Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
Что изучает философия ъ оэзссссссоосгт сг Сегодня начинается новый учебный год в системе пар тийного просвещения. В помощь слушателям школ основ марксизма-ленинизма четвертого года обучения «Кировец» периодически будет печатать материалы. Ниже мы публику ем первую главу: «Философия и ее роль в жизни общества» из 2-го издания «Начального курса философии», предназна ченного для слушателей школ основ марксизма-ленинизма и выпущенного издательством «Мысль» в 1967 году. Материал дается в сокращении и подготовлен для газеты старшим преподавателем Липецкого филиала Московского института стали и сплавов В. Н. Ушаковой. Наше время знаменатель н о крупными научными и техничес кими достижениями, неизмери мо увеличивающими мощь чело века, грандиозными преобразо ваниями природы, меняющими лицо -Земли, глубокими револю ционными изменениями всех сто рон общественной жизни. Чтобы глубже проникнуть в сущность великих перемен во всех областях современной жиз ни, необходимо научное миро воззрение. Таким мировоззре нием является марксизм-лени низм, представляющий соб о й стройную систему философских, экономических и социально-по литических взглядов. Марксистско-ленинская фило софия— интересная, глубоко со держательная наука. Она обо сновывает общетеоретическ и е принципы познания' и револю ционного преобразования мира. В нашей стране' научное миро воззрение играет все большую роль в деятельности советских людей. Изучение филосо ф и и марксизма-ленинизма воспиты вает у людей глубокую идейную убежденность, придает человеку силу, уверенность в преодолении самых сложных препятствий и трудностей, помогает быть ак тивным и целеустремленным. 1. Что такое философия, как она возникла и развивалась? Слово «философия» —гречес кого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружаю щую нас действительность, систе му наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. Она ставит самые общие и вмес те с тем очень важные, корен ные вопросы, определяю щ и е подход человека к самым разно образным областям жизни и зна ния. Философия существует около трех тысячелетий, и все это вре мя в ней идет борьба противопо ложных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Центральное место в столкно вении философских взлядов за нимает вопрос об отношении со знания к бытию, или, другими словами, об отношении идеально го к материальному. Вопрос о соотношении созна ния и бытия, духа и природы яв ляется основным вопросом фи лософии. От решения этого во проса в конечном счете зависит истолкование всех других про блем, определяющих философ ское воззрение на природу, об щество, а стало быть, и на само го человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во- первых, что является первичным —идеальное или материальное? Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, зако ны развития природы и общест ва? Решая основной вопрос, фило софы разделились на два боль ших лагеря: материалистов и идеалистов. Философы-материалисты при знают, что материальное сущест вовало раньше идеального, что мышление человека не может существовать без материального, Само же мышление есть способ ность мозга отражать объектив ный мир. Философы-идеалисты призна ют началом всего существующе го сознание, мышление, дух, т. е. идеальное. Идеалистическое направление имеет две основные разновид ности: субъективный идеализм и объ ективный идеализм. Субъективные идеалисты за пер вичное принимают сознание че ловека, субъекта, а объективные качества предметов сводят к его ощущениям. Объективные идеалисты при нимают за первичное не само сознание субъекта или ощущения человека, а идею вообще, «ми ровую идею». Она превращается в природу и творит окружающее нас бытие. Идеалистическое мировоззре ние имеет глубокие корни как в социальной жизни людей, так и в самом очень сложном по свое му характеру человеческом по знании. Путь философского осмысле ния мира очень сложен. В ходе познания появляет с я возмож ность одностороннего преувели чения, абсолютизации, одной из сторон процесса познания, что ведет к идеализму. В классовом обществе, не за интересованные в объяснении социального неравенства эксплуа таторские классы, с целью обо снования и защиты своего при вилегированного положения, под держивали и распространяли не только идеализм, но и религию, отвлекая трудящиеся массы от борьбы за революционное преоб разование мира. Так исторически сложился тес ный союз идеализма и религии для защиты и оправдания разно образных форм эксплуатации. Как уже говорилось, основной вопрос философии имеет две стороны, причем вторая его сто рона отвечает на вопрос о по знаваемости мира. Материалисты всегда доказывали, что мышле ние человека может дать ему достоверные знания об окру жающем мире. С появлением эксплуататорских классов таинственный для людей смысл приобрели общественные силы. Религия в угоду имущим обожествляла власть г о с п о д , частную собственность, социаль ное неравенство. Философов, которые оспари вают возможность познания ми ра, называют агностиками (от греческого «а» —не, «гносис»— знание). Ограничивая возмож ности человечесткого познания, агностицизм обезоруживает че ловека, обрекает его на пассив ность, оставляя при этом место вере во что-то мистическ о е, сверхъестественное. Поэтому аг ностицизм тесно связан с идеа лизмом и религией. Сущность философского миро воззрения включает в себя и метод познания. Существуют два основных метода познания, — диалектика и метафизика. Диалектика рассматривает мир как единое, связное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и про тиворечивом развитии. Метафизика такой с п о с о б мышления, при котором предме ты и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как не подвижные, раз навсегда дан ные, лишенные внутренних про тиворечий. Диалектика и метафизика—это два противоположных метода по знания действительности, два ис ключающих друг друга способа объяснения мира, а стало быть, и истолкования наиболее общих философских принципов и поня тий. История философии начиная с древнейших времен и до наших дней насыщена борьбой мате риализма и идеализма, диалекти ки и метафизики. За этой борь бой философских взглядов, фи лософских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил — определенных классов и соци альных групп. В условиях рабовладельческо го общества философская мысль достигла особенно высокого раз вития в Древней Греции. Первые философы Древней Греции были стихийными мате риалистами, Они пытались по нять, что представляет собой мир как единое целое, найти первооснову, первоначало всех природных вещей. Родоначаль ником древнегреческого мате риализма считается Фалес (око ло 624— 547 до н, э.). За основу всего существующего он прини мал воду. NЕго последовате л ь Анаксимандр брал за снову не определенную среду (апейрон); ученик Анаксимандра Анаксимен первоосновой всего существую щего считал воздух. Древнегреческие философы- материалисты делали первые по пытки объяснить закономерные изменения природы, искали при чины таких явлений, как радуга, молния, землетрясение, солнеч ное затмение, задумывались над происхождением небесных све тил. Дальнейшее развитие идей ма териализма и диалектики связа но с именем Гераклита. За осно ву всего существующего Ге- раклит брал огонь. Гераклит указывал на наличие закономерности в природе; в мире все находится в процессе вечного движения, что все те чет, все изменяется, подчиняясь закономерности, «логосу». Гераклит твердо верил в воз можность познания мира и счи тал, что для человеческого разу ма нет преград. Большой вклад в развитие ма териализма сделал Демокрит. Демокрит и его последователи доказывали, что все предметы состоят из множества невидимых частиц—атомов, которые вечны, неизменны, непроницаемы и не делимы. Атомы находятся в не прерывном движении. В про цессе этого движения они соче таются между собой и порожда ют все сложное: огонь, воду, воздух, землю. Атомистическая теория Д емо крита в течение многих столетий служила путеводной звездой для науки. Развитие материализма встре чало сильнейшее сопротивление со стороны защитников рели гиозно-идеалистического миро воззрения. Самым крупным представите лем идеалистической философии в Древней Греции был выходец из рабовладельческой аристокра тии Платон. Миру чувственных вещей он противопоставил мир идей и утверждал, будто идеи сущест вуют объективно, независимо от природы и общества. Мир ре альных вещей —это лишь блед ные копии, тени идей. Платон обосновал миф о бес смертии души, которая будто бы лишь временно вселяется в человека, а потом вновь возвра- щается в пучину вечности. Платон и его последователи считали бога творцом, создате лем мира, природы. •Цель идеалистической филосо фии Платона — убедить людей, что им не следует искать сущ ность в вещах материального мира, а надо пытаться познать некое истинное идеальное бы тие. По мнению Платона, подлин ное знание является знанием о сверхчувственном царстве вечных идей. Во взглядах древнегреческих мыслителей содержались эле менты, зачатки самых разнооб разных философских систем, раз- | рабатывавшихся в последующие исторические периоды. В средневековом обществе, от мечал Ф. Энгельс, наука была служанкой богословия. Все было подчинено «доказательству» ис тинности религии. Но философс кие споры не затихали и в мрач ные годы средневековья. В XVII в. материализм обрел новую родину в Англии—стране, которая одной из первых совер шила буржуазную революцию, Родоначальником материализма нового времени явился Фрэнсис Б^кон. Смысл философии Бэкон видел в разработке методов по знания природы, утверждал, что материи присущи движ е н и е, стремление и жизненный дух. Против материалистических и атеистических взглядов передо вых философов выступил англий ский епископ Джордж Беркли. По Беркли материя — это ничто. Законы природы творит разум. Беркли признавал реальным лишь то, что воспри н и м а е т субьект. У Беркли получается, что бытие предметов, их сущест вование зависит от того, воспри нимаем мы эти предметы или нет. Беркли писал, что материю нельзя признать, ибо это ведет к безбожию. В конце XVII и особенно в XVIII в. в борьбу с идеализмом и религией вступили француз ские материал и с т ы Ламетри, Дидро, Гольбах, Г е л ь в е ц и й . Французские материалисты дока зывали, что природа и общест венная жизнь подчиняются ес тественным закономерностям. Материальная природа существу ет объективно, никем не создана, она вечна. Французские материалисты ве рили ^в возможность познания мира. ТНо их материализм, как и весь домарксистский материа лизм, страдал существенными не достатками: во-первых, этот материализм был преимущественно механи стическим. Наивысшего расцвета в то время достигла механика, а такие науки, как, например, химия и биология, только начинали создаваться. Поэтому процессы органической природы ученые стремились объяснить чисто ме ханистически. Во-вторых, материализм XVII- XVIII в. в. был метафизическим. Диалектика не применялась ни к объяснению явлений природы, ни к познанию. В-третьих, материалисты оста вались идеалистами в истолкова нии общественной жизни. В конце 18—начале 19 в. борь ба материализма и идеализма нашла свое отражение в немец кой философии. Линию идеализ ма представляли И. Кант и Ф. Ге гель. Положительной стороной фи лософии Канта было признание того, что вещи существуют объ ективно, сами по себе. Однако при этом он обосновывал оши бочный вывод о принципиальной непознаваемости мира, защищал линию агностицизма. Устанавливая принципиальную границу познания, Кант фактиче ски оставлял место религии, вере в вечно надприродное сверхъес тественное. Он отрицал сущест вование объективных закономер ностей, утверждая, что законы предписывает природе разум. Внутренне противоречивой и непоследовательной была и фи лософия Георга Ви л ь г е л ь ма Фридриха Гегеля. Разрабатывая диалектику, Ге гель стремился представить весь мир — природу, общественную жизнь и мышление — как про цесс бесконечного движения, из менения и развития. Однако, будучи обективным идеалистом, Гегель брал за осно ву всех явлений мира некую аб солютную идею, мировой дух. Для Гегеля природа—это лишь перевоплотившаяся идея, иное ее бытие, ступень в развитии миро вого духа. Нетрудно понять, что мировой дух —это то, что рели гия называет богом. Несостоятельность гегелевского объективного идеализма и идеа листической философии в целом вскрыл немецкий материалист Людвиг Фейербах. Фейербах доказывал, что объ ективная действительность, при рода материальна, телесна, чув ственна. Материя никем не со творена, она существует вечно; природой управляют не боги, а естественные силы, естественные законы. Фейербах подчеркивал, что мышление является результатом деятельности мозга. Не материя есть продукт духа, а дух есть высший продукт материи. Фейербах, однако, не преодо лел ограниченности предшество вавшего материализма. Его фи лософия — это метафизический материализм, т. е. материализм б ез диалектики. Фейербах от бросил гегелевскую идеалисти ческую систему, но вместе с ней он отбросил и диалектику Геге ля, его ценные идеи о развитии. В развитии материализма и диалектики большую роль сы грали демократы России Висса рион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Ни колай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Д обро любов, Дмитрий Иванович Писа рев. (}ни более последовательно, чем их предшественники-матери алисты, критиковали идеализм и в значительной мере преодоле ли ограниченность метафизиче ского материализма. Русские революционные дем о краты разрабатывали учение о материальности мира, объектив ном характере законов его раз вития; говорили, что дух, мысль —это результат развития приро ды и истории, отвергали всякие сомнения в возможности позна ния мира. Диалектику они счита ли «алгеброй революции». Но объективные исторические усло вия, отсталость русской жизни помешали русским революцион ным демократам стать последо вательными материалистами-ди- алектиками. 2. Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом Марксизм возник в 40-х годах прошлого века в Германии. Марксизм и явился теоретичес ким выражением коренных инте ресов пролетариата. Теоретичес кими источниками марксизма яв ляются классическая немецкая философия (И. Кант., Г. Гегель, Л. Фейербах), английская полити ческая экономия (А. Смит, Д. Ри кардо) и французский утопичес кий социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье). «Марксизм, — писал В. И. Ленин, — ...усвоил и пере работал все, что было ценного в более, чем двухтысячелет н е м развитии человеческой мысли и культуры» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений том 41-й стр. 337.). Основоположники марксизма критически переосмыслили идеа листическую гегелевскую диалек тику и создали материалистиче скую диалектику, качественно но вый диалектический метод. К. Маркс и Ф. Энгельс опира лись на крупнейшие естественно научные открытия XIX в., кото рые опровергли метафизические взгляды на материальный мир, как на нечто, раз и навсегда, данное и неизменное. К. Маркс и Ф. Энгельс в корне переработали старый, метафизи ческий материализм и создали диалектический материализм, что явилось высшим достижением философской мысли за всю ис торию ее существования, рево люционным переворотом в фи лософии. Они создали исторический ма териализм — науку о наиболее общих законах общественного развития.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz