Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ кого труда, с превышением выполняю щие свои производственные задания и активно участвующие в общественной жизни цеха. . Салищев и И. С Фото Г. Солодкова. Вагранщик Александр Григорьевич Салищев и заливщик Иван Степанович Покачалов — старейшие работники пла вильного отделения чугунолитейного це ха. Оба они уважаемые люди. Не раз их портреты были на заводской Доске поче та. И . Александр Григорьевич, и Иван Степанович — ударники коммунистичес- На снимке: А. Г Покачалов. В горных районах нашей стра ны сенокосы и пастбища занима ют площади, измеряемые многими десятками миллионов гектаров. Однако, из-за отсутс твия средств механизации, приспособ ленных для работы на горных склонах, заготовки сена в этих районах производятся только на незначительной части этих пло щадей с помощью конной тяги и ручного труда. Недостаточные заготовки сена при наличии неограниченных, но неиспользованных ресурсов, ре шительным образом сдерживают расширение поголовья скота. Так, в Киргизии, при наличии более 8,5 миллионов гектар сено косов и пастбищ под сенокос ис пользуется только около 300 ты сяч гектаров. Для обеспечения механизации сеноуборочных -работ на горных склонах нашим заводом были разработаны конструкции низко- клиренсных тракторов Т-40Н и Т-40АН (с передним ведущим мостом) на базе серийно выпус каемых тракторов Т-40 и Т-40А и изготовлены образцы для испы таний. А Киргизским филиалом УКРНИИСХОМа и конструкторс ким коллективом завода сельско хозяйственных машин им. Фрун зе приспособлены для работы в ней навеской я пресс-подборщик ПСБ-1,6. В сезон 1968 года этот комп лекс проходил заводские и меж дуведомственные испытания в Киргизской ССР вблизи г. Фрун зе на склонах крутизной до 25°. Одновременно проходил испыта ния и другой комплекс сеноубо рочных машин на базе горного трактора Т-50К Минского завода, с которым и проводилось сравне ние комплекса с низкоклирен- еными тракторами. Лабораторно- полевые испыта ния показали, что по важнейшим для работы в горных условиях показателям — сползанию, уп равляемости и боковой устойчи вости — наилучшие качества имеет наш трактор Т-40АН. Так, если на склоне 18° угол отклонения оси трактора от на правления движения у трактора Т-40Н составил 13°50', то у трактора Т-40АН этот угол со ставил всего 6°50‘. У трактора Т-50К, имеющего специальный механизм автоматической стаби лизации остова, этот угол ока зался большим — 8°. Боковая устойчивость у трак тора Т-40Н и Т-40АН оказалась более высокой, чем у трактора Т-50К. Эта устойчивость была еще дополнительно увеличена за и мощность двигателя трактора Т-40АН полностью обеспечивали работу всех машин, входящих в комплекс. За время испытаний трактора ми Т-40Н и Т-40АН был выпол нен следующий объем сеноубо рочных работ на горных склонах: скошено 75 га трав, произведено сгребание сена на 298 га, выпол нена подборка и вывозка сена на 205 га и спрессовано сена в тю ки с площади 20 га. Как тракторы, участвовавшие в ис пытаниях, так и сельхозмашины находятся полностью в работо способном состоянии и могли бы продолжить сеноуборку, если бы не помешала погода. Качествен ные показатели сеноуборки мало отличались от показателей в равнинных условиях. Комплекс машин на базе трак тора Т-50К работал значительно хуже, что определялось, главным образом, неувязкой положений на склонах остова трактора и сель хозмашин. Это вызывало много численные поломки и простои агрегатов. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что в комплекте сеноуборочных ма шин были использованы специ ально изготовленные для этой цели, но недостаточно апробиро ванные машины. чительно меньшая металлоем кость, т. к. собственный вес трактора Т-50К при меньшей производительности в полтора раза превосходит вес трактора Т-40АН. Применение сеноуборочных ма шин с тракторами Т-40АН позво ляет снизить эксплуатационные затраты на сенозаготовках на 1 гектаре в 1,59 раза по сравнению с существующим способом сено уборки. При использовании трак торов Т-50К заготовка сена на 1 га будет обходиться в 1,65 ра за дороже, чем при конно-ручном способе, и в 2,6 раза дороже, чем при использовании низкоклирен- сных тракторов. Материалы, полученные при испытаниях, дали основание меж ведомственной комиссии реко мендовать сеноуборочный комп лекс машин на базе Липецкого трактора Т-40АН для широкой хозяйственной проверки в раз личных зонах страны. С этой целью намечено изготовить в пер вом полугодии 1969 года боль шую партию тракторов Т-40АНс некоторыми усовершенствования ми, направленными на улучше ние условий труда и безопасно сти работ. Работы по доводке конструк ции низкоклиренсных тракторов чаях не надо. Да и сейчас часто работает он за двоих. Выполняет в свою смену фактически две операции — сборку аккумуля торных ящиков и установку их на корпусе трактора. Работа сложная, но справляется с ней Зобов успешно, успевает за дви жением конвейера, и качество его операции никогда не вызы вает нареканий. Когда детали поступают нор мально, приходится всю смену напряженно, почти не отрываясь, орудовать ключами и молотком. До 50 тракторов собирают сле сари в такие дни. На счету у них каждая минута. Михаилу такая работа по-нраву. Хуже, когда приходится простаи вать из-за поставщиков. Но и тогда не унывает слесарь, или идет добиваться недостающих деталей, или приводит в порядок инструмент. Теперь Михаил твердо знает, что место свое у конвейера он занял прочно. Тракторный завод стал для него родным предприя тием. С ним связывает он и свое будущее. И, конечно, в этом бу дущем немаловажное значение отводится учебе. Михаил собирается походить в вечернюю школу, а дальше и в техникум путь не заказан. Кстати, перед глазами у него всегда близкий пример — старший брат Петр. Он начинал свой трудовой путь токарем здесь же, на заво- Рабочий По разному складывается у людей путь к любимой профес сии. Бывает, что прежде чем сде лает человек окончательный вы бор, не раз придется сменить место работы. Так получилось и у Михаила Ивановича Зобова. За свою еще небольшую жизнь он успел по быть и штукатуром, и шофером, и слесарем. А четыре года назад пришел Михаил Иванович на тракторный завод и здесь по-на стоящему нашел свое место. Он стал сборщиком тракторов. Полюбилась Михаилу его бес покойная работа у конвейера. Здесь постоянно ощущаешь дви жение, горячий и живой пульс цеха. Размеренно звучит музыка трудового дня — постукивание молотков, пронзительное фыр канье пневматических ключей, привычный грохот металлических деталей. И глазное — чувствуешь себя неотрывной частью большого коллектива. Сзади и спереди от тебя стоят вдоль конвейера твои товарищи. Каждый выполняет свою особую операцию. А сли ваются они в одно общеэ дело — и рождается трактор. Михаил Иванович с первого дня работы был поставлен на сборку аккумуляторных ящиков. На время освоения ему присвои ли второй производственный раз ряд. Осваивался Зобов быстро, ска зался навык, приобретенный еще раньше, когда работал в авто хозяйстве. В механизмах разби рался неплохо, рукам его был послушен любой слесарный инст румент. Скоро получид и третий разряд. Очень скоро стал своим чело веком и в коллективе. Общитель ный и жизнерадостный характер # ХХХЮОООООООООООООС характер помогал Михаилу сразу же схо диться с товарищами по работе. Уже на второй год работы его избрали профгрупоргом участка, и с тех пор избирают ежегодно. Но главное все же для него — это его непосредственная работа у конвейера. С самого начала смены начинаются у Михаила хлопоты. Если есть все необхо димые детали, нужно собрать как можно больше узлов: к мо менту, когда начнет двигаться конвейер, все должно быть на готове. А часто бывает, что той или другой детали не окажется на месте. Михаил не станет ждать, когда это заметит оператор или мастер. Сразу же подымает тре вогу, а то и сам отправляется в механический цех, чтобы поторо пить поставщиков. Такой уж ха рактер у человека. Заботы производства — его заботы, Михаил Иванович не раз доказал это. Бывали случаи, ког да во вторую смену не хватало рабочих на конвейере. И Миха ил оставался на рабочем месте, заменяя отсутствующего товари ща. Упрашивать его в таких с-у- горных условиях равнинные се ноуборочные машины из числа серийно выпускаемых для агре гатирования с этими тракторами. В этот комплекс входили: двух- брусная косилка КДП-4; одно- брусная косилка КЗН-2Д; колес но-пальцевые грабли ГВК-6; по перечные грабли ГТП-6; волоку- ша-копновоз с передней и зад счет специальной навески сель хозмашин. Поэтому за все время испытаний, хотя работы прово дились на склонах с крутизной до 25 и даже 29°, не было ни случаев опрокидывания трактора, ни так называемых аварийных ситуаций, которыми неоднократ но сопровождались испытания трактора Т-50К. Тяговые качества В сравнении с конно-ручным способом на всем технологичес ком цикле, сеноуборочных работ производительность труда с ком плексом на базе трактора Т-40АН увеличивается в 5,6 раза, а при комплексе с трактором Т-50К только в 2, 25 раза. У комплекса на базе трактора Т-40АН к тому же имеется зна- и организации выпуска крупной опытной партии должны быть отнесены к числу особо важных, т. к. их успешное завершение позволит разрешить одну из на иболее трудных проблем в народ ном хозяйстве. А. ПЛЯСОВ, начальник конструкторского бюро ОГК. де, а сейчас он мастер одного из тракторных цехов, руководит участком. На заводе трудятся и две се стры Михаила. Обе в автоматном цехе, Аня — шлифовщица, Дуся — фрезеровщица. Это еще боль ше связывает слесаря с заводом, с его большим рабочим коллек тивом, частицей которого явля ется и семья Зобовых. К. ЮРЬЕВ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz