Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Фотоинформация Куйбышевская область. Более четырех с половиной тысяч ком­ сомольцев приехало на сооруже­ ние Волжского автомобильного завода в г. Тольятти — ударную комсомольскую стройку. Валерий Агиааров прибыл из Волгограда.' Сейчас оп работает бетонщиком в одной из лучших комсомольско-молодежных бригад, руководимой Владимиром Барко­ вым, и систематически выполняет производственные задания на 150 —160 процентов. Фото А. Брянова. 11111111111111М111111111II1111111111!11111!111 ПОЭТ АГИТАТОР (К 7 5 -леш ию со дня роЖдения В. Маяковского —19 июля) 19 июля исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Влади­ мировича Маяковского (1893— 1930). С его именем неразрывно связано представление о поэте Великого Октября, поэте-новато- ре. основоположнике социалисти­ ческого реализма в советской поэ­ зии. С первых же дней Октября Маяковский весь свой талант под­ чиняет борьбе за утверждение нового строя, за создание нового искусства высокой идейности. В стихах «Ода революции», «Левый марш», пьесе «Мистерия-Буфф», подписях к рисункам «Окон РОСТА», он воспевает подвиг, «именуемый Революция», мужест­ во и отвагу народа. Крупнейшим достижением социалистического искусства, непревзойденным по своей выразительности и силе, являются поэмы «Владимир Иль­ ич Ленин», «Хорошо». «Во весь голос». Поэт нашел чеканные, взволнованные слова, запечатлев­ шие величественные дела Комму­ нистической партии, титаническую фигуру Ильича, показавшие не­ отделимость партии, Ленина, на­ рода, бессмертие ленинского дела. Фотохроника ТАСС. Зайдите на В читальном зале профсоюзной библиотеки ЛТЗ открыта книж­ ная выставка, посвященная 75- летию со дня рождения В. Мая­ ковского. На выставке представ­ лены тома собраний сочинений Маяковского, сборники избран­ ных произведений, отдельные из­ дания его поэм и стихотворений. Читатели могут здесь познако­ миться с отзывами В. И. Ленина о произведениях Маяковского (сборник «В. И. Ленин о литера­ туре и искусстве»), с мемуарной и исследовательской литературой о поэте. Среди мемуаров — воспомина­ ния сестры Маяковского Людми­ лы Владимировны, писателей В. Катаева, В. Каверина, Ю. Либе- динского, Л. Никулина, К. Чуков­ ского и других, сборник «В. Ма­ яковский в воспоминаниях совре­ менников». )ту выставку Исследовательская литература о поэте представлена работами В. Перцова, 3. Паперного, А. Метченко, Н. Калитина. Исследо­ ватель творчества Маяковского А. Колосков закончил новуюкни­ гу «Маяковский в веках», со­ стоящую из трех частей: «Подвиг поэта», «Трагедия поэта» и «Сла­ ва поэта». Материалы этой книги представляют большой интерес не только для тех, кто занимается изучением творчества Маяковско­ го, но и для всех почитателей поэта. Журнал «Огонек» (ЛЬМ 16, 23, 26) опубликовал некоторые главы из этой книги Колоскова, которые раскрывают перед чи­ тателями трагедию последних лет жизни поэта, страницы его лич­ ной жизни. • Эти материалы также представ­ лены на выставке. 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 Ю 1 0 1 0 1 0 1 0 1 Современники Более трех лет в Оренбурской области на общественных началах работает парашютная секция. За­ нятия в ней в свободное от рабо­ ты время ведут опытные инструк­ торы городского к о ми т е т а ДОСААФ, Ими подготовлено око­ ло 500 парашютистов. . Сейчас спортсмены готовятся к област­ ным соревнованиям. Более пятидесяти прыжков с парашютом совершила студентка третьего курса медучилища Гали­ на Николаева (справа). Фото Н, Кузнецова. 11Ш11ШиНШ1ШШШМШМШ1ШШ1М Сессия Пермского горсовета приняла решение о коренной ре­ конструкции центральной магист­ рали областного центра — улицы Ленина к 100-летию со дня рож­ дения В. И. Ленина. Здесь вырастут здания Дома Советов, научно-исследователь­ ских институтов, будут разбиты парки, скверы На снимке; макет здания Дома Советов. Фото Е. Загуляева. Фотохроника ТАСС. Владимир Маяковский и се­ годня, когда исполняется 75 пет со дня е г о рождения, говорит с нами «как живой с живыми». Нет ни одной задачи нашей сегод­ няшней литературы и жизни, ко­ торую не помогал бы решать Маяковский, Он дорог и нужен нам такой, какой он был и есть—огромный, человечнейший советский поэт, неотделимый от судьбы револю- ции и народа, идущий своей неповторимой походной сквозь время и расстояние О Маяковском,, его деятель­ ности. его личности написано много воспоминаний, свидетель­ ств друзей,- соратников, совре-. менников. Связанные с разными периодами жизни и деятельности поэта,- зти воспоминания неоди­ наковы по объему, жанру, иногда спорящие между собой, подчас пристрастные, дополняя д р у г друга, складываются в один большой коллективный рассказ о замечательном поэте и человеке нашей эпохи, б ез которого уже невозможно е е представить. Рассказ этот еще не кончен. Поэтому заслуживает внимания каждое новое воспоминание о поэте, если оно чем-то расширит наше представление о нем. Большая часть опубликованных воспоминаний принадлежит лю­ дям, которых уже нет: поэту И. Асееву, писателю Б. Лавреневу, Я. 3. Черняку—литератору, быв­ шему сотруднику журнала «Пе­ чать и революция» и др. Поэт неотделим от своего вре­ мени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что происходило во­ круг. «Его стихи были неотделимой частью нашей жизни, — пишет режиссер Сергей Юткевич. — Появление каждой новой его строчки было как бы личным событием в нашей биографии». Невозможно читать Маяков­ ского, не «перечитывая» вместе с ним нашей истории, летописи революции, жизни, культуры, быта. Его биография—это биог­ рафия века. Воспоминания помогают зримо представить себе облик великого поэта. Мы видим его, окруженно­ го матросами Красного Питера в бескозырках, пулеметных лентах; читающего «Левый марш» под грохот оваций. Вот он яростно потрясает халтурной книжонкой перед притихшей аудиторией. И он же — душевно щедрый, с улыбкой, от которой все лицо становилось светлым. Каждый, кто всматривается в лицо поэта, поражался значи­ тельности его взгляда: прямого, сосредоточенного, «проникающе­ го». И почти все пишут о том, что ощущалось за внешним об­ ликом поэта, «излучалось» в ли­ це,-. взгляде, голосе—о внутрен­ ней энергии, душевном напоре. В воспоминаниях Л. Сейфуляи- нои особенно выразительно пе­ редана духовность облика поэта, неразрывно сочетающего реши­ тельную походку — с грозным «шаганием стиха», могучий бас— с искусством говорить стихами во весь голос. Очень точно ска­ зал о нем С. Эйзенштейн: «Оза­ ренность Октябрем во всем». Революция для Маяковского — главное дело его жизни. Поэзия его чувствовала себя в револю­ ции как родной стихии. Сам он на митингах, диспутах, на людях оставался самим собой, говорил своим, естественным голосом Iг/шкику принадлежат слова, раскрывающие природу поэтиче­ ского мышления. В письме к Дельвигу он сказал: «...Я думал стихами». Маяковский признается в поэ­ ме «Про это»: «...и любишь стихом,- а в прозе немею». Поэзия не род занятий в опре­ деленные часы. Настоящий ху­ дожник живет, дышит стихами. Все, кто встречался с Маяков­ ским, свидетельствуют: у него почти не было времени, когда бы он не писал стихов. И в часы отдыха, среди гостей, он вдруг записывал в блокноте, на папи­ росной коробке рождающиеся строфы. Интересные свидетельства о том, как работал Маяковский, находим в воспоминаниях Н. Асеева, Я. Жевержеева, П. Лаву- та Высокая требовательность к себе и к другим—неотъемлемая черта поэтического облика Мая­ ковского, о которой говорят многие его современники. И вместе с тем—умение радовать­ ся чужому успеху. Именно Мая­ ковский первый пришел в восторг от «Гренады» Светлова и читал ее с эстрады наизусть. Он спе­ циально позвонил Светлову что­ бы похвалить стихотворение «Пи­ рушка». Многие современники Маяков­ ского говорят о внимании поэта не только к видным, но и к неза­ метным, даже безвестным авто­ рам. В конце 1914 года Маяковский знакомится с Горьким. Подробно о первом свидании писателей рассказывает М. ф , Андреева. Октябрь справедливо называют вторым рождением Маяковского; Шкловский сказал об этом очень точно: «Маяковский после рево­ люции полюбил мир». В эти годы его поэзия прочно соединилась с широкой деятельностью, рабо- ■ 0 1 С 0 1 С Э 1 С Э 1 е Э 1 С 0 1 0 1 С Э 1 С Э 1 ( - Э * С Э 1 С Э И 1 о Маяковском той издателя, организатора, уча­ стника многих литературных и общественных начинаний. Воспоминания помогают нам представить реальную обстанов­ ку тех лет. В то трудное, пере­ ломное время далеко не вся интеллегенция перешла на сто­ рону Советской власти. Маяков ский был одним из тех, для кого годовщина Октября — личный праздник, нечто вроде собствен­ ного дня рождения. Важное дело Маяковского этих лет—работа в РОСТА. О ней подробно расска1 аывают его товарищи по РОСТА, художники М. Черемных, А, Ню- ранберг, А. Радченко, С. Адли- иаИКмН Большая группа воспоминаний — о встречах поэта с зарубеж­ ным читателем, маяно в е к и й, объездивший полсвета, встречал­ ся со многими деятелями за рубежом. О знакомстве с ним вспоминают писатели Чехослова­ кии—Карел Конрад, Мария Майе- рова, Польши — Юлиан Тувим, Вл, Броневский; Америки — Т. Драйзер, К. Свндберг; Германии — Ф, Вейскопф; Франции=Эльэа Гриоле, Луи Арагон; Турции — Назым Хикмет, Для многих художников мира встреча с поэтом революции оказалась поворотной, опреде­ ляющей их дальнейшую судьбу. «Это была та минута, которая должна была изменить мою жизнь. Поэт, который сумел очу­ титься на гребне революционной волны, этот поэт должен был оказаться связью между миром и мною»,—так оценивает первое знакомство с Маяковским Луи Арагон. Стих Маяковского в переводе сохраняет свою силу и шагает неповторимой «Маяковской» по­ ходкой. Д. Райт рассказывает, как гото- вилась постановка «Мистерии- буфф» на немецком языке для делегатов III конгресса Комин­ терна. Опасались, дойдет ли до зарубежных зрителей эта вещь. И оказалось — поэт понятен не только у себя дома. Зарубежные революционеры встретили «Ми- стерию-буфф» овациями. Всем известно, каким много­ сторонним было дарование Мая­ ковского: поэт, художник, плака­ тист, чтец, оратор, публицист. Но была еще одна важная грань — Маяковский — работник театра. Он «был сведущ в очень тонких театральных, технологических ве­ щах, которые знаем мы, режис­ серы, которым обучаются обыч­ но весьма длительно в разных школах,, практически на театре и т‘ Д. — говорит Мейерхольд. — Маяковский всегда учитывал вся­ кое верное и неверное сцениче­ ское решение, именно как ре­ жиссер» В воспоминаниях Н. Асеева, П, Незнамова, Ю. Либединского, Н. Сереброва мы читаем о литера­ турной борьбе, о спорах между разными группировками 20-х го­ дов; о том, что последние годы жизни поэту приходится отби­ ваться от нападок, упреков, об­ винений. Н. Серебров рассказы­ вает о ночной прогулке по Моск­ ве с Маяковским, о его чувстве горечи, непоиятости, обиды. «Вот иду в РАПП! Посмотрим, кто ко­ го! Смешно быть попутчиком, когда чувствуешь себя рево­ люцией», Н, Асеев, В. Саянов, О. Берг­ гольц, В. Славикский, П, Лавут рас­ сказывают о выставке к двадцати­ летию творчества и последнем периоде жизни Маяковс к о г о . Выставка вызвала живой интерес читателей, молодежи и в то же время показала глубокое невни­ мание к Маяковскому многих его коллег, «Ни одного представите­ ля литературных организаций не было, — пишет А. Бромберг. — Никаких официальных приветст­ вий в связи с двадцатилетием работы поэта_не состоялось», Н. А Луначарская-Розенель вспо­ минает, как угнетающе подей­ ствовал на Анатолия Васильевича усталый, больной вид Маяковско­ го на выставке. «Мне сегодня показалось,—говорит он о поэте, —что он очень одинок». Крики о «непонятности» стиха Маяковского, бесконечные напад­ ки «безответственных губошле­ пов», чувство усталости, личная драма, болезнь горла, грозившая необходимостью вообще отка­ заться от выступлений,—все это выстроилось в длинный перечень «болей, бед и обид» и привело к трагическому концу поэта. Но о Маяковском никогда не будут говорить как о явлении минув­ шем: наша жизнь, культура, сов­ ременное искусство наше посто­ янно испытывают на себе его воздейстие. «Какое огромное влияние имел на всю мою твор­ ческую жизнь Маяковский! — го­ ворит И. Ильинский в своих вос­ поминаниях, — я все время ощу­ щал за своей спиной его присут­ ствие, присутствие художника... После смерти Владимира Влади­ мировича ощущение это оста­ лось. И я всегда, что бы ни делал, всегда мысленно обра­ щаюсь к Маяковскому». Многие из мастеров совре­ менного искусства тоже могли бы сказать: они работают, сове­ туясь с Маяковским, воодушев­ ляясь ^ о высоким примером. И. САПРОНОВА, библиограф заводской профсоюзной библиотеки..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz