Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
К ЮО-летию со дня рождения В. И. Ленина Очень трудно передать необыч ное впечатление, которое^ он вы зывал. Его рука, протянутая вперед и немного поднятая вверх, ладонь, которая как бы взвешивала каж дое слово, отсеивая фразы про тивников, заменяя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса идти своим путем, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуазией, — все это было не обыкновенно и говорилось им, Лениным, как-то не от себя, а действительно по воле истории. Слитность, законченность, пря мота и сила его речи, весь он на кафедре — точно произведение классического искусства: все есть, и ничего лишнего, никаких украшений, а если они были—их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке. Но счету времени он говорил меньше ораторов, которые высту пали до него, а по впечатлению —значительно больше; не один я чувствовал это, сзади меня восторженно шептали: —Густо говорит... М. Горький «В. И. Ленин». Политиздат, М., 1968. Ленин берет слово. Его доклад —мастерский образец его искус ства убеждать. Ни малейшего признака риторических прикрас. Он действует только силой своей ясной мысли, неумолимой логи кой аргументации и последова тельно выдержанной линией. Он кидает свои фразы, как неотесан ные глыбы, и возводит из них одно законченное целое. Ленин не хочет ослепить, увлечь, он хочет только убедить. Он убеж дает и этим увлекает. Не при по мощи звонких, красивых слов, которые пьянят, а при помощи прозрачной мысли, которая пости гает без самообмана мир общест венных явлений в их действи тельности и с беспощадной прав дой вскрывает «то, что есть». К. ЦЕТКИН «Воспоминания о Ленине». Политиздат, М., 1966. Выступал он обычно или совсем без записи, или имея в руках Ленин на В помещаемых здесь воспоминаниях о В. И. Ленине особо подчерки вается его пропагандист ское искусство. Великий мыслитель Ленин убеж дал слушателей неодоли мой силой логики, силою мысли. лишь небольшую бумажку с на броском плана речи, сзаметками и вопросами, о которых он хотел сказать. Вот Ленин выходит для доклада; у него с собой краткий конспект, да и то в ходе речи он в него очень редко заглядывает. Но видно по всему, что его до клад —не экспромт, а результат большой предварительной работы мысли. Все основные положения он заранее продумывал, а аргу менты в значительной мере у не го рождались уже на трибуне. Обладая колоссальной памятью, огромным запасом знаний, буду чи замечательным диалектиком, он поражал свободой и железной логикой своих выступлений, не обыкновенной способностью все сторонне охватывать события и видеть далеко их развитие. Стиль его выступлений не тезисный. Речь очень живая острая, меткая и всегда глубоко принципиальна. Теоретические положения перемеживаются с практическими соображениями и доводами. Его речь обычно пере сыпана примерами, сравнениями, но не , цифрами. Подтверждая свои доводы, он часто употребля ет меткие словечки, ходовые на родные ПОГОВОРКИ В ЭТОМ СМЫС' ле, кажется, никто так не поль зовался богатством русского язы ка, как Ленин.... Я думаю, каждый, читая про изведения Ленина, испытывает большое удовлетворение. Но мож но себе представить, какое чув ство приходилось испытывать, слушая Лйенина! Во время речи он весь жил и находился в дви жении. Говорил он обычно вне трибуны, она его стесняла. Вот он выходит на трибуну для до клада, но после первых же фраз трибуне ее покидает. Весь он устремился вперед; переходя с места на мес то, сопровождая речь живой жестикуляцией, то наклоняясь, то откидываясь всем корпусом в зависимости от хода мысли, он старается крепче вложить в со знание слушателей свои доводы. Вся его фигура полна энергии и огромной внутренней силы. А. АНДРЕЕВ «О Владимире Ильиче Ленине». Госполигиздат, М., 1956. ...Поднимается на трибуну че ловек невысокого роста, с виду ничем не примечательный, разве что блеснет под электрическим светом его огромный лоб... Не ораторствует, а как бы беседует со слушателями. Жесты его прос ты, естественны. Речь начнет с нескольких, ка залось бы, простых, всем извест ных фактов, мыслей. Но через мгновение ваше внимание уже поглощено его речью. У этих всем известных фактов, оказы вается, есть свои, никем раньше не замеченные стороны, особен ности; из них вытекают новые, неоспоримые выводы, которых, однако, до сих пор никто не де лал... И вывместе с оратором ис пытываете восторженное чувство первооткрывателя... А он приво дит новые факты, бросает новые мысли, ведет вас дальше с неодо лимой силой логики... И вот вы уже захвачены им всецело! Окружающая обстановка исчеза ет для вас. Вы—в царстве мыс ли с ее неумолимыми законами... Подобно тому, как большой писатель-художник захватывает вас силой поэтического вообра жения, так великий мыслитель Ленин всецело завладевал вами силою мысли. Как художник сво ими средствами рисует классово го врага, так Ленин силою мыс ли разоблачал самые сложные махинации и теоретические по строения противников. В. КАРПИНСКИЙ «Владимир Ильич Ленин — вождь, товарищ, человек». Политиздат, М., 1966. Дмитрий Егорович Попов длительное время работал в 3-м тракторном цехе расточником О н всегда перевыполнял свои производственные задания. За отличное знание техники и любовь' к ней, он недавно назначен наладчиком станков. И здесь он успешно справляется с делом На снимке- Д. I, Попов, н фото Г. Солодкова. В е с н о й н ы н е ш н е г о г о д а в п о с е л к е т р а к т о р о с т р о и т е л е й в с т у п и л в с т р о й д е й с т в у ю щ и х е щ е о д и н д е т с к и й к о м б и н а т . В о с п и т а н н и к а м и его стали 235 м а л ы ш е й . На снимке: детский комбинат № 85. фото Г. Солодкова. УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛСЯ Вчера в школах и во всех учебных заведениях нашей стра ны начался новый учебный год. По масштабам и уровню обра зования, по постановке просвеще ния Советский Союз занимает ве дущее место в мире. Новый учеб ный год в школах, училищах, техникумах, вузах и друг их учебных заведениях начина ет почти каждый третий гражданин Советской страны. Коммунистичес к а я партия, В. И. Ленин, видевшие в обра зованности масс орудие комму нистического преобразования об щества, с первых дней существо вания. социалистического госу дарства со всей энергией присту пили к осуществлению глубочай шей культурной революции. За полвека страна, где три четверти населения не знали грамоты, со вершила гигантский взлет к вер шинам науки и культуры. Рас цвет народного образования в СС Р обеспечивается широким развитием среднего общего и по литехнического, профессиональ но-технического, среднего специ ального и высшего образования, сетью вечернего и заочного обу чения, бесплатност ь ю учебы, системой государственных сти пендий и т. д. Забота общества об образова нии и воспитании молодого по коления получила у нас невидан ный в истории размах. В начале 30-х годов страна сумела осуще ствить всеобщее обязательное на чальное обучение, в 40-х годах перешла на восьмилетний все обуч. XXIII съезд партии поста вил новую грандиозную задачу— к концу нынешней пятилетки за вершить в основном введение всеобщего среднего образования. Постановления 1966 года ЦК КПСС и правительства о мерах по улучшению системы школь ного, высшего и среднего специ ального образования наметили конкретную программу претво рения в жизнь указаний ХХП1 съезда партии по развитию совет ской школы как общеобразова тельной, трудовой и политехни ческой, по повышению уровня подготовки специалистов, приве дению содержания образования в соответствие с требованиями со временного научно-технического и социального прогресса. Выполнение Директив съезда и ноябрьского (1966 г.) Поста новления ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССРо школе—основной вопрос обстоятельного разговора, наставников молодежи на Всесо юзном съезде учителей. Каждый новый учебный год становится новым шагом на пути подготовки и воспитания высоко образован ных и коммунисти чески сознательных строителей нового общества. ОНИ СТАЛИ СТУДЕНТАМИ Шумно было в августовские дни у стен Липецкого машинострои тельного техникума. Здесь проводились приемные экзамены. 22 августа состоялась приемная комиссия под председательст вом директора техникума Ф. С. Беспятого. В ее работе приняли участие руководители техникума, представители тракторного заво да и общественных организаций города. Лучшие, наиболее подготовленные рабочие и служащие Липец кого тракторного завода получили право совершенствовать свои теоретические знания в техникуме. Среди принятых мастер куз нечного цеха Ролдугин В .А. с производственным стажем 22 года, кузнец;кузнечного цеха 1Дербатых А. В. с тринадцатилетним ста жем, токарь экспортного участка Матыцин В. М. со стажем 17 лет, слесарь стальцеха Бондарев И. В. с 18-летним стажем, штампов щик кузнечного цеха Климачев Е. П. с 14-летним стажем, контро лер ОТКЗайцева Л. Т. со стажем 17 лет. Всего на дневное, вечернее и заочное отделения техникума при нято 510 учащихся. Много времени пройдет в упорном труде до того дня, когда при нятые учащиеся выйдут из техникума со званием техника-техноло га, механика, плановика. Потребуется много усилий, упорства и настойчивости для достижения поставленной цели. Прямо ска жем, слаоые малодушные отстанут в начале или, в лучшем слу чае, на полпути к финишу. Но, к счастью, таких оказывается не много. Пожелаем же принятым учащимся хороших успехов в учебе и труде. Сновым учебным годом, товарищи! И. СОЛУЯнов, заведующий вечерним отделением машиностроительного техникума.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz