Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
Письмо в редакцию Во что превратили премию Как вести себя управляющему Б декабре четвертое отделение цеха шасси получило премию за успешное выполнение плана вы пуска запасных частей. Всю эту премию и деньги из двухпроцент ногофонда мастера отдали людям, которые работали в выходные дни. Однако нам хорошо известно, что двухпроцентный фонд масте ра дается коллективу участка за хорошие производственные пока затели, для поощрения лучших рабочих. Раньше у нас так и бы ло- Мастер, получив деньги, соби рал пятиминутки, на которых подводил итоги работы и выделял деньги тем рабочим, которые про явили больше добросовестности, активности в борьбе за достиже ние высоких показателей. Теперь же получается так: хорошо-ли ты работал или плохо — это не имеет никакого значе ния, Главное, чтобы ты пришел поработать в выходной день я за это получишь 5 рублей. Словом, двухпроцентный фонд мастера потерял свое прямое назначение и превратился, вроде, в резерв ные деньги для организации ра боты в выходные дни. Это неправильно. Например, на Новолипецком заводе и дру гих предприятиях на эти деньги организуются культпоходы и другие мероприятия- Часть из них, разумеется, идет на преми рование передовых рабочих. А поэтому хотелось бы, чтобы отдел труда и зарплаты завода разъяснил нам через газету «Ки ровец» о том, правильно ли по ступает руководство нашего цеха, выдавая премию за выполнение плана запасных частей и деньги из двухпроцентного фонда масте ра только тем, кто работает в выходные дни? В. НЕКРАСОВ, наладчик цеха шасси. * П О Л У Ч И Л ИД И П Л О М Ы Сотни тракторостроителей без отрыва от производства учатся иа заочных отделениях различ ных высших и средних учебных заведений. Учатся они и на за очном отделении Задонского тех никума механизации и электри фикации сельского хозяйства. Пять лет занимались здесь без отрыва от производства работник отдела научно-технической ин формации завода Л. Бородин. контрольный мастер отдела тех нического контроля Д. Негробов, монтер А. Богомолов и аккумуля торщик цеха связи И- %кин, ма стер ТВЧВ. Нестеров. И вот на кануне нового года завершен по следний курс. Каждый из них получил диплом техника-механи ка, а товарищи по работе поздра вили заочников с этим радостным событием. Ю. ПЕТРОВ. Семнадцать бригад коммунистического труда — победителей в предъюбилейном соревновании трудящихся Ленинграда удостоены почетного звания коллективов имени 50-летия Великого Октября. Среди них — бригада токарей-карусельщиков Металлического заво да имени XXII съезда КПСС, руководимая депутатом Верховного Совета СССР Ф. Е. Кирилловым. На снимке (слева направо); руководитель бригады имени 50-ле тия Великого Октября Ф. Е. Кириллов, его сменщик И. П Веселов и подручный М. И. Шегута. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. * В «Литературной газете» № 2 помещены заметки о на/ке поведения, написанные Валерием Ивановичем Терещенко. Автор, как известно, был профессором-экономистом ряда высших учебных заведений США, где наряду с другими предметами преподавал курс «Организация и управление», работал в министерстве сельского хозяйства США. В 1960 году В. И. Терещенко возвратился на Родину и ра ботает в научно-исследовательском институте на Украине. Широкую известность приобрела его брошюра «Органи зация и управление» (опыт США), выпущенная в 196$ г. из дательством «Экономика». Не меньший интерес представля ют и заметки, которые мы перепечатываем сегодня с неко торыми сокращениями. ,члллллл /V хлаааалаалллллллаллулллалаллллалллалллллллллллл А лллаалучааал ? 1—1АУКА управления все больше ' ' становится на повестку дня. О ее развитии вынуждено забо титься любое общество, если оно располагает высокоорганизован ным хозяйством. Особенно нужна наука управления нашей стране, которая огромными темпами рас ширяет промышленное и сель скохозяйственное производство. Наука управления людьми в социалистическом обществе и та кая же наука в капиталистическом — вещи противоположные и по целям, и по существу. Тем не менее было бы неразумным игно рировать опыт капитализма в этом вопросе, было бы нехозяйствен ным не воспользоваться им ради благодарных целей коммунизма. К советскому хозяйственнику сегодня предъявляется много тре бований. Одно из них — умение обращаться с людьми. В установлении правильных вза имоотношений между начальни ком и подчиненными, в создании благотворной психологическ о й обстановки на производстве у нас велика роль партийных, проф союзных организаций. Стилю ру ководства много внимания уде лял В. И. Ленин. Недаром выра жение «ленинский стиль руковод ства» рассматривается в наше время как образец, к которому должен стремиться каждый на чальник, В этом стиле заложены неисчерпаемые возможности. Со здание творческого «психологи ческого климата» на предприя тиях и в учреждениях оказывает огромное влияние на производи тельность труда. Капиталисты, отбросив, разуме ется, гуманистические цели, стре мятся извлекать чистую прибыль и из так называемой индустриаль ной психологии Сейчас в Америке насчитыва ются десятки центров и институ тов, занятых специально изуче нием человеческих отношений. Почти все крупные корпорации в Америке имеют специальные от деления по обучению своего уп равленческого персонала культу ре труда, стилю управления. Так. железнодорожная компания «Нью -Йорк сентрал систем» обязала свыше 7000 своих управляющих разных категорий пройти заочный курс человеческих отношений. Другая железнодорожная компа ния «Саут Пэсифик» (одна из крупнейших железнодорожн ы х компаний, протяженность ее ли ний 26,5 тысяч километров) орга низовала в начале шестидесятых годов специальные курсы обуче ния обращению с людьми, кото рые в обязательном порядке должны были пройти многие ты сячи служащих фирмы. Необходи мо подчеркнуть, что речь здесь идет об управляющих в самом широком смысле этого слова, то есть не только о директорах под разделений фирмы, но и об уп равляющих самого мелкого ран га. Очень широко проблема стиля управленческого труда ставится в промышленности. Представители американского бизнеса считают, что это крупнейшая проблема. Так, Генри Форд II говорит: «Если мы разрешим в настоящее время проблему человеческих отноше ний на производстве, то мы сни зим себестоимость продукции за следующие десять лет не мень ше, чем мы снизили методом массового выпуска автомобилей за последние четверть века». А вот мнение крупного бизне смена, председателя совета ди ректоров фирмы «Джене р а л миллз»: «В начале этого столетия проблема увеличения производ ства занимала умы лучших биз несменов своего времени. Пе риод между двумя мировыми войнами характеризовался упо ром на технику сбыта. Вторая же половина нашего столетия, не сомненно, будет отмечена значи тельными успехами в области че ловеческих отношений». Еще од на любопытная цитата. Предсе датель совета директоров фирмы «Стандард ойл Нью-Джерси» в своей речи на выпуске инжене ров в одном институте сказал: «За последние 25 лет, когда наука управления стала заниматься во просами человеческих отноше ний, количество проблем в этой области увеличилось настолько, что сегодня управленческий пер сонал тратит на разрешение их больше времени, чем на любые другие управленческие пробле мы». Президент фирмы «Нэшнл кэш реджистер», выпускающей электронно-вычислительные ма шины, пользующиеся мировой известностью, говорит: «На жиз ненном пути человека умение иметь дело с людьми — самая главная наука». При оценке деловых качеств управляющих заводами на первое место в настоящее время ставит ся знание ими рынка; на второе место — умение организовать на учно-исследовательскую работу и определить линию поведения ■СЭВСЭШСЭВСЭ 1СЭВСЭ 1СЭЯСПЯСЭШ С ставляется право за высокие по казатели работыповышать отдель ным работникам размер причи тающегося вознаграждения до 25 процентов (в пределах фонда) за счет снижения или полного ли шения премии работникам, имев шим существенные упущения в работе в течение года. (Брак, по ломка оборудования, инструмента, нарушения трудовой дисципли ны). При этом работники, совер шившие прогул, находившиеся под арестом или в вытрезвителе,“ лишаются вознаграждения полно стью. На заводах Минска разработа на инструкция о порядке исчис ления непрерывного стажа, осно ванием которого являются записи в трудовой книжке и личной карточке работающих. Минчане придают большое зна чение пронаганде новой системы, доведению ее до каждого работа ющего ^семи формами наглядной письменной и устной информа^ ции. Так, на тракторном заводе вот уже второй год работает Мин ский филиал Ростовского инсти тута повышения квалификации руководящих и инженерно-техни ческих работников по экономике и организации производства в новых условиях. Занятия в фи лиале проводятся в рабочее вре мя два раза в неделю. Преподава телями приглашены главные специалисты завода, опытные экономисты и преподаватели ме стных институтов. Окончившие курсы сдают эк замены в форме собеседования по изучаемым вопросам- Отделу под готовки кадров нашего завода совместно с экономическими служ бами следует подробнее ознако миться с такой постановкой уче бы у минчан и организовать это важное дело у себя. Экономической лабораторией МТЗ разработаны и отпечатаны на светочувствительной бумаге альбомы показательных схем и расчетов роста объема реализа ции уровня рентабельности, опре деления планов среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, образования, распределе ния прибыли и фондов материаль ного стимулирования. Альбом сделан очень доходчиво и расчи- тан на всех работников завода. Такие альбомы необходимо вы пустить и у нас дополнительно к изданным уже плакатам. Представляют большой интерес внедренная на МТЗ прогрессив ная технология одновременной резки 2 —3 труб в заготовитель ном цехе, приспособления для перевозки узлов из механических цехов на сборку тракторов, под весные конвейеры для транспор тировки обработанных валов и другие технические новшества. Работникам БРИЗа, советам НТО и ВОИР нашего завода сле дует перенять опыт минчан по организациипостоянно действую щего смотра на лучшую поста новку работы по рационализации и изобретательству с разбивкой цехов на несколько групп по ко личеству работающих, объему и видам производства, проведению еженедельных семинаров с упол номоченными БРИЗов, других масг совых мероприятий с новаторами производства. В заключение должен сказать, что переход на новую экономи ческую систему вызвал повышен ную активность у минчан. К это му побуждают их условия, новой системы хозяйствования, посколь ку все организационно-техничес кие мероприятия, связанные с работой по-новому, разрабатыва ются непосредственно в цехах и службах завода- Все, начиная от директора и кончая мастером, рабочим, поставлены перед необ ходимостью считать, анализи ровать и по-хозяйски вести дело. П. АНЦУПОВ, начальник экономической лаборатории. фирмы на следующие годы; на третье, место — знание человече ских отношений и умение пра вильно их использовать, умение ладить с людьми. В этом отношении американс кая практика предъявляет к руко водителю определенные неписа ные, но твердо установившиеся правила. Прежде всего начальник должен быть управляющим, а нс погонщиком. Погонщик погоняет. Начальник ведет. Погонщик всег да полагается на свою власть. На чальник полагается на помощь и кооперацию подчиненных. Подчи ненные погонщика живут в мире слухов, догадок и толков. Хоро ший начальник держит их в курсе дела. Погонщик всегда говорит: «Что бы вы были здесь вовремя»; на чальник, подавая пример',. сам всегда приходит вовремя. Погон щик ищет козлов отпущения за все совершенные ошибки. Началь ник исправляет эти ошибки. По гонщик знает, как надо сделать, начальник показывает, как надо сделать. От начальника требуется -уве ренность •— хотя бы внешняя — в себе и в своем деле. Дается ряд психологических рекоменда ций: держитесь прямо, не опус кайте голову вниз, когда, находи тесь в присутствии подчиненных или идете по заводу. Прямая по ходка, четкий шаг, поднятая го лова сразу помогут выработать привычку уверенности в себе. Здороваясь, не подавайте рас слабленную руку. Человек, кото рый все время нервничает и очень легко теряет спокойствие, не может быть хорошим управ ляющим. Но как сохранить самооблада ние? На это отвечают так. Если чув ствуете, что готовы взорваться, не торопитесь сказать что-то рез кое, а сделайте вид, будто вы за думались, и ритмично сделайте несколько вдохов и выдохов. И лишь после этого отвечайте. Ут верждают, что это средство очень хорошо помогает человеку овла деть собой, обуздать вышедшие из-под контроля нервы. Фактор вре'мени — один из. решающих в науке управления. Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладыва ние со стороны начальника на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня, как и всякая непроизводительная затрата вре мени, как своего, так и своих подчиненных (например, ожида ние в приемных), — это симптолл плохого стиля работы. Начальнику дается совет: гово ри подчиненным об их недостат ках в работе, но умей выслуши вать замечания о своих недостат ках. Никогда нельзя критиковать ради критики, иначе начальни- превращается в человека, кото рый все время брюзжит и распе кает чсвоих подчиненных. Это вы зывает у них лишь одну реакцию-, ему, дескать, все равно не уго дишь. Критика должна быть пози тивной. Любопытный случай произо шел в США во время войны. На двух открывшихся военных заво дах было решено использовать женский труд. Один завод был в Пенсильвании, другой в Нью- Джерси. Произошла странная вещь. В Пенсильвании через две- три недели всех девушек пре красно обучили, а в штате Нью- Джерси точно на таком же заво де никак не могли. Начались шут ки. Дескать, в Пенсильвании де вушки умные, а в Нью-Джерси глупые. Послали в Пенсильванию психолога. Оказалось, что все де ло было в методе обучения. 8 Пенсильвании девушкам говорили, что в этой работе ничего трудно го нет. Дескать, давайте попро буем. Сделаете ошибку — ниче го, но лучше делайте так-то. По правляли, но не ругали и не кри тиковали. В Нью-Джерси же все время внушали, что это очень трудная работа; пугали-. «Смотри те, не ошибитесь». За каждую ошибку распекали. В конце кон цов психологически демобилизо вали работниц: они просто боя лись прикоснуться к инструмен там. Теоретики хорошего стиля со ветуют управляющему: умея на- (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz