Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Кировец. 1968 г. (г. Липецк)

Письмо в редакцию Во что превратили премию Как вести себя управляющему Б декабре четвертое отделение цеха шасси получило премию за успешное выполнение плана вы­ пуска запасных частей. Всю эту премию и деньги из двухпроцент­ ногофонда мастера отдали людям, которые работали в выходные дни. Однако нам хорошо известно, что двухпроцентный фонд масте­ ра дается коллективу участка за хорошие производственные пока­ затели, для поощрения лучших рабочих. Раньше у нас так и бы­ ло- Мастер, получив деньги, соби­ рал пятиминутки, на которых подводил итоги работы и выделял деньги тем рабочим, которые про­ явили больше добросовестности, активности в борьбе за достиже­ ние высоких показателей. Теперь же получается так: хорошо-ли ты работал или плохо — это не имеет никакого значе­ ния, Главное, чтобы ты пришел поработать в выходной день я за это получишь 5 рублей. Словом, двухпроцентный фонд мастера потерял свое прямое назначение и превратился, вроде, в резерв­ ные деньги для организации ра­ боты в выходные дни. Это неправильно. Например, на Новолипецком заводе и дру­ гих предприятиях на эти деньги организуются культпоходы и другие мероприятия- Часть из них, разумеется, идет на преми­ рование передовых рабочих. А поэтому хотелось бы, чтобы отдел труда и зарплаты завода разъяснил нам через газету «Ки­ ровец» о том, правильно ли по­ ступает руководство нашего цеха, выдавая премию за выполнение плана запасных частей и деньги из двухпроцентного фонда масте­ ра только тем, кто работает в выходные дни? В. НЕКРАСОВ, наладчик цеха шасси. * П О Л У Ч И Л ИД И П Л О М Ы Сотни тракторостроителей без отрыва от производства учатся иа заочных отделениях различ­ ных высших и средних учебных заведений. Учатся они и на за­ очном отделении Задонского тех­ никума механизации и электри­ фикации сельского хозяйства. Пять лет занимались здесь без отрыва от производства работник отдела научно-технической ин­ формации завода Л. Бородин. контрольный мастер отдела тех­ нического контроля Д. Негробов, монтер А. Богомолов и аккумуля­ торщик цеха связи И- %кин, ма­ стер ТВЧВ. Нестеров. И вот на­ кануне нового года завершен по­ следний курс. Каждый из них получил диплом техника-механи­ ка, а товарищи по работе поздра­ вили заочников с этим радостным событием. Ю. ПЕТРОВ. Семнадцать бригад коммунистического труда — победителей в предъюбилейном соревновании трудящихся Ленинграда удостоены почетного звания коллективов имени 50-летия Великого Октября. Среди них — бригада токарей-карусельщиков Металлического заво­ да имени XXII съезда КПСС, руководимая депутатом Верховного Совета СССР Ф. Е. Кирилловым. На снимке (слева направо); руководитель бригады имени 50-ле­ тия Великого Октября Ф. Е. Кириллов, его сменщик И. П Веселов и подручный М. И. Шегута. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. * В «Литературной газете» № 2 помещены заметки о на/ке поведения, написанные Валерием Ивановичем Терещенко. Автор, как известно, был профессором-экономистом ряда высших учебных заведений США, где наряду с другими предметами преподавал курс «Организация и управление», работал в министерстве сельского хозяйства США. В 1960 году В. И. Терещенко возвратился на Родину и ра­ ботает в научно-исследовательском институте на Украине. Широкую известность приобрела его брошюра «Органи­ зация и управление» (опыт США), выпущенная в 196$ г. из­ дательством «Экономика». Не меньший интерес представля­ ют и заметки, которые мы перепечатываем сегодня с неко­ торыми сокращениями. ,члллллл /V хлаааалаалллллллаллулллалаллллалллалллллллллллл А лллаалучааал ? 1—1АУКА управления все больше ' ' становится на повестку дня. О ее развитии вынуждено забо­ титься любое общество, если оно располагает высокоорганизован­ ным хозяйством. Особенно нужна наука управления нашей стране, которая огромными темпами рас­ ширяет промышленное и сель­ скохозяйственное производство. Наука управления людьми в социалистическом обществе и та­ кая же наука в капиталистическом — вещи противоположные и по целям, и по существу. Тем не менее было бы неразумным игно­ рировать опыт капитализма в этом вопросе, было бы нехозяйствен­ ным не воспользоваться им ради благодарных целей коммунизма. К советскому хозяйственнику сегодня предъявляется много тре­ бований. Одно из них — умение обращаться с людьми. В установлении правильных вза­ имоотношений между начальни­ ком и подчиненными, в создании благотворной психологическ о й обстановки на производстве у нас велика роль партийных, проф­ союзных организаций. Стилю ру­ ководства много внимания уде­ лял В. И. Ленин. Недаром выра­ жение «ленинский стиль руковод­ ства» рассматривается в наше время как образец, к которому должен стремиться каждый на­ чальник, В этом стиле заложены неисчерпаемые возможности. Со­ здание творческого «психологи­ ческого климата» на предприя­ тиях и в учреждениях оказывает огромное влияние на производи­ тельность труда. Капиталисты, отбросив, разуме­ ется, гуманистические цели, стре­ мятся извлекать чистую прибыль и из так называемой индустриаль­ ной психологии Сейчас в Америке насчитыва­ ются десятки центров и институ­ тов, занятых специально изуче­ нием человеческих отношений. Почти все крупные корпорации в Америке имеют специальные от­ деления по обучению своего уп­ равленческого персонала культу­ ре труда, стилю управления. Так. железнодорожная компания «Нью -Йорк сентрал систем» обязала свыше 7000 своих управляющих разных категорий пройти заочный курс человеческих отношений. Другая железнодорожная компа­ ния «Саут Пэсифик» (одна из крупнейших железнодорожн ы х компаний, протяженность ее ли­ ний 26,5 тысяч километров) орга­ низовала в начале шестидесятых годов специальные курсы обуче­ ния обращению с людьми, кото­ рые в обязательном порядке должны были пройти многие ты­ сячи служащих фирмы. Необходи­ мо подчеркнуть, что речь здесь идет об управляющих в самом широком смысле этого слова, то есть не только о директорах под­ разделений фирмы, но и об уп­ равляющих самого мелкого ран­ га. Очень широко проблема стиля управленческого труда ставится в промышленности. Представители американского бизнеса считают, что это крупнейшая проблема. Так, Генри Форд II говорит: «Если мы разрешим в настоящее время проблему человеческих отноше­ ний на производстве, то мы сни­ зим себестоимость продукции за следующие десять лет не мень­ ше, чем мы снизили методом массового выпуска автомобилей за последние четверть века». А вот мнение крупного бизне­ смена, председателя совета ди­ ректоров фирмы «Джене р а л миллз»: «В начале этого столетия проблема увеличения производ­ ства занимала умы лучших биз­ несменов своего времени. Пе­ риод между двумя мировыми войнами характеризовался упо­ ром на технику сбыта. Вторая же половина нашего столетия, не­ сомненно, будет отмечена значи­ тельными успехами в области че­ ловеческих отношений». Еще од­ на любопытная цитата. Предсе­ датель совета директоров фирмы «Стандард ойл Нью-Джерси» в своей речи на выпуске инжене­ ров в одном институте сказал: «За последние 25 лет, когда наука управления стала заниматься во­ просами человеческих отноше­ ний, количество проблем в этой области увеличилось настолько, что сегодня управленческий пер­ сонал тратит на разрешение их больше времени, чем на любые другие управленческие пробле­ мы». Президент фирмы «Нэшнл кэш реджистер», выпускающей электронно-вычислительные ма­ шины, пользующиеся мировой известностью, говорит: «На жиз­ ненном пути человека умение иметь дело с людьми — самая главная наука». При оценке деловых качеств управляющих заводами на первое место в настоящее время ставит­ ся знание ими рынка; на второе место — умение организовать на­ учно-исследовательскую работу и определить линию поведения ■СЭВСЭШСЭВСЭ 1СЭВСЭ 1СЭЯСПЯСЭШ С ставляется право за высокие по­ казатели работыповышать отдель­ ным работникам размер причи­ тающегося вознаграждения до 25 процентов (в пределах фонда) за счет снижения или полного ли­ шения премии работникам, имев­ шим существенные упущения в работе в течение года. (Брак, по­ ломка оборудования, инструмента, нарушения трудовой дисципли­ ны). При этом работники, совер шившие прогул, находившиеся под арестом или в вытрезвителе,“ лишаются вознаграждения полно­ стью. На заводах Минска разработа­ на инструкция о порядке исчис­ ления непрерывного стажа, осно­ ванием которого являются записи в трудовой книжке и личной карточке работающих. Минчане придают большое зна­ чение пронаганде новой системы, доведению ее до каждого работа­ ющего ^семи формами наглядной письменной и устной информа^ ции. Так, на тракторном заводе вот уже второй год работает Мин­ ский филиал Ростовского инсти­ тута повышения квалификации руководящих и инженерно-техни­ ческих работников по экономике и организации производства в новых условиях. Занятия в фи­ лиале проводятся в рабочее вре­ мя два раза в неделю. Преподава­ телями приглашены главные специалисты завода, опытные экономисты и преподаватели ме­ стных институтов. Окончившие курсы сдают эк­ замены в форме собеседования по изучаемым вопросам- Отделу под­ готовки кадров нашего завода совместно с экономическими служ­ бами следует подробнее ознако­ миться с такой постановкой уче­ бы у минчан и организовать это важное дело у себя. Экономической лабораторией МТЗ разработаны и отпечатаны на светочувствительной бумаге альбомы показательных схем и расчетов роста объема реализа­ ции уровня рентабельности, опре­ деления планов среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, образования, распределе­ ния прибыли и фондов материаль­ ного стимулирования. Альбом сделан очень доходчиво и расчи- тан на всех работников завода. Такие альбомы необходимо вы­ пустить и у нас дополнительно к изданным уже плакатам. Представляют большой интерес внедренная на МТЗ прогрессив­ ная технология одновременной резки 2 —3 труб в заготовитель­ ном цехе, приспособления для перевозки узлов из механических цехов на сборку тракторов, под­ весные конвейеры для транспор­ тировки обработанных валов и другие технические новшества. Работникам БРИЗа, советам НТО и ВОИР нашего завода сле­ дует перенять опыт минчан по организациипостоянно действую­ щего смотра на лучшую поста­ новку работы по рационализации и изобретательству с разбивкой цехов на несколько групп по ко­ личеству работающих, объему и видам производства, проведению еженедельных семинаров с упол­ номоченными БРИЗов, других масг совых мероприятий с новаторами производства. В заключение должен сказать, что переход на новую экономи­ ческую систему вызвал повышен­ ную активность у минчан. К это­ му побуждают их условия, новой системы хозяйствования, посколь­ ку все организационно-техничес­ кие мероприятия, связанные с работой по-новому, разрабатыва­ ются непосредственно в цехах и службах завода- Все, начиная от директора и кончая мастером, рабочим, поставлены перед необ­ ходимостью считать, анализи­ ровать и по-хозяйски вести дело. П. АНЦУПОВ, начальник экономической лаборатории. фирмы на следующие годы; на третье, место — знание человече­ ских отношений и умение пра­ вильно их использовать, умение ладить с людьми. В этом отношении американс­ кая практика предъявляет к руко­ водителю определенные неписа­ ные, но твердо установившиеся правила. Прежде всего начальник должен быть управляющим, а нс погонщиком. Погонщик погоняет. Начальник ведет. Погонщик всег­ да полагается на свою власть. На­ чальник полагается на помощь и кооперацию подчиненных. Подчи­ ненные погонщика живут в мире слухов, догадок и толков. Хоро­ ший начальник держит их в курсе дела. Погонщик всегда говорит: «Что­ бы вы были здесь вовремя»; на­ чальник, подавая пример',. сам всегда приходит вовремя. Погон­ щик ищет козлов отпущения за все совершенные ошибки. Началь­ ник исправляет эти ошибки. По­ гонщик знает, как надо сделать, начальник показывает, как надо сделать. От начальника требуется -уве­ ренность •— хотя бы внешняя — в себе и в своем деле. Дается ряд психологических рекоменда­ ций: держитесь прямо, не опус­ кайте голову вниз, когда, находи­ тесь в присутствии подчиненных или идете по заводу. Прямая по­ ходка, четкий шаг, поднятая го­ лова сразу помогут выработать привычку уверенности в себе. Здороваясь, не подавайте рас­ слабленную руку. Человек, кото­ рый все время нервничает и очень легко теряет спокойствие, не может быть хорошим управ­ ляющим. Но как сохранить самооблада­ ние? На это отвечают так. Если чув­ ствуете, что готовы взорваться, не торопитесь сказать что-то рез­ кое, а сделайте вид, будто вы за­ думались, и ритмично сделайте несколько вдохов и выдохов. И лишь после этого отвечайте. Ут­ верждают, что это средство очень хорошо помогает человеку овла­ деть собой, обуздать вышедшие из-под контроля нервы. Фактор вре'мени — один из. решающих в науке управления. Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладыва­ ние со стороны начальника на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня, как и всякая непроизводительная затрата вре­ мени, как своего, так и своих подчиненных (например, ожида­ ние в приемных), — это симптолл плохого стиля работы. Начальнику дается совет: гово­ ри подчиненным об их недостат­ ках в работе, но умей выслуши­ вать замечания о своих недостат­ ках. Никогда нельзя критиковать ради критики, иначе начальни- превращается в человека, кото­ рый все время брюзжит и распе­ кает чсвоих подчиненных. Это вы­ зывает у них лишь одну реакцию-, ему, дескать, все равно не уго­ дишь. Критика должна быть пози­ тивной. Любопытный случай произо­ шел в США во время войны. На двух открывшихся военных заво­ дах было решено использовать женский труд. Один завод был в Пенсильвании, другой в Нью- Джерси. Произошла странная вещь. В Пенсильвании через две- три недели всех девушек пре­ красно обучили, а в штате Нью- Джерси точно на таком же заво­ де никак не могли. Начались шут­ ки. Дескать, в Пенсильвании де­ вушки умные, а в Нью-Джерси глупые. Послали в Пенсильванию психолога. Оказалось, что все де­ ло было в методе обучения. 8 Пенсильвании девушкам говорили, что в этой работе ничего трудно­ го нет. Дескать, давайте попро­ буем. Сделаете ошибку — ниче­ го, но лучше делайте так-то. По­ правляли, но не ругали и не кри­ тиковали. В Нью-Джерси же все время внушали, что это очень трудная работа; пугали-. «Смотри­ те, не ошибитесь». За каждую ошибку распекали. В конце кон­ цов психологически демобилизо­ вали работниц: они просто боя­ лись прикоснуться к инструмен­ там. Теоретики хорошего стиля со­ ветуют управляющему: умея на- (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz