Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
В ПОМОЩЬ СЛУШАТЕЛЯМ ШКОЛ ОСНОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА) И О е е М А Т Е Р И Я с н о в н ы е ф о р м ы с у щ е с т в о в а н и я I Сегодня мы публикуем материал к очередному занятию в школах основ марксизма-лени низма четвертого года обучения по теме «Материя и основные формы существования». Ниже помещается в сокращенном виде последний, четвертый раздел главы II «Материаль ность мира, материя и ее сознание» из второго издания «Начального курса ф и л о с о ф и и » («Мысль», 1967 г.). Материал подготовлен к публикации в «Кировце» старшим преподавателем Липецкого фи лиала Московского института стали и сплавов 3. А. Ушаковой. ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛА/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛ1ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ| 4. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как высшая форма отражения действительности Человек давно пытался понять, каким образом возникают мысли и имеется ли взаимосвязь между духовным и телесным. Первобыт ные люди думали, будто снови дения возникают потому, что во сне «душа» покидает тело, а болезни — это результат того, что в человека вселяется «злой дух». Извращенное представление о сознании навязывалось людям идеалистической философией и религией. Материалисты доказывали, что мыслит не какой-то безликий ра зум, а человек, на органы чувств которого воздействуют предметы и явления окружающего мир$. Однако они не смогли глубоко раскрыть природу сознания и его существенные особенности. Так называемые вульгарн ы е материалисты считали, что созна ние является особой, разновид ностью материи и что мысль вы деляется мозгом почти так же, как желчь выделяется печенью. Вульгарные материалисты игно рируют доказанное наукой каче ственное различие между мате рией и сознанием, что неизбеж но приводит к смешению мате риального с идеальным. Марксистско-ленинская филосо фия исходит из того, что созна ние является свойством высоко организованной материи и воз никло на определенной ступени развития живой природы/ П р е д п о с ы л к и в о з н и к н о в е н и я В работе «Материализм и эм пириокритицизм» В. И. Ленин говорит об отражении — как объективном свойстве присущем всей материи. Оно представля ет собой способность одного объекта запечатлевать, фиксиро вать воздействие других. В неживой природе отражение происходит по законам механи ки, физики, химии. В живых организмах отражение осуществляется в качественно иных формах. Формы отражения у живых ор ганизмов зависят как от их строе ния, так и от характера их взаимо действия со средой. Форма от ражения, свойственная жив о й природе, называется раздражи мостью. На основе раздражимости и в результате ее развития возника ет качественно новая, психичес кая форма отражения — ощу щение. У высших животных, об ладающих центральной нервной системой, ощущения являются результатом деятельности мозга. Ощущения — это идеальная форма отражения. Источником ощущений служит материальный мир. Если нет предмета, нет и его образа. Все психические процессы, про исходящие в мозгу, в конечном счете определяются воздействи ем материальных раздражителей. Эти раздражители действуют на органы чувств — анализаторы. Каждый из них передает возбуж дение в кору головного мозга. Мозг перерабатывает импульсы и посылает к исполнительным ор ганам животного. Этот акт нерв ной системы И. П. Павлов назы вал рефлексом. Рефлексы бывают безусловны ми- и условными. Безусловные рефлексы приобретаются живот ными в процессе эволюции дан ного вида и представляют собой врожденные связи организма со средой. Условные рефлексы вы рабатываются в процессе инди видуальной жизни организма и отражают постоянно меняющие- с о з н а р и я ся окружающие условия. Благо даря рефлекторной деятельности животные получают возможность реагировать на те раздражения, которые имеют для них биологи ческое значение. Разумеется, ощущения и вос приятия животных и человека, имея между собой много общего, качественно отличаются друг от друга. У животных на основе ощущений могут возникать пред ставления и целостные образы вещей, ситуаций и даже отноше ний между ними. Но животные воспринимают и оценивают преж де всего те свойства предметов, которые удовлетворяют их био логические потребности. Ощуще ния, представления, с помощью которых животные ориентируют ся в окружающей среде, не осоз наются ими. В отличие от этого человеку как социальному существу свой ственно сознание — самая высо кая форма отражения действи тельности. С о ц и а л ь н а я с у щ н о с т ь ч е л о в е ч е с к о г о с о з н а н и я , е г о т в о р ч е с к а я р о л ь Человек — существо общест венное, и его сознание также представляет собой социально историческое явление. Сознание представляет собой высшую форму отражения дей ствительности. Оно возникло и развивалось в процессе трудовой деятельности человека. Чтобы жить, человек должен трудиться, производить орудия труда и ма териальные блага. А каждый мо мент труда необходимо предва рительно осмыслить, осознать. Именно производительный труд и создал человека как существо, способное осознавать свою дея тельность и целенаправленно из менять мир. Но труд невозможен вне кол лектива, вне общества, а общест во невозможно б ез связи и об щения между людьми, т. е. без языка, речи. Язык, как и созна ние, зарождается и развивается в обществе в ходе трудовой дея тельности людей. «Сначала труд, а затем и вме сте с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием кото рых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходст ве с обезьяньим, далеко превос ходит его по величине и совер шенству». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 20, стр. 490). Данные современного естест вознания показывают, что физи- рлогической основой человечес кого мышления являются нервные процессы, происходящие в моз гу. Особую роль играет кора больших полушарий головного мозга, подкорковые слои, обес печивающие нормальную дея тельность коры головного мозга. Наукой установлено, что наибо лее сложные по строению участ ки коры головного мозга возник ли на последних этапах эволюции нервной системы. Сознание нельзя понять в от рыве от мыслящей материи, от мозга. Мозг является органом мысли, а сознание, мысль — результат деятельности мозга. Посредством мышления человек вычленяет те свойства и качест ва предметов и явлений, с кото рыми ему приходится иметь дело на практике. Процесс отражения и преобра зования человеком внешнего ми ра протекает непрерывно и при водит к обогащению человека опытом, к расширению его воз можностей учитывать новые си туации. У человека на протяжении исто рического развития выработалась качественно новая по сравнению с животными система отражения действительности, так называемая вторая сигнальная система—речь, слово. С помощью слова человек переходит от конкретных чувст венных восприятий и представле ний к общим понятиям, сужде ниям, умозаключениям, т. е. к мысли. Мыслительный процесс проте кает по своим объективным зако нам, механизм действия которых все глубже раскрывается совре менной наукой, в частности, ки бернетикой. Созданы машины, которые, моделируя некоторые черты психической деятельности, производят различные вычисления и обработку научных данных, осу ществляют некоторые логические операции. Но машина не мыслит, не чувствует, у нее нет и не мо жет быть социальных качеств, ко торыми обладает человек, идеа лов, интересов. Вместе с тем со временные кибернетические ма шины оказывают огромную по мощь человеку, умножая не толь ко его физические силы, но и его интеллектуальную мощь. Человеческое сознание не яв ляется просто пассивным отра жением объективной реальности, оно обратно воздействует на при роду- Человеческое отношение к ми ру—это процесс целенаправлен ного познания и вместе с тем ак тивного целесообразного преоб разования действительности. Практически преобразуя при роду, человек создает своим трудом новые предметы, в кото рых материализуется, опредме чивается его сознание. «Сознание человека, — отмечал В. И. Ленин, — не только. отражает объектив ный мир, но и творит его». (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 29, стр. 194). п Дар-эс-Салам. Правительство Танзании уделяет большое внима ние ликвидации неграмотности —; одного из тяжелых наследий ко лониализма в стране. В университете столицы работ тет большая группа экспертов ЮНЕСКО, в которую входят и советские специа листы. На снимке (слева направо): доцент Тамбовского университета Феликс Тарасенко и студенты второго курса дар-эс-саламского уни верситета Ндазива и Мрема во время лабораторных занятий. Фото В. Сухоруких. На границах Иордании продолжаются провокации израильских войск. Многие пограничные поселки и деревни обстретчны из ору дий и пулеметов. На снимке: разрушения в одном из пограничных иорданских по селков после огневого налета израильской артиллерии. Снимок из ливанского журнала «Аль-Джумхур». Фотохроника ТАСС. М 1 1 :Ш 1 Ш 1 Ш Ш Ш Ш !Ш 1 Ш Н 1 Ш !1 !1 1 Ш |1 1 1 Ш Ш !Ш 1 Щ ||||||Ш !!!Ш Ь Л И Т Е Р А Т У Р А : Ф. ЭНГЕЛЬС. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В. ЛЕНИН. «Материализм и эмпириокритицизм» гл. 1 § и, 4, 5; гл. IV § 6, §8. Хрестоматия по диалектическому и историческому материализ му. М., 1968. Начальный курс философии. М., 1968. Диалектический и исторический материализм. М., 1968. Методическое пособие по философии. М„ 1967. Материя и сознание. «Политическое самообразование» № 8, 1968. ФОТОИНФОРМАЦИЯ На киностудии «Беларуеьфшгьм» ведутся съемки художествен ной широкоэкранной ленты «Десятая доля пути». Новый фильм (сценарий С. Кара) повествует о технической интеллигенции Мин ска. Режиссер-постановщик Ю. Дубравин, оператор заслуженный деятель искусств БС^Р В. Акулич, художник Б. Кразецкнй. В главных ролях снимаются артисты Анна Дубравииа и Алексей Эйбоженко. Картина выйдет на экраны к 50-летню республики и Компартии Белоруссии. На снимке: режиссер-постановщик фильма Ю. Дуболвпн (спра ва) и оператор В. Акулич. ' ^ Фото И. Змитровича.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz