Кировец. 1963 г. (г. Липецк)
НАЧИСТОТУ, ТАК НАЧИСТОТУ! Не удин ли йтес ь. Иван На- сильевич, ноявлению этого пись ма в газе те. Я вы полняю вашу просьбу: хочу расска зать, о том. как Липецкий тракторный завод, один из крупных в республике, не справился с планом и обязатель ствами минувшего года. —Опишите эту историю!—гневно восклицали вы.—Пусть она будет уроком на будущее!" Нельзя с вами не согласиться. Са мое время сейчас поразмыслить над уроком недавнего прошлого. Пятый из семи взял старт. В январе новые обязательства принимать—в Липецке и Воронеже, в Курске и Белгороде... Так что вы правы—пример Липецкого тракторного представляет обществен ный интерес. Но, Иван Васильевич, придётся поведать не совеем ту историю, какую г с горечью просили предать гласности вы. В цехах её дополнили, внесли существенные коррективы. Боюсь, что в итоге получился совеем другой вариант. В чём вы видите корень зла? Больше часа рассказывали в парт коме о том, как исключительно тяжело * 1 сложился минувший год для коллекти ва. Заводу увеличили план, причём очень резко." Во всей сложносш и новизне встала ироблема освоения производства нового трактора «Т-40». Плюс непредвиденные трудности. Сор вали поставку двигателей для новой машины—вынужденный простой, слов но камень, потянул завод вниз. А нехватка площадей? Только летом, спустя полгода, работники ВСНХ приехали на завод и, походив по цехам, признали: не критиковать ф. помочь нужно, И быстрее! Да, вы были откровенны, Иван Васильевич, сказали почти всё... •—Нельзя ли посмотреть заводские обязательства за прошлый год? — спросил я, —Какие там обязательства, если алан нереальный! Туман один. Про учу грамму как выполнить—и то не знали. А на заводском дворе—яркие стяги: X производительность труда повысить на столько-то, себестоимости снизить на столько-то... -Впрочем, сейчас поищем,—поду мав, неожиданно добавили вы. И нашли. Двадцать пунктов, в своё время тщательно «подработанных» в цехах и парткоме. Тракторный предлагал всем труженикам Липецка начать соревнование за высокую производи тельность труда и культуру производ ства. Коллектив хотел сам показать в том пример! Й вот финал. Стыдно даже доста вать обязательства: всё. что обещано, на поверку оказалось звонкой, но пустой фразой. "Ваше глубокое убеждение: первый камень на" пути нового трактора положили владимирцы. Вначале они отгрузили бракованные двигатели- десятки готовых машин пришлось разобрать. Затем до конца первого квартала вообще ничего не дали. А если бы не это, если бы двига тели были? Вы уверены, что новая машина пошла бы? Вспомним,чем жил коллектив, что его больше всего волновало в те ян варские дни. Прежде всего собствен ная неподготовленность к выпуску колёсного трактора. Два года отраба тывали новую машину, и тем не ме- Письмо секретарю парткома Липецкого тракторного завода И. В, Ко л п а к о в у нее план её серийного производства застиг завод врасплох. Технические службы буквально подвели. Около 2.000 деталей для «Т-4И» оказались негодными. Примерно столько же при шлось создавать взамен. А четыре с половиной тысячи всяких конструк тивных поправок, которые претерпела машина и до своего рождения, и по- 'том, уже на конвейере! В конце января на заводском пар тийно - хозяйственном активе, где, кстати, и были приняты обязательст ва, вы сами говорили: —Внешние помехи есть. По не они —главное. Плохо используем свои резервы—вот наша беда! Как же коммунисты завода в такой момент остались в стороне? Если ре зервы-главное, почему партийная ор ганизация не повела за собой коллек тив, не подчинила этому главному всю свою организаторскую и. воспита тельную работу? Так взяли старт. Но всё ещё было впереди. Комплектующие узлы стали поступать лучше. Отладили более или менее технологию... Что же ещё ме шало? Теперь со всей остротой вста ла проблема площадей. Их явно не хватало для того, чтобы из месяца в месяц увеличивать вы пуск новых тракторов. Тут бы побы стрее ввести в строй новые цехи, рае-' ширить действующие! Руководители завода —увы! — растерялись. Всё; свои надежды возложили на помощь извне. Одно за другим слали письма в обком,в ВСНХ. "А многие вопросы реконструкции предприятия не решали. Возьмите термический цех—ахилле сову пяту завода. Деталей отсюда не дождёшься. Простаивают поточные ли нии, главный конвейер. Почему? На чальник цеха С. Игнатов с горькой усмешкой объясняет: —Мощностей не хватает—один от вет, Не поверите, даже кабинетом по жертвовал, чтобы место высвободить, лишний агрегат поставить. Кому нужны эти жертвы? Не дошло бы до этого, если бы своевременно ввели в строй новое отделение терми ческой обработки шестерён. Когда первый срок пуска планировали? В августе. А последний? Партком спе циально заслушал этот вопрос, по становил: к 15 декабря. И вот ян варь наступил, а новое отделение но- прежнему"«на выходе». Возводит его заводской отдел капи тального строительства,, в помощь ему подключены службы главного энерге тика и механика. Почему же они медлят? Предвижу ваше возражение: наш оке—не трест. Возможности не ахти какие. Средств в обрез. Не раз слышал я на заводе эти- со ображения. Всё-таки удивляться есть чему, Иван Васильевич.* Надо *даже возмущаться! Построили конвейер от кузнечного к первому тракторному цеху. Соору жение могучее: чуть ли не через по ловину заводского двора перекину лось, Идут . месяцы—конвейер недви жим. Заготовки из кузнечного на ма шинах возят. Прямо в пролёт грузо вики въезжают. Сутолока, Теснота. Детали на рабочих местах ждут, гон цы из разных цехов наседают: «По чему же конвейером не воспользуе тесь?». «А кто знает,—отвечают,—- не рассчитан на детали нового трак тора, обходимся...», Вот тебе и на! Вам-т.о известно, какие средства на конвейер ухлопали, сколько тон металла, сколько рабочих было заня то, И ни копейки отдачи! Нужно ли писать о других фактах неразумного хозяйствования? Не ду маю. Руководители завода сами пред ставляют, как проиграл коллектив из-за этих просчётов, из-за того, что реконструкция предприятия не была заблаговременно и до конца проду мана. В общем-тожили одним днём, не видели перспективы. А какой сде лали вывод? Это,. пожалуй, сейчас важнее всего. ( . Вы пригласили меня к директору завода В. Г. Ткачевскому. Он в свою очередь вызвал заместителя главно го инженера В. П, Николаева. —Покажите корреспонденту завод, —попросил он.—Что у нас было на начало года и что сделано. Покажите, как мы бурно растём! —Я вас понял,—коротко ответил. Николаев. . Конечно, бурно растёте, Иван Ва сильевич, У коллектива признанные заслуги. Речь-то, однако, не о том. Можно делать и больше, и лучше! Не странно ли, что именно этого не хотят понять руководители1завода? Вспомните, что было дальше, во втором полугодии, ВСНХ выделил заводу оборудование, освободил его от -производства двигателя для •гусе ничного трактора.; Появились новые площади для выпуска «Т-40». «Всё сразу же встало на свои места,—ут верждаете вы.—Из месяца в месяц даём больше тракторов».. Правильно. А во что обходится' каждый колёсный трактор? Себесто имость его на четыреста с лиш ним рублей выше плановой. Он дороже, чем старый, гусеничный. Адороги машины из-за штурмов щины, очень слабой технической во оружённости производства, низкой производительности и •культуры тру да. Это именно то, чему уделялось основное внимание в -двадцати пунк тах социалистических обязательств. На 26 декабря первый моторный цех только перевалил за половину своей месячной программы.' Сорок процентов её падало на оставшиеся дни. И всё же несколько 'специализи рованных линий стояло! Кузница не дала поковок и штам повок. подвели термический и за- 1 ' о т ови- телытый цехи. А . 4 1 О В куз ни це"? Мо- щ н о е те!, об‘- яеняют, не хватает. По вот подруч ный кузнеца Василий Двуреченский говорит: —Простои нас . замучили. Каждый день, считай, полсмены даром теряем. ■— Порядка нету, -добавляет куз нец Бирюков,—Молоты стоят—объяс нение всегда найдут: на переналадке, то да другое. Ни нарядов, ни норм, ни расценок не знаем. . В общем, Иван Васильевич, картина прояснилась. Факты убеждают: внут ренние заводские недостатки че ресчур серьёзны, чтобы можно было так легко сбрасывать их со счёта. Вряд ли кто доставит под сомнение справедливость претензий к ВСНХ. Только когда сам председатель О А. Афанасьев побывал в Липецке, ВСНХ оказал, наконец, заводу запоздалую помощь. Но совершенно* очевидно и другое: резервы на Липецком трактор ном исключительно велики, И они имеют прямое отношение к истории о том, почему предприятие не справилось с обязательствами. Надо ли это дока зывать, если на каждых двух произ водственных рабочих приходится три вспомогательных? Если, с к а же м. в чугунолитейномцех*е орак по сравне нию о предыдущим годом увеличился в 2,2 раза? Если нормы сплошь и ря- дом прикидывают на глазок, а план технических.мероприятий не выпол няется? Известно ли вам это? Конечно! И вы даже утверждаете; — Знаем, Принимаем меры... В том-тои беда, Иван Васильевич, что эти мерыредко достигают цели. Решений партком выносит достаточно. Вы показывали—за год набралось де сять папок. А что толку, если завод ские недостатки изживаются крайне медленно? Между тем сейчас, после ноябрьского Пленума ЦК, с ними осо бенно нельзя мириться. Видимо, Иван Васильевич, решительнее надо менять стиль и методы партийного руковод ства. К людям идти, в цехи на учасЛси, в бригады. Конкретными делами производство поднимать, Это—главное. От организаторской работы будет зависеть судьба плана и обязательств пятого года семилетки. Собственно, поэтому редакции и решила обратить ся к вам с письмом. Начистоту, так начистоту! В. ХУВЛАРОВ. за 8 января). (Газета „Советская Россия1 В горах Заилийского Алатау на высоте З.ЗоО метров над уровнем моря построена станция космических лучей Физического института имени П. Н, Лебедева. Работники станции будут изучать поток заряженных частиц, обрушивающихся на землю из миро вого океана. Сейчас в горах близ Алма-Аты в разгаре монтаж и наладка оборудования Его назна чение — фиксировать следы заряженных частиц, измерять их энергию, „улавливать- другие их свойства. Ведь маленькие частицы могут хранить большие загадки Вселенной. На снимке: младший научный сотрудник К, А. Котельников проверяет рабочий режим камеры Вильсона—прибора, с помощью кото рого будет фиксироваться след заряженных частиц. : Фотохроника ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz