Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

П о м а т е р и а л а м „ К и р о в ц а ,*1 „НАСУЩНЫЕ НУЖДЫ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА" Так называлась статья началь­ ника цеха внутризаводского тран­ спорта М. Литвинова, опублико­ ванная в «Кировце» 29 апреля 1968 года. В ней вскрывались причины того, почему цех внутри­ заводского транспорта не в пол­ ной мере удовлетворяет потреб­ ности некоторых цехов, особенно таких развивающихся, как кузнеч­ ный, прессовый, термический и некоторых других. В частности, в статье указыва­ лось, что более двух лет назад в ОМА был разработан кассетный метод зарядки аккумуляторов, он был утвержден по плану НОТ. Но до сих пор не внедрен. Между тем это позволило бы улучшить качество зарядки тракторных ак­ кумуляторов и облегчить труд рабочих на этом участке. «Сейчас уже поговаривают, что этот план частично устарел. А ведь на его внедрение уже затрачены значи­ тельные средства» — писал М. Литвинов. А вот что сообщил редакции, ознакомившись с этой статьей, начальник ОМА т. Богданов. (От­ вет приводим полностью). «В статье т. Литвинова затра­ гивается вопрос о внедрении кас­ сетного метода зарядки аккуму­ ляторов. Проект в ОМА разрабо­ тан полностью, значител ь н а я часть оборудования изготовлена. Для , внедрения этого мероприя­ тия необходимо: а) Изготовить цистерну из не­ ржавеющей стали для транспор­ тировки кислоты (чертежи ймеют- ся). б) Установить на кранбалку пневмогельфер (ОГМех.), в) Изготовить кассеты в коли­ честве 100 штук (РМЦ). Основная причина невнедрения данного мероприятия заключается в практическом отсутствии техни­ ческой службы в цехе внутриза­ водского транспорта или в ее неспособности решать элементар­ ные вопросы, т. к. в любом дру­ гом цехе данное мероприятие было бы внедрено максимум за полго- Да». Итак, ясно? К сожалей и ю, далеко не все ясно. И совсем не­ известно —■ будет ли, и когда именно будет внедрен кассетный метод зарядки аккумуляторов. Тем более, что в других ответах, поступивших в редакцию по воп­ росам, затронутым в статье т. Литвинова, о кассетном методе—- ни слова. Кстати, о других ответах. В статье также шла речь о том, что год назад было закончено соору­ жение пристройки к депо элект­ рокар. В этой пристройке должны заряжаться электрокары. Но сде­ лать этого сегодня нельзя, т. к. не установлен силовой трансфор­ матор. Нет зарядного агрегата постоянного тока. Между тем пункт о приобретении и установ­ ке этого агрегата записан в ут­ вержденные общезаводские орг- техмероприятия. Вот что сообщает редакции по этому поводу начальник ОКСа И. Карманов: «Силовой трансформа­ тор приобретен, и будет установ­ лен в июне месяце». Очень хоро­ шо! Значит, с этим вопросом можно считать — все в порядке. «Зарядный агрегат будет зака­ зан Союзглававтотрактороком- плекту с поставкой в 1969 году». Обратите внимание;’ «будет за­ казан». А оргтехмероприятиями предусматривается ввод в эк­ сплуатацию пристройки в этом году. Ведь здание сооружено еще год назад. И дока отдачи от не­ го — никакой. Мы не будем здесь подробно останавливаться на всех ответах, поступивших в редакцию по по­ воду статьи М. Литвинова. Так, заместитель начальника отдела труда и заработной платы Д . Чурсин сообщил, что отделом труда и зарплаты решены все вопросы, поставленные ц е х о м внутризаводского транспорта; на­ чальник отдела кадров О. Д уда ­ ров с цифрами в руках указал, что и в прошлом году, и в ны­ нешнем, отдел кадров направил в этот цех немало специалистов. Так. в прошлом году — 59 шо­ феров, 12 слесарей, 23 трактори­ ста и других специалистов. За первый квартал этого года в цех было направлено 22 шофера, 17 слесарей, 19 трактористов и дру­ гих специалистов. Так что обиды т. Литвинова на отдел кадров, видимо, нельзя признать вполне резонными. Сей­ час транспортникам нужно поза­ ботиться о том, чтобы удержать людей, бороться с текучестью кадров. Воспитывать в каждом человеке чувство ответственности за порученное дело, чувство кол лективизма. В заключение нельзя не сказать несколько слов о тех, кто отмол­ чался. Но здесь прежде придется вновь обратиться к статье т. Лит­ винова. Вот что он писал; «Вот уже третий год он (от­ дел снабжения) не выполняет на­ ши заявки, не обеспечивает цех потребным количеством аккуму­ ляторных батарей к электрока­ рам. В результате имеющиеся у нас батареи настолько износились, что электрокары и электропогруз­ чики приходится подзаряжать по несколько раз в течение смены. Этим мы буквально срываем ра­ боту таких цехов, как термичес­ кий, сборки тракторов и некото­ рых других». Пожалуй, это одна из самых серьезных претензий, высказанных в статье. Положение, которое должно взволновать многих, осо­ бенно сейчас, когда на заводе во весь рост с особой остротой по­ ставлен вопрос о производитель­ ности труда. К сожалению, работники отде­ ла снабжения на сей счет хранят молчание. Каковы их соображе­ ния по поводу ситуации, сложив­ шейся в цехе внутризаводского транспорта из-за нехватки акку­ муляторных батарей к электрока­ рам? Что они предприняли, наме­ рены предпринять, чтобы в крат­ чайший срок выправить это ненор­ мальное положение? Надеемся, что руководители отдела снабжения примут, нако нец, соответствующие меры по обеспечению цеха внутризавод­ ского транспорта аккумулятора­ ми. В Новосибирске проведена областная физико-математическая и химическая олимпиада школьников. В ней приняло участие бочее 700 учащихся, отличившихся в районных олимпиадах. Победители поедут на заключительный тур Всесоюзной олимпиады по матема­ тике в Ленинград, по физике — в Ереван, по химии •— в Вильнюс. На снимке; победители областной олимпиады по физике — уче­ ники школ Новосибирска (слева направо) восьмиклассник Юрий Токарев, десятиклассник Михаил Мерзляков и восьмиклассник Дмитрий Фаге. Давно известно, что шахматы развивают умственные способности, что шахматное мышление сродни математическому. В Воронеже в третьих классах 70-й средней школы введен урок шахмат. Проводит­ ся он как эксперимент—один раз в неделю. Первые три четверти показали, что ученики, ранее отстававшие по математике, заметно подтянулись, у них появился интерес к этому предмету. На снимке: ученики 3 «Г» класса Владик Довбуш и Таня Проста- кова решают шахматную задачу. Фото В. Кожевникова. Фотохроника ТАСС. ЛЮБИМЕЦ НАШИХ ДЕТЕЙ Мне уже приходилось расска­ зывать о случае, который произо­ шел на одном детском утреннике. Детские писатели в то утро чи­ тали юмористические стихи и рас­ сказы, а ребята смеялись. Один самый смешливый мальчу г а н (такой обязательно найдется в зрительном зале) даже съехал со стула и продолжал хохотать уже на полу. А потом вдруг юные читатели и зрители как-то притихли... «Вам было не смешно?» — по­ интересовался я в перерыве. Нет, ребятам, оказывается, было по- прежнему весело. Так в чем же дело? А в том, что воспитатель­ ница, которая пришла с ребя­ тами. несколько раз вполголоса произнесла: «Прекратить смех! Не шуметь! Сидеть тихо!» Она, видимо, считала, что смех сни­ жает «воспитательное значение» читательской конференции. Что греха таить, есть люди, ко­ торые, подобно той воспитатель­ нице, — забывают о горьковском завете — писать для детей забав­ но и ставят по недомыслию знак равенства между понятиями «ве­ село» и «несерьезно». А я (в ко­ торый уж раз) берусь утверж­ дать: юмор и занимательность — это порой кратчайшее расстояние между самой серьезной пробле­ мой и сознанием юного читателя. Блестящее тому подтверждение— все яркие, веселые и очень глу­ бокие по мысли книги Николая Носова. Юмористическая повесть «Ви­ тя Малеев в школе и. дома» всерьез заговорила с детьми не о проблеме двоек и троек, а о том, что у маленького гражданина должно быть большое чувство ответственности за свои поступки о том, что быть неучем в наши дни очень стыдно, да и попросту невозможно, о том, что трудолю­ бие не заменишь никакими дру­ гими качествами характера. Право же, потешные на первый езгляд истории, происходящие с Витей Малеевым и Костей Шиш­ киным, с обаятельным героем многих носовских рассказов — Мишкой, С Колей Синицыным и со сказочным Незнайкой, озаря­ ют детям пути к добру и справед­ ливости куда ярче, чем это дела­ ют иные очень серьезные (тоже на первый взгляд) произведения, которые начисто , лишены вита­ минов юмора и занимательности, столь необходимых для нравст­ венного здоровья детей. Белинский утверждал, что дет­ ским писателем надо родиться. То, что Николай Носов родился таким именно писателем, стало ясно с той поры, когда он посту­ чался в детскую литературу сво­ им первым сборником «Тук-тук- тук». Через год в том же Детгизе Еышел сборник «Ступеньки». Гак вот и зашагал Носов по книжкам «ступенькам» к сердцам миллио­ нов и миллионов маленьких чи­ тателей. Носов — любимец детей и не только советских. Это, разумеет­ ся, можно подтвердить языком цифр: с 1946 по 1965 год его кни­ ги издавались в нашей страйе триста тридцать раз, их общий тираж — 34 миллиона 642 тысячи экземпляров, они переведены на 63 языка. А можно подтвердить любовь детей к Носову и таким вот слу­ чаем. который, как мне кажется, не менее красноречив, чем циф­ ры... Однажды пригласили меня в пионерский лагерь, где старшая вожатая устроила для октябрят викторину, посвященную веселым книжкам. Обращаясь к мальчиш­ кам и девчонкам, сидевшим на траве, вожатая спрашивала, кто написал то или иное юмористи­ ческое произведение. И вот ин­ тересно, заслышав название лю­ бой по-настоящему веселой повес­ ти или смешного рассказа, ребя­ та почти единогласно утвержда­ ли: «Это написал Николай Носов! Носов написал!» Я понял в тот день, что имя Носова стало для наших ребят, особенно для младших школьни­ ков, как бы символом всего са­ мого веселого и занимательного, что есть в сегодняшней детской литературе. Творчество Николая Носова дает богатый материал для тео­ ретического разговора об особен­ ностях литературы, адресованной юным, о ее законах. ...«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — ве­ ликое дело; им решается участь человека». Эти слова Виссарио­ на Белинского звучат так совре­ менно, будто они обращены не­ посредственно к тем, кто сейчас, сегодня занят «великим делом» воспитания подрастающего поко­ ления, создавая для него повести и-рассказы, стихи и поэмы. Итак, создание книг, адресо­ ванных юному читателю, это ве­ ликое дело. Как же нелепы и бес­ предметны в свете этого споры о том, должна или не должна су шествовать детская литература, как особая часть нашей большой литературы, существует или не существует специфика произве­ дений, адресованных детям. Некоторые критики, тысячи раз перефразируя на разные лады слова Станиславского, утверж- дают;;«для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше!». Это положение бес­ спорно, нб оно далеко не исчер­ пывает всех особенностей жанра Специфика детской литературы вовсе не в снижении темы и ли­ тературного качества, а прежде всего, на мой взгляд, в той осо­ бой доходчивости, ясности худо­ жественной формы и простоте, которые не так просто даются писателям. Макаренко в статье «Стиль детской литературы» утверждал: «Особенности, которые отличают детскую литературу от взрослой, заключаются не в том, о чем рас­ сказывается, а в том, как расска­ зывается», Значит,- с маленькими читателями можно завести беседу на самые большие и сложные темы, но нужно обладать с о ­ вершенно особым дарованием для того, чтобы они, эти юные чита­ тели, правильно поняли тебя, что­ бы сложная и глубокая тема ока­ залась для них доступной и яс­ ной. Таким образом, «специфика детской литературы» —это вовсе не щит для прикрытия ее сла­ бостей. Нет, это еще одна трудно­ доступная вершина, которой надо овладеть писателю. Николай Но­ сов блестяще взял эту высоту. Говорят, что все лучшие книги, написанные для взрослых, люби­ мы детьми. Александр Фадеев в свое время убедительно опроверг эту точку зрения, подчеркнув, что из несметного богатства мировой литературы дети приняли в круг своего чтения лишь очень немно­ гие книги. Ну, а обратное ут­ верждение абсолютно верно: вся­ кая по-настоящему хорошая дет­ ская книга интересна людям всех без исключения возрастов. Так было и с бессмертным «Томом Сойером», и с романами Диккен­ са, и с книгами Гайдара. Так и с произведениями Николая Но­ сова. Нрсов в совершенстве владеет сложным искусством простоты. Ясность и доходчивость его про­ изведений —результат, тончайше­ го мастерства. Детская литература, являясь частью нашей советской литера­ туры, сама по себе, как не раз уже говорилось, многожанрова. Она вбирает в себя поэзию и прозу, драматургию и даже та­ кой, казалось бы, «взрослый» жанр, как сатира. На Междуна­ родном симпозиуме по детской и юношеской литературе в Париже, в котором мне довелось недавно участвовать, многие были удивле­ ны, узнав, что у нас издаются сатирические книги для малень­ ких. Одним из созидателей этого жанра по праву считается Нико­ лай Носов. И действительно, в своем ро­ мане для самых юн:, 1 ч читателей «Незнайка на Луне» Носов нари­ совал правдивую, беспощадно­ обличительную картину современ­ ного капиталистического общест­ ва. Его сатира для ребят — это не деревянная игрушечная пуш­ ка, которая бьет шумно, но «по­ нарошку», а сильное и меткое оружие. Нет у Носова «лоогодны;:», как бы между делом йапис.чдных вещей. То, что выходит из-под его пера, — повесть, рассказ, пуб- листическая статья в газете, сборник литературных пародий— все озарено яркой мыслью, все светится улыбкой (веселой, или иронической, или даже грустной), все одухотворено столь индивиду­ альным, самобытным талантом автора. В этой небольшой статье я уже неоднократно прибегал к цитатам И (да простят мне читатели) прибегну еще. Белинский утверж­ дал, что каждая детская книга должна быть праздниеол для ре­ бенка. Сколько же праздников подарил детям Николай Носов! Анатолий АЛЕКСИН, (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz