Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

32 культура Т РА Д И Ц И Я ческийпианист Борис Березовский. Ко- нечно, я предупреждаю детей, что в культуре, особенно традиционной, де- нег не заработаешь, зато душу сохра- нишь. Если мы не будем что-то делать для сбережения нашей культуры и тра- диции, она умрёт. И с чем жить тогда? Для создателя фольклорного ансамбля «Туесок» из елецкой школы искусств № 2 Елены Знаменской южно-русская песенная традиция некорневая, но лю- бимая. Сама Елена из Ижевска, удмурт- ской столицы. Но, поступив в Воронеж- скую академию искусств, влюбилась в наши песни и, выйдя замуж в Елец, ор- ганизовала в древнем городе детский фольклорный ансамбль с говорящим названием «Туесок». – «Туесок» – это берестяная кадушеч- ка, короб, в который мы – и дети, и взрослые – вкладываем свою душу, знания, умения, любовь к народному искусству, – поясняет ЕленаМихайлов- на. – Первых деток я набрала в 2010 году, сейчас у нас учатся семьдесят ре- бят. Мы поём песни как белгородско- воронежского пограничья, так и мест- ные – елецкие, липецкие. В нашеммире хватает чужого, и мы стали забывать свои корни. А мои ученики уже знают многие традиции, обычаи и стараются делиться своими знаниями с друзьями, одноклассниками. Буквально на днях мы победили на Международном кон- курсе в Сочи «Союз талантов России». Нам многому предстоит научиться, но главное, зерно в почву уже положено. Участвовать в нынешних «Рождествен- ских встречах» для нас огромная честь, значит, мы всё делаем правильно. Вы- ходить на одну сцену с «Волей», «Пере- секом», «Воскресением», «Народным праздником», с бабушками из Дёмкино и Колыбельского – это настоящий праздник! И память на всю жизнь! Вместе с Еленой Знаменской на фести- вале сдавала двойной экзамен перед своими педагогами – Кристаллиной Леонидовной Иващенко и Галиной Яковлевной Сысоевой – тоже выпуск- ница Воронежской академии искусств Наталья Перчаткина, руководитель фольклорного ансамбля «Канарейка» Студии народного искусства Театра танца «Казаки России»: – Мы занимаемся изучением средне- русской традиции, поём белгородские, липецкие песни и казачьи, конечно. Нам пять лет, а сегодня я впервые пока- зывала своих детей перед своими учи- телями и безумно волновалась. Когда я пришла работать в «Казаки России», мне захотелось познакомить детей с настоящей традиционной песней на- шей земли. Так что теперь в нашем ре- пертуаре и казачьи песни, и народные, а теперь уже и фольклор. Мужской фольклорный дуэт «Арепей» детским не назовёшь. Единственное, «родился» он в 2017 году, так что воз- раст его совсем юный, а вот участники – мастера своего дела: создатель дуэта Владимир Крысанов, заведующий от- делением «Сольное и хоровое народ- ное пение» Липецкого колледжа ис- кусств, и певун Михаил Колотев. – «Арепей» – распространённый в на- родной культуре солярный знак, орна- № 2 (540), 14 – 20 января 2019 г. Е щё один собеседник «Итогов недели» – Иван Николаевич Карачаров, руководитель фольклорного ансамбля «Пересек» Белгородского государственного центра народного творчества, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии правительства РФ «Душа России», кандидат искусствоведения. – В 2017 году ансамбль отметил тридцатилетие. Иван Николаевич, почему «Пересек»? – Пересек – народная форма полиритмии, наложение двух ритмов, которые одновременно исполняют несколько людей: один ногами выбивает ровный ритм, а другой – пересекающий. «Пересек» – это ещё и название пляски пограничья Белгорода и Воронежа. Больше этот термин почти нигде не встречается, поэтому «пересек» – чисто белгородское понятие. А вообще «пересек» – наиболее яркие, эмоциональные моменты в плясовых хороводных песнях нашей земли. – Фольклорные фестивали сегодня не редкость. И все они приурочены к календарным праздникам. Какая она, фестивальная жизнь на вашей Белгородчине? – У нас через год, сменяя друг друга, проходят два фестиваля – «Лето красное» на Троицу в Холках Чернянского района и «Хотмыжская осень» в селе, бывшем городе-крепости, Хотмыжск, на который съезжаются фольклористы, этнографы и мастера декоративно-прикладного искусства из России, Украины и Белоруссии. В силу сложившихся причин в последнее время украинских гостей становится всё меньше. Но время расставит многое по своим местам, и мы ещё все вместе запоём. Два года назад на своё тридцатилетие ансамбль стал зачинателем новой традиции: на Масленицу наш «Пересек» приглашает друзей» – так называется фестиваль-концерт, где в первом отделении поём мы, во втором – гости. Надеюсь, что «Воскресение» в этом году пожалует к нам в гости. – Какую традицию вы поёте? – В Белгороде несколько крупных традиционных кустов: оскольский, белгородско-воронежского пограничья и белгород-курского. Вот песни этих трёх «китов» мы и исполняем, изучаем, стараемся сохранить традиции и, как модно нынче говорить, транслируем их. Мы работаем при центре народного творчества, поэтому проводим мастер- классы, семинары, сотрудничаем с учебными заведениями Белгорода. В коллективе поют как профессиональные музыканты, работники центра, так и студенты и педагоги. – То есть вы ведёте методическую, образовательную работу… Тогда вопрос по адресу: заставить полюбить что-то непонятное невозможно, зато это непонятное можно попытаться объяснить. Сегодня фольклор многие называют самым элитарным видом искусства, и в первую очередь потому, что непонятен. Наверняка и вас спрашивали: на каком языке вы поёте? Нашему ансамблю «Воскресение» в тему «Фольклор – это не искусство. Это – явление культуры»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz