Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
Р А С С К А З Ы О Н А С Т А В Н И К А Х имер вет ерана Бригадира слесарей ремонтно механического цеха Николая Алексеевича Хальзева хорошо знают и уважают в коллективе. Еще бы! Кадровый рабочий от дал родному цеху более четверти века. На территорию завода он сту пил в 1949 году. За это время Николай Алексеевич сумел стать универсальным ремонтников. Он не только сам овладел многими профессиями, но и обучил ма стерству большой отряд молоде жи. И сейчас ' Хальзев считает своим первейшим долгом пере дать богатый опыт и знания тем, кто пришел на завод недав но и хочет стать рабочим. За успехи в социалистическом соревновании, за личное трудолю бие и умение организовать на дежную оперативную службу слесарей Николай Алексеевич на гражден многими знаками отли чия. Он один из первых в цехе стал ударником коммунистиче ского труда, отмечен Ленинской юбилейной медалью. Кадровый рабочий награжден орденом Тру довой Славы III степени и зна ком «Ударник девятой пятилет ки». Николай Алексеевич известен и своим солидным творческим вкла дом в рационализаторскую ко пилку предприятия. На его счету десятки полезных новаторских предложений, внедрение которых позволило усовершенствовать отдельные узлы станочного обо рудования. Только за годы девя той пятилетки опытный новатор подал и внедрил более пятидеся ти рационализаторских предло жений, давших родному заводу тысячи рублей экономии. Особенно успешно поработала бригада слесарей во главе с Хальзевым над усовершенствова нием шести- и восьмишпиндель- нЫх полуавтоматов. Это коллек тивное участие в творчестве гово рит о многом: о замечательном умении бригадира увлечь людей трудной, сложной и порой весь ма тонкой работой, требующей универсальных знаний, мастерст ва, настойчивости. Той настойчи вости, при которой человек как бы забывает о времени: так хо чется ему видеть детище своих рук и ума полезным производст ву. Положительный личный пример бригадира действует, как прави ло, намного убедительнее и эф фективнее слов. Вот почему воз ле-. бригадира всегда можно ви деть молодежь. На все вопросы, на все их сомнения у Николая Алексеевича есть для ребят не только обстоятельный и правиль ный ответ. Часто, засучив рукава, мастер начинает делать заказ вместе с молодыми слесарями, а попутно объясняет, как надо вы полнить ту Или иную операцию, чтобы станок после ремонта ожил и начал свою полезную отдачу. Сейчас бригада Хальзева при общает к слесарному делу моло дых слесарей Сергея Долгова, Вячеслава Харламова, Николая Межгорова. Даже нелицеприят ный факт Николай Алексеевич умеет направить на дело воспита ния. Приведу такой пример, Зача стую цехи, особенно первый, тре тий, четвертый тракторные, по ставляют к нам на ремонт гряз ные и до предела изношенные механизмы. Вместо того, чтобы сразу приступить к ремонту, при ходится подолгу счищать их от хлама, что совершенно не входит в обязанности ремонтников. — Вот, ребята, к чему приво дит небрежное отношение к обо рудованию, — с болью в сердце скажет бригадир, и молодежь по нимает, что без уважения к меха низмам, без соблюдения техноло гии мастером своего дела не ста нешь. Станок, как и человек, требует к себе бережного хозяйского от ношения. И намного производи тельнее шла бы работа ремонт ников, если бы наши заказчики строго и неукоснительно соблю далиправила сдачи неисправных механизмов. Эти слова я обра щаю к заказчикам вышеуказан ных цехов! ...На рабрте бывает всякое: ра дости и огорчения, неудачи и по беды. Если говорить честно, у руководителя, в частности у бри гадира, их бывает намного боль ше, чем, скажем, у простого ста ночника. Бригадиру труднее хотя бы потому, что он за многое от вечает. Что же касается работы с молодежью, то здесь у Николая Алексеевича все хорошо, потому что характер у наставника рас судительный, спокойный. Он объ ясняет без крика, совершенно не заметно увлекая ребят своей лю бовью к производству. Он воспи тывает их делом. На предприятии почти в каж дом цехе можно встретить слеса рей, которые проходили трудо вую закалку у Н. А. Хальзева, учились у него. Такое вниматель ное отношение к молодежи дела ет честь нашему замечательному кадровому рабочему и его кол лективу, который всегда добро совестно и настойчиво выполняет производственные планы. А. ПАРАЖИНСКИЙ, секретарь партбюро ремонтно- механического цеха. Техническая Техническое перевооружение промышленности, огромный раз мах строительства поставили за дачу увеличения и улучшения ка чества подготовки квалифициро ванных заводских кадров. Решение этой проблемы зави сит во многом й от работников на учно-технической библиотеки за вода, которая должна оказывать всяческую помощь учащейся мо лодежи, рационализаторам — в разрешении тех или иных вопро сов, рабочим — в повышении ма стерства. Располагая книжным фондом п 99158 экземпляров, библиотека привлекает широкий круг читате лей. В основном это инженерно- технические работники, состав ляющие примерно 95 процентов абонентов, и рабочие. Профиль комплектования библиотеки — технология и конструирование трактора и сопутствующая обра ботка металлов резанием, режу щие станки, инструмент. Наш корреспондент встретился с заведующей научно-техничес кой библиотекой Зинаидой Ва сильевной Марковой и попросил ответить н.а некоторые вопросы. — Какие формы работы ис пользуются в вашей библиотеке для пропаганды научно-техниче ской литературы рабочим и ин женерно-техническому составу цехов и отделов завода? 3. В. Маркова: Основная наша работа — справочно-и н ф о р м а- ционная. Мы также оформляем выставки, готовим обзоры, кон ференции, инженерные часы, сов местно с ОРИНТИ проводим дни специалистов. У нас также ведет ся интересная библиографическая работа. Литература дается целе направленно, снабжение произво дится по системе ПРИ — изби рательное распределение инфор мации. Хочется подробнее рассказать о некоторых формах работы. Так, уже на протяжении * нескольких лет для нашей библиотеки стала приемлема такая форма работы, как инженерные часы. Они про- библиотека водятся в физической лаборато рии, в литейной лаборатории, в лаборатории промсанитарии, в от деле главного механика. Чтобы заинтересовать слушателей, нами заранее разрабатывается темати ка, готовится литература по теме (книги, журналы, библиографиче ские источники). Все это дается на просмотр в любой из выше названных коллективов. Ответст венный за проведение инженер лаборатории делает обзорную лекцию по данной литературе и дает свое заключение. Интерес ные предложения внедряются в производство. Нами установлен контроль за внедрением предло жений. Недавно проходил инженерный час в,литейной лаборатории. От ветственная за его проведение Людмила Викторовна Гребенько- ва сделала обзор литературы по теме «Борьба с браком стального и чугунного литья». Большое уча стие в подготовке инженерных часов принимают библиотекарь Валентина Петровна Сарычева и старший библиотекарь Тамара Николаевна Пастухова. — А что же такое ИР И и как осуществляется снабжение по этой системе? 3. В. Маркова: Восемнадцать специалистов дали нам темы, над которыми они работают в этом году. Это инженеры и конструк торы ОГК, АСУП, ОКМА. К каж дой теме мы. должны подобрать всю нужную литературу. Чтобы легче было разобраться в пред ложенной литературе, к каждой статье пишется краткая аннота ция. У нас создана картотека абонентов ПРИ, где имеется кар точка каждого абонента с ука занной в ней темой. Есть также карточка обратной связи. Або ненту ПРИ мы предлагаем анке ту. В ней он должен указать ин тересующую его тему, относя щуюся к непосредственному про филю работы его подразделения. А также интересующие абонента темы, не относящиеся к профилю деятельности, но представляющие — питателям интерес с точки зрения общенауч ной эрудиции, совершенствования организации труда, техники экс перимента. По запросам и по плану в течение 10 дней со дня запроса работниками библиотеки составляются письменные биб лиографические справки, посы лаемые во многие города страны. В связи с тем, что множительный центр очень загружен, библиоте ке, к сожалению, не всегда удает ся отпечатать информационные материалы в 10-дневный срок. Это и есть избирательное рас пределение информации, то есть ПРИ. Непосредственную работу с абонентами ПРИ ведет стар ший библиотекарь Татьяна Бори совна Кошеварова. — Известно, что научно-техни ческая библиотека завода являет ся головной в системе Министер ства тракторного и сельскохозяй ственного машиностроения и осу ществляет методическое руковод ство семью библиотеками терри ториально-отраслевой группы. В чем выражается методическое ру ководство библиотеками? 3. В. Маркова: В нашу терри ториально - отраслевую группу входят две библиотеки Воронежа, Тамбовского завода подшипников скольжения, Чаплыгииского агре гатного завода, Елецкого завода тракторных гидроагрегатов и не которые другие. Два раза в год мы обязательно проводим семи нары, не менее двух раз в год выезжаем в каждую библиотеку с проверкой, консультируем... — У рабочих завода — уча щихся вечерних и заочных отде лений техникумов и институтов— начался новый учебный год. Как в вашей библиотеке подготови лись к нему? 3. В. Маркова: Мы составили списки литературы для студентов по курсам. Составили план мате риалов. А наши работницы Ва лентина Никифоровна Садыри'на, Тамара Васильевна Фомичева, а также работники всех передвиж ных библиотек готовы оказать помощь каждому студенту. Ученые технического универси тета в Дрездене и специалисты текстильной промышленности ГДР (на снимке справа — механик Хартмут Шлессер) занимаются проблемой внедрения в производ ство нового прогрессивного мето да разрезания тканей — при по мощи лазерного луча. Этот спо соб значительно увеличивает про изводительность труда, позволяя обходиться без заделки краев — луч, режущий синтетическую ткань, одновременно оплавляет их. Фото АДН—ТАСС. До сих пор на обработку в протяжные станки шатуны пода вались вручную. Снимались они также (руками. Механизировать эту простую операцию было трудно из-за того, что загрузка деталей велась в непрерывно пе ремещающиеся зажимные при способления станков. А для это го требовалась точность и коор динированность человеческих рук. Манипулятор — механическая рука, разработанная в Минском СКВ протяжных станков, осво- Более трети плетеных изделий, которые продаются на мировом рынке, изготовлено руками поль ских умельцев. Ассортимент из делий этого древнеговида твор чества весьма разнообразен: кор зинки, дамские сумочки, легкая мебель, декоративные украшения. Сырьем служит выращивае мыйна специальных плантациях ивняк. Ивовые прутья — инте ресныйматериал не толькодля ремесленников, но и для худож ников. Плетеные украшения, со зданные польскими художника ми,красивы и оригинальны. Для популяризации плетеных изде лийи произведений искусства из ивняка в Познанском воеводстве ежегодно устраиваются выстав ки. На снимке вверху: плетеные изделия польских умельцев. Фото ЦАФ—ТАСС. бождает рабочих от загрузки и разгрузки детален. Захват детали осуществляется зажимной цан гой, которая получает команду о «подходе» шатуна на стол выда чи от путевого выключателя. И через 6 секунд деталь уже нахо дится в зажиме станка. Новый манипулятор позволяет встраивать протяжные станки не прерывного действия в автомати ческие линии, обеспечивая их 450 деталями в час. Р у к а вм ест о р у к шаяяшшшшяшшшшшшшшашшшшшшшкшшшяшшяшшшшшшшяшяшшшшшяшшяшшшшшшшшшшшшшшишашявшшшшшяшяшшашашяшшшшшшшяашшшшяшшяшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшшшшшшвжшшяшшшшшшшшшшь Понятие и основные задачи научно-технической информации Успешное использование в на родном хозяйстве последних до стижений науки, техники и пере дового опыта в значительной ме ре зависит от постановки научно- технической пропаганды. Роль научно-технической про паганды в ускорении научно-тех нического прогресса трудно пере оценить. Она является важней шей составной частью идеологи ческой работы, так как помогает не только в создании материаль ных благ, но и в воспитании лю дей, укрепляя в ' них’ убеждение в превосходстве социалистического строя над капиталистическим. По данным статистики, в нашей стра не насчитывается 1,3 млн. науч ных работников, 4 процента на ционального дохода используется на научно-исследовательские ра боты. Такое количество научных работников необходимо обеспе чить достаточной информацией. Для этих целей и служат научно- техническая пропаганда и инфор мация. Что же такое научно-техниче ская пропаганда? Это — деятель ность по распространению научно- технических достижений и пере дового опыта с целью их освое ния и последующего практическо го внедрения. Она является важ нейшей, неотъемлемой частью на учно-информационной деятельно сти, одной из наиболее активных ее форм. При общности задач, стоящих перед ней, формы, ме тоды и средства научно-техниче ской пропаганды имеют свою спе цифику, отличающую ее от науч но-технической информации. На учно-техническая пропаганда опе рирует, как правило, уже опроби- рованным материалом и носит рекомендательный характер. Она базируется на восьми основных принципах: планирование и коор динация мероприятий по научно- технической пропаганде; правиль ный выбор тематики мероприя тий; отбор пропагандируемого материала на новизну; подбор аудитории с учетом уровня под готовки. потребности запросов и реального Интереса; подбор до кладчика (лектора) по уровню подготовки и компетентности; до ступность и наглядность изучае мого материала, что достигается посредством технических и на глядно-иллюстрационных средств; соответствие между содержанием пропагандируемого материала и выбранной формой научно-техни ческой пропаганды, которая обус лавливается содержанием темы; комплексный характер пропаган дистских мероприятий (диафиль мы, выставки, кино и т. д.). Предметом изучения научно- технической пропаганды является комплекс форм, методов и средств, применяемых в ней, а также за кономерность восприятия пропа гандируемого материала. Научно-техническая пропаганда бывает 3-х видов; устная, печат ная, наглядно-иллюстрационная. Формы научно-технической про паганды — это разновидность мероприятий, проводимых с целью распространения научно-техниче. - окого и передового опыта (школы передового опыта, семинары, со вещания и т. п.). Методы научно - технической пропаганды — это приемы и способы подачи пропагандируе мого материала (рассказ, непо средственный показ, демонстра ция натурных образцов и т. п.). Средства научно-технической про паганды — комплекс технической аппаратуры (печать, радио, кино). Объектом исследования науч но-технической пропаганды явля ется сама деятельность по рас пространению передового опыта. Ю. БАГРИЙ, младший научный сотрудник ОНТИ ЦНИИТЭИтракторо- сельхозмаша.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz