Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

ОПЫТ И ПОМОЩЬ СТАРШИХ-молодым | ^ЛЛАЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛГ* 9АЛААЛЛАЛАААЛАААЛ.'' За последние годы на нашем заводе большое распростране- < ние получило наставничество. Сейчас в нем участвует более > 300 передовых рабочих-наставнинов. Больших успехов в | этой важной и нужной работе добились советы наставников | экспериментального, тракторных №№ 1, 2, 3, 4, 5, ремонт- I но-механического, автоматного цехов, отдела технического ? контроля, жилищно-коммунального отдела. Недавно в конфе- > ренц-зале заводоуправления состоялось общезаводское собра- < ние наставников и их подшефных. На нем наставники поде- > I лились своим опытом работы с подростками, подшефные по- < благодарили их за помощь и поддержку, были приняты сов- > местные общезаводские социалистические обязательства на- < ставников и подшефных, вручены награды за труд лучшим р наставникам и молодым рабочим. > Эта страница подготовлена на основе материалов собра- ^ ния — доклада начальника отдела кадров завода т. Макарев- г ского и выступлений участников. | , ААЛААААААЛААЛЛААА/ Щ 9 АЛААЛЛЛАЛАААЛЛЛААА? Г О Т О В И Т Ь ДОСТОЙНУЮ СМЕНУ «Здравствуй, завод!». Этими словами начинаются первые строчки трудовой биографии со­ тен юношей и девушек — буду­ щих станочников, литейщиков, кузнецов, наладчиков... Они при­ ходят к нам на тракторный из профессионально - технических училищ, после десятилетки. Уча­ щиеся ГПТУ основательно знако­ мятся с заводом во время про­ хождения производствен ной практики. Попадая в дружный, слаженный коллектив, они, как правило, возвращаются после сдачи экзаменов с дипломами специалистов. Те, кто приходит на завод, не имея никакой про­ фессии, приобретают ее непос­ редственно на рабочих местах. О каждом из них должны позабо­ титься общественные организа­ ции, администрация, создать им все условия для развития и ут­ верждения личности, для труда. Большую роль в становлении молодого рабочего призваны сыграть наставники. У нас на заводе работает не­ мало людей, для которых на­ ставничество стало вторым при­ званием. Примером тому — ак­ тивная деятельность наставников экспериментального цеха Василия Филипповича Селютина, Петра Михайловича Корабельщикова, Бориса Дмитриевича Овсяннико­ ва и многих других. Эти передо­ вые рабочие имеют немалый опыт воспитательной работы с молодежью. С октября 1973 го­ да в цехе создан и действует совет наставников, которым ру­ ководит Василий Филиппович Селютин — человек, влюбленный в свое дело, с чуткой и богатой душой. Слово «наставник» — очень емкое по значению. Чтобы выра­ стить достойную для себя смену, невозможно ограничива т ь с я только профессиональной подго­ товкой своего подопечного. Не­ обходимо вырастить из него по­ литически грамотного, идейно убежденного гражданина, высо­ коквалифицированного специа­ листа. Поэтому так многогранен воспитательный процесс станов- вления молодого рабочего. Не случайно поэтому каждая канди­ датура наставника обсуждается на заседаниях цехового комитета профсоюза. Были случаи, когда наставни­ ков подбирали непродуманно. Так произошло во втором трак­ торном цехе. На должность председателя совета наставников избрали старшего мастера Ивана Тихоновича Погорелова. Но совет не проводил никакой работы. А сам председатель заявил, что его избрали ошибочно. И вот ре­ зультат: в цехе двух несовер­ шеннолетних ребят осудили на­ родным судом, несколько подро­ стков нарушили общественный порядок и были задержаны. Вот почему только тщательный под­ бор наставников может дать по­ ложительные результаты. Звание наставников должны получать ра­ бочие, по-настоящему увлечен­ ные своим делом, передовики производства, ударники комму­ нистического труда, имеющие производственный опыт. В автотранспортном цехе ра­ ботает Леонид Васильевич Паш­ ков. На заводе он уже без ма­ лого 22 года. Нетрудно предста­ вить, какой богатый опыт накоп­ лен старшим мастером. «Нако­ пил» — это слово, пожалуй, ему не подходит. Он не копит опыт, а щедро делится им с моло­ дежью. Леонид Васильевич вос­ питал не одного подростка. И делает это он не по долгу своей службы, а, как говорится, по ве­ лению сердца. Одним из лучших наставников цеха консервации является Ва­ лентина Георгиевна Овсянникова. Ее трудовой стаж тоже исчис­ ляется уже двумя десятками лет. С молодежью Валентина Геор­ гиевна работает давно. Ее воспи­ танники служат примером для других молодых рабочих. Овсян­ никова умеет подойти к каждо­ му, а с подростками надо быть особено чуткими. Это и понятно. Стоит только в разговоре с мо­ лодым пареньком или девушкой выбрать не тот тон, как он уже замыкается в себе. Со своими питомцами Вален­ тина Георгиевна разговаривает доверительно, как старший друг. И в то же время она не снижает требовательности, непримири­ мости к недостаткам. За все эти качества и уважают наставницу в цехе. Можно назвать еще десятки имен рабочих, которые все свои сипы отдают воспитанию моло­ дых кадров. Это старший инже­ нер машиносчетной станции Александра Ивановна Кузнецова, наладчик автоматного цеха Иван Иванович Мозгалин, бригадир слесарей пятого тракторного це­ ха Александр Михайлович Кэро- таев, слесарь тракторного це­ ха И? 4 Иван Сергеевич Макси­ мов, плотник-столяр жилищно- коммунального отдела Петр Ни­ колаевич Кузнецов, электросвар щик второго тракторного цеха Георгий Иванович Сканов, брига­ дир маляров ремонтно-строи­ тельного цеха Мария Васильевна Коробкина и многие другие. Ка заводе немало молодых рабо­ чих, которых воспитали эти бес­ покойные люди. Однако, наряду с успехами, в нашей деятельности есть и не­ достатки. Успехи могли быть луч­ шими, если бы воспитательная и предупредительная работа про­ водилась систематически. Настав­ ники мало бывают дома у своих подшефных, не знают, чем они занимаются в свободное время. Особенно мало уделяем мы вни мания «трудным» ребятам. Об­ щественным организациям, адми­ нистрации необходимо им по­ мочь, закрепить за ребятами по одному — два наставника, кото­ рые проводили бы воспитатель ную работу со своими подшеф­ ными на заводе, по месту жи­ тельства, привлекали их к учебе. Надо сказать, вопросами учебы мы занимаемся еще слабо. Под­ ростки предоставлены самим се­ бе. И надо в ближайшее время ис­ править такое положение, чаще бывать в школе рабочей молоде жи, интересоваться, как идут де­ ла у подростков. Сейчас вся страна, весь совет­ ский народ готовится достойно встретить XXV съезд КПСС. На­ шим подарком к съезду будут хорошая учеба по повышению знаний в избранной профессии и общеобразовательного уровня, высокая культура производства на своих рабочих местах, отлич­ ная трудовая дисциплина. А для этого каждому наставнику вме. сте со своим подшефным нужно много поработать, чтобы вы­ растить достойную себе смену. П. МАКАРЕВСКИЙ, председатель заводской комиссии по работе с несовершеннолетними НАЙТИ СЕБЯ Долг старшего товарища, на­ ставника — помочь молодому человеку освоить свою будущую профессию, постичь все ее тонко­ сти, привить к ней любовь. Но это, так сказать, одна сторона медали. Вторая и, думаю, самая главная — надо учить подростка не только ремеслу, но и жизни, воспитывать в нем убеждение: именно своим трудом он кует собственное счастье. Ведь не ме­ сто красит человека, а наоборот. Вначале я обязательно знакомлю своего подшефною с рабочим, которому присвоено звание «Луч­ ший по профессии», с передови­ ками цеха. Пусть посмотрит, как они трудятся. Непременно рас­ скажу, что эти люди, как прави­ ло, активные общественники, у них всегда лад в семье. Был когда-то у меня учеником Виктор Скворцов. Пришел он в наш цех безусым пареньком. И сразу же проявил любознатель­ ность: как что делается, почему тот рабочий вышел победителем в социалистическом соревновании и работает без брака, а у соседа не получается. С таким учеником было инте­ ресно. Но и хлопот хватало. По­ шел учиться в вечернюю школу. Все шло хорошо. Но вдруг ре­ шил бросить. Тут пришлось вме­ шаться самому. Побеседовал с отцом, сходил в школу. И остал­ ся Виктор там. А вскоре успеш­ но сдал мой ученик на разряд, стал работать самостоятельно. Но я все равно чувствовал от­ ветственность за него. На протя­ жении дня несколько раз подой­ ду к его станку. А в обеденный перерыв или после работы обя- Среди моих воспитанников, с которыми мне пришлось рабо­ тать в ремонтно-механическом цехе за 26 лет, были разные ребя­ та: способные, менее способные, старательные и немного равно­ душные к делу. И к каждому приходилось подбирать свой, осо­ бый ключик. При всех обстоя­ тельствах придерживался прави­ ла: делай, как я. А на практике получается вот как. Сошлюсь на такой при­ мер. Был у меня учеником Воло­ дя Новосельцев. Парень как па­ рень. За плечами школа, а тут, в цехе, оробел. Никогда не стоял у станков, не ремонтировал их. Конечно, пришлось начинать с азов. Рассказал ему, как все де­ лается, зачем это нужно. Но одно дело рассказать, и совсем дру­ гое — самому сделать. Показал, как правильно подготовить рабо­ чее место. Опять ничего не полу­ чилось. Через день снова при­ шлось объяснять, что к чему. Он, конечно, старался, запоминал. Что не так, я тут же его поправ­ лял. Сам делаю, и он рядом. Го­ ворю: «Давай, пробуй сам». Но вижу: не решается, непривычно зателыно обсудим с ним, как луч­ ше изготовить ту или иную де­ таль, как сэкономить время. И вот любознательность парня пе­ реросла в творческое отношение к делу, стремление находить оп­ тимальный вариант решения то­ го пли иного вопроса. Постепен­ но он стал вровень с опытными станочниками. Сейчас Виктор сам наставник. Он работает мастером в четвер­ том механо-сборочном корпусе. С Сергеем Федотовым тоже пришлось повозиться. Не было у него серьезности, а был он ша­ ловлив. Того и смотри, «выкинет» что-нибудь. Раз сказал, второй — не помогает. Решил при товари­ щах пристыдить. — Ты что, — обращаюсь к нему, — думаешь за спиной дру­ гих прятаться? Кто за тебя будет норму выполнять? Тут меня и товарищи поддер­ жали. Кроме того, поговорил с его отцом, потом беседовал с ним отдельно. Парень понял, что зна­ чит работать в коллективе. Сей­ час Сергей отличный специалист, работает зубошлифовщиком в корпусе МС-4. Валерий Коростелев — мой не­ давний воспитанник. Гордость берет за него. Нашел себя парень в труде. Хороший из него вышел специалист. Работает качествен­ но, продукцию сдает только с первого предъявления. Недавно сдал на четвертый разряд. А ведь были и плохие моменты. Помогли ему тогда в коллективе. Это так важно —помочь подростку найти себя! Б. ОВСЯННИКОВ, зубошлифовщик экспериментального цеха, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. сразу и тяжело па рню. Я, конечно, постарался поддер­ жать его: не боги горшки обжи­ гают. Вскоре мой ученик сделал первые успехи, стал работать самостоятельно. Сейчас уже ра­ ботает механиком на Новоливед­ ком заводе. Недавно проводили мы всей бригадой в армию еще одного нашего ученика Александра Де­ мина. Думаем, что после службы вернется он в цех. В работе с молодежью бывает всякое. Иной ие сделает ничего и не переживает: дескать, доделают без меня. У нас в бригаде в та­ ких случаях объясняют, что обо­ рудования от нас ждут, может случиться простой, кто-то затра­ чивает силы и время, а мы си­ дим. И дело сдвигается с «мерт­ вой» точки. Если умело подойти, то поймут ребята. От нас, наставников, во многом зависит судьба молодых рабочих, их профессиональный рост. И мы должны быть всегда рядом с ни­ ми. Н. ХАЛЬЗЕВ, бригадир слесарей ремонтно-механического цеха. Д О Л Ж Н Ы Б Ы Т Ь Р Я Д О М СПАСИБО НАСТАВНИКАМ На завод я пришел после окон­ чания тринадцатого технического училища. Еще когда проходил производственную практику, твер­ до решил: буду работать в треть­ ем тракторном. И вот он, первый мой самостоятельный рабочий день. Вышел из проходных. На тер­ ритории завода шла обычная тру­ довая жизнь. Сновали автокары, напруженные деталями, из цехов доносился шум. Пришел в тре­ тий тракторный и немного расте­ рялся. Возле каждого станка уве­ ренно работают мои ровесники, молодые ребята и девушки. Вот одна из них быстро взяла заго­ товку, подвела ее к станку, мину­ та, другая — и уже готовая де­ таль. И невольно пришла в голо­ ву мысль: «А я смогу?». — Ну как, поправилось? — спросил меня старший мастер Виктор Васильевич Овчинников. — К нам пришел? Меня направили на восьмой участок. Люди здесь чудесные, встретили меня хорошо. Так сра­ зу почувствовал я себя нужным человеком в коллективе. А эго придало уверенности в своих си­ лах. Конечно, не все еще я мог, да и опыта никакого не бы­ ло. Случалось, и брак выпускал. Стыдно было. Но товарищи по работе, старший мастер Виктор Васильевич Овчинников всегда помогали мне и словом, и делом. Так постепенно освоил все «сек­ реты». Вскоре мне предложили стать наладчиком. Страшновато было. Это ведь еще более ответ­ ственная работа. От наладчика зависит многое. Но опять помог­ ли наставники. Освоил я и эту профессию. Теперь мне доверяют вторую смену. А когда приходят в цех новички, я уже сам помо­ гаю им в первых шагах трудо­ вой жизни. Сам я считаю, что на­ шел свое призвание. И за это хочется сказать наставникам большое спасибо. А. КОЗЛОВ, наладчик третьего тракторного цеха. Нина Евгеньевна Попова посту­ пила на- завод более десяти лет назад. Послали ее в автотран­ спортный цех, на участок элект­ рического транспорта. Когда окончила специальные . месячные курсы водителей, вручили Нине Евгеньевне новенький болгарский электропогрузчик. С тех пор и работает она ,на нем. С большим уважением отзыва­ ется :о Н. Е. Поповой старшим мастер участка Г. Я. Евсеев. — Попова — отличный специа­ лист, — говорит о-н. — Да, у Попо-вой машина всег­ да в исправности, — поддержал старшего мастера один из опыт­ нейших слесарей - ремонтников электроотделения В. Т. Понома­ рев. — Она за ней следит, ухажи­ вает. Нина Евгеньевна всегда гото­ ва помочь молодым водителям. Многие из молодежи могут счи­ тать себя ее учениками. Уже мно­ го лет носит Попова высокое зва­ ние ударницы /коммунистического труда. На снимке: Н. Е. Попова. Фото В. Ивочмина,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz