Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Имени Ленина На снимке: машинный зал Волжской ГЭС. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС. С п л е н у м а р а й к о м а К П С С ДЕЛО СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ОБЩЕСТВЕННОСТИ Устный журнал Большую популяр н ост ь у ш к о л ьн и к о в нашего жилого рай­ она с первого же выпуска завое­ вал устный журнал «Сияйте, ле­ нинские звезды». 17 декабря со­ стоялся второй выпуск этого журнала. На сей раз его совмест­ но с издателем, школьным секто­ ром Дворца культуры, готовили Учащиеся школы № 39. Ребят пришло — полный зал. Вела выпуск старшая пионер­ вожатая школы Марина Коханен- ко. Первая страничка устного жур­ нала — «Ленинские места на карте мира». Ученица 6 «е» клас­ са Люба Пахомова рассказала о родном городе Ильича — Улья­ новске, о местах, связанных с именем вождя. Апотом юные слу­ шатели журнала посмотрели ки­ нофильм «По ленинским местам Поволжья». «Пионеры Родине». Так называется вторая страничка вы­ пуска. Она была посвящена рас­ сказу о подвиге нашего земляка, пионера Вити .Захарченко, заму­ ченного фашистами. Материал этот подготовили и выступили с ним шестиклассницы Галя Игна­ това и Валя Коротаева. В заклю­ чение странички был показан фильм «Бежин луг» о' герое Ве­ ликой Отечественной войны ком­ сомольце Александре Матросове. И, по установившейся тради­ ции, выпуск завершился концер­ том художественной самодеятель­ ности. Т. САФРОНОВА. Встреча с партизаном На днях в отделе сбыта со­ стоялась встреча работников от­ дела с Алексеем Михайловичем Садиленко — бывшим команди­ ром партизанского соединения, действовавшего в годы Отечест­ венной войны на территорий Че­ хословакии. А. М. Садиленко ав­ тор нескольких книг о партизан­ ском движении. В этот вечер он поделился вос­ поминаниями о совместных бое­ вых действиях советских и че­ хословацких патриотов. Встреча оставила у ее участ­ ников глубокое впечатление. Недавно во Дворце культуры НЛМЗ состоялся пленум Левобе­ режного райкома КПСС, на пове­ стке дня которого стоял вопрос— «О состоянии и мерах улучшения политико-воспитательной работы с подростками и молодежью школ, технических училищ и тех­ никумов». - В работе Пленума приняли участие члены бюро Левобереж­ ного райкома КПСС, директоры и секретари партийных органи­ заций школ, учителя, обществен­ ные деятели заводов и учреж­ дений, представители милиции Левобережного района и народ­ ного суда. С докладом по данному во­ просу выступил секретарь райко­ ма партии т. Черных. Докладчик отметил, что мы живем в такое время, когда с каждым годом улучшается благосостояние со­ ветских людей, повышается их жизненный уровень. Весомый вклад в это дело вносят трудя­ щиеся Левобережного района. Наш район — один из лучших районов области по общим по­ казателям. И в этом немалая заслуга наших юношей и деву­ шек. Но мы живем и в такое время, когда активизировались силы им­ периализма, стремящиеся на­ саждением своей,, чуждой нам, морали растлить молодое поко­ ление социалистических стран. Враг в любую минуту может пе­ рейти от идеологических дивер­ сий к прямым действиям борьбы. Вот почему в настоящее время в наших школах, училищах, тех­ никумах должно придаваться осо­ бенно большое значение полити­ ческому, военно-патриотическому воспитанию молодежи. Молодежь должна уметь отличить своих врагов в любой обстановке. Райком КПСС ведет постоян­ ную работу в этом направлении: проводятся семинары, конферен­ ции и другие^ мероприятия, на которых обсуждаются вопросы идеологического воспитания под­ растающего поколения. Недавно члены Левобережного райкома КПСС и опытные учите­ ля школ провели рейд по про­ верке преподавания обществен­ ных дисциплин в учебных заведе­ ниях нашего района. И вот что показала эта провер­ ка: учащиеся тех учебных заве­ дений, в которых преподавание общественных дисциплин постав­ лено на должную высоту, хорошо ориентируются в современной политической жизни стран мира, свободно и глубоко мыслят, де­ лая самостоятельные выводы. Умело ведут уроки многие учителя тракторозаводского по­ селка. Так, учитель истории -шко­ лы № 10 т. Пивоваров хорошо иллюстрирует свои уроки, свя­ зывая подаваемый учащимся ма­ териал с фактами из местной жизни, обращает их внимание на мемуарную и художествен­ ную литературу. Искусство — партийно, и оно помогает правильно воспитывать нашу молодежь. Об этом помнит преподаватель эстетики Г П Т У № 12 т. Быкова. Объясняя уча­ щимся тему «Труд — основа эстетического воспитания», она использует картины русских ху­ дожников различных времен, очень кстати зачитывает цитаты из произведений В. И. Ленина о труде. Естественно, что этими учите­ лями достигается основное, к че­ му должен стремиться каждый учитель, — ученики не просто запоминают услышанное, но и воспитываются политически зре­ лыми людьми, способными само­ стоятельно оценивать происхо­ дящие события в стране и за рубежом. Уроком, как бы хорошо рн ни был подготовлен, нельзя ограни­ чиваться. Педагогический коллек­ тив, общественность и родители, когда их действия направлены в одно русло, — большая сила. Но нельзя забывать об организациях молодежных — пионерской и комсомольской. В этом году в школах, например, в ряды ВЛКСМ принято 3200 человек. Воздейст­ вие их на ребят сильно. Во всех школах района сейчас работают различные кружки, лек­ торские группы, спортивные сек­ ции, проводятся тематические вечера, интересные диспуты.. И все это чаще по инициативе са­ мих ребят. Идя навстречу 100-ле­ тию со дня рождения В. И. Лени­ на, юность нашего Левобереж­ ного района, как и весь народ, стремится прийти к юбилею со своими подарками. В учебных за­ ведениях учащимися выдвинут лозунг: «Трудиться по-ленински, учиться по-ленински, по-ленински жить и мечтать». Например, недавно пятиклас­ сники школы № 39 провели пио­ нерский сбор, посвященный В. И. Ленину. Сбор прошел очень жи­ во, непохоже на другие. На нем ребята узнали много нового о жизни и деятельности вождя. И, конечно; вот такое меро­ приятие, где все от начала и до конца умело и умно направлено педагогом, является сильным идейно-политическим зарядом. Следует всемерно поддержи­ вать нашу молодежь, изучающую историю нашего Липецкого края. В городе немало замечательных людей, таких, как Семен Филип­ пович Бородин, который является участником двух революций, ко­ торый слушал В. И. Ленина, брал штурмом Зимний. Слушая рас­ сказ этих людей, молодежь ста­ новится как бы живым участни­ ком великих событий. И поэтому надо почаще устраивать встречи старой гвардии с нашим юным поколением. Ребята должны гор­ диться своими отцами и дедами. У нас нет и не может быть той проблемы, о которой кричат за­ падные идеологи — проблемы «отцов и детей». Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в нашем районе проводится определенная положительная работа, но имеют­ ся и существенные недостатки. И именно эти недостатки порожда­ ют те причины, которые застав­ ляют говорить о «трудных» под­ ростках. За первую четверть этого учеб­ ного года в школах нашего Ле­ вобережного района было в сред­ нем 6,3 процента неуспевающих учащихся. В одной только школе № 2 5 — 9 процентов. Директоры некоторых школ решили устранить проблему не­ успеваемости таким образом: от­ давать неуспевающим документы и отпускать на все четыре сторо­ ны. Так, например, поступают директор школы № 38 т. Авра­ менко, директор школы № 26 т. Стуров. Очень часто именно таким об­ разом избавляются от учеников 6, 7 и 8 классов, забывая, что тем самым нарушается закон об обязательном восьмилетием об­ разовании. Это недопустимо. И С е м и н а р к о м с о м о л ь с к и х п р о п а г а н д и с т о в Недавно кабинетом политиче­ ского просвещения и комитетом ВЛКСМнашего завода был прове­ ден семинар для комсомольских пропагандистов цехов и отделов завода. С темой «По Ленинским мес­ там за рубежом» перед присут­ ствующими выступил лектор го­ родского обще ст в а «Знание» С. II. Чуканова. Она рассказала о те,х местах за рубежом, в кото­ рых побывала сама. С помощью эпидиаскопа молодые пропаган­ дисты увидели эти ленинские места. С информацией о международ­ ном положении выступила заве­ дующая кабинетом политическо­ го просвещения Н. А. Кучма. И. ВЕТРОВ, зам. секретаря комитета ВЛКСМ завода. потом, покинув стены школы, ребята .остаются в нашем же -Ле­ вобережном районе, т. е. пробле­ ма не исчезает, а перекладыва­ ется решение ее с одних плеч на другие. Мы же должны решать ее совместно. В последних номерах «Учитель­ ской газеты» идет дискуссия на тему: «Почему не успевает ваш ученик?» Важная тема, и педагоги школ и технических училищ долж­ ны включиться в обсуждение этого вопроса в своих коллекти­ вах. На Всесоюзном съезде учите­ лей т. Брежнев говорил о том, что организации, шефствующие над школами, должны повернуть­ ся «лицом к школе». Было отме­ чено, что кое-что в отношении шефства над учащимися делается на нашем тракторном и Новоли­ пецком заводах. Абсолютно не занимаются этим вопросом тре­ сты «Липецкстрой» и «Железо­ бетон». В нашем районе за этот год не все благополучно еще с уменьшением преступности среди подростков. Тревожное положе­ ние. Чтобы исправить его, необ­ ходимо совместные действ и я семьи, школы и обществен­ ности направить в одно русло. Шефство полезно не только школе, но и самим шефам. Ведь в содружестве детей и взрослых таится огромная ценность — взаимное обогащение. Хорошо подготовленное выступление ше­ фов, совместные поездки в города, овеянные революционной роман­ тикой, совместные походы в кино и театр дадут больше, чем скуч­ но прочитанное назидание. Имен­ но это содружество укрепит в нашей молодежи любовь к труду, военно-патриотические чувства. Подростки особенно чутки к надуманности и фальши. Они не прощают этого, самое опасное— перестают верить своим настав­ никам. Когда учитель говорит взволно­ ванно о Родине, партии, когда сообщает на уроке материал так, как будто в первый раз, то и от учеников можно ожидать само­ стоятельных суждений и боль­ шой отдачи. Важно, чтобы педа­ гог сам помнил: с чего начинает­ ся Родина... Говоря о политико-идеологи­ ческом воспитании молодежи, нельзя умолчать о состоянии по­ литинформации в школе. Полити­ ческой информации в школе от­ водится час в неделю. Например, во время посеще­ ния урока информации в одном из десятых классов школы № 26 было услышано за один час столько информаций о событиях в мире, в том числе и о футболь­ ных и баскетбольных баталиях с подсчетом очков и секунд, что в результате ребята ничего не за­ помнили. Во-первых, очевидно надо на­ помнить, что это урок именно политической информации, во- вторых, педагог должен помочь ребятам выбрать из массы собы­ тий наиболее важные. Педагогам могут помочь семи­ нары Левобережного райкома КПСС, организуемые довольно часто. Они помогут педагогам умело руководить и не оказать­ ся беспомощными перед вопро­ сами учеников на уроках обще­ ственных дисциплин и политин­ формации. Затем о работе коллектива школы № 29 рассказал директор школы т. Салтыков. Он отметил, что большое место в идеологи­ ческом воспитании учащихся за­ нимает урок. Но урок — не единственный компонент. В школе работают кружки и спортивные секции, лекторы лек­ торских групп готовят материалы о жизни и деятельности В. И. Ленина. К 100-летию со дня рож­ дения В. И. Ленина учащиеся го­ товятся серьезно. В частности, на базе Ленинского зала создан Ленинский музей. Сейчас ведет­ ся обширная переписка ребят с музеями страны и людьми, знав­ шими вождя. Есть и свои недостатки. О них говорил докладчик. И причина их существования, наверное, все- таки в том, что нередко в дей­ ствиях педагогического коллекти­ ва доминирует образовательная сторона и забывается о воспита­ тельной. - ... Борясь с недостатками, необхо­ димо начинать со-строгого и ра­ зумного режима в школе. Уче­ ник всегда к^во всем должен выглядеть учеником. • Выступивший в прениях пред­ ставитель правления Дворца куль­ туры новолипецких металлургов т. Нахумов рассказал пленуму о той работе, которая проводится детским сектором Дворца. Во Дворце работает 16 круж­ ков, в которых заниматся свыше 650 детей рабочих и служащих Новолипецкого завода. Для ок­ тябрят здесь организован клуб «Звездочка», для старшеклассни­ ков «Клуб выходного дня», Ле­ нинский клуб «Искра». В воскресенье на дневных сеансах порядок поддерживают юные дружинники и обществен­ ные контролеры, т. е. сами же ребята. В этом учебном году проведе­ но много встреч с -интересными людьми нашего края. Довольно часто проводятся утренники, 6— 8 раз в месяц организовываются страницы — выступления устного журнала. В торжественной обстановке в •Ленинской комнате Дворца куль­ туры проводится прием ребят в октябрята, пионеры и комсомол. Но часто бывает так, что прово­ дится мероприятие нужное и интересное при малой численно­ сти ребят в зале. Здесь на по­ мощь должны прийти учителя с тем, чтобы подсказать ребятам о полезности того, что они смогут послушать и посмотреть. Народный судья т. Дидо отме­ тил в своем выступлении, что за последнее время число преступ­ лений среди подростков в нашем районе увеличилось. Происходит это оттого, что взрослые часто не интересуются или мало инте­ ресуются бытом ребят, их сво­ бодным временем. В жизни педагогических кол­ лективов не должно быть места формальному, равнодушному от­ ношению к учащимся подрост­ кам, как это имеет место в шко­ лах №№ 38, 34, 26, технических училищах № 8 и № 11. Выступившие секретарь райко­ ма ВЛКСМ т. Толчеев и секре­ тарь партййной организации шко­ лы № 31 т. Соколов отметили, что в школах № 19 и № 31 не­ плохо поставлена работа по иде­ ологическому воспитанию уча- Тцихся. Во многих школах поселка тракторного завода хорошо на­ лажена работа пионерских и комсомольских первичных орга­ низаций. Отмечена шефская ра­ бота цеха сборки тракторов и центральной заводской лаборато­ рии нашего завода. Тов. Толчеев, коснувшись значе­ ния в воспитании подростков ху­ дожественных фильмов, предло­ жил педагогам школ чаще прак­ тиковать обсуждение этих филь­ мов. Затем слово было предоставле­ но заведующей районо т. Карпо­ вой, которая рассказала присут­ ствующим о положительных при­ мерах в преподавании общест­ венных дисциплин. Например, было отмечено преподавание истории учителем истории школы № 31 т. Симоновым. Учащиеся познакомились со многими про­ изведениями В. И. Ленина, на практике во время летних работ в колхозе ознакомились с систе­ мой кооперативно-колхозного хо­ зяйства. В качестве положительного примера т. Карповой был приве­ ден и тот факт, что в школах № 10, № 31, № 27 пишутся ле­ тописи своих школ. Решение пленума обязывает воспитывать молодежь в духе марксистско-ленинской убежден­ ности, в тесной связи с жизнью. Директоры школ обязываются пополнить школьные библиотеки произведениями Маркса и Эн­ гельса, Ленина, чаще проводить конференции, вечера на обще­ ственно-политические темы. Н. КУРЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz