Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

ЛЮДИ НАШЕГО ЗАВОДА На нашем снимке вы видите токаря четвертого тракторного цеха ударника коммунистического труда Ивана Тимофеевича Гусева. Он изо дня в день перевыполняет свои производственные зада­ ния, работает без брака. Фото Г. Солодкова. . ......«......... . ..... ....... —-..... ............... .................. ,, З а п а л е н н ы е “ м а ш и н ы Снабдить Север машинами, ко­ торые смогут работать даже при шестидесятиградусных морозах,— не простая задача. По принципу работы «закаленные» машины не отличаются от обычных. Внешне такой же бульдозер или экскава­ тор оказывается стойким в таких условиях, в которых его собратья в «южном» исполнении быстро выходят из строя. Секрет вынос­ ливости кроется в специальных морозоустойчивых материалах и особой технологии изготовления северной техники. Обычный металл от мороза ста-, новится хрупким, и детали ма­ шин ломаются даже при неболь ших нагрузках. Так называемая хладностойкость металла опреде­ ляется его способностью к пласти­ ческой деформации. Специалисты Сибирского отде­ ления Академии наук СССР ре- комендуют применять для машин, работающих в условиях низких температур, только такие стали, ударная вязкость которых при температуре минус сорок граду­ сов не падает для проката и по­ ковок ниже четырех, а для отли­ вок ниже двух килограммометров на квадратный сантиметр. Совер­ шенно не выдерживают северных холодов так называемые кипящие и полуспокойные стали. Один из путей увеличения хладностойкости сталей — микро­ легирование, то есть добавление в их состав небольших количеств никеля, алюминия, титана, вана­ дия и редкоземельных элементов. Важное значение для увеличе­ ния прочности литых деталей, для снижения внутренних напряжений имеет правильный выбор их фор­ мы. Например, при изготовлении литых нижних, рам одного из экс­ каваторов исключили технологи­ ческие окна и увеличили толщину ребер. Испытания машин в условиях низких температур показали, что использование хладностойкого ме­ талла — это половина дела. Не менее важно надежно соединить детали машины. Чаще всего для этого применяют сварку. Учиты­ вая, что в местах сварки концен­ трируются наиболее высокие на. пряжения, процесс приходится вести с особой тщательностью. В основном используют автоматиче­ скую еварку и лишь в исключи­ тельных случаях допускают руч­ ную, но высококачественн ы м и электродами. Чтобы предупредить образование трещин, сварны* швы узла совмещают в один шов или располагают на расстоянии 60—80 мм друг от друга. Некоторые специалисты счита­ ют, что чем сильнеее сварочный шов, тем прочнее соединение. Это ошибочно. Напротив, вредные на­ пряжения в местах перехода от ыГва к основному металлу усили­ ваются, а от этого ослабляется соединение, да к тому же пере­ расходуется металл и увеличи­ вается вес машины. Очень полез­ но после сварки термически «за­ калить» детали. Двигатель — сердце машины. В северных условиях холодный двигатель тяжело, а иногда я не­ возможно запустить. Поэтому их приходится оборудовать индиви­ дуальными подогревательны м и установками, обеспечивающими запуск при температуре минус 60 градусов и скорости ветра до 15 метров в секунду. Лучше всего справляются с ра­ зогревом разных систем машин подогреватели форсуночного типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, "выпус­ каемые Челябинским и Волгоград­ ским тракторными заводами. Проектируя машины для Се1е* рш приходится бсдьщ*думать е наиболее благоприятных условиях работы людей. Машинист на Се­ вере большую часть года работа­ ет в теплой зимней одежде. Зна­ чит, кабина должна быть гораздо просторнее обычной. Внутри нее ставят нагреватели, поддерживаю­ щие температуру не ниже пяти градусов тепла. Пол в кабине по­ крывают теплоизоляционными ог­ нестойкими ковриками. Для окон годен только безосколочный неза­ мерзающий прозрачный материал, вставленный на резиновых про­ кладках. Кстати, резина здесь нужна тоже специальных сортов. Итак, учеными и инженерами контуры северных машин очерче­ ны довольно четко. Однако в ос- новном все решенные задачи от­ носятся к строительным и дорож­ ным машинам, которые предназ­ начены лишь для работ на по­ верхности земли. Сейчас ученым предстоит новая, более сложная проблема. Недра Крайнего Севера хранят колоссальные богатства. Пробить­ ся к ним сквозь слой вечной мерзлоты, то есть создать специ­ альное оборудование. — вот та задача, которую сейчас решают специалнсты- (АПН), Дания. Среди мчащихся по до­ рогам страны автомобилей мож­ но увидеть советские машины «Волга», «Москвич», «Запоро­ жец». Они пользуются большим спросом у населения. На снимке; магазин по прода­ же автомобилей «Москвич» на одной из центральных улиц Ко пенгагена Вестерброгаде. Фото Г, Хачкованяна. Фотохроника ТАСС, Полезный опыт минчан ТОН ЗАДАЕТ КОМСОМОЛ К ОМСОМОЛЬЦЫ и молодежь Минского завода, участ­ вуя во Всесоюзном рейде «Комсомольского прожектора» по экономии и бережливости, прове­ ли большую работу по изыска­ нию и использованию внутрен­ них резервов повышения произ­ водительности труда, улучше­ ния качества продукции, эконо­ мии материальных и трудовых ресурсов на каждом рабочем ме­ сте. Вступив в социалистическое соревнование за достижение вы­ соких экономических показате­ лей, более 2 'тысяч молодых ра­ бочих и специалистов, десятки бригад и участков завода взяли индивидуальные обязательства по улучшению использования инструмента, экономии металла и электроэнергии, снижению не­ производительных потерь рабоче­ го времени. Ход социалистичес­ кого соревнования регулярно об­ суждался на комсомольских со­ браниях, в комсомольских груп­ пах, на участках, в цехах, осве­ щался в заводской многотираж­ ной газете, в «боевых» листках. Комсомольцы и молодежь чет- цвертого участка механического цеха № 4 за счет бережливого расходования режущего инстру­ мента и всех видов энергии сэ­ кономили за год около 2,8 ты­ сяч рублей. В целом по цеху расход электроэнергии в первом полугодии. 1967 года по сравне­ нию с соответствующим перио­ дом 1966 года снизили на 35 процентов. Комс<)мольцы и молодежь, ра­ бочие одиннадцатого участка ме­ ханического цеха Л? 3 сэкономи­ ли за полгода черных металлов на сумму около 4,0 тысяч руб­ лей. Комсомольцы-испытатели отде­ ла главного конструктора сэко­ номили за год горюче-смазочных материалов на сумму 2,3 тысячи рублей. С целью активизации работы молодых передовиков производ­ ства. широкого привлечения мо­ лодежи к борьбе за экономию и бережливость, на заводе проведен конкурс на лучшее рационализа­ торское предложение и лучший молодежный коллектив рациона­ лизаторов, что позволило вовлечь в творческую деятельность бо­ лее 480 молодых рационализа­ торов. Инженерно-технические работники, администрация цехов и отделов оказывали практичес­ кую помощь молодым рациона­ лизаторам в решении техничес­ ких вопросов и внедрении в про­ изводство - рационализаторских предложений. Во время конкурса поступило около 700 предложений, из кото­ рых внедрено 258 с экономичес­ ким эффектом свыше 190 тыс. рублей. Молодые рабочие Минского тракторного завода работу за экономию и бережливость умело сочетают с борьбой за улучшение качества продукции. На четвертом участке механи­ ческого цеха № 1 снижение потерь от брака позволило сэко­ номить 15 рублей на каждую тысячу рублей выпускаемой про­ дукции. Члены «Комсомольского про­ жектора» часто выезжают в кол­ хозы и совхозы, на месте разби­ раются в достоинствах и недос­ татках тракторов, в претензиях и пожеланиях механизаторов. По инициативе заводского шта­ ба «Комсомольского прожектора» была организована выставка тех­ нического уровня и качества изготовления деталей- тракторов «Беларусь» —МТЗ-50. «Прожек­ тористы» провели тщательный осмотр 19 тракторов, подготов­ ленных в отгрузке. Все обнару­ женные дефектыи недоделки обо­ значили на одном тракторе бе­ лой краской. С материалами вы­ ставки и этим экспонатом были ознакомлены конструкторы, ру­ ководители цехов и служб заво­ да. В цехе главного конвейера «прожектористы» проанализиро­ вали с рабочими и специалиста­ ми причины брака. По всем этим материалам бы­ ли разработаны мероприятия, направленные на повышение ка­ чества продукции.. Для привлечения широких масс молодежи к вопросам эко­ номии и бережливости, повыше­ нию качества продукции коми­ тет комсомола завода использует различные общественные и твор­ ческие объединения; более 1,5 тысяч молодых тракторостроите­ лей участвуют в работе общест­ венных конструкторских бюро, бюро экономического анализа, технического нормирования. Учитывая, что высокое про­ фессиональное мастерство спо­ собствует борьбе за экономию и бережливость, улучшению ка­ чества продукции на Минском тракторном заводе уделяется большое внимание технической учебе молодежи. Конструкторы и технологи непосредственно на рабочих-местах знакомят -рабочих с назначениемдетали, узла, влия­ нием на работоспособность трак­ тора тех или иных отклонений от требований чертежа. В результа­ те этой работы увеличилось чис­ ло молодых рабочих, выпускаю­ щих продукцию с личным клей­ мом. Руководство завода оказывает комитету комсомола и штабу «Комсомольского прожектора» повседневную помощь в разра­ ботке и осуществлении мероприя­ тий, направленных на экономию, бережливость и улучшение ка­ чества продукции, принимаетне­ обходимые меры по устранению выявленных недостатков. Работа комсомольцев и моло­ дежи Минского тракторного за­ вода во Всесоюзном рейде «Ком­ сомольского прожектора» за эко­ номию и бережливость одобрена ЦК ВЛКСМ. Приказом Министра И. Ф, Си­ ницына наиболее отличившиеся награждены значками «Отличник социалистического соревнования Министерстватракторного и сель­ скохозяйственного машинострое­ ния» и Почетными грамотами Министерства и ДК профсоюза рабочих машиностроения. Директорам предприятий’ и руководителям организаций сов­ местно с заводскими (местными) комитетами профсоюза и ком­ сомола рекомендовано довести до сведения всех работающих о по­ ложительном опыте комсомоль­ цев и молодежи Минского трак­ торного завода по экономии, бе­ режливости и улучшению каче­ ства продукции. На Челябинском тракторном В тысячу лошадиных сил В о тд е л е п е р с п е к т и в н о го п р о ­ е кт и р о в а н и я Ч е л я б и н с ко го т р а к ­ т о р н о го за в о д а п о д р у к о в о д с т в о м к о н с т р у к т о р о в Ю . П. С а м а го в а и Б. П. М а га р и л л о се й ча с и д е т и н ­ те н си в н а я р а з р а б о т к а с в е р х м о щ ­ ны х ги га н т с ки х т р а к т о р о в , п о д о б ­ ны х к о т о р ы м е щ е не зна л а о те ­ ч е ств е н н а я и з а р у б е ж н а я те х н и ­ ка. Э то б у д е т ц е л о е с е м е й с тв о за ­ м е ч а те л ь н ы х т р а к т о р о в . О с н о в ­ н о й и з них — т р а к т о р Т-220, е го « б р а тья »— Т-330 и Т-500. И х м о щ ­ но сти — с о о тв е тс тв е н н о 220, 330 и 500 л о ш а д и н ы х сил. С о о тв е тс т­ в у ю т м о щ н о с т я м и т я го в ы е у с и ­ л и я т р а к т о р о в ; 10, 15 и 25 то нн. Э то п о з в о л и т не т о л ь к о р е з к о с о кр а ти ть п е р и о д п о д го т о в к и с е ­ р и й н о го п р о и з в о д с т в а и б ы с тр о на л а д ить п о т о ч н о е и з го т о в л е н и е в сех т р е х м а ш и н на о д н о м з а в о ­ де, н о и м а к с и м а л ь н о у п р о с т и т ь и у д е ш е в и ть п р о и з в о д с т в о и э к с ­ п л у а т а ц и ю т р а к т о р о в . У п р а в л е н и е т р а к т о р а м и б у д е т ги д р а в л и ч е с к и м , а их р а б о ч и м и о р га н а м и — э л е кт р о ги д р а в л и ч е с - ки м . В н е ш н о сть т р а к т о р о в н е с к о л ь к о н е о б ы ч н а . И з м е н е н о р а с п о л о ж е ­ ние д в и га те л я — о н н е с к о л ь к о у т о п л е н в к о р п у с . Р а зум н а я к о м ­ п а н о в ка в ы с в о б о д и л а м е с т о д л я гр у з о в о й п л а тф о р м ы , на к о т о р о й м о ж н о р а с п о л о ж и т ь в с е в о з м о ж ­ ны е н а в е с н ы е а гр е га т ы и м е х а ­ н и зм ы . Н е о б ы ч н о и р а з м е щ е н и е э л е кт р о о с в е т и т е л ь н о го о б о р у д о ­ вания. М о щ н ы е ф а р ы в м о н т и р о ­ ваны в к р ы ш у ка б и н ы . О н и о с в е ­ щ а ю т б о л ь ш о е п р о с т р а н с т в о не т о л ь к о в п е р е д и , н о и с б о к у о т м аш и н ы . А к о н с т р у к т о р ы и д у т д а л ь ш е ; о н и с о зд а л и м а к е т и п р о е к т и р у ­ ю т т р а к т о р в ты с я ч у л о ш а д и н ы х сил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz