Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

Кировец. 1975 г. (г. Липецк)

^ ллла ЛЛАДЛЛАЛАДЛАЛАЛЛЛ лла ЛЛ а Л дл Л^ К 3 0 - л е т йю Великой Победы у\Л Л Л А Л А Л А Л Л А А Л Л Л /\Л Л А Л Л Л Л Л Л А Л А Л А /\ Ф лллллллаллаллллллалаллааалааал / члалалааллладаааллалааалал А лааа ^ Песни о тех незабываемых годах... ШШШ Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Нак тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко, Между нами сн’ега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. ГОРОДА - ГЕРОИ Новороссийск На снимке вверху: памятник вои­ нам — защитникам Новороссийска на площади Свободы. На снимке внизу: Цемесская бух­ та. Памятник «Катер»,. Фотохроника ТАСС. Письмо любимой Вошла в историю Великой Отечест­ венной войны тихая проникновенная песня и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характери­ стикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронирован­ ного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судь­ бы мира. На войне было сложено и пелось не­ мало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Особенно распространены -были мар­ ши дивизий, рассказывающие о боевом пути, указывающие цели. Становились балладами и подвиги героев. Есть такие песни-марши и у Алексея Суркова, автора «Землянки». 22 июня 1941 года, уезжая на фронт, он оставил в редакции «Правды» «Песню смелых»: Смелого пуля боится, Смелого штык не берет, — а в дни, когда враг подошел к самой Москве (мотоциклетный разъезд фаши­ стов прорвался к Химкинскому речному вокзалу и был разгромлен в его сквере), написал: » Мы не дрогнем в бою За столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Опрокинем, Отбросим врага. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепи­ лась в памяти самой истории тихая «Землянка» (песню называют в разных 'изданиях и «Землянка», и «В землянке», и по первой строке «Бьется в тесной пе­ чурке огонь» — так впервые печатал ее автор, без заглавия). Я думаю, что только в Красной Ар­ мии, только в Советской стране груст­ ное лирическое стихотворение может вы­ полнять функции боевой, воодушевляю­ щей песни. Дата написания — ноябрь 1941 года. Место — землянка, где-то совсем близко от столицы, вероятнее всего — на 20-м километре Минского шоссе, слева, если ехать от Москвы. Там теперь опытная сельскохозяйствен­ ная станция, а в дни тяжелых боев был наблюдательный пункт Западного фрон­ та. Автор свидетельствует: «Написано после одного чуть не кончившегося тра­ гедией посещения гвардейцев-сибиряков под Истрой». Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал — просто сложил письмо из наи­ более пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где на­ ходится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас на­ ходится, и какая обстановка. В этом своем деянии поэт ничем не отличался от других красноармейцев и командиров. Письма в стихах были од­ ним из весьма распространенных и вов­ се не литературных жанров самого тя­ желого периода Великой Отечественной войны. Когда человек говори^ возвышенно, его называют поэтом. Необходимость и потребность высказаться возвышенно владели многими, очень многими людь­ ми — и вовсе не профессиональными поэтами. Ну, а письма в стихах, написанные поэтами,, это уж, как говорится, сам бог велел. Вспоминаю, что знаменитый цикл сти­ хов Симонова «С тобой и без тебя», включавший такие стихи, как «Жди ме­ ня» и «Майор привез мальчишку на ла­ фете», и обращенные к автору «Землян­ ки» Суркову «Ты помнишь, Алеша, до­ роги Смоленщины», — это ведь тоже письма, То же можно сказать о лирических стихах 1941—1942 годов, написанных поэтами-фронтовиками Иосифом Утки­ ным, Вадимом Стрельченко, Ильей Сель- винским, Павлом Шубиным, Александ­ ром Прокофьевым, Александром Твар­ довским. Я называю лишь некоторых русских поэтов просто потому, что при­ вожу пример, не имея намерения делать обзор. После того как появились «Землян­ ка», «Жди. меня» и другие жемчужины лирики, многие авторы неуклюжих пи­ сем в стихах перестали мучиться над не поддающимися им строками. Они переписывали эти стихи Суркова или Симонова как некий эталон душевного состояния бойца и посылали их домой за двумя подписями — поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Но поэты на них не обижались. «Землянка» распространилась значи­ тельно раньше, чем на эти слова была написана музыка. В начале 1942 года в Москве, по дороге из эвакуации на флот, задержался композитор Константин Ли- хтов. Он сочинил мелодию к словам, ко­ торые все знали, — мелодия была ожи- данной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была ис­ полнена по радио. Между тем в землянках на гармони­ ках солдаты уже давно подобрали про­ стую мелодию к стихам Алексея Сурко­ ва. С появлением музыки Листова эта самодеятельная мелодия постепенно от­ мерла. Песню запели, но, помнится, в те вре­ мена нашлись и чересчур строгие това­ рищи, которым показалось, что «до смерти четыре шага...» — слишком мрачная, чуть ли не упадочническая строка. Но фронтовики не согласились с та­ кой критикой песни, и, по правде гово­ ря, люди, пытавшиеся оградить красно­ армейцев от суровой правды, сослужили песне неплохую службу, прямо противо­ положную той, на которую они рассчи­ тывали. Всю песню, а особенно строфу с «четырьмя шагами», запели с особым задором, как бы «в дискуссионном по­ рядке». Действительно, надо ли было ограждать людей, ежечасно и ежеми­ нутно рискующих жизнью, от честных и прямых слов, соответствующих истин­ ному положению? Советская поэзия говорила людям су­ ровую правду. За это полюбили песню «Землянка». Е. ДОЛМАТОВСКИЙ. З А Я Ч И И Х Л Е Б ^ . Матери моей В веселый праздник Сенокоса, На дне цветастого узла, Развив Оплечь Тугие косы, Мне Мама Хлеба принесла... Лучилось Солнце В наши семи... Ломоть был хлеба Не простой: Он Земляникой пах И сеном, И соловьиною росой... Я долго мыслями терзаюсь, ' Вперив глаза В лесную даль, А мама скажет: — Это заяц Хлеб Для тебя в подарок дал!.. И вот теперь Увижу зайца И мне его до боли Жаль: — Охотник! Зайца — не касайся! Косой За хлебом Побежал!.. Л. ШИРНИН. С п а с и б о , Р и м м а Тимофеевна В течение шести месяцев я была тяжело больна. И все зто время посещала меня и оказы­ вала медицинскую помощь врач поселковой поликлиники Римма Тимофеевна Никитенко. Благода­ ря ее усилиям я выздоровела. Мне очень хочется через нашу заводскую газету выразить сер­ дечную благодарность Римме Тимофеевне за ее чуткое отно­ шение ко мне, за ее нелегкий, терпеливый труд. От всей души поздравляю Римму Тимофеевну с Международным женским днем 8 Марта # желаю ей доброго здоровья, счастья * жизни, успе­ хов в работе. Е. ГОЛИКОВА, .ветеран труда. В РЕДАКЦИЮ „ К И Р О В Ц А “ Позвольте через газету «Киро­ вец» выразить мою глубокую благодарность администрации за­ вода, партийному комитету, зав­ кому профсоюза, комитету ВЛКСМ, коллективам цехов, от­ делов и служб завода, а также всем товарищам, которые присла­ ли свои поздравления в связи с 68-летием и присвоением мне звания «Почетный гражданин города Липецка». В. Я. КЛ ИМЕН КОВ. НОННУРС молодых В столовой № 28 в течение двух дней проводился конкурс молодых поваров, кондитеров, официантов предприятий завод­ ского комбината питания. Многие наши работницы показали высо­ кое мастерство в приготовлении пищи, в выпечке кондитерских изделий,- в культуре обслужива­ ния посетителей. Жюри единодушно присудило первые места повару ресторана «Колос» Раисе Полянской, конди­ теру столовой № 21 Нине Инша- ковой. Вторых мест удостоены повара: Зоя Мещерякова—из сто­ ловой № 28 и Нина Григорова — из столовой № 10 , кондитер ре­ сторана «Колос» Зоя Рыбакова. Среди официантов победите­ лями конкурса признаны Нина Исайко из ресторана «Колос» и Светлана Денчик из столовой № 28. Им присуждены вторые места. С. с и з о н о в д , директор заводского комбината питания. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 8 МАРТА. Театральный зал. Художественные фильмы: «Пеппи в стране Така-Тука» (детям) — в 10.00, 12.00; «Черный принц» — в 18.00; «Возврата нет» — в 20.00. Концерт детской художест­ венной самодеятельности для мам — в 15.00. 9 МАРТА. Площадь. Праздник проводов русской зимы — в 1 1 . 0 0 . Театральный зал. Художествен­ ные фильмы: «Кыш и Двапорт- феля» (детям) — в 10.00, 12.00: «Возврата нет» — в 18.00; «Чер­ ный принц» — в 2 0 . 0 0 . 10 МАРТА. Театральный зал. Художественный фильм «Цветок персика» — в 18.00, 2 0 . 0 0 . 11 МАРТА. Малый зал. Вечер клуба «Ровесники»: «Советский закон об охране труда, подрост­ ков» — в 19.00. Театральный зал. Художественный фильм «Госпо­ дин 420», две серии — в 19.30. 12 МАРТА. Театральный зал. Вечер клуба «Призыв»: «Памяти павших будьте достойны!». Кон­ курс «А ну-ка, парни!» между командами стальцеха и трактор­ ного цеха № 5. Начало—в 19.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 8, 9 МАРТА. «Тихий Дон», вторая серия — в 8.30, 12.35, 18.40. «Часы остановились в пол­ ночь» — в 10.35, 14.40. «Помни имя свое» — в 16.40, 20.40. 10, И МАРТА. «Помни имя свое» — в 8.30, 10.30, 12,30, 14.30 (удлиненный сеанс), 17.00, 19.00, 21 . 00 . 12 МАРТА. «Помни имя свое» — в 8.30, 10.30, 12.30, 14.30. «Вра­ ча вызывали?» — в 16.30, 18.00. 19.30, 21.00. НАШ АДРЕС : 398006. Липецк, Краскоза­ водская улица, дсм № 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-21]: редактора и отв. секретаря — доб. 4-70, лите­ ратурных сотрудников — доб. 2-05. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. Типография тракторного завода. ~ ☆ АЭ 54337. Зак.'№ 391,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz