Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Р & с с же а, з ы м а е ж о п е р е д о в о м о п ы т е ---- ! К а ч е с т в о с т а л и - гордость сталевара Двадцать два года работает у раскаленной плавильной печи сталевар стальцеха Виктор Алек­ сеевич быков. За эти годы он вы­ плавил более 60000 тонн отлич­ ной стали, из которой были изго­ товлены самые нужные машины — тракторы. А ведь это совсем не просто— варить хорошую сталь из самого разного, самого неведомого сырья — металлолома. Скрапо­ разделочная база завода не име­ ет возможности давать сталева­ рам точные данные о химиче­ ском составе шихты, идущей в плавку. Не вдаваясь в точности метал­ ловедения, скажем: изготовить высококачественную сталь в наших условиях, опираясь только на те­ оретические рассуждения, слож­ но. Успех наших сталеваров за­ ключается в содружестве теории с практикой. Виктор Алексеевич Быков на­ копил большой опыт. За долгие годы, незаметно для себя, создал он систему работы, которая скла­ дывается теперь в определенные принципы, в определенные его, быковские, заповеди. Сталевар говорит: — Я прихожу на завод, в цех, становлюсь к печи, чтобы рабо­ тать. Значит должен я каждую минуту своей смены отдавать де­ лу, каждую минуту стремиться к тому, чтобы работа была выпол­ нена хорошо, надежно. После плавки, готовя печь к очередному производственному циклу, Быков считает своей глав­ ной обязанностью самым тща­ тельным образом осмотреть и качественно отремонтировать по­ дину. Следи за состоянием подины, не ленись при заправке печи. Это не только поможет эконо­ мить огнеупоры, но и удлинит межремонтный срок службы пе­ чей. Элементарное требование, а как часто им пренебрегают! Как часто, надеясь на авось, при за­ правке печи пользуются несколь­ кими лопатами сухого песка, не утруждая себя заблаговременной заготовкой заправочной смеси из жидкого стекла и песка. Быков продолжает: Мне поручено варить сталь по точно заданной технологии, раз­ работанной инженерами - метал­ лургами. Я обязан строго соблю­ дать эту технологию. Преодоле­ вать все трудности, все неуряди­ цы и неполадки, а технологию не нарушать. Эти заповеди сталевар Быков неукоснительно исполняет. Первое, главное качество Бы­ кова — деловитость. Он строг к товарищам, когда принимает печь, требует той же строгости к себе, когда сдает смену и, может быть, потому на второй печи, где работает Виктор Алексеевич, всегда образцовый порядок. Начиная смену, он находит вре­ мя побывать на шихтовом дворе, осмотреть шихту, с которой при­ ходится иметь дело: осмотреть ее габаритные размеры для луч­ шей загрузки в бадью и состав шихты. Такая осмотрительность имеет основания, ибо часто по­ падают в печь крупные порции чугунного лома, что всегда ведет к неприятностям при доводке металла, вызывает отклонения по содержанию серы, фосфора, кремния углерода и других эле­ ментов, выбивающих плавку из анализа. Качество стали — гордость сталевара! Но на пути к качеству подсте­ регают его многие непредвиден­ ные «сюрпризы» вроде того чу­ гуна, о котором упоминали выше. Качество — это и плотность, герметичность печи. И потому Быков старательно кладет песча­ ную подушку под свод, чтобы мягко, без зазоров лежал он. Плотно, как можно лучше закры­ вает дверцу, и если меньше коп­ тит печь при расплаве, значит все хорошо, значит меньше будет угар металла, значит лучше, ин­ тенсивнее пройдет плавка. Печь свиду проста, а следить за ней надо много и вниматель­ но, подмечать малейшие полом­ ки, дефекты. Вот, скажем, дал течь эконо­ майзер или верхний обвод, попа­ дает вода в расплавленную сталь. Немного, пустяки, а это скажется на качестве металла. Словом, глаз да глаз нужен за всем этим пылающим хозяйст­ вом. Плавка идет ровно. В этом ста­ левару помогает транзисторная автоматика. А чтобы скорее рас­ плавлялась шихта, помогает про­ цессу сталевар: шурует, прореза­ ет, подталкивает куски шихты. И в момент, когда еще'1температу­ ра не достигла своего апогея, а шихта расплавилась, самое время удалять такую вредную примесь, как сера. Виктор Быков точно чувствует этот момент в плавке, точно зна­ ет время, когда лучше всего уда­ лить серу, ибо эта операция так же важна, как и момент, венчаю­ щий плавку-раскисление. Быков знает по цвету темпера­ туру металла и шлака. Но есть очень ответственный момент в технологическом режиме, когда нельзя ошибаться, когда надо точно попасть в точку наилучшей диффузии в сплаве. Готова сталь. Можно сливать плавку. Да не всегда удается вы­ дать металл без задержки, не всегда готовы опоки к разливу. И тогда новая неприятность. Пе­ рестоит сталь в печи — перегре­ ется. Быков один из тех, кто ви­ дит качество стали не только в печи, не только в ковше, но в от­ ливке, в добротной и нужной за­ воду стальной детали. Он всеми силами и средствами заботится о том, чтобы деталь была качест­ венной. С этой целью часто идет он к формовщикам, помогает им скорее приготовить опоки. С этой целью иногда, чтобы снизить температуру металла, сам прино­ сит и бросает в ковш куски лит­ ников, тем самым помогает полу­ чить лучшее литье. Трудолюбие, находчивость, не­ гаснущая забота о качестве — главные заповеди сталевара Бы­ кова. Сам он работает так, тому учит товарищей. Где-то в далеком Вьетнаме ва­ рит сталь его ученик Ле Суан Хоа, а здесь сегодня рядом с Быковым—новый его ученик Лео­ нид Мигушов, сталевар Чебок­ сарского тракторного завода. Давно в счет десятой пятилетки выдает свои добротные плавки сталевар Быков. Но не только по количеству выплавленной стали ушел он вперед. Стилем работы, мастерством своим Быков давно в десятой пятилетке, о которой сегодня мы говорим, как о пяти­ летке борьбы за высокое качест­ во. Г. САРАПУЛ КИН. НА СНИМКЕ: В. А. Быков. Тольятти. В семействе легковых автомобилей «Жигули» Волжско­ го автозавода появилось пополне­ ние — новый автомобиль повы­ шенной проходимости. Новорож­ денному дали имя «Нива» не слу­ чайно: новая машина предназна­ чается преимущественно для сель­ ской местности. У нового автомобиля цельноме­ таллический кузов. Его салон рассчитан «а 5 человек. Доступ к грузовому отсеку — через широ­ кую заднюю дверь. Машина раз­ вивает скорость до 130 километ­ ров в час и может преодолевать брод глубиной до 60 сантиметров. Первую партию «Нивы» волж­ ские автомобилестроители реши­ ли выпустить к предстоящему XXV съезду КПСС. На снимке слева: «ВАЗ-2121»— «Нива» «а улицах Тольятти. Фотохроника ТАСС. На дорогах Подмосковья про­ ходит испытания электромобиль «ЕрАЗ», изготовленный Ереван­ ским автомобильным заводом. Грузоподъемность машины—500 —600 килограммов. «ЕрАЗ» раз­ вивает среднюю скорость 45—50 километров в час, а на отдельных участках — до 65 километров. Источником энергии служит- электрический генератор и акку­ муляторы. На снимке справа: испытания электромобиля ведут инженер- конструктор Ереванского автомо­ бильного завода Г. Р. Петросян (справа) и водитель-испытатель В. В. Гусев. Фотохроника ТАСС. о в ы е а в т о м о б и л и т^ллллллллллл/^/^ оолааллалл /\/\ ллалу \/\ а /\/'^\ аал /\/\ л /\ ллл /\ л /\/\ ллала /\ ла /\/\ ллл / с НАГРАДА БИБЛИОТЕКЕ В канун праздника Великого Октября в коллектив профсо­ юзной библиотеки пришла ра­ достная весть. Президиум Ли­ пецкого областного совета профсоюзов по итогам обла­ стного соревнования профсо­ юзных библиотек наградил библиотечно - информаци о и- ный комплекс нашего завода Почетной грамотой. Эту награду коллективу биб­ лиотеки вручил председатель завкома профсоюза А. М. Ав­ деев. Александр Михайлович тепло поздравил коллектив библиотеки с победой в обла­ стном соревновании, с 58-й го­ довщиной Великой Октябрь­ ской социалистической рево­ люции, пожелал новых успе­ хов в труде и личной жизни. Директор библиотеки И. А. Долгова, получая награду, ска­ зала, что коллектив сделает все возможное для того, что­ бы постоянно множилось ко­ личество читателей, улучша­ лась культура их обслужива­ ния. Он будет стремиться к тому, чтобы удержать первен­ ство в областном соревнова­ нии. Н. МИХАЙЛОВ. ^ '\Л Л Л Л /\Л /\Л /\Л П И С Ь М О В Р Е Д А К Ц И Ю ЗАПОЗДАЛЫЙ РЕМОНТ Вот уже несколько дней без­ действует душ в пятом трактор­ ном цехе, которым пользуемся и мы, работники первого трактор­ ного цеха. Причина? На пороге зимы администрация хозяев бы­ товых помещений затеяла запоз­ далый ремонт. Работы здесь ведутся крайне медленно, зачастую строители устраивают вынужденные пере­ куры, так как отсутствуют нуж­ ные материалы. И приходится наблюдать такую картину: на дверях висит большой замок, а ремонтников нет и в помине. В результате сотни станочников не имеют возможности нормально переодеться и помыться в конце смены. Как говорится, хороший хозя­ ин готовит сани летом. К руко­ водству пятого тракторного цеха эти добрые слова, к сожалению, не отнесешь. Создавшаяся обста­ новка требует срочно ускорить дела. Работники первого тракторного цеха: В. ПЛОТНИКОВ, А. ПОКРЕПА, В. РЫСЛЯЕВ, И. ЛАПИН и другие — всего одиннадцать подписей. «ЛЕГКИЕ» ИЗ КОРУНДА Пористые огнеупорные фурмы — своеобразные «легкие» стале­ разливочных ковшов. Сквозь по­ ры фурмы, вмоитированной в днище ковша, в расплавленный металл нагнетается газ. И эффек­ тивность продувки при прочих равных условиях (температура, давление, время) прежде всего зависит от количества вдуваемо­ го газа, следовательно, от газо­ проницаемости огнеупора. Она должна быть в 100—200 раз вы­ ше, чем у обычных огнеупорных материалов. Осуществить это требование,- казалось бы, проще всего за счет увеличения количе­ ства пор в огнеупоре. Но тогда сразу I же возникает проблема прочности — ведь фурма обязана выдержать и вес, и высокие тем­ пературы расплавленной стали. Срок службы корундовых пори­ стых фурм равен сроку службы футеровки самого ковша. И при такой стойкости корундовые «лег­ кие» пропускают при избыточном давлении 0,2—0,5 атмосферы 180 —350 кубометров газа в час. Д о­ стигается это за счет того, что в новом огнеупоре значительно уменьшены размеры проницаемых пор, но увеличено их количество (32—36 процентов) в материале. Излота®ливаются корундовые фурмы Подольским заводом ог­ неупорных изделий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz