Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

В п о м о щ ь с л у ш а т е л я м ш к о л о с н о в м а р к с и з м а - л е н и н и з м а ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ в статье «К вопросу о диалекти­ ке». Развитие явлений происходит на основе их связи между собой. Благодаря этой связи они воздей­ ствуют друг на друга. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указы­ вал, что самой глубокой причи­ ной изменения всех вещей явля­ ется их взаимодействие. Взаимосвязь предметов и яв­ лений окружающего мира носит объективный и всеобщий харак­ тер. Не существует (и не может существовать) никаких явлений вне многообразных связей с дру­ гими явлениями. Положение о всеобщей связи вещей является одним из исход­ ных принципов диалектики. Свя­ зи многообразны по своим фор­ мам, значению, содержанию. Наи­ более важные формы всеобщей связи выражаются законами и ка­ тегориями диалектики. Вследствие того, что каждое явление находится во множестве различных связей, необходимо всестороннее изучение явлений, т. е. вскрытие и изучение каждой из этих связей. О явлении нельзя верно судить по его единичным связям, а надо стремиться по возможности рассмотреть всю их совокупность. В соответствии с принципами развития и связи необходим конк­ ретно-исторический подход к изу­ чаемым явлениям, конкретный анализ любой исторической си­ туации. Это означает, что каждое событие или факт должны рас­ сматриваться с учетом конкрет­ ных условий, места и времени их возникновения и развития.- В од­ ном из своих писем В. И. Ленин отмечал: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (в) лишь в связи с другими; (у) лишь в свя­ зи с конкретным опытом исто­ рии». Неумение конкретно анализи­ ровать изменяющиеся историчес­ кие условия — характерная чер­ та догматического, метафизичес­ кого подхода к событиям и про­ блемам. Положение диалектики о конк­ ретно-историческом подходе к явлениям и всестороннем их ис­ следовании находит выражение в ленинском учении об основном звене в цепи исторических со­ бытий. Общественная жизнь пред­ ставляет собой сложное перепле­ тение событий и явлений, она может быть уподоблена цепи, состоящей из бесконечного ряда звеньев. Практическое искусство как раз и заключается в умении найти то наиболее важное звено в цепи явлений, от которого за­ висит решение всей совокупности возникших задач. Научному диалектическо м у подходу к изучению явлений, исходящему из принципов раз­ вития и связи, противостоят со­ фистика и эклектицизм. Софистика — это использова­ ние в доказательствах и рассуж­ дениях неправильных приемов и всякого рода уловок, нарушаю­ щих правила логики, но обладаю­ щих видимостью доказательности, правильности. Одной из таких уловок является выхватывание отдельных фактов, отдельных яв­ лений из общей связи и преуве­ личение их действительного зна­ чения. Эклектицизм — это бесприн­ ципное, механическое соединение различных идейных направлений или различных подходов к дей­ ствительности без выявления главного, решающего. Софистика и эклектика пред­ ставляют собой своеобразные разновидности метафизики, по­ скольку им присущи односторон­ ность, игнорирование реальных связей между явлениями, неуме­ ние выделить главное, основное и т. д. Изучая многообразные связи действительности, человек нахо­ дит и выделяет связи устойчивые, существенные, главные для тех или иных процессов. Тем самым он открывает законы, управляю­ щие этими процессами. Закон — это прежде всего связь, причем связь особого рода, которая от­ личается рядом признаков. 1) Закономерные связи явля­ ются объективными, т. е. сущест­ вуют и действуют независимо от сознания и воли людей. 2) Законы носят общий харак­ тер и свойственны не отдельным вещам и явлениям, а определен­ ным их группам или всем вещам и явлениям. 3) Закономерные связи являют­ ся существенными и необходи­ мыми, т. е. они относятся к су­ ществу процессов и реализуются с неизбежностью, если имеются налицо определенные условия. 4) Наконец, эти связи выступа­ ют как относительно устойчивые, т. е. они повторяются и действу­ ют в определенном порядке, в известной форме, не хаотично. Данное определение закона относится ко всем законам. Но законы бывают разные. Одни из них охватывают узкие области действительности, другие — бо­ лее широкие, третьи — беспре­ дельно широкие. Так, физические, химические, биологические зако­ ны^ относятся к определенным формам движения материи и изу­ чаются соответствующими наука­ ми. Законы, относящиеся ко всем областям действительности, ко всем явлениям, называются все­ общими или наиболее общими. Изучением этих законов и зани­ мается диалектика. Диалектика является учением о всеобщих законах и формах развития материального мира и познания. Диалектика развития матери­ ального мира называется объек­ тивной; диалектика познания на­ зывается субъективной, является отражением объективной диалек­ тики в сознании людей. Главными, основными законами диалектики являются закон един­ ства и борьбы противоположно­ стей, закон перехода количествен­ ных изменений в качественные, закон отрицания. К их рассмот­ рению мы и переходим. борьба противоположностей 1. Мы уже говорили, движение есть форма существования мате­ рии, коренное, неотъемлемое ее свойство. В повседневной жизни движение обычно понимают как простое перемещение тел. Подоб­ ное представление о движении было и у прежних материали­ стов. Диалектический материа­ лизм понимаегтдрижение более глубоко — как любое измене­ ние. Вещи и явления не только меняют свое местоположение, не только изменяются количествен­ но, но и претерпевают внутрен­ ние, качественные изменения, становятся другими, т. е. разви­ ваются. Развитие имеет всеобщий ха­ рактер. Все окружающее челове­ ка предметы и явления — звез­ ды, Солнце, Земля, многообраз­ ный животный и растительный мир, а также сам человек воз­ никли в процессе развития и про­ должают изменяться и развивать­ ся. Как же совершается всеобщее развитие? Каковы его черты и законы? Ответы на эти вопросы дает материалистическая диалек­ тика, являющаяся неотъемлемой частью философии марксизма. Диалектика изучает развитие ма­ териального мира и познания. Идея развития — главная идея, исходный принцип диалектики. Не всякое изменение является развитием. Развитие — это такое изменение, которое обязательно включает в себя качественные преобразования, коренные прев­ ращения предметов и явлений, исчезновение одних и возникно­ вение других, новых. Оно необ­ ратимо, т. е. имеет определен­ ную направленность и не может полностью повторять прошлые состояния. Источником развития материи й отдельных материаль­ ных образований служат их внут­ ренние противоречия, и поэтому развитие выступает как самораз­ витие, Т: е. совершается благода­ ря внутренним стимулам,, а не каким-либо внешним силам. Развитие окружающего нас ми­ ра объективно, оно происходит по своим собственным законам. Сознание человека лишь отра­ жает внешний мир и его движе­ ние. Материалистическая диалек­ тика в корне отличается от идеа­ листической, согласно которой первичным и развивающимся яв­ ляется нечто духовное: либо не­ кий абсолютный дух, либо мысли человека. Диалектике противостоит другой метод мышления — метафизи­ ческий. Для него характерны од­ носторонний подход к действи­ тельности, преувеличение одних ее моментов и игнорирование других, неумение учитывать все стороны и связи познаваемых вещей или процессов. Поэтому необходимо различать два понимания, две концепции развития — диалектическую и метафизическую. Если первая из них научна и плодотворна, то вторая — бесплодна и мертва. О необходимости различать назван­ ные концепции писал В. И. Ленин Единство и Люди издавна задумывались над тем, почему происходят из­ менения, наблюдающиеся в при­ роде и обществе, в чем источ­ ник, движущие силы развития. Поэтому выдвигались различные предположения. Метафизики, ме­ ханистически решая эту проблему, искали источник движения и из­ менения во внешней силе, в пер­ вом толчке приходили к идеа­ лизму. Научное решение вопроса об источнике развития, данное фило­ софией марксизма, выражается законом единства и борьбы про­ тивоположностей, который В. И. Ленин называл сутью, ядром ма­ териалистической диалекти к и. Этот закон вскрывает внутреннюю причину развития, показывая, что его источник ле*кит в противоре­ чивости явлений и процессов, во взаимодействии, в борьбе прису­ щих им противоположностей. Противоположности — это про­ тивостоящие друг другу стороны, силы, тенденции явлений. Они отрицают, исключают и одновре­ менно обусловливают друг дру­ га. Вместе с тем противополож­ ности являются сторонами, эле­ ментами противоречия, которое представляет собой взаимоотно­ шение противоположностей. Противоположности свойствен­ ны всем явлениям и процессам действительности на всех стадиях их развития. Поэтому противоре­ чивость явлений имеет всеобщий характер. Каково же взаимодействие про­ тивоположностей внутри явлений? Это взаимодействие включает в себя и единство противополож­ ностей, и их борьбу. Единство противоположностей означает, что они составляют не­ отъемлемые стороны одного яв­ ления и взаимно обусловливают друг друга. Противоположности не могут существовать отдельно друг от д р у г а , а к а ж д ы й предмет, явление— вне их един­ ства и в з а и м о д е й с т в и я . Единство противоположностей относительно, временно, в ходе развития оно нарушается, что в конечном счете приводит к ис­ чезновению одной и появлению другой, вместе с которой возни­ кает и новое единство противо­ положностей. Находясь в единстве, противо­ положности в то же время «бо­ рются» между собой, т. е. взаим­ но Ътрицают, исключают друг друга. И если единство противо­ положностей относительно, то их борьба, учил В. И. Ленин, абсо­ лютна, как абсолютно развитие, движение. Борьба противоположност е й, внутренние противоречия состав­ ляют основной источник движения и развития всех предметов и яв­ лений. Борьба, противоречивое взаимодействие находящихся в единстве и вместе с тем взаимо­ исключающих сторон и тенден­ ций стимулирует движенце и из­ менение, ведет к исчезновению старых и возникновению новых качеств и форм. Как отмечал Ф. Энгельс, разделение на противо­ положности, их борьба и разре­ шение есть начало всякого разви­ тия. Изучение природы и общест­ ва неоспоримо подтверждает это важнейшее положение марксиз­ ма. Как и все на свете, противоре­ чия развиваются и проходят раз­ личные этапы, или ступени. Сту­ пенями развития противоречия являются различие, противопо­ ложность, конфликт. Различие можно рассматривать как началь­ ную ступень противоречия. Оно может выступать и как конечная ступень затухающего противоре­ чия, когда это противоречие раз­ решается постепенно. Противопо­ ложность представляет собой раз­ витое противоречие. Конфликт — до предела обостренное противо­ речие, . крайняя степень развития противоречия. т Составляющие противоречие стороны не являются равнознач­ ными. Одна из этих сторон ока­ зывается главной, доминирую­ щей, определяющей характ е р всего явления, а другая — неглав­ ной. Например, в противоречии между пролетариатом и буржуа­ зией при капитализме буржуазия занимает господствующее поло­ жение, что и обусловливает ха­ рактер этого общественного строя. В ходе развития противоречия соотношение и роль составляю­ щих его сторон могут измениться. Так, после установления диктату­ ры пролетариата противоречие между еще не ликвидированной буржуазией и рабочим классом тоже имеет место, но соотноше­ ние сторон здесь коренным об­ разом меняется. Главной сторо­ ной противоречия становится ра­ бочий класс, который из угнетен­ ного класса превращается в гос­ подствующий, в то время как буржуазия лишается своего гос­ подствующего положения и со временем ликвидируется к а к класс. Присущие предметам и явле­ ниям противоречия различаются по своему действию, характеру, значению, способу разрешения и т. п. Противоречия могут быть внутренними и внешними, основ­ ными и неосновными, антагонисти­ ческими и неантагонистическими. Внутренние противоречия об­ разуются между противополож­ ными сторонами Данного явления. Внешние противоречия — это противоречия данного явления с другими явлениями или процес­ сами. Определяющее значение в развитии данного явления имеют внутренние противоречия, так как они связаны с его содержа­ нием и сущностью, составляют основу его развития и измене­ ния. Эти противоречия коренятся в самой природе данных явлений. Внешние противоречия также оказывают влияние на развитие явлений, на их внутренние про­ цессы, действуя через внутрен­ ние противоречия. Поэтому внеш­ ние противоречия тоже-следует учитывать при изучении явлений. Вместе с тем надо иметь в виду относительность внешнего и внутреннего. Если противоречия между двумя мировыми система­ ми являются внешними для каж­ дой из них в отдельности, то и для человечества в целом они выступают как внутренние про­ тиворечия. Внутреннее противоречие, ко­ торое играет определяющую роль в развитии предмета или явления, называется основным. Оно относится к сущности этого предмета, явления, от него зави­ сят другие противоречия и ха­ рактер развития предмета в це­ лом. Положение об основном проти­ воречии очень важно с методо­ логической точки зрения, так как обнаружение основного противо­ речия какого-либо процесса оз­ начает раскрытие сущности этого процесса. В общественной жизни разли­ чают противоречия антагонисти­ ческие и неантагонистические. Антагонистический характер про­ тиворечий обусловлен разделе­ нием общества на классы с взаим­ но исключающими друг друга ин­ тересами, в основе чего лежит в свою очередь частная собст­ венность на средства производст­ ва. Это острые, враждебные про­ тиворечия. Для них существенно то, что они не могут быть раз­ решены в условиях того общест­ венного строя, в котором они возникли. Антагонистические про­ тиворечия разрешаются путем классовой борьбы и социальной революции, “которая ликвидирует старый общественный строй и. создает новый. Такого рода про­ тиворечия характерны для рабо­ владельческого, феодального и капиталистического общества. На­ пример, основное противоречие капитализма носит антагонисти­ ческий характер. Развиваясь, оно приводит капитализм к неизбеж­ ной гибели. Антагонистический характ е р имеет также противоречие между капиталистической и социалисти­ ческой мировыми системами. Неантагонистические противоре­ чия возникают при' наличии общ­ ности важнейших интересов у различных социальных групп об­ щества. Так, например, в условиях капитализма не являются антаго­ нистическими противоречия меж­ ду мелкой буржуазией и рабо­ чим классом. Однако в капиталистическом обществе и в других классово­ антагонистических общественных формациях неантагонистические противоречия не являются глав­ ными, характерными, выражаю­ щими специфику общественного строя. Главными и характерными они становятся в социалистичес­ ком обществе, где складывается социально-политическое и идей­ ное единство всех социальных групп общества. Это единство в свою очередь обусловлено обще­ ственной собственностью на сред­ ства производства. Неантагони­ стический характер противоречий социалистического общества яв­ ляется их важнейшей особенно­ стью. Все это приводит к тому, что при социализме возникают новые способы и формы вскрытия и преодоления противоречий. Фор­ мами разрешения противоречий являются здесь не классовая борьба и революция, как в клас­ сово-антагонистических формаци­ ях, а организованные усилия все­ го народа, действие новых дви­ жущих сил общества, таких, как социально-политическое и идей­ ное единство, дружба народов, социалистический патриотизм, кри­ тика и самокритика. Кроме того, в отличие от предшествующих формаций, где противоречия об­ наруживались и разрешались сти­ хийно, при социализме они вскры­ ваются и разрешаются посредст­ вом сознательной деятельности людей, руководимых коммунисти­ ческой партией, строящей свою политику на основе познанных законов общественной жизни. Вследствие этого, а также по­ тому, что при социализме нет организованных социальных сил, которые заинтересованы в защи­ те старого, неантагонистические противоречия могут быть резре- шены относительно своевремен­ но, до наступления их серьезного обострения. Разрешение таких противоречий не требует измене­ ния основ существующего строя, а, напротив, укрепляет их, спо­ собствует развитию социалисти­ ческого общества, движению его к коммунизму. Хотя закон единства и борьбы противоположностей выражает основное содержание развития и его источник, всех сторон разви­ тия он не исчерпывает. Он не показывает, как образуется новое качество в процессе развития, какова общая тенденция разви­ тия. Эти и некоторые другие чер­ ты развития .отображаются дру­ гими законами диалектики. Вопросы для собеседования и литература к теме «Законы ма­ териалистической диалектики» помещены на четвертой странице сегодняшнего номера «Кировца»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz