Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
В С Т Р Е Ч А С ПИСАТЕЛЕМ В прошлый четверг в читальном зале городской детской библиоте ки № 2 прошла встреча с писате- лем-земляком, автором многих книг для детей Владимиром Анд реевичем Добряковым. На ней присутствовали ребята 5—6-х классов средних школ №№ 25 и 31. Встреча прошла очень инте ресно и оживленно. В. А. Добряков в доступной форме рассказал собравшимся о своем писательском труде. Очень много было у ребят вопросов к писателю. Им интересно было уз нать о том, почему автор стал писателем, когда и какую написал первую книгу, а также о том, по чему он пишет-книги только о ре бятах. Затем и В. А. Добряков задал ребятам вопрос о том, ка кие книги они больше любят чи тать: веселые или серьезные? Уча щиеся дружно ответили — весе лые! На вопрос писателя, о чем ребята хотели бы прочитать в новых книгах, ребята ответили — о путешествиях. Автор признался, что и он сей час работает над такой темой в будущей книге «Две строки до востребования» и рассказал неко торые эпизоды из этого яроизве- дения. В заключение мы говорили о прочитанных книгах В. А. Добря- кова. Они очень полюбились ребя там. Активное участие в обсуж дении приняли Таня Суханова, Таня Басинских, Игорь Алифанов. Гена Левченко, Олег Климочкин, Галя Колыхалова и другие. Ребя та тепло поблагодарили В. А. Добрякова за интересную встречу, подарили ему цветы и альбом ри сунков героев его книг. Писатель оставил многим юным читателям свой автограф. А. ЧЕРНОВА, заведующая читальным залом. Валентина НУПЛВЫХ УЧЕНИКАМ ШКОЛЫ № 31 Мальчишки, Вы были смелые И много курьезов делали. Вы так твистовали. Что все балдели, И с любопытством на вас глядели. Могли вы смеяться И громко, и колко. Если ведущий Программу комкал. И били в ладоши, Что ни есть мочи. Если концерты Нравились очень. Кто же вы были — Хамы иль рыцари! А вы прикасаетесь К лилиям лицами. За сваркою стали. Ребята нехмурые. Вы неустанные в поле, у кульманов. Бедовые и отличники — Души моей пограничники. » а .у с « х \\\ч у х \\х л ч ч у ч ч у с у о \ч . В музыкальной школе X» 2 для 430 учащихся заканчивается учебный год. На снимке вверху вы видите ведущего педагога Валентину Андреевну Зайцеву с ученицей шестого класса Ларисой Сарыче вой. Стаж работы с детьми В. А. Зайцевой равеншестнадцати го дам. Двое учеников опытной учи тельницы Надежда Зайченко и Валентина Никачева тоже стали преподавателями музыки и также работают в школе Л» 2. На нижнем снимке — ученица первого класса ИраБуркова. Фото В. Ивочкина. РАССКАЗ ЗЛАЯ ГАРМОШКА Мы с Санькой играли в войну у на^ на ‘задворках. Под прикры тием густой заросли лопухов я вел «бронепоезд» и только что хотел «обстрелять» позицию про тивника, как на проулок вышел мой двоюродный брат Женька. В руках его сверкнула на солнце продолговатая коробочка. — Что это? — подбежал я к нему. Женька быстро спрятал руку с коробочкой за спину и с высокой интонацией в голосе, гордо ска зал: — Гармошка. Дядя Петя из ар мии привез. Женька приставил гармошку к губам, дунул в нее, и из множест ва маленьких дырочек полились разные звуки. Я еще ни разу не видел подоб ного. — Женька, дай посмотреть? •— с трепетом в сердце попросил я. А Женька? Женька выпятил грудь, как кочет, прищурил свои нагловатые глаза и сказал: '•— Подерись с Санькой, тогда Дам. сопя, как медвежата, стали топ таться на одном месте. Женька забегал вокруг нас, стал бить себя ладонями по ляж кам и подкрикивать: — Санька! В морду, в морду ему бей! Я крепкий на ногах, не воз- мешь! Но Санька схитрил, сделал подножку! И мы свалились на землю. Я сцепил руки за Саньки- ной спиной: «Пусть будет ничья». Но Санька надавил мне локтем на горло. — Санька, брось... брось, — кричу я ему. А он все сильнее давит. — Ах, так? Я расцепляю руки и, сжав к у лак, бью Саньку по голове. Он вскочил и грязными руками стал размазывать по лицу слезы. — Кочеток... Скажу ма-ма-не-е .—«захлюпал носом Санька и по шел к себе домой. Я тоже ухожу в избу и даже не слышу, как Женька кричит мне: — На гармошку. Ты же побе дитель! Мне было очень жаль товарища. И. СТРЕЛЬНИКОВ, тракторист-дефектчик отдела сбыта. Женька был озорным мальчиш кой. Он стравливал петухов и был доволен, если они раздирались до крови. Учил телят бодаться. Отойдет на несколько шагов от теленка и давай набрасывать ему на' голову кепку. Теленку щекот но — у него в это время рожки растут. И он начинает злиться, сбрасывать шапку. Таким обра зом привыкал бодаться. Женька и собак обижал. За это я не любил его и никогда не водился с ним. И тут — подерись? — Брат тоже называется... Я обиженно отошел от него. Саньку тоже заинтересовала гармошка. Он с любопытством таращил на нее глаза. — Санька, поддай ты ему, — поддразнил Женька. — И " от дам тебе гармошку. Вишь, какая она... Он повертел перед Санькиным носом гармошкой. Санька сперва насупился, види мо, раздумывал. Но гармошка ослепила, взяла верх. И Санька пошел йа меня. Мы схватились и 0 в о с п и т а н и и девочек в семье Воспитание дочерей — вопрос особой важности. Ведь мы воспи тываем будущих женщин, мате рей. Нам надо ясно представить, какими мы хотим видеть их — и работником - творцом, и равной мужу подругой, и не только неж ной, но и умной матерью. Для этого необходимо, чтобы горела в них ярким светом истинная жен ственность. Много нужно сил, внимания, чтобы воспитать из девочки на стоящую женщину в современном понимании этого сллва. А как теперь воспитываются девочки? Вся специфика воспитания неко торых девочек на практике зача стую сводится к ряду мелких ог раничений, подчеркивающих «не полноценность» девочек: «Не сиди так — ты не мальчик» или «Нельзя поздно возвращаться — ты не мальчик». Поэтому неуди вительно, что многие девочки жа леют, что не родились мальчика ми, стараются походить на них в манере вести себя, в отношении к жизни. Они не ощущают кра соты женственности, становятся развязными. Некоторые курят, пьют, легкомысленно ведут себя, стремясь этим утвердить свое равенство с мужчинами. Но это не равенство, а жалкое подражание слабостям мужского поведения. И у женщин оно осо бенно отвратительно, так как вследствие особенности ее психи ки более глубоко внедряется в сознание, деморализует и разру шает женскую личность. Такое воспитание вызывает у части де вочек презрительное отношение ко всему, что связано с ее будущей функцией матери. Девочки часто не хотят созна тельно учиться домашнему хозяй ству .«Я не хочу ничего знать, я все равно не буду домашней хозяй кой». Сколько таких восклицаний приходится слышать! Доходит до смешного. Некоторые девочки на столько беспомощны, что не мо-. гут обслужить сами себя. Вспо минается такой пример: старше классники готовились к вечеру, и. девочки не сумели даже очистить селедки. Эго сделал мальчик. Не которые девочки гордятся такой беспомощностью, считая, что они становятся похожими на мальчи ков. Такое воспитание не оправ дывает себя. Иных девочек в семьях воспи тывают еще по старинке. Матери видят в своих дочерях только не весту, будущую жену мужа. Все мамы хотят счастья своим доче рям, да не знают в чем оно. Же лая пристыдить дочь, мать заме чает ей: «На тебя, такую неряху, и мальчики смотреть не будут» или «Вот не сумеешь приготовить обед, от тебя муж сбежит». Такие упреки не могут не ока зывать своего влияния на подра стающих девочек. Нам нужно бо лее ответственно относиться к тому, что мы говорим при детях, помня, что все наши слова вос питывают. Жалко смотреть на де вочку, которая, усвоив мещанские взгляды, теряет чувство собствен ного достоинства, ставит себя в смешное положение. Была у меня ученица. Хоро шенькая, умная и энергичная де вочка. Но •направляла она всю свою энергию на то, чтобы обра тить на себя внимание мальчика, удержать его. Что тут было: и сцены ревности, и слежка. Такое поведение девочки не может вы звать у юноши уважение и лишь будоражит чувственность. Разго воры-взрослых о разводах, изме нах приводят иногда девочек к мыслям о том, «почему бы и ей не бороться за свое счастье». Есть даже такие, которым доставляет удовольствие Отбить у подруги друга. Совершенно не интересуясь пареньком, «подружка» начинает кокетничать с ним, только бы по казать окружающим, что вот и у нее «кавалер», что и она не «лы ком шита». Таким образом, воспитывая де вочек в сознании, что главное в их жизни — замужество, матери им вовсе не помогают этим соз дать счастливую семейную жизнь. Кроме того, такое воспитание приучает девочек смотреть на себя как на .неполноценных лю дей, считая, что их счастье ис ключительно зависит от отноше ния к ним представителей муж ской половины. Все это калечит девичью психику. Калечит их психику и то, как и что взрослые женщины говорят о мужчинах. Чего только не на слушаешься. от соседушек: как жена помогла, мужу получить об разование, встать на ноги, а он ее бросил, как мужчина старого друга — жену меняет на моло дую. Слушает такие разговоры какая-нибудь недавно окончив шая школу девчонка и склады вается у нее глубокое недоверие вообще к мужчинам, убеждение, что в личных трагедиях виноваты только они. В сложное время мы живем — все в борении, изменении. Соз' даются новые взгляды, новая нравственность, новая мораль. Необходимо нам, взрослым, гово рить на эту тему с девочками. Стремление к личному счастью естественно. В сознании девочек должно твердо войти убеждение, что счастье в первую очередь за висит от способности трудиться, отдавать свои силы и знания об щему делу. Очень многое в том, как к тебе относятся, зависит от нас, женщин. Даже плохие, рас пущенные ребята подтягиваются, если девушки берут с ними пра вильный тон. Мягко, ненавязчиво надо пере давать свой жизненный опыт. В этом важна роль и самой ма тери, ее личный авторитет в семье, примерный труд на производстве. Внимание к детям и забота об их воспитании вызывают дове рие, уважение и любовь всех членов семьи, учат детей жить. Пример родителей, круг их инте ресов, разговоры — все воспиты вает детей. Как важно, чтобы жизнь в каждой семье была со держательной, интересной, чтобы и взрослые и дети вместе ходили на экскурсии, в музеи, театры, кино, чтобы зрела духовная бли зость. Пьянство, брань и ругательство, неприличные песни, взаимное не уважение супругов, безнравствен ное поведение отцов и матерей — вот почва, на которой произра стает распущенность подростков. В их жизни не должно быть ме ста скуке — пособнице лени, не успеваемости, бездельяз дурных привычек. А. ВЛАСОВА организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы №39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz