Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И РИТМ РАБОТЫ На втором отделении цеха шасси трудится дружный, спаян ный коллектив. В честь знамена тельной даты в жизни нашего государства — 100-летия со дня рождения. В. И. Ленина, здесь каждый принял на себя ответст венное обязательство по досроч ному выполнению пятилетнего плана. И люди прилагают нема ло усилий, изобретательности, сметки, чтобы с честью не только выполнить, но и перевыполнить свои обязательства. Лидерами соревнован ия на участке являются коммунисты. Это— токарь Алексей Кузнецов, токарь-расточник Владимир Ор лов и многие другие. Недавно всех коммунист ов участка взволновало такое собы тие. Опытный токарь, член пар тииИван Труфанов прогулял. Ког да на собрании партгруппы това рищи стали разбираться в причи нах происшедшего, Труфа нов полностью признал свою вину и дал слово, что больше никогда подобное не повторится. Но случай с Труфановым за ставил всех нас задуматься. Как же это так? Ведь специалист он отменный, работу свою любит, и, если говорить по честному—ни какого дела не испугается. На до — две смены простоит у стан ка и даст, как говорится, и ко личество и качество. И вот такой человек прогулял. Когда коммунисты партгруппы обс?ждали проступок Труфанова, он заявил: «Я свое отработаю...» И еще сказал так: «Когда сме нами простаиваем, никто не ви дит...» Вот по поводу этого последне го замечания необходимо ска зать подробнее. Конечно, тот факт, что на от делении бывают простои, ни в коей мере не оправдывает по ступка Труфанова. Но было бы неправильным не видеть того разлагающего влияния, которое оказывают простои на трудовую дисциплину. Подчеркну еще раз: я ни в коей мере не оправдываю про ступка Ивана Труфанова. Но да вайте проанализируем, как «ро дился» этот прогул. Как и по лагалось, Труфанов вышел на работу в первую смену. Но ли ния, на которой он работает, бы ла на простое, и ему сказали, чтобы он пришел во вторую сме ну. Но во вторую смену Труфанов на работу не вышел. Не появил ся он в цехе и на следующий день. Еще раз подчеркиваю: посту пок для коммуниста, кадрового рабочего —непростительный. Так мы Труфанову и сказали на со брании. Но мы не имеем права не ви деть и другой стороны дела: от сутствие ритмичности в работе отделения, целосменные и внут- рисмепные простои в начале ме сяца, а в конце — работа в суб ботние дни — все это разлагаю ще действует на состояние тру довой дисциплины. Кто же повинен в этих про стоях? Главные виновники — наши поставщики. И первый среди них —стальцех. В меньшей степени, но тоже подводят отделение чу гунолитейный цех и кузница. Вот возьмем, к примеру, июнь месяц. Смена мастрра Константи на Александровича Бобылева, как и весь участок, 3 дня была на простое. Нечего было обраба тывать. Стальцех не обеспечил такими тяжеловесными деталями, как рукав кронштейна. Теперь посмотрим, что произо шло дальше. Во второй половине месяца в стальцехе началась «горячка», и детали, которые были недоданы в первых числах месяца, мы получили во второй половине июня. Но время уже было упущено. Чтобы справить ся с планом, смена Бобылева, как и все отделение, полностью рабо тала два субботних дня, тех са мых, которые в заводском графи ке отмечены красной краской — выходные дни. Итак, в начале месяца три сме ны простояли, во второй полови не месяца две субботы прорабо тали. А результат? Смена масте ра Бобылева выполнила июнь ский план на 102,2 процента. Результат —хороший. Но какой ценой он добыт? И вот тут возникает вопрос, на который мы в цехе никак не можем получить ответ. Если в конце месяца коллек тив стальцеха может наверстать упущенное в первые дни ме сяца, выдать дополнительные де тали, и'в конце концов, обеспе чить выполнение плана, то поче му нельзя это же количество де талей давать равномерно, с пер вого дня каждого месяца. Мы знаем, что у коллектива стальцеха есть свои серьезные трудности. Но почему борьба с этими трудностями принимает в конце месяца столь ожесточен ный харакер, когда оказываются «все средства хороши» — и ра бота в выходные дни, и сверх урочные. И, как следствие такой горячки в конце месяца, в пер вые же часы следующего месяца наступает спад—энергии, напря жения, трудового ритма. Почему товарищи из сталь цеха не могут выдать то же ко личество деталей в течение ме сяца, но без горячки в конце его и раскачки в начале? Придется, в который раз, по вторить общеизвестный факт. Лихорадочность в работе сталь цеха вызывает в свою очередь, нарушение рабочего ритма, про стои в механообрабатывающих цехах, на сборке. Так возникают массовые про стои в первых числах месяца в цехах, а значит — массовая нервотрепка. Ведь и так бывает: уговоришь рабочего выйти на ра боту в субботу, человек согла сится, . придет и поработает честно. А в понедельник чуть не целую смену простоит — делать нечего, нет заготовок. Вот подобные факты и дейст вуют разлагающим образом на состояние трудовой дисциплины. В первых числах июля, напри мер, рабочих с линии обработки колеса переводили на другие ра боты. Линия простояла несколько смен. А позднее здесь, конечно, была очередная горячка. Нельзя не сказать и еще об одном — литейном браке. Дли тельное время был очень велик процент литейного брака рука вов. Месяца полтора назад техно логи стальцеха изменили конст рукцию рукава и сейчас брак по этой детали снизился. Но, на наш взгляд, недостаточно, и тех нологам стальцеха, видимо, целе сообразно и в дальнейшем вести работу в этом направлении. Так, например, 16 июня пред ставители стальцеха списали в нашем цехе как окончательный брак 62 рукава. А ведь большин ство этих рукавов прошли у нас в цехе всю механическую обра ботку, прежде чем выяснилось, что имеющиеся в них раковины и трещины свели всю нашу ра боту на нет. Кроме того, было возвращено на доделку в стальцех около 40 рукавов. Это было вызвано тем, что стальцех направил нам рука ва с такими пороками, как при ливы, заусенцы и т. д. Велик также процент брака кронштейнов. 16 июля, по при чине окончательного брака было списано 35 кронштейнов и не-1 сколько досятков возвращено на доработку. Но мы хотим знать главное: какие меры принимаются к тому, чтобы стальцех работал ритмич но, чтобы механообрабатывающие цехи получали заготовки в соот ветствии с графиком. Кто отве тит на этот вопрос? И. ТАТАРНИКОВ, секретарь парторганизации цеха шасси. Ташкент, За два с половиной года пятилетки новаторы завода «Ташкенткабель» внесли в фонд рационализаторов два с полови ной миллиона рублей. Это пока затели, запланированные на ко нец пятилетки. На снимке: заводские рациона лизаторы (слева направо) сле сарь Юрий Чубукии, бригадир Виктор Водяницкий, слесарь Ген надий Князькин, Петр Корхоп и Сергей Шарафутдинов. Фотохроника ТАСС. В сталелитейном цехе. Берется проба металла. Фото Г. Солодкова. БИОГРАФИЯ СВАРКИ Во многих отраслях техники сварка стала основой технологиче ского процесса. За последнее время появилось много способов сварки: взрывом и ультразвуком, электронным и лазерным лучами, плазменная и токами радиочастоты, сварка тре нием и в вакууме — все эти спо собы сказали свое веское слово в различных областях металлооб работки. Однако одним из наибо лее распространенных сегодня способов остается контакт н а я стыковая сварка оплавлением — способ самый производитель ный, обеспечивающий высокое качество сварных соединений в массовом производстве. С его помощью можно сваривать все практически известные в настоя щее время металлы. Он имеет достаточно большой «трудовой стаж», но до сих пор в его биог рафии продолжают появляться новые страницы. «Храмом свар ки» называют киевский Институт электросварки имени Патона Ака демии наук УССР, один из круп нейших в мире. В 1966 году группе ученых института была присвоена Ленинская премия за разработку метода и аппаратуры для контактной сварки рельсов. Агрегат с програмным управле нием, который создали член-кор респондент украинской Академии наук Владимир Лебедев, кандидат технических наук Сергей Кучук- Яценко и ведущие инженеры Ва силий Сахарное и Сергей Солод- ников, превращает 700-метровое железнодорожное п о л о т н о в сплошной рельс. Теперь там, где он проложен, исчез знакомый всем пассажирам поездов нудный перестук колес на стыках. По «бархатному» пути, как его наз вали специалисты, поезда мчатся со значительно большей скоро стью. Сейчас каждые сто кило метров такого пути экономят го сударству 200 тысяч рублей и 800 тонн стали. Этот метод, как и многие другие, рожденные «па- тоновцами», быстро нашел приз нание у специалистов. — Наши сварочные машины надежно работают в любых кли матических условиях, — отмечают сотрудники отдела, которым ру ководит Владимир Лебедев. — Им не страшны ни холод, ни жа ра, ни снег, ни дождь. Долгое время существенные недостатки контактной сварки — необходимость в больших мощ ностях, сложность и громоздкость оборудования — ограничи в а л и сферу ее действия. Этот метод применяли только в стационар ных условиях, на крупных заво дах и стройках, вблизи мощных энергетических баз. Сегодня эко номичные и малогабари т н ы е сварочные установки, получившие «паспорт» в институте Патона, можно встретить на любых уча стках производства. Специалисты усовершенствовали способ. Им удалось в три—пять раз снизить потребляемую мощность и в пять —десять раз — вес сварочного оборудования. В Советском Союзе осущест вляется огромная программа строительства газовых и нефтя ных трубопроводов, при проклад ке которых сварка незаменима. Только намеченная на последнюю пятилетку (1965—1970 годы) под земная сеть магистральных тру бопроводов, уложенная в сплош ную ветвь, окружила бы земной шар по экватору. Новые контактные сварочные автоматы, которые питаются от передвижных эл ек тр о с т анци й , соединяя трубы, уже прошли од ну восьмую часть этого пути по сибирской тайге и пустыням Средней Азии, в Заполярье и на Украине. Теперь по производи тельности труда при сварке круп ных магистральных газо- и нефте проводов советские специалисты занимают первое место в мире; 25 стыковок в час на базе с по мощью стационарной установки и несколько меньше — перед вижной машиной, прямо на трас се. На базовых установках три— четыре трубы свариваются в пле ти длиной около 40 метров и за тем трубовозом доставляются на место. Иногда такие плети совер шают путешествия до ста кило метров. По сравнению с приме няемыми раньше автоматической сваркой под флюсом и ручной новый способ экономит 300—500 тысяч рублей на каждой тысяче километров трубопровода. Недавно контактной сваркой начали сваривать обсадные тру бы, по которым из скважин пос тупает «черное золото». Чтобы достать нефть из недр земли, нужно, пробурив скважины, опус тить в них нефтепровод. Средний «рост» такой металлической ко лонны — 3—3,5 тысячи метров. А составляется она из труб дли ной 10—12 метров. Простой рас чет показывает, насколько здесь велик удельный вес сварочных работ. Во всем мире нефтяники де лают обсадные колонны, соеди няя стыки труб с помощью резь бовых муфт. Этот способ имеет существенные недостатки. Во-пер вых, резьбовое соединение не обеспечивает высокой герметич ности, и часть ценного сырья из нефтеносного пласта перекачива ется в пустоты верхних горизон тов. Потери исчисляются баснос ловными цифрами. Замена резьбовых соединений сварными уменьшает стоимость бурения и обсадки глубоких ск важин на 18—20 процентов — около шести рублей на каждом метре проходки. Объединения «Укрнефтегаз», «Саратовнефтегаз» — вот адреса «прописки» портативных автома тов, разработанных специалиста ми института. Они устанавливают- .ся прямо на площадках нефтяных вышек. Новые отрезки труб опус каются в рабочую зону свароч ной машины, здесь свариваются и сплошной ниткой уходят в сква жину. В 1967 году таким спосо бом уже опущено около 100 ты сяч метров труб диаметром 146 и 219 миллиметров. Сейчас пато- новцы создают универсальную сварочную машину, которая бу дет соединять трубы диаметром до 273 миллиметров. Замыслы ученых института го ворят о том, что новые страницы контактной сварки будут не ме нее эффектными и полезными для народного хозяйства. ЮРИЙ КАНИН, корреспондент АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz