Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
К а в а л е р ы о р д е н а Т р у д о в о й С л а в ы ШКОЛА АНАСТАСИЯ АСТАХОВОЙ Еще издали Анастасия Сергеев на увидела, что с краном неладно. Рабочие стояли внизу и сердиты ми жестами что-то показывали молоденькой крановщице, отпу ская по ее адресу весьма -нелест ные реплики. А та с каким-то от чаянным лицом, готовая распла каться, растерянно и резко пере двигала ручки контроллера. Мас сивный блок с крюком на конце то опускался до самого пола, то рывком рвался вверх и, раскачи ваясь, взлетал под самую лебед ку. Анастасия Сергеевна уже поня ла, в чем дело. Подъемное уст ройство крана срабатывало толь ко со второго положения конт роллера, а от этого подъем груза шел рывком, что создавало опре деленную опасность для работаю щих внизу, что категорически за прещалось правилами техники безопасности. Особенно это опас но здесь, в плавильном отделе нии, где люди имеют дело с ог ненной стихией расплавленного чугуна. Конечно, крановщица тут ни при чем. Но и литейщики тоже не виноваты, им нужен исправный кран. Она подошла к группе ра бочих. Высокий плавильщик шаг нул ей навстречу. — Ну и детсад у тебя, Серге евна! — сказал он ей в сердцах. — Вот уже минут пятнадцать бьемся и все без толку. Дай ты нам хорошего крановщика. — Послушайте, ребята, — об ратилась она к рабочим. —Ведь только вчера вы ее хвалили и го ворили, что другого крановщика вам и не нужно, а сегодня уже обижаетесь на нее. Девушка тут ни при чем. Сейчас я позову элек трика, все будет в порядке. И через некоторое время кран, позванивая, уже нес через цехо вой пролет груз расплавленного металла. Анастасия Сергеевна стояла в кабине за спиной кра новщицы и наблюдцла за каждым ее движением. Девушка работала уверенно и спокойно. Видимо, сказывалось присутствие брига дира. Анастасия Сергеевна была довольна своей ученицей. — Хорошо, Нина! Молодец. Са мое главное—не потерять спокой ствия, помни, что ты на высоте несешь груз, а под тобой ходят, трудятся люди... За двадцать семь лет работы в чугунолитейном цехе Анастасия Сергеевна Астахова обучила про фессии крановщицы не один де сяток молодых девушек. Некото рые из ее бывших учениц уже со бираются на заслуженный отдых. Екатерина Митрофановна Тор шина и Антонина Васильевна Се дова — передовые крановщицы, отдавшие цеху многие годы тру довой деятельности, сами обучив шие секретам мастерства много молодых рабочих, с гордостью на зывают сегодня и себя ученицами Анастасии Сергеевны Астаховой. А вот Нина Серегина работает всего только один год. Но техни ку за это время успела хорошо освоить и полюбить. И Нина то же называет себя ученицей Аста ховой. Вот такая преемственность поколений — главная черта наше го замечательного времени. Ведь сегодняшние молодые рабочие являются наследниками трудовых свершений ударников первых пя тилеток, зачинателей стаханов ского движения, инициаторов борь бы за коммунистическое отноше ние к труду. В Анастасии Аста ховой и ее учениках воплощен символ наших героических трудо вых будней, символ нашего со ветского образа жизни. Астахова не только учит своих подопечных основам профес сионального мастерства, но и пре подносит им уроки гражданст венности всей своей жизнью. Ана стасия Сергеевна считается бри гадиром крановщиков, хотя такая должность официально не преду смотрена. Крановщицы, приходя щие в первую смену, привыкли к тому, что небольшая энергичная фигура бригадира уже мелькает в кабинах кранов и у тельферов. До начала смены Астахова обыч но успевает обойти все свое об ширное крановое хозяйство. В течение смены Анастасия Сер геевна побывает почти на каж дом своем объекте, а их у нее немало — 17 кранов и около 50 тельферов. Дольше обычного Астахова за держивается у молодых кранов щиц. Вообще-то Анастасия Серге евна не сторонник «заспанного» обучения. После нескольких дней стажировки она уже доверяет молодым работать самостоятель но, но под ее наблюдением. Прав да, когда наступает напряженный момент, Астахова сама садится за контроллеры, а спадет напря жение — снова уступает место ученице. Такое доверие к возмож ностям молодежи всегда бывает оценено большой признательно стью и способствует скорейшему освоению профессии. Сама Анастасия Сергеевна мо жет работать на любом из кра нов, имеющихся в цехе. И не только работать, но и знает их, что называется, назубок. Как сказал механик цеха Ни колай Васильевич Поздняков, Астахова в знании оборудования заткнет за пояс любого из слеса рей цеховой ремонтной службы. Человек беспокойной души. Так называют Анастасию Сергеевну слесари и электрики. — Бывает так, — говорит Н. В. Поздняков, — что слесари жалу ются на Астахову. Говорят: кран работает, а она требует что-то сделать. И тогда приходится объ яснять людям, что крановщица права: лучше сделать сейчас, чем ждать, покуда кран совсем ста нет. Такая она, наша Сергеевна. Свою личную пятилетку Аста хова уже выполнила. Ее выработ ка в среднем составляет от 130 до 140 процентов. А товарный вы пуск продукции обслуживаемым ею участком вырос в 1974 году против 1970 года на 1769 тонн, а против 1973 года — на 279 тонн. Производительность труда воз росла за это пятилетие на 12,4 процента. Эти сухие цифры отра жают только одну сторону мно гогранной личности передовой производственницы и замечатель ного человека, коммуниста, жен щины-матери, кавалера ордена Трудовой Славы III степени Ана стасии Сергеевны Астаховой. в. и в о ч к и н . № ХУУЧЧХ\ХХ\Х\Х\\\\\ХХ\УЛУУ\УЧ\ЛХУХ\ХХХ\УУ^УЧЧУУ^ЧУУХ\УУ\\УЛЛ\\\УкХ\У\УУ^СУ\\ХУГОДХУУУУУУУ\У\Х\\ХХУХУУУ\\УУУ\У\Х\Х»ХУУУХУУХ^^ Я Й Г С Ь М О В Р_Е_ДАЖЩ110 Вместо подъемника — тачка Дорогая редакция! Мы, рабочие и мастера участка Т-4 терми ческого цеха, обращаемся к вамза помощью, так как администрация нашего цеха бессильна помочь нам. Дело в том, что вот уже год, как первый тракторный цех внедрил новый вид транспортировки деталей. Если раньше к нам на участок и обратно детали'транспор тировались навалом на прицепе и сгружались возле рабочих мест, то теперь они подаются на специальных приспособлениях, имеющих штыри, и отвозятся на механический участок трактором с подъем ником. Для механического цеха хорошо, а для нас, термистов, это нов шество стало настоящим бедствием. Рабочему, чтобы приготовить к отправке поддон или приспособление, нужно на двухколесной те лежке ездить по всему участку и снимать со штырей дефицитные детали, а затем везти их к рабочему месту. Затем освободившиеся из-под деталей приспособления . надо доставлять к контрольному столу и навешивать на них готовые изделия. Эту работу должен выполнять электроподъемник, но нам его ав тотранспортный цех не дает. 1 потому двум-трем рабочим прихо дится волоком таскать приспособления. Справедливости ради следует сказать, что раньше нам давали старый электроподъемник, но он часто ломался. Больше того, про работав 2—3 часа, аккумуляторы подъемника, как правило, раз ряжались. Затем его на сутки отправляли в гараж на подзарядку. *Так что по сути дела мыоставались без подъемника. В конце кон цов мыот него отказались совсем. Просим вас прийти к нам на участок и убедиться во всем. П. КЛАДОВ, В. УШАКОВ, мастера. А. ЛУКАШОВ, А. НИКИТИН, М. БОЛДЫРЕВА, В. ЗАБРОВСКИЙ и другие рабочие участка Т-4 термического цеха. ОТ РЕДАКЦИИ: Побывав на участке и побеседовав с рабочими, мы убедились, что тревога терми стов вполне обоснованна. Кстати, это не первый их сигнал. Еще на отчетно-выборном партийном со брании старший мастер участка Н. А. Воробьев говорил, что пос ле внедрения приспособлений у них заметно улучшилось качество деталей. Но эти приспособления предусматривают транспортиров ку их электроподъемникамя. Од нако начальник транспортного отдела И. Д. Горожанкин не вы деляет их. Подобные трудности длительное время испытывает и закалочный участок. Старший мастер участка В. Е. Чунооов говорит, что усло вия у термистов нелегкие, но они усложняются еще и тем, что их не обеспечивают электроподъем никами. Отсутствие необходимого тран спорта стало у термистов настоя щим бедствием. Мастер участка Т-4 П. И. Кладов сказал, что внедрение приспособлений для транспортировки шестерен из пер вого тракторного цеха и обратно — хорошее, нужное дело. Но без подъемников, без механизмов, ко торые предусмотрены технологи ей, ими работать нельзя. Значит, этот важный производственный вопрос решен не до конца. В результате термисты вынуж дены работать по древней техно логии, у них преобладает нелег кий ручной труд. Они вынуждены тяжелые приспособления грузить вручную и вывозить на прими тивной тележке во временную пристройку, где гуляют сквозня ки. Для термиста, который всю смену находится у раскаленной печи, подобные операции опасны для здоровья. Не отвечает сани тарным нормам и основное поме щение участка, где производится очистка готовой продукции. Зи мой здесь бывает холодно, и лю ди вынуждены разводить костры в «мангалах». Вопрос этот,тоже не нов, но когда он решится—так и не известно. Но Сдавайте снова вернемся к механизмам. Они нужны терми стам не только для работы с при способлениями, но и для тран спортировки шестерен от закалоч ных печей к очистным агрегатам. А сейчас и эта операция тоже вы полняется дедовским методом. Рабочий берет тачку, кладет в нее шестерни и везет их к очист ному апрегату. Ну чем не карти на «Бурлаки на Волге»? Надо полагать, что заместитель директора завода Е. Г. Черны- шевич внимательно разберется в бедах термистов и поможет им в решении острейших вопросов. Без постоянно закрепленного за ни ми электропогрузчика они не в состоянии будут справляться с производственной программой. (Продолжение. Начало см. в № ИЗ). Н А К О Г О Я П О Х О Ж ? Остывшие поковки из кузницы направляются в термический и механические цехи. Отправляют их на электрокаре с каким-нибудь сопровождающим грузчиком. По скольку дорога я тогда еще не знал, толстенькая пожилая кар- щица смилостивилась и посади ла меня с собой/ С минуту мы ехали молча. Потом карщица по нимающе посмотрела на меня и заметила: — Отрабатываешь?.. Я обрадовался этому хорошо знакомому студенческому слову и солидно ответил: — Да, отрабатываю, два меся ца осталось. Потом мы еще ехали молча. После разгрузки я дождался еще одного вопроса: — Сыиок, а где ж ты штаны такие взял? — И добавила, види мо, уже самой себе: — Много у нас тут студентов... да только стриженые все. Тут я в первый й последний раз пожалел, что надел эти несгора емые брюки... М О Л О Т О В О Й П Р О Л Е Т Два больших ветра уходят под своды молотового пролета. Вры ваясь под железные арки ворот, они текут над корзинами с груда ми только что откованных и рас каленных в работе колес и колец, валов и втулок, крышек и рыча гов, врываются в жаркие зевы методических печей, сушат соль на темных разводах спецовок, да ют возможность дышать огню и людям. Сотни маленьких ветров ввин чиваются в пустые ячейки сотча- тых стеклянных стен, острыми сквознячками переплетают арма туру молотов и кранов и помога ют обоим ветрам. Но дышится все-таки трудно. И оттого за каждым рабочим по ставлен, как часовой, искусствен ный ветер от большекрылых, как мельницы, вентиляторов. И еще один ветер, рожденный теплом и водою, скрученный в трубопровод, подходйт к каждо му молоту и будит и тревожит его. своим упругим плечом. А мо лот, сердитый, безжалостный, се чет этот ветер золотником, мнет плоским поршнем, но лепит и ле пит в своих ладонях колеса и кольца, крышки и рычаги. Огонь и ветер царят в пролете, царят, как в огромной ажурной печи, что и пироги печет, да толь ко железные. Д Е С Я Т И Т О Н Н И К Пол подо мной неожиданно всколыхнуло. Грязная, единствен ная «а весь туалет, урна припод нялась на цыпочки, постояла в раздумья: падать или устоять, — и устояла. Через секунду, при мяв глухой перестук молотов, до катились четыре тяжких удара. В цехе заработал десятитонный мо лот. И сейчас же об этом узнала вся округа — от вредной табель щицы, поставившей неверную за гогулину в своих бумагах, до ста рого сверчка, цедившего у цеха свежую ночную прохладу. На раскаленном поду печи гру да тяжелых болванок. Когда они нагреваются до желтизны студе ного осеннего заката, в пролете появляется худенькая периметри- стка Валя. В руках у нее неболь шой прибор с мудреным для па мяти названием. Как снайпер, прикрыв ладошкой левый глаз, она долго целится этим прибором в нутро печи. И если металл до статочно похож на солнце, она улыбается и, вздернув нос, воз вращается к себе в периметрию. Для бригады кузнецов это добрый знак — металл достаточ но разогрелся и его можно ко вать. Семеро берутся за дело. Молот оживает. Десятитонная баба скользит вниз, раз, другой, третий, летит желтое железо. Темновишневая окалина хлопья ми взметается после каждого удара. А молот работает, а вернее, это работают люди — бригада из се ми кузнецов. Это они пестуют солнечные болванки, оживляют богатырь-молот. И тяжелая поступь их работы, как круги по воде, расходится по округе, по теплой полуночной земле, колышет травинки над до мом сверчка, который давно б по менял местожительство, когда бы не знал, что его песня, его работа под стать молоту удивительна. Мимо цеха идут люди. Удивля ются молоту и сверчку. З В Е З Д Н А Я А работа у нас была не то что бы пыльная, но звездная. Штам повка — процесс очень быстрый и выгодный, но после нее подчас остаются дефекты — заусеницы, частицы облоя, всевозможные трещины, раковины и куски ока лины на поверхности; изменения формы, вызываемые перекосом и смещением ' половинок штампа. Всеми этими дефектами мы и за нимались. В руках у каждого бы ла машинка — пневмотурбина с точильным камнем на валу. На жимаешь на кнопку, воздух бро сается на лопасти, турбина взвы вает и мгновенно раскручивает камень! Теперь острым, в неисто вом вращении камнем ведешь по поверхности детали, и остатки окалины, трещины и раковины — все превращается в колкие жел тые звезды. А еще мы занимались спек тральным анализом металлососта- ва. Зачищенные от окалины дета ли поочередно ставили на стило- скоп. Контролер Маша, равно душно заглядывая в зрачок оку ляра, поворачивала рычажок ге нератора. Йа кованной поверхно сти распускалась крупная сине- зеленая звезда. Иногда звезды не оставляли ме ня и после работы. В полночном нёбе они свисали яркими июль скими соцветьями и походили на узелки невидимых, но явных свя зей между бесконечной Вселен ной и моим рабочим местом, мо жет быть, звездным, а может быть, пыльным. В О С П О М И Н А Н И Е О Д О Б Р О Т Е Наша работа в,се-таки была од нообразной. И поскольку прихо дилось обрабатывать поковки до вольно тяжелые, все удовлетво рение от нее заключалось в той радостной усталости, которую, наверное, испытывает штангист после тренировки. Но был в этой работе один запоминающийся слу чай. Поставили меня на заточку по лосы — плоского железного бру са свыше метра длиной. Нужно было стачивать заусеницы после штамповой обрубки. Мастер по дал краном два ящика этой поло сы. Показал, как включается кар- барунд, и ушел, сказав: — Дело не хитрое, справишься. Дело, действительно,, оказалось нехитрым. Берешь семнадцатики лограммовую полоску из ящика и, держа ее на руках, обтачива ешь торцы. Все просто — руки наливаются теплой истомой, за усеницы превращаются в желтые звезды, в пустом ящике прибав ляется заточенных полос. Но в рабочий ритм вмешалась женщи на, соседка по рабочему месту. Она подтащила валявшийся ме таллический короб и, отстранив меня, поставила его перед стан ком. — А теперь делай вот так, — сказала она и бросила полосу на короб. Затем, легко кантуя лежа щую железяку, обточила кромки. Нельзя сказать, что в этот мо мент я был слишком признателен за услугу. Но после работы, ког да спина и руки просто болели от чрезмерного и долгого напряже ния, я вдруг подумал, что этого доброго вмешательства могло не быть... и тогда усталость разда вила б меня задолго до оконча ния смены. В. БОРИСОВ, студент 5-го курса Липецкого политехнического института. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz