Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
Из и с то р и и н а ш е г о з а в о д а МОЛОДЕЖЬ В БОРЬБЕ ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В истории развития Липецкого тракторного завода главная роль принадлежит молодежи, как ра бочим, так и инженерно-техни ческим работникам, которые под руководством небольшого числа опытных специалистов, прошед ших школу и закалку на передо вых тракторных заводах, успеш но решали технические задачи, непрерывно встававшие перед коллективом металлургов. Первым практическим резуль татом тесного содружества опыт ных и молодых специалистов бы ла ликвидация кустар щины, процветавшей на заводе. Техно логия и организация производст ва совместными усилиями в ко роткий срок была поднята до уровня родственных тракторных заводов. По мере дальнейшего развития завода, модернизации трактора и дизеля перед коллек тивами горячих цехов появлялись новые вопросы. Металлургам за вода приходилось впервые ре шать целый ряд совершенно но вых задач с использованием пос ледних достижений науки и тех ники. ' На первом этапе развития за вода большая роль в комплекто вании металлургических цехов кадрами специалистов принадле жала Лепецкому механическому техникуму, питомцев которого можно видеть сейчас на любой должности и в любом цехе, отде ле. Кстати сказать, жаль, что этим техникумом был допущен длительный перерыв в подготов ке специалистов металлургиче ского профиля. За 25 лет существования заво да заново был построен сталели тейный цех, т. к. на заводе со вершенно не было крайне необхо димого производства стального литья, подвергся коренной ре конструкции кузнечный цех. На ращивание же мощностей осталь ных металлургических цехов шло главным образом по пути исполь зования внутренних резервов, с применением новой техники и прогрессивной технологии. Это можно проследить на развитии термического, чугунолитейного и цветнолитейного цехов. В 1949 году термический цех стал тормозом в развитии завода из-за отсутствия мощностей. Рас шивка этого «узкого» места за счет капитального строительства осуществлялась бы долго. Тогда небольшая группа металлургов, в которую включился инициатив ный, тогда молодой электрик Филиппов, В. Н., решила обра титься к новой прогрессивной технологии—к высокочастотной закалке. Применение которой в то время было еще в зачаточном состоянии и ни на одном из тракторных заводов не применя лось. Результаты практического освоения поверхностей закалки деталей токами высокой частоты превзошли все ожидания! В короткий срок была отлаже на и внедрена в производство закалка ТВЧ самых сложных и ответственных деталей трактора и мотора. Объем применения этой прогрессивной технологии сос тавил до 60 % от веса всех за каливаемых деталей, подвергаю щихся термической обработке. Таким образом, благодаря энер гии, настойчивости и творческой инициативы небольшой инициа тивной группы молодых энтузиа стов в составе Филиппова В. Н., Гайтова В. Н. и Уколова В. Ф., наш завод не только получил с минимальными затратами больше мощностей для термической об работки, но и занял ведущую роль во всей тракторной про мышленности по применению вы сокочастотной закалки. Эта прог рессивная технология в порядке передачи технического опыта бы ла распространена на все другие тракторные заводы. Электрик бюро ТВЧ т. Земля- нухин Н. М. окончил без отрыва от производства техникум, вырос до квалифицированно специа листа. и сейчас работает энерге тиком кузнечного цеха, насыщен ного сложным энергетическим оборудованием. В том числе ин дукционными нагревательными установками для нагрева ТВЧ за готовок перед штамповкой. Так же небольшой группой инициативных молодых специа листов решались вопросы повы шения долговечности шестерен. Если на Волгоградском трактор- црм заводе долгое время цемен тация в твердом карбюризаторе была основным технологическим процессом для всех шестерен трансмиссии и коробки перемены передач, то металлурги нашего завода с самого начала взяли курс на более прогрессивную и надежную технологию— газовую цементацию, которая затем мно гократно подвергалась модерни зации. Совершенствовался технологи ческий процесс и организация производства, надежно обеспечи вая все возрастающие объемывы пуска продукции. Инициативной группой металлургов была разра ботана новая технология низко температурного газового циани рования, которая была признана изобретением. В решении этих вопросов са мое активное участие принимали молодые в то время специалисты Клишин В. И., Гольцов В. А., Федорова А. А., Шибкова-Двуре- ченская Л. А. и другие. Когда в 1962 году, в связи с ростом программы по выпуску тракторов, снова встал вопрос о недостатке мощностей по терми ческой обработке, было решено расширять производственные площади без капвложений, иск лючительно за счет использова ния внутренних резервов и при менения новой техники. Было решено построить две непрерывные поточные линии химикотермической обра бот к и. Для установки этих линий было решено использовать освободив шуюся площадь бывшей котель ной. Все разработки, проектиро вание, отладка и освоение этого нового специализированного уча стка, который получил назва ние Т-4», были осуществлены силами молодых технологов, кон структоров, мастеров и наладчи ков без привлечения проектных и других организаций. В реше нии всех вопросов по развитию термического цеха активное уча стие приняли специалисты Ов чинников Ж. С., Кирий Л. И., Покачалов Д. М. и другие. В настоящее время завод под ходит к такому рубежу, когда дальнейший рост увеличения выпуска тракторов будет опре деляться исключительно про пускной способностью термиче ского цеха, который практически исчерпал все внутренние резер вы. Кроме того, в области техно логии химикотермической обра ботки мы уже начинаем отста вать от других тракторных заво дов, которые в больших масшта бах начинают применять новей шую, прогрессивную технологию цементации деталей в высокопро изводительных, экономичных без- муфельных агрегатах. Внедрять лее у себя на заводе такие безмуфельные агрегаты мы не имеем возможности, т. к. для установки этих агрегатов требу ются большие производственные площади. Все это вместе взятое ставит как первоочередную зада чу — в самые короткие сроки закончить строительство здания нового термического цеха. В области литейного производ ства все вопросы совершенство вания технологического процес са решались при самом активном участии молодежи. В сравнитель но короткий срок чугунолитей ный цех, преодолевая свои «дет ские болезни», по целому ряду ответственных деталей с полным правомог похвастаться передо вой технологией. По ней отлива лись также сложные и ответст венные детали двигателя, как гильза цилиндров, головка блока и сам блок, благодаря чему заво ду удалось избежать массовых рекламаций по трещинам в этих деталях. В свое время они были бичем производства на Волгоград ском и Харьковском тракторных заводах. Литейный брак по отливкам гильзы и головки блока был ре кордно-низким среди литейных цехов тракторной промышленно сти. Даже специализированные заводы по производству трактор ных запасных частей, как напри мер, самаркандский завод «Трак- тородеталь» и другие имели брак по вышеуказанным деталям в 3-4 раза выше, чем на Липецком тракторном заводе. Несмотря на то, что чугуноли тейный цех согласно проекту «Ги- протракторосельхозмаша» должен был давно подвегнут коренной реконструкции, этот проект, до сих пор остался не осуществлен ным. А потому расшивка узких мест производилась преимущест венно за счет применения новой техники и внедрения прогрессив ной технологии. В частности, осуществлялись такие мероприятия: вагранки це ха были переведены на водяное охлаждение и повышенное давле ние подаваемого воздуха для дутья; парк формовочных машин был полностью модернизирован; литейные конвейеры переведены на поточный метод сборки форм, с механизированным креплением опок и автоматической выбивкой форм. Основной груз оп от ок стержней и отливок переведен на конвейерную подачу. Для сушки стержней были ус тановлены вертикальные конвей ерные печи самой новейшей кон струкции, в обрубном отделении внедрены поточные линии очист ки и обработки отливок. Осуществление этих мероприя тий зачастую наталкивалось на целый ряд трудностей. В актив ной борьбе, в преодолении этих трудностей выросли такие (в прошлом молодые специалисты), как Левин Н. И., Карлин А. Е., Астахов И. И., Гейне Л. Г., Лесь Э. И., Придатко П. Д., Кретов М. И., (в прошлом формовщик), Колпаков С. В. и много других товарищей. В освоении мощностей вновь построенного по последнему в то время слову литейной технологии сталелитейного цеха принимали самое деятельное участие моло дые кадры металлургов. Если первую плавку в этом цехе 1? января 1953 года сварили «корифеи» т. т. Боев Т. И. и Ремнев И. Н., то затем в коллек тив сталеваров влилась моло дежь. Это т. т. Хованских, Ха- нин, Харин, Таллинских и дру гие. Они выросли под руководст вом опытных сталеваров т. Бере зина и приглашенных с других тракторных заводов Аршинова М. И, Бородина М. М. В сталелитейном цехе выросли также молодые специалисты Не- нахов Б. Г., Пастушенко Н. Ф., Боев 0. Т., Синельников А. С., Музальков В. И., Двуреченский С. М., Колпаков И. В. Чигин 0. С., Некрасов В. Г., Цаплин, Рязанцев А. В. и много других. Небольшим олодым коллек тивом цеха и литейной лаборато рией была проделана основная ра бота по внедрению на нашем за воде (впервые в тракторной про мышленности) тон кост енных алюминиевых вкладышей, вместо применявшихся ранее вклады шей из свинцовистой бронзы. Коллектив цветнолитейного це ха, который состоял исключи тельно из молодежи, в развитии новой техники и прогрессивной технологии принимал самое ак тивное участие. Впервые среди тракторных заводов на ЛТЗ была освоена широкая номенклатура деталей, которые изготовлялись методом литья по выплавляемым моделям. Так же прежде других было освоено производство пос тоянных магнитов. Затем, за счет использования внутренних резер вов, была внедрена в производ ство такая прогрессивная техно логия, как литье под давлением из алюминиевых сплавов. Была впервые в тракторной промышленности освоена техно логия кокильной отливки всех алюминиевых деталей для двига теля воздушного охлаждения, а также отливка ребристых ци линдров в корковую форму, тех нология изготовления- этих отли вок была впоследствии передана Владимирскому тракторному за воду вместе с передачей изготов ления двигателя Д-42 (Д-37м). В освоении всех перечисленных прогрессивных технологических процессов самое активное уча стие принимали молодые специ алисты Степанов В. С., Третья ков В. Ф., Пронин А. И., Марков В. И., Бакинский В. И. и другие. В кузнечном цехе, который оснащен современным высоко производительным оборудованием, выросли такие молодые специ алисты, как Лисов И. М., Чекры- жов Д. П., Мучной А. 41., Кузне цов Ю. А., Задрогин В. Ф., Ли- бенко В. А., Бондарь Г. Н. и дру гие. Коллектив кузнечного цеха уверенно осваивает введенные в эксплуатацию мощности. Дело чести этого коллектива — под хватить почин коллектива Запад но-Сибирского металлургического завода по развертыванию соци алистического соревнования за быстрейшее освоение проектных мощностей действующих и вновь вводимых в эксплуатацию агре гатов. Несмотря на большое число проведенных в металлургических цехах нашего завода мероприя тий, у нас еще имеется очень много недостатков, над устране нием которых упорно и много надо работать. В каждом цехе, на каждом производственном участ ке, буквально на каждом шагу имеется непочатый край вопро сов, которые требуют творческих решений и предложений. Наш завод является отличной ч- школой для молодых специали стов, для приложения их свежих творческих сил в области совер шенствования технологических процессов, технического перево оружения и внедрения в произ водство новой техники и прогрес сивной технологии. Ранее рядо вые инженеры и техники ныне работают на ответственных по стах на предприятиях и в орга низациях нашего города и обла сти. В. АНТОНОВ, заместитель главного металлурга завода. 'У^СООССССССХХ. На снимке (слева направо): вы видите передовых труже- ; ; ников плавильного отделения чугунолитейного цеха залив- К щиков форм Николая Владимировича Мещерякова и Степана ; Алексеевича Неклюдова. Работая в паре, они всегда пере- ч выполняют свои производственные задания при отличном 4 ; качестве заливки металла. 4 ФотоГ. Солоднова. ; х с г х х с с с а х а а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz