Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Р А С С К А З Ы О Н А С Т А В Н И К А Х имер вет ерана Бригадира слесарей ремонтно­ механического цеха Николая Алексеевича Хальзева хорошо знают и уважают в коллективе. Еще бы! Кадровый рабочий от­ дал родному цеху более четверти века. На территорию завода он сту­ пил в 1949 году. За это время Николай Алексеевич сумел стать универсальным ремонтников. Он не только сам овладел многими профессиями, но и обучил ма­ стерству большой отряд молоде­ жи. И сейчас ' Хальзев считает своим первейшим долгом пере­ дать богатый опыт и знания тем, кто пришел на завод недав­ но и хочет стать рабочим. За успехи в социалистическом соревновании, за личное трудолю­ бие и умение организовать на­ дежную оперативную службу слесарей Николай Алексеевич на­ гражден многими знаками отли­ чия. Он один из первых в цехе стал ударником коммунистиче­ ского труда, отмечен Ленинской юбилейной медалью. Кадровый рабочий награжден орденом Тру­ довой Славы III степени и зна­ ком «Ударник девятой пятилет­ ки». Николай Алексеевич известен и своим солидным творческим вкла­ дом в рационализаторскую ко­ пилку предприятия. На его счету десятки полезных новаторских предложений, внедрение которых позволило усовершенствовать отдельные узлы станочного обо­ рудования. Только за годы девя­ той пятилетки опытный новатор подал и внедрил более пятидеся­ ти рационализаторских предло­ жений, давших родному заводу тысячи рублей экономии. Особенно успешно поработала бригада слесарей во главе с Хальзевым над усовершенствова­ нием шести- и восьмишпиндель- нЫх полуавтоматов. Это коллек­ тивное участие в творчестве гово­ рит о многом: о замечательном умении бригадира увлечь людей трудной, сложной и порой весь­ ма тонкой работой, требующей универсальных знаний, мастерст­ ва, настойчивости. Той настойчи­ вости, при которой человек как бы забывает о времени: так хо­ чется ему видеть детище своих рук и ума полезным производст­ ву. Положительный личный пример бригадира действует, как прави­ ло, намного убедительнее и эф­ фективнее слов. Вот почему воз­ ле-. бригадира всегда можно ви­ деть молодежь. На все вопросы, на все их сомнения у Николая Алексеевича есть для ребят не только обстоятельный и правиль­ ный ответ. Часто, засучив рукава, мастер начинает делать заказ вместе с молодыми слесарями, а попутно объясняет, как надо вы­ полнить ту Или иную операцию, чтобы станок после ремонта ожил и начал свою полезную отдачу. Сейчас бригада Хальзева при­ общает к слесарному делу моло­ дых слесарей Сергея Долгова, Вячеслава Харламова, Николая Межгорова. Даже нелицеприят­ ный факт Николай Алексеевич умеет направить на дело воспита­ ния. Приведу такой пример, Зача­ стую цехи, особенно первый, тре­ тий, четвертый тракторные, по­ ставляют к нам на ремонт гряз­ ные и до предела изношенные механизмы. Вместо того, чтобы сразу приступить к ремонту, при­ ходится подолгу счищать их от хлама, что совершенно не входит в обязанности ремонтников. — Вот, ребята, к чему приво­ дит небрежное отношение к обо­ рудованию, — с болью в сердце скажет бригадир, и молодежь по­ нимает, что без уважения к меха­ низмам, без соблюдения техноло­ гии мастером своего дела не ста­ нешь. Станок, как и человек, требует к себе бережного хозяйского от­ ношения. И намного производи­ тельнее шла бы работа ремонт­ ников, если бы наши заказчики строго и неукоснительно соблю­ далиправила сдачи неисправных механизмов. Эти слова я обра­ щаю к заказчикам вышеуказан­ ных цехов! ...На рабрте бывает всякое: ра­ дости и огорчения, неудачи и по­ беды. Если говорить честно, у руководителя, в частности у бри­ гадира, их бывает намного боль­ ше, чем, скажем, у простого ста­ ночника. Бригадиру труднее хотя бы потому, что он за многое от­ вечает. Что же касается работы с молодежью, то здесь у Николая Алексеевича все хорошо, потому что характер у наставника рас­ судительный, спокойный. Он объ­ ясняет без крика, совершенно не­ заметно увлекая ребят своей лю­ бовью к производству. Он воспи­ тывает их делом. На предприятии почти в каж ­ дом цехе можно встретить слеса­ рей, которые проходили трудо­ вую закалку у Н. А. Хальзева, учились у него. Такое вниматель­ ное отношение к молодежи дела­ ет честь нашему замечательному кадровому рабочему и его кол­ лективу, который всегда добро­ совестно и настойчиво выполняет производственные планы. А. ПАРАЖИНСКИЙ, секретарь партбюро ремонтно- механического цеха. Техническая Техническое перевооружение промышленности, огромный раз­ мах строительства поставили за­ дачу увеличения и улучшения ка­ чества подготовки квалифициро­ ванных заводских кадров. Решение этой проблемы зави­ сит во многом й от работников на­ учно-технической библиотеки за­ вода, которая должна оказывать всяческую помощь учащейся мо­ лодежи, рационализаторам — в разрешении тех или иных вопро­ сов, рабочим — в повышении ма­ стерства. Располагая книжным фондом п 99158 экземпляров, библиотека привлекает широкий круг читате­ лей. В основном это инженерно- технические работники, состав­ ляющие примерно 95 процентов абонентов, и рабочие. Профиль комплектования библиотеки — технология и конструирование трактора и сопутствующая обра­ ботка металлов резанием, режу­ щие станки, инструмент. Наш корреспондент встретился с заведующей научно-техничес­ кой библиотекой Зинаидой Ва­ сильевной Марковой и попросил ответить н.а некоторые вопросы. — Какие формы работы ис­ пользуются в вашей библиотеке для пропаганды научно-техниче­ ской литературы рабочим и ин­ женерно-техническому составу цехов и отделов завода? 3. В. Маркова: Основная наша работа — справочно-и н ф о р м а- ционная. Мы также оформляем выставки, готовим обзоры, кон­ ференции, инженерные часы, сов­ местно с ОРИНТИ проводим дни специалистов. У нас также ведет­ ся интересная библиографическая работа. Литература дается целе­ направленно, снабжение произво­ дится по системе ПРИ — изби­ рательное распределение инфор­ мации. Хочется подробнее рассказать о некоторых формах работы. Так, уже на протяжении * нескольких лет для нашей библиотеки стала приемлема такая форма работы, как инженерные часы. Они про- библиотека водятся в физической лаборато­ рии, в литейной лаборатории, в лаборатории промсанитарии, в от­ деле главного механика. Чтобы заинтересовать слушателей, нами заранее разрабатывается темати­ ка, готовится литература по теме (книги, журналы, библиографиче­ ские источники). Все это дается на просмотр в любой из выше названных коллективов. Ответст­ венный за проведение инженер лаборатории делает обзорную лекцию по данной литературе и дает свое заключение. Интерес­ ные предложения внедряются в производство. Нами установлен контроль за внедрением предло­ жений. Недавно проходил инженерный час в,литейной лаборатории. От­ ветственная за его проведение Людмила Викторовна Гребенько- ва сделала обзор литературы по теме «Борьба с браком стального и чугунного литья». Большое уча­ стие в подготовке инженерных часов принимают библиотекарь Валентина Петровна Сарычева и старший библиотекарь Тамара Николаевна Пастухова. — А что же такое ИР И и как осуществляется снабжение по этой системе? 3. В. Маркова: Восемнадцать специалистов дали нам темы, над которыми они работают в этом году. Это инженеры и конструк­ торы ОГК, АСУП, ОКМА. К каж ­ дой теме мы. должны подобрать всю нужную литературу. Чтобы легче было разобраться в пред­ ложенной литературе, к каждой статье пишется краткая аннота­ ция. У нас создана картотека абонентов ПРИ, где имеется кар­ точка каждого абонента с ука­ занной в ней темой. Есть также карточка обратной связи. Або­ ненту ПРИ мы предлагаем анке­ ту. В ней он должен указать ин­ тересующую его тему, относя­ щуюся к непосредственному про­ филю работы его подразделения. А также интересующие абонента темы, не относящиеся к профилю деятельности, но представляющие — питателям интерес с точки зрения общенауч­ ной эрудиции, совершенствования организации труда, техники экс­ перимента. По запросам и по плану в течение 10 дней со дня запроса работниками библиотеки составляются письменные биб­ лиографические справки, посы­ лаемые во многие города страны. В связи с тем, что множительный центр очень загружен, библиоте­ ке, к сожалению, не всегда удает­ ся отпечатать информационные материалы в 10-дневный срок. Это и есть избирательное рас­ пределение информации, то есть ПРИ. Непосредственную работу с абонентами ПРИ ведет стар­ ший библиотекарь Татьяна Бори­ совна Кошеварова. — Известно, что научно-техни­ ческая библиотека завода являет­ ся головной в системе Министер­ ства тракторного и сельскохозяй­ ственного машиностроения и осу­ ществляет методическое руковод­ ство семью библиотеками терри­ ториально-отраслевой группы. В чем выражается методическое ру­ ководство библиотеками? 3. В. Маркова: В нашу терри­ ториально - отраслевую группу входят две библиотеки Воронежа, Тамбовского завода подшипников скольжения, Чаплыгииского агре­ гатного завода, Елецкого завода тракторных гидроагрегатов и не­ которые другие. Два раза в год мы обязательно проводим семи­ нары, не менее двух раз в год выезжаем в каждую библиотеку с проверкой, консультируем... — У рабочих завода — уча­ щихся вечерних и заочных отде­ лений техникумов и институтов— начался новый учебный год. Как в вашей библиотеке подготови­ лись к нему? 3. В. Маркова: Мы составили списки литературы для студентов по курсам. Составили план мате­ риалов. А наши работницы Ва­ лентина Никифоровна Садыри'на, Тамара Васильевна Фомичева, а также работники всех передвиж­ ных библиотек готовы оказать помощь каждому студенту. Ученые технического универси­ тета в Дрездене и специалисты текстильной промышленности ГДР (на снимке справа — механик Хартмут Шлессер) занимаются проблемой внедрения в производ­ ство нового прогрессивного мето­ да разрезания тканей — при по­ мощи лазерного луча. Этот спо­ соб значительно увеличивает про­ изводительность труда, позволяя обходиться без заделки краев — луч, режущий синтетическую ткань, одновременно оплавляет их. Фото АДН—ТАСС. До сих пор на обработку в протяжные станки шатуны пода­ вались вручную. Снимались они также (руками. Механизировать эту простую операцию было трудно из-за того, что загрузка деталей велась в непрерывно пе­ ремещающиеся зажимные при­ способления станков. А для это­ го требовалась точность и коор­ динированность человеческих рук. Манипулятор — механическая рука, разработанная в Минском СКВ протяжных станков, осво- Более трети плетеных изделий, которые продаются на мировом рынке, изготовлено руками поль­ ских умельцев. Ассортимент из­ делий этого древнеговида твор­ чества весьма разнообразен: кор­ зинки, дамские сумочки, легкая мебель, декоративные украшения. Сырьем служит выращивае­ мыйна специальных плантациях ивняк. Ивовые прутья — инте­ ресныйматериал не толькодля ремесленников, но и для худож­ ников. Плетеные украшения, со­ зданные польскими художника­ ми,красивы и оригинальны. Для популяризации плетеных изде­ лийи произведений искусства из ивняка в Познанском воеводстве ежегодно устраиваются выстав­ ки. На снимке вверху: плетеные изделия польских умельцев. Фото ЦАФ—ТАСС. бождает рабочих от загрузки и разгрузки детален. Захват детали осуществляется зажимной цан­ гой, которая получает команду о «подходе» шатуна на стол выда­ чи от путевого выключателя. И через 6 секунд деталь уже нахо­ дится в зажиме станка. Новый манипулятор позволяет встраивать протяжные станки не­ прерывного действия в автомати­ ческие линии, обеспечивая их 450 деталями в час. Р у к а вм ест о р у к шаяяшшшшяшшшшшшшшашшшшшшшкшшшяшшяшшшшшшшяшяшшшшшяшшяшшшшшшшшшшшшшшишашявшшшшшяшяшшашашяшшшшшшшяашшшшяшшяшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшшшшшшвжшшяшшшшшшшшшшь Понятие и основные задачи научно-технической информации Успешное использование в на­ родном хозяйстве последних до­ стижений науки, техники и пере­ дового опыта в значительной ме­ ре зависит от постановки научно- технической пропаганды. Роль научно-технической про­ паганды в ускорении научно-тех­ нического прогресса трудно пере­ оценить. Она является важней­ шей составной частью идеологи­ ческой работы, так как помогает не только в создании материаль­ ных благ, но и в воспитании лю­ дей, укрепляя в ' них’ убеждение в превосходстве социалистического строя над капиталистическим. По данным статистики, в нашей стра­ не насчитывается 1,3 млн. науч­ ных работников, 4 процента на­ ционального дохода используется на научно-исследовательские ра­ боты. Такое количество научных работников необходимо обеспе­ чить достаточной информацией. Для этих целей и служат научно- техническая пропаганда и инфор­ мация. Что же такое научно-техниче­ ская пропаганда? Это — деятель­ ность по распространению научно- технических достижений и пере­ дового опыта с целью их освое­ ния и последующего практическо­ го внедрения. Она является важ­ нейшей, неотъемлемой частью на­ учно-информационной деятельно­ сти, одной из наиболее активных ее форм. При общности задач, стоящих перед ней, формы, ме­ тоды и средства научно-техниче­ ской пропаганды имеют свою спе­ цифику, отличающую ее от науч­ но-технической информации. На­ учно-техническая пропаганда опе­ рирует, как правило, уже опроби- рованным материалом и носит рекомендательный характер. Она базируется на восьми основных принципах: планирование и коор­ динация мероприятий по научно- технической пропаганде; правиль­ ный выбор тематики мероприя­ тий; отбор пропагандируемого материала на новизну; подбор аудитории с учетом уровня под­ готовки. потребности запросов и реального Интереса; подбор до­ кладчика (лектора) по уровню подготовки и компетентности; до­ ступность и наглядность изучае­ мого материала, что достигается посредством технических и на­ глядно-иллюстрационных средств; соответствие между содержанием пропагандируемого материала и выбранной формой научно-техни­ ческой пропаганды, которая обус­ лавливается содержанием темы; комплексный характер пропаган­ дистских мероприятий (диафиль­ мы, выставки, кино и т. д.). Предметом изучения научно- технической пропаганды является комплекс форм, методов и средств, применяемых в ней, а также за­ кономерность восприятия пропа­ гандируемого материала. Научно-техническая пропаганда бывает 3-х видов; устная, печат­ ная, наглядно-иллюстрационная. Формы научно-технической про­ паганды — это разновидность мероприятий, проводимых с целью распространения научно-техниче. - окого и передового опыта (школы передового опыта, семинары, со­ вещания и т. п.). Методы научно - технической пропаганды — это приемы и способы подачи пропагандируе­ мого материала (рассказ, непо­ средственный показ, демонстра­ ция натурных образцов и т. п.). Средства научно-технической про­ паганды — комплекс технической аппаратуры (печать, радио, кино). Объектом исследования науч­ но-технической пропаганды явля­ ется сама деятельность по рас­ пространению передового опыта. Ю. БАГРИЙ, младший научный сотрудник ОНТИ ЦНИИТЭИтракторо- сельхозмаша.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz