Кировец. 1963 г. (г. Липецк)
: Б ПОМОЩЬ I 1 АГИТАТОРУ 1 ПРАВОСЛАВИЕиСОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ КОММУНИЗМА г-т-^деи коммунизма прочно ) 1 [ утвердились в созна- “ "■ нии советских людей. Борьба за их реализацию составляет содержание нашей жизни и деятельности. «Каж дый советский человек,—го ворится в Программе КПСС,— своим трудом приближает торжество коммунизма». Па этой глубокой привер женности членов нашего об ще с т в а коммунистическим идеалам стараются сыграть современные поборники пра вославия. П своих проповедях и статьях они внушают ве рующим, будто социальные идеалы коммунизма в боль шинстве своём иопросту заим ствованы из библии. «...Есть с- многое,—говорится в одной из статей,—что заимствовано у церкви многими политиче скими доктринами и програм мами. Питая в них о братстве, равенстве и свободе, о правах • человека и равноправии наций, о свободе религий и слова, о сотрудничестве и взаимном уважении народов, о праве на труд, отдых и образование, мы уже знаем источник этих возвышенных заданий—еван гелие...». 1 ) При этом мысль о близости социальных идеалов комму низма и христианства объяв ляется общепризнанной, якобы никогда не отрицавшейся православной церковью. Подобные утверждения цер ковников являются чистейшим вымыслом. Ни по происхожде нию, ни посвоему содержанию социальные идеалы коммуниз ма и христианства не имеют ничего общего. МЕЖДУ СОЦИАЛИЗМОМ И ХРИСТИАНСТВОМ ПРОПАСТЬ Поскольку современные апо- логеты православия утверж дают, будто церковь всегда одобряла социальные принци пы коммунизма, нам придётся сделать небольшой экскурс в прошлое. Социальные идеалы комму низма сложились в ходе рево люционной борьбы пролетариа та как отражение в сознании трудящихся объективных за конов общественного развития, как выражение их коренных интересов. Своё теоретическое выражение и обоснование эти идеалы получили в марксист ско-ленинской теории научного социализма и коммунизма. Как только идеи научного социализма стали распростра няться среди народных масс России, православная церковь забила тревогу. Столпы бого словия и церковные проповед ники обрушились на социа листическое учение как на своего главного и самого опас- , ного идейного противника. -Г Одназа другой стали появ ляться газетные заметки и журнальные статьи, брошюры и книги, авторы которых еди нодушно заявляли, что идеи социализма абсолютно несов местимы с основными положе ниями христианства. Вот лишь некоторые из этих заявлений: «Христианство и социализм относятся один к другому, как огонь к воде», «социализм и христианство говорят на различных языках... они не поймут друг друга, дышат противоположным д ухом », «христианство несовместимо с социализмом». О ясном понимании церков- никам и противоположности идей социализма и христиан ства говорит и тот факт, что в июне 1909 года Синод ут вердил «Программу для пре подавания в духовных семи нариях сведений по обличению социализма», цель которой была сформулирована с пре дельной чёткостью: «показать полнуюнесовместимостьсоциа лизма с христианством и его враждебность коХристу». При этом составитель программы подчёркивал, что при разборе различных социалистических идей и направлений «наиболь шее внимание должно быть обращено на самый боевой социализм,—это на научный социализм, который проводится в жизнь социал-демократией». Церковники всячески под чёркивали, что расхождения между социализмом и христи анством не сводятся к част ностям и отдельным деталям, а охватывают весь круг со циальных идей и принципов, формулируемых каждым из этих мировоззрений. Сущест вует, заявляли они,«пропасть между христианством и со циализмом не только в сред ствах, но и в целях, идеалах, в понятиях о добре или в том, что теперь любят назы вать «идеологией», а потому в строении жизни или на пути к лучшему будущему христианство и социализм друг другу не попутчики». Таковы факты. А они убе дительнее всяких слов говорят о том, что православная цер ковь далеко не всегда говори ла о близости между социаль ными идеалами коммунизма и христианства. Лишь после того как церковники убеди лись в могучей притягатель ности идеалов коммунизма для широчайших народных масс, они стали пытаться использо вать эти идеалы в своих ин тересах. И ЦЕЛИ И СРЕДСТВА РА ЗНЫЕ Несовместимость социаль ных идеалов коммунизма и христианства ярко обнаружи вается уже при сопоставлении тех целей и задач, которые ставит перед людьми каждое из этих мировоззрений. Идеалы коммунизма направ ляют внимание людей на соз дание счастливой жизни на земле, на реальную жизнь человека со всеми её нуждами и заботами, указывают трудя щимся конкретные пути пере устройства общества на нача лах социального равенства и справедливости. Имено бли зость этих идеалов коренным интересам народа привлекла на их сторону миллионы тру дящихся царской России, сде лавших социализм своимидей ныморужием в борьбе с эк сплуатацией и угнетением, в борьбе за построение бесклас сового общества. «Современ ный сознательный рабочий,— говорил В. И. Ленин,—...отбра сывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоря жение попов и буржуазных ханжей, завоёвывая себе луч шую жизнь здесь на земле. Современный пролетариат ста новится на сторону социализ ма, который... освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь». Построив социалистическое общество в нашей стране, со ветские люди делают всё для того, чтобы в исторически кратчайшие сроки осуществить переход к коммунизму. I в этой гигантской работе по утверждению самого справед ливого общественного строя они руководствуются социаль ными идеалами коммунизма, начертанными Программой КПСС. Согласно христианскому ве роучению, земное существова ние человека, кратковремен ное и малозначительное, не имеет самостоятельной цен ности. Оно имеет смысл лишь как подготовительная сту пень для перехода в вечную жизнь за гробом. Церковники внушают верующим, что забо ты об устройстве своего зем ного бытия не должны зани мать центрального места в жизни и деятельности чело века. «Будем приучаться смотреть на всё земное глаза ми вечной жизни, очами на шей веры, —поучают они ве рующих, — тогда многое из того, что здесь представляет ся великим, драгоценным, бу дет казаться не имеющим цены и развеется перед на ми...». Реакционный смысл подоб ных проповедей очевиден. Они внушают верующим пренебре жение к активной деятельно сти на благо земной жизни, на благо коммунизма. По-разному смотрят комму низм и христианство и на пути и средства реализации социальных идеалов. Поставив перед советскими людьми благородную цель- создание самых совершенных общественных отношений, — коммунизм вместе е тем ука зывает им верный путь к до стижению этой цели. Это — путь самоотверженного слу жения Родине, активного уча стия в коммунистическом строительстве, путь упорного преодоления трудностей. Совершенно иной путь до стижения своих идеалов пред лагает христианство. Верую щим внушается, что главное —это упование на волюгоспо да бога, молитва, участие в богослужении, соблюдение требо ван ий христианского культа. Молись,взывай к ми лости господней, учат ' цер ковные проповедники своих слушателей, и бог поможет тебе. Другим, не менее важным, чем молитва, средством до стижения христианских идеа лов церковники считают стра дания; терпеливое перенесение человеком несчастий, болезней и бед. Имено страдания, ис пытанные людьми здесь, на земле, обеспечивают им, по у тв ерждению духовенства, райское блаженство в загроб ном мире. «Всякое страдание, —говорится в одной из пропо ведей,—оказывает душе вели кую пользу и нередко бывает необходимо для нас, как огонь, очищающий золото». Пропагандируемый современ нымиапологетами православия культ человеческих страданий глубоко чужд советским лю дям, всей нашей жизнеутвер ждающей деятельности. Такова цена измышлениям церковников о близости ком мунистических и христианских социальных идеалов. НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРЕТЕНЗИИ Метод, к которому обычно прибегают церковники, чтобы убедить верующих в мнимой близости социальных принци пов коммунизма и христиан ства, весьма несложен. Берёт ся соответствующее положе ние «священного писания» и при полном пренебрежении к контексту произвольно тол куется в нужном для церкви направлении. Разоблачая фальсификаторский характер этого метода, Ф. Энгельс пи сал: «...Если немногие места из библии и могут быть истол кованы в пользу коммунизма, те весь дух её учения, одна ко, совершенно враждебен ему, как и всякому разумному на чинанию». Посмотрим, как пользуются подобным методом современ ные апологеты православия. Исходя из утверждения, будто в евангелии «коренят ся... социальные преобразова ния нашей эпохи», церковники уверяют своих слушателей и читателей, что прототипом каждого из социальных идеа лов коммунизма является яко бы то или иное положение библии. Апологеты правосла вия заявляют, в частности, будто присущее коммунисти ческой идеологии резко отри цательное отношение к угне тению человека человеком предвосхищено в евангелиях. Трудно представить себе боль шее искажение истины, В действительности, хри стианство не только не виде ло в угнетении чего-то недо пустимого, но и всегда об ращалось к угнетённым с од ними и теми же наставления ми: «Слуги, со всяким стра хом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым». Раскрывая п о д л и н н ое отношение христианства к уг нетению, К. Маркс писал: «Социальные принципы хри стианства оправдывали антич ное рабство, превозносили средневековое крепостничест во и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата». Одним из важных социаль ных идеалов коммунизма, успешно претворяемых в жизнь советскими людьми, является построение бесклас сового общества. Построение коммунизма в нашей стране завершает начатый ещё в период строительства социа лизма процесс установлении подлинного социального ра венства всех граждан. «При коммунизме, — говорится в Программе КПСС,—все люди будут иметь равное положе ние в обществе, одинаковое отношение к средствам про изводства, равные условия труда и распределения и ак тивно участвовать в управ лении общественными дела ми». Как же относится к идее равенства современное право славиеР Церковники, ничтоже сумняшеся, заявляют, будто коммунистический идеал со циального равенства—всего лишь слабое подобие того, что давно уже было провозг лашено христианством. Между тем, согласно и ду ху и букве «священного пи сания», деление общества на богатых и бедных вечно и неизменно, ибо является ре зультатом «божьей воли». Да и современные церковные проповедники п р и з н а ют , ссылаясь на библию, что «бедность и богатство — от господа. Богатого и бедного создал господь». Правда, в библии говорится и о равен стве, но во всех случаях имеется в виду иллюзорное равенство всех людей перед богом во грехах. К реальному равенству, ко торое осуществляется в на шей стране, православие не имеет никакого отношения. Напротив, его поборники сде лали всё, чтобы помешать трудящимся царской России покончить с социальным не равенством. «Недостаток и бедность,—-внушали они на родным массам,—всегда бу дут существовать в челове честве, потому что они обу словливаются неизменностью природы, дающей одним мно го, другим—мало». Следовательно, к решению и этой проблемы коммунизм и христианство подходят с диа метрально противоположных позиций. Внимательное рассмотрение социальных идеалов комму низма и христианства воочию показывает их полную про тивоположность. Только ком мунистические идеалы отве чают интересам трудящихся, в том числе и верующих, только они ведут к утверж дению счастливой и радост ной жизни, торжеству социа льной справедливости и под линного братства. Журнал „Неука и религия" № I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz