Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

З а в о д с к о й т и п о г р а ф и я — 3 0 л е т Л/V^Л/^ЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛ/^Л/^/V^/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/V^ЛЛ/V^Л/VV^ЛЛ/^ЛЛ/V^ЛЛЛЛЛ/V^Л/^/VVV^ Полиграфический цех предприятия В связи с тридцатилетием нашей заводской типографии особо хочется подчеркнуть благородный кропотли в ы й труд наборщиков, линотипи­ стов, печатников, переплетчи­ ков и подсобных работников. Все они заняты сложной рабо­ той, связанной с выпуском га­ зеты «Кировец», паспортов для тракторов, бланков техно­ логических процессов, бухгал­ терской отчетности и т. д. Благодаря усилиям всего коллектива в типографии зна­ чительно возросла производи­ тельность труда. Только с 1963 года у нас увеличился выпуск печатной продукции с 500 ты­ сяч условных печатных листов до 2 миллионов 800 тысяч. За эти годы значительно улучшилась технология произ­ водства, что самым положи­ тельным образом сказалось на росте производительности труда и улучшении качества продукции. Достаточно ска­ зать, что если до 1963 года текстовой набор, в том числе и газеты «Кировец», произво­ дился вручную, то после ука­ занного срока были получены две строкоотливные машины — линотипы. Внедрение ма­ шинного набора привело к большому прогрессу в работе типографии. Этому способствовал также запуск в работу плоскопечат­ ной машины, двух бумагораз­ моточных и бумагорезатель­ ной машин, а также коррек­ турного станка. Однако нельзя не отметить, что типография еще недоста­ точно оснащена всем необхо­ димым для более производи­ тельной работы. Последние шесть лет мы не получали ни­ какого нового оборудования, не увеличивали производст­ венных площадей. В этой свя­ зи хотелось бы обратить вни­ мание отдела оборудования завода на необходимость по­ лучить то, что заявлено нами на 1977 год. Требуют серьезного улуч­ шения и бытовые условия ра­ ботников типографии. При всем отмеченном выше в типографии сложился хоро­ ший высококвалифицирован­ ный коллектив, в котором пять человек работают свыше двадцати, одиннадцать — свы­ ше десяти, семь человек — более пяти лет. Среди них можно назвать отличную ли- нотипистку члена КПСС Нину Петровну Ражину, наборщицу- метранпажа Зою Ивановну Шатохину, печатницу Анну Ивановну Семиколенову, от­ дающих много энергии и тру­ да выпуску заводской много­ тиражной газеты «Кировец». Мастерами своего дела за­ рекомендовали себя также наборщицы член КПСС Лидия Семеновна Кораблина, Нина Игнатьевна Канунцева, Екате­ рина Васильевна Беляева, пе­ реплетчица Анна Петровна Дергунова и другие. Сегодня мы вспоминаем благодарным словом и наших ветеранов труда, находящихся на заслуженном отдыхе, — Константина Илларионовича и и Варвару Михайловну Вене­ диктовых, Алексея Наумовича Гончарова, Анну Дмитриевну Семенову, Марию Ивановну Семыкмну. Они в свое время закладывали основы нашей ти­ пографии, отдали ей свои лучшие трудовые годы. Отмечая тридцатил е т и е, коллектив типографии полон решимости и впредь высоко нести знамя социалистическо­ го соревнования, с честью вы­ полнять поставленные задачи. И . Ф Р О Л О В , за в е д у ю щ и й т и п о гр а ф и е й , Г е р о й С о в е т с ко го С ою за . И Н Т Е Р Е С Н А Я Р А Б О Т А К о м м у н и с т Н и н а П е т р о в н а Р а ­ ж и н а п р и ш л а в з а в о д с к у ю т и п о ­ гр а ф и ю в 1965 го д у . З д есь о н а в течение т р е х м есяц е в у с п е ш н о о в ­ л а д е л а н е л е гко й , к р о п о т л и в о й р а ­ б о то й л и н о т и п и с т к и . О п ы т н ы й м е­ х а н и к М и х а и л И в а н о в и ч У й б и н и б ы в ш а я л н н о т и п и с т к а Р и т а Е м е л ь я н о в а п о ч е м у -т о с р а з у п о ­ в е р и л и в с п о с о б н о с ти м о л о д о й р а б о т н и ц ы . У ж очень о н а с т а р а ­ те л ьн о и д о б р о с о в е с тн о уч и л а сь . Н а п е р в ы х п о р а х с а м о с л о в о « ти п о гр а ф и я » Н и н у д а ж е н е м н о го п у га л о : — П о д о й д е ш ь , б ы в ал о , к л и н о - т и п у . А в нем ч т о -т о гр е м и т, с ы п ­ л е тся, з в я ка е т . У д и в и те л ь н а я м а ­ ш и н а , и нте р е сн а я ! Г д е -т о через м есяц п о н я л а , ч т о с м о гу р а б о ­ та ть. Р и т а са д и л а с ь р я д о м , а я с б ью щ и м ся о т в о л н е н и я се рд ц е м н а б и р а л а первы е с т р о ч ки . У д а ч н о о тл и л а п е р в у ю с т р о к у . М е н я п о ­ х в а л и л и . И — п о ш л о . В с ко р е Н и н а Р а ж и н а с т а л а р а ­ б о та ть с а м о с то я те л ь н о . О н а с р а зу п о л ю б и л а с в о ю р а б о т у , эти у м н ы е м а ш и н ы , за к о т о р ы м и на р е д ко с ть х о р о ш о с л е д и т, а н е ­ б ол ьш и е н е п о л а д ки у с т р а н я е т с а ­ м а. М а ш и н а в с е гд а ч и с т о п р о т е р ­ т а б ен зи но м , о сн о вн ы е д в и ж у щ и е ­ ся у зл ы с м а за н ы м асл о м . Ч то ж е я в л я е тс я гл а в н ы м в р а ­ боте л и н о т и п и с т к и ? Н и н а П е т ­ р о в н а в п е р в у ю очередь н а зы в а е т т а ки е ка ч е с т в а , к а к у с и д ч и в о с ть , в н и м а те л ь н о с ть , о п е р а ти в н о с ть . Н ел ьзя д о п у с к а т ь « ко зл а » в т е к ­ сте, то есть п р о п у с к а сл о в , б у кв . С ейчас Н и н а П е тр о в н а Р а ж и н а — о д н а из л у ч ш и х л и н о т и п и с т о к з а в о д с к о й т и п о гр а ф и и и р а б о та е т п о п я т о м у к в а л и ф и ка ц и о н н о м у р а з р я д у . О н а в кл а д ы в а е т в свою р а б о т у т е п л о т у д у ш и , б ол ьш о е т р у д о л ю б и е и ч у в с т в о о т в е тс тв е н ­ но сти з а п о р у ч е н н о е . З а св о й т р у ­ д о в о й день о н а в с е гд а с та р а е тс я н а б р а ть к а к м о ж н о б о л ь ш е т е к ­ ста и не д о п у с т и т ь о ш и б о к. За см е н у ей п р и х о д и т с я о тл и в а ть де­ с я т к и т ы с я ч га з е т н ы х с т р о к. ...С во й о т п у с к Н и н а П е тр о в н а Р а ж и н а чащ е всего п р о в о д и т в р о д н о м селе Я б л о н о в е ц , ч то в Т а м б о в с ко й о б л а сти . С н е й вм есте с уд о в о л ь с тв и е м о т д ы х а ю т та м у б а б у ш к и М а р и и Г а в р и л о в н ы д е ти С а ш а и Ю р а . С аш а т о ж е с ко р о п р и д е т на т р а к т о р н ы й за в о д . О н — у ч а щ и й с я м а ш и н о с тр о и те л ь н о ­ го т е х н и к у м а . Ю р и й у ч и тс я в ш е ­ сто м кл ассе . О н и у в а ж а ю т м а м и ­ н у р а б о т у . И м н р а в и тс я ее п р о ­ ф ессия. П о сл е р а б о т ы , в ечерам и Н и н а П е тр о в н а с п е ш и т н а р е п е ти ц и ю х о р а р у с с ко й н а р о д н о й пе сни п р и з а в о д с ко м Д в о р ц е к у л ь т у р ы . Р у с ­ с ки е песни и со вр е м е нн ы е с о в е т ­ с ки е — ее л ю б и м ы е . Э та л ю б о в ь пе ре д а л а сь ей ещ е в д е тс тв е о г род и те л е й. О со б е нно веселы м бы л отец. П е сн я с н и м а е т у с та л о с ть , песня п о м о га е т ж и т ь и р а б о т а т ь . Т а к с ч и т а е т Н и н а П е т р о в н а Р а ­ ж и н а — с к р о м н ы й р а б о т я щ и й че­ л о в ек, л ю б я щ а я , за б о тл и в а я м ать. И т а к ж и в е т , к р е п к о п о д р у ж и в ­ ш и сь с песней и с л ю б и м ы м д е ­ л ом . В. К У П А В Ы Х . УМ ЕЛ А Я Н А Б О Р Щ И Ц А \ААААЛ/\ЛААЛАУ\АЛАЛ/ХАЛЛА/^\ЛЛААЛ/\^\ЛЛААЛЛЛ/\/\АЛАЛЛЛ/\. ' I « Е сл и го в о р и т ь более то ч н о , то н а б о р щ и к, в е р с та ю щ и й н а б о р в с т р а н и ц ы , есть м е т р а н п а ж . Не п р а в д а л и, з в у ч н о е и не о б ы чн о е сл о в о! В едь н е д а р о м и з-за н е зн а ­ ния с у ти э т о го с л о в а р а зго р е л ся с ы р -б о р в пьесе А . В а м п и л о в а « П р о в и н ц и а л ь н ы е а н е кд о ты » . З о я И в а н о в н а Ш а т о х и н а — м е т р а н п а ж , н а б о р щ и ц а . В з а в о д ­ с ко й ти п о гр а ф и и о н а р а б о та е т с 29 н о я б р я 1955 го д а . Т и п о гр а ф и я т о гд а б ы л а н е б о л ь ш о й , всего о д и н Цех: п е ча тн ы й и н а б о р н ы й вм есте. З о я И в а н о в н а очень л ю ­ б и т с в о ю р а б о ту . — Я д а ж е с к у ч а ю без нее, — п р и зн а е тс я о на . У м ел о й н а б о р щ и ц е о со б е н н о н р а в и тс я в е р ста ть га з е т у , п о т о м у ч то к а ж д ы й р аз это но вое дело, о п е р а ти в н о е . Э то , к а к го в о р и т с я , ж и в о е дело. В о т п о ч е м у З о я И в а ­ н о в н а ста р а е тся в с е гд а в ы п о л н и ть за д а н и е в о в р е м я и без о ш и б о к, п о т о м у ч то га зе та есть га зе та . В едь ее ч и т а ю т т ы с я ч и т р а к т о р о ­ стр о и те л е й , ж д у т ее т р и ж д ы в не­ д е л ю , ч то б ы у з н а т ь о л у ч ш и х л ю д я х п р е д п р и я т и я , п о з н а к о м и т ь ­ ся с з а в о д с к и м и н о в о с тя м и . Р а б о ч и й день у З о и И в а н о в н ы Ш а т о х и н о й н а ч и н а е тся с т о го , ч то о н а т и с ка е т м а те р и а л ы , н а ­ б ра нн ы е в н о ч н у ю с м е н у д л я г а ­ зе ты и б л а н к о в . К о гд а о т в е т с т в е н ­ ны й с е кр е та р ь га зе ты п р и н о с и т ей м а к е т б у д у щ е го н о м ер а « К и ­ р овц а », о н а н а ч и н а е т в е р ста ть. В е р ста ть т а к , ч то б ы м а те р и а л ы ста л и п л о тн о , кр а с и в о , с о р а з м е р ­ но. З а те м н а ч и н а е тся п р а в к а га ­ зе т н ы х по л ос или б л а н ко в , т е кс т к о т о р ы х о т л и т на л и н о ти п е . К с т а т и , р а б о та н а б о р щ и ц ы З о ю у в л е кл а с с а м о го на ч ал а . П о ч е ­ м у? Г о в о р и т , о тв е тс тв е н н о с ти м н о ­ г о и в о о б щ е инте р есн о. З о я п р и ш л а в з а в о д с к у ю т и п о ­ гр а ф и ю не н о в и ч к о м . И тем не менее о н а е ж е го д н о п о в ы ш а е т кв а л и ф и ка ц и ю , у ч и тс я р а б о т а т ь ещ е л у ч ш е . О н а м о ж е т в ы п о л н и ть л ю б у ю р а б о т у , к о т о р а я д е л а ется в н а б о р н о м цехе. Т а к , на ч и н а я св ой п у т ь в ти п о гр а ф и и ти с ка л ь - щ ицей к о р р е к т у р н ы х л и с то в , З о я И в а н о в н а Ш а т о х и н а ста л а о д но й из л у ч ш и х н а б о р щ и ц . К . В А Л И Н А . С ЧЕ ГО М Ы Н А Ч И Н А Л И В' 1941 году, когда разразилась Великая Отечественная, я ушел «а фронт рядовым. Работал на- ооршдком в типографии дивизи­ онной газеты. После побед«норно­ го завершения войны в 19ч5 году демобилизовался и при­ был на постоянное местожитель­ ство в Липецк. Ладо было устраиваться зано­ во. И я пошел в горком партии. Здесь мне предложили несколько раоот, не .связанных с моей про­ фессией. А потом оказали: — На тракторном заводе долж­ на создаваться типография. По­ езжайте туда. Гак я и сделал. В отделе кад­ ров оформили меня наборщиком- заведующим типографией, кото­ рой попросту не бьш> еще. Гипография должна была соз­ даваться в связи с изданием за­ водской многотиражной газеты «|\ировец». С 7 ноября 1943 года она набиралась и печаталась в типографии городской газеты «Липецкая коммуна». Туда я и ходил на работу вместе с ответ­ ственным секретарем т. Горбуно­ вым и редактором «Кировца», ооязанпости которого исполнял начальник отдела кадров А. С. Мамзин. Через некоторое время его сменил на обоих этих .постах бывший опытный работник из воронежской областной газеты «Коммуна» т, Григорьев, Я наби­ рал материалы и принимал боль- , шое участие в выпуске «Киров­ ца». Был у нас и свой транспорт — полуслепая лошадь с повозкой и грузовая машина. На них достав­ ляли в типографию бумагу, а от­ сюда тиражи газеты на завод. В 1946 году у меня появился первый помощник -г- печатник Алексей Наумович Гончаров. Но настоящее организационное ста­ новление нашей заводской типо­ графии началось после 17 октяб­ ря того же года. Именно в этот день вышел приказ за подписью директора завода т. Кацнельсона — организовать при администра- тивмо-хозяйственмом отделе за­ водскую типографию, заведую­ щим ее назначить Венедиктова К. И., передать все имеющееся на предприятии типографское оборудование (печатные машины) в распоряжение заведующего ти­ пографией. Помещение под типографию выделили в подвале дома Аг 1 на нынешней Краснозаводской ули­ це. В соответствии с приказом нам передали трофейную печат­ ную машину «МАИ», бумагореза­ тельный станок, папшер для рез­ ки картона, сшивальную машину I н три настольных печатных стан­ ка. Приступили с Гончаровым к размещению и установлению это­ го оборудования. Тут обнаружи­ лось, что у печатных машин не оказалось рам и заключал, с по­ мощью которых закрепляются пе­ чатные формы. Все это пришлось заказывать и делать в цехах за­ вода. После того, как было подклю­ чено электропитание, начали на­ стройку, В отладке печатной ма­ шины «МАН» неоценимую по­ мощь тогда оказал нам замеча­ тельный специалист — заводской инженер Владимир Всеволодович Паиа-Афанасапуло. Но запу­ стить оборудование — это полде- ла. Не было у нас главного — Шрифтов и других полиграфиче­ ских материале®, необходимых для набора и печатания газеты, а также бланочной продукции. Это то же, что иметь ружье, но без патронов. И куда бы мы ни обращались по этому вопросу — везде нам отказывали: сказыва­ лось трудное послевоенное время. Однако «везет» настойчивым. Как-то в заводском клубе прохо­ дило собрание партийного акти­ ва. На нем присутствовал секре­ тарь горкома партии т. Каспаров. В перерыве я поднялся в прези­ диум, все ему доложил и просил помочь достать шрифты и необ­ ходимые материалы. — Зайдите утром ко мне в гор­ ком, — сказал т. Каспаров. В точно назначенное время я был в горкоме. Тов. Каспаров при мне вызвал директора город­ ской типографии т, Галицкого и дал указание выделить шрифты, пробельный материал, линейки. На другой день взял машину и вместе с А, Н. Гончаровым полу­ чил старый газетный шрифт, в том числе и заголовочный, а также пробельный .материал и линейки. Больше ничего не да­ ли — городской типографии са­ мой не хватало инвентаря. А его требовалось еще немало. По своим чертежам заказал изготовить: в деревообделочном цехе— кассо-реалы, козло-реалы и столы, в модельном — марза­ ны и бабашки различных разме­ ров, в инструментальном — ли­ нейки из латуни и верстатки, без которых невозможно набирать гранки, в ремонтно-механическом — станок для тискания газетных гранок и пресс. Принятые тогда на работу на­ борщицы Вера Бачурина и Вар­ вара Михайловна Венедиктова рассортировали шрифты, разо­ брали их по кассам, Вскоре к нам оформились также наборщица Екатерина Корикова, ученицы пе,- чатника Екатерина Беляева и Ро­ за Козлова, переплетчица Айна Дмитриевна Семенова. В 1947 году типография стала работать — выпускать газету и бланочную продукцию для заво­ да. Но старые шрифты, изрядно изношенное оборудование не да­ вали, конечно, хорошего качест­ ва печати. В течение трех лет подряд мы подавали докладные записки на имя директора завода о предо­ ставлении настоящего помещения для типографии. Только с прихо­ дом на завод директора Василия Яковлевича Клименкава дело бы­ ло сдвинуто с «.мертвой точки»: мы получили помещение, в кото­ ром типография располагается и ныне, а также плоскопечатную машину, которая служит по сей день. С образавание!м в 1954 году Липецкой области дело со снаб­ жением улучшилось. Пополнился новыми силами и коллектив типографии. В него влились наборщицы Мария Ива­ новна Семыкина, Зоя Шатохина, Мария Б.рычеева, переплетчица Айна Дергунова, корректор Таи­ сия Попова. В 1963 году я сдал дела но­ вому заведующему — Вален­ тину Михайловичу Попову. Он со своей стороны очень много сделал для оснащения типогра фии более современным обору­ дованием, провел большую и плодотворную работу, связанную с повышением квалификации каждого члена коллектива. Наша типография стала на стоящим полиграфическим цехом завода, способным решать более сложные задачи. К. ВЕНЕДИКТОВ, бывший заведующий типографией, ветеран труда. ПЕЧАТНИЦА Анна Семиколенова Ч е р н о в о л о са я , с ка р и м и в н и м а ­ те л ьн ы м и гл а з а м и , о н а л о в ко и с о с р е д о то ч е н н о р а б о та е т на п л о ­ с ко п е ч а тн о й м аш и н е . В о т о н а ос­ т а н о в и л а ее, ч т о -т о п о ч и с ти л а та м и с н о в а в кл ю ч и л а . П е ч а та н и е п о ш л о м ягче. О д н а из о п ы т н ы х п е ча тн и ц , п р о ф гр у п о р г за в о д с ко й т и п о гр а ­ ф ии А н н а И в а н о в н а С е м и ко л е н о - в а х о р о ш о з н а е т свое Дело. П р о ­ и зв о д с тв е н н ы й с т а ж ее р аве н о д и н н а д ц а ти го д а м . А н а ч и н а л а А н н а И в а н о в н а у п а ко в щ и ц е й ш о ф е р с ко го и н с т р у ­ м е н та в за в о д с к о м о тд ел е сб ы та . З а те м р од и л и сь у нее д о ч к и и, ч то б ы р а б о та ть в о д н у см е н у , А н я пе р е ш л а в з а в о д с к у ю т и п о гр а ­ ф ию . З д есь р а б о та л а п о н а ч а л у р езчиц ей б у м а ги , п л а в и л а м етал л . Н о более в с е го п о л ю б и л с я ей пе­ ч а тн ы й ц ех. В течение го д а с п о м о щ ь ю б ы в ­ ш ей п е ч а тн и ц ы В а л е н ти н ы Ф и ­ л и п п о в н ы П о п о в о й и с т а р ш е го м а с те р а ти п о гр а ф и и З и н а и д ы И в а н о в н ы П а с т у х о в о й с п о с о б н а я у ч е н и ц а о в л а д е л а у м е н и е м пе ча ­ та ть на п л о с ко п е ч а т н о й м аш ине . Ц е л ы й го д п е ч а та л а б л а н ки , но д у ш о й т я н у л а с ь А н я к более о т ­ в етств е н н о й и с л о ж н о й р а б о те — п е ч а та н и ю га зе ты . Е сли вы , д о р о го й ч и та те л ь, п о ­ л у ч а е те .наш у га з е т у , то зн а й те , ч то м н о ги е но м ер а ее п е ча та е т А н н а И в а н о в н а С е м и ко л е н о в а . С во ю л ю б о в ь к п е ч а тн о м у т р у ­ д у м а м а к а к и м -т о о б р а зо м с у м е ­ ла пе ре д а ть м л а д ш е й д о че р и — п я т и кл а с с н и ц е М а р и н е . М а р и н а у ж е п о н и м а е т, ч т о т а ко е б р а к в п е ч а та н и и , а м а м и н у га з е т у р а с ­ с м а тр и в а е т с о соб ы м п р и с т р а с т и ­ ем. Д а л е к о н е с р а з у п р и ш л о с ь А . И . С е м и ко л е н о в о й о вл а д е ть своей п о ч е тн о й проф ессией. С ейчас У нее с а м ы й в ы с о к и й — п я т ы й к в а ­ л и ф и ка ц и о н н ы й р а з р я д . А н н а И в а н о в н а о б л а д а е т всем и к а ч е с т ­ в а м и , к о т о р ы е не о б хо д и м ы пе ча т- н и ц а м : в н и м а те л ь н о с ть ю , пр оф е с­ с и о н а л ь н ы м ч у ть е м и ум ен ием , д о б р о с о в е с тн о с ть ю , т р у д о л ю б и е м . Е ж е д н е в н о ей п р и х о д и т с я д ел ать п я т ь и более ты с я ч о т т и с к о в на своей м аш ине . Все, ч т о ка са е тся у х о д а за м а ­ ш и н о й , А н я д е л а ет с а м а . О н а ре­ гу л и р у е т п о д а ч у к р а с к и , в ы в е р я ­ е т в а л и ки . О т в е р тка , м о л о т о к, га ­ ечн ы й кл ю ч — ее пе рв ы е п о м о щ ­ н и к и в это м деле. И ещ е — со ­ зн а те л ьн о е о тн о ш е н и е и л ю б о в ь к труду. ...К а к б у д т о н е д а вно п р и е х а л а с п о д р у ж к а м и в Л и п е ц к из д ере вни К р у гл я н к а Х л е в е н с ко го р а й о н а ш е с тн а д ц а ти л е тн я я д е в у ш к а . Всем се рд ц е м п р и в я з а л а с ь о н а к ти по пра ф и и , т а к ж е , к а к и ее м у ж А р к а д и й М и х а й л о в и ч С ем и ко л е - но в — к с в о е м у р о д н о м у ч е тв е р ­ т о м у м еха но -сб ор о -чн ом у к о р п у с у , гд е р а б о та е т с в а р щ и ко м . В. АНДРЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz