Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
* V Л и с т о к н а р о д н о г о к о н т р о л я Цена безответственности «Обеспечить всемерный рост эффективности и интенсифи кации общественного производства, усилить режим экономии в народном хозяйстве». («Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976— 1980 годы»). Эфективнее использовать ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА Выполнение заданий первого года десятой пятилетки требует от каждого члена нашего много тысячного коллектива полной от дачи своих творческих возможно стей, резкого улучшения качества всей работы, государственного подхода к самым, казалось бы, незначительным вопросам. Этого требуют от нас исторические реше ния XXV съезда КПСС. Резервы повышения эффективности произ водства у нас на заводе есть. На до повести решительную борьбу со всякого рода непроизводитель ными расходами и потерями. Од ним из таких каналов, по которым завод теряет неоправданно много, является простой вагонов. Нужно сказать, что коллектив железнодорожного цеха за полу годие добился некоторого улучше ния в использовании вагонного парка МПС по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если в 1975 году простой вагонов по узлу составил 18,4 часа, то в ны не ш н е м г о д у — 17,7 ч а са. И, несмотря на некоторые сни жения простоя вагонов, использо вание железнодорожного подвиж ного состава на промышленном узле нашего завода остается еще неудовлетворительным и не отвечает тем требованиям, кото рые вытекают из решений XXV съезда нашей партии. Особенно тревожным сложилось положение в мае и июне 1976 го да. Простои вагонов составили соответственно 17,9 и 20,9 часа. Основной причиной перепростоя железнодорожных вагонов яви лось отсутствие должной ответст венности при организации погру зочно-разгрузочных работ со сто роны руководителей цехов и служб завода. Так, подчас вагоны простаивают из-за недостаточной оперативности производственно го отдела, отделов внешней коопе рации, сбыта и железнодорожного цеха. Кроме того, немалая доля ответственности за сверхнорма тивную задержку вагонов ложит ся на начальников чугунолитейно го и сталелитейного, а также прес сового цехов, так как отправка подвижного состава зависит от комплектации готовой продукции в полном объеме. Так, например, 8 июля были поданы вагоны под погрузку тракторов. Погрузка бы ла закончена своевременно, даже с небольшим упреждением. Одна ко по вине прессового цеха, кото рый не дал вовремя комплектую щих деталей — ключей и щеток стеклоочистителя, вагоны простоя ли более двух суток. Из-за того, что не были доданы копеечные де тали, непроизводительный про стой вагонов составил 604 вагоно- часа и принес заводу штраф в сумме 603 рублей. Вот если бы эти штрафные санкции были пред приняты к конкретному виновни ку простоя, то, пожалуй, в дру гой раз этого не случилось бы. В мае этого года по вине чугу нолитейного и других цехов с 14 по 18 число простой подвижного состава был 4732 вагоно-часа и на числено штрафа соответственно на сумму 3159 рублей. И такие фак ты не единичны. В штрафных санк циях в основном фигурирует от дел сбыта, стальцех (3242 рубля), чугунолитейный (2034 рубля) и прессовый цехи. Но главным «по ставщиком» штрафов является, конечно, железнодорожный цех. Безусловно, это не значит, что виноваты одни железнодорожни ки. Коллектив цеха стремится сде лать все возможное, чтобы до ми нимума сократить простои, но ему порой опять же мешает безответ ственность со стороны отдельных руководителей. Но есть целый ряд вопросов, которые тормозят рабо ту цеха и которые железнодорож ники призваны решать сами. Во- первых, это неритмичная подача вагонов железнодорожной служ бой Новолипецкого металлургиче ского завода. А мы с нею связаны определенными договорными обя зательствами. И кроме того, те ва гоны, что подаются, порой бывают заполнены остатками различных грузов: углем, рудой, крепежными материалами. Их приходится раз гружать уже на заводе, захлам лять свою территорию и сдержи вать погрузку. Был и с л у- чаи, когда приходилось пере гружать часть вагонов, так как они имели серьезные технические неисправности и по инструкции МПС их нельзя было эксплуати ровать. Однако они были поданы под погрузку, хотя наша железно дорожная служба сама могла ра зобраться в этом и не грузить их. Руководство железнодорожного цеха должно было предъявить претензии службе НЛМЗ и потре бовать от нее исправных и чи стых вагонов согласно инструкции Министерства путей сообщения. И тут, наверное, нечего стесняться. Ведь все это, в первую очередь, ложится тяжелым грузом на цех и завод в целом. Распоряжением № 444 от 25 июня 1976 года зам. директора за вода Е. Г. Чернышевйч категори чески запретил железнодорожному цеху подавать под погрузку от делу сбыта механически неисправ ные вагоны и полувагоны. Но, не смотря на это, часть вагонов по ступает под погрузку тракторов с серьезным коммерческим и тех ническим браком. Только в минувшем полугодии завод выплатил 25 тысяч рублей штрафов за простои подвижного состава и 13631 рубль числится за железнодорожным цехом. Ру ководству цеха нужно со всей от ветственностью вести должную работу с клиентурой по выполне нию установленных норм простоя вагонов. Необходимо, используя опыт работы железнодорожного цеха НЛМЗ, планировать цехам завода суточные задания по вы грузке и погрузке вагонов, разра ботать сводную ведомость-за дание и внедрить ее в производ ство. В. КЛИМОВ, зам. председателя заводского комитета народного контроля. С повышением темпов роста производства повышаются соот ветственно и требования к ис пользованию оборотных средств. Эффективно использовать их — значит создавать важную предпо сылку для роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, повышения на коплений и рентабельности, а в конечном счете — для ро с та материального стимулирования. Производственна - хозяйств е н- ная деятельность нашего пред приятия тесно связана с непр! рывным использованием и восста новлением выделенных в наше распоряжение оборотных средств. Оборотные средства находятся на различных стадиях кругооборота (заготовление, производство, ре ализация). Хотелось бы остановиться на одном из важнейших показателей использования оборотных средств — показателе оборачиваемости. Этот показатель до 1972 года был расчетным и в отчетности не от ражался. Начиная ж е с 1972 года, в годовых отчетах предусмотрена специальная форма, по которой вышестоящая организация опре деляет, как предприятие вовле кает в хозяйственный оборот ма териальные ресурсы, допускает ли оно ускорение оборачиваемо сти оборотных средств или, на оборот, их замедление. Как мы работали и как выпол няли этот показатель? Надо отме тить, что на протяжении послед них лет, несмотря на ряд указа ний Всесоюзного производствен ного объединения «Союзтракто- ропром» и Министерства «О вов лечении в хозяйственный оборот материальных ценностей и уско рении их оборачиваемости», мы не выполняем установленного за дания, допускаем замедление оборачиваемости о б о р о т н ы х средств. Иными словами, не выс вобождаем из оборота матери альные ресурсы, а напротив, при влекаем дополнительные средст ва. Ускорение же оборачиваемос ти оборотных средств только на один день высвобождает из обо рота более полумиллиона рублей. Основной причиной невыполне ния этого показателя являются сверхнормативные запасы товаро материальных ценностей, которые на протяжении ряда лет доходили на отдельные отчетные даты в се. редине года до 3 млн. рублей. На 1 июля 1976 года сверхнор мативные остатки по статье «Сы рье, основные материалы и покуп ные полуфабрикаты» состааили более 2 млн. рублей, малоценные и быстроизнашивающиеся пред меты — 50/ тысяч рублей. П роверкой, проведенной на родными контролерами на скла дах отдела внешней кооперации, установлено, что по многим по зициям имеются покупные изде лия с большим превышением норм запаса, а по некоторым из делиям запасы превышают год о вую потребность, т. е. являются для нашего завода излишними. Так, покупного эл ектрооборудо вания, подшипников, резины, стекла, ковриков и т. п. имеется в запасе более чем на 2,5 месяца. Метизов, аккум уляторов и других узлов имеется сверх нормы на полмиллиона рублей. А всего по этим товарно-материальным цен ностям сверхнормативные остатки составили 1,4 млн. рублей. Кроме того, имеется цветного металла сверх нормы на 302 тысячи р уб лей, или более чем двухмесячной потребности. И более чем на 300 тысяч рублей завезено излишне го металлолома. Перед работниками отделов внешней кооперации и техничес ко го снабжения стоит задача — принять действенные меры к сни ж ению сверхнормативных запа сов, к ликвидации излишних цен ностей. Правда, образованию этих запасов способствовала не ритмичная работа ряда цехов. Как уже отмечено выше, невы полнение показателя оборачивае мости оборотных средств приво дит к дополнительному привлече. нию оборотных средств, а это тя жело отражается на финансовом состоянии завода, приводит к не производительным расходам. Н. ШАТАЛОВ, начальник финансового отдела. ТЕХНОЛОГИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО! ШТРАФОВ МОГЛО НЕ БЫТЬ Установленные на 1976 год пла новые показатели весьма напря- женны. Для успешного их выпол нения коллективу завода необхо димо мобилизовать все резервы, четко организовать работу без срывов и штурмовщины, выпол нить все договорные обязательст ва, улучшить культуру производ ства. В этих условиях большое значе ние приобретает борьба всех и каждого с непроизводительными потерями. Ведь только в 1975 году завод выплатил 903 тысячи руб лей штрафов за нарушение хозяй ственных договоров. Это резко повлияло на уменьшение прибыли. Невыполнение договорных обяза тельств связано с тем, что завод не справился с выпуском запас ных частей, изделий по коопера ции, а также тракторов. Мне бы хотелось остановиться на тех случаях уплаты штрафов, когда они связаны с безответст венностью и расхлябанностью. Чем, например, можно объяснить штраф в 5452 рубля, который был уплачен цехом переработки и хра нения материалов в минувшем по лугодии? Цех платил штрафы за хранение грузов. А их можно бы ло вывезти вовремя. Штрафовали его за простои автомашин, простои и задержку контейнеров, невоз врат тары. Этот перечень говорит о том, что те, кто стоит на этих участках работы, относятся к де лу спустя рукава. Спрашивается: почему завод должен платить деньги из-за нерадивости некото рых товарищей? Такие же труднообъяснимые штрафы завод платил по вине транспортного отдела, отдела сбы та и других подразделений. На пример, инструментально-штампо- вый отдел оштрафован за недопо ставку лома легированных метал лов. А ведь лом был собран во время, но задержан с отправкой. Здесь тоже есть конкретный ви новник, с которого можно спро сить. Транспортный отдел очень мно го заплатил штрафов за хранение грузов на станции, и, как ни странно, одновременно платил за простой автомашин. И, наверное, никак нельзя винить завод в том, что в отделе сбыта неправильно оформляются товарно-транспорт. ные накладные. Именно за это за вод вынужден был заплатить штраф. А ведь в данном случае виновник хорошо известен, его фа милия стоит в накладных. И. СКУРАТОВ, председатель заводского комитета народного контроля. СОБЛЮДЕНИЕ За 1-е полугодие 1976 года со гласно утвержденному главным инженером завода графику про верки состояния технологической дисциплины намечалось проверить 203 технологических процесса об работки деталей и сборки. Факти чески проверено 207. Проверенное количество технологических про цессов составляет 1744 операции, из которых 338 имеют нарушения и на 139 операциях нарушения устранялись в момент проверки. Основными из них являются: — отсутствие на рабочих местах мерительного инструмента по ви не рабочих, наладчиков, мастеров, ИТР; — отсутствие инструмента и технологической оснастки по вине инструментального завода; — работа не индексовым инст рументом по вине рабочего, на ладчика, мастера и инструмен- тально-штампового отдела; — нехватка на заводе квалифи цированного персонала наладчи ков, ремонтников, технологов, ма стеров, контролеров ОТК. Несоблюдение технологии при вело к тому, что в минувшем полу годии по сравнению с прошлым годом возрос брак в некоторых механических цехах. Так, в трак торном цехе № 5 брак возрос на 0,015 процента, тракторном № 3 — на 0,04, в деревообделочном — на 0,06, в цехе сборки трансмис сий — на 0,013 и в тракторосбо рочном — на 0,029 процента. На первый взгляд, цифры эти не очень велики, но если взглянуть на сумму, которую потерял завод из-за того, что нарушается техно логия, то сразу становится ясно, во что это обходится: по сравне нию с прошлым годом сумма по тери от брака возросла на 26 ты сяч рублей. Вот так конкретно выглядят десятые и сотые доли процента. А ведь эти деньги мог ли бы быть использованы на дру гие цели. Во время проверки соблюдения технологической дисциплины про водится разъяснительная работа среди рабочих, мастеров и налад чиков. При обнаружении грубых фактов нарушения технологичес кой дисциплины на виновных на кладывались административные взыскания. Были изданы распоря жения по тракторным цехам №№ 1 и 3, в которых указывались конкретные виновники нарушения технологии. Анализируя приведенные причи ны нарушения технологической дисциплины, можно отметить, что в этих нарушениях виноват не только исполнитель, но также и служба инструментально-штампо- вого отдела. Можно привести та кие примеры, когда из-за отсутст вия необходимой технологической оснастки в тракторном цехе № 1 идут на прямое нарушение. При обработке детали Т25-1901011 не контролируется внутренний раз мер из-за отсутствия специального нутромера 9581— 107. Не произво дится обкатка зубьев шестерен из- за отсутствия обкаточного стенда 6390—04. При обработке деталей Т-25-2403052 не контролируется линейный размер из-за отсутствия шаблона 9556-2015. В тракторном цехе №3 при об работке деталей Т-25-1601248, Т25- 3502095 и Т25-3512084 использует ся просто подобранная, не индек- совая оснастка, хотя необходимые для этой цели приспособления 9662-220 и 9662-1368 находились в заказе с 1974 года и пока не изго товлены. Технология — это закон производства. Строгое его выпол нение таит в себе большие внут ренние резервы. И наша задача полнее использовать их. Б. ЯСЕНСКИИ , член заводского комитета народного контроля, начальник бюро отдела главного технолога.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz