Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
К 3 0 - л е т и ю О е л и к о О-# И п о к 5 е д ы НЕЗАБЫВАЕМОЕ нам. Закрутилась воздушная ка русель. Раздумывать уже неког да. Сквозь зенитный заградитель ный огонь рвемся к аэродрому. На поле ровными рядами стоят машины с крестами и свастикой. Некоторые пытаются вырулить на взлетную полосу. Проходим над самолетами, поливая их из пушек и пулеметов, сзади рвут ся маленькие бомбы, высыпавши еся из специальных кассет. Мель ком отмечаю несколько пожаров. Вывожу машину на второй за ход и вдруг вижу, как Сашин штурмовик вздрогнул от попада ния снаряда и от него потянулся дымовой шлейф. А тут еще ему в хвост «мессер» заходит. Бросил я свой самолет наперерез немцу, отогнал его огнем. И в этот мо мент мне самому снаряд влепи ли. Разлетелся плексиглас колпа- : ЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛААЛАЛ СЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/’ . В школах города, в клубах и Дворцах культуры на вечерах, посвященных подвигу советских людей в годы Великой Отече ственной войны, нередко выступает перед молодежью уже не молодой человек с неторопливыми движениями, на груди ко торого Золотая Звезда Героя и много других боевых наград. Это Иван Тимофеевич Фролов, бывший летчик-штурмовик, а ныне начальник заводской типографии. Путевку в небо Иван Фролов получил в Липецком аэроклу бе Осоавиахима имени М. Водопьянова, куда он поступил по призыву ЦК комсомола в 1936 году. Тогда не было ему еще и восемнадцати лет. В свободное от работы время курсанты клуба изучали материальную часть, технику пилотирования, осваивали парашютные прыжки. К концу обучения наиболее подготовленных слушателей аэроклуба, в том числе и Ивана Тимофеевича Фролова, на правили на учебу в специальную школу военных летчиков. Исполнилась его заветная мечта, он надел гимнастерку с го лубыми петлицами. На всю жизнь врезалось в память курсанта Фролова 22 июня 1941 года. До выпуска оставалось всего дней десять, когда радио принесло страшную весть — фашистская Герма ния вероломно напала на нашу Родину. Началась война. На аэродроме училища состоялся митинг, и будущие летчи ки дали клятву драться с врагом, не щадя своей жизни. 2 июля 1941 года состоялся выпуск. Молодые пилоты полу чили новые мощные машины — штурмовики ИЛ-2, которых впоследствии наши бойцы назовут «летающими танками», а немцы — «черной смертью». Свыше ста боевых вылетов совершил в годы войны Иван Тимофеевич Фролов. Водил он свой самолет на штурмовку фашистов в пылающем небе Украины, был участником сра жений на «огненной» Курской дуге, штурмовал позиции не мецких войск над голубым Дунаем. Нередко возвращался Фролов с задания, как говорится, «на честном слове и на одном крыле», так что видавшие виды техники сокрушенно качали головами. Терял в боях своих друзей-побратимов и сам два раза был тяжело ранен. А когда окончилась война и прозвучали последние залпы, залпы победного салюта, кавалер трех орденов Боевого Крас ного Знамени, Герой Советского Союза, старший лейтенант Иван Тимофеевич Фролов в составе сводного полка 3-го Украинского фронта прошел по брусчатке Красной площади как участник исторического Парада Победы 24 июня 1946 го да. Прошло тридцать мирных лет. Заросли травою траншеи. На полях, где гремели бои, колосится пшеница. Но болят еще старые солдатские раны, и сердце воина хранит память о тех, кто шагнул в бессмертие совсем молодыми. >ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛ \Л Л Л А/\Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л < Много хороших песен сложено о нас, летчиках, в годы войны и з мирное время, но вот песня из кинофильма «Нормандия-Неман», которую так проникновенно ис полняет Марк Бернес, всегда за ставляет сильнее забиться сердце и как-то по-особому ощутить не- восполнимость наших потерь. В небесах мы летали одних, Мы теряли друзей боевых. Ну а тем, кому выпало жить, Нужно помнить о них и дружить. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, перед моим мыслен ным взором встают молодые, ве селые чубатые парни в летных шлемах, с широкими планшетка ми на тонком ремешке, которые при ходьбе бьют по ногам, с вы тертыми добела кобурами писто летов, сдвинутыми не по-уставно- му назад. О некоторых из них в штабе полка имелась лишь лако ничная запись: «С задания не вернулся». Другие же погибали на наших глазах, и мы были свидетелями их героической смерти. В боях на Курской дуге в ию ле 1943 года повторил подвиг Ни колая Гастелло хороший мой друг, однокашник, лейтенант Са ша Вавилин. В дни Курской битвы наши штурмовики почти не выходили из боя. То одна, то другая группа самолетов уходила на задания. Иные летчики за день успевали сделать по нескольку боевых вы летов, если машина по возвраще нии из боя не имела серьезных повреждений. Мы штурмовали немецкие вой ска непосредственно на поле боя, поддерживали огнем пехоту и танкистов. Наносили удары по скоплению войск противника в прифронтовой полосе, по его ре зервам. Словом, работы хватало. В тот день, о котором я хочу рассказать, мы получили задание нанести удар по немецкому фронтовому аэродрому. К этому пиратскому гнезду у нас был особый счет. Истребители, бази рующиеся на нем, частенько под карауливали наших ребят, когда они, расстреляв весь боезапас, возвращались домой. Не успела еще зеленая звездочка сигналь ной ракеты погаснуть над полем, как на взлетную полосу стали один за другим выруливать штур мовики. Машины уходят в воздух с ин тервалом в 5 минут. Выстраива емся группами по 6 самолетов. Всего 54 машины. По пути к нам присоединяются истребители при крытия из соседнего истребитель ного полка. Покачиваем крыльями, привет ствуя соседей. На душе сразу становится спокойнее, когда те бя сверху охраняют юркие крас нозвездные «яки». Можно рабо тать не отвлекаясь. Правда, неко торые ребята имеют уже «двой ку»—новый двухместный штурмо вик с кабиной стрелка: он охра- няе^ заднюю полусферу. У меня пока еще старая модель и поэто му приходится постоянно кру тить головой: как бы к тебе «мес сер» в хвост не зашел. У Саши Вавилина «двойка». Мы идем в одной группе, и я хорошо вижу Сашину машину и его стрелка Петра Черкашина. В наушниках раздается голос командира: — Подходим к цели! Пригото виться! Перестраиваемся для атаки па рами: ведущий и ведомый. В это время слышу тревожный воз глас: — «Мессеры» справа! «Мессершмиттов» метров 500 выше нас встретили «яки». Свя зали их боем, не подпуская к ка, разбило приборную доску, и чувствую: кровь по лицу бежит, а боли пока нет. «Все! — думаю, — отлетался ты, Ваня!». Только смотрю: машина меня отлично слушается. Страх прошел, одна злость осталась. Веду я свой штурмовик и колочу по немцу изо всех стволов. Поначалу поте рял я из вида Сашин самолет. Потом гляжу: маневрирует Саша, пламя сбивает, вроде бы сбил, невидно. Но только вдруг выпала из машины черная точка, и через мгновение парашют раскрылся. Понял я, что стрелок выпрыгнул почему-то. А дальше разворачи вает Саша свой штурмовик и бро сает его прямо на скопление тех ники. Да, видно, у немцев там боеприпасы были, потому что рвануло так, что даже мой само лет подбросило. Когда освободили наши войска эту местность, узнали мы у та мошних жителей подробности об этом бессмертном подвиге ком сомольца Александра Вавилина. Обо всем успел рассказать жен щинам стрелок Петя Черкашин перед тем, как его немцы схва тили и, привязав к столбу, обли ли бензином и сожгли прямо на разбитом аэродроме. Оказывается, машина Саши была сильно повреждена и доле теть до своей территории он бы не смог. Поэтому он приказал стрелку прыгать, надеясь, что тот еще может спастись. — Прыгай и расскажи всем лю дям, как погибают советские лет чики! — были его последние слова. выполнил приказ командира стрелок Петр Черкашин. Узнали люди, о чем думал в последнюю минуту летчик-герой. Подвиг Александра Вавилина не был результатом мгновенного порыва, каждый из нас на протя жении всей войны был готов пой ти на самопожертвование. Я вспоминаю выступление Саши на митинге 22 июня 1941 года: — Пока у меня видят глаза, пока бьется сердце, а в жилах течет кровь, я беспощадно буду громить гитлеровских бандитов, напавших на мою Родину! Клятву свою Саша сдержал. Тяжелые будни войны. Я не случайно употребил слово «рабо та» применительно к службе лет- чика-штурмовика. У летчика- истребителя очень многое зави сит от тактического мастерства пилота, от его умения вести воз душный бой. У нас специфика не сколько иного плана. Часто нам, штурмовикам, приходилось вести свои машины прямо в гущу огня, на самой минимальной высоте. Маневрировать при этом очень трудно. Нередко наши ребята летали так низко, что приносили в патрубках двигателя траву и разный сор с земли. Однажды мне в паре с Костей Федосеевым, очень хладнокров ным и смелым пилотом, дали задание разыскать вражеский бронепоезд. Было это в Югосла вии, на Дунае. Немецкая брони рованная черепаха держала под обстрелом наши переправы че рез Дунай. Совершив огневой на лет, фашисты прятали состав в лесу и поэтому его было трудно обнаружить. Погода стояла нелетная. Низкие темные тучи стелятся буквально над самыми верхушками де ревьев. Но такая обстановка была нам на руку. Хотя господство в воздухе нашей авиации к тому времени было полным, не исклю чена встреча с истребителями противника. Летим, прижимаясь к лесу. Среди деревьев змеей из вивается стальное полотно же лезной дороги. Где искать бронепоезд? вижу: в одном месте деревья стоят, сильно наклонившись в сторону. На всякий случай даю туда пулеметную очередь. И сра зу же этот участок леса взорвал ся огнем, стреляли немцы изо всех видов оружия. Развернулись мы с Костей и ударили по манев рирующему бронепоезду серией бомб. Чувствую, что мой штур мовик задрожал, словно от боли. Шквальный огонь вели с броне поезда. Обшивка наших самоле тов лохматилась от попаданий снарядов и пуль. Делаем второй заход, вижу: горит поезд. Сбра сываем последние бомбы и об стреливаем разбегающихся нем цев из пулеметов. Еще раз про летаем над горящим бронепоез дом, фотографируем его и по ворачиваем домой. На аэродроме меня ждет при ятная новость. Первым сообщил мне об этом адъютант полка Ге оргий Иванов. Командование представило меня к присвоению звания Героя Советского Союза. И. ФРОЛОВ, Герой Советского Союза, начальник заводской типографии. На снимке: фронтовые друзья: М. Ф. Щербаков (слева), ныне кандидат технических наук, со трудник ЦАГИ имени Жуковского, и И. I. Фролов в 1943 году. ПРОДОЛЖАЮТ ГОРЕТЬ... А КОСТРЫ Хорошая работа предприятия немыслима без высокой произ водственной культуры. Она не обходима не только для участков цехов, но и для всей заводской территории. С этим у нас согла шаются. А вот когда надо осу ществить требуемое, то получает ся осечка. Много раз ставился вопрос, чтобы исключить появление ко стров около цехов и отделов. От ветственные работники завода не возражали, что сжигание отходов где попало противоречит требо ваниям охраны труда, создает дополнительную загазованность, которой и без того хватает в не которых цехах нашего предприя тия. Но согласиться — не значит сделать. Видимо, поэтому и пы лают костры на нашем заводе. Их можно увидеть у автотранс портников и тракторосборщиков, около второго, третьего трактор ных и некоторых других цехов. Здесь- сжигают вое подряд: обти рочный материал, промасленные спецовки, ' рукавицы, резиновые отходы и даже деревянную тару и хорошие доски, которые можно использовать в дело. Вместе с отходами выбрасываются в кост ры металлические изделия: бол ты, гайки, шайбы и детали. Кто же наконец на заводе скажет веское слово, чтобы не было этих костров? Н. ЕГОРОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz