Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
В помощь слушателям школ основ марксизма-ленинизма ФОТОИНФОРМАЦИЯ МАТЕРИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 * *'2г222222222222/ Сегодня мы публикуем материал к очередной теме заня тий в школах основ марксизма-ленинизма четвертого года обучения: «Материя и основные формы ее существования». Здесь помещены в сокращенном виде три раздела главы II «Материальность мира, материя и ее сознание» из второго издания «Начального курса философии» («Мысль», 1967 г.). Материал подготовлен к публикации в газете старшим преподавателем Липецкого филиала Московского института стали и сплавов В. А. Ушаковой. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 * * 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 В окружающем нас мире суще- , и явлений. Вместе с тем он пред- ствует бесчисленное множество стает перед нами как единое це- самых разнообразных предметов | лое. 1. Единство мира Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из са мых древних. Философы, считаю щие, что первоосновой мира яв ляется материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности отстаивают линию материалистического мониз м а («монос»— один). Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым, исходят из признания двух равно правных основ мира — материи и духа. Это — дуалисты («дуо — два). Они делают ошибочный вы вод, что материя и дух существу ют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего. Философы-материалисты всег да стремились объяснить единст во мира, исходя из его матери альности. Однако материалисты домарксовского периода не стоя ли на метафизических позициях и не исследовали связь, взаимо действие и развитие предметов и явлений природы, не распростра няли принцип материалистическо го монизма на область общест венной жизни. Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического ма териализма, который рассматри вает природу, исходя из диалек тических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимо действия предметов и явлений объективной действительности, ис следует единство мира в нераз рывной связи с принципом раз вития. Диалектико - материалистичес кое понимание единства мира распространяется марксистской философией не только на приро ду, но и на общество. Диалектико - материалистичес кое учение о том, что единство' мира состоит ,в его материально сти, полностью подтверждается данными науки. 2. Понятие материи Древние материалисты понима ли под материей первооснову мира, тот «строительный мате риал», из которого состоит все вещественное, телесное: воду, воздух, огонь, атомы. Считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей доста точно раскрыть законы движения атомов. Однако на рубеже нашего века были сделаны крупнейшие откры тия, которые опрокидывали гос подствовавшее тогда представле ние о материи. Был открыт электрон, оказав шийся значительно меньше атома. Эта частица могла двигаться со скоростью света, ее масса значи тельно изменялась в зависимости от скорости движения, А так как в то время под материей понима лось все вещественное, то изме нение массы электрона наталки вало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «де материализуется» и материя ис чезает. Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности. Новые открытия науки явно противоречили старым метафизи ческим представлениям о мате рии и ее свойствах. Наступил кризис в физике. Некоторые ес тествоиспытатели пришли к оши бочному заключению, будто не существует никакой объективной реальности, независимой от наше го сознания. В. И. Ленин, в книге «Материа лизм и эмпириокритицизм» рас крыл причины кризиса в физике. «Суть кризиса современной фи зики, — писал В. И. Ленин,—до стоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасы вании объективной реальности вне сознания, т. е. замене мате риализма идеализмом и агности цизмом». (В. И. Ленин. Поли, собр. соч.; т. 18, стр. 272—273). В. И. Ленин показал, что новая физика «свихнулась» в идеализм главным образом потому, что естествоиспытатели не знали диа лектики. Новые же открытия в физике означали, что не материя исче зает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глуб же; исчезают такие свойства ма терии, которые казались раньше абсолютными, неизменными, пер воначальными. Распространению идеализма и агностицизма, извращенному ми ропониманию способствовала и сама буржуазия. С точки зрения диалектическо го материализма окружающий нас мир бесконечно разнообра зен, но есть такое свойство, кото рое является общим для всех вещей и явлений. Это —свойство существовать независимо от со знания, быть объективной реаль ностью. Давая определение ма терии, Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реаль ности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копи руется, фотографируется, ото бражается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 18, стр. 275). Материя — это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек восприни мает материальную действитель ность, ощущает многообразные формы проявления материи, по знает внешний мир и закономер ности его развития. В противоположность идеалис там, которые ставят под сомне ние или вовсе отрицают объек тивное существование микрообъ ектов, диалектический материа лизм обосновывает вывод о том, что материальный мир бесконеч но многообразен и каждый его объект, будь то капля воды или любой атом этой капли, беско нечно сложен и обладает неис черпаемыми свойствами. О бесконечности многообразия материи свидетельст в у е т тот факт, что материя существует не только как вещество, но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля-^ наука все глубже позна ет свойства неживой природы. Но как бы ни изменялись естествен но-научные взгляды на строение материи, они не смогут поколе бать философского понятия ма терии и тем более опровергнуть понятие материи как философ ской категории, которая служит для обозначения объективы о й реальности. Учение марксистско - ленин ской философии о материи не исчерпывается выводом, что ма териальный мир существует объ ективно. Оно включает в себя также вопрос о формах сущест вования материи. 3. Движение, пространство и время—формы существования материи С позиций диалектического ма териализма, движение примени тельно к материи означает изме нение вообще. Любые изменения материальных объектов есть дви жение. При этом источником движения всегда и везде высту пают внутренние присущие объ ектам противоречия, котор ы е свойственны всем без исключе ния предметам и явлениям. Дви жение есть способ существова ния материи. И поскольку мате рия вечна, движение— тоже веч но, несотворимо и неуничтожи мо. Естественно-научным выраже нием неразрывной связи материи и движения является з а к о н взаимосвязи массы и энергии. Движение, будучи неотъемле мым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связа но с материей, а материя всегда и везде находится в движении. В мире существуют многооб разные состояния и проявления материи (атомы, молекулы, элек тромагнитное поле, поле тяготе ния и т. д.). Все они находятся в непрерывном движении, которое проявляется в различных фор мах: механической, физической, химической, биологической и со циальной. Механическое движение вклю чает в себя пространственное пе ремещение различных тел: дви жение мельчайших частиц, пере мещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты. Физические изменения охваты вают тепловые и электромагнит ные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д. Химическая форма движения включает процессы соединения атомов в молекулы и распада молекул, образования и разру шения веществ, _ происходящие в неорганической и органической природе. Биологическая форма движения —это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с не органической природой. Социальная (обществен н а я) форма движения охватыв а е т многообразные процессы, проис* ходящие в обществе, включая из менения в области производства, классовые и национальные отно шения, процессы развития мате риальной и духовной культуры, взаимодействие общества и при роды. Любая из форм движения тес но связана со всеми другими, и в то же время качественно отли чается от других, несводима к другим формам движения. Многие современные буржуаз ные философы и естествоиспы татели метафизически свод я т высшие формы движения мате рии к низшим или распространя ют законы низших форм движе ния на высшие. Так биологиче ские изменения сводят к законам физики и химии, нередко меха нически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Наряду с движением формами бытия материи являются пак же пространство и время. Понятие пространства выра жает порядок сосуществования материальных объектов и их вза имное расположение. Оно харак теризуется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой. Понятие времени выражает по следовательность чередован и я материальных процессов, дли тельность существования пред метов и явлений. Время течет от прошлого к будущему и обла дает свойством необратимости. Пространство и время сущест- вуютвнезависимо от сознаний лю дей и выражают совокупность свойств и отношений материаль ных предметов и явлений. В объ ективном мире нет ничего, кро ме движущейся материи, и мате рия не может двигаться иначе, как в пространстве и во вре мени. Домарксистские материалисты считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Простран ство понималось при этом как универсальное вместилище ве щей наподобие ящика, а вре мя — как длительность, не зави сящая от материальных измене ний. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны. Так, например, «элементарные» частицы — мезоны в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им при дать большую скор ос т ь , то время их существования увеличи вается в сотни раз. Итак, окружающий нас мир представляет собой различные виды движущейся материи. В хо де развития материи из неживо го закономерно возникает жи вое. Усложнение и совершенст вование живых организмов при водит в итоге к возникновению человека. Человек занимает особое мес то в мире. Он способен осозна вать свои поступки и сознательно целенаправленно воздействовать на окружающ у ю действитель ность. Что же представляет собой че ловеческое сознание? ^ 1 0 1 0 8 Л ) И С 0 * С Э * С О 1 С Э * С 0 * С Э Ш С О В С 0 в Вопросы для со б е с ед ов ан и я : 1. Что такое материя? Ленинское определение мате рии. 2. Понятие движения с "[очки зрения диалектического материализма. Формы движения материи. 3. Пространство и время — формы существования ма терии. 4. В чем заключается материальное единство мира? Л и т е р а т у р а : Ф. ЭНГЕЛЬС. Анти-Дюринг. М., Политиздат., 1968, стр. 45—51, 55—61, 119, 120, 346, 347, 395, 398—401. К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. Соч., изд. 2, т. 20, стр, 49—55, 59— 65, 123—124, 567—570, 585—586, 631—632. В. И. ЛЕНИН. «Материализм и эмпириокритицизм», гл. 1, §1; гл. III, § 1, 5; гл. V, § 1—3. Поли. собр. соч., т. 18, стр, 33—47, 71—92, 147—154, 181-195, 2 6 6 -290 ; (изд. 4, т. 14. стр. 2 8 -4 1 , 117, 162—174, 2 3 9 -2 6 0 ). «Начальный курс философии» М., 1068 г. «Диалектический и исторический материализм». М. 1968 г. М. СИДОРОВ. «Материя и сознание». «Политическое самообра зование» 1968, № 8, стр, 65—73. На Нижней Волге в раз гаре осенняя путина. В этом году астраханс к и е промысловики уже добыли один миллион 730 тысяч центнеров рыбы. На снимке: передовой рыбак колхоза «Астрахан ский» Николай Романов с богатым уловом. Фото Н. Суровцева. Иран. Близ древнего го рода Исфаган состоялась закладка первого в стране металлургического завода, который будет сооружен при техническом содействии Советского Союза. В честь, этого события в центре строительной площадки, на гранитном постаменте воз двигнут 35-тонный монолит железной руды, под кото рым заложена золотая пли та. На снимке: 35-тонный монолит железной руды — символ советско-иранской дружбы. Фото Л. Вартаняна. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz