Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И РИТМ РАБОТЫ На втором отделении цеха шасси трудится дружный, спаян­ ный коллектив. В честь знамена­ тельной даты в жизни нашего государства — 100-летия со дня рождения. В. И. Ленина, здесь каждый принял на себя ответст­ венное обязательство по досроч­ ному выполнению пятилетнего плана. И люди прилагают нема­ ло усилий, изобретательности, сметки, чтобы с честью не только выполнить, но и перевыполнить свои обязательства. Лидерами соревнован ия на участке являются коммунисты. Это— токарь Алексей Кузнецов, токарь-расточник Владимир Ор­ лов и многие другие. Недавно всех коммунист ов участка взволновало такое собы­ тие. Опытный токарь, член пар­ тииИван Труфанов прогулял. Ког­ да на собрании партгруппы това­ рищи стали разбираться в причи­ нах происшедшего, Труфа нов полностью признал свою вину и дал слово, что больше никогда подобное не повторится. Но случай с Труфановым за­ ставил всех нас задуматься. Как же это так? Ведь специалист он отменный, работу свою любит, и, если говорить по честному—ни­ какого дела не испугается. На­ до — две смены простоит у стан­ ка и даст, как говорится, и ко­ личество и качество. И вот такой человек прогулял. Когда коммунисты партгруппы обс?ждали проступок Труфанова, он заявил: «Я свое отработаю...» И еще сказал так: «Когда сме­ нами простаиваем, никто не ви­ дит...» Вот по поводу этого последне­ го замечания необходимо ска­ зать подробнее. Конечно, тот факт, что на от­ делении бывают простои, ни в коей мере не оправдывает по­ ступка Труфанова. Но было бы неправильным не видеть того разлагающего влияния, которое оказывают простои на трудовую дисциплину. Подчеркну еще раз: я ни в коей мере не оправдываю про­ ступка Ивана Труфанова. Но да­ вайте проанализируем, как «ро­ дился» этот прогул. Как и по­ лагалось, Труфанов вышел на работу в первую смену. Но ли­ ния, на которой он работает, бы­ ла на простое, и ему сказали, чтобы он пришел во вторую сме­ ну. Но во вторую смену Труфанов на работу не вышел. Не появил­ ся он в цехе и на следующий день. Еще раз подчеркиваю: посту­ пок для коммуниста, кадрового рабочего —непростительный. Так мы Труфанову и сказали на со­ брании. Но мы не имеем права не ви­ деть и другой стороны дела: от­ сутствие ритмичности в работе отделения, целосменные и внут- рисмепные простои в начале ме­ сяца, а в конце — работа в суб­ ботние дни — все это разлагаю­ ще действует на состояние тру­ довой дисциплины. Кто же повинен в этих про­ стоях? Главные виновники — наши поставщики. И первый среди них —стальцех. В меньшей степени, но тоже подводят отделение чу­ гунолитейный цех и кузница. Вот возьмем, к примеру, июнь месяц. Смена мастрра Константи­ на Александровича Бобылева, как и весь участок, 3 дня была на простое. Нечего было обраба­ тывать. Стальцех не обеспечил такими тяжеловесными деталями, как рукав кронштейна. Теперь посмотрим, что произо­ шло дальше. Во второй половине месяца в стальцехе началась «горячка», и детали, которые были недоданы в первых числах месяца, мы получили во второй половине июня. Но время уже было упущено. Чтобы справить­ ся с планом, смена Бобылева, как и все отделение, полностью рабо­ тала два субботних дня, тех са­ мых, которые в заводском графи­ ке отмечены красной краской — выходные дни. Итак, в начале месяца три сме­ ны простояли, во второй полови­ не месяца две субботы прорабо­ тали. А результат? Смена масте­ ра Бобылева выполнила июнь­ ский план на 102,2 процента. Результат —хороший. Но какой ценой он добыт? И вот тут возникает вопрос, на который мы в цехе никак не можем получить ответ. Если в конце месяца коллек­ тив стальцеха может наверстать упущенное в первые дни ме­ сяца, выдать дополнительные де­ тали, и'в конце концов, обеспе­ чить выполнение плана, то поче­ му нельзя это же количество де­ талей давать равномерно, с пер­ вого дня каждого месяца. Мы знаем, что у коллектива стальцеха есть свои серьезные трудности. Но почему борьба с этими трудностями принимает в конце месяца столь ожесточен­ ный харакер, когда оказываются «все средства хороши» — и ра­ бота в выходные дни, и сверх­ урочные. И, как следствие такой горячки в конце месяца, в пер­ вые же часы следующего месяца наступает спад—энергии, напря­ жения, трудового ритма. Почему товарищи из сталь­ цеха не могут выдать то же ко­ личество деталей в течение ме­ сяца, но без горячки в конце его и раскачки в начале? Придется, в который раз, по­ вторить общеизвестный факт. Лихорадочность в работе сталь­ цеха вызывает в свою очередь, нарушение рабочего ритма, про­ стои в механообрабатывающих цехах, на сборке. Так возникают массовые про­ стои в первых числах месяца в цехах, а значит — массовая нервотрепка. Ведь и так бывает: уговоришь рабочего выйти на ра­ боту в субботу, человек согла­ сится, . придет и поработает честно. А в понедельник чуть не целую смену простоит — делать нечего, нет заготовок. Вот подобные факты и дейст­ вуют разлагающим образом на состояние трудовой дисциплины. В первых числах июля, напри­ мер, рабочих с линии обработки колеса переводили на другие ра­ боты. Линия простояла несколько смен. А позднее здесь, конечно, была очередная горячка. Нельзя не сказать и еще об одном — литейном браке. Дли­ тельное время был очень велик процент литейного брака рука­ вов. Месяца полтора назад техно­ логи стальцеха изменили конст­ рукцию рукава и сейчас брак по этой детали снизился. Но, на наш взгляд, недостаточно, и тех­ нологам стальцеха, видимо, целе­ сообразно и в дальнейшем вести работу в этом направлении. Так, например, 16 июня пред­ ставители стальцеха списали в нашем цехе как окончательный брак 62 рукава. А ведь большин­ ство этих рукавов прошли у нас в цехе всю механическую обра­ ботку, прежде чем выяснилось, что имеющиеся в них раковины и трещины свели всю нашу ра­ боту на нет. Кроме того, было возвращено на доделку в стальцех около 40 рукавов. Это было вызвано тем, что стальцех направил нам рука­ ва с такими пороками, как при­ ливы, заусенцы и т. д. Велик также процент брака кронштейнов. 16 июля, по при­ чине окончательного брака было списано 35 кронштейнов и не-1 сколько досятков возвращено на доработку. Но мы хотим знать главное: какие меры принимаются к тому, чтобы стальцех работал ритмич­ но, чтобы механообрабатывающие цехи получали заготовки в соот­ ветствии с графиком. Кто отве­ тит на этот вопрос? И. ТАТАРНИКОВ, секретарь парторганизации цеха шасси. Ташкент, За два с половиной года пятилетки новаторы завода «Ташкенткабель» внесли в фонд рационализаторов два с полови­ ной миллиона рублей. Это пока­ затели, запланированные на ко­ нец пятилетки. На снимке: заводские рациона­ лизаторы (слева направо) сле­ сарь Юрий Чубукии, бригадир Виктор Водяницкий, слесарь Ген­ надий Князькин, Петр Корхоп и Сергей Шарафутдинов. Фотохроника ТАСС. В сталелитейном цехе. Берется проба металла. Фото Г. Солодкова. БИОГРАФИЯ СВАРКИ Во многих отраслях техники сварка стала основой технологиче­ ского процесса. За последнее время появилось много способов сварки: взрывом и ультразвуком, электронным и лазерным лучами, плазменная и токами радиочастоты, сварка тре­ нием и в вакууме — все эти спо­ собы сказали свое веское слово в различных областях металлооб­ работки. Однако одним из наибо­ лее распространенных сегодня способов остается контакт н а я стыковая сварка оплавлением — способ самый производитель­ ный, обеспечивающий высокое качество сварных соединений в массовом производстве. С его помощью можно сваривать все практически известные в настоя­ щее время металлы. Он имеет достаточно большой «трудовой стаж», но до сих пор в его биог­ рафии продолжают появляться новые страницы. «Храмом свар­ ки» называют киевский Институт электросварки имени Патона Ака­ демии наук УССР, один из круп­ нейших в мире. В 1966 году группе ученых института была присвоена Ленинская премия за разработку метода и аппаратуры для контактной сварки рельсов. Агрегат с програмным управле­ нием, который создали член-кор­ респондент украинской Академии наук Владимир Лебедев, кандидат технических наук Сергей Кучук- Яценко и ведущие инженеры Ва­ силий Сахарное и Сергей Солод- ников, превращает 700-метровое железнодорожное п о л о т н о в сплошной рельс. Теперь там, где он проложен, исчез знакомый всем пассажирам поездов нудный перестук колес на стыках. По «бархатному» пути, как его наз­ вали специалисты, поезда мчатся со значительно большей скоро­ стью. Сейчас каждые сто кило­ метров такого пути экономят го­ сударству 200 тысяч рублей и 800 тонн стали. Этот метод, как и многие другие, рожденные «па- тоновцами», быстро нашел приз­ нание у специалистов. — Наши сварочные машины надежно работают в любых кли­ матических условиях, — отмечают сотрудники отдела, которым ру­ ководит Владимир Лебедев. — Им не страшны ни холод, ни жа­ ра, ни снег, ни дождь. Долгое время существенные недостатки контактной сварки — необходимость в больших мощ­ ностях, сложность и громоздкость оборудования — ограничи в а л и сферу ее действия. Этот метод применяли только в стационар­ ных условиях, на крупных заво­ дах и стройках, вблизи мощных энергетических баз. Сегодня эко­ номичные и малогабари т н ы е сварочные установки, получившие «паспорт» в институте Патона, можно встретить на любых уча­ стках производства. Специалисты усовершенствовали способ. Им удалось в три—пять раз снизить потребляемую мощность и в пять —десять раз — вес сварочного оборудования. В Советском Союзе осущест­ вляется огромная программа строительства газовых и нефтя­ ных трубопроводов, при проклад­ ке которых сварка незаменима. Только намеченная на последнюю пятилетку (1965—1970 годы) под­ земная сеть магистральных тру­ бопроводов, уложенная в сплош­ ную ветвь, окружила бы земной шар по экватору. Новые контактные сварочные автоматы, которые питаются от передвижных эл ек тр о с т анци й , соединяя трубы, уже прошли од­ ну восьмую часть этого пути по сибирской тайге и пустыням Средней Азии, в Заполярье и на Украине. Теперь по производи­ тельности труда при сварке круп­ ных магистральных газо- и нефте­ проводов советские специалисты занимают первое место в мире; 25 стыковок в час на базе с по­ мощью стационарной установки и несколько меньше — перед­ вижной машиной, прямо на трас­ се. На базовых установках три— четыре трубы свариваются в пле­ ти длиной около 40 метров и за­ тем трубовозом доставляются на место. Иногда такие плети совер­ шают путешествия до ста кило­ метров. По сравнению с приме­ няемыми раньше автоматической сваркой под флюсом и ручной новый способ экономит 300—500 тысяч рублей на каждой тысяче километров трубопровода. Недавно контактной сваркой начали сваривать обсадные тру­ бы, по которым из скважин пос­ тупает «черное золото». Чтобы достать нефть из недр земли, нужно, пробурив скважины, опус­ тить в них нефтепровод. Средний «рост» такой металлической ко­ лонны — 3—3,5 тысячи метров. А составляется она из труб дли­ ной 10—12 метров. Простой рас­ чет показывает, насколько здесь велик удельный вес сварочных работ. Во всем мире нефтяники де­ лают обсадные колонны, соеди­ няя стыки труб с помощью резь­ бовых муфт. Этот способ имеет существенные недостатки. Во-пер­ вых, резьбовое соединение не обеспечивает высокой герметич­ ности, и часть ценного сырья из нефтеносного пласта перекачива­ ется в пустоты верхних горизон­ тов. Потери исчисляются баснос­ ловными цифрами. Замена резьбовых соединений сварными уменьшает стоимость бурения и обсадки глубоких ск­ важин на 18—20 процентов — около шести рублей на каждом метре проходки. Объединения «Укрнефтегаз», «Саратовнефтегаз» — вот адреса «прописки» портативных автома­ тов, разработанных специалиста­ ми института. Они устанавливают- .ся прямо на площадках нефтяных вышек. Новые отрезки труб опус­ каются в рабочую зону свароч­ ной машины, здесь свариваются и сплошной ниткой уходят в сква­ жину. В 1967 году таким спосо­ бом уже опущено около 100 ты­ сяч метров труб диаметром 146 и 219 миллиметров. Сейчас пато- новцы создают универсальную сварочную машину, которая бу­ дет соединять трубы диаметром до 273 миллиметров. Замыслы ученых института го­ ворят о том, что новые страницы контактной сварки будут не ме­ нее эффектными и полезными для народного хозяйства. ЮРИЙ КАНИН, корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz