Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Иван Дмитриевич Калгии пришел в инструментальный цех в 1955 году, после служ­ бы в армии. При помощи то­ каря Ивана Николаевича Ува­ рова он успешно осёоил про­ фессию инструментальщика, стал одним из лучших рабочих участка. Ныне Ивана Дмитриевича знают в цехе как опытного токаря, умелого, чуткого вос­ питателя молодых рабочих. На этом снимке вы видите его со своим учеником Владимиром Потемкиным. У учителя и уче­ ника — хорошее настроение. — Володя — трудолюбивый, дисциплинированный парень,— говорит И. Д. 'Калгии. — При­ шел он к нам из деревни, окончив среднюю школу. Я ему помог изучить токарное дело, к которому у него, есть настоящее призвание, За лю­ бое дело Володя берется с душой, у него хорошо получа- ется. Ныне он работает само­ стоятельно, неплохо зарабаты вает. Побольше бы таких ре оят к нам в цех, как Володя Потемкин. Фото Г. Солодкова.' ПОДРОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАВОД Внимание молодым рабочим За последние годы в нашей стране заметно расширилась и ук­ репилась связь школы с производством, с жизнью Учащиеся старших классов проходят производственную практику в цехах заводов и фабрик, в колхозах и совхозах, в различных организаци­ ях. Тем самым они получают производственные навыки, у них появляются широкие возможности в выборе профессии, в опреде­ лении своего жизненного пути. И не случайно многие юноши иде­ вушки после окончания средней школы охотно идут работать на производство, осваивают различные профессии, становятся хороши­ ми специалистами. Много подростков, выпускников средних школ, пришло работать на инструментальный завод. Как правило, их здесь тепло встреча­ ют, закрепляют за ними кадровых рабочих, которые помогают им овладевать сложными профессиями. Хорошими шефами-воспитате- лями подростков зарекомендовали себя кадровые рабочие токари Аркадий Иванович Степанов, Василий Петрович Зиновьев, Иван Николаевич Уваров, Иван Дмитриевич Калгин, Иван Иванович Третьяков, слесари-лекальщики Василий Михайлович Торшин, Афанасий Степанович Евсин, Александр Петрович Бобров и другие. Они не только учат молодых людей сложному искусству инстру­ ментальщиков, но и тому, как лучше распорядиться своей первой получкой. Благодаря помощи и отеческого внимания этих кадровых рабо­ чих многие подростки хорошо освоили профессии инструменталь­ щиков, добросовестно выполняют и перевыполняют сменные зада­ ния. Они наравне с кадровиками соревнуются за досрочное выпол­ нение заданий пятилетки, за достойную встречу 100-летия содня рождения В. И. Ленина. Это Владимир Потемкин, Эльвира Клипперт, Анна Курдюкова, Валерий Антонов, Люба Кладова, Николай Сизов и многие другие. Некоторые из них работу на производстве совме­ щают с учебой в техникуме, в школе рабочей молодежи. И все же работа с подростками, отношение к ним оставляет желать много лучшего. Необходимо, чтобы каждый юноша или де­ вушка с первых дней чувствовали заботу о них, в первую очередь — со стороны мастеров. Ведь от мастера зависит очень многое: и загрузка посильной работой подростка, и добрый совет, своевремен­ ная помощь. Мастер должен заботиться и о заработке молодых ра­ бочих. К сожалению, не все мастера об этом помнят. Например, в цехе приспособлений по вине мастеров добросовестные молодые рабочие оставались с очень низким заработком. Разумеется, после этого у них вольно или невольно затухает огонек, создается плохое впечат­ ление о мастере, о производстве. Большие задачи по воспитанию подростков призвана решать комсомольская организация завода. Она в ответе за каждого моло­ дого человека, за его настоящее и будущее. Но у комсомольских вожаков цехов и отделов, у комсомольского бюро завода не всегда до этого доходят руки. Не все молодые рабочие включены в обще­ ственную жизнь, не получают поручений. Долг командиров производства, руководителей общественных организаций завода — больше уделять внимания работе с подрост­ ками, готовить из них настоящих инс'врументалыцикпв, достойную смену. Так ли мы готовим смену? Неумолимо бежит время. Ка­ жется, совсем недавно мы, маль­ чишки, жили без з аботной жизнью, пускали кораблики в ручейках, бегали по грязным лу­ жам. И вот уже много лет я твер­ до стою за токарным станком, стал токарем—универсалом. А рядом со мной мои ученики. Они тоже стали квалифицирован­ ными токарями. Например, Ва­ лентин Широков уже имеет пя­ тый разряд и отлично выполняет любые сложные задания. Его я начинал обучать буквально с азов, в то время он не имел ни­ какого понятия опроизводстве. И только благодаря большому упор­ ству, благодаря желанию стать настоящим токарем, рабочим-ин- струменталыциком Валентин до­ стиг своей цели. Последнее время моим учени­ ком был Николай Бизяев. Этот парень пришел на производство, 8 * РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ В инструментальном цехе я работаю 13 лет. За эти годы хорошо освоил профессию фре­ зеровщика. Вот уже несколько лет мне поручают обучать моло­ дых рабочих. Последнее время я обучал фрезерному делу Бориса Флусова. Три месяца стоял он со мной ря­ дом, учился обращаться с черте­ жами, со станком и металлом. Его интересовала каждая мелочь, каждая деталь, он очень внима­ тельно, с душой относился к де­ лу. И мне, как учителю, прият­ но было работать с человеком, который стремился быстрее ос­ воить полюбившуюся ему профес­ сию. Я видел, что из него вый­ дет хороший фрезеровщик и по­ тому у меня было желание дать ему как можно больше знаний, передать свой опыт, свои прие­ мы работы. Вот уже несколько месяцев Борис Флусов работает самостоя­ тельно. Он исполнительный, дис­ циплинированный, трудолюбивый. И меня это радует, я горжусь своим питомцем, который не жа­ леет сил для производства, кото­ рый думает о будущем. Ведь Бо­ рис, к тому же, учится в школе рабочей молодежи. Повторяю, я люблю добросо­ вестных, дисциплинированных ребят. С ними охота поделиться и знаниями, и опытом. Но ведь приходят иногда к нам и такие подростки, которые не хотят ни о чем думать, у них нет желания работать. Был у меня Алексей Чеботарев. Это лентяй из лентя­ ев, прогульщик из прогульщиков! Сразу было видно, что он не хо­ тел работать, ему не нравилась профессия фрезеровщика. Спра­ шивается, зачем же ты тогда дащл согласие учиться на фре­ зеровщика? Почему же не ска­ зал, что хочу быть токарем, или шлифовщиком, или строгальщи­ ком и т. д.? Профессий у нас много. Все они сложные, нужные, все тре­ буют знаний, большого желания, чего, кстати, у Алексея не было. Так он и ушел с нашего завода, оставив о себе недобрые воспо­ минания. В этой связи мне хочется по­ советовать молодым ребятам: если вы решили пойти на произ­ водство, то всегда думайте о том, какую выбрать про феСсию, взвесьте все «за» и «против». Не­ лишне перед выбором профессии посоветоваться с кадровыми ра­ бочими. Чтобыне получилось так, как с Алексеем Чеботаревым: стоял у фрезерного станка, а ду­ ша к нему не лежала. И последнее. Производство требует дисциплины, организо­ ванности. А некоторые молодые люди не считаются с этим, очень вольно и даже разболтанно ве­ дут себя на работе. Это нехоро­ шо. С первых дней приучайте себя строго соблюдать правила внутреннего распорядка, настой­ чиво осваивайте избранные про­ фессии. Это принесет вам успех. с. кошкин, фрезеровщик инструментального цеха. как говорится, в зрелом возрас­ те, после демобилизации из Со­ ветской Армии. Солдатская служ­ ба многому научила его. И пото­ му он так охотно берется за дело. Словом, за'20 лет работы в инструментальном мне пришлось немало повозиться с людьми раз­ ных характеров и наклонностей. Добрый след оставили о себе Слава Рыбин и Николай Черни- кин. Но были, есть у нас и та­ кие, которые с первых дней по­ казали себя только с плохой сто­ роны. Много с ними приходится повозиться нам, кадровым рабо­ чим, и мастерам. Наша' задача — . привить молодым людям, под­ росткам, любовь к своей профес­ сии, воспитать у них гордость за рабочую проофессию. Однако, не всегда этого удает­ ся сделать. Как-то были у меня два ученика. Один хорошо брался за дело, ему хотелось быстрее освоить токарное дело, а другой лодырничал. Я его спрашиваю: почему ты в любом деле волы­ нишь? Он, не долго думая, ска­ зал: «А почему-то я должен ра­ ботать усердно. Мне пацаны ска­ зали, что я работаю не на себя, а на мастера (!?). Вот ведь с каким понятием к нам нередко приходят молодые люди. Первое время они даже не представляют производства, не знают, на кого работают. Хотя о последнем молодой человек дол­ жен был хорошо знать еще на школьной скамье. Еще в школе говорят о том, что каждый че­ ловек в нашей стране работает на себя и в целом на общество. На этом случае я подробно ос­ тановился лишь потому, чтобы обратить внимание наших масте­ ров, общественных организаций, в частности, комсомольской, на усиление воспитательной работы с подростками. Если на участок пришел новичок, надо его окру­ жить заботой, вниманием, по­ мочь ему приобрести профессию. А если среди подростков найдет­ ся такой, который пришел в цех лишь бы время убить, такого на­ до призывать к порядку. • Чего греха таить, есть у нас такие. Они приходят в цех, сда­ ют пропуска в табельную, а пользы производству от них ни на грош. Одни без дела слоняют­ ся по цеху, другие, забившись в укромное место, делают коль­ ца на пальцы, хромируют их. Всю эту «самодеятельность» не­ редко видят мастера, кадровые рабочие, но делают вид, будто не замечают. Часто подростки, как говорит­ ся, табунами слоняются по цеху. II тут создается впечатление, будто у них нет мастеров, кото­ рые призваны воспитывать и требовать е них соблюде ии я внутреннего распорядка, которые должны знать, где находится его подчиненный, делом он занимает­ ся или без толку слоняется. Живя сегодняшним днем, вы­ полняя повседневные задания, мы должны думать о будущем, готовить себе достойную смену. Работа эта нелегкая, кропотли­ вая, требующая постоянного вни­ мания к подросткам со стороны кадровых рабочих, мастеров и других командиров производства. И. ТРЕТЬЯКОВ, токарь цеха приспособлений. 1 Трудовая биография комсомол­ ки Эльвиры Клипперт началась недавно — в августе прошлого года; С аттестатом зрелости она пришла в инструментальный цех и стала учиться токарному делу. А когда перешла на самостоя­ тельную работу — включилась в общественную жизнь, стала уча­ стницей заводской художествен­ ной самодеятельности. На снимке: Эльвира Клипперт. Фото Г. Солодкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz