Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
,\ЛЛЛЛЛЛААЛМЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛДЛЛ' ЛЮ ДИ НАШЕГО ЗА В О Д А Любовь Ильинична Посаднева работает контро лером ОТК. Более 20 лет жизни отдала она делу тракторостроения. Любовь Ильинична безупречно выполняет свои обязанности и достойно носит звание ударника коммунистического труда. Фото Г. Солодкова. Кибернетический конструктор По заколдованному кругу У Тришки на локтях кафтан продрался. Что долго думать тут! Он за иглу принялся: По четверти отрезал рукавов — И локти заплатил... И. А. Крылов. Басня «Тришкин кафтан». Чертежи не принято измерять на вес. Но все-таки, сколько ве сят, например, чертежи, которые выдает конструкторское бюро при проектировании турбореак тивного самолета? Тысячу кило граммов. Тонну! Такую цифру назвал Генеральный конструктор Олег Антонов. Немудрено, что зачастую но вая машина морально устаревает еще до появления на свет. А сколько жалоб на задержку про ектно-технической документации! Учтите, эта задержка иногда об ходится в миллионы рублей! Ви новата же в ней — дедовская техника проектирования. Посмотрите на чертеж. Каж дую линию, каждую надпись, каждую цифру вывела челове ческая рука. Кропотливый труд, требующий предельного внима ния и большого терпения. Чело век, который создал машины-ав- маты, изготовляющие сложней шие изделия, выполняя бесчис ленное количество чертежей, вы нужден растрачивать энергию своего мозга и драгоценное вре мя на техническую, в сущности, работу. — Автоматизация инженерного труда и, в частности, конструиро вания — это требование века, — говорит молодой белорусский ученый Евгений Днепровский, — автор созданного в Институте технической кибернетики Акаде мии наук БССР чертежно-графи ческого автомата «Итекан». — Появление электронно-вычисли тельных машин намного ускорило инженерные расчеты. Но они вы дают техническую документацию в виде таблиц, перфолент и карт. А производство в подавляющем большинстве случаев т р е б у е т геометрического решения — чер тежа, схемы, графика. И тот ко лоссальный выигрыш, который дают при расчетах электронно- вычислительные машины, снижа ется при переводе цифровой д о кументации на язык графика. Сегодня кибернетика разреши ла эту проблему. «Итекан» может построить чертежи, графики, схе мы и выдать другую графичес кую документацию. Это автомат с цифровым программным уп равлением. Программу для него подготовляют на электронно-вы числительной машине, на основа нии данных проектирования или расчета объекта вычерчивания. Носитель программы-стандартная 17,5 -миллиметровая перфолента. Таким образом, рассчитать чертеж можно, скажем, в Минске, а ис полнить его во Владивостоке. Автомат можно подключать и не посредственно к вычислительным машинам «Проминь» или «Минск- 22 ». Не вдаваясь в подробности, которые будут понятны только специалистам, скажем о возмож ностях «Итекана». Скорость вы черчивания достигает шести мет ров в минуту, масштаб задается автоматически. Автомат обходит контур чертежа «шажками» дли ною чуть больше десятой доли миллиметра.. Он «умеет» прово дить как прямые линии, причем толстые и тонкие, сплошные, штриховые и штрих-пунктирные, так и кривые любой конфигура ции (их формирует командное устройство), а также наносить 104 различных знака. Автомат умеет и «рисовать» — он успеш но справляется с аксонометри ческими чертежами. Подсчеты показывают — «Ите кан» повышает производитель ность труда на чертежных рабо тах в одних случаях до 50, а в других до 300 раз. В целом же время проектирования сокраща ется в 3—5 раз. Сейчас опытный завод Акаде мии наук БССР готовит первую полупромышленную партию ав томатов «Итекан-2». Чертежно графическим автоматам принад лежит будущее. Они помогут освободить драгоценное время миллионов прикованных к куль манам «интеллигентных чернора бочих» для решения действитель но творческих задач, таких, где машина пока бессильна. Борис УСТИНОВ, корреспондент АПН. Это было 11 сентября. В 16 часов 30 минут в кузнечном це хе состоялось оперативное рас ширенное совещание, на него были приглашены передовые ра бочие, профорги, коман д и р ы производства. На повестке дня — вопрос о срыве плана первой декады сен тября. Не буду перечислять все, о чем говорилось на этом совеща нии. Скажу только о принятом на нем решении. Оно было тако во: на каждый пролет для оказа ния помощи в организации про изводства были направлены за местители начальника цеха и нормировщики. Так, в молотовый пролет — старший нормировщик ц е х а т. Бажанов, в прессовый—началь ник БТЗ т. Болдырев, в термиче ский пролет —зам. начальника по производству т. Лисов. В этот же день специальным приказом по цеху, в связи с про изводственной необходимостью на молотовый пролет направля лись до конца сентября работать нагревальщиками мастера, на ладчики, электрики, слесари. Вот об этом приказе следует поговорить особо. Дело в том, что такие приказы стали появ ляться часто. Сначала попытаемся ответить на вопрос: почему появляются подобные приказы? Почему ма стеров, электриков, слесарей-на- ладчиков систематически в конце месяца направляют работать на гревальщиками, термистами, т. е. не по специальности? Может быть эти люди не осо бенно загружены работой и без них можно обойтись, поэтому их и бросают на прорыв? За короткий срок в нашем це хе освоены большие мощности сложной техники. В период ее освоения, когда старое оборудо вание демонтировалось, а но вое устанавливалось, случалось, что цех не выполнял план и тем самым ставил в тяжелое положе ние механические цехи, сборку, весь завод. Однако все это давно минова ло. За последние два года кол лектив цеха систематически вы полняет план, т. е. та продукция, которая необходима для обеспе чения выпуска запланированного количества тракторов, отдается кузнецами ежемесячно сполна. Нам даже присуждали первое место в соревновании между цехами. Все это свидетельствует о том, что в цехе с организацией про изводства дело обстоит неплохо. В таком случае, может быть, причина авралов состоит в том, что рабочие —кузнецы, термис ты, и работники вспомогательных служб — трудятся ниже своих возможностей, не выполня ю т норм выработки? Но кузнецы и термисты зара батывают в среднем 150—200 рублей. Это значит, что они вы полняют нормы выработки на 115—130 процентов. Как видим, обвинить этих лю дей в недобросо в е с т н о с т и нельзя. Во вспомогательных службах средний заработок слесарей и электриков составляет 120—140 рублей. Но такой заработок слесари могут получить только при со блюдении двух условий—выпол нении плана цехом и выполнении планово - предупредит е л ь н ы х ремонтов. О том, каким путем нередко достигается выполнение плана цехом, выше уже говорилось. Не лучше обстоит дело и с планово предупредительными ремонта ми. Нередко этот ремонт закан чивается 31 числа, да еще при хватываются и сверхурочные ча сы. Вот пример. В прессовом про лете машину ГКМ-4 сдали с ка питального ремонта 31 августа. А если говорить откровенно, то план ППР пролета едва не был сорван. Причина этого одна --в цехе не хватает слесарей. Ремонт машины ГКМ-4 должны были вести 4 слесаря. Фактичес ки же работали когда два, когда три человека. Если пересчитать объем выполненных ими работ на нормы выработки, то увидим, что все они выполняли их не менее, чем на 170 процентов. Словом, трудились на совесть. А все же ремонт закончили в са мый последний момент —31 ав густа. Но в приказе, о котором было сказано в начале этой статьи, именно эта категория работни ков —слесари— переводятся на другие работы. Значит, оборудо вание остается без надзора. А что это значит —каждому понят но. Да и тем слесарям, которые остаются на своем месте, во время этой всеобщей горячки не до надзора за оборудова нием. И лишь бы план ППР вы полнить. Вот так мы сейчас рас суждаем. Приведу еще один пример. 10 сентября, т. е. накануне дня, ког да был издан приказ о переводе слесарей на другие работы, в термическом пролете был один дежурный слесарь. В тот день здесь одновременно стали каме ра, печь и транспортер. Аварии были небольшие. На камере сле тели ремни с мотора, на печи порвалась цепь и т. д. Все эти неполадки два-три слесаря мог ли бы устранить за полчаса. Но поскольку т. Смольянинов был один, ему удалось запустить о б о рудование лишь через полтора часа. Хотя ему и помогал меха ник цеха т. Байбаков. Могут сказать: надо б ы л о снять слесарей с других проле тов. Но ведь и там положение не лучше. А теперь давайте разберемся в том, что же нам дают вот та кие приказы, когда рабочих це ховых служб переводят на «уз кие» места. На первый взгляд оно как буд то и хорошо, что слесарь занял рабочее место термиста. Тем бо лее — цель достигается мгновен но: нет термиста — нет продук ции; встал на место термиста слесарь —продукция пошла. Вот это быстрое и легкое решение проблемы и вводит в заблужде ние, прямо таки гипнотизирует некоторых руководителей. А последствия такого легкого решения вопроса оказываются плачевными. Да, слесарь занял рабочее место термиста и дал продукцию. Но в том же терми ческом пролете, из-за нехватки слесарей оборудование простоя ло полтора часа. И получается, что временный выигрыш дости гается очень дорогой ценой. Вы игрываем на один день, а теряем —на два, на неделю. Так в действительности обора чивается стремление выполнить план любой ценой. Неизменным спутником такого стремления яв ляется неритмичная работа, а она приносит с собой штурмов щину, нервозную обстановку. Попробуем сделать некоторые выводы. Наш цех располагает та кой техникой, которая вполне может обеспечить потребности завода. Но у нас не хватает рабо чих. Вот поэтому и появляются такие приказы: «ввиду производ ственной необходимости времен но перевести таких-то и таких- то...» Возникает вопрос: кого за эти приказы винить? В июле наш цех план не вы полнил. Руководители цеха за это получили наказания и пре дупреждения. Но разобрались ли руководящие товарищи из заво доуправления, почему кузница не выполнила план? Может быть, ру ководители цеха не подавали зая вок в отдел кадров? Подавали, и не раз. Но прежде чем повниматель ней разобраться с вопросом о кадрах в нашем цехе, вернемся к тому оперативному совещанию, о котором было упомянуто в на чале статьи. Принесло ли пользу это совещание? Старший нормировщик т. Ба жанов уже на другой день, 12 сентября, сообщил из молотово го пролета, что план пролетом за этот день был выполнен. Бригада кузнецов, возглавляемая Алексе ем Петровичем Черных, отштам повала 520 штук д е т а л е й № 2407122, при норме — 360 штук. Также хорошо поработала в этот день бригада кузнецов во главе с Виталием Михайловичем Тимофеевым. Они отштамповали 1000 деталей № 62084, при нор ме — 658 штук. Что касается кузнеца Владими ра Алексеевича Усачева, то он сумел отштамповать 2500 дета лей № 3401287 при норме —- на двух рабочих — 1828 штук. Одним словом, поработал один за двоих, да еще и план перевы полнил. А т. Усачева по стажу работы в кузнице считают молодым (он работает всего два года). Но почти с первого дня он стал в коллективе заметным кузнецом. И, что главное — все эти люди из месяца в месяц перевыпол няют планы бригад и сейчас уже трудятся в счет января 1969 го да, вносят ощутимый вклад в ко пилку пятилетки, готовят достой ную встречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Как всегда, хорошее дело в кузнице отмечается «Молнией» и благодарностью руководства. Так было и на этот раз. Как видим, в кузнице неплохая организация труда, и люди рабо тают хорошо, на совесть. Но нер возная обстановка из-за нерит мичной работы и просчеты, о которых речь шла выше, порой сводят на нет трудовые усилия коллектива. Возможно и люди поэтому уходят из цеха. Поясню на конк ретном примере. Кадровый ра бочий, слесарь пятого разряда, у которого средний заработок 150 рублей, рассчитывается. Я спросил его: Почему увольняешь ся? Он ответил так: часто исполь зуют не по специальности, то нагревальщиком, то термистом, то еще на какой-нибудь работе. А видишь какая моя спецовка? Вся в мазуте. А стирают один раз в месяц. Не ремонтируют, хотя считается, что в ремонт б е рут. А в пролете зимой—что на улице. Пролет новый, а отопле ние плохое. Я нашел работу, где условия получше. И ухожу. И так отвечают многие из тех, кто решает увольняться. Но ведь люди эти — опытные рабочие, и найти им замену не так-то про сто. Сейчас из термического про лета рассчитываются сразу три слесаря. Выходит, люди не дер жатся, хотя и заработки непло хие. Я убежден, что уходят от нас опытные рабочие потому, что их не устраивают условия труда, не устраивает такое положение, ког да систематически приходится отрываться от своей работы и выполнять работу не по специ альности. Руководителям нашего цеха, возможно, и не под силу самим, в одиночку, разорвать этот за колдованный круг. А он и в са мом деле заколдованный — сни мают тех же слесарей со своей работы и направляют на прорыв в термический пролет потому, что не хватает людей. А из-за того, что рабочих постоянно д ер гают, не создано нормальных условий для работы — они увольняются. В результате поло жение создается еще более тя желое. Думается, что этим вопросом должны серьезно заняться зав ком, отдел кадров и дирекция завода. А мы, кузнецы, со своей сто роны сделаем все от нас зави сящее, чтобы своим трудом со действовать успешному решению этой нелегкой проблемы. Мы хотим работать так, чтобы нас приводили в пример, а не так, чтоб слышать нарекания и обиды. Но нам нужна помощь, И. ПАНАСЮК, слесарь кузнечного цеха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz