Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Что изучает философия ъ оэзссссссоосгт сг Сегодня начинается новый учебный год в системе пар­ тийного просвещения. В помощь слушателям школ основ марксизма-ленинизма четвертого года обучения «Кировец» периодически будет печатать материалы. Ниже мы публику­ ем первую главу: «Философия и ее роль в жизни общества» из 2-го издания «Начального курса философии», предназна­ ченного для слушателей школ основ марксизма-ленинизма и выпущенного издательством «Мысль» в 1967 году. Материал дается в сокращении и подготовлен для газеты старшим преподавателем Липецкого филиала Московского института стали и сплавов В. Н. Ушаковой. Наше время знаменатель н о крупными научными и техничес­ кими достижениями, неизмери­ мо увеличивающими мощь чело­ века, грандиозными преобразо­ ваниями природы, меняющими лицо -Земли, глубокими револю­ ционными изменениями всех сто­ рон общественной жизни. Чтобы глубже проникнуть в сущность великих перемен во всех областях современной жиз­ ни, необходимо научное миро­ воззрение. Таким мировоззре­ нием является марксизм-лени­ низм, представляющий соб о й стройную систему философских, экономических и социально-по­ литических взглядов. Марксистско-ленинская фило­ софия— интересная, глубоко со­ держательная наука. Она обо­ сновывает общетеоретическ и е принципы познания' и револю­ ционного преобразования мира. В нашей стране' научное миро­ воззрение играет все большую роль в деятельности советских людей. Изучение филосо ф и и марксизма-ленинизма воспиты­ вает у людей глубокую идейную убежденность, придает человеку силу, уверенность в преодолении самых сложных препятствий и трудностей, помогает быть ак­ тивным и целеустремленным. 1. Что такое философия, как она возникла и развивалась? Слово «философия» —гречес­ кого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружаю­ щую нас действительность, систе­ му наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. Она ставит самые общие и вмес­ те с тем очень важные, корен­ ные вопросы, определяю щ и е подход человека к самым разно­ образным областям жизни и зна­ ния. Философия существует около трех тысячелетий, и все это вре­ мя в ней идет борьба противопо­ ложных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Центральное место в столкно­ вении философских взлядов за­ нимает вопрос об отношении со­ знания к бытию, или, другими словами, об отношении идеально­ го к материальному. Вопрос о соотношении созна­ ния и бытия, духа и природы яв­ ляется основным вопросом фи­ лософии. От решения этого во­ проса в конечном счете зависит истолкование всех других про­ блем, определяющих философ­ ское воззрение на природу, об­ щество, а стало быть, и на само­ го человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во- первых, что является первичным —идеальное или материальное? Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, зако­ ны развития природы и общест­ ва? Решая основной вопрос, фило­ софы разделились на два боль­ ших лагеря: материалистов и идеалистов. Философы-материалисты при­ знают, что материальное сущест­ вовало раньше идеального, что мышление человека не может существовать без материального, Само же мышление есть способ­ ность мозга отражать объектив­ ный мир. Философы-идеалисты призна­ ют началом всего существующе­ го сознание, мышление, дух, т. е. идеальное. Идеалистическое направление имеет две основные разновид­ ности: субъективный идеализм и объ­ ективный идеализм. Субъективные идеалисты за пер­ вичное принимают сознание че­ ловека, субъекта, а объективные качества предметов сводят к его ощущениям. Объективные идеалисты при­ нимают за первичное не само­ сознание субъекта или ощущения человека, а идею вообще, «ми­ ровую идею». Она превращается в природу и творит окружающее нас бытие. Идеалистическое мировоззре­ ние имеет глубокие корни как в социальной жизни людей, так и в самом очень сложном по свое­ му характеру человеческом по­ знании. Путь философского осмысле­ ния мира очень сложен. В ходе познания появляет с я возмож­ ность одностороннего преувели­ чения, абсолютизации, одной из сторон процесса познания, что ведет к идеализму. В классовом обществе, не за­ интересованные в объяснении социального неравенства эксплуа­ таторские классы, с целью обо­ снования и защиты своего при­ вилегированного положения, под­ держивали и распространяли не только идеализм, но и религию, отвлекая трудящиеся массы от борьбы за революционное преоб­ разование мира. Так исторически сложился тес­ ный союз идеализма и религии для защиты и оправдания разно­ образных форм эксплуатации. Как уже говорилось, основной вопрос философии имеет две стороны, причем вторая его сто­ рона отвечает на вопрос о по­ знаваемости мира. Материалисты всегда доказывали, что мышле­ ние человека может дать ему достоверные знания об окру­ жающем мире. С появлением эксплуататорских классов таинственный для людей смысл приобрели общественные силы. Религия в угоду имущим обожествляла власть г о с п о д , частную собственность, социаль­ ное неравенство. Философов, которые оспари­ вают возможность познания ми­ ра, называют агностиками (от греческого «а» —не, «гносис»— знание). Ограничивая возмож­ ности человечесткого познания, агностицизм обезоруживает че­ ловека, обрекает его на пассив­ ность, оставляя при этом место вере во что-то мистическ о е, сверхъестественное. Поэтому аг­ ностицизм тесно связан с идеа­ лизмом и религией. Сущность философского миро­ воззрения включает в себя и метод познания. Существуют два основных метода познания, — диалектика и метафизика. Диалектика рассматривает мир как единое, связное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и про­ тиворечивом развитии. Метафизика такой с п о с о б мышления, при котором предме­ ты и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как не­ подвижные, раз навсегда дан­ ные, лишенные внутренних про­ тиворечий. Диалектика и метафизика—это два противоположных метода по­ знания действительности, два ис­ ключающих друг друга способа объяснения мира, а стало быть, и истолкования наиболее общих философских принципов и поня­ тий. История философии начиная с древнейших времен и до наших дней насыщена борьбой мате­ риализма и идеализма, диалекти­ ки и метафизики. За этой борь­ бой философских взглядов, фи­ лософских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил — определенных классов и соци­ альных групп. В условиях рабовладельческо­ го общества философская мысль достигла особенно высокого раз­ вития в Древней Греции. Первые философы Древней Греции были стихийными мате­ риалистами, Они пытались по­ нять, что представляет собой мир как единое целое, найти первооснову, первоначало всех природных вещей. Родоначаль­ ником древнегреческого мате­ риализма считается Фалес (око­ ло 624— 547 до н, э.). За основу всего существующего он прини­ мал воду. NЕго последовате л ь Анаксимандр брал за снову не­ определенную среду (апейрон); ученик Анаксимандра Анаксимен первоосновой всего существую­ щего считал воздух. Древнегреческие философы- материалисты делали первые по­ пытки объяснить закономерные изменения природы, искали при­ чины таких явлений, как радуга, молния, землетрясение, солнеч­ ное затмение, задумывались над происхождением небесных све­ тил. Дальнейшее развитие идей ма­ териализма и диалектики связа­ но с именем Гераклита. За осно­ ву всего существующего Ге- раклит брал огонь. Гераклит указывал на наличие закономерности в природе; в мире все находится в процессе вечного движения, что все те­ чет, все изменяется, подчиняясь закономерности, «логосу». Гераклит твердо верил в воз­ можность познания мира и счи­ тал, что для человеческого разу­ ма нет преград. Большой вклад в развитие ма­ териализма сделал Демокрит. Демокрит и его последователи доказывали, что все предметы состоят из множества невидимых частиц—атомов, которые вечны, неизменны, непроницаемы и не­ делимы. Атомы находятся в не­ прерывном движении. В про­ цессе этого движения они соче­ таются между собой и порожда­ ют все сложное: огонь, воду, воздух, землю. Атомистическая теория Д емо­ крита в течение многих столетий служила путеводной звездой для науки. Развитие материализма встре­ чало сильнейшее сопротивление со стороны защитников рели­ гиозно-идеалистического миро­ воззрения. Самым крупным представите­ лем идеалистической философии в Древней Греции был выходец из рабовладельческой аристокра­ тии Платон. Миру чувственных вещей он противопоставил мир идей и утверждал, будто идеи сущест­ вуют объективно, независимо от природы и общества. Мир ре­ альных вещей —это лишь блед­ ные копии, тени идей. Платон обосновал миф о бес­ смертии души, которая будто бы лишь временно вселяется в человека, а потом вновь возвра- щается в пучину вечности. Платон и его последователи считали бога творцом, создате­ лем мира, природы. •Цель идеалистической филосо­ фии Платона — убедить людей, что им не следует искать сущ­ ность в вещах материального мира, а надо пытаться познать некое истинное идеальное бы­ тие. По мнению Платона, подлин­ ное знание является знанием о сверхчувственном царстве вечных идей. Во взглядах древнегреческих мыслителей содержались эле­ менты, зачатки самых разнооб­ разных философских систем, раз- | рабатывавшихся в последующие исторические периоды. В средневековом обществе, от­ мечал Ф. Энгельс, наука была служанкой богословия. Все было подчинено «доказательству» ис­ тинности религии. Но философс­ кие споры не затихали и в мрач­ ные годы средневековья. В XVII в. материализм обрел новую родину в Англии—стране, которая одной из первых совер­ шила буржуазную революцию, Родоначальником материализма нового времени явился Фрэнсис Б^кон. Смысл философии Бэкон видел в разработке методов по­ знания природы, утверждал, что материи присущи движ е н и е, стремление и жизненный дух. Против материалистических и атеистических взглядов передо­ вых философов выступил англий­ ский епископ Джордж Беркли. По Беркли материя — это ничто. Законы природы творит разум. Беркли признавал реальным лишь то, что воспри н и м а е т субьект. У Беркли получается, что бытие предметов, их сущест­ вование зависит от того, воспри­ нимаем мы эти предметы или нет. Беркли писал, что материю нельзя признать, ибо это ведет к безбожию. В конце XVII и особенно в XVIII в. в борьбу с идеализмом и религией вступили француз­ ские материал и с т ы Ламетри, Дидро, Гольбах, Г е л ь в е ц и й . Французские материалисты дока­ зывали, что природа и общест­ венная жизнь подчиняются ес­ тественным закономерностям. Материальная природа существу­ ет объективно, никем не создана, она вечна. Французские материалисты ве­ рили ^в возможность познания мира. ТНо их материализм, как и весь домарксистский материа­ лизм, страдал существенными не­ достатками: во-первых, этот материализм был преимущественно механи­ стическим. Наивысшего расцвета в то время достигла механика, а такие науки, как, например, химия и биология, только начинали создаваться. Поэтому процессы органической природы ученые стремились объяснить чисто ме­ ханистически. Во-вторых, материализм XVII- XVIII в. в. был метафизическим. Диалектика не применялась ни к объяснению явлений природы, ни к познанию. В-третьих, материалисты оста­ вались идеалистами в истолкова­ нии общественной жизни. В конце 18—начале 19 в. борь­ ба материализма и идеализма нашла свое отражение в немец­ кой философии. Линию идеализ­ ма представляли И. Кант и Ф. Ге­ гель. Положительной стороной фи­ лософии Канта было признание того, что вещи существуют объ­ ективно, сами по себе. Однако при этом он обосновывал оши­ бочный вывод о принципиальной непознаваемости мира, защищал линию агностицизма. Устанавливая принципиальную границу познания, Кант фактиче­ ски оставлял место религии, вере в вечно надприродное сверхъес­ тественное. Он отрицал сущест­ вование объективных закономер­ ностей, утверждая, что законы предписывает природе разум. Внутренне противоречивой и непоследовательной была и фи­ лософия Георга Ви л ь г е л ь ма Фридриха Гегеля. Разрабатывая диалектику, Ге­ гель стремился представить весь мир — природу, общественную жизнь и мышление — как про­ цесс бесконечного движения, из­ менения и развития. Однако, будучи обективным идеалистом, Гегель брал за осно­ ву всех явлений мира некую аб­ солютную идею, мировой дух. Для Гегеля природа—это лишь перевоплотившаяся идея, иное ее бытие, ступень в развитии миро­ вого духа. Нетрудно понять, что мировой дух —это то, что рели­ гия называет богом. Несостоятельность гегелевского объективного идеализма и идеа­ листической философии в целом вскрыл немецкий материалист Людвиг Фейербах. Фейербах доказывал, что объ­ ективная действительность, при­ рода материальна, телесна, чув­ ственна. Материя никем не со­ творена, она существует вечно; природой управляют не боги, а естественные силы, естественные законы. Фейербах подчеркивал, что мышление является результатом деятельности мозга. Не материя есть продукт духа, а дух есть высший продукт материи. Фейербах, однако, не преодо­ лел ограниченности предшество­ вавшего материализма. Его фи­ лософия — это метафизический материализм, т. е. материализм б ез диалектики. Фейербах от­ бросил гегелевскую идеалисти­ ческую систему, но вместе с ней он отбросил и диалектику Геге­ ля, его ценные идеи о развитии. В развитии материализма и диалектики большую роль сы­ грали демократы России Висса­ рион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Ни­ колай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Д обро­ любов, Дмитрий Иванович Писа­ рев. (}ни более последовательно, чем их предшественники-матери­ алисты, критиковали идеализм и в значительной мере преодоле­ ли ограниченность метафизиче­ ского материализма. Русские революционные дем о­ краты разрабатывали учение о материальности мира, объектив­ ном характере законов его раз­ вития; говорили, что дух, мысль —это результат развития приро­ ды и истории, отвергали всякие сомнения в возможности позна­ ния мира. Диалектику они счита­ ли «алгеброй революции». Но объективные исторические усло­ вия, отсталость русской жизни помешали русским революцион­ ным демократам стать последо­ вательными материалистами-ди- алектиками. 2. Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом Марксизм возник в 40-х годах прошлого века в Германии. Марксизм и явился теоретичес­ ким выражением коренных инте­ ресов пролетариата. Теоретичес­ кими источниками марксизма яв­ ляются классическая немецкая философия (И. Кант., Г. Гегель, Л. Фейербах), английская полити­ ческая экономия (А. Смит, Д. Ри­ кардо) и французский утопичес­ кий социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье). «Марксизм, — писал В. И. Ленин, — ...усвоил и пере­ работал все, что было ценного в более, чем двухтысячелет н е м развитии человеческой мысли и культуры» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений том 41-й стр. 337.). Основоположники марксизма критически переосмыслили идеа­ листическую гегелевскую диалек­ тику и создали материалистиче­ скую диалектику, качественно но­ вый диалектический метод. К. Маркс и Ф. Энгельс опира­ лись на крупнейшие естественно­ научные открытия XIX в., кото­ рые опровергли метафизические взгляды на материальный мир, как на нечто, раз и навсегда, данное и неизменное. К. Маркс и Ф. Энгельс в корне переработали старый, метафизи­ ческий материализм и создали диалектический материализм, что явилось высшим достижением философской мысли за всю ис­ торию ее существования, рево­ люционным переворотом в фи­ лософии. Они создали исторический ма­ териализм — науку о наиболее общих законах общественного развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz