Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
32 культура Ф Е С Т И В А Л Ь родный вокальный ансамбль «Околи- ца», вокальные ансамбли воскресной школы храма села Казаки, «Гармо- ния» и «Истоки» из села Каменское, образцовый вокальный ансамбль «Соловушка» и ансамбль «Поляноч- ки» из посёлка Ключ Жизни, фоль- клорный ансамбль старинной каза- чьей песни «Хвартуна», народный во- кальный ансамбль «Хмель» из дерев- ни Хмелинец и многие солисты Елецкого района. И через каждые два номера над селом разносился и плыл колокольный звон – в состязании участвовали двадцать звонарей Елецкого района. Вторым выступал потомственный казак села Казаки Николай Семёнов, за ним – Пётр Кураев из храма села Лавы… Голос Церкви Гость праздника и его главное украше- ние – руководитель Московской шко- лы звонарей «Колокольный градъ» Алексей Пугачёв, звонарь храма По- крова Пресвятой Богородицы на Го- родне в Москве. – Колокола – это голос Церкви, – ска- зал Алексей Пугачёв. – Мы привезли сюда выездную звонницу из шести ко- локолов, отлитых нашими мастерами. Со мною приехали четыре ученика – от 10 до 14 лет. Единственный раз в году, в Светлую седмицу, на колоколах может звонить любой желающий. И зрители фестиваля, особенно детки, не преминули этим воспользоваться. При малейшей паузе всё звонили и зво- нили… Как рассказал Алексей, Московская школа звонарей «Колокольный градъ» много лет подряд проводит свои фести- вали и мастер-классы в разных городах России, колокольному звону обучается и стар и млад. – Москвич Елисей Багрин пришёл в нашу школу в четыре года, – продол- жил Алексей. – А в шесть лет он уже участвовал в передаче Максима Галки- на «Лучше всех». Своё мастерство у нас повышают и опытные звонари – 70-летний Александр из воронежского храма и его ровесница Раиса из города Ясногорска Тульской области. По словам руководителя, обучение в школе строго подчинено канонам пра- вославия. Обязательная практика – исполнение самостоятельно или в со- ставе ансамбля звонарей уставных бо- гослужебных звонов на колокольнях храмов. «Бом-бом…» В Западной Европе и в России сложи- лись разные колокольные традиции. У них чаще раскачивают сам колокол, а в России – язык колокола. И это позволя- ет создавать на Руси чрезвычайно боль- шие колокола – стоит вспомнить Царь- колокол, отлитый в 1735 году, весом 208 тонн, 64-тонный Большой Успенский колокол на колокольнеИванаВеликого, отлитый в 1819 году, и 19-тонный коло- кол Ревун, отлитый в 1622 году. В 1930-е годы литьё колоколов прекра- тилось полностью. – Сейчас оно возобновлено, и мы тоже этим занимаемся, – рассказал Алексей Пугачёв. – Мастера в нашей школе от- ливают колокола весом от четырёх ки- лограммов до четырёх тонн… Наши русские колокола льют в «тер- цию». А в Европе есть ещё колокола для карильона (от фр. carillon). Они пред- ставляют собой музыкальный инстру- мент, позволяющий исполнять весьма сложные пьесы. Такой карильон был установлен на колокольне Петропав- ловского собора в Петербурге по ини- циативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. На наших церквях самое малое необхо- димое количество колоколов – шесть, на больших звонницах их число дости- гает шестнадцати. № 19 (557), 13 – 19 мая 2019 г. Алтарница храма монахиня Варвара Воспитанники воскресной школы села Казаки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz