Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Делегат партийного съезда — а, мне повезло, — улы­ баясь, говорит мастер ремонт­ но-механического цеха ' Почет­ ный тракторостроитель Васи­ лий Павлович Андреев. — Ког­ да работал в четвертом трак­ торном, у меня на участке на всю округу гремел многоста­ ночник Филиппов, ставший по­ том ударником пятилетки, ка­ валером ордена Ленина. А здесь, в РМЦ, в нашей смене работает токарь-расточ н и к Иван Трофимович Болотов. Он еще в 71-м году получил ор­ ден Ленина, а теперь вот из­ бран делегатом XXV съезда партии. Так что нам есть кем гордиться. Разговор этот состоялся в присутствии других работни­ ков цеха. Все сошлись на од­ ном: Болотов — расточник высшего класса, настоящий «профессор» в этом деле. Лю­ бую сложную работу по коор­ динатной расточке деталей он выполняет с ювелирной точно­ стью. Потом мы вошли в застек­ ленную кабину, где высятся громады координатно-расточ­ ных станков. У самого боль­ шого станка на высокой под­ ставке стоит Иван Трофимо­ вич Болотов и, не замечая нас, рассматривает замысловатые линии чертежа. Непосвященно­ му человеку тут не понять,что к чему, а Болотов, как сказал потом мастер, умеет читать чертежи хоть с закрытыми глазами. Отложив в сторону чертеж, расточник взялся устанавли­ вать заготовку. Это очень кро­ потливая и даже нудная рабо­ та. Чтобы правильно найти ба­ зу для посадки и более точной установки детали, требуется немало времени, приходится решать задачу со многими не­ известными. Особенно большая головоломка бывает с расточ­ кой корпусных деталей. Вот и сегодня Болотову по­ ручили растачивать корпусные детали для перспективного 150-сильного колесного тракто­ ра. Точность отверстий конст­ рукторы предусмотрели в не­ сколько соток. Попробуй «пой­ мать» эти сотки! Иван Тро­ фимович и так и эдак кру­ тит заготовку, прилаживает приспособление, устанавливает для замера индикаторную го­ ловку, подводит и отводит ре­ зец. Стоявший со мной рядом слесарь, глядя на уставшее ли­ цо Болотова, сказал, что он никогда бы не выдержал вот такого напряжения. Уж боль­ но нудная эта работа. А Боло­ тов привык и считает, что он выбрал хорошую профессию. И даже самые трудные момен­ ты, каких случалось немало, вспоминаются ему как нуж­ ные страницы его трудовой биографии, как главные вехи в истории завода. Когда в начале 60-х годов наш завод налаживал выпуск колесных сорокасильных трак­ торов, Ивану Трофимовичу пришлось растачивать первые корпуса трансмиссий. По пол­ торы-две смены пропадал он в цехе, вместе с конструкторами и технологами искал такие т х­ нические решения, которые в скором времени позволили по­ ставить машину на конвейер. Позже ему поручили делатц опытные детали 80-сильных тракторов. Машины готови­ лись к испытаниям, а детали сложные, над ними надо голо­ ву поломать. И тут пришл^ хорошая мысль: — А что, если попробовать изготовить приспособление, с помощью которого можно бы­ ло бы устанавливать детали,— рассуждал он. — Это ведь на­ много сократит вспомогатель­ ное время. Федорович. — Когда надо рас­ точить коробку станка или какой другой узел, я иду в РМЦ. Иной капризничает, це­ ну себе набивает, а Болотов всегда встретит тебя доброже­ лательно. И уж если он по­ обещал, то сделает наверняка. А насчет качества работы и говорить не приходится. Беру от него детали, узлы без клей­ ма контролера, знаю, что здесь все выдержано до одной сотки, до одного микрона. Кому из нас не приятно слы­ шать в свой адрес вот такие отзывы. В них, как две капли воды, отражается твое отноше­ училищ воспитывались два его меньших брата. А у Ивана нет никакой специальности. И он поступает на тракторный за­ вод, в ремонтно-механический цех. Страшновато вначале бы­ ло вчерашнему солдату. Кру­ гом большие станки, машины, с которыми, казалось ему, он никогда не сможет справиться. Но мир, как говорят, не без добрых людей. И по сей день Болотов вспоминает * своего первого учителя и наставника Николая Хвостова, который сумзл привить ему любовь к токарному делу. Два с лишний месяца Иван с помощью на­ Своими мыслями Болотов поделился со специалистами цеха. Те поддержали его, по­ требовали эскиз, а потом дали слесарям задание изготовить кондукторную плиту/ С по­ мощью этого приспособления он за день расточил десять комплектов брусьев рамы трактора Т-80Л. И вот новая веха в жизни завода, а значит и в биогра­ фии Ивана Трофимовича — опытный трактор ЛТЗ-145. Как мы уже убедились, и тут не обошлось без его активного участия. Слабовата база у конструкторов и поэтому ре­ монтники, а значит и Болотов, когда на.заводе создается но­ вая техника, всегда на подхва­ те у экспериментальщиков. Но главная забота коллектива РМЦ — изготовлять новое и ремонтировать действующее оборудование. При мне в кабину вошел мастер службы механика третьего тракторного цеха Вла­ димир Федорович Бурдачев. — Чего это Вы сюда зашли? — спрашиваю Бурдачева. — А как же, с Иваном Тро­ фимовичем у нас давняя дружба, — говорит Владимир ние к делу, твое мастерство. У Ивана Трофимовича, как и у многих других, путь к мастер­ ству, к рабочей славе не был усыпан розами. В начале вой­ ны у него погиб отец. А вскоре тяжело заболела и умерла мать, оставив сиротами семе­ рых мальчишек и девчонок. Иван — самый старший. На помощь пришла родная по от­ цу тетка. Местйые власти по­ могали чем могли. Но основная тяжесть легла на плечи Ивана. Бросив учебу в школе, он пошел работать. Жизнь быстро сделала маль­ чишку взрослым, научила его переносить тяготы и лишения военного лихолетья. В 1944 го­ ду Иван Болотов сам ушел на войну. Учился в полковой школе. А когда получил сер­ жантское звание, был направ­ лен на Восточную границу. В должности командира пехот­ ного отделения он участвовал в разгроме японских захват­ чиков, за что был награжден боевыми медалями. В 1951 году Иван Болотов закончил, службу в армии и приехал в Липецк. Выбор го­ рода был сделан не случайно. Здесь в одном из ремесленных ставника учился читать черте­ жи, настойчиво осваивал азбу­ ку работы на универсальном токарном станке. Лет восемь работал тока­ рем, обогатился и знаниями, и опытом. Потом ему дали более сложную работу — на коор­ динатно-расточном станке. — Нет, тут без знаний ма­ тематики никак не обойтись, — рассуждал Иван Трофимович. — Придется идти в вечерку. К тому времени он обзавел­ ся семьей. Однако тяга к зна­ ниям была настолько велика, что ни семья, ни ребенок не стали помехой в учебе. После смены, едва успев перекусить, Болотов брал учебники и спе­ шил в школу. Трудно было на­ чинать, сказался 20-летний перерыв в учебе. Но настойчи­ вость в достижении цели, по­ стоянная поддержка учителей помогли преодолеть психологи­ ческий барьер, вспомнить за­ бытое, наверстать упущенное. Правда, это стоило большого физического и умственного на­ пряжения, что не могло не сказаться на здоровье. В деся­ том, выпускном классе Боло­ тов заболел. Учителя, товари­ щи заволновались: скоро эк­ замены, а Болотов в больнице. К счастью, все обошлось хоро­ шо. Иван Трофимович успешно окончил вечернюю школу и получил аттестат о среднем образовании. Я помню, как в 1963-м году директор школы торжественно вручал Болотову аттестат, как тепло поздравлял он его с большими трудовыми успеха­ ми. Вот и сейчас смотрю я на него и, кажется, что он ничуть не изменился. Такие же карие с прищуринкой глаза, широ­ кий, с морщинками нос, улыб­ чивое, слегка застенчивое лицо. Ладно пригнанная спецовка, отутюженные со стрелками брюки подчеркивают его акку­ ратность, молодцеватость. Во всем чувствуется солдатская выправка, хотя уже 25 лет, как он работает на производстве. За эти годы в жизни Боло­ това произошли большие пере­ мены. Вырос сам, вырастил не­ мало хороших токарей-расточ- ников. Вадим Иванов, работая сейчас в корпусе МС-4, нет- нет да и заглянет в ремонтно­ механический к своему быв­ шему учителю-наставнику, по­ делится впечатлениями о но­ вом коллективе, о своей про­ фессии. В 1968 году Иван Трофимо­ вич вступил в партию. А с 70-го года он — бессменный партгрупорг участка," член це­ хового партбюро. На прошлых выборах тракторозаводцы из­ брали его депутатом районно­ го Совета. Потом прибавились новые общественные заботы. Минувшей осенью Болотова избрали членом парткома за­ вода, а чуть позже—на второй срок членом обкома партии. Может быть, и многовато од­ ному человеку иметь столько общественных поручений. Од­ нако Болотов не жалуется, считает, что уж коли тебя из­ брали товарищи, значит оправ­ дывай их доверие. И вот в цехе узнают, что Иван Трофимович будет участ­ вовать в работе XXV съезда партии. Кое-кто говорит, что ты, мол, Иван, теперь далеко пойдешь, тебе и трехкомнат­ ную квартиру дадут запросто. — А зачем мне трехкомнат­ ная квартира? — сказал им Болотов. — Мою семью впол­ не устраивает и двухкомнат­ ная. А трехкомнатные кварти­ ры надо давать большим семь­ ям... Такой он, Болотов, везде: на производстве, в семье, за стан­ ком и в кругу товарищей. Про­ стой и обыкновенный рабочий. Всюду его отличает скром­ ность, государственный подход к делу. Став депутатом мест­ ного Совета, делегатом пар­ тийного форума страны, Иван Трофимович не мыслит ни о каких личных привилегиях, а с еще большей энергией борет­ ся за решение сложных задач. Изучив проект ЦК КПСС к XXV съезду партии об основ­ ных направлениях развития народного хозяйства страны в десятой пятилетке, Болотов одним из первых тракторо­ строителей выступил в област­ ной газете с предложениями, осуществление которых позво­ лит коллективу нашего завода выйти на новые рубежи. М. НАЛИВКИН. НА СНИМКЕ: И. Т. Боло­ тов. Фото В. Финогина. С каждым годом ширится чехо­ словацко-советское сотрудничест­ во в области металлургии. Сейчас на Восточно-словацком -металлур­ гическом комбинате работает группа специалистов завода «За- порожсталь» ; (Украинская ССР) ’ Они обмениваются опытом со своими чехословацкими коллега­ ми, изучаЬт их методы и условия труда, нОрую технику, участвуют в обсуждении рационализатор­ ских предложений. На снимке: группа советских и чехословацких металлургов. Фото ЧТК—ТАСС. П О Р Т А Т И В Н Ы Й В И Х Р Е В О Й . . . Усталость металла — это и дефекты в его поверхностном сл‘ое. И хотя слой поверхностный, зафиксировать их довольно труд­ но. Тем более, что болунинство работающих деталей во .время эк­ сплуатации покрывается нагаром, окислами. Новый портативный то­ ковихревой дефектоскоп «ВДМ-1» (разработчик — ПТП «Союзгаз- энергоремонт») позволяет опера­ тивно обнаружить изъяны дета­ лей, напр’имер, поршневых и тур­ бинных двигателей и в период ра­ боты, и при их ремонте. Надеж­ ность выявления дефектов (с дли­ ной не менее 2 и глубиной не ме­ нее 0,3 мм) не зависит от слоя на­ гара, окислов или краски, если он не превышает одного миллиметра. Оригинальная схема автогене­ ратора прибора определила высо­ кую чувствительность «ВДМ-1» и стабильность контроля в широком диапазоне температур. Кроме то­ го, такая схема дала возмож­ ность применить щупы-датчики с защитным стальным наконечни­ ком. Полусферический наконеч­ ник значительно повышает изно­ состойкость щупа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz