Кировец. 1976 г. (г. Липецк)
О п о д в и г е н а р о д н о м Москва. Центральный академический театр Советской Армии осу ществил постановку спектакля «Спутники» по повести ВерыПано вой (инсценировка Д. Дара). Он рассказывает о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны,о патриотизме и мужестве со ветских людей. На снимке: сцена из спектакля. Сухоедов — артист А. Миронов (слева), Данилов — заслуженный артист РСФСР Г. Крынкин. Фотохроника ТАСС. О САМОМ В понятие «Родина» многое входит. Любая картинка из детства мила, Ведь Родина каждому — матери вроде, Которой мы добрые ищем слова. И лес, и поля, и стога над рекою, И солнце с луной, и коров на лугу Я вижу, я с рыбкой иду вот такою, Какой похвалиться сейчас не могу. Пацан босоногий, в рыбалку влюбленный. Из детских штанов уже вырос давно. Сквозь прошлые годы лечу окрыленный, А память о детстве, как кадры в кино. С раздольем лесным не сравню я степное. Поскольку родился и рос я в лесу. Но это единство во мне и со мною. Оно составляет Отчизны красу. Когда тишина разорвалась на части. Война не прошла, словно дождь, стороной. е ш р т т м Николай: АКСЕНОВ р о д н о м ! Я был, как защитник, к оружью причастен, К спасенью Отчизны любою ценой. Она для меня, словно мать дорогая, И в сердце солдатском на фронте жила, А где-то жила моя мать, но Другая, И тоже родной и любимой была. Я к ним возвратился, хоть трудно шагалось И было дорогам не видно конца. А как вся Европа весной улыбалась. Встречая с победой России бойца! А сколько могил под травой- муравою! Но память, дорогой идя фронтовой. Встречается с каждой солдатской вдовою И с каждым бойцом, кто остался живой. Я слышал, как «горько!» на свадьбе кричали, Я видел, как плачет седая вдова. Как в праздник Победы улыбка с печалью Сливаются вместе, как рек рукава. Лечу самолетом, на поезде ль „ еДУ В родимые е детства для сердца места, Я вижу плоды и величье Победы И шепчут уста мои: «Эх, крас-сота!» Я в крае Воронежском хлебом питался, Я Липецка зори забыть не могу. И где б по чужой стороне ни скитался, Я к Родине всюду любовь берегу. И к матери тоже, хоть нет уже боле Ее по причине одной у меня. Я помню, звала она: «Колюшка, Коля...», Тепло материнское в сердце храня. Разить ли врагов иль с друзьями общаться До смертного часа мне жизнью дано. Я знаю, что с Родиной буду встречаться, А с матерью встретиться не суждено. Давно уже нету старушки со мною, В лесу на могиле — цветы и трава... Как будто с какой-то живу я виною. Что добрые все не сказал ей слова. Иван СТРЕЛЬНННОВ Снова в город приходит весна, Обновляет все парки и скверы. Просыпаются почки от сна, Словно девочки-непоседы. И на старой скворечне скворец Так поет озорно и красиво. Простор заволжский не окинешь, Лежит на сотню, сотни верст. В час заревой из дома выйдешь И сразу вымокнешь от рос. Здесь море света, море солнца. Как будто в небе ты паришь И в чашу чистую колодца С веселым трепетом глядишь. Ах, какой он чудесный певец! В нем таится волшебная сила. Дни весны веселы, веселы... В шуме ветра звучанье органа. Наши души весна веселит, Расстилает ковер под ногами. Под ветром вьются кудри хлеба И дым кизячного костра. Видать, чабан здесь отобедал... Кибитка старая пуста. Увел пасти отару в степи, Вернется вечером назад. Грустя лежат сухие ветви. Им вслед за ним не убежать. Курганы скифские, курганы, хранители древнейшей старины, Я подымусь с зарею рано и к вам приду со стороны. Приду, как сын далеких предков, что кочевали по Руси. С родной землей связались крепко всей глубиной своей души. ...Как будто слышу звонкий топот летящих степью табунов и Ярославны нежный шопот среди задумчивых М. А. Шолохов на берегу родного Дона в Вешенской. Фотохроника ТАСС. ГОВОРЯТ ДЕТИ НУ И КОЛЕНКА! Мальчик так стукнулся, что прикусил язык. — Мама, — захныкал он. — Я коленкой язык прикусил. КТО ОН? — Витя, одевайся быстрее. Вон Олежек уже гуляет. — А он кто мне, подруг? ПОСМОТРИ НА СОБАЧКУ — Сынок, закрой ротшарфи ком, а то простудишься. — А вон собачка бегает, рот раскрыла, а без шарфика. Записала В. КУПАВЫХ. • " ..... .......” — ----- ------------ шатров. з ь к у п а н ы х . ' ХХХХХХХХ>ХХ>ХХ>ХХХХХ8а‘ХХХ$^ ^ “ “ “ “ “ -- ТЯщвд с немцами в деревнях по явились полицаи. Узнав, что один из них собирается мстить Морозу, ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ СУДЬБЫ ( О п р о з е В а с л я Б ы к о в а ) Не сразу, не с первых страниц повестей' Василя Быкова ощуща ешь сопереживательный сцеп сво его сердца с сердцем автора. Уже потом, когда почувствуешь нерв ную ткань повествования и ста нешь соучастником, судьей, свиде телем зашедшей в тупик судьбы героя, тогда не сможешь отор ваться от книги, пока не перевер нешь последний лист. Экспрессивному, динамичному творчеству Быкова присуща одна черта — ставить человека обык новенной биографии в необыкно венно трудные, порой страшные ситуации. Вспомним «Альпийскую балладу». Мог же Иван стать шкурником, бросить Джулию и одиноким, жестоким волком {так больше шансов выжить) проби раться из неволи? Мог. Но он вы брал тот путь, который приведет его к смерти. Путь маленького, затравленного человека, сохранив шего большое, честное, доброе сердце. А партизан Сотников из одно именной повести? Это же гимн благородной, мужественной совес ти человеческой! И рядом вымо ливший жизнь ценой предательст ва Рыбак. Нет ему дороги назад в отряд. Ему, замаравшему руки и душу казнью товарища по ору жию. Еще вчера думал он, что вступит в полицаи, убьет кого-ни будь из них, умчит в лес к своим. Но жизнь поставила и его перед выбором: или—или... Или надеть петлю на шею Сотникова, или просунуть собственную голову в раскачивающийся веревочны й кружок. А как передано настрое ние Рыбака- при виде петли, при готовленной для него! Сколько липких, дрожащих мук перенес он, пока шла казнь! Повесят? Не повесят? Погибну? Выживу? А рядом, в толпе согнанных к виселице людей, стоит мальчишеч ка в буденовке. Апофеоз контра ста крушения духа одной судьбы и величайшего нравственного взлета другой —■все это отража ется в его напуганных, любопыт ных глазах. За кем пойдешь, Мальчиш-Кибальчиш? — как бы взволнованно спрашивает его ав тор. И почему-то верится — нет, не за предателем! И так же, по тонкому льду во енной судьбы, вздрагивая от вра жеской пулеметной очереди, вжи маясь в снег от предательского света ракет, ползут в тыл врага разведчики группы лейтенанта Ивановского — герои повести «Дожить до рассвета». Кстати, после знакомства с Ивановским ощущается некоторая вторичность героя повести Б. Васильева «В списках не значился» — лейтенан та Плужникова. Схожесть сюжет ной линии — оба выпускники во енных училищ, оба назначаются в Белоруссию (Гродно, Брест), у обоих знакомство с местом служ бы начинается с намека на влюб ленность в местную девушку и наконец летнее, тихое утро в жиз ни молодых офицеров взрывается на рассвете 22 июня 1941 года. 22 июня... Эту дату не искоре нить из сердца нашего народа. Она, как рак, пустила метастазы бед в каждую семью, в каждое сердце. Нет такой семьи, которую бы война обошла стороной. Не давно автор рецензии столкнулся с одним поразительным случаем. Старухи, среди которых было не сколько вдов и матерей, чьи дети сложили голову на фронте, игра ли в мирное, безобидное лото. По копеечке за карту. Среди обыч ных выкриков: «туда-сюда!» (69), «кочерга!» (7), «Дуня-тонкопря- ха!» (2) вдруг послышалось непривычное для лото: «война»! Автор с любопытством заглянул в карты — старухи молча заста вили цифру «41»... ...Тема войны нетленна, она тре бует налить «живой водой» обра зы погибших в снегах, болотах, под гусеницами «тигров». Погиб ших, но требующих не забывать, не прощать! Быков не забывает, не прощает. ...С большими потерями группа Ивановского добирается до места расположения крупной базы бое припасов, замеченной лейтенантом еще во время прорыва из окруже ния. По логике сейчас должно со вершиться нечто лихое, кропотли вое. И вдруг случается совсем не ожиданное... исчезла база. Либо немцы расстреляли все снаряды в битве под Москвой, либо перевели скйад боеприпасов в другое мес то. Кто знает?.. Опять же, по логике, Иванов ский должен вести группу назад к своим. Но не может он допус тить, чтобы кровь его разведчиков пролилась напрасно. Пусть его будут считать автором бессмыс ленной авантюры. Лейтенант ос тается в тылу врага, собираясь отыскать следы базы. Увы! Легче сыскать иголку в стоге сена. Слу чайно Ивановский с солдатом Пи воваровым вступают в стычку с немцами. Ивановский получает серьезное ранение. Вот и тут бы сделать попытку спрятаться илй вернуться назад. Вопреки инс тинкту самосохранения Иванов ский продолжает поиск теперь уж какого-либо вражеского штаба. В школьники решили убить его. Подпилили крепления моста, по которому, как ожидалось, проедет изменник. Предатель не погиб — погиб немец. Ребята попали в тюрьму. Предупрежденный учи тель скрылся в лесу. А в это вре мя было объявлено, что если он явится в полицию, — ребята бу дут отпущены. Весь измучился I ---- ------ -- к это время гибнет солдат Пивова- Мороз. Не ладилась у него парти- ров. П, оставшись один, молодой лейтенант ползет к дороге, чтобы подорвать немецкий танк или, на крайний случай, машину... Вновь осечка! Нелепая, но реаль ная ситуация. Рано утром по до роге катится повозка с соломой. На козлах — немецкие обозники. Обозники... вместо танка?! Да! Все-таки поведение измученного, полуживого Ивановского не ка жется нам безрассудным. Пусть обозник! Он враг! Столько крови пролито впустую! Нужно возмез дие!.. И оно приходит... Нет, не фанатик лейтенант Ива новский. Советский человек не из менил Родине перед смертным ча сом.. Не изменил ей учитель Мороз из повести «Обелиск». В оценке некоторых людей его поступок неравнозначен. Одни считают не обдуманным его решение (надо же самовольно отдаться в руки врагу!), другие склонны насторо житься .(как писать об его учас тии в войне, если он самовольно сдался в плен!). И вот писатель в пересказе старого учителя и партизана Ткачука раскрывает нам облик Мороза. Учитель Мороз воспитал пре красное поколение советских ре бят, Стойких, отзывчивых, рабо занская служба, валилась из рук винтовка. Ночью он уходит из от ряда и сдается полицаям. Глу пость? Предательство? Нет! Не мог же учитель убить веру в спра ведливость у свойх детей! Веру в честность, добро. Не мог он оста вить ребят в их предсмертный час! И он приходит к ним в каме ру, мужественно разделяет их участь. Ребят, конечно, не отпус тили. Спасся лишь один—Микла- шевич, на похоронах которого, уже в наши дни состоявшиеся, и всплывает имя — «Мороз». «Сердце, сердцу аукнется и че- реб года». Нравственный (пусть спорный) подвиг учителя Мо роза заставляет нас задуматься, и, не побоюсь этих слов, воспиты вает и возвышает нас. Автор как бы подводит к мысли, что Мороз воздвиг себе скромный, непримет ный обелиск людской памяти, воспитав замечательную моло дежь. Молодежь, готовую на под виг. Проза Василя Быкова по праву завоевала особое место в совре менной советской литературе. Его замечательные повести тревожат нашу совесть. А это такая штука, которой противопоказана спячка. А. АДПОСТЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz