Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

В помощь слушателям школ основ марксизма-ленинизма ФОТОИНФОРМАЦИЯ МАТЕРИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 * *'2г222222222222/ Сегодня мы публикуем материал к очередной теме заня­ тий в школах основ марксизма-ленинизма четвертого года обучения: «Материя и основные формы ее существования». Здесь помещены в сокращенном виде три раздела главы II «Материальность мира, материя и ее сознание» из второго издания «Начального курса философии» («Мысль», 1967 г.). Материал подготовлен к публикации в газете старшим преподавателем Липецкого филиала Московского института стали и сплавов В. А. Ушаковой. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 * * 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 В окружающем нас мире суще- , и явлений. Вместе с тем он пред- ствует бесчисленное множество стает перед нами как единое це- самых разнообразных предметов | лое. 1. Единство мира Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из са­ мых древних. Философы, считаю­ щие, что первоосновой мира яв­ ляется материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности отстаивают линию материалистического мониз м а («монос»— один). Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым, исходят из признания двух равно­ правных основ мира — материи и духа. Это — дуалисты («дуо — два). Они делают ошибочный вы­ вод, что материя и дух существу­ ют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего. Философы-материалисты всег­ да стремились объяснить единст­ во мира, исходя из его матери­ альности. Однако материалисты домарксовского периода не стоя­ ли на метафизических позициях и не исследовали связь, взаимо­ действие и развитие предметов и явлений природы, не распростра­ няли принцип материалистическо­ го монизма на область общест­ венной жизни. Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического ма­ териализма, который рассматри­ вает природу, исходя из диалек­ тических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимо­ действия предметов и явлений объективной действительности, ис­ следует единство мира в нераз­ рывной связи с принципом раз­ вития. Диалектико - материалистичес­ кое понимание единства мира распространяется марксистской философией не только на приро­ ду, но и на общество. Диалектико - материалистичес­ кое учение о том, что единство' мира состоит ,в его материально­ сти, полностью подтверждается данными науки. 2. Понятие материи Древние материалисты понима­ ли под материей первооснову мира, тот «строительный мате­ риал», из которого состоит все вещественное, телесное: воду, воздух, огонь, атомы. Считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей доста­ точно раскрыть законы движения атомов. Однако на рубеже нашего века были сделаны крупнейшие откры­ тия, которые опрокидывали гос­ подствовавшее тогда представле­ ние о материи. Был открыт электрон, оказав­ шийся значительно меньше атома. Эта частица могла двигаться со скоростью света, ее масса значи­ тельно изменялась в зависимости от скорости движения, А так как в то время под материей понима­ лось все вещественное, то изме­ нение массы электрона наталки­ вало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «де­ материализуется» и материя ис­ чезает. Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности. Новые открытия науки явно противоречили старым метафизи­ ческим представлениям о мате­ рии и ее свойствах. Наступил кризис в физике. Некоторые ес­ тествоиспытатели пришли к оши­ бочному заключению, будто не существует никакой объективной реальности, независимой от наше­ го сознания. В. И. Ленин, в книге «Материа­ лизм и эмпириокритицизм» рас­ крыл причины кризиса в физике. «Суть кризиса современной фи­ зики, — писал В. И. Ленин,—до­ стоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасы­ вании объективной реальности вне сознания, т. е. замене мате­ риализма идеализмом и агности­ цизмом». (В. И. Ленин. Поли, собр. соч.; т. 18, стр. 272—273). В. И. Ленин показал, что новая физика «свихнулась» в идеализм главным образом потому, что естествоиспытатели не знали диа­ лектики. Новые же открытия в физике означали, что не материя исче­ зает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глуб­ же; исчезают такие свойства ма­ терии, которые казались раньше абсолютными, неизменными, пер­ воначальными. Распространению идеализма и агностицизма, извращенному ми­ ропониманию способствовала и сама буржуазия. С точки зрения диалектическо­ го материализма окружающий нас мир бесконечно разнообра­ зен, но есть такое свойство, кото­ рое является общим для всех вещей и явлений. Это —свойство существовать независимо от со­ знания, быть объективной реаль­ ностью. Давая определение ма­ терии, Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реаль­ ности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копи­ руется, фотографируется, ото­ бражается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 18, стр. 275). Материя — это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек восприни­ мает материальную действитель­ ность, ощущает многообразные формы проявления материи, по­ знает внешний мир и закономер­ ности его развития. В противоположность идеалис­ там, которые ставят под сомне­ ние или вовсе отрицают объек­ тивное существование микрообъ­ ектов, диалектический материа­ лизм обосновывает вывод о том, что материальный мир бесконеч­ но многообразен и каждый его объект, будь то капля воды или любой атом этой капли, беско­ нечно сложен и обладает неис­ черпаемыми свойствами. О бесконечности многообразия материи свидетельст в у е т тот факт, что материя существует не только как вещество, но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля-^ наука все глубже позна­ ет свойства неживой природы. Но как бы ни изменялись естествен­ но-научные взгляды на строение материи, они не смогут поколе­ бать философского понятия ма­ терии и тем более опровергнуть понятие материи как философ­ ской категории, которая служит для обозначения объективы о й реальности. Учение марксистско - ленин­ ской философии о материи не исчерпывается выводом, что ма­ териальный мир существует объ­ ективно. Оно включает в себя также вопрос о формах сущест­ вования материи. 3. Движение, пространство и время—формы существования материи С позиций диалектического ма­ териализма, движение примени­ тельно к материи означает изме­ нение вообще. Любые изменения материальных объектов есть дви­ жение. При этом источником движения всегда и везде высту­ пают внутренние присущие объ­ ектам противоречия, котор ы е свойственны всем без исключе­ ния предметам и явлениям. Дви­ жение есть способ существова­ ния материи. И поскольку мате­ рия вечна, движение— тоже веч­ но, несотворимо и неуничтожи­ мо. Естественно-научным выраже­ нием неразрывной связи материи и движения является з а к о н взаимосвязи массы и энергии. Движение, будучи неотъемле­ мым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связа­ но с материей, а материя всегда и везде находится в движении. В мире существуют многооб­ разные состояния и проявления материи (атомы, молекулы, элек­ тромагнитное поле, поле тяготе­ ния и т. д.). Все они находятся в непрерывном движении, которое проявляется в различных фор­ мах: механической, физической, химической, биологической и со­ циальной. Механическое движение вклю­ чает в себя пространственное пе­ ремещение различных тел: дви­ жение мельчайших частиц, пере­ мещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты. Физические изменения охваты­ вают тепловые и электромагнит­ ные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д. Химическая форма движения включает процессы соединения атомов в молекулы и распада молекул, образования и разру­ шения веществ, _ происходящие в неорганической и органической природе. Биологическая форма движения —это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с не­ органической природой. Социальная (обществен н а я) форма движения охватыв а е т многообразные процессы, проис* ходящие в обществе, включая из­ менения в области производства, классовые и национальные отно­ шения, процессы развития мате­ риальной и духовной культуры, взаимодействие общества и при­ роды. Любая из форм движения тес­ но связана со всеми другими, и в то же время качественно отли­ чается от других, несводима к другим формам движения. Многие современные буржуаз­ ные философы и естествоиспы­ татели метафизически свод я т высшие формы движения мате­ рии к низшим или распространя­ ют законы низших форм движе­ ния на высшие. Так биологиче­ ские изменения сводят к законам физики и химии, нередко меха­ нически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Наряду с движением формами бытия материи являются пак же пространство и время. Понятие пространства выра­ жает порядок сосуществования материальных объектов и их вза­ имное расположение. Оно харак­ теризуется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой. Понятие времени выражает по­ следовательность чередован и я материальных процессов, дли­ тельность существования пред­ метов и явлений. Время течет от прошлого к будущему и обла­ дает свойством необратимости. Пространство и время сущест- вуютвнезависимо от сознаний лю­ дей и выражают совокупность свойств и отношений материаль­ ных предметов и явлений. В объ­ ективном мире нет ничего, кро­ ме движущейся материи, и мате­ рия не может двигаться иначе, как в пространстве и во вре­ мени. Домарксистские материалисты считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Простран­ ство понималось при этом как универсальное вместилище ве­ щей наподобие ящика, а вре­ мя — как длительность, не зави­ сящая от материальных измене­ ний. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны. Так, например, «элементарные» частицы — мезоны в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им при­ дать большую скор ос т ь , то время их существования увеличи­ вается в сотни раз. Итак, окружающий нас мир представляет собой различные виды движущейся материи. В хо­ де развития материи из неживо­ го закономерно возникает жи­ вое. Усложнение и совершенст­ вование живых организмов при­ водит в итоге к возникновению человека. Человек занимает особое мес­ то в мире. Он способен осозна­ вать свои поступки и сознательно целенаправленно воздействовать на окружающ у ю действитель­ ность. Что же представляет собой че­ ловеческое сознание? ^ 1 0 1 0 8 Л ) И С 0 * С Э * С О 1 С Э * С 0 * С Э Ш С О В С 0 в Вопросы для со б е с ед ов ан и я : 1. Что такое материя? Ленинское определение мате­ рии. 2. Понятие движения с "[очки зрения диалектического материализма. Формы движения материи. 3. Пространство и время — формы существования ма ­ терии. 4. В чем заключается материальное единство мира? Л и т е р а т у р а : Ф. ЭНГЕЛЬС. Анти-Дюринг. М., Политиздат., 1968, стр. 45—51, 55—61, 119, 120, 346, 347, 395, 398—401. К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. Соч., изд. 2, т. 20, стр, 49—55, 59— 65, 123—124, 567—570, 585—586, 631—632. В. И. ЛЕНИН. «Материализм и эмпириокритицизм», гл. 1, §1; гл. III, § 1, 5; гл. V, § 1—3. Поли. собр. соч., т. 18, стр, 33—47, 71—92, 147—154, 181-195, 2 6 6 -290 ; (изд. 4, т. 14. стр. 2 8 -4 1 , 117, 162—174, 2 3 9 -2 6 0 ). «Начальный курс философии» М., 1068 г. «Диалектический и исторический материализм». М. 1968 г. М. СИДОРОВ. «Материя и сознание». «Политическое самообра­ зование» 1968, № 8, стр, 65—73. На Нижней Волге в раз­ гаре осенняя путина. В этом году астраханс к и е промысловики уже добыли один миллион 730 тысяч центнеров рыбы. На снимке: передовой рыбак колхоза «Астрахан­ ский» Николай Романов с богатым уловом. Фото Н. Суровцева. Иран. Близ древнего го­ рода Исфаган состоялась закладка первого в стране металлургического завода, который будет сооружен при техническом содействии Советского Союза. В честь, этого события в центре строительной площадки, на гранитном постаменте воз­ двигнут 35-тонный монолит железной руды, под кото­ рым заложена золотая пли­ та. На снимке: 35-тонный монолит железной руды — символ советско-иранской дружбы. Фото Л. Вартаняна. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz