Кировец. 1963 г. (г. Липецк)

Кировец. 1963 г. (г. Липецк)

: Б ПОМОЩЬ I 1 АГИТАТОРУ 1 ПРАВОСЛАВИЕиСОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ КОММУНИЗМА г-т-^деи коммунизма прочно ) 1 [ утвердились в созна- “ "■ нии советских людей. Борьба за их реализацию составляет содержание нашей жизни и деятельности. «Каж­ дый советский человек,—го­ ворится в Программе КПСС,— своим трудом приближает торжество коммунизма». Па этой глубокой привер­ женности членов нашего об­ ще с т в а коммунистическим идеалам стараются сыграть современные поборники пра­ вославия. П своих проповедях и статьях они внушают ве­ рующим, будто социальные идеалы коммунизма в боль­ шинстве своём иопросту заим­ ствованы из библии. «...Есть с- многое,—говорится в одной из статей,—что заимствовано у церкви многими политиче­ скими доктринами и програм­ мами. Питая в них о братстве, равенстве и свободе, о правах • человека и равноправии наций, о свободе религий и слова, о сотрудничестве и взаимном уважении народов, о праве на труд, отдых и образование, мы уже знаем источник этих возвышенных заданий—еван­ гелие...». 1 ) При этом мысль о близости социальных идеалов комму­ низма и христианства объяв­ ляется общепризнанной, якобы никогда не отрицавшейся православной церковью. Подобные утверждения цер­ ковников являются чистейшим вымыслом. Ни по происхожде­ нию, ни посвоему содержанию социальные идеалы коммуниз­ ма и христианства не имеют ничего общего. МЕЖДУ СОЦИАЛИЗМОМ И ХРИСТИАНСТВОМ ПРОПАСТЬ Поскольку современные апо- логеты православия утверж­ дают, будто церковь всегда одобряла социальные принци­ пы коммунизма, нам придётся сделать небольшой экскурс в прошлое. Социальные идеалы комму­ низма сложились в ходе рево­ люционной борьбы пролетариа­ та как отражение в сознании трудящихся объективных за­ конов общественного развития, как выражение их коренных интересов. Своё теоретическое выражение и обоснование эти идеалы получили в марксист­ ско-ленинской теории научного социализма и коммунизма. Как только идеи научного социализма стали распростра­ няться среди народных масс России, православная церковь забила тревогу. Столпы бого­ словия и церковные проповед­ ники обрушились на социа­ листическое учение как на своего главного и самого опас- , ного идейного противника. -Г Одназа другой стали появ­ ляться газетные заметки и журнальные статьи, брошюры и книги, авторы которых еди­ нодушно заявляли, что идеи социализма абсолютно несов­ местимы с основными положе­ ниями христианства. Вот лишь некоторые из этих заявлений: «Христианство и социализм относятся один к другому, как огонь к воде», «социализм и христианство говорят на различных языках... они не поймут друг друга, дышат противоположным д ухом », «христианство несовместимо с социализмом». О ясном понимании церков- никам и противоположности идей социализма и христиан­ ства говорит и тот факт, что в июне 1909 года Синод ут­ вердил «Программу для пре­ подавания в духовных семи­ нариях сведений по обличению социализма», цель которой была сформулирована с пре­ дельной чёткостью: «показать полнуюнесовместимостьсоциа­ лизма с христианством и его враждебность коХристу». При этом составитель программы подчёркивал, что при разборе различных социалистических идей и направлений «наиболь­ шее внимание должно быть обращено на самый боевой социализм,—это на научный социализм, который проводится в жизнь социал-демократией». Церковники всячески под­ чёркивали, что расхождения между социализмом и христи­ анством не сводятся к част­ ностям и отдельным деталям, а охватывают весь круг со­ циальных идей и принципов, формулируемых каждым из этих мировоззрений. Сущест­ вует, заявляли они,«пропасть между христианством и со­ циализмом не только в сред­ ствах, но и в целях, идеалах, в понятиях о добре или в том, что теперь любят назы­ вать «идеологией», а потому в строении жизни или на пути к лучшему будущему христианство и социализм друг другу не попутчики». Таковы факты. А они убе­ дительнее всяких слов говорят о том, что православная цер­ ковь далеко не всегда говори­ ла о близости между социаль­ ными идеалами коммунизма и христианства. Лишь после того как церковники убеди­ лись в могучей притягатель­ ности идеалов коммунизма для широчайших народных масс, они стали пытаться использо­ вать эти идеалы в своих ин­ тересах. И ЦЕЛИ И СРЕДСТВА РА ЗНЫЕ Несовместимость социаль­ ных идеалов коммунизма и христианства ярко обнаружи­ вается уже при сопоставлении тех целей и задач, которые ставит перед людьми каждое из этих мировоззрений. Идеалы коммунизма направ­ ляют внимание людей на соз­ дание счастливой жизни на земле, на реальную жизнь человека со всеми её нуждами и заботами, указывают трудя­ щимся конкретные пути пере­ устройства общества на нача­ лах социального равенства и справедливости. Имено бли­ зость этих идеалов коренным интересам народа привлекла на их сторону миллионы тру­ дящихся царской России, сде­ лавших социализм своимидей­ ныморужием в борьбе с эк­ сплуатацией и угнетением, в борьбе за построение бесклас­ сового общества. «Современ­ ный сознательный рабочий,— говорил В. И. Ленин,—...отбра­ сывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоря­ жение попов и буржуазных ханжей, завоёвывая себе луч­ шую жизнь здесь на земле. Современный пролетариат ста­ новится на сторону социализ­ ма, который... освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь». Построив социалистическое общество в нашей стране, со­ ветские люди делают всё для того, чтобы в исторически кратчайшие сроки осуществить переход к коммунизму. I в этой гигантской работе по утверждению самого справед­ ливого общественного строя они руководствуются социаль­ ными идеалами коммунизма, начертанными Программой КПСС. Согласно христианскому ве­ роучению, земное существова­ ние человека, кратковремен­ ное и малозначительное, не имеет самостоятельной цен­ ности. Оно имеет смысл лишь как подготовительная сту­ пень для перехода в вечную жизнь за гробом. Церковники внушают верующим, что забо­ ты об устройстве своего зем­ ного бытия не должны зани­ мать центрального места в жизни и деятельности чело­ века. «Будем приучаться смотреть на всё земное глаза­ ми вечной жизни, очами на­ шей веры, —поучают они ве­ рующих, — тогда многое из того, что здесь представляет­ ся великим, драгоценным, бу­ дет казаться не имеющим цены и развеется перед на­ ми...». Реакционный смысл подоб­ ных проповедей очевиден. Они внушают верующим пренебре­ жение к активной деятельно­ сти на благо земной жизни, на благо коммунизма. По-разному смотрят комму­ низм и христианство и на пути и средства реализации социальных идеалов. Поставив перед советскими людьми благородную цель- создание самых совершенных общественных отношений, — коммунизм вместе е тем ука­ зывает им верный путь к до­ стижению этой цели. Это — путь самоотверженного слу­ жения Родине, активного уча­ стия в коммунистическом строительстве, путь упорного преодоления трудностей. Совершенно иной путь до­ стижения своих идеалов пред­ лагает христианство. Верую­ щим внушается, что главное —это упование на волюгоспо­ да бога, молитва, участие в богослужении, соблюдение требо ван ий христианского культа. Молись,взывай к ми­ лости господней, учат ' цер­ ковные проповедники своих слушателей, и бог поможет тебе. Другим, не менее важным, чем молитва, средством до­ стижения христианских идеа­ лов церковники считают стра­ дания; терпеливое перенесение человеком несчастий, болезней и бед. Имено страдания, ис­ пытанные людьми здесь, на земле, обеспечивают им, по у тв ерждению духовенства, райское блаженство в загроб­ ном мире. «Всякое страдание, —говорится в одной из пропо­ ведей,—оказывает душе вели­ кую пользу и нередко бывает необходимо для нас, как огонь, очищающий золото». Пропагандируемый современ­ нымиапологетами православия культ человеческих страданий глубоко чужд советским лю­ дям, всей нашей жизнеутвер­ ждающей деятельности. Такова цена измышлениям церковников о близости ком­ мунистических и христианских социальных идеалов. НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРЕТЕНЗИИ Метод, к которому обычно прибегают церковники, чтобы убедить верующих в мнимой близости социальных принци­ пов коммунизма и христиан­ ства, весьма несложен. Берёт­ ся соответствующее положе­ ние «священного писания» и при полном пренебрежении к контексту произвольно тол­ куется в нужном для церкви направлении. Разоблачая фальсификаторский характер этого метода, Ф. Энгельс пи­ сал: «...Если немногие места из библии и могут быть истол­ кованы в пользу коммунизма, те весь дух её учения, одна­ ко, совершенно враждебен ему, как и всякому разумному на­ чинанию». Посмотрим, как пользуются подобным методом современ­ ные апологеты православия. Исходя из утверждения, будто в евангелии «коренят­ ся... социальные преобразова­ ния нашей эпохи», церковники уверяют своих слушателей и читателей, что прототипом каждого из социальных идеа­ лов коммунизма является яко­ бы то или иное положение библии. Апологеты правосла­ вия заявляют, в частности, будто присущее коммунисти­ ческой идеологии резко отри­ цательное отношение к угне­ тению человека человеком предвосхищено в евангелиях. Трудно представить себе боль­ шее искажение истины, В действительности, хри­ стианство не только не виде­ ло в угнетении чего-то недо­ пустимого, но и всегда об­ ращалось к угнетённым с од­ ними и теми же наставления­ ми: «Слуги, со всяким стра­ хом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым». Раскрывая п о д л и н н ое отношение христианства к уг­ нетению, К. Маркс писал: «Социальные принципы хри­ стианства оправдывали антич­ ное рабство, превозносили средневековое крепостничест­ во и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата». Одним из важных социаль­ ных идеалов коммунизма, успешно претворяемых в жизнь советскими людьми, является построение бесклас­ сового общества. Построение коммунизма в нашей стране завершает начатый ещё в период строительства социа­ лизма процесс установлении подлинного социального ра­ венства всех граждан. «При коммунизме, — говорится в Программе КПСС,—все люди будут иметь равное положе­ ние в обществе, одинаковое отношение к средствам про­ изводства, равные условия труда и распределения и ак­ тивно участвовать в управ­ лении общественными дела­ ми». Как же относится к идее равенства современное право­ славиеР Церковники, ничтоже сумняшеся, заявляют, будто коммунистический идеал со­ циального равенства—всего лишь слабое подобие того, что давно уже было провозг­ лашено христианством. Между тем, согласно и ду­ ху и букве «священного пи­ сания», деление общества на богатых и бедных вечно и неизменно, ибо является ре­ зультатом «божьей воли». Да и современные церковные проповедники п р и з н а ют , ссылаясь на библию, что «бедность и богатство — от господа. Богатого и бедного создал господь». Правда, в библии говорится и о равен­ стве, но во всех случаях имеется в виду иллюзорное равенство всех людей перед богом во грехах. К реальному равенству, ко­ торое осуществляется в на­ шей стране, православие не имеет никакого отношения. Напротив, его поборники сде­ лали всё, чтобы помешать трудящимся царской России покончить с социальным не­ равенством. «Недостаток и бедность,—-внушали они на­ родным массам,—всегда бу­ дут существовать в челове­ честве, потому что они обу­ словливаются неизменностью природы, дающей одним мно­ го, другим—мало». Следовательно, к решению и этой проблемы коммунизм и христианство подходят с диа­ метрально противоположных позиций. Внимательное рассмотрение социальных идеалов комму­ низма и христианства воочию показывает их полную про­ тивоположность. Только ком­ мунистические идеалы отве­ чают интересам трудящихся, в том числе и верующих, только они ведут к утверж­ дению счастливой и радост­ ной жизни, торжеству социа­ льной справедливости и под­ линного братства. Журнал „Неука и религия" № I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz