Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
Как известно, в январе началось вручение паспортов нового образца гражданам СССР. Од ним из первых на нашем заводе получил новый паспорт слесарь тракторосборочного цеха Герой Социалистического Труда заслуженный рациона лизатор РСФСР Григорий Васильевич Демедкж НА СНИМНЕ: начальник областного управле ния внутренних дел В. Г. Коршунов вручает пас порт Г. В. Демедюку. Фото В. Финогина. С М Ы С Л Ж И З Н И Ч т о ч и об инженерной психологии Иван Максимович Маевский один из тех, о ком в заводском спортивном клубе «Пламя» гово рят только как о хорошем чело веке. Познакомился я с ним лет восемь назад, когда впервые при шел работать на завод. Иван Максимович поинтересовался, кто я, откуда пришел... — Из армии демобилизовал ся, — почти по уставному отве тил я, чуть было не добавил «то варищ старшина». Да, И. М. Маевский действи тельно похож на армейского старшину: аккуратен, подтянут, вежлив в обращении, любит по рядок на рабочем месте. У него нам, молодым, есть чему поучить ся. За годы совместной работы мы настолько хорошо узнали друг друга, что частенько в задушев ных беседах во время перекуров забываем о том, что мы есть про сто сослуживцы, товарищи по ра боте, и разговариваем, как отец с сыном. Из разговоров я узнал, что Иван Максимович родился в селе в 1909 году и что он хорошо помнит, как в наших краях хо зяйничали банды генерала Ма монтова, которые забрали у них лошадь с телегой — самое доро гое, что было тогда у крестья нина. До войны Иван Максимович овладел профессией тракториста и работал в одном из колхозов Усманского района. Пахал землю, выращивал хлеб, табак. А потом грянула Великая Отечественная война. На И. М. Маевского, как и на миллионы других советских людей, она дохнула холодом око пов, запахом куска мерзлого хле ба, горячими пулями и свистящи ми осколками снарядов. Много трудных огненных дорог прошел Иван Максимович. При форсировании реки Прут его ра нило, но после излечения солдат снова встал в боевой строй. Его фронтовые подвиги отмечены правительственными наградами. Встретив в мае 1945 года День Победы, И. М. Маевский так и не ушел в запас, а был переведен в войска внутренней службы. Он участвовал в борьбе с раз ного рода отщепенцами, ко торые мешали нам успешно вос станавливать и налаживать раз рушенное войной народное хозяй ство. С Л О В О О ТОВАРИЩЕ В 1953 году Иван Максимович вернулся в родные края, приехал в Липецк и оформился работать в жилищно-коммунальный отдел нашего завода. Строил и ремон тировал дома, озеленял и асфаль тировал улицы, благоустраивал жилой район. Он сознавал, что своим трудом создает людям бла го, настроение, и потому работал увлеченно, с полной отдачей. К концу шестидесятых годов бывшего воина начали беспокоить притихшие, зарубцевавшиеся на время фронтовые раны, и он был вынужден перейти работать на заводской стадион кочегаром ко тельной установки. А через не сколько лет на смену громоздким паровым котлам пришла горячая вода из теплоцентрали. Освоив специальность слесаря-сантехни ка, Иван Максимович становится одним из ведущих рабочих этой специальности. После строительства и ввода в эксплуатацию плавательного бас сейна, он осваивает профессию хлораторщика. Словом, росли но вые объекты, а вместе с ними повышалось мастерство И. М. Маевского. На любом участке ра боты, в любой должности его от личают деловитость, собранность, исполнительность. Еще в 1969 году Иван Макси мович получил пенсионное удо стоверение, дающее ему право на заслуженный отдых. Однако он ни на один день не прекращал своей трудовой деятельности. «Скучно без дела сидеть дома»,— говорит И. М. Маевский. И я пол ностью разделяю его мнение, соз наю, что просто невозможно че ловеку, посвятившему всю свою жизнь труду, быть не у дел. Нам, сравнительно молодым людям по отношению к Ивану Максимовичу, приятно работать с человеком, обладающим боль шим производственным и житей ским опытом. Общаясь с И. М. Маевским, работая с ним рука об руку, мы лучше познаем смысл труда, смысл своей жизни. Мы гордимся человеком, который не представляет жизни без труда, который учит этому молодежь. А. КУЛИНИЧ, электрик, профгрупорг спортивного клуба «Пламя». Рекомендательный Инженерная психология в со временном ее понимании — это наука, изучающая процессы взаи модействия между человеком и техникой в системах «человек- машина» с целью повышения их эффективности. Она возникла лишь около двадцати лет назад и сегодня завоевала признание во многих странах мира — настоль ко велик оказался эффект от внедрения результатов ее иссле дований в практику. Инженерные психологи работают над создани ем систем, в которых совместно функционируют и техника, и чело век. Сегодня мы предлагаем список литературы в помощь интересую щимся вопросами инженерной психологии. ВУДСОН У., КОНОВЕР д. Справочник по инженерной психо логии для инженеров и художни- ков-конструкторов. Пер. с англ. М., «Мир», 1968 г., 520 стр. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Что такое инженерная психология? В кн.: «Инженерная психология». М., 1967 г., стр. 5—9. Статья действительного члена Академии педагогических наук СССР А. Н. Леонтьева дает самое общее представление о том, что такое инженерная психология, чем было вызвано к жизни это на правление в науке, какова исто рия его развития и что представ ляет собой современная инженер ная психология. Он отмечает, что эта наука — дисциплина погра ничная, «стыковая», что она тесно связана, с одной стороны, с физи ологией и прежде всего с физио логией высшей нервной деятель ности, а с_другой — с техниче скими науками, с кибернетикой и математикой. ЛОМОВ Б. Ф. Человек и маши на. Очерки инженерной психоло гии. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Советское радио», 1966 г., 464 стр. с чертежами. Эту книгу рекомендуем для более углубленного знакомства с проблемами инженерной психоло гии. В ней рассмотрены характе ристики человека как звена си стемы управления, рассказано о способности человека принимать, передавать и хранить информа цию, о принципах конструирова ния органов управления, отража ющих особенности психической деятельности человека. ГАГАРИН Ю. А., ЛЕБЕДЕВ В. И. Психология и космос. М , «Молодая гвардия», 1968 г., 207 стр. с илл. Освоение’ космоса вызвало к жизни космическую психологию. Источниками ее являются не только авиационная психология, но и психоневрология, психофизи ология, инженерная психология и т. д. Многократные перегрузки, не привычные условия невесомости, пространственные иллюзии, нару шение представлений о «верхе» и «низе», проблема изоляции в кос мосе, ограниченность пространст ва, сложные и разнообразные эмоции космонавтов перед поле том и во время полетов, психоло гия группы — обо всем этом пи шет первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин и ученый-медик список литературы В. И. Лебедев. Их книга — о Че ловеке и Космосе. Инженерный труд в социали стическом обществе. Под ред. Та- щева А. К. Учебное пособие для инженерно-технических работни ков предприятий, проектно-конст рукторских и технологических ор ганизации. М „ «Мысль», 1975 г,. 220 стр. (Система экономического образования). Учебное пособие содержит не обходимые сведения о содержа нии и характере инженерного тру да, его месте в социальной струк туре советского общества, роли п ускорении научно-технического прогресса, в научной организации и методах стимулирования инже нерного труда и др. Физиологические и психологи ческие основы труда. М „ Проф- издат, 1974 г., 232 стр. В книге освещаются главные задачи и практические методы изучения физиологии труда, попу лярно излагаются психофизиоло гические и санитарно-гигиениче ские начала, относящиеся к систе ме «техника—человек—среда», ос новы организации рабочего места, профессиональнрго отбора, про изводственного обучения и обме на передовым опытом, анализиру ется сущность утомления и меры его предупреждения. КОСИЛОВ С. А. Физиологиче ские основы НОТ. М., «Эконо мика», 1969 г., 302 стр. В монографии освещаются ма териалы физиологических иссле дований по актуальным пробле мам НОТ; рассматриваются во просы физиологического обоснова ния профессионального обучения и инструктирования, организации рабочих мест, разработки мер по вышения работоспособности и профилактики производственного утомления. Книга рассчитана на экономи стов, работников системы НОТ, организаторов труда и производ ства. ПОЛЕЖАЕВ Е. Ф. и МАКУ- 111ИН В. Г. Основы физиологии и психологии труда. Для вузов' по специальности «Экономика тру да». М „ «Экономика», 1974 г., 239 стр. с илл. Статьи: СИДОРЕНКО Л. Инженерная психология. Что это такое? — «Юность», 1973 г., № 1, стр. 90— 94. КОН И. С. Быть самим собой. (Заметки психолога). — «Моло дой коммунист», 1975 г , № 7 стр 92—96. АИЗЕНАК Г. Можно ли изме рять интеллект? (Беседа с руко водителем психологической лабо ратории Бетлемского королевско го госпиталя в Лондоне профес сором Г. Айзенаком. Записал В. Михайлов). — «Литературная газета», 1975 г., 12 ноября,' стр. Библиография: Человек и машина. Круг чтения молодежи. Вып. 6. М „ «Кни га», 1972 г., 128 стр. (Государст венная библиотека СССР имени В. И. Ленина). Л. КУРГУЗОВА, старший библиограф заводской профсоюзной библиотеки. гг ЕВ РЕЗЕЦ - ХОЛОДИЛЬНИК Обработка на токарном станке хрупких материалов, таких, на пример, как стеклопластики, соп ряжена с большими трудностями и повышенным расходом инстру мента,. так как в зоне резания возникает высокая температура. Поэтому приходится пользовать ся резиами очень сложной конст рукции, охлаждаемыми фреоном. В свою очередь для охлаждения самого фреона требуются спе циальные холодильные устройст ва. Все это значительно увеличи вает производственные затраты. Изобретение Ю. Максимова и В. Муратова, которые создали сборный резец, удачно решает эту проблему. В полости головной части резца их конструкции уста навливается сопло-улитка, к ко торому подводится сжатый воз дух из цеховой воздушной сети. Сопло-улитка создает воздушный вихревой поток с раздельными струями. Центральная струя ох лаждает режущие кромки инстру мента, нагреваясь при этом сама. Периферийные струй обтекают центральную, отбирая от нее теп ло. Кроме того, на выходе из соп ла поток расширяется, что привО’ дит к дополнительному охлажде нию. Такая конструкция гаранти рует полную надежность работы, а оптимальный тепловой режим на-режущих кромках инструмента позволяет значительно увеличить скорости резания и поднять про изводительность труда. Думается, что это изобретение (а. с. 494226) может быть с успехом применено на многих предприятиях страны. К. ГРИГОРЬЕВ. Участники проходившего в Ива нове Всесоюзного слета передови ков производства легкой промыш ленности, выполнивших в девятой пятилетке по два личных пятилет них задания, решили в новой пя тилетке продолжить трудовое со перничество'. Передовые текстиль щицы, швеи, обувщики заключили между собой договор на социа листическое соревнование за дос тижение в десятой пятилетке наи- высшеп производительности тру да и отличного качества выпуска емой продукции. Девиз соревнования, заключен ный героями труда, — «Задание досрочно!». Для большинства участников этого соревнования 1976 год явится первым этапом на пути к трудной, но желанной це ли — выполнению двух пятиле ток за одну. На снимке: лучшие ткачихи страны, Герои Социалистического Труда (слева направо) — А. В. Смирнова (Ивановская область, Яковлевский льнокомбинат), Р. А. Гаврилова (Владимирская об ласть, Вязниковский льнокомби нат) и лауреат Государственной премии СССР 1975 года В. Н. Плетнева (Костромской льноком бинат имени Ленина) подписыва ют договор на социалистическое соревнование в десятой пятилетке. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz