Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
К а к в а с о б с л у ж и в а ю т ? ПОКУПАТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ ДЕРЖАТ СОВЕТ В Б Р А Т С К И Х С Т Р А Н А Х ^ Состоялась конференция по купателей продовольственного ма газина № 60, который располо жен па третьем участке жилого массива тракторостроителей. Речь шла, конечно, прежде все го о культуре обслуживания. Но не только. Покупатели вели бе седу с продавцами и об оформле нии витрин, и о необходимости более внимательно прислушивать ся к запросам населения, и о многом другом. В коллективе магазина немало ударников коммунистическо г о труда. Это—продавцы Раиса Ми хайловна Мотырина и Валентина Максимовна Трухачева, Мария Ивановна Козлова, Евдокия Фи липповна Занина. Коллектив магазина перешел на новую систему материального стимулирования. Факты свиде тельствуют о том, что на практи ке эта система себя оправдала. План товарооборота за 9 месяцев выполнен на 103,2 процента. При этом получено 2.126 руб. сверх плановой прибыли. Заведующая магазином А. II. Наумова опытный работник, она награждена значком «Отличник советской торговли». Наумова великолепно понимает, что систе матическая воспитательная рабо та в коллективе — одно из не пременнейших условий успешной работы. Именно поэтому здесь вериодически проводятся беседы о том, каким должен оыть про давец, как ему нужно себя вести, чтобы каждый покупатель ушел из магазина довольным, с хоро шим настроением. Именно так работают, напри мер, в молочно-кандитерском от деле Р. М. Мотырина и В. М. Трухачева. Пенсионер Григорий Гаврилович Литвинов рассказал собравшимся, что он постоянный покупатель в этом магазине. И видит, что Р. М. Мотырина и В. М. Трухачева всег да встречают покупателя с улыб кой, всегда вежливы, приветли вы, доброжелательны. Много теплых слов было ска зано и о продавцах бакалейного отдела М. И. Козловой и Е. Ф. Заниной. Но речь на конференции шла не только о хорошем. Серьезные претензии были высказаны в ад рес продавца хлебного отдела т. Хохловой. Работник она молодой, ей бы учиться и учиться, при сматриваться к старшим, более опытным товарищам, учиться у них и работать, и тому, как об ходиться с людьми. А она груба, может пожилого человека наз вать на «ты». Когда инвалид В. П. Третьяков попросил ее по мочь уложить купленный хлеб, она не нашла ничего, как заявить громогласно: много вас тут таких инвалидов ходит. Сидите дома, пусть родные берут хлеб... ! * Можно не сомневаться, коллек тив магазина перевоспитает т. Хохлову. Да и из всего того, что было сказано,, на покупательской конференции, она, вероятно, сде лает должные выводы. Но есть здесь и иные трудно сти, об устранении которых нель зя сказать с такой уверенностью. Помещение магазина тесное, не удобное, и вообще не приспособ ленное для торговли продуктами. Санинспекция уже запретила торговать здесь мясом. С наступ лением весны, от близко располо женных выгребных ям в магазин налетают мухи. - Сказать, что в горпищеторге не знают о положении, сложив шемся в этом магазине, нельзя. И не только знают, но уже и на-§лезии Катовице из года в год меняет свой облик, чато строительство нового мага зина, Но — заложили фундамент и на этом остановились.- И покупатели, и работники магазина высказали также ряд претензий в адрес горпшцеторга, который не всегда своевременно и полностью удовлетворяет заяв ки магазина на продукты повы шейного спроса. Думается, что из всего, о чем говорили покупатели на конфе ренции, работники магазина иру ководители горпищеторга сделают правильные выводы, примут ре шительные меры к устранению указанных недостатков. И. ПАНАСЮК. } Польская Народная Республика. Центр Верхней С.и-^ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЯ ЗАПРОСОВ В доме № 8 на улице Ленин градской расположен единствен ный магазин № 1 «Одежда» Ли пецкого гориромторга в нашем заводском жилом районе. И он, к сожалению, в достаточной мере не удовлетворяет потребностей тракторостроителей в необходи мых товарах. Вот пример: в отделе головных уборов магазина совершенно нет в продаже шапок для работы. Имеются лишь нарядные, фасон ные шапки по пене от 18 до 60 рублей. Потому-то тракторозавод цы при посещении этого отдела справедливо возмущаются и вы сказывают нелестные слова в адрес руководителей магазина и горпромторга. Как член комиссии обществен ного контроля при завкоме проф союза я обратился к директору магазина т. Фукалову: — Почему нет шапок для ра боты? Он выразил удивление тем, что вопрос этот задаю ему, а не ру ководству торга. Я попытался до казать директору магазина, что именно он в первую очередь дол жен заботиться об удовлетворе- I I На снимке: новая улица имени Дзержинского. Фото ЦАФ — ТАСС. нии спроса покупателей. Но ди ректор не стал говорить на эту тему, а в конце заявил: — Нам нужно выполнять план, - ч И мне стало ясно,что его мень-о Венгерская Народная Республика. Ряд новых жилыхЙ ше всего интересуют запросы по- ^ ^ ~ с купателей и, по-видимому, он считает, что чем дороже вещи, тем быстрее обеспечишь выпол нение плана. Думается, что завкой профсою за должен потребовать от руко водства магазина изменить свое неправильное отношение к запро сам покупателей. К. СУВОРОВ. ^районов появился за последние годы в Будапеште. Два^ .^действующих комбината снабжают столичные стройки® стройки® 3 * С ЭШ С 3 1 С ЭШ 0Ю Ш С ЭШ С Э И С Э И 0 1 С Э В 0 1 0И С Э « С Э « С Э 1 С Э И С Э * С Э И С ЭШ С ЭШ * «готовыми элементами. Индустриальные методы позволя-® ■ ^ют значительно ускорить темпы жилищного строитель-^ §ства. ^ :^ ^ ^ На снимке: новый жилой район Аттила-йожер-телеп.^ ^ Фото МТИ — ТАСС. ^ Советы библиограф а К а к л ю б и т ь д е т е й С п ервого ж е дня жизни р е бен ка родители начинают вы полнять свой главный р о д и тел ь ский долг — они становятся вос питателями. Ж изнь на каж д ом шагу выдвигает п е р е д ними р а з н ооб разн ы е вопросы , к оторы е им приходится реш ать постоян но, еж ечасн о. И всегд а надо помнить сл ова А. С. М акаренко: «... вы родители и воспиты ваете сына или дочь не только дл я р о дительской радости. В вашей сем ь е и п од вашим руковод ст вом растет будущий гражданин, будущий д ея тел ь и будущий б о рец . Если вы напутаете, воспи таете плохого человека, го р е от этого б уд ет не только вам, но и многим лю д ям и всей стране». Значит, ро д и тел ям нужны п ед а гогические знания. П риобрести их помогут книги по различным воп росам воспитания детей. В п рош лом году читатели «Ки ровца» познаком ились с о б зо р о м книг из «Библиотечки сем ей н ого чтения». С егодня р а зго в о р пой д ет об одной книге. «КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ» (М„ Зн а ние, 1968. 96 стр.) Так н азы вается книга удивительного польского педагога, отличного детск о г о врача и талантливейш его писате ля Януша К орчака ( Г е н р и х а Гольдшмита), погибш его в 1942 году в ф аш истском л а ге р е с м е р ти. Это был необы кновенный по своем у благородству и м у д р о с ти, сердеч н ости и отваге воспи татель малыш ей, который по жертвовал собственной жизнью, чтобы не оставить своих питом цев одних в см ертны й их час... Много лет он руководил из вестным детским д о м о м Варша вы —Д о м о м Сирот. Фашисты за гнали двести воспитанников Кор чака в гетто. И вм есте с детьм и находился в гетто их воспитатель. Все, что бы ло в силах ч ел о в еч е ских, сдел ал Корчак, чтобы о б легчить их участь, избавить их от голода, лишений, бол езн ей ... Но от гибели, уготованной д етям ф а шистами, спасти уж е не мог... Вот как пишет известный п о ль ский писатель И горь Н еверли в своих воспоминаниях о К орчаке: «5 сен тяб ря 1942 года п е р с о нал Д о м а С ирот и двести детей вышли по п риказу эсэсовц ев на улицу и построились в колонну. Н ад колонной р азв ев ал о сь д ет д о м о в ск о е зн ам я: четы рехлист ный золотой к л ев ер на зел ен о м ф оне. Ведь зелены й цвет — цвет н адеж ды и юности, всего расту щ его. Сом кнутым строем , спо койно и достойно, с К орчаком в п ер в о м р яд у прош ли оНи по улицам за м е р зш е й Варшавы к пахнувшим хлорной известью ва гонам...» Из Варшавы п о е зд п о вез д е тей в Треблинку, но дети не зна ли что их везут д л я уничтожения, и были спокойны. У К орчака бы ла в озм ож ность уйти из гетто, но он не мог бросить в опаснос ти двести ребят, не мог оставить их одних и в газовой к ам ер е. Он не см ог бы этого п ереж и ть. Он м ечтал о зел ен о м знам ени дл я д етей всего м и ра— зел ен ом , как лес, как п рирода, н еотдел и м ая от души ребенка.... «Д етские годы — это горы, из которых р ек а б е р е т начало и где о п р е д е л я е т свое н ап равл е ние», — писал Корчак. Он, как никто п р еж д е, видел и величие, красоту детства, и его б еззащ и т ность. На ф р о н те п ервой м и ровой войны, раб отая военным врачом в русской армии, среди постоян ной опасности, К орчак со зд ает книгу «Как любить детей». Какая это умная, волнующ ая и ж и з ненно н еобходим ая дл я каж дого воспитателя книга! Ее не п р о чтешь залпом , она полна глубо чайших разд ум и й и требует от читателя серьезны х, не беглых размыш лений. Ее н ельзя п е р е сказать вкратце, зд есь каждый абзац , к аж д ая страница насыщ е ны глубоким воспитатель н ы м смы слом . Но это не книга гото вых педагогических рецептов. А втор заставляет своих читателей задумы вать с я, искать пути к сер д ц у реб ен к а и никогда не ус покаиваться. К орчак м ного р а з повторял, что в жизни р еб ен к а драгоц енны каждый час и к аж дая секунда. Они д рагоц енны сами по себе, а не только как звено, подготов л яю щ ее к в зросл ой поре. Он писал: «Б ерегите текущий час и сегодняшний день... каж дую от дельн ую минуту, ибо ум рет она и никогда не повторится. И это всегда в с е р ь е з: ран еная минута станет кровоточить, убитая—тре вожить совесть. Мы наивно бо имся смерти, не сознавая, что жизнь — это хоровод умираю щих и вновь рождающихся мгно вений». Автор всю свою жизнь посвя тил детям, он понимал, как вредна бывает для ребенка чрез мерная опека и поэтому мог ска зать: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы от нимаем ребенка у жизни, не же лая, чтобы он умер, не даем ему жить». И в то же время пре дупреждает от ошибок тех роди телей, которые готовы поступить ся чем угодно, лишь бы побало вать ребенка. Но Корчак не сторонник огуль ных и решительных запретов. Он призывает к умению догово риться с детьми на о с н о в е взаимодоверия и постигну т о й обеими сторонами правды. Книга Корчака учит не только «как любить детей», но и как уважая их, охраняя в них чувст во человеческого достоинства, помочь самим понять свои недо статки, ошибки, проникнут ь с я жаждой знания. Он сравнивает ребенка с иностранцем, который не понимает языка, не знает на правления улиц, законов и обы чаев; а воспитателя — с хоро шим гидом, который может веж ливо ответить на все вопросы ребенка. «Уважайте его незна ние», говорит Корчак. Он не р а з п одчерки вает в сво их книгах, как сложна, легко рвч нима детская душа. И самое страшное, чего больше всего боялся Корчак, — сломить ре бенка. «Не давить» — это для него основа всей педагогики. «Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна противоре чий... Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не по давляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит... переживает вместе с ре бенком много вдохновенных ми нут». Творчество Януша Корч а к а многогранно. Оно освещает все стороны жизни ребенка и воспи тателя, родителей в мире ребят. Но главное в нем убежденность в силе добра. «Добра в тысячу раз брльше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо». В это Корчак верил всегда. И в самые последние дни он еще верил, что совершится чудо, что со жгут его, а дети останутся живы. Накануне гибели двухсот детей, воспитанников, Корчак писал: «Если бы можно было остано вить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас». Но солнце остановить нельзя. И Януш Корчак навсегда оста нется в нашей памяти человеком, который помогал солнцу светить в черное, кровавое время. А книги Корчака должны взять на вооружение мы: родители, вос питатели, педагоги. И. САПРОНОВА , библиограф заводской профсоюзной библиотеки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz