Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

К 3 0 - л е т и ю О е л и к о О-# И п о к 5 е д ы НЕЗАБЫВАЕМОЕ нам. Закрутилась воздушная ка­ русель. Раздумывать уже неког­ да. Сквозь зенитный заградитель­ ный огонь рвемся к аэродрому. На поле ровными рядами стоят машины с крестами и свастикой. Некоторые пытаются вырулить на взлетную полосу. Проходим над самолетами, поливая их из пушек и пулеметов, сзади рвут­ ся маленькие бомбы, высыпавши­ еся из специальных кассет. Мель­ ком отмечаю несколько пожаров. Вывожу машину на второй за­ ход и вдруг вижу, как Сашин штурмовик вздрогнул от попада­ ния снаряда и от него потянулся дымовой шлейф. А тут еще ему в хвост «мессер» заходит. Бросил я свой самолет наперерез немцу, отогнал его огнем. И в этот мо­ мент мне самому снаряд влепи­ ли. Разлетелся плексиглас колпа- : ЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛААЛАЛ СЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/’ . В школах города, в клубах и Дворцах культуры на вечерах, посвященных подвигу советских людей в годы Великой Отече­ ственной войны, нередко выступает перед молодежью уже не молодой человек с неторопливыми движениями, на груди ко­ торого Золотая Звезда Героя и много других боевых наград. Это Иван Тимофеевич Фролов, бывший летчик-штурмовик, а ныне начальник заводской типографии. Путевку в небо Иван Фролов получил в Липецком аэроклу­ бе Осоавиахима имени М. Водопьянова, куда он поступил по призыву ЦК комсомола в 1936 году. Тогда не было ему еще и восемнадцати лет. В свободное от работы время курсанты клуба изучали материальную часть, технику пилотирования, осваивали парашютные прыжки. К концу обучения наиболее подготовленных слушателей аэроклуба, в том числе и Ивана Тимофеевича Фролова, на­ правили на учебу в специальную школу военных летчиков. Исполнилась его заветная мечта, он надел гимнастерку с го­ лубыми петлицами. На всю жизнь врезалось в память курсанта Фролова 22 июня 1941 года. До выпуска оставалось всего дней десять, когда радио принесло страшную весть — фашистская Герма­ ния вероломно напала на нашу Родину. Началась война. На аэродроме училища состоялся митинг, и будущие летчи­ ки дали клятву драться с врагом, не щадя своей жизни. 2 июля 1941 года состоялся выпуск. Молодые пилоты полу­ чили новые мощные машины — штурмовики ИЛ-2, которых впоследствии наши бойцы назовут «летающими танками», а немцы — «черной смертью». Свыше ста боевых вылетов совершил в годы войны Иван Тимофеевич Фролов. Водил он свой самолет на штурмовку фашистов в пылающем небе Украины, был участником сра­ жений на «огненной» Курской дуге, штурмовал позиции не­ мецких войск над голубым Дунаем. Нередко возвращался Фролов с задания, как говорится, «на честном слове и на одном крыле», так что видавшие виды техники сокрушенно качали головами. Терял в боях своих друзей-побратимов и сам два раза был тяжело ранен. А когда окончилась война и прозвучали последние залпы, залпы победного салюта, кавалер трех орденов Боевого Крас­ ного Знамени, Герой Советского Союза, старший лейтенант Иван Тимофеевич Фролов в составе сводного полка 3-го Украинского фронта прошел по брусчатке Красной площади как участник исторического Парада Победы 24 июня 1946 го­ да. Прошло тридцать мирных лет. Заросли травою траншеи. На полях, где гремели бои, колосится пшеница. Но болят еще старые солдатские раны, и сердце воина хранит память о тех, кто шагнул в бессмертие совсем молодыми. >ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛ \Л Л Л А/\Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л < Много хороших песен сложено о нас, летчиках, в годы войны и з мирное время, но вот песня из кинофильма «Нормандия-Неман», которую так проникновенно ис­ полняет Марк Бернес, всегда за­ ставляет сильнее забиться сердце и как-то по-особому ощутить не- восполнимость наших потерь. В небесах мы летали одних, Мы теряли друзей боевых. Ну а тем, кому выпало жить, Нужно помнить о них и дружить. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, перед моим мыслен­ ным взором встают молодые, ве­ селые чубатые парни в летных шлемах, с широкими планшетка­ ми на тонком ремешке, которые при ходьбе бьют по ногам, с вы­ тертыми добела кобурами писто­ летов, сдвинутыми не по-уставно- му назад. О некоторых из них в штабе полка имелась лишь лако­ ничная запись: «С задания не вернулся». Другие же погибали на наших глазах, и мы были свидетелями их героической смерти. В боях на Курской дуге в ию­ ле 1943 года повторил подвиг Ни­ колая Гастелло хороший мой друг, однокашник, лейтенант Са­ ша Вавилин. В дни Курской битвы наши штурмовики почти не выходили из боя. То одна, то другая группа самолетов уходила на задания. Иные летчики за день успевали сделать по нескольку боевых вы­ летов, если машина по возвраще­ нии из боя не имела серьезных повреждений. Мы штурмовали немецкие вой­ ска непосредственно на поле боя, поддерживали огнем пехоту и танкистов. Наносили удары по скоплению войск противника в прифронтовой полосе, по его ре­ зервам. Словом, работы хватало. В тот день, о котором я хочу рассказать, мы получили задание нанести удар по немецкому фронтовому аэродрому. К этому пиратскому гнезду у нас был особый счет. Истребители, бази­ рующиеся на нем, частенько под­ карауливали наших ребят, когда они, расстреляв весь боезапас, возвращались домой. Не успела еще зеленая звездочка сигналь­ ной ракеты погаснуть над полем, как на взлетную полосу стали один за другим выруливать штур­ мовики. Машины уходят в воздух с ин­ тервалом в 5 минут. Выстраива­ емся группами по 6 самолетов. Всего 54 машины. По пути к нам присоединяются истребители при крытия из соседнего истребитель­ ного полка. Покачиваем крыльями, привет­ ствуя соседей. На душе сразу становится спокойнее, когда те­ бя сверху охраняют юркие крас­ нозвездные «яки». Можно рабо­ тать не отвлекаясь. Правда, неко­ торые ребята имеют уже «двой­ ку»—новый двухместный штурмо­ вик с кабиной стрелка: он охра- няе^ заднюю полусферу. У меня пока еще старая модель и поэто­ му приходится постоянно кру­ тить головой: как бы к тебе «мес­ сер» в хвост не зашел. У Саши Вавилина «двойка». Мы идем в одной группе, и я хорошо вижу Сашину машину и его стрелка Петра Черкашина. В наушниках раздается голос командира: — Подходим к цели! Пригото­ виться! Перестраиваемся для атаки па­ рами: ведущий и ведомый. В это время слышу тревожный воз­ глас: — «Мессеры» справа! «Мессершмиттов» метров 500 выше нас встретили «яки». Свя­ зали их боем, не подпуская к ка, разбило приборную доску, и чувствую: кровь по лицу бежит, а боли пока нет. «Все! — думаю, — отлетался ты, Ваня!». Только смотрю: машина меня отлично слушается. Страх прошел, одна злость осталась. Веду я свой штурмовик и колочу по немцу изо всех стволов. Поначалу поте­ рял я из вида Сашин самолет. Потом гляжу: маневрирует Саша, пламя сбивает, вроде бы сбил, невидно. Но только вдруг выпала из машины черная точка, и через мгновение парашют раскрылся. Понял я, что стрелок выпрыгнул почему-то. А дальше разворачи­ вает Саша свой штурмовик и бро­ сает его прямо на скопление тех­ ники. Да, видно, у немцев там боеприпасы были, потому что рвануло так, что даже мой само­ лет подбросило. Когда освободили наши войска эту местность, узнали мы у та­ мошних жителей подробности об этом бессмертном подвиге ком­ сомольца Александра Вавилина. Обо всем успел рассказать жен­ щинам стрелок Петя Черкашин перед тем, как его немцы схва­ тили и, привязав к столбу, обли­ ли бензином и сожгли прямо на разбитом аэродроме. Оказывается, машина Саши была сильно повреждена и доле­ теть до своей территории он бы не смог. Поэтому он приказал стрелку прыгать, надеясь, что тот еще может спастись. — Прыгай и расскажи всем лю­ дям, как погибают советские лет­ чики! — были его последние слова. выполнил приказ командира стрелок Петр Черкашин. Узнали люди, о чем думал в последнюю минуту летчик-герой. Подвиг Александра Вавилина не был результатом мгновенного порыва, каждый из нас на протя­ жении всей войны был готов пой­ ти на самопожертвование. Я вспоминаю выступление Саши на митинге 22 июня 1941 года: — Пока у меня видят глаза, пока бьется сердце, а в жилах течет кровь, я беспощадно буду громить гитлеровских бандитов, напавших на мою Родину! Клятву свою Саша сдержал. Тяжелые будни войны. Я не случайно употребил слово «рабо­ та» применительно к службе лет- чика-штурмовика. У летчика- истребителя очень многое зави­ сит от тактического мастерства пилота, от его умения вести воз­ душный бой. У нас специфика не­ сколько иного плана. Часто нам, штурмовикам, приходилось вести свои машины прямо в гущу огня, на самой минимальной высоте. Маневрировать при этом очень трудно. Нередко наши ребята летали так низко, что приносили в патрубках двигателя траву и разный сор с земли. Однажды мне в паре с Костей Федосеевым, очень хладнокров­ ным и смелым пилотом, дали задание разыскать вражеский бронепоезд. Было это в Югосла­ вии, на Дунае. Немецкая брони­ рованная черепаха держала под обстрелом наши переправы че­ рез Дунай. Совершив огневой на­ лет, фашисты прятали состав в лесу и поэтому его было трудно обнаружить. Погода стояла нелетная. Низкие темные тучи стелятся буквально над самыми верхушками де­ ревьев. Но такая обстановка была нам на руку. Хотя господство в воздухе нашей авиации к тому времени было полным, не исклю­ чена встреча с истребителями противника. Летим, прижимаясь к лесу. Среди деревьев змеей из­ вивается стальное полотно же­ лезной дороги. Где искать бронепоезд? вижу: в одном месте деревья стоят, сильно наклонившись в сторону. На всякий случай даю туда пулеметную очередь. И сра­ зу же этот участок леса взорвал­ ся огнем, стреляли немцы изо всех видов оружия. Развернулись мы с Костей и ударили по манев­ рирующему бронепоезду серией бомб. Чувствую, что мой штур­ мовик задрожал, словно от боли. Шквальный огонь вели с броне­ поезда. Обшивка наших самоле­ тов лохматилась от попаданий снарядов и пуль. Делаем второй заход, вижу: горит поезд. Сбра­ сываем последние бомбы и об­ стреливаем разбегающихся нем­ цев из пулеметов. Еще раз про­ летаем над горящим бронепоез­ дом, фотографируем его и по­ ворачиваем домой. На аэродроме меня ждет при­ ятная новость. Первым сообщил мне об этом адъютант полка Ге­ оргий Иванов. Командование представило меня к присвоению звания Героя Советского Союза. И. ФРОЛОВ, Герой Советского Союза, начальник заводской типографии. На снимке: фронтовые друзья: М. Ф. Щербаков (слева), ныне кандидат технических наук, со­ трудник ЦАГИ имени Жуковского, и И. I. Фролов в 1943 году. ПРОДОЛЖАЮТ ГОРЕТЬ... А КОСТРЫ Хорошая работа предприятия немыслима без высокой произ­ водственной культуры. Она не­ обходима не только для участков цехов, но и для всей заводской территории. С этим у нас согла­ шаются. А вот когда надо осу­ ществить требуемое, то получает­ ся осечка. Много раз ставился вопрос, чтобы исключить появление ко­ стров около цехов и отделов. От­ ветственные работники завода не возражали, что сжигание отходов где попало противоречит требо­ ваниям охраны труда, создает дополнительную загазованность, которой и без того хватает в не­ которых цехах нашего предприя­ тия. Но согласиться — не значит сделать. Видимо, поэтому и пы­ лают костры на нашем заводе. Их можно увидеть у автотранс­ портников и тракторосборщиков, около второго, третьего трактор­ ных и некоторых других цехов. Здесь- сжигают вое подряд: обти­ рочный материал, промасленные спецовки, ' рукавицы, резиновые отходы и даже деревянную тару и хорошие доски, которые можно использовать в дело. Вместе с отходами выбрасываются в кост­ ры металлические изделия: бол­ ты, гайки, шайбы и детали. Кто же наконец на заводе скажет веское слово, чтобы не было этих костров? Н. ЕГОРОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz