Кировец. 1968 г. (г. Липецк)
К ЮО-летшо со дня рождения А . М. Горького Литературный вечер % Ш Ш . у \ Ленинград. В связи с приближающимся 100-летием со дня рождения великого' советского писателя М. Горького (28 мар та 1У68 г!), которое по решению Всемирного Совета Мира широко отмечается всем прогрессивным человечеством, увели чился приток посетителей в литературный музей Пушкинско го дома Академии наук,СССР. Здесь можно познакомиться с многочисленными материа лами, отображающими жизнь и творческий путь писателя. На снимке, в зале, посвященном М. Горькому. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. Читальный зал заводск ой профсоюзной библиотеки никогда не пустует. А на этот раз тут было особенно многолюдно, за столиками почти не осталось свободных мест. Заведующая залом Л. В. Кур- гузова попросила внимания и объявила о начале литературно го вечера, посвященного 100-де- тию со дня рождения А. М. Горь кого. Она предоставила слово активистке библиотеки Людмиле Фадеевне Буяновой. Все мы знаем, каким удиви тельно отзывчивым и гуманным человеком был Алексей Макси мович Горький. Но, слушая яр кий, насыщенный интересными примерами и фактами рассказ Л. Ф. Буяновой об основополож нике социалистического реализ ма, присутствующие как бы за ново открывали для себя отдель ные черточки обаятельной лич ности великого нашего писателя Докладчица говорила о неоцени мой помощи и поддержке^ кото рые оказал Горький Маяковско му, Федину, Фадееву, Гладковуи многим другим писателям, де лавшим первые шаги в литера туре. Доклад на тему «Горький и современники» окончен. Людми ла Фадеевна отвечает на'вопро сы. А потом— конкурс на лучшее исполнение произведений Макси ма Горького. Победительницей была призна на Люба Комолова, которая про читала «Песню о Буревестнике». Второе призовое место присуж дено лаборантке школы рабочей молодежи № 2 Валентине Ко ротковой, прочитавшей отрывок из «Сказок об Италии», третье — Людмиле Горбуновой за ис полнение отрывка из поэмы «Девушка и смерть». Победи тельницы получили памятные призы — книги. Была и устная викторина, по священная великому художнику слова. Здесь тоже были победи тели — активные читательницы библиотеки Людмила Харитонова, Тамара Бочарова и другие. Н. ГРИГОРЬЕВ С О В Р Е М Е Н Н И К И О Г О Р Ь К О М Есть пи са тел и , б е з к о т о р ы х н е л ь зя п р е д с та в и ть и с т о р и ю л и те р а т у р ы н а р о д а , р а з в и ти е м и р о в о го и с ку с с тв а , д у х на ц и и — та к в е л и к их в кл а д в о б щ е ч е л о в е ч е с к у ю к у л ь т у р у . Т а ки м и г и г а н та м и м и р о в о й л и т е р а т у р ы б ы л и Ш е к с п и р , Б ал ьза к, П у ш ки н , Л е в Т о л с то й ; т а ки м ги га н т о м являлся и Г о р ь ки й . В п е р в ы е в л и ц е Г о р ь к о г о в ы ступ и л писа тел ь, ч ье р е а л и с т и ч е с ко е и с к у с с тв о в о п л о т и л о д у м ы и н а д е ж д ы в с е го п р о гр е с с и в н о го ч е л о в е че ства . В п е р вы е р е в о л ю ц и о н н о е х у д о ж е с т в е н н о е с л о в о я в ил о сь м о гу ч и м « п о л к о в о д ц е м ч е л о в е ч ь е й сипы », о р у ж и е м с тр а с тн о й и н е у т о м и м о й б о р ь б ы за т о р ж е с т в о п е р е д о в ы х ид е й . В э т о м не б ы л о и не т п и са те л я р а в н о го Г о р ь к о м у . В е р ш и н у р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о го ге н и я Г о р ь ки й в ид е л в Л е н и н е . Л и ч н а я д р у ж б а с Л е н и н ы м п о м о га л а е м у р а с ти и д е й н о , т в о р ч е с к и , о тстаива ть ч и с то ту и н е п о ко л е б и м о с т ь п а р ти й н ы х п о зи ц и й , и з ж и в а т ь о ш и б ки . К о гд а Л е н и н у м е р , пи са тел ь го в о р и л , ч то н и к о гд а не ч у в с тв о в а л се б я та к с и р о тс к и , т а ки м б е с с и л ь н ы м , к а к в го д е го с м е р т и . В о с п о м и н а н и я Н. К . К р у п с к о й , М . И. У л ь я н о в о й , М . Ф . А н д р е е в о й , М . Гл я ссе р с в и д е те л ь с тв у ю т о б о г р о м н о м ч у в с тв е л ю б в и и у в а ж е н и я Л е н и н а к Г о р ь к о м у , в к о т о р о м в о ж д ь п а р ти и в и д е п « к р у п н е й ш е го п р е д с та в и т е л я п р о л е т а р с к о го и с ку с с тв а » , н о в у ю э п о х у • р а зв и ти и м и р о в о й л ите р а ту р ы . И н те р е с н ы в э т о м о тн о ш е н и и с тр а н и ц ы в о с п о м и н а н и й К . Ф е д и н а , гд е п р и в о д я т с я в о с п о м и н а ния Г о р ь к о г о о Л е н и н е и о п и с ы вается их в с тр е ч а в Т а в р и ч е с ко м д в о р ц е на в т о р о м к о н гр е с с е К о м и н т е р н а л е то м 1920 го д а . И к о гд а о н ув и д е л этих д в у х л ю д е й , с то я щ и х р я д о м , е м у к а з а л о с ь : «Все л у ч ш е е , ч то я к о гд а - н и б у д ь д у м а л о Г о р ь к о м , в о п л о щ е н о а н е м в э то т м и г, а это й б л и з о с т и к Л е н и н у — к в ы с ш е м у о с м ы с л е н и ю в с е го п р о и с х о д и в ш е го в м и р е » . В е л и чи е Г о р ь к о го — это в е л и ч и е р у с с к о й р е в о л ю ц и и , р у с с к о го н а р о д а . Г о р ь ки й п р и у м н о ж и л б л а го р о д н ы е т р а д и ц и и р у с с к о й л и те р а ту р ы . О н с о б и р а л и спл а чивал р я д ы д е м о к р а т и ч е с к и х п и са тел е й в д о р е в о л ю ц и о н н о й Р ос сии. О н стал н а с т а в н и к о м , о р га н и з а т о р о м и д р у г о м с о в е т с ки х пи са те л е й . С е го и м е н е м с в я за н а с у д ь б а т а ки х к р у п ны х х у д о ж н и к о в с л о в а , к а к B. М а я к о в с к и й , А . С е р а ф и м о в и ч , C. С е р ге е в -Ц е н с ки й , А . Н е в е р о в , А . Ч а п ы ги н , Ф . Г л а д ко в и д р у ги е . Г о р ь ки й п р и ш е л к м и р о в о й сл аве и з н е д р н а р о д а . В от п о ч е м у о н , не за б ы ва л о л ю д я х , о б их с у д ь б а х , н у ж д а х и г о р е с тях — это о д н а и з за м е ч а те л ь н ы х ч е р т е го ч е л о в е ч е с к о го о б л и ка . М н о ги е в о с п о м и н а н и я о с в е щ а ю т р о л ь к а к н а с та в н и ка м о л о д ы х л и те р а т о р о в . Я щ и ки е г о п и с ь м е н н о го сто л а в с е гд а б ы л и п о л н ы р у к о п и с я м и , к о т о р ы е е м у слали с о в с е х к о н ц о в Р о ссии н а ч и н а ю щ и е а вто р ы . О н в в о д и т в л и т е р а т у р у м о л о д о г о Л . А н д р е е в а , н а ч и н а ю щ е го А . С ки та л ьц а . С ки т а л е ц п и ш е т в с в о и х в о с п о м и н а н и я х , ч то Г о р ь к и й и с ка л то гд а м о л о д ы х пи са те л ей, ч то б ы н а б р а ть и з их числа « л и т е р а т у р н у ю д р у ж и н у » . С о в р е м е н н и к и о т м е ч а ю т о т л и ч и т е л ь н у ю о с о б е н н о с т ь Г о р ь к о го к а к у ч и те л я с о в е т с ки х писа тел е й. Е го у к а з а н и я н и к о гд а не н о си л и х а р а кт е р а м е л о ч н о й о п е к и . О н «учил в е р е в д е л о л и т е р а т у р ы , о н у б е ж д а л в е го в ел ичии» , — п и ш е т К . Ф е д и н , в в о с п о м и н а н и я х к о т о р о г о п о д ч е р ки в а е т с я е щ е о д н о за м е ч а т е л ь н о е с в о й с т в о Г о р ь к о го — с к р о м н о с т ь . К н и га К. Ф е д и н а « Г о р ь ки й с р е д и нас», — это в о с п о м и н а н и я , н а п и са н н ы е р у к о й б о л ь ш о го м а с те р а , р а с с к а з о м а л о и з в е с тн ы х ф а кта х л и т е р а т у р н о й ж и з н и 20-х го д о в . Ф е д и н го в о р и т о т о м , к а к Г о р ь ки й т е р п е л и в о в ы р а щ и в а л м о л о д ы х х у д о ж н и к о в , в о в р е м я п р о тяги ва л и м с в о ю р у к у , н е у с та н -( н о в о сп и ты ва л их. В к н и ге Г о р ь ки й с е р д и тс я , б о р е тс я , п е р е ж и в а е т , у п р е к а е т , о ш и б а е тс я , но в с е гд а ж и в е т в с е м и р а д о с т я м и и го р е с т я м и м о л о д о й л и т е р а т у р ы с тр а н ы С о в е то в. М ы к а к б ы в с тр е ч а е м с я с Г о р ь к и м в Д о м е и с ку с с тв на в е ч е р е , п о с в я щ е н н о м В с е м и р н о й л и те р а ту р е , с л ы ш и м гл у х о в а ты й о к а ю щ и й го л о с е го , к о гд а о н в з в о л н о в а н н о го в о р и т о т о м , что н а д о спа сать р у с с к у ю н а у к у о т го л о д а ... Г о р ь ки й — р е д а к т о р п р е д с т а е т п е р е д ч и та те л е м в о с п о м и н а н и й И . Ш к а п ы «С е м ь л е т с Г о р ь ки м » , •А кти в н ы й с о т р у д н и к г о р ь к о в с ки х « Н аш их д о с т и ж е н и й » , И. Ш к а п а д а е т н о в ы е ф а кты , н о в ы е э п и з о д ы , е щ е не п о л н о с т ь ю и з в е с тн ы е на м ч е р т ы х а р а кт е р а А л е к с е я М а кс и м о в и ч а . А в т о р п о ка з ы в а е т п и са те л я в р а б о т е и з б ы ту , во в р е м я н е п р и н у ж д е н н о й б е с е д ы . С о с т р а н и ц в о с п о м и н а н и й х у д о ж н и к о в Б р о д с к о го , П. К о р и н а и д р у ги х п е р е д на м и встает Г о р ь ки й — п р е к р а с н ы й з н а т о к и ц е н и те л ь и с ку с с тв а , и, в ч а с тн о с ти, ж и в о п и с и . Х у д о ж н и к и , з н а в ш и е Г о р ь к о го , в с тр е ч а в ш и е с я с ни м , го в о р я т о г л у б о к о м и н те р е с е в е л и к о го п и са те л я к и з о б р а з и т е л ь н о м у и с ку с с тв у , о п о с т о я н н о м ж и в о м уч а с ти и в т в о р ч е с к о и ж и з н и м н о ги х р у с с к и х х у д о ж н и ко в . Ч е л о в е ч е с к о е о б а я н и е Г о р ь к о го п л е н я л о всех, к т о е го знал. Е сте стве н н о сть , п р о с т о т а , д у ш е в н о сть, с к р о м н о с т ь , тр е б о в а т е л о - но сть к се б е и д р у г и м — т а ки м е го зна л и, п о м н и л и и л ю б и л и с о в р е м е н н и ки . К а ж д ы й , к т о о б щ ал ся с ни м , ч у в с тв о в а л се б я л у ч ш е , ч и щ е . « Г о р ь к о в с к о е о б а я ние б ы л о с и л ь н о » ,— писа л К. С. С та н и сл а в ски й . Б л а го д а р н у ю п а м я ть о Г о р а - к о м с о х р а н я ю т все пи са тел и , х у д о ж н и к и , а р ти сты , о б щ е с т в е н ны е д е я т е л и — все те, к т о зна л е го , к т о и сп ы ты в а л на с е б е си л у е го м у д р о го , л а с к о в о го , а п о д час и с у р о в о го сл о в а. То, ч то с о в р е м е н н и ка м и Г о р ь к о г о з а п е ч а тл е н о в е го о б л и ке , в с е гд а б у д е т п р и н а д л е ж а т ь б у д у щ е м у , и б о « М . Г о р ь ки й — х у д о ж н и к , р е в о л ю ц и о н е р , м ы с л и те л ь , ч е л о в е к— б у д е т ц е н и ть с я д о те х п о р , п о к а ж и в р у с с к и й н а р о д и я з ы к е го , т о есть в е ч н о » . (В. И в а н о в). И. САПРОНОВА, библиограф заводской профсоюзной библиотеки. АКИМОВСКАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ГАЛЕРЕЯ Как-то, побывав в Куйбышев ском литературном музее, извест ный советский писатель Констан тин Федин сказал, что это музей Горького и Акимова. Почему Горького — понятно. В молодости писатель жил в Сама ре (теперь г. Куйбышев). Тогда его знали здесь как фельетониста «Самарской газеты», писавшего под псевдонимом Иегудиил Хла мида. Его жизненному и творчес кому пути посвящена не одна экспозиция музея. Здесь представ лено много интересных материа лов, документов, произведений искусства. И среди них целая га лерея скульптурных работ куйбы шевского художника Василия Аки мова. Сейчас скульптору за семьдесят. Им создано много монументаль ных произведений. Но самое зна чительное, можно сказать, цент ральное место в творчестве Васи лия Акимова занимает горьков ская тема. — Как-то в молодости, — вспо минает художник, —стал я пере читывать книги любимого писате ля. И словно бы открыл его для себя заново. Горький предстал предо мной во всей своей могу чей силе, во всей сложности и простоте. Я словно бы увидел его живого. И скульптор начал работать над воплощением образа вели кого писателя. Так родилась скульптурная композиция «Песня о соколе», которая хранится в Куйбышевском художественном музее. Горький изображен за ра ботой. Он сидит, облокотившись на стол, подперев щеку левой ру кой. Его лицо одухотворенно и сосредоточенно. В скульптурных портретах и композициях отражены почти все периоды жизни писателя. С за видным мастерством скульптор раскрывает духовный мир, харак тер Горького разных лет, его устремления и мечты. Вот композиционный портрет «Алексей Пешков — грузчик». Молодой Горький в распахнутой рубахе с засученными рукавами, в больших и стоптанных сапогах отдыхает от тяжкого труда, сидя на волжском берегу, на камне. Мужественные черты лица, откры тый лоб и неожиданно мечтатель ные, чуть прищуренные глаза. Еще один — портрет — и зна комство с иным Горьким. «Если враг не сдается — его уничтожа ют». Писатель изображен во весь рост; большой, сдержанный, не преклонный и непримиримый. Ве ликий гуманист выносит суровый приговор врагам культуры, прог ресса, демократии. В последнее время Акимов вы полнил по заказу Куйбышевского литературного музея несколько композиций по темам, подсказан ным произведениями Горького: «Ниловна», «Данко», «В людях». Сейчас скульптор занят вопло щением давно созревшего замыс ла. Это будет произведение под линно монументальное — двадца тиметровый памятник великому писателю. Сергей ЛИСЕЦКИЙ. (АПН), Два года назад студент меди цинского института Георгий Пику с организовал секцию зимнего пла вания при Барнаульской водной станции на Оби. Сейчас в секции занимается уже более двадцати человек. На снимке: Нептун — ветеран секции, художник Барнаульского меланжевого комбината Сергей Федорович Черепенников.. Ему 65 лет. Фото Е. Логвинова. Фотохроника ТАСС. ПОЗДРАВЛЯЕМ! Сегодня старшему инженеру ] »бюро планово - предупреди- < (тельного ремонта отдела глав-] >ного механика Анатолию Ле-< >онидовичу Знаменскому ис- ] >полняется 60 лет. Из ник 43 < >он посвятил трудовой ДСЯ-] Стельности. Только в бюро, ,ППР нашего отдела Анатолий] 'Леонидович проработал 23, >года- ] > Сегодня, в знаменательный, (День юбилея, все мы, товари-] ) щи по работе, сердечно чо-< уздравляем Вас, дорогой Ана-] >толий Леонидович! Гор я ч о , ! желаем Вам крепкого здо ровья, счастья в личной жиз- , ни, плодотворных, творческих» •успехов в дальнейшей работе., По поручению коллектива Л . АРТЕМОВ, главный механик; М. КЛИМЕНИЩЕВ, секретарь партбюро; В. ионкин, председатель месткома профсоюза. \ Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л ^ \ Л Л Л Л А Л Л Л Л За редактора Н. Г. ДОРОФЕЕВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 26 МАРТА. Театральный зал, в 10 часов — утренник: «Они за щищали Родину». В 14 часов — кинофильм к а т я и к р ® к е & и л В 18, 20 часов -4 кинофильм «Вертикаль», Малый зал, в 17^.3^' —■ собрание народных контроле ров. 27 МАРТА. Театральный зал, в 10 часов — смотр ' художествен ной самодеятельности школ жн лого района. В 19 часов — заня тие в ■университете^ культуры/ «Гармоническое развитие лично сти». В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 26, 27 МАРТА. «Твой современ ник». Две серии одновременно -- в 8.30, 11.30, 14.30, 17.30, 20.30. , ИАН! 1ПРРП* ЛИПЕЦК*КИР0ВЕЦ* ГАЗЕТА ВЫХОДИТ 1 I I П Ш г1 Д I к 111 ТЕЛЕФОНЫ 4-70 и 2-0$ во вторник, четверг и субботу # АЭ 82218, Тип, ЛТЗ, Краснозаводска*, 2. ф Тираж — 2000, зак, 804,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz