Кировец. 1963 г. (г. Липецк)

Кировец. 1963 г. (г. Липецк)

ЧТО ТАКОЕ ИНЖЕНЕР? Эта проблема относится к числу вечно молодых. Её об­ новляет непрерывно растущий уровень научных знаний, ме­ няющийся на наших глазах облик производства. В усло­ виях бурного промышленного процесса, перед лицом гран­ диозных задач по созданию материально-технической базы коммунизма не может не вол­ новать, не вызывать к себе повышенный интерес со сто-, роны всех, кто причастен к техническому творчеству, во­ прос: что такое инженер? Журналист Виктор Пекелис предоставил в распоряжение редакции журнала «Изобрета­ тель и рационализатор» запи­ си своих бесед с выдающими­ ся учёными и инженерами, выписки из их работ, которые, по-видимому, вызовут у чита­ телей желание поделиться своими соображениями на те­ му о творческом начале в ра­ боте современного заводского инженера. Трудносовместимое В 1953 году летом я прие­ хал к вице-президенту Ака­ демии наук СССР Ивану Пав­ ловичу Бардину, чтобы полу­ чить у него замечания к ру­ кописи нового издания книги Л. Гумилевского «Русские ин­ женеры». — Всегда остаются под­ линно большие задачи инже­ нерного порядка, которые требуют от инженера при всех условиях особой находчивости, настойчивости и разумного риска,—говорил Иван Павло­ вич. Знание приобретается рабо­ той памяти, понимание пред­ мета—разумом. В истории науки известны случаи, ког­ да великие умы, например Фарадей, не обладая большой памятью, делали гениальные открытия, обобщая закономер­ ности той или иной научной дисциплины. Сдать экзамен по той или иной дисциплине студенту Ленинград. Завод бумагодела­ тельного оборудования имени 2-й пятилетки оснащает современны­ ми машинами предприятия, вы­ пускающие бумагу и киноплёнку. В сборочном цехе закончено из­ готовление одного из важнейших узлов агрегата для производства киноплёнки (на снимке). В нем досушивают ленты после нанесе­ ния эмульсионного слоя. Этот агрегат будет направлен на Ка­ занский химический комбинат имени Куйбышева. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС сравнительно не трудно. Го­ раздо труднее понять содер­ жание предмета, связать это содержание с другими слож­ ными дисциплинами и привес­ ти в единую законченную си­ стему, руководствуясь при этом сознанием-, что даже незначительный вопрос или закономерность изучаемой дисциплины может иметь очень большое значение в про­ изводственных условиях. Основой теоретических и практических знаний инжене­ ра служит ряд главных так называемых базисных дисцип­ лин. К ним относятся мате­ матика, физика, химия, а для металлурга — физико-химиче­ ские основы металлургиче­ ских производств. Кроме теоретических зна­ ний, инженер должен приоб­ рести практические навыки экспериментальных исследова­ ний и овладеть методикой вы­ полнения ряда аналитических работ. Например, методами рентгеновского и спектраль­ ного анализа, применением радиоактивных изотопов и, конечно, качественного и ко­ личественного химического анализа, а также других фи­ зико-химических приёмов. Не­ обходимо достигнуть умения выбрать наиболее эффектив­ ный метод для решения кон­ кретных научно - исследова­ тельских задач. Ну вот, а теперь можно и ответить, что же такое инже­ нер,—сказал И. П. Бардин,— инженер—это человек, который своей созидательной техниче­ ской деятельностью вносит в производство нечто новое. Инженер отличается от практика, работающего на за­ воде, прежде всего тем, что он обладает научной подго­ товкой и знанием теоретиче­ ских закономерностей процес­ сов, протекающих в тех или иных производственных агре­ гатах. И именно эти знания открывают ему широкий путь к творчеству. Идеалом инже­ нера может служить Леонар­ до да Винчи, совмещавший в своём лице учёного, практика и художника. Хотя,—заметил Иван Павлович,—при совре­ менном развитии наук труд­ но совместить эти три разно­ образных профиля. И всё же я думаю, к этому надо стре­ миться. Всякое хорошо вы­ полненное дело должно быть вместе с тем выполнено кра­ сиво и в полном соответствии с научными положениями. — Главная задача инжене­ ра—работать самостоятельно. Сдифференциальными уравнениями инженер должен работать, как плотник с топором Скорый поезд «Москва— Ереван» шёл по узкому длин­ ному мосту, переброшенному через глубокое ущелье. Внизу оглушительно ревел бурный, пенистый Памбак. Удивитель­ но лёгкий, изящный стальной мост, перекинутый между скалами, гудел под колёсами поезда. — Посмотреть, не мост, а пёрышко,—заметил мой сосед, —хотя выдерживает громад­ ные нагрузки. —Молодцы строители!—отве­ тил я. -Строители-то молодцы,— согласился собеседник,—но славу нужно воздать и кон­ структорам. Они тысячи «мос­ тов» построили из формул и уравнений, чтобы этот, настоя­ щий, не рухнул. Он взял журнал «Огонёк», положил одним краем на угол столика, а другой держал рукой. Поглядел по сторонам и, не найдя ничего, попросил меня связать шнурками ле­ жавшие на полу ботинки. По­ том взял ботинки и накинул их на журнал. Журнал про­ гнулся, ботинки упали. —Это без математики,— сказал мой сосед.—А теперь давайте с математикой. Он свернул журнал трубоч­ кой и повесил на него ботин­ ки. Так я познакомился с вы­ дающимся советским учёным- механиком, членом-корреспон- дентом Академии наук СССР Василием Захаровичем Власо­ вым. В его трудах оригиналь­ но и просто разрешены важ­ нейшие для современной тех­ ники проблемы прочности, устойчивости и колебаний тонкостенных пространственн- ных систем и упругих оболо­ чек, широко применяемых в строительных, авиационных, судостроительных и машино­ строительных конструкциях. Этот человек был одержим одной идеей, и сколько бы я с ним потом ни встречался, о чём бы мы ни говорили, он всегда возвращался к одной мысли. —Вот ведь в чём парадокс! Мы все видим, но не очень-то много делаем для преодоле­ ния пропасти, которая с дав­ них пор в ущерб техническому прогрессу отделяет современ­ ного инженера, воспитанного главным образом на элемен­ тарных представлениях и по­ нятиях механики, от пред­ ставителя чистой математиче­ ской теории, прекрасно вла­ деющего методами математи­ ческого анализа и оторванно­ го, как правило, от запросов инженерной практики. Я не всегда успевал пол­ ностью записывать его быст­ рые, отрывочные, но глубокие, резкие, ёмкие мысли. ...Надо перестроить для сту- дентов-строителей курс строи­ тельной механики, чтобы по­ высить теоретический уровень предмета... ...Нужно меньше графиче­ ских методов расчёта и боль­ ше аналитических. ... С дифференциальными уравнениями инженер должен работать, как плотник с топо­ ром. „...Основной недостаток в преподавании расчётно-теоре­ тических дисциплин состоит в том, что в курсах мало вни­ мания уделяется методам ма­ тематического анализа. I как жаль, что инженеры наши на производстве забывают мате­ матику!... —Вы читали «Искателей» Гранина?—спросил меня Вла­ сов,—Помните про Лобанова: «Отвлечённое мышление было ему не по нутру. Его брала тоска при виде страниц, ис­ писанных математическими знаками». Многих наших ин­ женеров берёт тоска при виде множества математических формул. А сегодня без них ни шагу. ...Мы говорим будущему инженеру о математике, в частности о геометрии, так, что у него остаются лишь геометрические образы: точ­ ка, линия, поверхность... А надо, чтобы он чувствовал в этом и физическое содержа­ ние. Надо брать материаль­ ные тела, например, оболочки. Если поверхность наделить свойствами сил, то здесь уже будет не только геометрия, но и механика сил! Вот это- то и нужно поставить на службу инженерам. ...Сейчас у нас не очень-то сильно реализуется и теория Лобачевского. Вообще надо бы давно покончить.с тенден­ цией к упрощению математики для инженера. Её нужно да­ вать так, чтобы открывались возможности самостоятельного овладения новыми научными теориями, чтобы инженер мог творчески решать на произ­ водстве самые разЕШобразные практические задачи, выдви­ гаемые новой техникой. ...Всё, что в работе инже­ нера основано на полуэмпири- ческих законах и выводах, сковывает мысль. А он дол­ жен на протяжении всей своей творческой жизни получать всё новые и новые импульсы: новые взгляды, новые теории, новые методы. Это нужно инженеру так же, как совре­ менной медицине физиология Павлова. —Я очень прошу, подчерк­ ните мою мысль. Если гово­ рить медицинскими термина­ ми, в руках инженера всегда должен быть отточенный скальпель, с помощью кото­ рого он мог бы препарировать любую задачу. Поймите, он тогда ничего не будет брать на веру, станет критически относиться к готовым рецеп­ там, всегда будет допытывать­ ся: откуда, куда, что, зачем? По, к сожалению, очень не хватает сегодня нашим инже­ нерам математической куль­ туры. Как ни странно, а я, знае­ те, кажется, единственный инженер по образованию— член Математического обще­ ства. Мне вспоминается такой случай. Одному инженеру предложили решить задачу по строительству—на рациональ­ ность и экономичность конст­ рукции. Не справился. Обра­ тились к учёному. Решил. Показали инженеру, а он, не смущаясь, воскликнул: «Так это же чистая теория! Откуда и как я могу знать о ней и о её применении на практике?» В связи со всеми этими мыслями мне вспомнилось одно выступление крупнейшего на­ шего авиаконструктора Героя Социалистического Труда С. А. Лавочкина, у которого, как крик души, вырвались слова: Да, очень нужна инженерам наука! Мне кажется, что в наше время одним из главнейших условий прогресса являются поиски инженерами радикаль­ ных технических решений. Возьмём хотя бы самый прос­ той пример, который у каж­ дого из нас перед глазами,— обычную бытовую машину: неуклюжая цилиндрическая щётка подвешена под кузовом автомобиля. Идея метлы, ра­ зумеется, не нова—поражает другое: с каким упорством конструкторы совершенствуют эту щётку, перенося её с од­ ной марки грузовика на дру­ гую, придавая новому грузо­ вику обтекаемую форму, улучшая передачу к щётке и т. д. и т. п. А может быть, разумнее было бы не совер­ шенствовать метлу для под­ метания мостовых, а заменить её машиной, работающей на другом принципе, скажем, -на принципе вакуумного насоса? В своё время арбалет при­ шёл на смену луку, но не он- кардинально изменил боеспо­ собность армии. Для этого потребовался порох. Пример, далеко лежащий от первого и по времени и по области при­ менения, однако очень близ­ кий по смыслу. Рационализа­ ция, усовершенствование су­ ществующих конструкций и машин, конечно, дело_ необхо­ димое, и я отнюдь не против­ ник рационализации, но наста­ ло время смелее отрываться от принятых схем, от изби­ тых приёмов, надо сочетать эволюционные пути развития техники с подлинно револю­ ционной ломкой. 1 другая мысль. Нам необ­ ходимо вводить жёсткую стан­ дартизацию, чтобы, работая над новой машиной, не зани­ мались бесплодным изобрете­ нием уже изобретённого. Кроме того, мне кажется, что мы, инженеры, должны сравнивать наши успехи с достижениями зарубежных стран не только по техниче­ ским параметрам, скажем, для самолёта по скорости, дальности, потолку, грузо­ подъёмности. Инженер обязан помнить об экономике, знать стоимость своей машины и по­ добной машины иностранной марки. Я думаю, что нередко одна конструкция—это относится к любому виду продукции, от блюминга до пылесоса,—стоит вдвое дороже другой вовсе не потому, что она вдвое мощнее и лучше, а потому только, что в одном случае уровень культуры производства стоит ниже, чем в другом. Несколько слов об облике современного инженера. Соз­ давая любую машину, нужно обязательно выходить на ка­ кое-то время из сферы узко­ технических интересов. Широ­ та взгляда конструктора—ре­ зультат его работы над со­ бой, творческого беспокойства, качество скорее «душевное», нежели «умственное». Журнал .Изобретатель и ра­ ционализатор" № в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz