Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
Фотоинформация Куйбышевская область. Более четырех с половиной тысяч ком сомольцев приехало на сооруже ние Волжского автомобильного завода в г. Тольятти — ударную комсомольскую стройку. Валерий Агиааров прибыл из Волгограда.' Сейчас оп работает бетонщиком в одной из лучших комсомольско-молодежных бригад, руководимой Владимиром Барко вым, и систематически выполняет производственные задания на 150 —160 процентов. Фото А. Брянова. 11111111111111М111111111II1111111111!11111!111 ПОЭТ АГИТАТОР (К 7 5 -леш ию со дня роЖдения В. Маяковского —19 июля) 19 июля исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Влади мировича Маяковского (1893— 1930). С его именем неразрывно связано представление о поэте Великого Октября, поэте-новато- ре. основоположнике социалисти ческого реализма в советской поэ зии. С первых же дней Октября Маяковский весь свой талант под чиняет борьбе за утверждение нового строя, за создание нового искусства высокой идейности. В стихах «Ода революции», «Левый марш», пьесе «Мистерия-Буфф», подписях к рисункам «Окон РОСТА», он воспевает подвиг, «именуемый Революция», мужест во и отвагу народа. Крупнейшим достижением социалистического искусства, непревзойденным по своей выразительности и силе, являются поэмы «Владимир Иль ич Ленин», «Хорошо». «Во весь голос». Поэт нашел чеканные, взволнованные слова, запечатлев шие величественные дела Комму нистической партии, титаническую фигуру Ильича, показавшие не отделимость партии, Ленина, на рода, бессмертие ленинского дела. Фотохроника ТАСС. Зайдите на В читальном зале профсоюзной библиотеки ЛТЗ открыта книж ная выставка, посвященная 75- летию со дня рождения В. Мая ковского. На выставке представ лены тома собраний сочинений Маяковского, сборники избран ных произведений, отдельные из дания его поэм и стихотворений. Читатели могут здесь познако миться с отзывами В. И. Ленина о произведениях Маяковского (сборник «В. И. Ленин о литера туре и искусстве»), с мемуарной и исследовательской литературой о поэте. Среди мемуаров — воспомина ния сестры Маяковского Людми лы Владимировны, писателей В. Катаева, В. Каверина, Ю. Либе- динского, Л. Никулина, К. Чуков ского и других, сборник «В. Ма яковский в воспоминаниях совре менников». )ту выставку Исследовательская литература о поэте представлена работами В. Перцова, 3. Паперного, А. Метченко, Н. Калитина. Исследо ватель творчества Маяковского А. Колосков закончил новуюкни гу «Маяковский в веках», со стоящую из трех частей: «Подвиг поэта», «Трагедия поэта» и «Сла ва поэта». Материалы этой книги представляют большой интерес не только для тех, кто занимается изучением творчества Маяковско го, но и для всех почитателей поэта. Журнал «Огонек» (ЛЬМ 16, 23, 26) опубликовал некоторые главы из этой книги Колоскова, которые раскрывают перед чи тателями трагедию последних лет жизни поэта, страницы его лич ной жизни. • Эти материалы также представ лены на выставке. 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 Ю 1 0 1 0 1 0 1 0 1 Современники Более трех лет в Оренбурской области на общественных началах работает парашютная секция. За нятия в ней в свободное от рабо ты время ведут опытные инструк торы городского к о ми т е т а ДОСААФ, Ими подготовлено око ло 500 парашютистов. . Сейчас спортсмены готовятся к област ным соревнованиям. Более пятидесяти прыжков с парашютом совершила студентка третьего курса медучилища Гали на Николаева (справа). Фото Н, Кузнецова. 11Ш11ШиНШ1ШШШМШМШ1ШШ1М Сессия Пермского горсовета приняла решение о коренной ре конструкции центральной магист рали областного центра — улицы Ленина к 100-летию со дня рож дения В. И. Ленина. Здесь вырастут здания Дома Советов, научно-исследователь ских институтов, будут разбиты парки, скверы На снимке; макет здания Дома Советов. Фото Е. Загуляева. Фотохроника ТАСС. Владимир Маяковский и се годня, когда исполняется 75 пет со дня е г о рождения, говорит с нами «как живой с живыми». Нет ни одной задачи нашей сегод няшней литературы и жизни, ко торую не помогал бы решать Маяковский, Он дорог и нужен нам такой, какой он был и есть—огромный, человечнейший советский поэт, неотделимый от судьбы револю- ции и народа, идущий своей неповторимой походной сквозь время и расстояние О Маяковском,, его деятель ности. его личности написано много воспоминаний, свидетель ств друзей,- соратников, совре-. менников. Связанные с разными периодами жизни и деятельности поэта,- зти воспоминания неоди наковы по объему, жанру, иногда спорящие между собой, подчас пристрастные, дополняя д р у г друга, складываются в один большой коллективный рассказ о замечательном поэте и человеке нашей эпохи, б ез которого уже невозможно е е представить. Рассказ этот еще не кончен. Поэтому заслуживает внимания каждое новое воспоминание о поэте, если оно чем-то расширит наше представление о нем. Большая часть опубликованных воспоминаний принадлежит лю дям, которых уже нет: поэту И. Асееву, писателю Б. Лавреневу, Я. 3. Черняку—литератору, быв шему сотруднику журнала «Пе чать и революция» и др. Поэт неотделим от своего вре мени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что происходило во круг. «Его стихи были неотделимой частью нашей жизни, — пишет режиссер Сергей Юткевич. — Появление каждой новой его строчки было как бы личным событием в нашей биографии». Невозможно читать Маяков ского, не «перечитывая» вместе с ним нашей истории, летописи революции, жизни, культуры, быта. Его биография—это биог рафия века. Воспоминания помогают зримо представить себе облик великого поэта. Мы видим его, окруженно го матросами Красного Питера в бескозырках, пулеметных лентах; читающего «Левый марш» под грохот оваций. Вот он яростно потрясает халтурной книжонкой перед притихшей аудиторией. И он же — душевно щедрый, с улыбкой, от которой все лицо становилось светлым. Каждый, кто всматривается в лицо поэта, поражался значи тельности его взгляда: прямого, сосредоточенного, «проникающе го». И почти все пишут о том, что ощущалось за внешним об ликом поэта, «излучалось» в ли це,-. взгляде, голосе—о внутрен ней энергии, душевном напоре. В воспоминаниях Л. Сейфуляи- нои особенно выразительно пе редана духовность облика поэта, неразрывно сочетающего реши тельную походку — с грозным «шаганием стиха», могучий бас— с искусством говорить стихами во весь голос. Очень точно ска зал о нем С. Эйзенштейн: «Оза ренность Октябрем во всем». Революция для Маяковского — главное дело его жизни. Поэзия его чувствовала себя в револю ции как родной стихии. Сам он на митингах, диспутах, на людях оставался самим собой, говорил своим, естественным голосом Iг/шкику принадлежат слова, раскрывающие природу поэтиче ского мышления. В письме к Дельвигу он сказал: «...Я думал стихами». Маяковский признается в поэ ме «Про это»: «...и любишь стихом,- а в прозе немею». Поэзия не род занятий в опре деленные часы. Настоящий ху дожник живет, дышит стихами. Все, кто встречался с Маяков ским, свидетельствуют: у него почти не было времени, когда бы он не писал стихов. И в часы отдыха, среди гостей, он вдруг записывал в блокноте, на папи росной коробке рождающиеся строфы. Интересные свидетельства о том, как работал Маяковский, находим в воспоминаниях Н. Асеева, Я. Жевержеева, П. Лаву- та Высокая требовательность к себе и к другим—неотъемлемая черта поэтического облика Мая ковского, о которой говорят многие его современники. И вместе с тем—умение радовать ся чужому успеху. Именно Мая ковский первый пришел в восторг от «Гренады» Светлова и читал ее с эстрады наизусть. Он спе циально позвонил Светлову что бы похвалить стихотворение «Пи рушка». Многие современники Маяков ского говорят о внимании поэта не только к видным, но и к неза метным, даже безвестным авто рам. В конце 1914 года Маяковский знакомится с Горьким. Подробно о первом свидании писателей рассказывает М. ф , Андреева. Октябрь справедливо называют вторым рождением Маяковского; Шкловский сказал об этом очень точно: «Маяковский после рево люции полюбил мир». В эти годы его поэзия прочно соединилась с широкой деятельностью, рабо- ■ 0 1 С 0 1 С Э 1 С Э 1 е Э 1 С 0 1 0 1 С Э 1 С Э 1 ( - Э * С Э 1 С Э И 1 о Маяковском той издателя, организатора, уча стника многих литературных и общественных начинаний. Воспоминания помогают нам представить реальную обстанов ку тех лет. В то трудное, пере ломное время далеко не вся интеллегенция перешла на сто рону Советской власти. Маяков ский был одним из тех, для кого годовщина Октября — личный праздник, нечто вроде собствен ного дня рождения. Важное дело Маяковского этих лет—работа в РОСТА. О ней подробно расска1 аывают его товарищи по РОСТА, художники М. Черемных, А, Ню- ранберг, А. Радченко, С. Адли- иаИКмН Большая группа воспоминаний — о встречах поэта с зарубеж ным читателем, маяно в е к и й, объездивший полсвета, встречал ся со многими деятелями за рубежом. О знакомстве с ним вспоминают писатели Чехослова кии—Карел Конрад, Мария Майе- рова, Польши — Юлиан Тувим, Вл, Броневский; Америки — Т. Драйзер, К. Свндберг; Германии — Ф, Вейскопф; Франции=Эльэа Гриоле, Луи Арагон; Турции — Назым Хикмет, Для многих художников мира встреча с поэтом революции оказалась поворотной, опреде ляющей их дальнейшую судьбу. «Это была та минута, которая должна была изменить мою жизнь. Поэт, который сумел очу титься на гребне революционной волны, этот поэт должен был оказаться связью между миром и мною»,—так оценивает первое знакомство с Маяковским Луи Арагон. Стих Маяковского в переводе сохраняет свою силу и шагает неповторимой «Маяковской» по ходкой. Д. Райт рассказывает, как гото- вилась постановка «Мистерии- буфф» на немецком языке для делегатов III конгресса Комин терна. Опасались, дойдет ли до зарубежных зрителей эта вещь. И оказалось — поэт понятен не только у себя дома. Зарубежные революционеры встретили «Ми- стерию-буфф» овациями. Всем известно, каким много сторонним было дарование Мая ковского: поэт, художник, плака тист, чтец, оратор, публицист. Но была еще одна важная грань — Маяковский — работник театра. Он «был сведущ в очень тонких театральных, технологических ве щах, которые знаем мы, режис серы, которым обучаются обыч но весьма длительно в разных школах,, практически на театре и т‘ Д. — говорит Мейерхольд. — Маяковский всегда учитывал вся кое верное и неверное сцениче ское решение, именно как ре жиссер» В воспоминаниях Н. Асеева, П, Незнамова, Ю. Либединского, Н. Сереброва мы читаем о литера турной борьбе, о спорах между разными группировками 20-х го дов; о том, что последние годы жизни поэту приходится отби ваться от нападок, упреков, об винений. Н. Серебров рассказы вает о ночной прогулке по Моск ве с Маяковским, о его чувстве горечи, непоиятости, обиды. «Вот иду в РАПП! Посмотрим, кто ко го! Смешно быть попутчиком, когда чувствуешь себя рево люцией», Н, Асеев, В. Саянов, О. Берг гольц, В. Славикский, П, Лавут рас сказывают о выставке к двадцати летию творчества и последнем периоде жизни Маяковс к о г о . Выставка вызвала живой интерес читателей, молодежи и в то же время показала глубокое невни мание к Маяковскому многих его коллег, «Ни одного представите ля литературных организаций не было, — пишет А. Бромберг. — Никаких официальных приветст вий в связи с двадцатилетием работы поэта_не состоялось», Н. А Луначарская-Розенель вспо минает, как угнетающе подей ствовал на Анатолия Васильевича усталый, больной вид Маяковско го на выставке. «Мне сегодня показалось,—говорит он о поэте, —что он очень одинок». Крики о «непонятности» стиха Маяковского, бесконечные напад ки «безответственных губошле пов», чувство усталости, личная драма, болезнь горла, грозившая необходимостью вообще отка заться от выступлений,—все это выстроилось в длинный перечень «болей, бед и обид» и привело к трагическому концу поэта. Но о Маяковском никогда не будут говорить как о явлении минув шем: наша жизнь, культура, сов ременное искусство наше посто янно испытывают на себе его воздейстие. «Какое огромное влияние имел на всю мою твор ческую жизнь Маяковский! — го ворит И. Ильинский в своих вос поминаниях, — я все время ощу щал за своей спиной его присут ствие, присутствие художника... После смерти Владимира Влади мировича ощущение это оста лось. И я всегда, что бы ни делал, всегда мысленно обра щаюсь к Маяковскому». Многие из мастеров совре менного искусства тоже могли бы сказать: они работают, сове туясь с Маяковским, воодушев ляясь ^ о высоким примером. И. САПРОНОВА, библиограф заводской профсоюзной библиотеки..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz