Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

27 культура Ф Е С Т И В А Л Ь лантливых людей. Обидно, что огром- ный резерв замечательных исполните- лей не используется на полную мощ- ность. Я категорически против звёзд- ности, хоть это, быть может, и странно слышать из моих уст. – Это музыке звёзды не нужны, а мы же готовы идти за именем… – В аптеке брендовые лекарства стоят намного дороже «нераскрученных» аналогов. Так теперь и в музыке. Такая практика сложилась после Второй ми- ровой войны, когда Герберт фон Кара- ян стал применять в классической куль- туре принципы поп-индустрии. Напри- мер, я мало разбираюсь в винах, но по- стоянно читаю об этом, расширяю свои познания и представления о виноделии и вкусе. И доверяю экспертам. В музы- ке всё происходит примерно так же… В мире несколько десятков очень силь- ных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но пу- блика о них не знает. Или не хочет знать. С этой ситуацией я могу бороть- ся только так: рекомендовать малоиз- вестных исполнителей, которых с удо- вольствием слушаю сам. Например, Варвара Мягкова – она почти не играет на сцене, а занимается репетиторством. Когда я её услышал, пригласил на свой фестиваль. Ещё одно имя – Юрий Фа- ворин, исполняющий нестандартные, сложные произведения просто косми- чески. – Вы говорите, что до сих пор получаете удовольствие от перелётов. Вам нравит- ся летать, потому что в самолёте можете заниматься чем-либо ещё помимо музы- ки и там нет рояля? – В самолёте мне удаётся смотреть фильмы. Вот недавно открыл для себя сериал «Домашний арест». Сценарист Семён Слепаков будто провидел мета- морфозы Зеленского: как простой че- ловек становится мэром и что с ним по- том происходит. – Кто-то концентрируется на чём-то од- ном, а кому-то и целого мира мало. Вы – из последних. Уже и в кино снялись. Что дальше? – В кино меня пригласили, и я с радо- стью согласился. Тем более напрягать- ся было не нужно – играл самого себя практически. У меня много интересов. Сейчас мы с друзьями затеяли открыть ресторан, в котором будет звучать только народная музыка, которую я обожаю. И звучать она станет не только со сцены– будут петь и артисты, и посе- тители. Эта музыка должна «жить» за столом, на сцене ей тесно, ей нужна естественная обстановка. – Вы обратились к фольклору уже будучи не просто сложившимся, а известным и признанным классическим музыкантом. Как происходило это осознание, что на- род не дурак и создал поистине уникаль- ное явление культуры? – Ощущения от познания народного искусства очень приятные. Когда нас учат в музыкальных школах, то многое переворачивают с ног на голову. Для детей-музыкантов всё начинается с Баха. А народная музыка не изучается, ею пренебрегают. А ведь такие великие композиторы, как Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Стравин- ский, корнями уходили в народное творчество и писали свои шедевры, от- талкиваясь именно от фольклора. Ге- оргий Свиридов сетовал, что русские разучились петь свои песни. – Какая музыка сейчас вас увлекает? – В последнее время моё сердце отдано Скрябину, который к фольклору не имеет никакого отношения. Его музыка для меня – космическая, инопланет- ная, совершенная. Но и фольклору я остаюсь верен. Мне вообще нравится атмосфера жизни на- родных исполнителей. В мире «класси- ков» много снобизма, а у народников всё проще, традиционнее. На академи- ческой сцене как ни сыграешь, а най- дётся, кто скажет, что Шопен или Мо- царт у меня – не тот. Будто они точно знают, как играть Шопена и Моцарта! Чушь! Но ведь музыка – она для удо- вольствия! Вот народные исполнители получают истинное удовольствие от музыки и стараются этим делиться с людьми, за что я их и обожаю. – В вашей городской квартире стоит рус- ская печка. Зачем? – Это воплощение мечты! Сейчас всё больше людей устремляется из городов в деревни, на природу. Амне хотелось и в городской квартире вернуться к кор- ням. – А фортепиано – это был ваш выбор? – Я думаю, что родился пианистом. И спасибо родителям, что вовремя заме- тили мои способности. – Вы отдаёте предпочтение Чехову и До- влатову, а не Достоевскому и Толстому? Вам также свойственна рефлексия, как и чеховским героям? – Всё проще: я люблю людей с юмо- ром больше, чем даже самых умных и глубоких философов. Я ни в коем слу- чае не сравниваю Чехова и Достоев- ского, но приятнее читать Антона Павловича. – В одном из интервью вы вспомнили за- мечательную пианистку Марию Вениами- новну Юдину, которая всю свою нелёг- куюжизнь прожила в бедности, но имела смелость ответить Сталину, что весь свой гонорар за запись концерта во время вой- ны отдаст на восстановление храма, при- хожанкой которого является, и будет в нём за него молиться. И вы сказали, что не смогли бы так. Её укрепляло правосла- вие, а что – вас? Ведь вы и сегодня може- те открыто выражать своё мнение, зача- стую идущее вразрез с кругом людей, в котором существуете. – Слава Богу, сегодня Сталина нет. Се- годня можно говорить разное и по раз- личным поводам. Меня же держат моя традиционность и здравый смысл. Хотя много курю, а это противоречит здравому смыслу… – Спасибо за беседу, Борис Вадимович. . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: В мире несколько десятков очень сильных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но публика о них не знает. Или не хочет знать. С этой ситуацией я могу бороться только так: рекомендовать малоизвестных исполнителей, которых с удовольствием слушаю сам. Например, Варвара Мягкова – она почти не играет на сцене, а занимается репетиторством. Когда я её услышал, пригласил на свой фестиваль. Ещё одно имя – Юрий Фаворин, исполняющий нестандартные, сложные произведения просто космически № 24 (562), 10 – 16 июня 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz