Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

В ПОМОЩЬ СЛУШАТЕЛЯМ ШКОЛ ОСНОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА) И О е е М А Т Е Р И Я с н о в н ы е ф о р м ы с у щ е с т в о в а н и я I Сегодня мы публикуем материал к очередному занятию в школах основ марксизма-лени­ низма четвертого года обучения по теме «Материя и основные формы существования». Ниже помещается в сокращенном виде последний, четвертый раздел главы II «Материаль­ ность мира, материя и ее сознание» из второго издания «Начального курса ф и л о с о ф и и » («Мысль», 1967 г.). Материал подготовлен к публикации в «Кировце» старшим преподавателем Липецкого фи­ лиала Московского института стали и сплавов 3. А. Ушаковой. ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛА/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛ1ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ| 4. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как высшая форма отражения действительности Человек давно пытался понять, каким образом возникают мысли и имеется ли взаимосвязь между духовным и телесным. Первобыт­ ные люди думали, будто снови­ дения возникают потому, что во сне «душа» покидает тело, а болезни — это результат того, что в человека вселяется «злой дух». Извращенное представление о сознании навязывалось людям идеалистической философией и религией. Материалисты доказывали, что мыслит не какой-то безликий ра­ зум, а человек, на органы чувств которого воздействуют предметы и явления окружающего мир$. Однако они не смогли глубоко раскрыть природу сознания и его существенные особенности. Так называемые вульгарн ы е материалисты считали, что созна ние является особой, разновид­ ностью материи и что мысль вы­ деляется мозгом почти так же, как желчь выделяется печенью. Вульгарные материалисты игно­ рируют доказанное наукой каче­ ственное различие между мате­ рией и сознанием, что неизбеж­ но приводит к смешению мате­ риального с идеальным. Марксистско-ленинская филосо­ фия исходит из того, что созна­ ние является свойством высоко­ организованной материи и воз­ никло на определенной ступени развития живой природы/ П р е д п о с ы л к и в о з н и к н о в е н и я В работе «Материализм и эм­ пириокритицизм» В. И. Ленин говорит об отражении — как объективном свойстве присущем всей материи. Оно представля­ ет собой способность одного объекта запечатлевать, фиксиро­ вать воздействие других. В неживой природе отражение происходит по законам механи­ ки, физики, химии. В живых организмах отражение осуществляется в качественно иных формах. Формы отражения у живых ор­ ганизмов зависят как от их строе­ ния, так и от характера их взаимо­ действия со средой. Форма от­ ражения, свойственная жив о й природе, называется раздражи­ мостью. На основе раздражимости и в результате ее развития возника­ ет качественно новая, психичес­ кая форма отражения — ощу­ щение. У высших животных, об­ ладающих центральной нервной системой, ощущения являются результатом деятельности мозга. Ощущения — это идеальная форма отражения. Источником ощущений служит материальный мир. Если нет предмета, нет и его образа. Все психические процессы, про­ исходящие в мозгу, в конечном счете определяются воздействи­ ем материальных раздражителей. Эти раздражители действуют на органы чувств — анализаторы. Каждый из них передает возбуж­ дение в кору головного мозга. Мозг перерабатывает импульсы и посылает к исполнительным ор­ ганам животного. Этот акт нерв­ ной системы И. П. Павлов назы­ вал рефлексом. Рефлексы бывают безусловны­ ми- и условными. Безусловные рефлексы приобретаются живот­ ными в процессе эволюции дан­ ного вида и представляют собой врожденные связи организма со средой. Условные рефлексы вы­ рабатываются в процессе инди­ видуальной жизни организма и отражают постоянно меняющие- с о з н а р и я ся окружающие условия. Благо­ даря рефлекторной деятельности животные получают возможность реагировать на те раздражения, которые имеют для них биологи­ ческое значение. Разумеется, ощущения и вос­ приятия животных и человека, имея между собой много общего, качественно отличаются друг от друга. У животных на основе ощущений могут возникать пред­ ставления и целостные образы вещей, ситуаций и даже отноше­ ний между ними. Но животные воспринимают и оценивают преж­ де всего те свойства предметов, которые удовлетворяют их био­ логические потребности. Ощуще­ ния, представления, с помощью которых животные ориентируют­ ся в окружающей среде, не осоз­ наются ими. В отличие от этого человеку как социальному существу свой­ ственно сознание — самая высо­ кая форма отражения действи­ тельности. С о ц и а л ь н а я с у щ н о с т ь ч е л о в е ч е с к о г о с о з н а н и я , е г о т в о р ч е с к а я р о л ь Человек — существо общест­ венное, и его сознание также представляет собой социально­ историческое явление. Сознание представляет собой высшую форму отражения дей­ ствительности. Оно возникло и развивалось в процессе трудовой деятельности человека. Чтобы жить, человек должен трудиться, производить орудия труда и ма­ териальные блага. А каждый мо­ мент труда необходимо предва­ рительно осмыслить, осознать. Именно производительный труд и создал человека как существо, способное осознавать свою дея­ тельность и целенаправленно из­ менять мир. Но труд невозможен вне кол­ лектива, вне общества, а общест­ во невозможно б ез связи и об­ щения между людьми, т. е. без языка, речи. Язык, как и созна­ ние, зарождается и развивается в обществе в ходе трудовой дея­ тельности людей. «Сначала труд, а затем и вме­ сте с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием кото­ рых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходст­ ве с обезьяньим, далеко превос­ ходит его по величине и совер­ шенству». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 20, стр. 490). Данные современного естест­ вознания показывают, что физи- рлогической основой человечес­ кого мышления являются нервные процессы, происходящие в моз­ гу. Особую роль играет кора больших полушарий головного мозга, подкорковые слои, обес­ печивающие нормальную дея­ тельность коры головного мозга. Наукой установлено, что наибо­ лее сложные по строению участ­ ки коры головного мозга возник­ ли на последних этапах эволюции нервной системы. Сознание нельзя понять в от­ рыве от мыслящей материи, от мозга. Мозг является органом мысли, а сознание, мысль — результат деятельности мозга. Посредством мышления человек вычленяет те свойства и качест­ ва предметов и явлений, с кото­ рыми ему приходится иметь дело на практике. Процесс отражения и преобра­ зования человеком внешнего ми­ ра протекает непрерывно и при­ водит к обогащению человека опытом, к расширению его воз­ можностей учитывать новые си­ туации. У человека на протяжении исто­ рического развития выработалась качественно новая по сравнению с животными система отражения действительности, так называемая вторая сигнальная система—речь, слово. С помощью слова человек переходит от конкретных чувст­ венных восприятий и представле­ ний к общим понятиям, сужде­ ниям, умозаключениям, т. е. к мысли. Мыслительный процесс проте­ кает по своим объективным зако­ нам, механизм действия которых все глубже раскрывается совре­ менной наукой, в частности, ки­ бернетикой. Созданы машины, которые, моделируя некоторые черты психической деятельности, производят различные вычисления и обработку научных данных, осу­ ществляют некоторые логические операции. Но машина не мыслит, не чувствует, у нее нет и не мо­ жет быть социальных качеств, ко­ торыми обладает человек, идеа­ лов, интересов. Вместе с тем со­ временные кибернетические ма­ шины оказывают огромную по­ мощь человеку, умножая не толь­ ко его физические силы, но и его интеллектуальную мощь. Человеческое сознание не яв­ ляется просто пассивным отра­ жением объективной реальности, оно обратно воздействует на при­ роду- Человеческое отношение к ми­ ру—это процесс целенаправлен­ ного познания и вместе с тем ак­ тивного целесообразного преоб­ разования действительности. Практически преобразуя при­ роду, человек создает своим трудом новые предметы, в кото­ рых материализуется, опредме­ чивается его сознание. «Сознание человека, — отмечал В. И. Ленин, — не только. отражает объектив­ ный мир, но и творит его». (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 29, стр. 194). п Дар-эс-Салам. Правительство Танзании уделяет большое внима­ ние ликвидации неграмотности —; одного из тяжелых наследий ко­ лониализма в стране. В университете столицы работ тет большая группа экспертов ЮНЕСКО, в которую входят и советские специа­ листы. На снимке (слева направо): доцент Тамбовского университета Феликс Тарасенко и студенты второго курса дар-эс-саламского уни­ верситета Ндазива и Мрема во время лабораторных занятий. Фото В. Сухоруких. На границах Иордании продолжаются провокации израильских войск. Многие пограничные поселки и деревни обстретчны из ору­ дий и пулеметов. На снимке: разрушения в одном из пограничных иорданских по­ селков после огневого налета израильской артиллерии. Снимок из ливанского журнала «Аль-Джумхур». Фотохроника ТАСС. М 1 1 :Ш 1 Ш 1 Ш Ш Ш Ш !Ш 1 Ш Н 1 Ш !1 !1 1 Ш |1 1 1 Ш Ш !Ш 1 Щ ||||||Ш !!!Ш Ь Л И Т Е Р А Т У Р А : Ф. ЭНГЕЛЬС. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В. ЛЕНИН. «Материализм и эмпириокритицизм» гл. 1 § и, 4, 5; гл. IV § 6, §8. Хрестоматия по диалектическому и историческому материализ­ му. М., 1968. Начальный курс философии. М., 1968. Диалектический и исторический материализм. М., 1968. Методическое пособие по философии. М„ 1967. Материя и сознание. «Политическое самообразование» № 8, 1968. ФОТОИНФОРМАЦИЯ На киностудии «Беларуеьфшгьм» ведутся съемки художествен­ ной широкоэкранной ленты «Десятая доля пути». Новый фильм (сценарий С. Кара) повествует о технической интеллигенции Мин­ ска. Режиссер-постановщик Ю. Дубравин, оператор заслуженный деятель искусств БС^Р В. Акулич, художник Б. Кразецкнй. В главных ролях снимаются артисты Анна Дубравииа и Алексей Эйбоженко. Картина выйдет на экраны к 50-летню республики и Компартии Белоруссии. На снимке: режиссер-постановщик фильма Ю. Дуболвпн (спра­ ва) и оператор В. Акулич. ' ^ Фото И. Змитровича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz