Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
Р & с с же а, з ы м а е ж о п е р е д о в о м о п ы т е ---- ! К а ч е с т в о с т а л и - гордость сталевара Двадцать два года работает у раскаленной плавильной печи сталевар стальцеха Виктор Алек сеевич быков. За эти годы он вы плавил более 60000 тонн отлич ной стали, из которой были изго товлены самые нужные машины — тракторы. А ведь это совсем не просто— варить хорошую сталь из самого разного, самого неведомого сырья — металлолома. Скрапо разделочная база завода не име ет возможности давать сталева рам точные данные о химиче ском составе шихты, идущей в плавку. Не вдаваясь в точности метал ловедения, скажем: изготовить высококачественную сталь в наших условиях, опираясь только на те оретические рассуждения, слож но. Успех наших сталеваров за ключается в содружестве теории с практикой. Виктор Алексеевич Быков на копил большой опыт. За долгие годы, незаметно для себя, создал он систему работы, которая скла дывается теперь в определенные принципы, в определенные его, быковские, заповеди. Сталевар говорит: — Я прихожу на завод, в цех, становлюсь к печи, чтобы рабо тать. Значит должен я каждую минуту своей смены отдавать де лу, каждую минуту стремиться к тому, чтобы работа была выпол нена хорошо, надежно. После плавки, готовя печь к очередному производственному циклу, Быков считает своей глав ной обязанностью самым тща тельным образом осмотреть и качественно отремонтировать по дину. Следи за состоянием подины, не ленись при заправке печи. Это не только поможет эконо мить огнеупоры, но и удлинит межремонтный срок службы пе чей. Элементарное требование, а как часто им пренебрегают! Как часто, надеясь на авось, при за правке печи пользуются несколь кими лопатами сухого песка, не утруждая себя заблаговременной заготовкой заправочной смеси из жидкого стекла и песка. Быков продолжает: Мне поручено варить сталь по точно заданной технологии, раз работанной инженерами - метал лургами. Я обязан строго соблю дать эту технологию. Преодоле вать все трудности, все неуряди цы и неполадки, а технологию не нарушать. Эти заповеди сталевар Быков неукоснительно исполняет. Первое, главное качество Бы кова — деловитость. Он строг к товарищам, когда принимает печь, требует той же строгости к себе, когда сдает смену и, может быть, потому на второй печи, где работает Виктор Алексеевич, всегда образцовый порядок. Начиная смену, он находит вре мя побывать на шихтовом дворе, осмотреть шихту, с которой при ходится иметь дело: осмотреть ее габаритные размеры для луч шей загрузки в бадью и состав шихты. Такая осмотрительность имеет основания, ибо часто по падают в печь крупные порции чугунного лома, что всегда ведет к неприятностям при доводке металла, вызывает отклонения по содержанию серы, фосфора, кремния углерода и других эле ментов, выбивающих плавку из анализа. Качество стали — гордость сталевара! Но на пути к качеству подсте регают его многие непредвиден ные «сюрпризы» вроде того чу гуна, о котором упоминали выше. Качество — это и плотность, герметичность печи. И потому Быков старательно кладет песча ную подушку под свод, чтобы мягко, без зазоров лежал он. Плотно, как можно лучше закры вает дверцу, и если меньше коп тит печь при расплаве, значит все хорошо, значит меньше будет угар металла, значит лучше, ин тенсивнее пройдет плавка. Печь свиду проста, а следить за ней надо много и вниматель но, подмечать малейшие полом ки, дефекты. Вот, скажем, дал течь эконо майзер или верхний обвод, попа дает вода в расплавленную сталь. Немного, пустяки, а это скажется на качестве металла. Словом, глаз да глаз нужен за всем этим пылающим хозяйст вом. Плавка идет ровно. В этом ста левару помогает транзисторная автоматика. А чтобы скорее рас плавлялась шихта, помогает про цессу сталевар: шурует, прореза ет, подталкивает куски шихты. И в момент, когда еще'1температу ра не достигла своего апогея, а шихта расплавилась, самое время удалять такую вредную примесь, как сера. Виктор Быков точно чувствует этот момент в плавке, точно зна ет время, когда лучше всего уда лить серу, ибо эта операция так же важна, как и момент, венчаю щий плавку-раскисление. Быков знает по цвету темпера туру металла и шлака. Но есть очень ответственный момент в технологическом режиме, когда нельзя ошибаться, когда надо точно попасть в точку наилучшей диффузии в сплаве. Готова сталь. Можно сливать плавку. Да не всегда удается вы дать металл без задержки, не всегда готовы опоки к разливу. И тогда новая неприятность. Пе рестоит сталь в печи — перегре ется. Быков один из тех, кто ви дит качество стали не только в печи, не только в ковше, но в от ливке, в добротной и нужной за воду стальной детали. Он всеми силами и средствами заботится о том, чтобы деталь была качест венной. С этой целью часто идет он к формовщикам, помогает им скорее приготовить опоки. С этой целью иногда, чтобы снизить температуру металла, сам прино сит и бросает в ковш куски лит ников, тем самым помогает полу чить лучшее литье. Трудолюбие, находчивость, не гаснущая забота о качестве — главные заповеди сталевара Бы кова. Сам он работает так, тому учит товарищей. Где-то в далеком Вьетнаме ва рит сталь его ученик Ле Суан Хоа, а здесь сегодня рядом с Быковым—новый его ученик Лео нид Мигушов, сталевар Чебок сарского тракторного завода. Давно в счет десятой пятилетки выдает свои добротные плавки сталевар Быков. Но не только по количеству выплавленной стали ушел он вперед. Стилем работы, мастерством своим Быков давно в десятой пятилетке, о которой сегодня мы говорим, как о пяти летке борьбы за высокое качест во. Г. САРАПУЛ КИН. НА СНИМКЕ: В. А. Быков. Тольятти. В семействе легковых автомобилей «Жигули» Волжско го автозавода появилось пополне ние — новый автомобиль повы шенной проходимости. Новорож денному дали имя «Нива» не слу чайно: новая машина предназна чается преимущественно для сель ской местности. У нового автомобиля цельноме таллический кузов. Его салон рассчитан «а 5 человек. Доступ к грузовому отсеку — через широ кую заднюю дверь. Машина раз вивает скорость до 130 километ ров в час и может преодолевать брод глубиной до 60 сантиметров. Первую партию «Нивы» волж ские автомобилестроители реши ли выпустить к предстоящему XXV съезду КПСС. На снимке слева: «ВАЗ-2121»— «Нива» «а улицах Тольятти. Фотохроника ТАСС. На дорогах Подмосковья про ходит испытания электромобиль «ЕрАЗ», изготовленный Ереван ским автомобильным заводом. Грузоподъемность машины—500 —600 килограммов. «ЕрАЗ» раз вивает среднюю скорость 45—50 километров в час, а на отдельных участках — до 65 километров. Источником энергии служит- электрический генератор и акку муляторы. На снимке справа: испытания электромобиля ведут инженер- конструктор Ереванского автомо бильного завода Г. Р. Петросян (справа) и водитель-испытатель В. В. Гусев. Фотохроника ТАСС. о в ы е а в т о м о б и л и т^ллллллллллл/^/^ оолааллалл /\/\ ллалу \/\ а /\/'^\ аал /\/\ л /\ ллл /\ л /\/\ ллала /\ ла /\/\ ллл / с НАГРАДА БИБЛИОТЕКЕ В канун праздника Великого Октября в коллектив профсо юзной библиотеки пришла ра достная весть. Президиум Ли пецкого областного совета профсоюзов по итогам обла стного соревнования профсо юзных библиотек наградил библиотечно - информаци о и- ный комплекс нашего завода Почетной грамотой. Эту награду коллективу биб лиотеки вручил председатель завкома профсоюза А. М. Ав деев. Александр Михайлович тепло поздравил коллектив библиотеки с победой в обла стном соревновании, с 58-й го довщиной Великой Октябрь ской социалистической рево люции, пожелал новых успе хов в труде и личной жизни. Директор библиотеки И. А. Долгова, получая награду, ска зала, что коллектив сделает все возможное для того, что бы постоянно множилось ко личество читателей, улучша лась культура их обслужива ния. Он будет стремиться к тому, чтобы удержать первен ство в областном соревнова нии. Н. МИХАЙЛОВ. ^ '\Л Л Л Л /\Л /\Л /\Л П И С Ь М О В Р Е Д А К Ц И Ю ЗАПОЗДАЛЫЙ РЕМОНТ Вот уже несколько дней без действует душ в пятом трактор ном цехе, которым пользуемся и мы, работники первого трактор ного цеха. Причина? На пороге зимы администрация хозяев бы товых помещений затеяла запоз далый ремонт. Работы здесь ведутся крайне медленно, зачастую строители устраивают вынужденные пере куры, так как отсутствуют нуж ные материалы. И приходится наблюдать такую картину: на дверях висит большой замок, а ремонтников нет и в помине. В результате сотни станочников не имеют возможности нормально переодеться и помыться в конце смены. Как говорится, хороший хозя ин готовит сани летом. К руко водству пятого тракторного цеха эти добрые слова, к сожалению, не отнесешь. Создавшаяся обста новка требует срочно ускорить дела. Работники первого тракторного цеха: В. ПЛОТНИКОВ, А. ПОКРЕПА, В. РЫСЛЯЕВ, И. ЛАПИН и другие — всего одиннадцать подписей. «ЛЕГКИЕ» ИЗ КОРУНДА Пористые огнеупорные фурмы — своеобразные «легкие» стале разливочных ковшов. Сквозь по ры фурмы, вмоитированной в днище ковша, в расплавленный металл нагнетается газ. И эффек тивность продувки при прочих равных условиях (температура, давление, время) прежде всего зависит от количества вдуваемо го газа, следовательно, от газо проницаемости огнеупора. Она должна быть в 100—200 раз вы ше, чем у обычных огнеупорных материалов. Осуществить это требование,- казалось бы, проще всего за счет увеличения количе ства пор в огнеупоре. Но тогда сразу I же возникает проблема прочности — ведь фурма обязана выдержать и вес, и высокие тем пературы расплавленной стали. Срок службы корундовых пори стых фурм равен сроку службы футеровки самого ковша. И при такой стойкости корундовые «лег кие» пропускают при избыточном давлении 0,2—0,5 атмосферы 180 —350 кубометров газа в час. Д о стигается это за счет того, что в новом огнеупоре значительно уменьшены размеры проницаемых пор, но увеличено их количество (32—36 процентов) в материале. Излота®ливаются корундовые фурмы Подольским заводом ог неупорных изделий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz