Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
______ * ■ — •* д л и н о ю Т а к м ы л и Ве т е р а н Радостные дни пережив а е т сейчас коллектив нашего завода. Сегодня особенно х о ч е т с я вспомнить прошлое, проследить путь нашего роста за четверть века, поговорить о н а ш е м завтрашнем дне. В суровом 1943 году, когда в сотне километров от Липецка рвались вражеские бомбы и снаряды, правительство приняло решение о строительстве в Цен трально-Черноземной зоне Рос сии Липецкого тракторного заво да. Старожилы, кадр о в ы е рабо чие, конечно, помнят, как начи налось строительство нашего за вода. Вокруг нескольких корпу сов бывшего «Станкостроя» ра бочие рыли лопатами котлованы, корчевали пни, закладывали фун даменты новых цехов. Не было строительной техники, не хватало рабочих рук, но люди работали самоотверженно, они стремились быстрее выполнить задание пар тии — в сжатые сроки построить завод. Надо сказать, что строители, монтажники, рабочие и инженер но-технические работники нашего завода с честью выполнили по ставленную перед ними задачу. I июня 1944 года был изготовлен первый гусеничный трактор «Ки ровец-35» с бензиновым двигате лем. А к концу этого года пар тия липецких тракторов уже бы ла отправлена в хозяйства южных районов страны, наиболее по страдавших от фашистской окку пации. Одновременно велась подго товка к производству дизельных тракторов. Опытные образ ц ы этих машин в 1944 году были пе реданы на государственные ис пытания. Освоив производство дизелей, завод уже в 1947 году приступил к серийному выпуску тракторов КД-35. Безусловно, эти первые тракторы имели ряд недостатков, но в те годы они сыграли боль шую роль в восстановлении сель ского хозяйства. За создание первого отечест венного гусеничного трактора с дизельным двигателем группа работников научно - исследова тельских институтов и главный конструктор нашего завода Б. Е. Архангельский были удостоены Государственной премии. Но жизнь ставила перед трак торостроителями новые задачи. Для механизированного возделы вания сахарной свеклы и других технических культур требовался специальный пропашной трактор. Такую машину на базе КД-35 также создал коллектив нашего завода. Уже в конце 1950 года пропашные гусеничные тракторы КДП-35 бороздили колхозные поля. В 1957 году перед нашим кол лективом была поставлена новая задача — не прекращая выпуска гусеничных машин организовать производство колесных тракто ров с двигателем воздушного ох лаждения. Эта задача была не из легких. Предстояло изыскать не мало производственных площа дей, чтобы создать на них новые участки,, поточные и автоматиче ские линии, конвейеры. За ко роткий срок между бывшим мо торным и тракторным корпусами построили новый сборочный цех. В 1962 году мы уже приступили к массовому выпуску колесных машин Т-40. В первые месяцы возникло немало трудностей. Не которые заготовительные цехи не в состоянии были обеспечить про изводство заготовками. Особенно лихорадил работу завода кузнеч ный цех. Буквально на ходу при р о с шлось готовить новые и переучи вать старые кадры. Колесные тракторы Т-40 и осо бенно Т-40А с передним ведущим мостом нашли широкое примене ние в народном хозяйстве нашей страны. Они пользуются большим спросом и за рубежом. Мы не можем не гордиться тем, что наш колесный Т-40А на междуна родных выставках завоевал две золотые медали. С каждым годом растет произ водство колесных машин. В янва ре 1966 года с конвейера сошел 100-тысячный коле.сный трактор. А всего за четверть века сель ское хозяйство страны получило 390 тысяч пропашных липецких тракторов. Неплохо начали мы работать в третьем году пятилетки. За полу годие труженикам села отправле но сверх плана более 100 про пашных тракторов. По итогам со ревнования предприятий Минис терства в первом квартале кол лективу нашего завода присужде но второе место. Рос завод, росли его кадры. Многие рабочие без отрыва от производства окончили технику мы, институты, стали опытными инженерами, руководителями бю ро, отделов и цехов. Нашим инженерам, техникам, всему коллективу завода под си лу было решение сложных техни ческих задач. Впервые, например, в практике отечественного трак торостроения на нашем заводе были внедрены в производство биметаллические алюминие в ы е вкладыши, коленчатые валы без противовесов и с центробежной очисткой масла в полостях ша тунных шеек. Впервые были при менены для тракторных деталей такие синтетические материалы, как капрон и пластмассы. Группа наших инженеров создала новую высокопрочную сталь 25ХНТЦ, дающую большой экономический эффект. Все эти и другие мероприятия, которые невозможно перечислить в статье, дадут нам возможность получить 2 млн. рублей эконо мии, резко повысить производи тельность труда. Завод вышел на уровень 44 тысяч пропашных тракторов в год. Только за последние пять лет коллектив нашего завода дал стране 200 тысяч тракторов. На заводе вырос большой от ряд передовиков и новаторов производства. Передовые рабочие завода ус пешно соревнуются за звание ударника коммунистического тру да, за досрочное выполнение за даний пятилетки. Три с половиной тысячи лучших тракторостроите лей носят звание ударника ком мунистического труда. Четыре це- 1941 год. 20 июня. Тихий ро зовый вечер. В Липецком педаго гическом училище песни, задор ный смех. Это выпускники собра лись в последний раз, чтобы завтра разъехаться по местам назначения. Но предстоящие рас ставания никого не волнуют. Полна радости и веселья розово- шфкая Митина Аня. Еще бы. По зади годы напряженной учебы. Впереди новая, неизведанная, но так влекущая жизнь. В первые дни войны Митина Аня проводила на фронт двух своих братьев, а несколько позже еще двоих. Остались 52-летняя мать и 65-летний отец. И это было не долго. Аня от зари до зари роет окопы в районе Сыр- ского рудника. Учитывая трудное положение родителей Ани, ее от пускают домой. И Аня идет ра ботать ца завод «Станкострой». ха удостоены звания коллективов коммунистического труда. Говоря о производственных достижениях, нельзя не сказать о больших переменах, происшед ших в быту тракторозаводцев, в их культурном росте. Наши ста рожилы помнят, что на месте, где сейчас раскинулся трактороза водской район с прекрасным Дворцом культуры, двумя широ коэкранными кинотеатрами, ши рокой сетью школ, общежитий, больниц, детских садов, кафе, столовых, где пролегают прямые и зеленые улицы, застроенные многоэтажными домами, 20 с лишним лет тому назад был сос новый лес. Здесь было всего не сколько многоэтажных жилых до мов и покосившихся бараков. Волею партии, силой народа на бывшем пустыре за два десяти летия вырос благоустроенный со циалистический город с многоты сячным населением. И сейчас мы продолжаем рабо ты по благоустройству быта трак торозаводцев, строим н о в ы е культурно-бытовые о б ъ е к т ы , спортивные сооружения. А в жи вописной лесной дубраве, в 20 километрах от города, хозспосо бом возводится пионерсикй ла герь и пансионат. Хорошо здесь будет отдыхать и взрослым и детям. Большой и славный путь про шел коллектив нашего завода за четверть века, многое он сделал, но еще больше предстоит сде лать. В нынешней пятилетке пе ред нами стоит задача — увели чить производство пропашных тракторов до 49 тысяч штук в год и перейти на выпуск колес ных машин с двигателем в 50 л. с. Более половины этих машин будут иметь передний ведущий мост. Нам предстоит много порабо тать по повышению качества, на дежности и долговечности машин, по улучшению их внешнего вида, создать удобства для работы тракториста. Необходимо боль ше уделять внимания внедрению научной организации труда на ра бочих местах, что, несомненно, улучшит наши трудовые показа тели. В нынешнем году наш завод перешел на новую систему пла нирования и экономического сти мулирования, требующую от каж дого тракторостроителя бережли вости, рачительного хозяйствова ния, вдумчивого, творческого от ношения к делу. В заключении я от всей души поздравляю наш многотысячный коллектив, а также ветеранов труда, находящихся на отдыхе, с 25-летием родного завода. В. КЛИМЕНКОВ, директор завода. Трудное было время. С завода выходили раз в неделю — домой, переодеться. Отдыхали по д в а - три часа в бытовках. Ели в сто ловых по талонам. Но русские девчата не уныва ли. Не унывала и Митина Аня. Она понимала, что многим, очень многим советским людям было труднее. И продолжала работать. Напряженно, самоотверженно. Она похудела, исчез со щек румянец. Ноне исчезла улыбка: ведь толь ко через ее руки в день проходи ло так много продукции. Фашистские орды рвутся к Москве, Воронежу... Эвакуирует ся завод. А Митину мобилизовали в совхоз «Горняк». Ширь полей увлекла нового бригадира. Теперь Аня день и ночь работает, стре мясь дать фронту хлеб. В 1943 году ожила террито рия родного завода. И Аня Мити- В эти праздничные для нашего коллектива дни мы с особым уважением вспоминаем кадровых рабочих, тех людей, которые за кладывали первый камень в фун даменты цехов, кто первым начал делать детали трактора. Их много. Одни уже ушли на заслуженный отдых, другие про должают нести трудовую вахту, начатую четверть века тому на зад. А вот Иван Николаевич Ува ров, которого вы видите на сним ке, начал работать в 1937 году, когда еще на месте нынешнего тракторного был полукустарный завод «Станкострой». Всякие работы пришлось ему тогда выполнять, ни с чем не счи тался парень из пригородной де ревни. А когда грянула война, с оружием в руках ушел защищать Родину, храбро дрался с врагом. Несколько раз солдата Уварова настигала вражеская пуля, но жизнь оказалась сильнее смерти. Грудь отважного воина украсили два ордена Красной звезды и не сколько медалей. А потом начались мирные буд ни. Иван Николаевич вернулся в инструментальный цех и вместе с другими бывшими фронтовиками начал делать оснастку, необходи мую для выпуска деталей тракто ра. Более двадцати лет стоит он за одним токарным станком, на одном участке. А в разных мес тах цеха работают его ученики. За трудолюбие и внимание к людям коммунист Иван Николае вич Уваров заслужил всеобщее уважение. Ему присвоено звание ударника коммунистического тру да. Н. МИХАЙЛОВ. в м о е на вновь тут. Она работает заве дующей копировального бюро только что созданного отдела главного технолога. Работает по сегодняшний день, только теперь уже в коллективе коммунистиче ского труда — отделе механиза ции и автоматизации. Трудное, но незабываемое по зади. И Аня Митина, ныне всеми уважаемая Анна Ивановна Сви ридова, отработавшая 25 лет на нашем заводе, так же прилежно продолжает работать в ОМА, за ведуя копировальным бюро. Она — ударник коммунистического труда. За многолетний и безу пречный труд Анна Ивановна имеет много благодарностей от руководства завода. Ей не раз вручались похвальные грамоты, а Родина наградила ее медалью А. РОЖКОВ, конструктор ОМА. * Без малого 25 лет работает на нашем заводе Василий Ан дреевич Дегтев. Из них около 20 лет — в заготовительном цехе. Стоит только вдуматься з эти две цифры. Четверть века на заводе! Сколько труда, энергии и творческой смекалки отдал человек своему предприятию! 20 лет в одном цехе. Это значит, что для Василия Андреевича цеховой коллектив стал родной семьей. Здесь он вырос от рядового резчика металла до мастера кузнечного участка. Большой трудовой опыт помогает ему умело руководить участком, коллектив которого под его руководством успешно выполняет произ водственные задания. На снимке: В. А. Дегтев. Фото Г, СОЛОДКОВА. Ш в з & б ы в а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz