Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
Делегат партийного съезда — а, мне повезло, — улы баясь, говорит мастер ремонт но-механического цеха ' Почет ный тракторостроитель Васи лий Павлович Андреев. — Ког да работал в четвертом трак торном, у меня на участке на всю округу гремел многоста ночник Филиппов, ставший по том ударником пятилетки, ка валером ордена Ленина. А здесь, в РМЦ, в нашей смене работает токарь-расточ н и к Иван Трофимович Болотов. Он еще в 71-м году получил ор ден Ленина, а теперь вот из бран делегатом XXV съезда партии. Так что нам есть кем гордиться. Разговор этот состоялся в присутствии других работни ков цеха. Все сошлись на од ном: Болотов — расточник высшего класса, настоящий «профессор» в этом деле. Лю бую сложную работу по коор динатной расточке деталей он выполняет с ювелирной точно стью. Потом мы вошли в застек ленную кабину, где высятся громады координатно-расточ ных станков. У самого боль шого станка на высокой под ставке стоит Иван Трофимо вич Болотов и, не замечая нас, рассматривает замысловатые линии чертежа. Непосвященно му человеку тут не понять,что к чему, а Болотов, как сказал потом мастер, умеет читать чертежи хоть с закрытыми глазами. Отложив в сторону чертеж, расточник взялся устанавли вать заготовку. Это очень кро потливая и даже нудная рабо та. Чтобы правильно найти ба зу для посадки и более точной установки детали, требуется немало времени, приходится решать задачу со многими не известными. Особенно большая головоломка бывает с расточ кой корпусных деталей. Вот и сегодня Болотову по ручили растачивать корпусные детали для перспективного 150-сильного колесного тракто ра. Точность отверстий конст рукторы предусмотрели в не сколько соток. Попробуй «пой мать» эти сотки! Иван Тро фимович и так и эдак кру тит заготовку, прилаживает приспособление, устанавливает для замера индикаторную го ловку, подводит и отводит ре зец. Стоявший со мной рядом слесарь, глядя на уставшее ли цо Болотова, сказал, что он никогда бы не выдержал вот такого напряжения. Уж боль но нудная эта работа. А Боло тов привык и считает, что он выбрал хорошую профессию. И даже самые трудные момен ты, каких случалось немало, вспоминаются ему как нуж ные страницы его трудовой биографии, как главные вехи в истории завода. Когда в начале 60-х годов наш завод налаживал выпуск колесных сорокасильных трак торов, Ивану Трофимовичу пришлось растачивать первые корпуса трансмиссий. По пол торы-две смены пропадал он в цехе, вместе с конструкторами и технологами искал такие т х нические решения, которые в скором времени позволили по ставить машину на конвейер. Позже ему поручили делатц опытные детали 80-сильных тракторов. Машины готови лись к испытаниям, а детали сложные, над ними надо голо ву поломать. И тут пришл^ хорошая мысль: — А что, если попробовать изготовить приспособление, с помощью которого можно бы ло бы устанавливать детали,— рассуждал он. — Это ведь на много сократит вспомогатель ное время. Федорович. — Когда надо рас точить коробку станка или какой другой узел, я иду в РМЦ. Иной капризничает, це ну себе набивает, а Болотов всегда встретит тебя доброже лательно. И уж если он по обещал, то сделает наверняка. А насчет качества работы и говорить не приходится. Беру от него детали, узлы без клей ма контролера, знаю, что здесь все выдержано до одной сотки, до одного микрона. Кому из нас не приятно слы шать в свой адрес вот такие отзывы. В них, как две капли воды, отражается твое отноше училищ воспитывались два его меньших брата. А у Ивана нет никакой специальности. И он поступает на тракторный за вод, в ремонтно-механический цех. Страшновато вначале бы ло вчерашнему солдату. Кру гом большие станки, машины, с которыми, казалось ему, он никогда не сможет справиться. Но мир, как говорят, не без добрых людей. И по сей день Болотов вспоминает * своего первого учителя и наставника Николая Хвостова, который сумзл привить ему любовь к токарному делу. Два с лишний месяца Иван с помощью на Своими мыслями Болотов поделился со специалистами цеха. Те поддержали его, по требовали эскиз, а потом дали слесарям задание изготовить кондукторную плиту/ С по мощью этого приспособления он за день расточил десять комплектов брусьев рамы трактора Т-80Л. И вот новая веха в жизни завода, а значит и в биогра фии Ивана Трофимовича — опытный трактор ЛТЗ-145. Как мы уже убедились, и тут не обошлось без его активного участия. Слабовата база у конструкторов и поэтому ре монтники, а значит и Болотов, когда на.заводе создается но вая техника, всегда на подхва те у экспериментальщиков. Но главная забота коллектива РМЦ — изготовлять новое и ремонтировать действующее оборудование. При мне в кабину вошел мастер службы механика третьего тракторного цеха Вла димир Федорович Бурдачев. — Чего это Вы сюда зашли? — спрашиваю Бурдачева. — А как же, с Иваном Тро фимовичем у нас давняя дружба, — говорит Владимир ние к делу, твое мастерство. У Ивана Трофимовича, как и у многих других, путь к мастер ству, к рабочей славе не был усыпан розами. В начале вой ны у него погиб отец. А вскоре тяжело заболела и умерла мать, оставив сиротами семе рых мальчишек и девчонок. Иван — самый старший. На помощь пришла родная по от цу тетка. Местйые власти по могали чем могли. Но основная тяжесть легла на плечи Ивана. Бросив учебу в школе, он пошел работать. Жизнь быстро сделала маль чишку взрослым, научила его переносить тяготы и лишения военного лихолетья. В 1944 го ду Иван Болотов сам ушел на войну. Учился в полковой школе. А когда получил сер жантское звание, был направ лен на Восточную границу. В должности командира пехот ного отделения он участвовал в разгроме японских захват чиков, за что был награжден боевыми медалями. В 1951 году Иван Болотов закончил, службу в армии и приехал в Липецк. Выбор го рода был сделан не случайно. Здесь в одном из ремесленных ставника учился читать черте жи, настойчиво осваивал азбу ку работы на универсальном токарном станке. Лет восемь работал тока рем, обогатился и знаниями, и опытом. Потом ему дали более сложную работу — на коор динатно-расточном станке. — Нет, тут без знаний ма тематики никак не обойтись, — рассуждал Иван Трофимович. — Придется идти в вечерку. К тому времени он обзавел ся семьей. Однако тяга к зна ниям была настолько велика, что ни семья, ни ребенок не стали помехой в учебе. После смены, едва успев перекусить, Болотов брал учебники и спе шил в школу. Трудно было на чинать, сказался 20-летний перерыв в учебе. Но настойчи вость в достижении цели, по стоянная поддержка учителей помогли преодолеть психологи ческий барьер, вспомнить за бытое, наверстать упущенное. Правда, это стоило большого физического и умственного на пряжения, что не могло не сказаться на здоровье. В деся том, выпускном классе Боло тов заболел. Учителя, товари щи заволновались: скоро эк замены, а Болотов в больнице. К счастью, все обошлось хоро шо. Иван Трофимович успешно окончил вечернюю школу и получил аттестат о среднем образовании. Я помню, как в 1963-м году директор школы торжественно вручал Болотову аттестат, как тепло поздравлял он его с большими трудовыми успеха ми. Вот и сейчас смотрю я на него и, кажется, что он ничуть не изменился. Такие же карие с прищуринкой глаза, широ кий, с морщинками нос, улыб чивое, слегка застенчивое лицо. Ладно пригнанная спецовка, отутюженные со стрелками брюки подчеркивают его акку ратность, молодцеватость. Во всем чувствуется солдатская выправка, хотя уже 25 лет, как он работает на производстве. За эти годы в жизни Боло това произошли большие пере мены. Вырос сам, вырастил не мало хороших токарей-расточ- ников. Вадим Иванов, работая сейчас в корпусе МС-4, нет- нет да и заглянет в ремонтно механический к своему быв шему учителю-наставнику, по делится впечатлениями о но вом коллективе, о своей про фессии. В 1968 году Иван Трофимо вич вступил в партию. А с 70-го года он — бессменный партгрупорг участка," член це хового партбюро. На прошлых выборах тракторозаводцы из брали его депутатом районно го Совета. Потом прибавились новые общественные заботы. Минувшей осенью Болотова избрали членом парткома за вода, а чуть позже—на второй срок членом обкома партии. Может быть, и многовато од ному человеку иметь столько общественных поручений. Од нако Болотов не жалуется, считает, что уж коли тебя из брали товарищи, значит оправ дывай их доверие. И вот в цехе узнают, что Иван Трофимович будет участ вовать в работе XXV съезда партии. Кое-кто говорит, что ты, мол, Иван, теперь далеко пойдешь, тебе и трехкомнат ную квартиру дадут запросто. — А зачем мне трехкомнат ная квартира? — сказал им Болотов. — Мою семью впол не устраивает и двухкомнат ная. А трехкомнатные кварти ры надо давать большим семь ям... Такой он, Болотов, везде: на производстве, в семье, за стан ком и в кругу товарищей. Про стой и обыкновенный рабочий. Всюду его отличает скром ность, государственный подход к делу. Став депутатом мест ного Совета, делегатом пар тийного форума страны, Иван Трофимович не мыслит ни о каких личных привилегиях, а с еще большей энергией борет ся за решение сложных задач. Изучив проект ЦК КПСС к XXV съезду партии об основ ных направлениях развития народного хозяйства страны в десятой пятилетке, Болотов одним из первых тракторо строителей выступил в област ной газете с предложениями, осуществление которых позво лит коллективу нашего завода выйти на новые рубежи. М. НАЛИВКИН. НА СНИМКЕ: И. Т. Боло тов. Фото В. Финогина. С каждым годом ширится чехо словацко-советское сотрудничест во в области металлургии. Сейчас на Восточно-словацком -металлур гическом комбинате работает группа специалистов завода «За- порожсталь» ; (Украинская ССР) ’ Они обмениваются опытом со своими чехословацкими коллега ми, изучаЬт их методы и условия труда, нОрую технику, участвуют в обсуждении рационализатор ских предложений. На снимке: группа советских и чехословацких металлургов. Фото ЧТК—ТАСС. П О Р Т А Т И В Н Ы Й В И Х Р Е В О Й . . . Усталость металла — это и дефекты в его поверхностном сл‘ое. И хотя слой поверхностный, зафиксировать их довольно труд но. Тем более, что болунинство работающих деталей во .время эк сплуатации покрывается нагаром, окислами. Новый портативный то ковихревой дефектоскоп «ВДМ-1» (разработчик — ПТП «Союзгаз- энергоремонт») позволяет опера тивно обнаружить изъяны дета лей, напр’имер, поршневых и тур бинных двигателей и в период ра боты, и при их ремонте. Надеж ность выявления дефектов (с дли ной не менее 2 и глубиной не ме нее 0,3 мм) не зависит от слоя на гара, окислов или краски, если он не превышает одного миллиметра. Оригинальная схема автогене ратора прибора определила высо кую чувствительность «ВДМ-1» и стабильность контроля в широком диапазоне температур. Кроме то го, такая схема дала возмож ность применить щупы-датчики с защитным стальным наконечни ком. Полусферический наконеч ник значительно повышает изно состойкость щупа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz