Кировец. 1963 г. (г. Липецк)
ЧТО ТАКОЕ ИНЖЕНЕР? Эта проблема относится к числу вечно молодых. Её об новляет непрерывно растущий уровень научных знаний, ме няющийся на наших глазах облик производства. В усло виях бурного промышленного процесса, перед лицом гран диозных задач по созданию материально-технической базы коммунизма не может не вол новать, не вызывать к себе повышенный интерес со сто-, роны всех, кто причастен к техническому творчеству, во прос: что такое инженер? Журналист Виктор Пекелис предоставил в распоряжение редакции журнала «Изобрета тель и рационализатор» запи си своих бесед с выдающими ся учёными и инженерами, выписки из их работ, которые, по-видимому, вызовут у чита телей желание поделиться своими соображениями на те му о творческом начале в ра боте современного заводского инженера. Трудносовместимое В 1953 году летом я прие хал к вице-президенту Ака демии наук СССР Ивану Пав ловичу Бардину, чтобы полу чить у него замечания к ру кописи нового издания книги Л. Гумилевского «Русские ин женеры». — Всегда остаются под линно большие задачи инже нерного порядка, которые требуют от инженера при всех условиях особой находчивости, настойчивости и разумного риска,—говорил Иван Павло вич. Знание приобретается рабо той памяти, понимание пред мета—разумом. В истории науки известны случаи, ког да великие умы, например Фарадей, не обладая большой памятью, делали гениальные открытия, обобщая закономер ности той или иной научной дисциплины. Сдать экзамен по той или иной дисциплине студенту Ленинград. Завод бумагодела тельного оборудования имени 2-й пятилетки оснащает современны ми машинами предприятия, вы пускающие бумагу и киноплёнку. В сборочном цехе закончено из готовление одного из важнейших узлов агрегата для производства киноплёнки (на снимке). В нем досушивают ленты после нанесе ния эмульсионного слоя. Этот агрегат будет направлен на Ка занский химический комбинат имени Куйбышева. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС сравнительно не трудно. Го раздо труднее понять содер жание предмета, связать это содержание с другими слож ными дисциплинами и привес ти в единую законченную си стему, руководствуясь при этом сознанием-, что даже незначительный вопрос или закономерность изучаемой дисциплины может иметь очень большое значение в про изводственных условиях. Основой теоретических и практических знаний инжене ра служит ряд главных так называемых базисных дисцип лин. К ним относятся мате матика, физика, химия, а для металлурга — физико-химиче ские основы металлургиче ских производств. Кроме теоретических зна ний, инженер должен приоб рести практические навыки экспериментальных исследова ний и овладеть методикой вы полнения ряда аналитических работ. Например, методами рентгеновского и спектраль ного анализа, применением радиоактивных изотопов и, конечно, качественного и ко личественного химического анализа, а также других фи зико-химических приёмов. Не обходимо достигнуть умения выбрать наиболее эффектив ный метод для решения кон кретных научно - исследова тельских задач. Ну вот, а теперь можно и ответить, что же такое инже нер,—сказал И. П. Бардин,— инженер—это человек, который своей созидательной техниче ской деятельностью вносит в производство нечто новое. Инженер отличается от практика, работающего на за воде, прежде всего тем, что он обладает научной подго товкой и знанием теоретиче ских закономерностей процес сов, протекающих в тех или иных производственных агре гатах. И именно эти знания открывают ему широкий путь к творчеству. Идеалом инже нера может служить Леонар до да Винчи, совмещавший в своём лице учёного, практика и художника. Хотя,—заметил Иван Павлович,—при совре менном развитии наук труд но совместить эти три разно образных профиля. И всё же я думаю, к этому надо стре миться. Всякое хорошо вы полненное дело должно быть вместе с тем выполнено кра сиво и в полном соответствии с научными положениями. — Главная задача инжене ра—работать самостоятельно. Сдифференциальными уравнениями инженер должен работать, как плотник с топором Скорый поезд «Москва— Ереван» шёл по узкому длин ному мосту, переброшенному через глубокое ущелье. Внизу оглушительно ревел бурный, пенистый Памбак. Удивитель но лёгкий, изящный стальной мост, перекинутый между скалами, гудел под колёсами поезда. — Посмотреть, не мост, а пёрышко,—заметил мой сосед, —хотя выдерживает громад ные нагрузки. —Молодцы строители!—отве тил я. -Строители-то молодцы,— согласился собеседник,—но славу нужно воздать и кон структорам. Они тысячи «мос тов» построили из формул и уравнений, чтобы этот, настоя щий, не рухнул. Он взял журнал «Огонёк», положил одним краем на угол столика, а другой держал рукой. Поглядел по сторонам и, не найдя ничего, попросил меня связать шнурками ле жавшие на полу ботинки. По том взял ботинки и накинул их на журнал. Журнал про гнулся, ботинки упали. —Это без математики,— сказал мой сосед.—А теперь давайте с математикой. Он свернул журнал трубоч кой и повесил на него ботин ки. Так я познакомился с вы дающимся советским учёным- механиком, членом-корреспон- дентом Академии наук СССР Василием Захаровичем Власо вым. В его трудах оригиналь но и просто разрешены важ нейшие для современной тех ники проблемы прочности, устойчивости и колебаний тонкостенных пространственн- ных систем и упругих оболо чек, широко применяемых в строительных, авиационных, судостроительных и машино строительных конструкциях. Этот человек был одержим одной идеей, и сколько бы я с ним потом ни встречался, о чём бы мы ни говорили, он всегда возвращался к одной мысли. —Вот ведь в чём парадокс! Мы все видим, но не очень-то много делаем для преодоле ния пропасти, которая с дав них пор в ущерб техническому прогрессу отделяет современ ного инженера, воспитанного главным образом на элемен тарных представлениях и по нятиях механики, от пред ставителя чистой математиче ской теории, прекрасно вла деющего методами математи ческого анализа и оторванно го, как правило, от запросов инженерной практики. Я не всегда успевал пол ностью записывать его быст рые, отрывочные, но глубокие, резкие, ёмкие мысли. ...Надо перестроить для сту- дентов-строителей курс строи тельной механики, чтобы по высить теоретический уровень предмета... ...Нужно меньше графиче ских методов расчёта и боль ше аналитических. ... С дифференциальными уравнениями инженер должен работать, как плотник с топо ром. „...Основной недостаток в преподавании расчётно-теоре тических дисциплин состоит в том, что в курсах мало вни мания уделяется методам ма тематического анализа. I как жаль, что инженеры наши на производстве забывают мате матику!... —Вы читали «Искателей» Гранина?—спросил меня Вла сов,—Помните про Лобанова: «Отвлечённое мышление было ему не по нутру. Его брала тоска при виде страниц, ис писанных математическими знаками». Многих наших ин женеров берёт тоска при виде множества математических формул. А сегодня без них ни шагу. ...Мы говорим будущему инженеру о математике, в частности о геометрии, так, что у него остаются лишь геометрические образы: точ ка, линия, поверхность... А надо, чтобы он чувствовал в этом и физическое содержа ние. Надо брать материаль ные тела, например, оболочки. Если поверхность наделить свойствами сил, то здесь уже будет не только геометрия, но и механика сил! Вот это- то и нужно поставить на службу инженерам. ...Сейчас у нас не очень-то сильно реализуется и теория Лобачевского. Вообще надо бы давно покончить.с тенден цией к упрощению математики для инженера. Её нужно да вать так, чтобы открывались возможности самостоятельного овладения новыми научными теориями, чтобы инженер мог творчески решать на произ водстве самые разЕШобразные практические задачи, выдви гаемые новой техникой. ...Всё, что в работе инже нера основано на полуэмпири- ческих законах и выводах, сковывает мысль. А он дол жен на протяжении всей своей творческой жизни получать всё новые и новые импульсы: новые взгляды, новые теории, новые методы. Это нужно инженеру так же, как совре менной медицине физиология Павлова. —Я очень прошу, подчерк ните мою мысль. Если гово рить медицинскими термина ми, в руках инженера всегда должен быть отточенный скальпель, с помощью кото рого он мог бы препарировать любую задачу. Поймите, он тогда ничего не будет брать на веру, станет критически относиться к готовым рецеп там, всегда будет допытывать ся: откуда, куда, что, зачем? По, к сожалению, очень не хватает сегодня нашим инже нерам математической куль туры. Как ни странно, а я, знае те, кажется, единственный инженер по образованию— член Математического обще ства. Мне вспоминается такой случай. Одному инженеру предложили решить задачу по строительству—на рациональ ность и экономичность конст рукции. Не справился. Обра тились к учёному. Решил. Показали инженеру, а он, не смущаясь, воскликнул: «Так это же чистая теория! Откуда и как я могу знать о ней и о её применении на практике?» В связи со всеми этими мыслями мне вспомнилось одно выступление крупнейшего на шего авиаконструктора Героя Социалистического Труда С. А. Лавочкина, у которого, как крик души, вырвались слова: Да, очень нужна инженерам наука! Мне кажется, что в наше время одним из главнейших условий прогресса являются поиски инженерами радикаль ных технических решений. Возьмём хотя бы самый прос той пример, который у каж дого из нас перед глазами,— обычную бытовую машину: неуклюжая цилиндрическая щётка подвешена под кузовом автомобиля. Идея метлы, ра зумеется, не нова—поражает другое: с каким упорством конструкторы совершенствуют эту щётку, перенося её с од ной марки грузовика на дру гую, придавая новому грузо вику обтекаемую форму, улучшая передачу к щётке и т. д. и т. п. А может быть, разумнее было бы не совер шенствовать метлу для под метания мостовых, а заменить её машиной, работающей на другом принципе, скажем, -на принципе вакуумного насоса? В своё время арбалет при шёл на смену луку, но не он- кардинально изменил боеспо собность армии. Для этого потребовался порох. Пример, далеко лежащий от первого и по времени и по области при менения, однако очень близ кий по смыслу. Рационализа ция, усовершенствование су ществующих конструкций и машин, конечно, дело_ необхо димое, и я отнюдь не против ник рационализации, но наста ло время смелее отрываться от принятых схем, от изби тых приёмов, надо сочетать эволюционные пути развития техники с подлинно револю ционной ломкой. 1 другая мысль. Нам необ ходимо вводить жёсткую стан дартизацию, чтобы, работая над новой машиной, не зани мались бесплодным изобрете нием уже изобретённого. Кроме того, мне кажется, что мы, инженеры, должны сравнивать наши успехи с достижениями зарубежных стран не только по техниче ским параметрам, скажем, для самолёта по скорости, дальности, потолку, грузо подъёмности. Инженер обязан помнить об экономике, знать стоимость своей машины и по добной машины иностранной марки. Я думаю, что нередко одна конструкция—это относится к любому виду продукции, от блюминга до пылесоса,—стоит вдвое дороже другой вовсе не потому, что она вдвое мощнее и лучше, а потому только, что в одном случае уровень культуры производства стоит ниже, чем в другом. Несколько слов об облике современного инженера. Соз давая любую машину, нужно обязательно выходить на ка кое-то время из сферы узко технических интересов. Широ та взгляда конструктора—ре зультат его работы над со бой, творческого беспокойства, качество скорее «душевное», нежели «умственное». Журнал .Изобретатель и ра ционализатор" № в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz