Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

26 культура Ф Е С Т И В А Л Ь Г остем третьего фестивального дня стал выдающийся музыкант совре- менности, неординарная личность, заслуженный артист России Борис Бе- резовский. Накануне концерта маэстро дал эксклюзивное интервью «Итогам недели». – Борис Вадимович, вас в Липецке ждали давно, и, как вы понимаете, с нетерпени- ем. Фестиваль носит имя Хренникова, вы соприкасались лично или творчески с Ти- хоном Николаевичем? – Я дружу с замечательным нашим ком- позитором Александром Чайковским – учеником Хренникова. Александр Вла- димирович всегда отзывается о Тихоне Николаевиче очень тепло, говорит о нём, как об интересном и разноплано- вом человеке, потрясающем педагоге. Я в своё время даже хотел выучить Пер- вый фортепианный концерт Хреннико- ва – очень, на мой взгляд, авангардное сочинение. Но руки, к сожалению, так и не дошли… А в детстве я, конечно, ис- полнял его Третий концерт, люблю его скрипичный концерт. Хренников – это человек-легенда. И не только в отече- ственной культуре. И, слава Богу, что он был, потому что многое сделал на посту председателя Союза композиторов Со- ветского Союза. Рад, что здесь, на роди- не Тихона Николаевича, могу выразить своё почтение этому человеку! – После смены строя в нашей стране имя Хренникова, его творчество оказались далеко не на первых ролях, и даже не на вторых… – Да, к сожалению, вмешалась полити- ка. Но пострадал не только Хренников, Хачатуряну ведь досталось не меньше… Они ассоциировались с советским ис- теблишментом. Но музыкальный талант-то здесь абсолютно ни при чём! Время всё расставит на свои места. Уже сегодня политическая горячка спадает. Так что, надеюсь, скоро произведения Тихона Хренникова станут чаще испол- нять. – Вас называют человеком-импровиза- цией. И вы абсолютно это подтвердили, приехав в Липецк не на поезде, как мы вас ждали, а на машине. Такая свобода – в движении, в принятии решений, в суж- дениях – была вам присуща изначально или она появилась, когда вы сумели за- работать имя и известность? – Свобода мне необходима всегда. И чем её больше, тем лучше. Хотя, если её слишком много, тоже нехорошо. Нужен баланс, который я стараюсь соблюдать. Например, я могу отменить концерт, если не готов на сто процентов. И счи- таю: лучше не сыграть и подвергнуться обструкции, чем выступить как попало, не в полную силу. Меня многие за это осуждают. Но мне такая свобода необ- ходима: если не чувствую, что могу и хочу играть, не выхожу на сцену. – Хороших пианистов в мире много, а «выстреливают» десятки и даже едини- цы. У подножия Олимпа музыкантов ка- тегорически больше, нежели на верши- не. Понимаю, что нужно везение и всё остальное… – Я с этим наблюдением совершенно согласен, но считаю, что эту порочную практику нужно менять. Звёздность в классической музыке совершенно ни к чему. Она вредна. Другой вопрос: чем заменить эту систему? Также мне не нравится, когда начинают эксплуати- ровать талантливых детей. Я против детских конкурсов. Я за то, чтобы та- ланты были замечены, но не соревно- вательным путём. Им нужно уделять повышенное внимание, но не насило- вать их возможности… – Если эти таланты не Кисины… – Кстати, Кисину хорошо в своё время помог именно Тихон Николаевич Хренников. Как и Репину, и Венгерову. Это хорошая тема – выход из тени та- Свобода мне необходима всегда. И чем её больше, тем лучше Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: № 24 (562), 10 – 16 июня 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz