Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫМИ НА ЗАВОДЕ Вот уже много месяцев подряд коллектив автоматного цеха зани мает призовые места во внутри заводском социалистическом со ревновании. С начала года им выдано много сверхплановой про дукции, повышена производитель ность труда, выполнено несколько важных технических мероприятий. Особой похвалы в свой адрес за служивают люди пытливой мысли. Ими за прошедшие восемь меся цев внедрено 36 рационализатор ских предложений с экономиче ским эффектом в сумме 35900 рублей, что почти на шесть тысяч рублей больше годового задания. Наиболее хорошо поставлено техническое творчество в коллек тивах технологического бюро, ре монтно-инструментальной мастер ской и автоматного участка, ко торыми руководят Николай Ни китович Сергеев, Василий Ивано вич Аксенов и Вячеслав Николае вич Флеров. Здесь с большой заинтересованностью относятся к разработке новшеств, стремятся, чтобы ни одна мысль рабочего и специалиста не оставалась неза меченной. Как правило, новаторами тут являются кадровые производст венники, хорошо зарекомендовав шие себя и в труде, и в общест венной жизни. Всем требованиям современного рабочего отвечает наладчик автоматов Борис Петро вич Глотов. Были у него в про цессе работы трудности и неудачи. Но благодаря настойчивости и не угомонному характеру он успеш но преодолел их. Сейчас Борис Петрович — один из лучших на ладчиков. Передовой рабочий не однократно избирался членом це хового комитета профсоюза, охот но передает свой богатый опыт молодежи. Однако не одним этим Глотов завоевал авторитет среди товарищей по коллективу. Изве стен он здесь и как активный ра ционализатор. На счету Б. П. Гло това много новинок, принесших большую пользу производству. В автоматном цехе есть немало деталей, которые изготавливают ся не из цельных заготовок, а из труб. Расточка внутренних ди аметров этих изделий продолжи тельное время производилась зен керами. Их поломка приносила большой ущерб производству, так как они делаются из дорогостоя щего металла. Борис Петрович решил, что вместо них надо ис пользовать резцы, восстановить которые не так уж трудно. Вско ре замысел рационализатора был воплощен. Благодаря внедрению новинки будет ежегодно эконо миться 1200 рублей. Не останавливаться на достиг нутом — вот девиз, которым по стоянно руководствуется в по вседневной работе наладчик авто матов. Не мог он не обратить вни мания, как одна из деталей в большом количестве уходила в брак. И хотя Борис Петрович не был в этом виноват, все равно на сердце у него было неспокойно. И вот пришло решение: надо из менить техпроцесс производства деталей. Технологи одобрили за мысел новатора производства, а затем помогли внедрить предло жение. Качество изделий повы силось, выработка рабочих значи тельно возросла. А тем временем Борис Петрович принялся за раз работку других рационализатор ских предложений. И нет сомне ния, что задуманного он обяза тельно добьется. Доброй славой в автоматном цехе пользуется смена, руководи мая мастером Василием Иванови чем Черкасовым. Этот коллектив неоднократно побеждал во внут рицеховом социалистическом со ревновании. Благодаря дружной и слаженной работе он сумел за ми нувшие месяцы текущего года из готовить сверх программы про дукции на 18 тысяч рублей. Большая заслуга в этом В. И. Черкасова, который является не только хорошим командиром про изводства, но и одним из актив ных рационализаторов. В этом году Василий Иванович подал 10 рационализаторских предложений. Пять из них уже внедрены с со лидным экономическим эффектом. До недавнего времени изготов ление деталей 4628571 было сопря жено с большими трудностями. Дело в том, что их заготовки выпускались в заготовительном цехе, потом они отправлялись к кузнецам, где из них получали штамповки и лишь после этого они поступали к автоматчикам. Без всяких подсчетов ясно, что на транспортировку изделий уходило слишком много времени. А это отрицательно влияло на своевре менное производство продукции, приводило к простоям станочни ков. Василий Иванович, тщательно все обдумав, решил делать штам повки не в кузнечном цехе, а у себя, в автоматном, на высадоч ном участке. Но для этого надо иметь штамп, а его в цехе не бы ло. Однако благодаря новатор ской сметке выход из трудного положения был найден. Вместе с технологом Сергеем Дмитриеви чем Подолиным В. И. Черкасов изготовил собственный штамп и установил его на участке. Ввод его в эксплуатацию помог сокра тить время на транспортировку заготовок, дал возможность уве- личить выпуск деталей. Заслуживает внимания и дру гое новшество Василия Иванови ча. Оно направлено на примене ние охлаждения при горячей вы садке деталей. С внедрением но винки значительно снизились по тери от брака. Активно участвует в техниче ском творчестве и инженер-техно лог Валентина Ефимовна Прожо- гина. К примеру, по ее предложе нию подставки высадочного ин струмента были переделаны с од ного размера на другой, что обес печило экономию 50 килограммов дорогостоящей высоколегирован ной стали. Хочется также отме тить, что Валентина Ефимовна, возглавляя цеховой совет ВОИР, вносит большой вклад в развитие технического творчества в цехе, помогает новаторам в решении различных вопросов. Нередко некоторые руководите ли цехов недочеты в рационали зации и изобретательстве объяс няют тем, что, дескать, все уже усовершенствовано, поэтому, мол, новаторам производства не над чем работать. А вот в автомат ном на этот счет другое мнение. Здесь считают, что неиспользо ванные производственные резервы есть везде: на участках, в ремонт ных службах, на каждом рабочем месте. Все дело заключается в том, чтобы настойчиво искать и приводить их в действие. Руководители автоматного цеха проявляют постоянную заботу о развитии технического творчества, контролируют ход подачи и внед рения рационализаторских пред ложений, оказывают всяческое со действие людям пытливой мысли. Не ограничиваясь этим, они сами являются активными рационали заторами. Много ценных новинок на счету начальника корпуса Ни колая Андреевича Гордеева и его заместителя по технической части Вячеслава Михайловича Боева. Всегда в поиске и Иван Макси мович Надюк, недавно возглавив ший автоматный цех. Все это в сочетании с другими мероприятиями позволило авто матчикам досрочно выполнить го довой план и обязательства по рационализации. В. ЮДИН. Римма Валентиновна Бородина работает в магазине «Галантерея» с 1972 года. За это время заре комендовала себя хорошим спе циалистом. Перенимала опыт у своих старших подруг, старалась взять на вооружение все лучшее, что замечала в их работе. Вскоре ее назначили старшим продавцом, а затем — заведующей отделом. Товарищи оказали Римме Вален тиновне большое доверие, избрав ее председателем местного коми тета профсоюза. На снимке: Р. В. Бородина. Фото В. Ивочкина. П р о в е р я е м в ы п о л н е н и е социалистических обязательств „Считаю нужным предложить..." «Я, Сидельникова Нина Кон стантиновна, работаю механиза тором в совхозе «Ростовановка», Ставропольского края, с 1941 го да. Раньше была шофером. Те перь вожу трактор Т-40 Липецко го завода. Трактор хороший. Ра ботаю с удовольствием и благо дарностью . Только очень бы мне Хотелось, чтобы были устранены в нем недостатки. Больше внима ния нужно уделить утеплению ка бины. Увеличить выпуск запча стей к трактору, аккумуляторов, резины, которыми мы обеспече ны не полностью. Но самая главная моя просьба — делать тракторы с «пускачами». В зим нее время запуск трактора стар тером труден». А вот еще: «Киселева Людмила Алексеев на. Брянская область. Работаю трактористкой с 1954 года. На чинала с «Универсала». Потом работала на ДТ-54, КД-35 и 38, Т-40, МТЗ-50. А сейчас получила ЮМЗ-6Л. Имею возможность сравнивать. Так вот, хотелось бы, чтобы все машины имели герме тичные кабины с отоплением, как у ЮМЗ-6Л». Приведенные строчки взяты из анкет, на которые редакция «Ра ботницы» попросила ответить женщин-механизаторов, участниц Всероссийского сове щ а н и я в Краснодаре. Отвечая на главный вопрос: каковы достоинства и недостатки сельскохозяйственных машин, на которых они работают, — женщины сумели сказать и значительно большее. На мой взгляд, стопка этих анкет — до кумент социальной значимости. Но разберемся по порядку... «Работаю с большим удоволь ствием и благодарностью...» Вдумаемся: эти слова сказаны о труде землепашца, исстари счи тавшемся трудом тяжким. Осо бенно для женщины. Кто не знает, что только в самую лихую годи ну — в войну или после холер ного мора — взваливала в стари ну на себя труд землепашца жен щина. Взваливала и выбивалась из сил. А теперь наша современница, ставропольская трактористка ра ботает «с удовольствием», «с бла годарностью», потому что труд на земле сам по себе испокон веку был человеку угоден. У го ден своей отдачей, той щед ростью, которой одаривает земля за работу. И женщина выражает признательность за то, что угод ный душе ее труд стал теперь по силам. К мнению механизатора Си дельниковой присоедин и л и с ь многие. Вот что написала, к при меру, трактористка из колхоза имени Чапаева (тоже из Ставро полья): «Мне хочется сказать ра бочим и инженерам завода ог ромное спасибо за их труд. Трак тор ЮМЗ-6 очень удобный, хо рошая видимость, отличная ок раска». И еще: «Трактор удобен. Си денье с амортизатором, это очень удобно для женщины. Так что спасибо, дорогие рабочие завода, что вы смогли нам такую техни ку предоставить и доверить...» Это «доверить» лучше всего доказывает, что женщина-меха низатор сознает свою ответствен ность за все: и за будущий уро жай, и за то, чтоб трактор не простаивал ни минуты, и за сох ранность машины. Женщина не написала «дали трактор», «закрепили», хотя это выражение в ходу у механизато ров. Написала «доверили». За од ним словом видится человек, ко торый не допустит халтуры в ра боте, не уйдет домой, не вычи стив после смены свою машину до блеска. Эти слова колхозницы о дове рии — выражение, если хотите, масштабности, государственности ее мышления. «Работаю на тракторе Т-40 семь лет. Машина хорошая, мощная. Но нужно сделать мягче ходовую часть. Усилить коленчатый вал. Сделать более удобной съемку воздухоочистителя», — п и ш е т трактористка из оренбургского колхоза имени Дзержинского. Когда вчитываешься в замеча ния женщин-механизаторов, ад ресованные создателям техники, понимаешь: так могут писать под. линные хозяева, мастера, которые своим отношением к делу, опы том заслужили, чтобы с их мне нием считались. Показательно, что, высказывая свои претензии к технике, жен щины-механизаторы заботятся не только каждая о себе, они заин тересованы и в том, чтобы сле дующему поколению трактори сток, комбайнеров работалось удобнее, легче. Трактористка из колхоза «Крас ный луч», Ярославской области, стаж работы которой 12 лет, пи шет: «Машина моя — Т-40 — очень хорошая. Она имеет высокую проходимость. Но часто подво дит ручной стартер. Желательно пересмотреть конструкцию с уче том самых главных требований— чтобы лучше заводился и был более надежен и долговечен». «Чтоб был надежнее» — это пожелание высказали почти все механизаторы. Как хотелось бы, чтобы вслушались, вдумались в эти слова те, кто работает на тракторостроительных заводах. Ведь от их добросовестности, старания во многом зависит на дежность машин. Немало и замечаний о тех не достатках, которые касаются чи сто «комфортных» качеств машин; адресованы они прежде всего конструкторам, инженерам. «Хочу сказать спасибо за мой трактор ДТ-54, — пишет тракто ристка из Марийской АССР. — Но плохо, что кабина не утеплена, а у дверцы щели, отчего в холод ное время года работать тяже ло». На эти же недостатки сетуют и те же наши корреспондентки, ко. торые работают на тракторах Т-40, «Беларусь». Со всеми замечаниями жен щин-механизаторов, их предло жениями редакция познакомила начальника Всесоюзного произ водственного о б ъ е д и н е н и я «Союзтракторпром» Министерст ва тракторного и сельскохозяйст венного машиностроения СССР Василия Ивановича ЧЕРНОВА и попросила его ответить на воп росы, волнующие женщин-меха низаторов. — Василий Иванович, несколько слов о направлении тракторного машиностроения в десятой пяти летке. —Прежде всего увеличится вы пуск машин: 580—600 тысяч трак торов в год будет выпускать на ша промышленность к концу пя тилетия. Но, пожалуй, самое ха рактерное — в другом. Идет со вершенствование качества машин. Представьте себе, что на поля выйдут тракторы мощностью не в 75 и 90 лошадиных сил (какие ра ботают сейчас), а в 1701 Эта ско ростная машина, выпуск которой уже начат, приведет к росту про изводительности труда в сель ском хозяйстве. Причем росту значительному — на шестьдесят — восемьдесят процентов. Я обратил внимание, что в от ветах на анкеты «Работницы» ча сто говорится о нехватке запас ных частей к тракторам. Расши рится ли выпуск запчастей в бли жайшее время? Безусловно. Про изводство их возрастет больше чем на 35 процентов. Появится возможность сосредоточить на базах «Сельхозтехники» резерв ные фонды. А это значит, сроки ремонта тракторов сократятся. — Учитывается ли, что в отряд сельских механизаторов из года в год вливается все больше жен щин? Расскажите, пожалуйста, о том, что связано с улучшением охраны их труда. — Механизаторы сетуют на то, что в кабине трактора зимой хо лодно, летом душно. Утомляет вибрация, мешают шум, пыль. Полностью разделяю озабочен ность женщин. Да, кабина должна быть комфортабельна. И поиски инженерных решений в этом на правлении идут непрерывно. Ска жем, до 1967 года у нас факти чески не выпускались тракторы с защитными кабинами, а теперь вы не встретите новый колесный трактор без кабины. Многое сделано для борьбы с вибрацией. На подавляющем большинстве пахотных и универ сальных тракторов установлены такие сиденья, которые в два- три раза снижают уровень коле баний. Улучшить микроклимат в каби не трактора — значит обеспечить вентиляцию и кондиционирование воздуха, тепловую защиту и отоп ление. Первый шаг сделан. Наша промышленность начала выпус кать воздухоохладители испари тельного типа. А чтобы в зимнее время в кабинах было тепло, для тракторов с двигателями водяно го и воздушного охлаждения раз рабатываются унифицированные отопители. Научно-исследовательский трак, торный институт провел экспери ментальные работы по снижению шума в кабинах тракторов. Ка бины устанавливаются на вибро изоляторы. Панели кабин и по толок облицовываются звукоизо лирующими и шумопоглощающи ми материалами. На пол насти лается резиновый маслобензо- стойкий коврик. Кабины делаются более герметичными. Предложе ния ученых уже внедрены на тракторах многих марок. Думает ся, что опытно-конструкторские работы в самое ближайшее вре мя приведут к созданию кабин, которые ответят всем требова ниям механизаторов. — И еще один вопрос. Каким видится вам трактор будущего? — Трактор будущего — это вы сокопроизводительная, экономич ная машина с полуавтоматическим или автоматическим управлением. Один механизатор сможет управ лять тракторным агрегатом мощ ностью в 500—600, а то и больше лошадиных сил, с комплексом сельскохозяйственных орудий. Обязательной принадлежностью кабины станут кондиционеры, ра диоприемники, гидроусилители органов управления — словом, все, что облегчает труд и делает его более приятным. Работа на таком тракторе бу дет требовать все меньше физи ческих усилий, и потому еще больше женщин смогут приоб щиться к профессии механизато ра. Ю. ХОРИЦКАЯ. («Работница», №8, 1976 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz