Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
СОЦИОЛОГИ НА ЗАВОДЕ: задачи, цели, проблемы ...Рабочий получил разнос от мастера. Причем вина по своим размерам явно не стоила такого потока грубых слов. Хватило бы строгого и краткого замечания. Разошлись оба взвинченные. Один —от несправедливости наказания, второй — распаленный собствен ным гневом. А дальше, как круги на воде от брошенного камня, на чали расходиться последствия этого вроде бы незначительного конфликта. Первый пошел в сосед ний цех, где работала его мена, чтобы посоветоваться, не подать ли заявления на расчет. До этого не решался, хотя предлагали место поближе к дому, ь.орой все еще в дурном настроении не стал раз говаривать с работницей, подо шедшей уточнить время очередно го отпуска. Огорченная женщина поделилась неудачей с подругами. Те принялись обсуждать мастера, вспоминая все правды и неправды. У доброго десятка людей (учти те, что и жена обиженного вклю чила в сферу переживаний своих товарищей, а обиженный — сво их) в самом начале рабочего дня было испорчено настроение. А ведь не для кого не секрет, что производительность труда во мно гом зависит от того, насколько в коллективе сложились доброжела тельные отношения. В чем же ошибка мастера, опыт ного производственника, отдавше го заводу два десятка лет? В не понимании требований времени. Сегодня на первое место выходят индивидуальные методы работы с человеком. По старинке, одним приказным порядком многого те перь не добьешься. Хочешь иметь настоящий авторитет у рабочих— учись науке управлять людьми. А у этой науки есть свои заповеди. Вот, например, некоторые прави ла для руководителей всех звень ев, выработанные на Днепропет ровском металлургическом заводе. Будьте справедливы и честны. Помните, что люди больше всего чувствительны к несправедливо сти. Реже наказывайте и чаще помо гайте исправлять допущенную подчиненным ошибку. Рекоменду ется больше отмечать заслуги, чем взыскивать за мелкие оплошности. Сдерживайте гнев и раздраже ние. Составьте список поводов, по которым вы выходили из себя. Обдумайте его и вы увидите, что в большинстве случаев потворст вовали вредной привычке. Выясните жизненные планы каждого из ваших работников и по возможности помогайте их осуществлению. Никогда не критикуйте ради критики. Помните, что даже пло хо работающий человек имеет оп- Липецкого тракторного завода ределенные права. Это право в самом начале разговора'предста вить смягчающие вину обстоя тельства. 11 право на предъявле ние ему конкретных обвинений по поводу конкретных случаев пло хой работы. Собственные ошибки руководи тель должен признавать и устра нять. Если ошибки не очень час ты, это не подорвет его авторитет. При разговоре с подчиненными нужно устранять напряженность ячейка нашего общества. Именно Социологическое исследование на заводе ведут заведующий ка федрой философии и научного коммунизма Липецкого политех нического института, кандидат философских наук Л. П. Станке вич, доцент, кандидат философ ских наук В. А. Ушакова, стар ший преподаватель кафедры В. Ф. Долгов, ассистенты Ж. А. Лиха чева и Ф. Я. ГТалинчак. Трудовой коллектив — основная путем дружеского обращения. Луч ше пользоваться методо.м дискус сии, а яе наставления. Эти правила входят в «Свод со циальных норм коллектива», раз работанных на Днепропетровском заводе с помощью социологов. В настоящее время социально-пси хологический фактор наряду с тех нологическим, экономическим, ор ганизационным является важней шим из слагаемых, необходимых для повышения производительно сти труда. Совершенствование уп равления и планирования социаль ного развития производственных здесь формируется личность, ут верждаются основные идейные и нравственные убеждения. Каждый знает, что результаты труда зави сят не только от квалификации, инициативы и добросовестности труженика, но и от его настрое ния, взаимоотношений как с това рищами по бригаде, участку, так и с руководителями производства и подчиненными. От того, насколь ко нравственно, морально чиста жизнь коллектива, в большой узе- ре зависит и поведение каждого его члена. Взаимоотношения в трудовом коллективе - проблема важнейших задач, успешное ре шение которых обеспечивает даль- гранная, сложная, по-своему хруп кая и трудноуловимая. Поэтому нейшмй прогресс социалистическо- ________ го общества. Отсюда возросшая „„ , якппр П„ Д.° ание социологов потребность знать психологию по- сов Нри^-„жнп В0ПР°' ведения человека, понимать мо- - 0 ®Удет носить поис- тивы трудовой деятельности, со циальные закономерности таких процессов и явлений, как теку честь кадров, восприятие работ никами системы морального и ма териального поощрения, межлич ностных отношений и т. д. На Липецком тракторном заво де было проведено социологиче ское исследование общего плана. В двенадцати цехах и отделах распространялась анкета, после обработки которой на обсуждение ковый характер, и результатом его будет аналитическое описание си туации и прогноз направления ее развития. Право выбора оконча тельного решения и выработка путей его реализации — прерога тива руководства завода. Объектами исследования на ближайшее время избраны три цеха завода: тракторный № 1, чу гунолитейный и прессовый. Здесь проведено предварительное обсле дование условий работы, сняты пиш ип п лх сппс --- * ии Iо| пи 1 коллективов были представлены демографические карты трудовых индикаторы общественного мнения по различным параметрам произ водственной и общественной жиз ни предприятия. Отчеты по каж дому цеху и отделу были в свое время опубликованы в многоти ражной газете «Кировец». Изучение социальных процессов и явлений, из которых складыва ется жизнь трудовых коллективов, требует не эпизодических, а пос тоянных исследований. Поэтому партийная и профсоюзная органи зация, администрация Липецкого тракторного завода договорились с учеными Липецкого политехни ческого института о длительном содружестве. Тема работы опре деляется так: исследование соци ально-психологического климата и его влияния на эффективность ра боты коллективов основных цехов коллективов. Следующий этап со циологических исследований — анкетирование. Коротко о самой анкете. Она непривычно большая по объему и требует от каждого определенного времени, внимания и понимания поставленной зада чи. Нам бы хотелось попросить всех наших будущих респонден тов (людей, отвечающих на воп росы анкеты) учесть, что получен ная информация будет использо вана для плана социального раз вития завода. Поэтому уже само добросовестное отношение к за полнению анкеты является свое образной формой участия в уп равлении производством. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, инженер научно-исследова тельского сектора Липецкого политехнического института Каждый месяц с участка, выпускающего товары широкого по требления деревообделочного цеха, в торговую сеть различных го родов страны отправляются автомашины-игрушки с маркой Липец кого тракторного завода. Большой популярностью пользуются у на шей детворы игрушечные автомобили-самосвалы ЗИЛ-130, борто вые машины ГАЗ-53 и большой автофургон «Цирк». На участке сборки игрушечных машин за столами-верстаками стоят две женщины. Быстро двигаются их умелые руки, и вот уже на столе появляется готовый к отправке автомобиль. Это отличные слесари-сборщицы Наталья Сергеевна Иванникова и Валентина Дмитриевна Бочкарева. Хотя автомобиль и игрушечный, он требует к себе большого вни мания. Игрушка железная, и нужно обработать ее с особой тща тельностью, чтобы ребенок играя в нее, не поранил свои руки. Пе редовые работницы всегда это учитывают и ’ выдают продукцию только отличного качества. Валентина Дмитриевна Бочкарева работает в деревообделочном цехе одиннадцать лет. Она очень быстро освоила специальность сборщицы и всегда показывает образцы ударного труда. Бочкарева регулярно выполняет сменные задания на 120—130 процентов. За честный добросовестный труд ей присвоено высокое звание удар ника коммунистического труда. На снимке: В. Д. Бочкарева. ' Фото В. Ивочкина. Далеко за пределами на шей страны известны алтай ские ситцы. Нарядные тка ни, выпускаемые Барнауль ским хлопчатобумажным комбинатом, охотно покупа ют в США, Англии, Фран ции, Канаде, Монголии. На снимке: в приготови тельном цехе второй ткац кой фабрики. _ Фотохроника ТАСС. СЕМИНАР БЫЛ ПОЛЕЗНЫМ Недавно в Киеве состоялся се минар «Перспективы снижения удельных давлений ходовых си стем сельскохозяйственных трак торов и машин на почву». Послан цами от нашего предприятия бы ли авторы этих строк. На семинаре было сделано со рок два доклада и сообщения. Здесь отмечалось, что возросшая интенсификация сельскохозяйст венного производства, увеличение весовых и скоростных характери стик машинно-тракторных агрега тов обуславливает резкое возра стание воздействия их ходовых и рабочих органов на почву. В по следние годы масса новых моде лей тракторов превышает массу старых в 1,5—2 раза. В результате площадь поля подвергается зна чительной утрамбовке. Все это вызывает большое уплотнение почвы и увеличивает тяговое со противление на работающие части сельхозорудий от 8 до 36 процен тов, что, естественно, приводит к перерасходу энергозатрат. Точное определение потерь за труднительно, но по ориентировоч ным данным теряется около 400 миллионов рублей только из-за снижения урожайности. Как отмечалось выступающими на семинаре, снижения этой циф ры можно достигнуть путем со вмещения нескольких технологи ческих операций на агрегатах, ослабления уплотняющего воздей ствия на почву ходовых органов тракторов, уменьшением распыли- вания почвы рабочими органами сельхозорудий и т. д. Как известно, пропашные куль туры требуют довольно тщатель ной обработки почвы, но, между тем, в междурядьях не обязатель ны такая мелкая возделка и глу бокое рыхление. Так, например', для свеклы весьма эффективной может оказаться полосная обра ботка почвы в зоне рядков шири ной 10—15 сантиметров. Такой ме тод обеспечивает надежную защи ту посевов от ветровой и водной аррозии, сокращает энергозатра ты, расход горючего и др. Применение комбинированных агрегатов является также наибо лее перспективной формой исполь зования техники, обеспечивающей снижение вредного воздействия ходовых систем на плодородие почвы и урожайность, а также по вышение производительности тру да почти в три раза. Некоторые специалисты предла гали оборудовать тракторы следо- рыхлителями, правильно подби рать шины для агрегатов, которые бы обеспечивали меньшее образо вание колеи и меньшее уплотнение земли на полях. Здесь назывались шины —- пневматические низкого давления, арочные, сдвоенные и Другие. Применение на тракторах сдво енной «колесной обуви» сущест венно увеличит мощность тяги, а давление на почву будет прибли зительно равно давлению гусе ничного трактора такого же клас са. Применение следорыхлителей, изготовленных из лап культива торов или зубовых борон, уста навливаемых за сеялками на сле дах трактора, способствует уст ранению глубокой колеи, сниже нию плотности почвы и, как следствие, обеспечивает защиту от водной эррозии. Эти факторы на 10—15 процен тов повышают урожайность, поз воляют более интенсивно эксплуа тировать двигатели агрегатов. На семинаре мы почерпнули много полезного. После интерес ного обмена мнениями и консуль таций с ведущими специалистами нами отмечены следующие предло жения, касающиеся работ по пер спективному трактору ЛТЗ-145. Так, необходимо добиться единой методики определения деформа ции почвы в колее и рядом с ней. Выбрав один из существующих методов, произвести замеры коэф фициентов уплотнения земли хо довой частью ЛТЗ-145, чтобы эк спериментальным путем доказать преимущество нашей машины пе ред другими. Учитывая, что картофель реаги рует на колесное давление резким уменьшением урожайности, нам предстоит найти наиболее опти мальную конструкцию нежесткого присоединения сдвоенных колес к бортовым передачам (для облегче ния поворота), а также приспо собления для защиты ботвы сель скохозяйственных культур от по вреждения ходовой частью ЛТЗ- 145. Над всем этим уже работают специалисты нашего отдела. Их творческие поиски должны прине сти пользу делу создания нового универсального пропашного трак тора. A. ПЛЯСОВ, начальник бюро агрегатирова ния отдела главного конструктора. B. БУШНЕВ, руководитель группы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz