Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
П о м а т е р и а л а м „ К и р о в ц а ,*1 „НАСУЩНЫЕ НУЖДЫ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА" Так называлась статья началь ника цеха внутризаводского тран спорта М. Литвинова, опублико ванная в «Кировце» 29 апреля 1968 года. В ней вскрывались причины того, почему цех внутри заводского транспорта не в пол ной мере удовлетворяет потреб ности некоторых цехов, особенно таких развивающихся, как кузнеч ный, прессовый, термический и некоторых других. В частности, в статье указыва лось, что более двух лет назад в ОМА был разработан кассетный метод зарядки аккумуляторов, он был утвержден по плану НОТ. Но до сих пор не внедрен. Между тем это позволило бы улучшить качество зарядки тракторных ак кумуляторов и облегчить труд рабочих на этом участке. «Сейчас уже поговаривают, что этот план частично устарел. А ведь на его внедрение уже затрачены значи тельные средства» — писал М. Литвинов. А вот что сообщил редакции, ознакомившись с этой статьей, начальник ОМА т. Богданов. (От вет приводим полностью). «В статье т. Литвинова затра гивается вопрос о внедрении кас сетного метода зарядки аккуму ляторов. Проект в ОМА разрабо тан полностью, значител ь н а я часть оборудования изготовлена. Для , внедрения этого мероприя тия необходимо: а) Изготовить цистерну из не ржавеющей стали для транспор тировки кислоты (чертежи ймеют- ся). б) Установить на кранбалку пневмогельфер (ОГМех.), в) Изготовить кассеты в коли честве 100 штук (РМЦ). Основная причина невнедрения данного мероприятия заключается в практическом отсутствии техни ческой службы в цехе внутриза водского транспорта или в ее неспособности решать элементар ные вопросы, т. к. в любом дру гом цехе данное мероприятие было бы внедрено максимум за полго- Да». Итак, ясно? К сожалей и ю, далеко не все ясно. И совсем не известно —■ будет ли, и когда именно будет внедрен кассетный метод зарядки аккумуляторов. Тем более, что в других ответах, поступивших в редакцию по воп росам, затронутым в статье т. Литвинова, о кассетном методе—- ни слова. Кстати, о других ответах. В статье также шла речь о том, что год назад было закончено соору жение пристройки к депо элект рокар. В этой пристройке должны заряжаться электрокары. Но сде лать этого сегодня нельзя, т. к. не установлен силовой трансфор матор. Нет зарядного агрегата постоянного тока. Между тем пункт о приобретении и установ ке этого агрегата записан в ут вержденные общезаводские орг- техмероприятия. Вот что сообщает редакции по этому поводу начальник ОКСа И. Карманов: «Силовой трансформа тор приобретен, и будет установ лен в июне месяце». Очень хоро шо! Значит, с этим вопросом можно считать — все в порядке. «Зарядный агрегат будет зака зан Союзглававтотрактороком- плекту с поставкой в 1969 году». Обратите внимание;’ «будет за казан». А оргтехмероприятиями предусматривается ввод в эк сплуатацию пристройки в этом году. Ведь здание сооружено еще год назад. И дока отдачи от не го — никакой. Мы не будем здесь подробно останавливаться на всех ответах, поступивших в редакцию по по воду статьи М. Литвинова. Так, заместитель начальника отдела труда и заработной платы Д . Чурсин сообщил, что отделом труда и зарплаты решены все вопросы, поставленные ц е х о м внутризаводского транспорта; на чальник отдела кадров О. Д уда ров с цифрами в руках указал, что и в прошлом году, и в ны нешнем, отдел кадров направил в этот цех немало специалистов. Так. в прошлом году — 59 шо феров, 12 слесарей, 23 трактори ста и других специалистов. За первый квартал этого года в цех было направлено 22 шофера, 17 слесарей, 19 трактористов и дру гих специалистов. Так что обиды т. Литвинова на отдел кадров, видимо, нельзя признать вполне резонными. Сей час транспортникам нужно поза ботиться о том, чтобы удержать людей, бороться с текучестью кадров. Воспитывать в каждом человеке чувство ответственности за порученное дело, чувство кол лективизма. В заключение нельзя не сказать несколько слов о тех, кто отмол чался. Но здесь прежде придется вновь обратиться к статье т. Лит винова. Вот что он писал; «Вот уже третий год он (от дел снабжения) не выполняет на ши заявки, не обеспечивает цех потребным количеством аккуму ляторных батарей к электрока рам. В результате имеющиеся у нас батареи настолько износились, что электрокары и электропогруз чики приходится подзаряжать по несколько раз в течение смены. Этим мы буквально срываем ра боту таких цехов, как термичес кий, сборки тракторов и некото рых других». Пожалуй, это одна из самых серьезных претензий, высказанных в статье. Положение, которое должно взволновать многих, осо бенно сейчас, когда на заводе во весь рост с особой остротой по ставлен вопрос о производитель ности труда. К сожалению, работники отде ла снабжения на сей счет хранят молчание. Каковы их соображе ния по поводу ситуации, сложив шейся в цехе внутризаводского транспорта из-за нехватки акку муляторных батарей к электрока рам? Что они предприняли, наме рены предпринять, чтобы в крат чайший срок выправить это ненор мальное положение? Надеемся, что руководители отдела снабжения примут, нако нец, соответствующие меры по обеспечению цеха внутризавод ского транспорта аккумулятора ми. В Новосибирске проведена областная физико-математическая и химическая олимпиада школьников. В ней приняло участие бочее 700 учащихся, отличившихся в районных олимпиадах. Победители поедут на заключительный тур Всесоюзной олимпиады по матема тике в Ленинград, по физике — в Ереван, по химии •— в Вильнюс. На снимке; победители областной олимпиады по физике — уче ники школ Новосибирска (слева направо) восьмиклассник Юрий Токарев, десятиклассник Михаил Мерзляков и восьмиклассник Дмитрий Фаге. Давно известно, что шахматы развивают умственные способности, что шахматное мышление сродни математическому. В Воронеже в третьих классах 70-й средней школы введен урок шахмат. Проводит ся он как эксперимент—один раз в неделю. Первые три четверти показали, что ученики, ранее отстававшие по математике, заметно подтянулись, у них появился интерес к этому предмету. На снимке: ученики 3 «Г» класса Владик Довбуш и Таня Проста- кова решают шахматную задачу. Фото В. Кожевникова. Фотохроника ТАСС. ЛЮБИМЕЦ НАШИХ ДЕТЕЙ Мне уже приходилось расска зывать о случае, который произо шел на одном детском утреннике. Детские писатели в то утро чи тали юмористические стихи и рас сказы, а ребята смеялись. Один самый смешливый мальчу г а н (такой обязательно найдется в зрительном зале) даже съехал со стула и продолжал хохотать уже на полу. А потом вдруг юные читатели и зрители как-то притихли... «Вам было не смешно?» — по интересовался я в перерыве. Нет, ребятам, оказывается, было по- прежнему весело. Так в чем же дело? А в том, что воспитатель ница, которая пришла с ребя тами. несколько раз вполголоса произнесла: «Прекратить смех! Не шуметь! Сидеть тихо!» Она, видимо, считала, что смех сни жает «воспитательное значение» читательской конференции. Что греха таить, есть люди, ко торые, подобно той воспитатель нице, — забывают о горьковском завете — писать для детей забав но и ставят по недомыслию знак равенства между понятиями «ве село» и «несерьезно». А я (в ко торый уж раз) берусь утверж дать: юмор и занимательность — это порой кратчайшее расстояние между самой серьезной пробле мой и сознанием юного читателя. Блестящее тому подтверждение— все яркие, веселые и очень глу бокие по мысли книги Николая Носова. Юмористическая повесть «Ви тя Малеев в школе и. дома» всерьез заговорила с детьми не о проблеме двоек и троек, а о том, что у маленького гражданина должно быть большое чувство ответственности за свои поступки о том, что быть неучем в наши дни очень стыдно, да и попросту невозможно, о том, что трудолю бие не заменишь никакими дру гими качествами характера. Право же, потешные на первый езгляд истории, происходящие с Витей Малеевым и Костей Шиш киным, с обаятельным героем многих носовских рассказов — Мишкой, С Колей Синицыным и со сказочным Незнайкой, озаря ют детям пути к добру и справед ливости куда ярче, чем это дела ют иные очень серьезные (тоже на первый взгляд) произведения, которые начисто , лишены вита минов юмора и занимательности, столь необходимых для нравст венного здоровья детей. Белинский утверждал, что дет ским писателем надо родиться. То, что Николай Носов родился таким именно писателем, стало ясно с той поры, когда он посту чался в детскую литературу сво им первым сборником «Тук-тук- тук». Через год в том же Детгизе Еышел сборник «Ступеньки». Гак вот и зашагал Носов по книжкам «ступенькам» к сердцам миллио нов и миллионов маленьких чи тателей. Носов — любимец детей и не только советских. Это, разумеет ся, можно подтвердить языком цифр: с 1946 по 1965 год его кни ги издавались в нашей страйе триста тридцать раз, их общий тираж — 34 миллиона 642 тысячи экземпляров, они переведены на 63 языка. А можно подтвердить любовь детей к Носову и таким вот слу чаем. который, как мне кажется, не менее красноречив, чем циф ры... Однажды пригласили меня в пионерский лагерь, где старшая вожатая устроила для октябрят викторину, посвященную веселым книжкам. Обращаясь к мальчиш кам и девчонкам, сидевшим на траве, вожатая спрашивала, кто написал то или иное юмористи ческое произведение. И вот ин тересно, заслышав название лю бой по-настоящему веселой повес ти или смешного рассказа, ребя та почти единогласно утвержда ли: «Это написал Николай Носов! Носов написал!» Я понял в тот день, что имя Носова стало для наших ребят, особенно для младших школьни ков, как бы символом всего са мого веселого и занимательного, что есть в сегодняшней детской литературе. Творчество Николая Носова дает богатый материал для тео ретического разговора об особен ностях литературы, адресованной юным, о ее законах. ...«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — ве ликое дело; им решается участь человека». Эти слова Виссарио на Белинского звучат так совре менно, будто они обращены не посредственно к тем, кто сейчас, сегодня занят «великим делом» воспитания подрастающего поко ления, создавая для него повести и-рассказы, стихи и поэмы. Итак, создание книг, адресо ванных юному читателю, это ве ликое дело. Как же нелепы и бес предметны в свете этого споры о том, должна или не должна су шествовать детская литература, как особая часть нашей большой литературы, существует или не существует специфика произве дений, адресованных детям. Некоторые критики, тысячи раз перефразируя на разные лады слова Станиславского, утверж- дают;;«для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше!». Это положение бес спорно, нб оно далеко не исчер пывает всех особенностей жанра Специфика детской литературы вовсе не в снижении темы и ли тературного качества, а прежде всего, на мой взгляд, в той осо бой доходчивости, ясности худо жественной формы и простоте, которые не так просто даются писателям. Макаренко в статье «Стиль детской литературы» утверждал: «Особенности, которые отличают детскую литературу от взрослой, заключаются не в том, о чем рас сказывается, а в том, как расска зывается», Значит,- с маленькими читателями можно завести беседу на самые большие и сложные темы, но нужно обладать с о вершенно особым дарованием для того, чтобы они, эти юные чита тели, правильно поняли тебя, что бы сложная и глубокая тема ока залась для них доступной и яс ной. Таким образом, «специфика детской литературы» —это вовсе не щит для прикрытия ее сла бостей. Нет, это еще одна трудно доступная вершина, которой надо овладеть писателю. Николай Но сов блестяще взял эту высоту. Говорят, что все лучшие книги, написанные для взрослых, люби мы детьми. Александр Фадеев в свое время убедительно опроверг эту точку зрения, подчеркнув, что из несметного богатства мировой литературы дети приняли в круг своего чтения лишь очень немно гие книги. Ну, а обратное ут верждение абсолютно верно: вся кая по-настоящему хорошая дет ская книга интересна людям всех без исключения возрастов. Так было и с бессмертным «Томом Сойером», и с романами Диккен са, и с книгами Гайдара. Так и с произведениями Николая Но сова. Нрсов в совершенстве владеет сложным искусством простоты. Ясность и доходчивость его про изведений —результат, тончайше го мастерства. Детская литература, являясь частью нашей советской литера туры, сама по себе, как не раз уже говорилось, многожанрова. Она вбирает в себя поэзию и прозу, драматургию и даже та кой, казалось бы, «взрослый» жанр, как сатира. На Междуна родном симпозиуме по детской и юношеской литературе в Париже, в котором мне довелось недавно участвовать, многие были удивле ны, узнав, что у нас издаются сатирические книги для малень ких. Одним из созидателей этого жанра по праву считается Нико лай Носов. И действительно, в своем ро мане для самых юн:, 1 ч читателей «Незнайка на Луне» Носов нари совал правдивую, беспощадно обличительную картину современ ного капиталистического общест ва. Его сатира для ребят — это не деревянная игрушечная пуш ка, которая бьет шумно, но «по нарошку», а сильное и меткое оружие. Нет у Носова «лоогодны;:», как бы между делом йапис.чдных вещей. То, что выходит из-под его пера, — повесть, рассказ, пуб- листическая статья в газете, сборник литературных пародий— все озарено яркой мыслью, все светится улыбкой (веселой, или иронической, или даже грустной), все одухотворено столь индивиду альным, самобытным талантом автора. В этой небольшой статье я уже неоднократно прибегал к цитатам И (да простят мне читатели) прибегну еще. Белинский утверж дал, что каждая детская книга должна быть праздниеол для ре бенка. Сколько же праздников подарил детям Николай Носов! Анатолий АЛЕКСИН, (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz