Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
Иван Дмитриевич Калгии пришел в инструментальный цех в 1955 году, после служ бы в армии. При помощи то каря Ивана Николаевича Ува рова он успешно осёоил про фессию инструментальщика, стал одним из лучших рабочих участка. Ныне Ивана Дмитриевича знают в цехе как опытного токаря, умелого, чуткого вос питателя молодых рабочих. На этом снимке вы видите его со своим учеником Владимиром Потемкиным. У учителя и уче ника — хорошее настроение. — Володя — трудолюбивый, дисциплинированный парень,— говорит И. Д. 'Калгии. — При шел он к нам из деревни, окончив среднюю школу. Я ему помог изучить токарное дело, к которому у него, есть настоящее призвание, За лю бое дело Володя берется с душой, у него хорошо получа- ется. Ныне он работает само стоятельно, неплохо зарабаты вает. Побольше бы таких ре оят к нам в цех, как Володя Потемкин. Фото Г. Солодкова.' ПОДРОСТОК ПРИШЕЛ НА ЗАВОД Внимание молодым рабочим За последние годы в нашей стране заметно расширилась и ук репилась связь школы с производством, с жизнью Учащиеся старших классов проходят производственную практику в цехах заводов и фабрик, в колхозах и совхозах, в различных организаци ях. Тем самым они получают производственные навыки, у них появляются широкие возможности в выборе профессии, в опреде лении своего жизненного пути. И не случайно многие юноши иде вушки после окончания средней школы охотно идут работать на производство, осваивают различные профессии, становятся хороши ми специалистами. Много подростков, выпускников средних школ, пришло работать на инструментальный завод. Как правило, их здесь тепло встреча ют, закрепляют за ними кадровых рабочих, которые помогают им овладевать сложными профессиями. Хорошими шефами-воспитате- лями подростков зарекомендовали себя кадровые рабочие токари Аркадий Иванович Степанов, Василий Петрович Зиновьев, Иван Николаевич Уваров, Иван Дмитриевич Калгин, Иван Иванович Третьяков, слесари-лекальщики Василий Михайлович Торшин, Афанасий Степанович Евсин, Александр Петрович Бобров и другие. Они не только учат молодых людей сложному искусству инстру ментальщиков, но и тому, как лучше распорядиться своей первой получкой. Благодаря помощи и отеческого внимания этих кадровых рабо чих многие подростки хорошо освоили профессии инструменталь щиков, добросовестно выполняют и перевыполняют сменные зада ния. Они наравне с кадровиками соревнуются за досрочное выпол нение заданий пятилетки, за достойную встречу 100-летия содня рождения В. И. Ленина. Это Владимир Потемкин, Эльвира Клипперт, Анна Курдюкова, Валерий Антонов, Люба Кладова, Николай Сизов и многие другие. Некоторые из них работу на производстве совме щают с учебой в техникуме, в школе рабочей молодежи. И все же работа с подростками, отношение к ним оставляет желать много лучшего. Необходимо, чтобы каждый юноша или де вушка с первых дней чувствовали заботу о них, в первую очередь — со стороны мастеров. Ведь от мастера зависит очень многое: и загрузка посильной работой подростка, и добрый совет, своевремен ная помощь. Мастер должен заботиться и о заработке молодых ра бочих. К сожалению, не все мастера об этом помнят. Например, в цехе приспособлений по вине мастеров добросовестные молодые рабочие оставались с очень низким заработком. Разумеется, после этого у них вольно или невольно затухает огонек, создается плохое впечат ление о мастере, о производстве. Большие задачи по воспитанию подростков призвана решать комсомольская организация завода. Она в ответе за каждого моло дого человека, за его настоящее и будущее. Но у комсомольских вожаков цехов и отделов, у комсомольского бюро завода не всегда до этого доходят руки. Не все молодые рабочие включены в обще ственную жизнь, не получают поручений. Долг командиров производства, руководителей общественных организаций завода — больше уделять внимания работе с подрост ками, готовить из них настоящих инс'врументалыцикпв, достойную смену. Так ли мы готовим смену? Неумолимо бежит время. Ка жется, совсем недавно мы, маль чишки, жили без з аботной жизнью, пускали кораблики в ручейках, бегали по грязным лу жам. И вот уже много лет я твер до стою за токарным станком, стал токарем—универсалом. А рядом со мной мои ученики. Они тоже стали квалифицирован ными токарями. Например, Ва лентин Широков уже имеет пя тый разряд и отлично выполняет любые сложные задания. Его я начинал обучать буквально с азов, в то время он не имел ни какого понятия опроизводстве. И только благодаря большому упор ству, благодаря желанию стать настоящим токарем, рабочим-ин- струменталыциком Валентин до стиг своей цели. Последнее время моим учени ком был Николай Бизяев. Этот парень пришел на производство, 8 * РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ В инструментальном цехе я работаю 13 лет. За эти годы хорошо освоил профессию фре зеровщика. Вот уже несколько лет мне поручают обучать моло дых рабочих. Последнее время я обучал фрезерному делу Бориса Флусова. Три месяца стоял он со мной ря дом, учился обращаться с черте жами, со станком и металлом. Его интересовала каждая мелочь, каждая деталь, он очень внима тельно, с душой относился к де лу. И мне, как учителю, прият но было работать с человеком, который стремился быстрее ос воить полюбившуюся ему профес сию. Я видел, что из него вый дет хороший фрезеровщик и по тому у меня было желание дать ему как можно больше знаний, передать свой опыт, свои прие мы работы. Вот уже несколько месяцев Борис Флусов работает самостоя тельно. Он исполнительный, дис циплинированный, трудолюбивый. И меня это радует, я горжусь своим питомцем, который не жа леет сил для производства, кото рый думает о будущем. Ведь Бо рис, к тому же, учится в школе рабочей молодежи. Повторяю, я люблю добросо вестных, дисциплинированных ребят. С ними охота поделиться и знаниями, и опытом. Но ведь приходят иногда к нам и такие подростки, которые не хотят ни о чем думать, у них нет желания работать. Был у меня Алексей Чеботарев. Это лентяй из лентя ев, прогульщик из прогульщиков! Сразу было видно, что он не хо тел работать, ему не нравилась профессия фрезеровщика. Спра шивается, зачем же ты тогда дащл согласие учиться на фре зеровщика? Почему же не ска зал, что хочу быть токарем, или шлифовщиком, или строгальщи ком и т. д.? Профессий у нас много. Все они сложные, нужные, все тре буют знаний, большого желания, чего, кстати, у Алексея не было. Так он и ушел с нашего завода, оставив о себе недобрые воспо минания. В этой связи мне хочется по советовать молодым ребятам: если вы решили пойти на произ водство, то всегда думайте о том, какую выбрать про феСсию, взвесьте все «за» и «против». Не лишне перед выбором профессии посоветоваться с кадровыми ра бочими. Чтобыне получилось так, как с Алексеем Чеботаревым: стоял у фрезерного станка, а ду ша к нему не лежала. И последнее. Производство требует дисциплины, организо ванности. А некоторые молодые люди не считаются с этим, очень вольно и даже разболтанно ве дут себя на работе. Это нехоро шо. С первых дней приучайте себя строго соблюдать правила внутреннего распорядка, настой чиво осваивайте избранные про фессии. Это принесет вам успех. с. кошкин, фрезеровщик инструментального цеха. как говорится, в зрелом возрас те, после демобилизации из Со ветской Армии. Солдатская служ ба многому научила его. И пото му он так охотно берется за дело. Словом, за'20 лет работы в инструментальном мне пришлось немало повозиться с людьми раз ных характеров и наклонностей. Добрый след оставили о себе Слава Рыбин и Николай Черни- кин. Но были, есть у нас и та кие, которые с первых дней по казали себя только с плохой сто роны. Много с ними приходится повозиться нам, кадровым рабо чим, и мастерам. Наша' задача — . привить молодым людям, под росткам, любовь к своей профес сии, воспитать у них гордость за рабочую проофессию. Однако, не всегда этого удает ся сделать. Как-то были у меня два ученика. Один хорошо брался за дело, ему хотелось быстрее освоить токарное дело, а другой лодырничал. Я его спрашиваю: почему ты в любом деле волы нишь? Он, не долго думая, ска зал: «А почему-то я должен ра ботать усердно. Мне пацаны ска зали, что я работаю не на себя, а на мастера (!?). Вот ведь с каким понятием к нам нередко приходят молодые люди. Первое время они даже не представляют производства, не знают, на кого работают. Хотя о последнем молодой человек дол жен был хорошо знать еще на школьной скамье. Еще в школе говорят о том, что каждый че ловек в нашей стране работает на себя и в целом на общество. На этом случае я подробно ос тановился лишь потому, чтобы обратить внимание наших масте ров, общественных организаций, в частности, комсомольской, на усиление воспитательной работы с подростками. Если на участок пришел новичок, надо его окру жить заботой, вниманием, по мочь ему приобрести профессию. А если среди подростков найдет ся такой, который пришел в цех лишь бы время убить, такого на до призывать к порядку. • Чего греха таить, есть у нас такие. Они приходят в цех, сда ют пропуска в табельную, а пользы производству от них ни на грош. Одни без дела слоняют ся по цеху, другие, забившись в укромное место, делают коль ца на пальцы, хромируют их. Всю эту «самодеятельность» не редко видят мастера, кадровые рабочие, но делают вид, будто не замечают. Часто подростки, как говорит ся, табунами слоняются по цеху. II тут создается впечатление, будто у них нет мастеров, кото рые призваны воспитывать и требовать е них соблюде ии я внутреннего распорядка, которые должны знать, где находится его подчиненный, делом он занимает ся или без толку слоняется. Живя сегодняшним днем, вы полняя повседневные задания, мы должны думать о будущем, готовить себе достойную смену. Работа эта нелегкая, кропотли вая, требующая постоянного вни мания к подросткам со стороны кадровых рабочих, мастеров и других командиров производства. И. ТРЕТЬЯКОВ, токарь цеха приспособлений. 1 Трудовая биография комсомол ки Эльвиры Клипперт началась недавно — в августе прошлого года; С аттестатом зрелости она пришла в инструментальный цех и стала учиться токарному делу. А когда перешла на самостоя тельную работу — включилась в общественную жизнь, стала уча стницей заводской художествен ной самодеятельности. На снимке: Эльвира Клипперт. Фото Г. Солодкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz