Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
ЛЮДИ НАШЕГО ЗАВОДА На нашем снимке вы видите токаря четвертого тракторного цеха ударника коммунистического труда Ивана Тимофеевича Гусева. Он изо дня в день перевыполняет свои производственные зада ния, работает без брака. Фото Г. Солодкова. . ......«......... . ..... ....... —-..... ............... .................. ,, З а п а л е н н ы е “ м а ш и н ы Снабдить Север машинами, ко торые смогут работать даже при шестидесятиградусных морозах,— не простая задача. По принципу работы «закаленные» машины не отличаются от обычных. Внешне такой же бульдозер или экскава тор оказывается стойким в таких условиях, в которых его собратья в «южном» исполнении быстро выходят из строя. Секрет вынос ливости кроется в специальных морозоустойчивых материалах и особой технологии изготовления северной техники. Обычный металл от мороза ста-, новится хрупким, и детали ма шин ломаются даже при неболь ших нагрузках. Так называемая хладностойкость металла опреде ляется его способностью к пласти ческой деформации. Специалисты Сибирского отде ления Академии наук СССР ре- комендуют применять для машин, работающих в условиях низких температур, только такие стали, ударная вязкость которых при температуре минус сорок граду сов не падает для проката и по ковок ниже четырех, а для отли вок ниже двух килограммометров на квадратный сантиметр. Совер шенно не выдерживают северных холодов так называемые кипящие и полуспокойные стали. Один из путей увеличения хладностойкости сталей — микро легирование, то есть добавление в их состав небольших количеств никеля, алюминия, титана, вана дия и редкоземельных элементов. Важное значение для увеличе ния прочности литых деталей, для снижения внутренних напряжений имеет правильный выбор их фор мы. Например, при изготовлении литых нижних, рам одного из экс каваторов исключили технологи ческие окна и увеличили толщину ребер. Испытания машин в условиях низких температур показали, что использование хладностойкого ме талла — это половина дела. Не менее важно надежно соединить детали машины. Чаще всего для этого применяют сварку. Учиты вая, что в местах сварки концен трируются наиболее высокие на. пряжения, процесс приходится вести с особой тщательностью. В основном используют автоматиче скую еварку и лишь в исключи тельных случаях допускают руч ную, но высококачественн ы м и электродами. Чтобы предупредить образование трещин, сварны* швы узла совмещают в один шов или располагают на расстоянии 60—80 мм друг от друга. Некоторые специалисты счита ют, что чем сильнеее сварочный шов, тем прочнее соединение. Это ошибочно. Напротив, вредные на пряжения в местах перехода от ыГва к основному металлу усили ваются, а от этого ослабляется соединение, да к тому же пере расходуется металл и увеличи вается вес машины. Очень полез но после сварки термически «за калить» детали. Двигатель — сердце машины. В северных условиях холодный двигатель тяжело, а иногда я не возможно запустить. Поэтому их приходится оборудовать индиви дуальными подогревательны м и установками, обеспечивающими запуск при температуре минус 60 градусов и скорости ветра до 15 метров в секунду. Лучше всего справляются с ра зогревом разных систем машин подогреватели форсуночного типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, "выпус каемые Челябинским и Волгоград ским тракторными заводами. Проектируя машины для Се1е* рш приходится бсдьщ*думать е наиболее благоприятных условиях работы людей. Машинист на Се вере большую часть года работа ет в теплой зимней одежде. Зна чит, кабина должна быть гораздо просторнее обычной. Внутри нее ставят нагреватели, поддерживаю щие температуру не ниже пяти градусов тепла. Пол в кабине по крывают теплоизоляционными ог нестойкими ковриками. Для окон годен только безосколочный неза мерзающий прозрачный материал, вставленный на резиновых про кладках. Кстати, резина здесь нужна тоже специальных сортов. Итак, учеными и инженерами контуры северных машин очерче ны довольно четко. Однако в ос- новном все решенные задачи от носятся к строительным и дорож ным машинам, которые предназ начены лишь для работ на по верхности земли. Сейчас ученым предстоит новая, более сложная проблема. Недра Крайнего Севера хранят колоссальные богатства. Пробить ся к ним сквозь слой вечной мерзлоты, то есть создать специ альное оборудование. — вот та задача, которую сейчас решают специалнсты- (АПН), Дания. Среди мчащихся по до рогам страны автомобилей мож но увидеть советские машины «Волга», «Москвич», «Запоро жец». Они пользуются большим спросом у населения. На снимке; магазин по прода же автомобилей «Москвич» на одной из центральных улиц Ко пенгагена Вестерброгаде. Фото Г, Хачкованяна. Фотохроника ТАСС, Полезный опыт минчан ТОН ЗАДАЕТ КОМСОМОЛ К ОМСОМОЛЬЦЫ и молодежь Минского завода, участ вуя во Всесоюзном рейде «Комсомольского прожектора» по экономии и бережливости, прове ли большую работу по изыска нию и использованию внутрен них резервов повышения произ водительности труда, улучше ния качества продукции, эконо мии материальных и трудовых ресурсов на каждом рабочем ме сте. Вступив в социалистическое соревнование за достижение вы соких экономических показате лей, более 2 'тысяч молодых ра бочих и специалистов, десятки бригад и участков завода взяли индивидуальные обязательства по улучшению использования инструмента, экономии металла и электроэнергии, снижению не производительных потерь рабоче го времени. Ход социалистичес кого соревнования регулярно об суждался на комсомольских со браниях, в комсомольских груп пах, на участках, в цехах, осве щался в заводской многотираж ной газете, в «боевых» листках. Комсомольцы и молодежь чет- цвертого участка механического цеха № 4 за счет бережливого расходования режущего инстру мента и всех видов энергии сэ кономили за год около 2,8 ты сяч рублей. В целом по цеху расход электроэнергии в первом полугодии. 1967 года по сравне нию с соответствующим перио дом 1966 года снизили на 35 процентов. Комс<)мольцы и молодежь, ра бочие одиннадцатого участка ме ханического цеха Л? 3 сэкономи ли за полгода черных металлов на сумму около 4,0 тысяч руб лей. Комсомольцы-испытатели отде ла главного конструктора сэко номили за год горюче-смазочных материалов на сумму 2,3 тысячи рублей. С целью активизации работы молодых передовиков производ ства. широкого привлечения мо лодежи к борьбе за экономию и бережливость, на заводе проведен конкурс на лучшее рационализа торское предложение и лучший молодежный коллектив рациона лизаторов, что позволило вовлечь в творческую деятельность бо лее 480 молодых рационализа торов. Инженерно-технические работники, администрация цехов и отделов оказывали практичес кую помощь молодым рациона лизаторам в решении техничес ких вопросов и внедрении в про изводство - рационализаторских предложений. Во время конкурса поступило около 700 предложений, из кото рых внедрено 258 с экономичес ким эффектом свыше 190 тыс. рублей. Молодые рабочие Минского тракторного завода работу за экономию и бережливость умело сочетают с борьбой за улучшение качества продукции. На четвертом участке механи ческого цеха № 1 снижение потерь от брака позволило сэко номить 15 рублей на каждую тысячу рублей выпускаемой про дукции. Члены «Комсомольского про жектора» часто выезжают в кол хозы и совхозы, на месте разби раются в достоинствах и недос татках тракторов, в претензиях и пожеланиях механизаторов. По инициативе заводского шта ба «Комсомольского прожектора» была организована выставка тех нического уровня и качества изготовления деталей- тракторов «Беларусь» —МТЗ-50. «Прожек тористы» провели тщательный осмотр 19 тракторов, подготов ленных в отгрузке. Все обнару женные дефектыи недоделки обо значили на одном тракторе бе лой краской. С материалами вы ставки и этим экспонатом были ознакомлены конструкторы, ру ководители цехов и служб заво да. В цехе главного конвейера «прожектористы» проанализиро вали с рабочими и специалиста ми причины брака. По всем этим материалам бы ли разработаны мероприятия, направленные на повышение ка чества продукции.. Для привлечения широких масс молодежи к вопросам эко номии и бережливости, повыше нию качества продукции коми тет комсомола завода использует различные общественные и твор ческие объединения; более 1,5 тысяч молодых тракторостроите лей участвуют в работе общест венных конструкторских бюро, бюро экономического анализа, технического нормирования. Учитывая, что высокое про фессиональное мастерство спо собствует борьбе за экономию и бережливость, улучшению ка чества продукции на Минском тракторном заводе уделяется большое внимание технической учебе молодежи. Конструкторы и технологи непосредственно на рабочих-местах знакомят -рабочих с назначениемдетали, узла, влия нием на работоспособность трак тора тех или иных отклонений от требований чертежа. В результа те этой работы увеличилось чис ло молодых рабочих, выпускаю щих продукцию с личным клей мом. Руководство завода оказывает комитету комсомола и штабу «Комсомольского прожектора» повседневную помощь в разра ботке и осуществлении мероприя тий, направленных на экономию, бережливость и улучшение ка чества продукции, принимаетне обходимые меры по устранению выявленных недостатков. Работа комсомольцев и моло дежи Минского тракторного за вода во Всесоюзном рейде «Ком сомольского прожектора» за эко номию и бережливость одобрена ЦК ВЛКСМ. Приказом Министра И. Ф, Си ницына наиболее отличившиеся награждены значками «Отличник социалистического соревнования Министерстватракторного и сель скохозяйственного машинострое ния» и Почетными грамотами Министерства и ДК профсоюза рабочих машиностроения. Директорам предприятий’ и руководителям организаций сов местно с заводскими (местными) комитетами профсоюза и ком сомола рекомендовано довести до сведения всех работающих о по ложительном опыте комсомоль цев и молодежи Минского трак торного завода по экономии, бе режливости и улучшению каче ства продукции. На Челябинском тракторном В тысячу лошадиных сил В о тд е л е п е р с п е к т и в н о го п р о е кт и р о в а н и я Ч е л я б и н с ко го т р а к т о р н о го за в о д а п о д р у к о в о д с т в о м к о н с т р у к т о р о в Ю . П. С а м а го в а и Б. П. М а га р и л л о се й ча с и д е т и н те н си в н а я р а з р а б о т к а с в е р х м о щ ны х ги га н т с ки х т р а к т о р о в , п о д о б ны х к о т о р ы м е щ е не зна л а о те ч е ств е н н а я и з а р у б е ж н а я те х н и ка. Э то б у д е т ц е л о е с е м е й с тв о за м е ч а те л ь н ы х т р а к т о р о в . О с н о в н о й и з них — т р а к т о р Т-220, е го « б р а тья »— Т-330 и Т-500. И х м о щ но сти — с о о тв е тс тв е н н о 220, 330 и 500 л о ш а д и н ы х сил. С о о тв е тс т в у ю т м о щ н о с т я м и т я го в ы е у с и л и я т р а к т о р о в ; 10, 15 и 25 то нн. Э то п о з в о л и т не т о л ь к о р е з к о с о кр а ти ть п е р и о д п о д го т о в к и с е р и й н о го п р о и з в о д с т в а и б ы с тр о на л а д ить п о т о ч н о е и з го т о в л е н и е в сех т р е х м а ш и н на о д н о м з а в о де, н о и м а к с и м а л ь н о у п р о с т и т ь и у д е ш е в и ть п р о и з в о д с т в о и э к с п л у а т а ц и ю т р а к т о р о в . У п р а в л е н и е т р а к т о р а м и б у д е т ги д р а в л и ч е с к и м , а их р а б о ч и м и о р га н а м и — э л е кт р о ги д р а в л и ч е с - ки м . В н е ш н о сть т р а к т о р о в н е с к о л ь к о н е о б ы ч н а . И з м е н е н о р а с п о л о ж е ние д в и га те л я — о н н е с к о л ь к о у т о п л е н в к о р п у с . Р а зум н а я к о м п а н о в ка в ы с в о б о д и л а м е с т о д л я гр у з о в о й п л а тф о р м ы , на к о т о р о й м о ж н о р а с п о л о ж и т ь в с е в о з м о ж ны е н а в е с н ы е а гр е га т ы и м е х а н и зм ы . Н е о б ы ч н о и р а з м е щ е н и е э л е кт р о о с в е т и т е л ь н о го о б о р у д о вания. М о щ н ы е ф а р ы в м о н т и р о ваны в к р ы ш у ка б и н ы . О н и о с в е щ а ю т б о л ь ш о е п р о с т р а н с т в о не т о л ь к о в п е р е д и , н о и с б о к у о т м аш и н ы . А к о н с т р у к т о р ы и д у т д а л ь ш е ; о н и с о зд а л и м а к е т и п р о е к т и р у ю т т р а к т о р в ты с я ч у л о ш а д и н ы х сил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz