Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
10 Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й П О Л К главная тема Мать Пелагея Агеевна грамоты не зна- ла и была полной противоположно- стью отца – консерватор, защищала традиционный уклад крестьянской жизни, глубоко веровала в Бога. Ни о каких колхозах Пелагея Агеевна и слу- шать не хотела, поэтому на политиче- ской почве у родителей часто возника- ли конфликты, которые очень тяготили детей. «Мы, дети, всегда жили дружно, почти никогда не ссорились, помогали друг дру- гу» , – пишет Марк Павлович. Если не считать вспыльчивости и агрессивности отца в ссорах с мате- рью, то дети разделяли его взгляды и убеждения. Беседы и споры в их доме, где часто собирались соседи, доста- точно сильно повлияли на мировоз- зрение и отношение к жизни младших Полянских. Сильнее, чем воспитание в школе. Жили в тесноте и в нищете – не хватало питания, одежды, учебников, тетрадей, карандашей. «На семь душ была одна комната в доме. Мы, дети, спали или на печи, или на зем- ле, на соломе, которую приносили для отопления хаты ежедневно» , – расска- зывает в своей повестиМарк Павлович. До коллективизации хозяйство семьи считалось середняцким, а когда часть скотины сдали в колхоз, оно преврати- лось в бедняцкое со всеми вытекающи- ми отсюда последствиями. «В 1928-30 годах крестьяне много спо- рили о колхозах… Понятие о товарище- ствах было весьма неопределённым, их больше представляли как жизнь в одной семье, что не всем нравилось» , – пишет Полянский. Детей к работе приучали сызмальства, поэтому учёбу они совмещали с тяжё- лым крестьянским трудом. Но детство есть детство. Чем оно труднее, тем свет- лее и ярче воспоминания о нём. Несмотря на мощную антирелигиоз- ную пропаганду в стране, самой боль- шой радостью для крестьян оставались православные праздники – Пасха, Тро- ица, престольные и народные – Ивана Купалы. В эти дни люди собирались на гулянья, устраивали представления, хороводы и танцы. Народ ещё не забыл своих корней, не развеялся по городам и весям, традиция была живой и яркой. Марк окончил среднюю школу, а затем Тимский педагогический техникум, и в 18 лет его направили в село Большие Сети директорствовать в местной шко- ле. Люди приняли молодого учителя с осторожностью – одет бедновато, а ха- рактером уж очень своевольный. Но учительствовалМарк вдохновенно, по- этому ученики его полюбили, а за ними… и родители признали. Полян- ский набирал авторитет у местных жи- телей. Служба в армии В армию Марка призвали в 1937 году и направили служить в 124-й артилле- рийский полк РГК, дислоцировавший- ся в городе Волчанске. Солдат обучался в полковой школе разведки, получил звание сержанта и продолжил действи- тельную службу в должности замести- теля командира взвода. Марк Павлович вспоминает об армей- ских буднях с удовольствием – солда- ты любили и посмеяться, и подшутить друг над другом. А ещё умели отстаи- вать свою правоту в случае превыше- ния полномочий старшими по службе. В своих воспоминаниях Марк Пав- лович развенчивает миф, что «война началась неожиданно». Ветеран рас- сказывает, что о приближении «смертельной бури» знали и догады- вались многие. В 1939 году в СССР приняли закон, отменивший многие льготы для призыва и увеличивший срок службы младших командиров ещё на год. Ужесточилась дисципли- на. Обострилась международная об- становка. «Однажды на занятиях зашёл разговор о войне и договоре о ненападении , – пи- шет Полянский. – Занятия вёл заме- ститель по политчасти командира ди- визиона. Я и ещё несколько курсантов высказали мысль, что самым вероят- ным нашим военным противником яв- ляет ся всё-таки Германия. Для Англии и Америки нет причин воевать с СССР. Политработник назвал наши предпо- ложения недопустимыми, идущими в разрез с линией партии, а вернее, с ли- нией, которую единолично навязывал партии и народу Сталин. Линия пар- тии и сейчас не подлежит обсуждению. Все, кто не согласен с таким положени- ем вещей, объявляются врагами, и это я считаю великим несчастьем партии, страны и народа» . В родном селе Вернувшись после службы домой, а это был предвоенный 1940 год, Марк По- лянский продолжил работу в школе. Преподавал химию, физику, математи- ку. Тогда у педагогов не было специали- зации, поэтому они занимались само- образованием и учили ребят всему, чему могли научить. «В то время преподавание велось без си- стемы, менялись методы обучения. Ча- сто менялись преподаватели» , – пояс- няет автор повести. Отец Марка перед войной работал ве- теринарным фельдшером в колхозе. Зарабатывал в год по 500 и более тру- додней, а мать занималась домашним хозяйством. Дети выросли, жить ста- ли получше. Но… молодёжи в селе осталось мало, отмечает автор мемуа- ров, большинство отправилось в го- рода. Как началась война В июне страшного для страны1941 года Марк Полянский ушёл в отпуск. Одна- ко все планы нарушила война… Группа младших командиров. Полковая школа. Волчанск, 24.04.1940 года № 18 (556), 6 – 12 мая 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz