Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
В п о м о щ ь с л у ш а т е л я м ш к о л о с н о в м а р к с и з м а - л е н и н и з м а ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ в статье «К вопросу о диалекти ке». Развитие явлений происходит на основе их связи между собой. Благодаря этой связи они воздей ствуют друг на друга. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указы вал, что самой глубокой причи ной изменения всех вещей явля ется их взаимодействие. Взаимосвязь предметов и яв лений окружающего мира носит объективный и всеобщий харак тер. Не существует (и не может существовать) никаких явлений вне многообразных связей с дру гими явлениями. Положение о всеобщей связи вещей является одним из исход ных принципов диалектики. Свя зи многообразны по своим фор мам, значению, содержанию. Наи более важные формы всеобщей связи выражаются законами и ка тегориями диалектики. Вследствие того, что каждое явление находится во множестве различных связей, необходимо всестороннее изучение явлений, т. е. вскрытие и изучение каждой из этих связей. О явлении нельзя верно судить по его единичным связям, а надо стремиться по возможности рассмотреть всю их совокупность. В соответствии с принципами развития и связи необходим конк ретно-исторический подход к изу чаемым явлениям, конкретный анализ любой исторической си туации. Это означает, что каждое событие или факт должны рас сматриваться с учетом конкрет ных условий, места и времени их возникновения и развития.- В од ном из своих писем В. И. Ленин отмечал: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (в) лишь в связи с другими; (у) лишь в свя зи с конкретным опытом исто рии». Неумение конкретно анализи ровать изменяющиеся историчес кие условия — характерная чер та догматического, метафизичес кого подхода к событиям и про блемам. Положение диалектики о конк ретно-историческом подходе к явлениям и всестороннем их ис следовании находит выражение в ленинском учении об основном звене в цепи исторических со бытий. Общественная жизнь пред ставляет собой сложное перепле тение событий и явлений, она может быть уподоблена цепи, состоящей из бесконечного ряда звеньев. Практическое искусство как раз и заключается в умении найти то наиболее важное звено в цепи явлений, от которого за висит решение всей совокупности возникших задач. Научному диалектическо м у подходу к изучению явлений, исходящему из принципов раз вития и связи, противостоят со фистика и эклектицизм. Софистика — это использова ние в доказательствах и рассуж дениях неправильных приемов и всякого рода уловок, нарушаю щих правила логики, но обладаю щих видимостью доказательности, правильности. Одной из таких уловок является выхватывание отдельных фактов, отдельных яв лений из общей связи и преуве личение их действительного зна чения. Эклектицизм — это бесприн ципное, механическое соединение различных идейных направлений или различных подходов к дей ствительности без выявления главного, решающего. Софистика и эклектика пред ставляют собой своеобразные разновидности метафизики, по скольку им присущи односторон ность, игнорирование реальных связей между явлениями, неуме ние выделить главное, основное и т. д. Изучая многообразные связи действительности, человек нахо дит и выделяет связи устойчивые, существенные, главные для тех или иных процессов. Тем самым он открывает законы, управляю щие этими процессами. Закон — это прежде всего связь, причем связь особого рода, которая от личается рядом признаков. 1) Закономерные связи явля ются объективными, т. е. сущест вуют и действуют независимо от сознания и воли людей. 2) Законы носят общий харак тер и свойственны не отдельным вещам и явлениям, а определен ным их группам или всем вещам и явлениям. 3) Закономерные связи являют ся существенными и необходи мыми, т. е. они относятся к су ществу процессов и реализуются с неизбежностью, если имеются налицо определенные условия. 4) Наконец, эти связи выступа ют как относительно устойчивые, т. е. они повторяются и действу ют в определенном порядке, в известной форме, не хаотично. Данное определение закона относится ко всем законам. Но законы бывают разные. Одни из них охватывают узкие области действительности, другие — бо лее широкие, третьи — беспре дельно широкие. Так, физические, химические, биологические зако ны^ относятся к определенным формам движения материи и изу чаются соответствующими наука ми. Законы, относящиеся ко всем областям действительности, ко всем явлениям, называются все общими или наиболее общими. Изучением этих законов и зани мается диалектика. Диалектика является учением о всеобщих законах и формах развития материального мира и познания. Диалектика развития матери ального мира называется объек тивной; диалектика познания на зывается субъективной, является отражением объективной диалек тики в сознании людей. Главными, основными законами диалектики являются закон един ства и борьбы противоположно стей, закон перехода количествен ных изменений в качественные, закон отрицания. К их рассмот рению мы и переходим. борьба противоположностей 1. Мы уже говорили, движение есть форма существования мате рии, коренное, неотъемлемое ее свойство. В повседневной жизни движение обычно понимают как простое перемещение тел. Подоб ное представление о движении было и у прежних материали стов. Диалектический материа лизм понимаегтдрижение более глубоко — как любое измене ние. Вещи и явления не только меняют свое местоположение, не только изменяются количествен но, но и претерпевают внутрен ние, качественные изменения, становятся другими, т. е. разви ваются. Развитие имеет всеобщий ха рактер. Все окружающее челове ка предметы и явления — звез ды, Солнце, Земля, многообраз ный животный и растительный мир, а также сам человек воз никли в процессе развития и про должают изменяться и развивать ся. Как же совершается всеобщее развитие? Каковы его черты и законы? Ответы на эти вопросы дает материалистическая диалек тика, являющаяся неотъемлемой частью философии марксизма. Диалектика изучает развитие ма териального мира и познания. Идея развития — главная идея, исходный принцип диалектики. Не всякое изменение является развитием. Развитие — это такое изменение, которое обязательно включает в себя качественные преобразования, коренные прев ращения предметов и явлений, исчезновение одних и возникно вение других, новых. Оно необ ратимо, т. е. имеет определен ную направленность и не может полностью повторять прошлые состояния. Источником развития материи й отдельных материаль ных образований служат их внут ренние противоречия, и поэтому развитие выступает как самораз витие, Т: е. совершается благода ря внутренним стимулам,, а не каким-либо внешним силам. Развитие окружающего нас ми ра объективно, оно происходит по своим собственным законам. Сознание человека лишь отра жает внешний мир и его движе ние. Материалистическая диалек тика в корне отличается от идеа листической, согласно которой первичным и развивающимся яв ляется нечто духовное: либо не кий абсолютный дух, либо мысли человека. Диалектике противостоит другой метод мышления — метафизи ческий. Для него характерны од носторонний подход к действи тельности, преувеличение одних ее моментов и игнорирование других, неумение учитывать все стороны и связи познаваемых вещей или процессов. Поэтому необходимо различать два понимания, две концепции развития — диалектическую и метафизическую. Если первая из них научна и плодотворна, то вторая — бесплодна и мертва. О необходимости различать назван ные концепции писал В. И. Ленин Единство и Люди издавна задумывались над тем, почему происходят из менения, наблюдающиеся в при роде и обществе, в чем источ ник, движущие силы развития. Поэтому выдвигались различные предположения. Метафизики, ме ханистически решая эту проблему, искали источник движения и из менения во внешней силе, в пер вом толчке приходили к идеа лизму. Научное решение вопроса об источнике развития, данное фило софией марксизма, выражается законом единства и борьбы про тивоположностей, который В. И. Ленин называл сутью, ядром ма териалистической диалекти к и. Этот закон вскрывает внутреннюю причину развития, показывая, что его источник ле*кит в противоре чивости явлений и процессов, во взаимодействии, в борьбе прису щих им противоположностей. Противоположности — это про тивостоящие друг другу стороны, силы, тенденции явлений. Они отрицают, исключают и одновре менно обусловливают друг дру га. Вместе с тем противополож ности являются сторонами, эле ментами противоречия, которое представляет собой взаимоотно шение противоположностей. Противоположности свойствен ны всем явлениям и процессам действительности на всех стадиях их развития. Поэтому противоре чивость явлений имеет всеобщий характер. Каково же взаимодействие про тивоположностей внутри явлений? Это взаимодействие включает в себя и единство противополож ностей, и их борьбу. Единство противоположностей означает, что они составляют не отъемлемые стороны одного яв ления и взаимно обусловливают друг друга. Противоположности не могут существовать отдельно друг от д р у г а , а к а ж д ы й предмет, явление— вне их един ства и в з а и м о д е й с т в и я . Единство противоположностей относительно, временно, в ходе развития оно нарушается, что в конечном счете приводит к ис чезновению одной и появлению другой, вместе с которой возни кает и новое единство противо положностей. Находясь в единстве, противо положности в то же время «бо рются» между собой, т. е. взаим но Ътрицают, исключают друг друга. И если единство противо положностей относительно, то их борьба, учил В. И. Ленин, абсо лютна, как абсолютно развитие, движение. Борьба противоположност е й, внутренние противоречия состав ляют основной источник движения и развития всех предметов и яв лений. Борьба, противоречивое взаимодействие находящихся в единстве и вместе с тем взаимо исключающих сторон и тенден ций стимулирует движенце и из менение, ведет к исчезновению старых и возникновению новых качеств и форм. Как отмечал Ф. Энгельс, разделение на противо положности, их борьба и разре шение есть начало всякого разви тия. Изучение природы и общест ва неоспоримо подтверждает это важнейшее положение марксиз ма. Как и все на свете, противоре чия развиваются и проходят раз личные этапы, или ступени. Сту пенями развития противоречия являются различие, противопо ложность, конфликт. Различие можно рассматривать как началь ную ступень противоречия. Оно может выступать и как конечная ступень затухающего противоре чия, когда это противоречие раз решается постепенно. Противопо ложность представляет собой раз витое противоречие. Конфликт — до предела обостренное противо речие, . крайняя степень развития противоречия. т Составляющие противоречие стороны не являются равнознач ными. Одна из этих сторон ока зывается главной, доминирую щей, определяющей характ е р всего явления, а другая — неглав ной. Например, в противоречии между пролетариатом и буржуа зией при капитализме буржуазия занимает господствующее поло жение, что и обусловливает ха рактер этого общественного строя. В ходе развития противоречия соотношение и роль составляю щих его сторон могут измениться. Так, после установления диктату ры пролетариата противоречие между еще не ликвидированной буржуазией и рабочим классом тоже имеет место, но соотноше ние сторон здесь коренным об разом меняется. Главной сторо ной противоречия становится ра бочий класс, который из угнетен ного класса превращается в гос подствующий, в то время как буржуазия лишается своего гос подствующего положения и со временем ликвидируется к а к класс. Присущие предметам и явле ниям противоречия различаются по своему действию, характеру, значению, способу разрешения и т. п. Противоречия могут быть внутренними и внешними, основ ными и неосновными, антагонисти ческими и неантагонистическими. Внутренние противоречия об разуются между противополож ными сторонами Данного явления. Внешние противоречия — это противоречия данного явления с другими явлениями или процес сами. Определяющее значение в развитии данного явления имеют внутренние противоречия, так как они связаны с его содержа нием и сущностью, составляют основу его развития и измене ния. Эти противоречия коренятся в самой природе данных явлений. Внешние противоречия также оказывают влияние на развитие явлений, на их внутренние про цессы, действуя через внутрен ние противоречия. Поэтому внеш ние противоречия тоже-следует учитывать при изучении явлений. Вместе с тем надо иметь в виду относительность внешнего и внутреннего. Если противоречия между двумя мировыми система ми являются внешними для каж дой из них в отдельности, то и для человечества в целом они выступают как внутренние про тиворечия. Внутреннее противоречие, ко торое играет определяющую роль в развитии предмета или явления, называется основным. Оно относится к сущности этого предмета, явления, от него зави сят другие противоречия и ха рактер развития предмета в це лом. Положение об основном проти воречии очень важно с методо логической точки зрения, так как обнаружение основного противо речия какого-либо процесса оз начает раскрытие сущности этого процесса. В общественной жизни разли чают противоречия антагонисти ческие и неантагонистические. Антагонистический характер про тиворечий обусловлен разделе нием общества на классы с взаим но исключающими друг друга ин тересами, в основе чего лежит в свою очередь частная собст венность на средства производст ва. Это острые, враждебные про тиворечия. Для них существенно то, что они не могут быть раз решены в условиях того общест венного строя, в котором они возникли. Антагонистические про тиворечия разрешаются путем классовой борьбы и социальной революции, “которая ликвидирует старый общественный строй и. создает новый. Такого рода про тиворечия характерны для рабо владельческого, феодального и капиталистического общества. На пример, основное противоречие капитализма носит антагонисти ческий характер. Развиваясь, оно приводит капитализм к неизбеж ной гибели. Антагонистический характ е р имеет также противоречие между капиталистической и социалисти ческой мировыми системами. Неантагонистические противоре чия возникают при' наличии общ ности важнейших интересов у различных социальных групп об щества. Так, например, в условиях капитализма не являются антаго нистическими противоречия меж ду мелкой буржуазией и рабо чим классом. Однако в капиталистическом обществе и в других классово антагонистических общественных формациях неантагонистические противоречия не являются глав ными, характерными, выражаю щими специфику общественного строя. Главными и характерными они становятся в социалистичес ком обществе, где складывается социально-политическое и идей ное единство всех социальных групп общества. Это единство в свою очередь обусловлено обще ственной собственностью на сред ства производства. Неантагони стический характер противоречий социалистического общества яв ляется их важнейшей особенно стью. Все это приводит к тому, что при социализме возникают новые способы и формы вскрытия и преодоления противоречий. Фор мами разрешения противоречий являются здесь не классовая борьба и революция, как в клас сово-антагонистических формаци ях, а организованные усилия все го народа, действие новых дви жущих сил общества, таких, как социально-политическое и идей ное единство, дружба народов, социалистический патриотизм, кри тика и самокритика. Кроме того, в отличие от предшествующих формаций, где противоречия об наруживались и разрешались сти хийно, при социализме они вскры ваются и разрешаются посредст вом сознательной деятельности людей, руководимых коммунисти ческой партией, строящей свою политику на основе познанных законов общественной жизни. Вследствие этого, а также по тому, что при социализме нет организованных социальных сил, которые заинтересованы в защи те старого, неантагонистические противоречия могут быть резре- шены относительно своевремен но, до наступления их серьезного обострения. Разрешение таких противоречий не требует измене ния основ существующего строя, а, напротив, укрепляет их, спо собствует развитию социалисти ческого общества, движению его к коммунизму. Хотя закон единства и борьбы противоположностей выражает основное содержание развития и его источник, всех сторон разви тия он не исчерпывает. Он не показывает, как образуется новое качество в процессе развития, какова общая тенденция разви тия. Эти и некоторые другие чер ты развития .отображаются дру гими законами диалектики. Вопросы для собеседования и литература к теме «Законы ма териалистической диалектики» помещены на четвертой странице сегодняшнего номера «Кировца»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz