Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
ОПЫТ И ПОМОЩЬ СТАРШИХ-молодым | ^ЛЛАЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛГ* 9АЛААЛЛАЛАААЛАААЛ.'' За последние годы на нашем заводе большое распростране- < ние получило наставничество. Сейчас в нем участвует более > 300 передовых рабочих-наставнинов. Больших успехов в | этой важной и нужной работе добились советы наставников | экспериментального, тракторных №№ 1, 2, 3, 4, 5, ремонт- I но-механического, автоматного цехов, отдела технического ? контроля, жилищно-коммунального отдела. Недавно в конфе- > ренц-зале заводоуправления состоялось общезаводское собра- < ние наставников и их подшефных. На нем наставники поде- > I лились своим опытом работы с подростками, подшефные по- < благодарили их за помощь и поддержку, были приняты сов- > местные общезаводские социалистические обязательства на- < ставников и подшефных, вручены награды за труд лучшим р наставникам и молодым рабочим. > Эта страница подготовлена на основе материалов собра- ^ ния — доклада начальника отдела кадров завода т. Макарев- г ского и выступлений участников. | , ААЛААААААЛААЛЛААА/ Щ 9 АЛААЛЛЛАЛАААЛЛЛААА? Г О Т О В И Т Ь ДОСТОЙНУЮ СМЕНУ «Здравствуй, завод!». Этими словами начинаются первые строчки трудовой биографии со тен юношей и девушек — буду щих станочников, литейщиков, кузнецов, наладчиков... Они при ходят к нам на тракторный из профессионально - технических училищ, после десятилетки. Уча щиеся ГПТУ основательно знако мятся с заводом во время про хождения производствен ной практики. Попадая в дружный, слаженный коллектив, они, как правило, возвращаются после сдачи экзаменов с дипломами специалистов. Те, кто приходит на завод, не имея никакой про фессии, приобретают ее непос редственно на рабочих местах. О каждом из них должны позабо титься общественные организа ции, администрация, создать им все условия для развития и ут верждения личности, для труда. Большую роль в становлении молодого рабочего призваны сыграть наставники. У нас на заводе работает не мало людей, для которых на ставничество стало вторым при званием. Примером тому — ак тивная деятельность наставников экспериментального цеха Василия Филипповича Селютина, Петра Михайловича Корабельщикова, Бориса Дмитриевича Овсяннико ва и многих других. Эти передо вые рабочие имеют немалый опыт воспитательной работы с молодежью. С октября 1973 го да в цехе создан и действует совет наставников, которым ру ководит Василий Филиппович Селютин — человек, влюбленный в свое дело, с чуткой и богатой душой. Слово «наставник» — очень емкое по значению. Чтобы выра стить достойную для себя смену, невозможно ограничива т ь с я только профессиональной подго товкой своего подопечного. Не обходимо вырастить из него по литически грамотного, идейно убежденного гражданина, высо коквалифицированного специа листа. Поэтому так многогранен воспитательный процесс станов- вления молодого рабочего. Не случайно поэтому каждая канди датура наставника обсуждается на заседаниях цехового комитета профсоюза. Были случаи, когда наставни ков подбирали непродуманно. Так произошло во втором трак торном цехе. На должность председателя совета наставников избрали старшего мастера Ивана Тихоновича Погорелова. Но совет не проводил никакой работы. А сам председатель заявил, что его избрали ошибочно. И вот ре зультат: в цехе двух несовер шеннолетних ребят осудили на родным судом, несколько подро стков нарушили общественный порядок и были задержаны. Вот почему только тщательный под бор наставников может дать по ложительные результаты. Звание наставников должны получать ра бочие, по-настоящему увлечен ные своим делом, передовики производства, ударники комму нистического труда, имеющие производственный опыт. В автотранспортном цехе ра ботает Леонид Васильевич Паш ков. На заводе он уже без ма лого 22 года. Нетрудно предста вить, какой богатый опыт накоп лен старшим мастером. «Нако пил» — это слово, пожалуй, ему не подходит. Он не копит опыт, а щедро делится им с моло дежью. Леонид Васильевич вос питал не одного подростка. И делает это он не по долгу своей службы, а, как говорится, по ве лению сердца. Одним из лучших наставников цеха консервации является Ва лентина Георгиевна Овсянникова. Ее трудовой стаж тоже исчис ляется уже двумя десятками лет. С молодежью Валентина Геор гиевна работает давно. Ее воспи танники служат примером для других молодых рабочих. Овсян никова умеет подойти к каждо му, а с подростками надо быть особено чуткими. Это и понятно. Стоит только в разговоре с мо лодым пареньком или девушкой выбрать не тот тон, как он уже замыкается в себе. Со своими питомцами Вален тина Георгиевна разговаривает доверительно, как старший друг. И в то же время она не снижает требовательности, непримири мости к недостаткам. За все эти качества и уважают наставницу в цехе. Можно назвать еще десятки имен рабочих, которые все свои сипы отдают воспитанию моло дых кадров. Это старший инже нер машиносчетной станции Александра Ивановна Кузнецова, наладчик автоматного цеха Иван Иванович Мозгалин, бригадир слесарей пятого тракторного це ха Александр Михайлович Кэро- таев, слесарь тракторного це ха И? 4 Иван Сергеевич Макси мов, плотник-столяр жилищно- коммунального отдела Петр Ни колаевич Кузнецов, электросвар щик второго тракторного цеха Георгий Иванович Сканов, брига дир маляров ремонтно-строи тельного цеха Мария Васильевна Коробкина и многие другие. Ка заводе немало молодых рабо чих, которых воспитали эти бес покойные люди. Однако, наряду с успехами, в нашей деятельности есть и не достатки. Успехи могли быть луч шими, если бы воспитательная и предупредительная работа про водилась систематически. Настав ники мало бывают дома у своих подшефных, не знают, чем они занимаются в свободное время. Особенно мало уделяем мы вни мания «трудным» ребятам. Об щественным организациям, адми нистрации необходимо им по мочь, закрепить за ребятами по одному — два наставника, кото рые проводили бы воспитатель ную работу со своими подшеф ными на заводе, по месту жи тельства, привлекали их к учебе. Надо сказать, вопросами учебы мы занимаемся еще слабо. Под ростки предоставлены самим се бе. И надо в ближайшее время ис править такое положение, чаще бывать в школе рабочей молоде жи, интересоваться, как идут де ла у подростков. Сейчас вся страна, весь совет ский народ готовится достойно встретить XXV съезд КПСС. На шим подарком к съезду будут хорошая учеба по повышению знаний в избранной профессии и общеобразовательного уровня, высокая культура производства на своих рабочих местах, отлич ная трудовая дисциплина. А для этого каждому наставнику вме. сте со своим подшефным нужно много поработать, чтобы вы растить достойную себе смену. П. МАКАРЕВСКИЙ, председатель заводской комиссии по работе с несовершеннолетними НАЙТИ СЕБЯ Долг старшего товарища, на ставника — помочь молодому человеку освоить свою будущую профессию, постичь все ее тонко сти, привить к ней любовь. Но это, так сказать, одна сторона медали. Вторая и, думаю, самая главная — надо учить подростка не только ремеслу, но и жизни, воспитывать в нем убеждение: именно своим трудом он кует собственное счастье. Ведь не ме сто красит человека, а наоборот. Вначале я обязательно знакомлю своего подшефною с рабочим, которому присвоено звание «Луч ший по профессии», с передови ками цеха. Пусть посмотрит, как они трудятся. Непременно рас скажу, что эти люди, как прави ло, активные общественники, у них всегда лад в семье. Был когда-то у меня учеником Виктор Скворцов. Пришел он в наш цех безусым пареньком. И сразу же проявил любознатель ность: как что делается, почему тот рабочий вышел победителем в социалистическом соревновании и работает без брака, а у соседа не получается. С таким учеником было инте ресно. Но и хлопот хватало. По шел учиться в вечернюю школу. Все шло хорошо. Но вдруг ре шил бросить. Тут пришлось вме шаться самому. Побеседовал с отцом, сходил в школу. И остал ся Виктор там. А вскоре успеш но сдал мой ученик на разряд, стал работать самостоятельно. Но я все равно чувствовал от ветственность за него. На протя жении дня несколько раз подой ду к его станку. А в обеденный перерыв или после работы обя- Среди моих воспитанников, с которыми мне пришлось рабо тать в ремонтно-механическом цехе за 26 лет, были разные ребя та: способные, менее способные, старательные и немного равно душные к делу. И к каждому приходилось подбирать свой, осо бый ключик. При всех обстоя тельствах придерживался прави ла: делай, как я. А на практике получается вот как. Сошлюсь на такой при мер. Был у меня учеником Воло дя Новосельцев. Парень как па рень. За плечами школа, а тут, в цехе, оробел. Никогда не стоял у станков, не ремонтировал их. Конечно, пришлось начинать с азов. Рассказал ему, как все де лается, зачем это нужно. Но одно дело рассказать, и совсем дру гое — самому сделать. Показал, как правильно подготовить рабо чее место. Опять ничего не полу чилось. Через день снова при шлось объяснять, что к чему. Он, конечно, старался, запоминал. Что не так, я тут же его поправ лял. Сам делаю, и он рядом. Го ворю: «Давай, пробуй сам». Но вижу: не решается, непривычно зателыно обсудим с ним, как луч ше изготовить ту или иную де таль, как сэкономить время. И вот любознательность парня пе реросла в творческое отношение к делу, стремление находить оп тимальный вариант решения то го пли иного вопроса. Постепен но он стал вровень с опытными станочниками. Сейчас Виктор сам наставник. Он работает мастером в четвер том механо-сборочном корпусе. С Сергеем Федотовым тоже пришлось повозиться. Не было у него серьезности, а был он ша ловлив. Того и смотри, «выкинет» что-нибудь. Раз сказал, второй — не помогает. Решил при товари щах пристыдить. — Ты что, — обращаюсь к нему, — думаешь за спиной дру гих прятаться? Кто за тебя будет норму выполнять? Тут меня и товарищи поддер жали. Кроме того, поговорил с его отцом, потом беседовал с ним отдельно. Парень понял, что зна чит работать в коллективе. Сей час Сергей отличный специалист, работает зубошлифовщиком в корпусе МС-4. Валерий Коростелев — мой не давний воспитанник. Гордость берет за него. Нашел себя парень в труде. Хороший из него вышел специалист. Работает качествен но, продукцию сдает только с первого предъявления. Недавно сдал на четвертый разряд. А ведь были и плохие моменты. Помогли ему тогда в коллективе. Это так важно —помочь подростку найти себя! Б. ОВСЯННИКОВ, зубошлифовщик экспериментального цеха, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. сразу и тяжело па рню. Я, конечно, постарался поддер жать его: не боги горшки обжи гают. Вскоре мой ученик сделал первые успехи, стал работать самостоятельно. Сейчас уже ра ботает механиком на Новоливед ком заводе. Недавно проводили мы всей бригадой в армию еще одного нашего ученика Александра Де мина. Думаем, что после службы вернется он в цех. В работе с молодежью бывает всякое. Иной ие сделает ничего и не переживает: дескать, доделают без меня. У нас в бригаде в та ких случаях объясняют, что обо рудования от нас ждут, может случиться простой, кто-то затра чивает силы и время, а мы си дим. И дело сдвигается с «мерт вой» точки. Если умело подойти, то поймут ребята. От нас, наставников, во многом зависит судьба молодых рабочих, их профессиональный рост. И мы должны быть всегда рядом с ни ми. Н. ХАЛЬЗЕВ, бригадир слесарей ремонтно-механического цеха. Д О Л Ж Н Ы Б Ы Т Ь Р Я Д О М СПАСИБО НАСТАВНИКАМ На завод я пришел после окон чания тринадцатого технического училища. Еще когда проходил производственную практику, твер до решил: буду работать в треть ем тракторном. И вот он, первый мой самостоятельный рабочий день. Вышел из проходных. На тер ритории завода шла обычная тру довая жизнь. Сновали автокары, напруженные деталями, из цехов доносился шум. Пришел в тре тий тракторный и немного расте рялся. Возле каждого станка уве ренно работают мои ровесники, молодые ребята и девушки. Вот одна из них быстро взяла заго товку, подвела ее к станку, мину та, другая — и уже готовая де таль. И невольно пришла в голо ву мысль: «А я смогу?». — Ну как, поправилось? — спросил меня старший мастер Виктор Васильевич Овчинников. — К нам пришел? Меня направили на восьмой участок. Люди здесь чудесные, встретили меня хорошо. Так сра зу почувствовал я себя нужным человеком в коллективе. А эго придало уверенности в своих си лах. Конечно, не все еще я мог, да и опыта никакого не бы ло. Случалось, и брак выпускал. Стыдно было. Но товарищи по работе, старший мастер Виктор Васильевич Овчинников всегда помогали мне и словом, и делом. Так постепенно освоил все «сек реты». Вскоре мне предложили стать наладчиком. Страшновато было. Это ведь еще более ответ ственная работа. От наладчика зависит многое. Но опять помог ли наставники. Освоил я и эту профессию. Теперь мне доверяют вторую смену. А когда приходят в цех новички, я уже сам помо гаю им в первых шагах трудо вой жизни. Сам я считаю, что на шел свое призвание. И за это хочется сказать наставникам большое спасибо. А. КОЗЛОВ, наладчик третьего тракторного цеха. Нина Евгеньевна Попова посту пила на- завод более десяти лет назад. Послали ее в автотран спортный цех, на участок элект рического транспорта. Когда окончила специальные . месячные курсы водителей, вручили Нине Евгеньевне новенький болгарский электропогрузчик. С тех пор и работает она ,на нем. С большим уважением отзыва ется :о Н. Е. Поповой старшим мастер участка Г. Я. Евсеев. — Попова — отличный специа лист, — говорит о-н. — Да, у Попо-вой машина всег да в исправности, — поддержал старшего мастера один из опыт нейших слесарей - ремонтников электроотделения В. Т. Понома рев. — Она за ней следит, ухажи вает. Нина Евгеньевна всегда гото ва помочь молодым водителям. Многие из молодежи могут счи тать себя ее учениками. Уже мно го лет носит Попова высокое зва ние ударницы /коммунистического труда. На снимке: Н. Е. Попова. Фото В. Ивочмина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz