Кировец. 1975 г. (г. Липецк)
^ ллла ЛЛАДЛЛАЛАДЛАЛАЛЛЛ лла ЛЛ а Л дл Л^ К 3 0 - л е т йю Великой Победы у\Л Л Л А Л А Л А Л Л А А Л Л Л /\Л Л А Л Л Л Л Л Л А Л А Л А /\ Ф лллллллаллаллллллалаллааалааал / члалалааллладаааллалааалал А лааа ^ Песни о тех незабываемых годах... ШШШ Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Нак тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко, Между нами сн’ега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. ГОРОДА - ГЕРОИ Новороссийск На снимке вверху: памятник вои нам — защитникам Новороссийска на площади Свободы. На снимке внизу: Цемесская бух та. Памятник «Катер»,. Фотохроника ТАСС. Письмо любимой Вошла в историю Великой Отечест венной войны тихая проникновенная песня и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характери стикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронирован ного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судь бы мира. На войне было сложено и пелось не мало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Особенно распространены -были мар ши дивизий, рассказывающие о боевом пути, указывающие цели. Становились балладами и подвиги героев. Есть такие песни-марши и у Алексея Суркова, автора «Землянки». 22 июня 1941 года, уезжая на фронт, он оставил в редакции «Правды» «Песню смелых»: Смелого пуля боится, Смелого штык не берет, — а в дни, когда враг подошел к самой Москве (мотоциклетный разъезд фаши стов прорвался к Химкинскому речному вокзалу и был разгромлен в его сквере), написал: » Мы не дрогнем в бою За столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Опрокинем, Отбросим врага. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепи лась в памяти самой истории тихая «Землянка» (песню называют в разных 'изданиях и «Землянка», и «В землянке», и по первой строке «Бьется в тесной пе чурке огонь» — так впервые печатал ее автор, без заглавия). Я думаю, что только в Красной Ар мии, только в Советской стране груст ное лирическое стихотворение может вы полнять функции боевой, воодушевляю щей песни. Дата написания — ноябрь 1941 года. Место — землянка, где-то совсем близко от столицы, вероятнее всего — на 20-м километре Минского шоссе, слева, если ехать от Москвы. Там теперь опытная сельскохозяйствен ная станция, а в дни тяжелых боев был наблюдательный пункт Западного фрон та. Автор свидетельствует: «Написано после одного чуть не кончившегося тра гедией посещения гвардейцев-сибиряков под Истрой». Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал — просто сложил письмо из наи более пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где на ходится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас на ходится, и какая обстановка. В этом своем деянии поэт ничем не отличался от других красноармейцев и командиров. Письма в стихах были од ним из весьма распространенных и вов се не литературных жанров самого тя желого периода Великой Отечественной войны. Когда человек говори^ возвышенно, его называют поэтом. Необходимость и потребность высказаться возвышенно владели многими, очень многими людь ми — и вовсе не профессиональными поэтами. Ну, а письма в стихах, написанные поэтами,, это уж, как говорится, сам бог велел. Вспоминаю, что знаменитый цикл сти хов Симонова «С тобой и без тебя», включавший такие стихи, как «Жди ме ня» и «Майор привез мальчишку на ла фете», и обращенные к автору «Землян ки» Суркову «Ты помнишь, Алеша, до роги Смоленщины», — это ведь тоже письма, То же можно сказать о лирических стихах 1941—1942 годов, написанных поэтами-фронтовиками Иосифом Утки ным, Вадимом Стрельченко, Ильей Сель- винским, Павлом Шубиным, Александ ром Прокофьевым, Александром Твар довским. Я называю лишь некоторых русских поэтов просто потому, что при вожу пример, не имея намерения делать обзор. После того как появились «Землян ка», «Жди. меня» и другие жемчужины лирики, многие авторы неуклюжих пи сем в стихах перестали мучиться над не поддающимися им строками. Они переписывали эти стихи Суркова или Симонова как некий эталон душевного состояния бойца и посылали их домой за двумя подписями — поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Но поэты на них не обижались. «Землянка» распространилась значи тельно раньше, чем на эти слова была написана музыка. В начале 1942 года в Москве, по дороге из эвакуации на флот, задержался композитор Константин Ли- хтов. Он сочинил мелодию к словам, ко торые все знали, — мелодия была ожи- данной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была ис полнена по радио. Между тем в землянках на гармони ках солдаты уже давно подобрали про стую мелодию к стихам Алексея Сурко ва. С появлением музыки Листова эта самодеятельная мелодия постепенно от мерла. Песню запели, но, помнится, в те вре мена нашлись и чересчур строгие това рищи, которым показалось, что «до смерти четыре шага...» — слишком мрачная, чуть ли не упадочническая строка. Но фронтовики не согласились с та кой критикой песни, и, по правде гово ря, люди, пытавшиеся оградить красно армейцев от суровой правды, сослужили песне неплохую службу, прямо противо положную той, на которую они рассчи тывали. Всю песню, а особенно строфу с «четырьмя шагами», запели с особым задором, как бы «в дискуссионном по рядке». Действительно, надо ли было ограждать людей, ежечасно и ежеми нутно рискующих жизнью, от честных и прямых слов, соответствующих истин ному положению? Советская поэзия говорила людям су ровую правду. За это полюбили песню «Землянка». Е. ДОЛМАТОВСКИЙ. З А Я Ч И И Х Л Е Б ^ . Матери моей В веселый праздник Сенокоса, На дне цветастого узла, Развив Оплечь Тугие косы, Мне Мама Хлеба принесла... Лучилось Солнце В наши семи... Ломоть был хлеба Не простой: Он Земляникой пах И сеном, И соловьиною росой... Я долго мыслями терзаюсь, ' Вперив глаза В лесную даль, А мама скажет: — Это заяц Хлеб Для тебя в подарок дал!.. И вот теперь Увижу зайца И мне его до боли Жаль: — Охотник! Зайца — не касайся! Косой За хлебом Побежал!.. Л. ШИРНИН. С п а с и б о , Р и м м а Тимофеевна В течение шести месяцев я была тяжело больна. И все зто время посещала меня и оказы вала медицинскую помощь врач поселковой поликлиники Римма Тимофеевна Никитенко. Благода ря ее усилиям я выздоровела. Мне очень хочется через нашу заводскую газету выразить сер дечную благодарность Римме Тимофеевне за ее чуткое отно шение ко мне, за ее нелегкий, терпеливый труд. От всей души поздравляю Римму Тимофеевну с Международным женским днем 8 Марта # желаю ей доброго здоровья, счастья * жизни, успе хов в работе. Е. ГОЛИКОВА, .ветеран труда. В РЕДАКЦИЮ „ К И Р О В Ц А “ Позвольте через газету «Киро вец» выразить мою глубокую благодарность администрации за вода, партийному комитету, зав кому профсоюза, комитету ВЛКСМ, коллективам цехов, от делов и служб завода, а также всем товарищам, которые присла ли свои поздравления в связи с 68-летием и присвоением мне звания «Почетный гражданин города Липецка». В. Я. КЛ ИМЕН КОВ. НОННУРС молодых В столовой № 28 в течение двух дней проводился конкурс молодых поваров, кондитеров, официантов предприятий завод ского комбината питания. Многие наши работницы показали высо кое мастерство в приготовлении пищи, в выпечке кондитерских изделий,- в культуре обслужива ния посетителей. Жюри единодушно присудило первые места повару ресторана «Колос» Раисе Полянской, конди теру столовой № 21 Нине Инша- ковой. Вторых мест удостоены повара: Зоя Мещерякова—из сто ловой № 28 и Нина Григорова — из столовой № 10 , кондитер ре сторана «Колос» Зоя Рыбакова. Среди официантов победите лями конкурса признаны Нина Исайко из ресторана «Колос» и Светлана Денчик из столовой № 28. Им присуждены вторые места. С. с и з о н о в д , директор заводского комбината питания. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 8 МАРТА. Театральный зал. Художественные фильмы: «Пеппи в стране Така-Тука» (детям) — в 10.00, 12.00; «Черный принц» — в 18.00; «Возврата нет» — в 20.00. Концерт детской художест венной самодеятельности для мам — в 15.00. 9 МАРТА. Площадь. Праздник проводов русской зимы — в 1 1 . 0 0 . Театральный зал. Художествен ные фильмы: «Кыш и Двапорт- феля» (детям) — в 10.00, 12.00: «Возврата нет» — в 18.00; «Чер ный принц» — в 2 0 . 0 0 . 10 МАРТА. Театральный зал. Художественный фильм «Цветок персика» — в 18.00, 2 0 . 0 0 . 11 МАРТА. Малый зал. Вечер клуба «Ровесники»: «Советский закон об охране труда, подрост ков» — в 19.00. Театральный зал. Художественный фильм «Госпо дин 420», две серии — в 19.30. 12 МАРТА. Театральный зал. Вечер клуба «Призыв»: «Памяти павших будьте достойны!». Кон курс «А ну-ка, парни!» между командами стальцеха и трактор ного цеха № 5. Начало—в 19.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 8, 9 МАРТА. «Тихий Дон», вторая серия — в 8.30, 12.35, 18.40. «Часы остановились в пол ночь» — в 10.35, 14.40. «Помни имя свое» — в 16.40, 20.40. 10, И МАРТА. «Помни имя свое» — в 8.30, 10.30, 12,30, 14.30 (удлиненный сеанс), 17.00, 19.00, 21 . 00 . 12 МАРТА. «Помни имя свое» — в 8.30, 10.30, 12.30, 14.30. «Вра ча вызывали?» — в 16.30, 18.00. 19.30, 21.00. НАШ АДРЕС : 398006. Липецк, Краскоза водская улица, дсм № 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-21]: редактора и отв. секретаря — доб. 4-70, лите ратурных сотрудников — доб. 2-05. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. Типография тракторного завода. ~ ☆ АЭ 54337. Зак.'№ 391,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz