Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА Наладчик ремонтно-инструментальной мастер ской первого тракторного цеха Петр Михайлович Антонщук работает на нашем заводе 25 лет — столько же, сколько существует завод. И вот уже более пяти лет он достойно носит почетное звание ударника коммунистического труда. Петр Антоно вич отлично знает свое дело и активно участвует в рационализаторской работе. Десятки его пред ложений внедрены в производство. Только за че тыре месяца текущего года передовой производст венник внес пять рационализаторских предложе ний, направленных на улучшение и совершенство вание технологических процессов. Петр Михайлович — активный общественник: член цехового профсоюзного комитета и заводско го совета Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей. Родина высоко оценила труд пе редового кадровика завода: в числе других передо вых тракторостроителей Антонщук был награжден орденом «Знак Почета». На снимке: П. А. Антонщук. Фото Г. Солодкова. Наши референты предл агают: Жароупорный сплав „Мегапир“ Технология производства ф ер ритов предусматривает примене ние печей с рабочей температу рой до 1400°С и требует высокой чистоты при изготовлении по рошков и деталей из них. Обли цовка рабочих зон печей изгото вляется, как правило, из высоко глиноземистого или простого ша мота. Использование шамота при высоких температурах приводит к быстрому его разрушению, завалам в туннельных печах, за сорению ферритовых порошков осколками шамота и шамотной пылью. Все это резко снижает магнитные параметры ферритов. На Рыбинском электр о т е х - ническом заводе вместо шамота применяют с п л а в «Мегапир», который обладает высокой ме ханической прочностью и тер мостойкостью. В состав сплава входят железо армко (60-65%), хром металлический (27-32%) и алюминий (13-3%). Вместо хрома металлического можно приме нять феррохром, В зависимости от процентного содержания компонентов сплав «Мегапир» работает при различ ных температурах. Максимальная рабочая температура сплава — 1450°С. Стойкость сплава при температуре 1150-1200°С состав ляет 6-8 месяцев непрырывной работы. Применение сплава «Ме гапир» улучшило качество выпус каемой продукции и дало 116 тыс. рублей годовой экономии. Увеличение стойкости свода электросталеплавильной печи ДС-5 На Ивановском заводе авто мобильных кранов предложен и применяется метод набора сво да сталеплавильной печи ДС-5 с выкатным подом и водоохлажда ющим кольцом с применением шамотного кирпича класса «А», Раньше свод набирался целиком из динасового кирпича марок ЭД-2, ЭД-5, ЭД-7, ЭД-9, ЭД-12. Стойкость свода составляла 60— 70 плавок. Стойкость свода, на бранного из шамотного кирпича, увеличилась до 200-250 плавок, а в отдельных случаях и более 300 плавок. Такой свод при выкате печи не выкрашивается, сводовое кольцо не оголяется, а происходит пос тепенное оплавление всей пло щади свода. Применение шамот ного кирпича позволило умень шить толщину свода с 300 до 260 мм, что значительно сократило расход огнеупорных материалов на один свод, а также нагрузку на механизмы печи. После внедрения сводов с при менением шамотного кирпича средний расход сводов на печь составляет 10— 11 в год, общая годовая экономия по Ивановско му заводу автомобильных кранов — 12 тысяч рублей Новый крепитель УСК-1 По опыту Минского завода отопительного оборудования для изготовления стержней применен крепитель «УСК-1» Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Стержневая смесь на этом кре пителе имеет низкую прилипае- мость, что повышает производи тельность труда, а стержни—вы сокую прочность и незначитель ную гигроскопичность. Приготовление смеси произво дится следующим образом: в б е гуны загружают кварцевый пе сок и воду. Перемешивают смесь две минуты, а затем добавляют крепитель «УСК-1» и перемеши вают еще в течение 5 минут. Ре цептура смеси в весовых частях следующая: кварцевый песок —100; крепитель «УСК-1» — 2,0; сульфитно-спиртовая барда с удельным весом 1,26—1,30—3,0. Внедрение в производство кре пителя «УСК-1» повысило произ водительность при изготовлении стержней для чугунного и сталь ного литья, кроме того, крепи тель «УСК-1» дешевле и обладает лучшими физико-механическими свойствами. Автоматическое управление тиристорным преобразователем частоты Применение нерегулируемых приводов главного движения на заточных и внутришлифовальных станках вследствии износа шли фовального круга приводит к су щественному уменьшению скоро сти резания, к ухудшению чисто ты обрабатываемой поверхности, к увеличению нагрузки на зерна шлифовального круга и его из носу. Для увеличения производи тельности станков, а также для повышения качества и точности обработки на них, двигатели шли фовального круга необходимо питать от преобразователей регу лируемой частоты. В ЭНИМСе (г. Москва) разра ботана схема управления тири сторным преобразователем с диапазоном изменения частоты от 10 до 2400 гц. Преобразова тель позволяет плавно регулиро вать скорость вращения двигате лей от 5 до 150 тысяч оборотов в минуту, что имеет большое значение для внутришлифоваль ных и заточных станков. Преоб разователь построен на стандарт ных элементах и имеет защиту от короткого замыкания. Б о р а з о н д л я д о в о д к и р е ж у щ е г о и н с т р у м е н т а В настоящее время освоение техники высоких давлений до тысячи атмосфер в сочетании с температурой в несколько тысяч градусов открывает перспективы создания новых, неизвестных природе, сверхтвердых инстру ментальных материалов. Таким новым материалом явился бора- зон, который не уступает алма зу по твердости и значительно превосходит его по теплостойко сти (алмаз сгорает при 800 гра дусах, а боразон не теряет своих свойств и при нагреве до 1800 градусов). Боразон получен из нитрида бора. Нитрид бора иногда назы вают белым графитом, так какой имеет такую же, как и графит, гексогональную решетку, атомы бора и азота чередуются между собой. Впервые боразон был получен американской фирмой «Дженерал электрик», а в СССР — инсти тутом физики Академии Наук. В настоящее время из боразо- на изготовляются алмазные кру ги для заточки и доводки режу щего инструмента, особенно для быстрорежущих сталей. Ранее эта работа у нас в цехе эксплуа тации инструмента проводилась с применением синтетических ал мазов. Но хорошего эффекта при этом не получалось, поскольку круги из синтетических алмазов быстро засаливались, что резко снижало их режущие свойства и приводило к прижогу обрабаты ваемой поверхности инструмента. Алмазные круги из боразона не имеют этих отрицательных качеств. На нашем заводе алмазными кругами из боразона производи лась заточка разверток из стали Г18. Результаты заточки поло жительные. Чистота обработки — 7—8 класса. Срезание слоя металла происходило очень хо рошо. Думается, что применение алмазных кругов из боразона получит широкое распростране ние на заводе. В. КОЛОБУШКИН, технолог цеха эксплуатации инструмента. О б л а с т ь п р и м е н е н и я н а ш и х т р а к т о р о в р а с ш и р и т с я Известно, что в первые годы выпуска колесных тракт оров Т-40 и Т-40А отношение к ним было настороженное. Механиза торы и без того испытывали большие трудности с ремонтом многочисленных, не унифициро ванных между собою, моделей тракторов «Беларусь» и недовер чиво отнеслись к появлению нового колесного трактора. Однако высокие эксплуатацион ные качества липецких машин завоевали симпатии. Тракторы с маркой «ЛТЗ» уверенно заняли свое достойное место в системе машин, обслуживающих много численные отрасли сельск ого хозяйства. Так, механизаторы колхоза имени Кирова Воронежской об ласти в письме от 3 февраля с. г. указывают: «Как показал опыт, в нашем хозяйстве тракторы Т-40А для комплексной механи зации животноводческих ферм незаменимы. До их приобретения работы в животноводстве выпол нялись тяжелыми тракторами ДТ-54, Т-74, что для хозяйства было невыгодно». Такого же мнения придержи ваются и в соседнем колхозе «Большевик». 0 признании наших колесных машин свидетельствует рост зая вок на тракторы Т-40 и Т-40А. Так, если в 1966 году мы полу чили заявок только на 6 тысяч тракторов, то в 1967 году — на 12,7 тысяч, а в 1968 году уже заказано 25 тысяч этих машин. В 1966 году было принято решение, предусматривающее бо лее широкое внедрение в народ ное хозяйство тракторов Т-40 и Т-40А и использование их с ма шинами промышленного назначе ния. Работы в этом направлении проводились и непосредственно на нашем заводе, и в ряде про ектных и научно-исследователь ских организаций. В результате была создана промышленная мо дификация колесного трактора— Т-50АП, а также спроектирован ряд машин строительного, дорож ного и другого промышленного назначения для агрегатирования с этим трактором. Трактор Т-50АП имеет веду щий передний мост, 50-сильный дизель с запуском от пускового двигателя, обвязочную раму, дуб лированное управление, дополни тельную гидросистему, х од о- уменыиитель с гидроприводом, а также новую кабину и облицовку. Промышленное использование наших тракторов значительно расширит среду их применения и, вероятно, потребует значи тельного увеличения их выпуска. А. ПЛЯСОВ, начальник бюро ОГК. Материалы «Технической страницы» подготовлены от делом научно-технической информации завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz