т Н и н а П е т р о в н а Р а ж и н а п р и ш л а в з а в о д с к у ю т и п о гр а ф и ю в 1965 го д у . З д есь о н а в течение т р е х м есяц е в у с п е ш н о о в л а д е л а н е л е гко й , к р о п о т л и в о й р а б о то й л и н о т и п и с т к и . О п ы т н ы й м е х а н и к М и х а и л И в а н о в и ч У й б и н и б ы в ш а я л н н о т и п и с т к а Р и т а Е м е л ь я н о в а п о ч е м у -т о с р а з у п о в е р и л и в с п о с о б н о с ти м о л о д о й р а б о т н и ц ы . У ж очень о н а с т а р а те л ьн о и д о б р о с о в е с тн о уч и л а сь . Н а п е р в ы х п о р а х с а м о с л о в о « ти п о гр а ф и я » Н и н у д а ж е н е м н о го п у га л о : — П о д о й д е ш ь , б ы в ал о , к л и н о - т и п у . А в нем ч т о -т о гр е м и т, с ы п л е тся, з в я ка е т . У д и в и те л ь н а я м а ш и н а , и нте р е сн а я ! Г д е -т о через м есяц п о н я л а , ч т о с м о гу р а б о та ть. Р и т а са д и л а с ь р я д о м , а я с б ью щ и м ся о т в о л н е н и я се рд ц е м н а б и р а л а первы е с т р о ч ки . У д а ч н о о тл и л а п е р в у ю с т р о к у . М е н я п о х в а л и л и . И — п о ш л о . В с ко р е Н и н а Р а ж и н а с т а л а р а б о та ть с а м о с то я те л ь н о . О н а с р а зу п о л ю б и л а с в о ю р а б о т у , эти у м н ы е м а ш и н ы , за к о т о р ы м и на р е д ко с ть х о р о ш о с л е д и т, а н е б ол ьш и е н е п о л а д ки у с т р а н я е т с а м а. М а ш и н а в с е гд а ч и с т о п р о т е р т а б ен зи но м , о сн о вн ы е д в и ж у щ и е ся у зл ы с м а за н ы м асл о м . Ч то ж е я в л я е тс я гл а в н ы м в р а боте л и н о т и п и с т к и ? Н и н а П е т р о в н а в п е р в у ю очередь н а зы в а е т т а ки е ка ч е с т в а , к а к у с и д ч и в о с ть , в н и м а те л ь н о с ть , о п е р а ти в н о с ть . Н ел ьзя д о п у с к а т ь « ко зл а » в т е к сте, то есть п р о п у с к а сл о в , б у кв . С ейчас Н и н а П е тр о в н а Р а ж и н а — о д н а из л у ч ш и х л и н о т и п и с т о к з а в о д с к о й т и п о гр а ф и и и р а б о та е т п о п я т о м у к в а л и ф и ка ц и о н н о м у р а з р я д у . О н а в кл а д ы в а е т в свою р а б о т у т е п л о т у д у ш и , б ол ьш о е т р у д о л ю б и е и ч у в с т в о о т в е тс тв е н но сти з а п о р у ч е н н о е . З а св о й т р у д о в о й день о н а в с е гд а с та р а е тс я н а б р а ть к а к м о ж н о б о л ь ш е т е к ста и не д о п у с т и т ь о ш и б о к. За см е н у ей п р и х о д и т с я о тл и в а ть де с я т к и т ы с я ч га з е т н ы х с т р о к. ...С во й о т п у с к Н и н а П е тр о в н а Р а ж и н а чащ е всего п р о в о д и т в р о д н о м селе Я б л о н о в е ц , ч то в Т а м б о в с ко й о б л а сти . С н е й вм есте с уд о в о л ь с тв и е м о т д ы х а ю т та м у б а б у ш к и М а р и и Г а в р и л о в н ы д е ти С а ш а и Ю р а . С аш а т о ж е с ко р о п р и д е т на т р а к т о р н ы й за в о д . О н — у ч а щ и й с я м а ш и н о с тр о и те л ь н о го т е х н и к у м а . Ю р и й у ч и тс я в ш е сто м кл ассе . О н и у в а ж а ю т м а м и н у р а б о т у . И м н р а в и тс я ее п р о ф ессия. П о сл е р а б о т ы , в ечерам и Н и н а П е тр о в н а с п е ш и т н а р е п е ти ц и ю х о р а р у с с ко й н а р о д н о й пе сни п р и з а в о д с ко м Д в о р ц е к у л ь т у р ы . Р у с с ки е песни и со вр е м е нн ы е с о в е т с ки е — ее л ю б и м ы е . Э та л ю б о в ь пе ре д а л а сь ей ещ е в д е тс тв е о г род и те л е й. О со б е нно веселы м бы л отец. П е сн я с н и м а е т у с та л о с ть , песня п о м о га е т ж и т ь и р а б о т а т ь . Т а к с ч и т а е т Н и н а П е т р о в н а Р а ж и н а — с к р о м н ы й р а б о т я щ и й че л о в ек, л ю б я щ а я , за б о тл и в а я м ать. И т а к ж и в е т , к р е п к о п о д р у ж и в ш и сь с песней и с л ю б и м ы м д е л ом . В. К У П А В Ы Х . УМ ЕЛ А Я Н А Б О Р Щ И Ц А \ААААЛ/\ЛААЛАУ\АЛАЛ/ХАЛЛА/^\ЛЛААЛ/\^\ЛЛААЛЛЛ/\/\АЛАЛЛЛ/\. ' I « Е сл и го в о р и т ь более то ч н о , то н а б о р щ и к, в е р с та ю щ и й н а б о р в с т р а н и ц ы , есть м е т р а н п а ж . Не п р а в д а л и, з в у ч н о е и не о б ы чн о е сл о в о! В едь н е д а р о м и з-за н е зн а ния с у ти э т о го с л о в а р а зго р е л ся с ы р -б о р в пьесе А . В а м п и л о в а « П р о в и н ц и а л ь н ы е а н е кд о ты » . З о я И в а н о в н а Ш а т о х и н а — м е т р а н п а ж , н а б о р щ и ц а . В з а в о д с ко й ти п о гр а ф и и о н а р а б о та е т с 29 н о я б р я 1955 го д а . Т и п о гр а ф и я т о гд а б ы л а н е б о л ь ш о й , всего о д и н Цех: п е ча тн ы й и н а б о р н ы й вм есте. З о я И в а н о в н а очень л ю б и т с в о ю р а б о ту . — Я д а ж е с к у ч а ю без нее, — п р и зн а е тс я о на . У м ел о й н а б о р щ и ц е о со б е н н о н р а в и тс я в е р ста ть га з е т у , п о т о м у ч то к а ж д ы й р аз это но вое дело, о п е р а ти в н о е . Э то , к а к го в о р и т с я , ж и в о е дело. В о т п о ч е м у З о я И в а н о в н а ста р а е тся в с е гд а в ы п о л н и ть за д а н и е в о в р е м я и без о ш и б о к, п о т о м у ч то га зе та есть га зе та . В едь ее ч и т а ю т т ы с я ч и т р а к т о р о стр о и те л е й , ж д у т ее т р и ж д ы в не д е л ю , ч то б ы у з н а т ь о л у ч ш и х л ю д я х п р е д п р и я т и я , п о з н а к о м и т ь ся с з а в о д с к и м и н о в о с тя м и . Р а б о ч и й день у З о и И в а н о в н ы Ш а т о х и н о й н а ч и н а е тся с т о го , ч то о н а т и с ка е т м а те р и а л ы , н а б ра нн ы е в н о ч н у ю с м е н у д л я г а зе ты и б л а н к о в . К о гд а о т в е т с т в е н ны й с е кр е та р ь га зе ты п р и н о с и т ей м а к е т б у д у щ е го н о м ер а « К и р овц а », о н а н а ч и н а е т в е р ста ть. В е р ста ть т а к , ч то б ы м а те р и а л ы ста л и п л о тн о , кр а с и в о , с о р а з м е р но. З а те м н а ч и н а е тся п р а в к а га зе т н ы х по л ос или б л а н ко в , т е кс т к о т о р ы х о т л и т на л и н о ти п е . К с т а т и , р а б о та н а б о р щ и ц ы З о ю у в л е кл а с с а м о го на ч ал а . П о ч е м у? Г о в о р и т , о тв е тс тв е н н о с ти м н о г о и в о о б щ е инте р есн о. З о я п р и ш л а в з а в о д с к у ю т и п о гр а ф и ю не н о в и ч к о м . И тем не менее о н а е ж е го д н о п о в ы ш а е т кв а л и ф и ка ц и ю , у ч и тс я р а б о т а т ь ещ е л у ч ш е . О н а м о ж е т в ы п о л н и ть л ю б у ю р а б о т у , к о т о р а я д е л а ется в н а б о р н о м цехе. Т а к , на ч и н а я св ой п у т ь в ти п о гр а ф и и ти с ка л ь - щ ицей к о р р е к т у р н ы х л и с то в , З о я И в а н о в н а Ш а т о х и н а ста л а о д но й из л у ч ш и х н а б о р щ и ц . К . В А Л И Н А . С ЧЕ ГО М Ы Н А Ч И Н А Л И В' 1941 году, когда разразилась Великая Отечественная, я ушел «а фронт рядовым. Работал на- ооршдком в типографии дивизи онной газеты. После побед«норно го завершения войны в 19ч5 году демобилизовался и при был на постоянное местожитель ство в Липецк. Ладо было устраиваться зано во. И я пошел в горком партии. Здесь мне предложили несколько раоот, не .связанных с моей про фессией. А потом оказали: — На тракторном заводе долж на создаваться типография. По езжайте туда. Гак я и сделал. В отделе кад ров оформили меня наборщиком- заведующим типографией, кото рой попросту не бьш> еще. Гипография должна была соз даваться в связи с изданием за водской многотиражной газеты «|\ировец». С 7 ноября 1943 года она набиралась и печаталась в типографии городской газеты «Липецкая коммуна». Туда я и ходил на работу вместе с ответ ственным секретарем т. Горбуно вым и редактором «Кировца», ооязанпости которого исполнял начальник отдела кадров А. С. Мамзин. Через некоторое время его сменил на обоих этих .постах бывший опытный работник из воронежской областной газеты «Коммуна» т, Григорьев, Я наби рал материалы и принимал боль- , шое участие в выпуске «Киров ца». Был у нас и свой транспорт — полуслепая лошадь с повозкой и грузовая машина. На них достав ляли в типографию бумагу, а от сюда тиражи газеты на завод. В 1946 году у меня появился первый помощник -г- печатник Алексей Наумович Гончаров. Но настоящее организационное ста новление нашей заводской типо графии началось после 17 октяб ря того же года. Именно в этот день вышел приказ за подписью директора завода т. Кацнельсона — организовать при администра- тивмо-хозяйственмом отделе за водскую типографию, заведую щим ее назначить Венедиктова К. И., передать все имеющееся на предприятии типографское оборудование (печатные машины) в распоряжение заведующего ти пографией. Помещение под типографию выделили в подвале дома Аг 1 на нынешней Краснозаводской ули це. В соответствии с приказом нам передали трофейную печат ную машину «МАИ», бумагореза тельный станок, папшер для рез ки картона, сшивальную машину I н три настольных печатных стан ка. Приступили с Гончаровым к размещению и установлению это го оборудования. Тут обнаружи лось, что у печатных машин не оказалось рам и заключал, с по мощью которых закрепляются пе чатные формы. Все это пришлось заказывать и делать в цехах за вода. После того, как было подклю чено электропитание, начали на стройку, В отладке печатной ма шины «МАН» неоценимую по мощь тогда оказал нам замеча тельный специалист — заводской инженер Владимир Всеволодович Паиа-Афанасапуло. Но запу стить оборудование — это полде- ла. Не было у нас главного — Шрифтов и других полиграфиче ских материале®, необходимых для набора и печатания газеты, а также бланочной продукции. Это то же, что иметь ружье, но без патронов. И куда бы мы ни обращались по этому вопросу — везде нам отказывали: сказыва лось трудное послевоенное время. Однако «везет» настойчивым. Как-то в заводском клубе прохо дило собрание партийного акти ва. На нем присутствовал секре тарь горкома партии т. Каспаров. В перерыве я поднялся в прези диум, все ему доложил и просил помочь достать шрифты и необ ходимые материалы. — Зайдите утром ко мне в гор ком, — сказал т. Каспаров. В точно назначенное время я был в горкоме. Тов. Каспаров при мне вызвал директора город ской типографии т, Галицкого и дал указание выделить шрифты, пробельный материал, линейки. На другой день взял машину и вместе с А, Н. Гончаровым полу чил старый газетный шрифт, в том числе и заголовочный, а также пробельный .материал и линейки. Больше ничего не да ли — городской типографии са мой не хватало инвентаря. А его требовалось еще немало. По своим чертежам заказал изготовить: в деревообделочном цехе— кассо-реалы, козло-реалы и столы, в модельном — марза ны и бабашки различных разме ров, в инструментальном — ли нейки из латуни и верстатки, без которых невозможно набирать гранки, в ремонтно-механическом — станок для тискания газетных гранок и пресс. Принятые тогда на работу на борщицы Вера Бачурина и Вар вара Михайловна Венедиктова рассортировали шрифты, разо брали их по кассам, Вскоре к нам оформились также наборщица Екатерина Корикова, ученицы пе,- чатника Екатерина Беляева и Ро за Козлова, переплетчица Айна Дмитриевна Семенова. В 1947 году типография стала работать — выпускать газету и бланочную продукцию для заво да. Но старые шрифты, изрядно изношенное оборудование не да вали, конечно, хорошего качест ва печати. В течение трех лет подряд мы подавали докладные записки на имя директора завода о предо ставлении настоящего помещения для типографии. Только с прихо дом на завод директора Василия Яковлевича Клименкава дело бы ло сдвинуто с «.мертвой точки»: мы получили помещение, в кото ром типография располагается и ныне, а также плоскопечатную машину, которая служит по сей день. С образавание!м в 1954 году Липецкой области дело со снаб жением улучшилось. Пополнился новыми силами и коллектив типографии. В него влились наборщицы Мария Ива новна Семыкина, Зоя Шатохина, Мария Б.рычеева, переплетчица Айна Дергунова, корректор Таи сия Попова. В 1963 году я сдал дела но вому заведующему — Вален тину Михайловичу Попову. Он со своей стороны очень много сделал для оснащения типогра фии более современным обору дованием, провел большую и плодотворную работу, связанную с повышением квалификации каждого члена коллектива. Наша типография стала на стоящим полиграфическим цехом завода, способным решать более сложные задачи. К. ВЕНЕДИКТОВ, бывший заведующий типографией, ветеран труда. ПЕЧАТНИЦА Анна Семиколенова Ч е р н о в о л о са я , с ка р и м и в н и м а те л ьн ы м и гл а з а м и , о н а л о в ко и с о с р е д о то ч е н н о р а б о та е т на п л о с ко п е ч а тн о й м аш и н е . В о т о н а ос т а н о в и л а ее, ч т о -т о п о ч и с ти л а та м и с н о в а в кл ю ч и л а . П е ч а та н и е п о ш л о м ягче. О д н а из о п ы т н ы х п е ча тн и ц , п р о ф гр у п о р г за в о д с ко й т и п о гр а ф ии А н н а И в а н о в н а С е м и ко л е н о - в а х о р о ш о з н а е т свое Дело. П р о и зв о д с тв е н н ы й с т а ж ее р аве н о д и н н а д ц а ти го д а м . А н а ч и н а л а А н н а И в а н о в н а у п а ко в щ и ц е й ш о ф е р с ко го и н с т р у м е н та в за в о д с к о м о тд ел е сб ы та . З а те м р од и л и сь у нее д о ч к и и, ч то б ы р а б о та ть в о д н у см е н у , А н я пе р е ш л а в з а в о д с к у ю т и п о гр а ф ию . З д есь р а б о та л а п о н а ч а л у р езчиц ей б у м а ги , п л а в и л а м етал л . Н о более в с е го п о л ю б и л с я ей пе ч а тн ы й ц ех. В течение го д а с п о м о щ ь ю б ы в ш ей п е ч а тн и ц ы В а л е н ти н ы Ф и л и п п о в н ы П о п о в о й и с т а р ш е го м а с те р а ти п о гр а ф и и З и н а и д ы И в а н о в н ы П а с т у х о в о й с п о с о б н а я у ч е н и ц а о в л а д е л а у м е н и е м пе ча та ть на п л о с ко п е ч а т н о й м аш ине . Ц е л ы й го д п е ч а та л а б л а н ки , но д у ш о й т я н у л а с ь А н я к более о т в етств е н н о й и с л о ж н о й р а б о те — п е ч а та н и ю га зе ты . Е сли вы , д о р о го й ч и та те л ь, п о л у ч а е те .наш у га з е т у , то зн а й те , ч то м н о ги е но м ер а ее п е ча та е т А н н а И в а н о в н а С е м и ко л е н о в а . С во ю л ю б о в ь к п е ч а тн о м у т р у д у м а м а к а к и м -т о о б р а зо м с у м е ла пе ре д а ть м л а д ш е й д о че р и — п я т и кл а с с н и ц е М а р и н е . М а р и н а у ж е п о н и м а е т, ч т о т а ко е б р а к в п е ч а та н и и , а м а м и н у га з е т у р а с с м а тр и в а е т с о соб ы м п р и с т р а с т и ем. Д а л е к о н е с р а з у п р и ш л о с ь А . И . С е м и ко л е н о в о й о вл а д е ть своей п о ч е тн о й проф ессией. С ейчас У нее с а м ы й в ы с о к и й — п я т ы й к в а л и ф и ка ц и о н н ы й р а з р я д . А н н а И в а н о в н а о б л а д а е т всем и к а ч е с т в а м и , к о т о р ы е не о б хо д и м ы пе ча т- н и ц а м : в н и м а те л ь н о с ть ю , пр оф е с с и о н а л ь н ы м ч у ть е м и ум ен ием , д о б р о с о в е с тн о с ть ю , т р у д о л ю б и е м . Е ж е д н е в н о ей п р и х о д и т с я д ел ать п я т ь и более ты с я ч о т т и с к о в на своей м аш ине . Все, ч т о ка са е тся у х о д а за м а ш и н о й , А н я д е л а ет с а м а . О н а ре гу л и р у е т п о д а ч у к р а с к и , в ы в е р я е т в а л и ки . О т в е р тка , м о л о т о к, га ечн ы й кл ю ч — ее пе рв ы е п о м о щ н и к и в это м деле. И ещ е — со зн а те л ьн о е о тн о ш е н и е и л ю б о в ь к труду. ...К а к б у д т о н е д а вно п р и е х а л а с п о д р у ж к а м и в Л и п е ц к из д ере вни К р у гл я н к а Х л е в е н с ко го р а й о н а ш е с тн а д ц а ти л е тн я я д е в у ш к а . Всем се рд ц е м п р и в я з а л а с ь о н а к ти по пра ф и и , т а к ж е , к а к и ее м у ж А р к а д и й М и х а й л о в и ч С ем и ко л е - но в — к с в о е м у р о д н о м у ч е тв е р т о м у м еха но -сб ор о -чн ом у к о р п у с у , гд е р а б о та е т с в а р щ и ко м . В. АНДРЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz