Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

СОЦИОЛОГИ НА ЗАВОДЕ: задачи, цели, проблемы ...Рабочий получил разнос от мастера. Причем вина по своим размерам явно не стоила такого потока грубых слов. Хватило бы строгого и краткого замечания. Разошлись оба взвинченные. Один —от несправедливости наказания, второй — распаленный собствен­ ным гневом. А дальше, как круги на воде от брошенного камня, на­ чали расходиться последствия этого вроде бы незначительного конфликта. Первый пошел в сосед­ ний цех, где работала его мена, чтобы посоветоваться, не подать ли заявления на расчет. До этого не решался, хотя предлагали место поближе к дому, ь.орой все еще в дурном настроении не стал раз­ говаривать с работницей, подо­ шедшей уточнить время очередно­ го отпуска. Огорченная женщина поделилась неудачей с подругами. Те принялись обсуждать мастера, вспоминая все правды и неправды. У доброго десятка людей (учти­ те, что и жена обиженного вклю­ чила в сферу переживаний своих товарищей, а обиженный — сво­ их) в самом начале рабочего дня было испорчено настроение. А ведь не для кого не секрет, что производительность труда во мно­ гом зависит от того, насколько в коллективе сложились доброжела­ тельные отношения. В чем же ошибка мастера, опыт­ ного производственника, отдавше­ го заводу два десятка лет? В не­ понимании требований времени. Сегодня на первое место выходят индивидуальные методы работы с человеком. По старинке, одним приказным порядком многого те­ перь не добьешься. Хочешь иметь настоящий авторитет у рабочих— учись науке управлять людьми. А у этой науки есть свои заповеди. Вот, например, некоторые прави­ ла для руководителей всех звень­ ев, выработанные на Днепропет­ ровском металлургическом заводе. Будьте справедливы и честны. Помните, что люди больше всего чувствительны к несправедливо­ сти. Реже наказывайте и чаще помо­ гайте исправлять допущенную подчиненным ошибку. Рекоменду­ ется больше отмечать заслуги, чем взыскивать за мелкие оплошности. Сдерживайте гнев и раздраже­ ние. Составьте список поводов, по которым вы выходили из себя. Обдумайте его и вы увидите, что в большинстве случаев потворст­ вовали вредной привычке. Выясните жизненные планы каждого из ваших работников и по возможности помогайте их осуществлению. Никогда не критикуйте ради критики. Помните, что даже пло­ хо работающий человек имеет оп- Липецкого тракторного завода ределенные права. Это право в самом начале разговора'предста­ вить смягчающие вину обстоя­ тельства. 11 право на предъявле­ ние ему конкретных обвинений по поводу конкретных случаев пло­ хой работы. Собственные ошибки руководи­ тель должен признавать и устра­ нять. Если ошибки не очень час­ ты, это не подорвет его авторитет. При разговоре с подчиненными нужно устранять напряженность ячейка нашего общества. Именно Социологическое исследование на заводе ведут заведующий ка­ федрой философии и научного коммунизма Липецкого политех­ нического института, кандидат философских наук Л. П. Станке­ вич, доцент, кандидат философ­ ских наук В. А. Ушакова, стар­ ший преподаватель кафедры В. Ф. Долгов, ассистенты Ж. А. Лиха­ чева и Ф. Я. ГТалинчак. Трудовой коллектив — основная путем дружеского обращения. Луч­ ше пользоваться методо.м дискус­ сии, а яе наставления. Эти правила входят в «Свод со­ циальных норм коллектива», раз­ работанных на Днепропетровском заводе с помощью социологов. В настоящее время социально-пси­ хологический фактор наряду с тех­ нологическим, экономическим, ор­ ганизационным является важней­ шим из слагаемых, необходимых для повышения производительно­ сти труда. Совершенствование уп­ равления и планирования социаль­ ного развития производственных здесь формируется личность, ут­ верждаются основные идейные и нравственные убеждения. Каждый знает, что результаты труда зави­ сят не только от квалификации, инициативы и добросовестности труженика, но и от его настрое­ ния, взаимоотношений как с това­ рищами по бригаде, участку, так и с руководителями производства и подчиненными. От того, насколь­ ко нравственно, морально чиста жизнь коллектива, в большой узе- ре зависит и поведение каждого его члена. Взаимоотношения в трудовом коллективе - проблема важнейших задач, успешное ре­ шение которых обеспечивает даль- гранная, сложная, по-своему хруп­ кая и трудноуловимая. Поэтому нейшмй прогресс социалистическо- ________ го общества. Отсюда возросшая „„ , якппр П„ Д.° ание социологов потребность знать психологию по- сов Нри^-„жнп В0ПР°' ведения человека, понимать мо- - 0 ®Удет носить поис- тивы трудовой деятельности, со­ циальные закономерности таких процессов и явлений, как теку­ честь кадров, восприятие работ­ никами системы морального и ма­ териального поощрения, межлич­ ностных отношений и т. д. На Липецком тракторном заво­ де было проведено социологиче­ ское исследование общего плана. В двенадцати цехах и отделах распространялась анкета, после обработки которой на обсуждение ковый характер, и результатом его будет аналитическое описание си­ туации и прогноз направления ее развития. Право выбора оконча­ тельного решения и выработка путей его реализации — прерога­ тива руководства завода. Объектами исследования на ближайшее время избраны три цеха завода: тракторный № 1, чу­ гунолитейный и прессовый. Здесь проведено предварительное обсле­ дование условий работы, сняты пиш ип п лх сппс --- * ии Iо| пи 1 коллективов были представлены демографические карты трудовых индикаторы общественного мнения по различным параметрам произ­ водственной и общественной жиз­ ни предприятия. Отчеты по каж­ дому цеху и отделу были в свое время опубликованы в многоти­ ражной газете «Кировец». Изучение социальных процессов и явлений, из которых складыва­ ется жизнь трудовых коллективов, требует не эпизодических, а пос­ тоянных исследований. Поэтому партийная и профсоюзная органи­ зация, администрация Липецкого тракторного завода договорились с учеными Липецкого политехни­ ческого института о длительном содружестве. Тема работы опре­ деляется так: исследование соци­ ально-психологического климата и его влияния на эффективность ра­ боты коллективов основных цехов коллективов. Следующий этап со­ циологических исследований — анкетирование. Коротко о самой анкете. Она непривычно большая по объему и требует от каждого определенного времени, внимания и понимания поставленной зада­ чи. Нам бы хотелось попросить всех наших будущих респонден­ тов (людей, отвечающих на воп­ росы анкеты) учесть, что получен­ ная информация будет использо­ вана для плана социального раз­ вития завода. Поэтому уже само добросовестное отношение к за­ полнению анкеты является свое­ образной формой участия в уп­ равлении производством. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, инженер научно-исследова­ тельского сектора Липецкого политехнического института Каждый месяц с участка, выпускающего товары широкого по­ требления деревообделочного цеха, в торговую сеть различных го­ родов страны отправляются автомашины-игрушки с маркой Липец­ кого тракторного завода. Большой популярностью пользуются у на­ шей детворы игрушечные автомобили-самосвалы ЗИЛ-130, борто­ вые машины ГАЗ-53 и большой автофургон «Цирк». На участке сборки игрушечных машин за столами-верстаками стоят две женщины. Быстро двигаются их умелые руки, и вот уже на столе появляется готовый к отправке автомобиль. Это отличные слесари-сборщицы Наталья Сергеевна Иванникова и Валентина Дмитриевна Бочкарева. Хотя автомобиль и игрушечный, он требует к себе большого вни­ мания. Игрушка железная, и нужно обработать ее с особой тща­ тельностью, чтобы ребенок играя в нее, не поранил свои руки. Пе­ редовые работницы всегда это учитывают и ’ выдают продукцию только отличного качества. Валентина Дмитриевна Бочкарева работает в деревообделочном цехе одиннадцать лет. Она очень быстро освоила специальность сборщицы и всегда показывает образцы ударного труда. Бочкарева регулярно выполняет сменные задания на 120—130 процентов. За честный добросовестный труд ей присвоено высокое звание удар­ ника коммунистического труда. На снимке: В. Д. Бочкарева. ' Фото В. Ивочкина. Далеко за пределами на­ шей страны известны алтай­ ские ситцы. Нарядные тка­ ни, выпускаемые Барнауль­ ским хлопчатобумажным комбинатом, охотно покупа­ ют в США, Англии, Фран­ ции, Канаде, Монголии. На снимке: в приготови­ тельном цехе второй ткац­ кой фабрики. _ Фотохроника ТАСС. СЕМИНАР БЫЛ ПОЛЕЗНЫМ Недавно в Киеве состоялся се­ минар «Перспективы снижения удельных давлений ходовых си­ стем сельскохозяйственных трак­ торов и машин на почву». Послан­ цами от нашего предприятия бы­ ли авторы этих строк. На семинаре было сделано со­ рок два доклада и сообщения. Здесь отмечалось, что возросшая интенсификация сельскохозяйст­ венного производства, увеличение весовых и скоростных характери­ стик машинно-тракторных агрега­ тов обуславливает резкое возра­ стание воздействия их ходовых и рабочих органов на почву. В по­ следние годы масса новых моде­ лей тракторов превышает массу старых в 1,5—2 раза. В результате площадь поля подвергается зна­ чительной утрамбовке. Все это вызывает большое уплотнение почвы и увеличивает тяговое со­ противление на работающие части сельхозорудий от 8 до 36 процен­ тов, что, естественно, приводит к перерасходу энергозатрат. Точное определение потерь за­ труднительно, но по ориентировоч­ ным данным теряется около 400 миллионов рублей только из-за снижения урожайности. Как отмечалось выступающими на семинаре, снижения этой циф­ ры можно достигнуть путем со­ вмещения нескольких технологи­ ческих операций на агрегатах, ослабления уплотняющего воздей­ ствия на почву ходовых органов тракторов, уменьшением распыли- вания почвы рабочими органами сельхозорудий и т. д. Как известно, пропашные куль­ туры требуют довольно тщатель­ ной обработки почвы, но, между тем, в междурядьях не обязатель­ ны такая мелкая возделка и глу­ бокое рыхление. Так, например', для свеклы весьма эффективной может оказаться полосная обра­ ботка почвы в зоне рядков шири­ ной 10—15 сантиметров. Такой ме­ тод обеспечивает надежную защи­ ту посевов от ветровой и водной аррозии, сокращает энергозатра­ ты, расход горючего и др. Применение комбинированных агрегатов является также наибо­ лее перспективной формой исполь­ зования техники, обеспечивающей снижение вредного воздействия ходовых систем на плодородие почвы и урожайность, а также по­ вышение производительности тру­ да почти в три раза. Некоторые специалисты предла­ гали оборудовать тракторы следо- рыхлителями, правильно подби­ рать шины для агрегатов, которые бы обеспечивали меньшее образо­ вание колеи и меньшее уплотнение земли на полях. Здесь назывались шины —- пневматические низкого давления, арочные, сдвоенные и Другие. Применение на тракторах сдво­ енной «колесной обуви» сущест­ венно увеличит мощность тяги, а давление на почву будет прибли­ зительно равно давлению гусе­ ничного трактора такого же клас­ са. Применение следорыхлителей, изготовленных из лап культива­ торов или зубовых борон, уста­ навливаемых за сеялками на сле­ дах трактора, способствует уст­ ранению глубокой колеи, сниже­ нию плотности почвы и, как следствие, обеспечивает защиту от водной эррозии. Эти факторы на 10—15 процен­ тов повышают урожайность, поз­ воляют более интенсивно эксплуа­ тировать двигатели агрегатов. На семинаре мы почерпнули много полезного. После интерес­ ного обмена мнениями и консуль­ таций с ведущими специалистами нами отмечены следующие предло­ жения, касающиеся работ по пер­ спективному трактору ЛТЗ-145. Так, необходимо добиться единой методики определения деформа­ ции почвы в колее и рядом с ней. Выбрав один из существующих методов, произвести замеры коэф­ фициентов уплотнения земли хо­ довой частью ЛТЗ-145, чтобы эк­ спериментальным путем доказать преимущество нашей машины пе­ ред другими. Учитывая, что картофель реаги­ рует на колесное давление резким уменьшением урожайности, нам предстоит найти наиболее опти­ мальную конструкцию нежесткого присоединения сдвоенных колес к бортовым передачам (для облегче­ ния поворота), а также приспо­ собления для защиты ботвы сель­ скохозяйственных культур от по­ вреждения ходовой частью ЛТЗ- 145. Над всем этим уже работают специалисты нашего отдела. Их творческие поиски должны прине­ сти пользу делу создания нового универсального пропашного трак­ тора. A. ПЛЯСОВ, начальник бюро агрегатирова­ ния отдела главного конструктора. B. БУШНЕВ, руководитель группы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz