Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

Кировец. 1976 г. (г. Липецк)

О п о д в и г е н а р о д н о м Москва. Центральный академический театр Советской Армии осу­ ществил постановку спектакля «Спутники» по повести ВерыПано­ вой (инсценировка Д. Дара). Он рассказывает о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны,о патриотизме и мужестве со­ ветских людей. На снимке: сцена из спектакля. Сухоедов — артист А. Миронов (слева), Данилов — заслуженный артист РСФСР Г. Крынкин. Фотохроника ТАСС. О САМОМ В понятие «Родина» многое входит. Любая картинка из детства мила, Ведь Родина каждому — матери вроде, Которой мы добрые ищем слова. И лес, и поля, и стога над рекою, И солнце с луной, и коров на лугу Я вижу, я с рыбкой иду вот такою, Какой похвалиться сейчас не могу. Пацан босоногий, в рыбалку влюбленный. Из детских штанов уже вырос давно. Сквозь прошлые годы лечу окрыленный, А память о детстве, как кадры в кино. С раздольем лесным не сравню я степное. Поскольку родился и рос я в лесу. Но это единство во мне и со мною. Оно составляет Отчизны красу. Когда тишина разорвалась на части. Война не прошла, словно дождь, стороной. е ш р т т м Николай: АКСЕНОВ р о д н о м ! Я был, как защитник, к оружью причастен, К спасенью Отчизны любою ценой. Она для меня, словно мать дорогая, И в сердце солдатском на фронте жила, А где-то жила моя мать, но Другая, И тоже родной и любимой была. Я к ним возвратился, хоть трудно шагалось И было дорогам не видно конца. А как вся Европа весной улыбалась. Встречая с победой России бойца! А сколько могил под травой- муравою! Но память, дорогой идя фронтовой. Встречается с каждой солдатской вдовою И с каждым бойцом, кто остался живой. Я слышал, как «горько!» на свадьбе кричали, Я видел, как плачет седая вдова. Как в праздник Победы улыбка с печалью Сливаются вместе, как рек рукава. Лечу самолетом, на поезде ль „ еДУ В родимые е детства для сердца места, Я вижу плоды и величье Победы И шепчут уста мои: «Эх, крас-сота!» Я в крае Воронежском хлебом питался, Я Липецка зори забыть не могу. И где б по чужой стороне ни скитался, Я к Родине всюду любовь берегу. И к матери тоже, хоть нет уже боле Ее по причине одной у меня. Я помню, звала она: «Колюшка, Коля...», Тепло материнское в сердце храня. Разить ли врагов иль с друзьями общаться До смертного часа мне жизнью дано. Я знаю, что с Родиной буду встречаться, А с матерью встретиться не суждено. Давно уже нету старушки со мною, В лесу на могиле — цветы и трава... Как будто с какой-то живу я виною. Что добрые все не сказал ей слова. Иван СТРЕЛЬНННОВ Снова в город приходит весна, Обновляет все парки и скверы. Просыпаются почки от сна, Словно девочки-непоседы. И на старой скворечне скворец Так поет озорно и красиво. Простор заволжский не окинешь, Лежит на сотню, сотни верст. В час заревой из дома выйдешь И сразу вымокнешь от рос. Здесь море света, море солнца. Как будто в небе ты паришь И в чашу чистую колодца С веселым трепетом глядишь. Ах, какой он чудесный певец! В нем таится волшебная сила. Дни весны веселы, веселы... В шуме ветра звучанье органа. Наши души весна веселит, Расстилает ковер под ногами. Под ветром вьются кудри хлеба И дым кизячного костра. Видать, чабан здесь отобедал... Кибитка старая пуста. Увел пасти отару в степи, Вернется вечером назад. Грустя лежат сухие ветви. Им вслед за ним не убежать. Курганы скифские, курганы, хранители древнейшей старины, Я подымусь с зарею рано и к вам приду со стороны. Приду, как сын далеких предков, что кочевали по Руси. С родной землей связались крепко всей глубиной своей души. ...Как будто слышу звонкий топот летящих степью табунов и Ярославны нежный шопот среди задумчивых М. А. Шолохов на берегу родного Дона в Вешенской. Фотохроника ТАСС. ГОВОРЯТ ДЕТИ НУ И КОЛЕНКА! Мальчик так стукнулся, что прикусил язык. — Мама, — захныкал он. — Я коленкой язык прикусил. КТО ОН? — Витя, одевайся быстрее. Вон Олежек уже гуляет. — А он кто мне, подруг? ПОСМОТРИ НА СОБАЧКУ — Сынок, закрой ротшарфи­ ком, а то простудишься. — А вон собачка бегает, рот раскрыла, а без шарфика. Записала В. КУПАВЫХ. • " ..... .......” — ----- ------------ шатров. з ь к у п а н ы х . ' ХХХХХХХХ>ХХ>ХХ>ХХХХХ8а‘ХХХ$^ ^ “ “ “ “ “ -- ТЯщвд с немцами в деревнях по­ явились полицаи. Узнав, что один из них собирается мстить Морозу, ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ СУДЬБЫ ( О п р о з е В а с л я Б ы к о в а ) Не сразу, не с первых страниц повестей' Василя Быкова ощуща­ ешь сопереживательный сцеп сво­ его сердца с сердцем автора. Уже потом, когда почувствуешь нерв­ ную ткань повествования и ста­ нешь соучастником, судьей, свиде­ телем зашедшей в тупик судьбы героя, тогда не сможешь отор­ ваться от книги, пока не перевер­ нешь последний лист. Экспрессивному, динамичному творчеству Быкова присуща одна черта — ставить человека обык­ новенной биографии в необыкно­ венно трудные, порой страшные ситуации. Вспомним «Альпийскую балладу». Мог же Иван стать шкурником, бросить Джулию и одиноким, жестоким волком {так больше шансов выжить) проби­ раться из неволи? Мог. Но он вы­ брал тот путь, который приведет его к смерти. Путь маленького, затравленного человека, сохранив­ шего большое, честное, доброе сердце. А партизан Сотников из одно­ именной повести? Это же гимн благородной, мужественной совес­ ти человеческой! И рядом вымо­ ливший жизнь ценой предательст­ ва Рыбак. Нет ему дороги назад в отряд. Ему, замаравшему руки и душу казнью товарища по ору­ жию. Еще вчера думал он, что вступит в полицаи, убьет кого-ни­ будь из них, умчит в лес к своим. Но жизнь поставила и его перед выбором: или—или... Или надеть петлю на шею Сотникова, или просунуть собственную голову в раскачивающийся веревочны й кружок. А как передано настрое­ ние Рыбака- при виде петли, при­ готовленной для него! Сколько липких, дрожащих мук перенес он, пока шла казнь! Повесят? Не повесят? Погибну? Выживу? А рядом, в толпе согнанных к виселице людей, стоит мальчишеч­ ка в буденовке. Апофеоз контра­ ста крушения духа одной судьбы и величайшего нравственного взлета другой —■все это отража­ ется в его напуганных, любопыт­ ных глазах. За кем пойдешь, Мальчиш-Кибальчиш? — как бы взволнованно спрашивает его ав­ тор. И почему-то верится — нет, не за предателем! И так же, по тонкому льду во­ енной судьбы, вздрагивая от вра­ жеской пулеметной очереди, вжи­ маясь в снег от предательского света ракет, ползут в тыл врага разведчики группы лейтенанта Ивановского — герои повести «Дожить до рассвета». Кстати, после знакомства с Ивановским ощущается некоторая вторичность героя повести Б. Васильева «В списках не значился» — лейтенан­ та Плужникова. Схожесть сюжет­ ной линии — оба выпускники во­ енных училищ, оба назначаются в Белоруссию (Гродно, Брест), у обоих знакомство с местом служ­ бы начинается с намека на влюб­ ленность в местную девушку и наконец летнее, тихое утро в жиз­ ни молодых офицеров взрывается на рассвете 22 июня 1941 года. 22 июня... Эту дату не искоре­ нить из сердца нашего народа. Она, как рак, пустила метастазы бед в каждую семью, в каждое сердце. Нет такой семьи, которую бы война обошла стороной. Не­ давно автор рецензии столкнулся с одним поразительным случаем. Старухи, среди которых было не­ сколько вдов и матерей, чьи дети сложили голову на фронте, игра­ ли в мирное, безобидное лото. По копеечке за карту. Среди обыч­ ных выкриков: «туда-сюда!» (69), «кочерга!» (7), «Дуня-тонкопря- ха!» (2) вдруг послышалось непривычное для лото: «война»! Автор с любопытством заглянул в карты — старухи молча заста­ вили цифру «41»... ...Тема войны нетленна, она тре­ бует налить «живой водой» обра­ зы погибших в снегах, болотах, под гусеницами «тигров». Погиб­ ших, но требующих не забывать, не прощать! Быков не забывает, не прощает. ...С большими потерями группа Ивановского добирается до места расположения крупной базы бое­ припасов, замеченной лейтенантом еще во время прорыва из окруже­ ния. По логике сейчас должно со­ вершиться нечто лихое, кропотли­ вое. И вдруг случается совсем не­ ожиданное... исчезла база. Либо немцы расстреляли все снаряды в битве под Москвой, либо перевели скйад боеприпасов в другое мес­ то. Кто знает?.. Опять же, по логике, Иванов­ ский должен вести группу назад к своим. Но не может он допус­ тить, чтобы кровь его разведчиков пролилась напрасно. Пусть его будут считать автором бессмыс­ ленной авантюры. Лейтенант ос­ тается в тылу врага, собираясь отыскать следы базы. Увы! Легче сыскать иголку в стоге сена. Слу­ чайно Ивановский с солдатом Пи­ воваровым вступают в стычку с немцами. Ивановский получает серьезное ранение. Вот и тут бы сделать попытку спрятаться илй вернуться назад. Вопреки инс­ тинкту самосохранения Иванов­ ский продолжает поиск теперь уж какого-либо вражеского штаба. В школьники решили убить его. Подпилили крепления моста, по которому, как ожидалось, проедет изменник. Предатель не погиб — погиб немец. Ребята попали в тюрьму. Предупрежденный учи­ тель скрылся в лесу. А в это вре­ мя было объявлено, что если он явится в полицию, — ребята бу­ дут отпущены. Весь измучился I ---- ------ -- к это время гибнет солдат Пивова- Мороз. Не ладилась у него парти- ров. П, оставшись один, молодой лейтенант ползет к дороге, чтобы подорвать немецкий танк или, на крайний случай, машину... Вновь осечка! Нелепая, но реаль­ ная ситуация. Рано утром по до­ роге катится повозка с соломой. На козлах — немецкие обозники. Обозники... вместо танка?! Да! Все-таки поведение измученного, полуживого Ивановского не ка­ жется нам безрассудным. Пусть обозник! Он враг! Столько крови пролито впустую! Нужно возмез­ дие!.. И оно приходит... Нет, не фанатик лейтенант Ива­ новский. Советский человек не из­ менил Родине перед смертным ча­ сом.. Не изменил ей учитель Мороз из повести «Обелиск». В оценке некоторых людей его поступок неравнозначен. Одни считают не­ обдуманным его решение (надо же самовольно отдаться в руки врагу!), другие склонны насторо­ житься .(как писать об его учас­ тии в войне, если он самовольно сдался в плен!). И вот писатель в пересказе старого учителя и партизана Ткачука раскрывает нам облик Мороза. Учитель Мороз воспитал пре­ красное поколение советских ре­ бят, Стойких, отзывчивых, рабо­ занская служба, валилась из рук винтовка. Ночью он уходит из от­ ряда и сдается полицаям. Глу­ пость? Предательство? Нет! Не мог же учитель убить веру в спра­ ведливость у свойх детей! Веру в честность, добро. Не мог он оста­ вить ребят в их предсмертный час! И он приходит к ним в каме­ ру, мужественно разделяет их участь. Ребят, конечно, не отпус­ тили. Спасся лишь один—Микла- шевич, на похоронах которого, уже в наши дни состоявшиеся, и всплывает имя — «Мороз». «Сердце, сердцу аукнется и че- реб года». Нравственный (пусть спорный) подвиг учителя Мо­ роза заставляет нас задуматься, и, не побоюсь этих слов, воспиты­ вает и возвышает нас. Автор как бы подводит к мысли, что Мороз воздвиг себе скромный, непримет­ ный обелиск людской памяти, воспитав замечательную моло­ дежь. Молодежь, готовую на под­ виг. Проза Василя Быкова по праву завоевала особое место в совре­ менной советской литературе. Его замечательные повести тревожат нашу совесть. А это такая штука, которой противопоказана спячка. А. АДПОСТЕНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz