Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
ПОБЫВАЛИ В За активное участие в социали стическом соревновании группа учащихся ГПТУ № 13 была на граждена туристической путевкой в Графский заповедник Воронеж ской области. К зданию училища подошел автобус, и ребята шум ной веселой ватагой стали расса живаться по местам. Очень хоте лось нам подвивать в этом замеча тельном заповеднике, который по сещают туристы из многих стран: Австралии, Аргентины, Японии, из братской Монгольской Народ ной Республики. Именно здесь, в этих заповедных местах, амери канские ученые снимали фильм о бобрах. З Д Е С Ь В С Е ОБУЧАЕТ Кабинет английского языка в средней школе № 39 невелик, но оформлен современно. Над дос кой помещен портрет В. И. Ле нина, под ним —известные слова вождя, обращенные к молодежи: «Учиться, учиться и учиться». Здесь же располагается планшет со словами Фридриха Энгельса: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». В кабинете вывешены различ ные таблицы, плакаты по грам матике, фонетике языка, карта с изображением Великобритании. Выпускается стенная газета «Юность» на английском языке. Она выходит один раз в 2—3 не дели. Темы выступлений в стенной газете разнообразны. И надо от метить, что ребята охотно участ вуют в выпуске стенгазеты. Осо бенно хорошие, теплые зарисов ки сделали воспитанники школы ко Дню учителя. Они выбрали из своих сочинений самые дорогие благодарные слова. Также празднично прозвучали заметки, посвященные дню рож дения Ленинского комсомола. Часть ребят смогла интересно рассказать о себе, заполнив анке ты. Видное место занимают в клас се планшеты, посвященные вели ким английским писателям: В. Шекспиру, Д. Байрону, Ч. Диккенсу, В. Скотту, а также стенд «Англичане как они есть», который постоянно обновляется. В помощь выпусюникам-десяти- классникам оформлен стенд «Го товьтесь к экзаменам!». В школе есть клуб интернацио нальной дружбы, который рабо тает под девизом «Салют, Побе да!». В кабинете кидовцы распо лагают свой материал: выставоч ный шкаф под названием «Все хо рошо, что хорошо сделано», аль бомы, доклады, подборки инте ресных газетных и журнальных статей. Почетное место на полках ка бинета занимают работы старше классников, посвященные Между народному году женщины: «Хо чешь мира — борись за мир!», «Друзья на всей планете». Красочно оформлены сочинения ребят пятых классов на англий ском языке, связанные с героиче ской тематикой Великой Отечест венной войны. Много содержа тельных альбомов посвящено ве ликому событию в жизни нашего народа — Дню Победы. Эти аль бомы озаглавлены так: «Но пом нит мир спасенный», «Стоит над горою Алеша», «Брест — кре пость-герой», «Великая Отечест венная война в изобразительном искусстве» и т. д. В этом году преподавательница английского языка Елена Серге евна Малинина работу ребят направляет к достойной встрече XXV съезда Коммунистической партии. Сейчас вместе со своей учительницей пионеры и комсо мольцы собирают подходящий материал для обновления кабине та, а 25 ноября проведут очеред ное расширенное заседание клу ба интернациональной дружбы. Все участники клуба намерены провести это заседание с большой пользой. В. КУПАВЫХ, К 100-летию со дня рождения М. И, Калинина 19 ноября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства М. И. Калинина (1875—1946). Вместе с В. И. Лениным он стоял у исто ков создания Коммунистической партии, был корреспондентом ле нинской «Искры», участником первой русской революции 1905— 1907 годов. М. И. Калинин принимал активное участие в подготов ке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. По рекомендации В. И. Ленина в марте 1919 года М. И. Калинин был избран Председателем ВЦИКа, а сЛ938-го занимал пост Пред седателя Президиума Верховного Совета СССР. «Всесоюзный старо ста» — так любовно называли Калинина трудящиеся. На снимке: Дом-музей М. И. Калинина в селе Верхняя Троица (Калининская область); справа — летняя комната на чердаке Дома- музея. Фотохроника ТАСС. По пути в Графскую экскурсо вод Липецкого бюро путешествий и экскурсий Алиса Алексеевна ин тересно рассказала о том, в. ка ком году впервые появилось в ле тописи упоминание о Л,носком го родище, а также о пребывании в Липецком крае Петра I, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, И. С. Тургене ва. Ребята узнали, что иа терри тории нынешнего Конь-Колодез- ского совхоза-техникума в годы гражданской войны располага лись войска Первой Конной ар мии Буденного и отсюда они гро мили банды Мамонтова, Шкуро... А места, где расположен запо ведник, удивительные! Среди ро скошных деревьев возвышается белокаменное старинное здание. Когда-то в нем располагался мужской монастырь, а теперь — библиотека. СЛОВО О ВОСПИТАНИИ О детях надо заботиться. Это ни у кого не вызывает сомнения. Только такую заботу каждый по нимает по-своему, И порой роди тели ограничиваются хорошим пи танием детей, созданием уюта в доме, думают о том, как получше одеть ребенка. Но ведь это не все. Забота '-Ф' это" душевное теп ло, лишенное сентиментальности и внешней эффективности. Оно должно всегда направляться мыслью. И среди разных форм заботы самое существенное — развить интеллект ребенка. Начинается она со слова матери. Казалось бы, что младенец понимает? Но пос тепенно он начинает реагировать на слова и сам овладевает самым великим богатством на земле — словом. Начинается формирова ние человека. Об этом хорошо сказал В. Г. Белинский. «Он (то есть человек — Н. Н.) является на свет животным, которое кри чит, опит, ест и инстинктивно хва тается за грудь, и инстинктивно сердится, когда его от нее отни- М 1 эют. Но уже с того мгновения, как язык его от безразличных междометий начинает постепенно переходить к членораздельным звукам и лепетать первые слова, —в нем уже оканчивается живот ное и начинается человек, вся жизнь которого, до поры полного мужества, есть не что иное, как беспрерывное формирование, де лание, становление полным чело веком, для полного наслаждения и обладания силами своего духа, как средствами к разумному счастию». Но бывает, что мать много го ворит с ребенком, осыпает его ласковыми словами до тех пор, пока он сам не научится пони мать и говорить. А по мере взрос ления сыночка или дочери замол кает, обращается к нему одно сложно: «кушай», «оденься», «раз денься», «.возьми», «принеси» и т. д. И развитие ребенка заторма живается, ибо оно может быть успешным только тогда' когда интеллект обогащается новыми понятиями, впечатлениями, полу ченными при помощи слова роди телей. Как-то" в одной из школ- интернатов, наблюдая за тем, как дети готовятся к, классным заня тиям, я обратил внимание н,а од ного мальчика. Учительница про веряла умение второклассников пользоваться устным счетом. Все дети хорошо и быстро отвечали на вопросы, и только Коля снача ла писал палочки, потом их счи тал и только потом давал ответ. Он явно отст.арал от своих свер стников и по общему развитию, имел очень бедный запас слов. Как оказалось, мать у. него глу хонемая, она не могла научить его говорить, и все слова и поня тия пришли к нему отрывочно, от случайных людей. Мальчику труд но было учиться, и учительнице приходилось работать с ним больше, чем с другими. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Макаренко о том, что «глав ные основы воспитания заклады ваются до пяти лет,—это 90 про центов всего воспитательного про цесса, а затем воспитание чело века продолжается, обработка че ловека продолжается, но в об- ще'м вы начинаете вкушать ягод ки, а цветы, за которыми вы уха живали, были до пяти лет». Более чем сорокалетнее при стальное изучение К. Чуковским мышления детей до пяти лет не только подтверждает эти выводы, но и усиливает их. К. Чуковский изучал и вскрывал самые, каза лось бы, странные закономерности детского мышления и неизменно приходил к выводу: ребенок учится языку у народа. Предста вителями же народа для детей есть прежде всего их родители. Они, как и вообще взрослые, с са мого рождения ребенка щедро снабжают его такими корнями, флексиями, приставками, суффик сами, которые будут служить ему дй конца его дней. Многовековая народная педа гогика была педагогикой семей ного воспитания. Опыт этого вос питания, как важное проявление общественного сознания, переда вался в устной форме—в песнях, сказках, поэмах, думах, поговор ках, наставлениях, рассказах, иг рах. Ныне на помощь родителям приходит все богатство современ ной культуры и искусства. И им надо уметь пользоваться. Во вре мя непринужденных бесед с деть ми старшие сообщают им первые толчки к знанию, увлечениям. А для этого им самим необходимы знания. Родители должны пом нить, что общение с детьми долж но быть на уровне современности, а не только сопровождаться вос поминаниями о том, что было «в наши годы». Могут возразить, что не все ро дители сами достаточно образова ны. Но ведь даже не в образова нии дело, а в том, чтобы ребенок видел, что мать и отец интересу ются его делами, книжками, ко торые он читает, фильмами, кото рые он смотрят, говорят с ним о том, что его увлекает. Слово ро дителей — великая воспитатель ная сила. Только не надо пони мать слово как нотацию, постоян ное наставление. Нет, слово—это инструмент общения, взаимопони мания родителей и детей. Н. НЕЖИНСКИЙ, профессор. В Дюссельдорфе состоялся праздник газеты западно-герман ских коммунистов «Унзере цайт». В нем приняли участие десятки тысяч жителей ряда промышлен ных центров Рура. Праздник ком. муиистической печати ФРГ про шел под знаком дальнейшего сплочения трудящихся в борьбе против наступления монополий, против роста дороговизны и без работицы, за укрепление мира и безопасности в Европе, под зна ком упрочения связей с братски ми партиями других стран. На снимке: молодежь беседует с рурским шахтером. Фотохроника ТАСС. ЗАПОВЕДНИКЕ Сначала мы осмотрели музей, который напомнил туристам хоро шую сказку о животных. Затем нас провели к вольерам. И вот, завидев людей, к решеткам опе шат малыши-лосята, звонко поют и перепрыгивают с ветки на ветку различные птицы. Чуть дальше — шелестят камыши, легко скольз нул в воду бобер. Он со своим семейством, видимо, торопится по неотложным делам, готовясь уст роить теплый, уютный дом на зи му. И хотя трава еще зеленая, но уже метет ветер рыжую листву, срывает с деревьев последний осенний наряд. А в иное утро и белый гость — снег выпадает. С радостным волнением закон чили мы это светлое, памятное свидание с удивительным миром природы центральной России. И вот уже снова бежит под колеса автобуса асфальтовая дорога, а вокруг — даль неоглядная! За стыл прозрачный воздух в пере лесках, мелькают вдали пылаю щие огнем рябины, а резвый ве тер с шумом гонит перед собой опавшие червонные листья... Ребята немного задумались, успокоились. Может быть, в их сердцах пробудились добрая грусть и благодарное чувство, на поминающее о том, что, асе это— Родина наша, которую надо бе речь. Н. УСАТОЙКО. председатель ученического профкома технического училища № 13. Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л А Л Л Л А ^ I П Р И Г Л Я Ш Я Е М I | Н Я В Е Ч Е Р I ? Как известно, по решению > ? Генеральной Ассамблеи Орга-1 г низации Объединенных Наций > ? 1975 год объявлен Междуна- > ? родным годом женщины. В> г связи с этим в заводской 5 г профсоюзной библиотеке 19 I г ноября состоится специальный I г вечер. , | ? Программа вечера лреду-| ? сматривает проведение устно-1 <го журнала, на страницах ко- > <торого выступят женщины-пе-1 <редовики производства, ра- > <ботинки библиотеки, участии-1 5 ки художественной самодея-1 с тельности. Кроме того, лосе- 5 с титепи библиотеки ознакомят-! < ся с выставкой-обзором лите- > г ратуры на тему «Женщина и > г общество», посвященной Меж- > < дународному году женщины. | < О материалах выставки рас-1 < скажут опытные библиотечные г 5 работники Л. В. Кургузова и | < другие. Начало вечера — в 18? г часов. | | Приглашаем вас, уважаемые? | тракторозаводцы, принять в| | нем участие. | 'Л /\А /\/\Л А Л /\Л А Л Л А Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л э, Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 18 НОЯБРЯ. Театральный зал. Художественный фильм «Жить, чтобы жить», две серии — в 8.30, 11.00, 13.30, 16.00, 18.30, 21.00. 19 НОЯБРЯ, Театральный зал. Художественный фильм «Жить, чтобы жить», две серии — в 8.30, 11.00, 13.30, 16.00, 18.30, 21.00. Ма лый зал. Вечер слушателей школ коммунистического труда «За качество в ответе каждый» — в 19.00, НАШ АДРЕС : 398006. Липецк, Красноза водская улица, дом N6 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-21): редактора и ота. секретаря — доб. 4-70, лите ратурных сотрудников — доб. 2-01. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. Типография тракторнога завода. ☆ АЭ 58095. Зак. № 1585,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz