Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
22 общество З Д О Р О В Ь Е № 2 (540), 14 – 20 января 2019 г. тивных потребителей входит от шести до восьми процентов опрошенных. Хотя ещё лет десять назад «активных» было около пятнадцати процентов. – Но проблема алкоголизма всё-таки остаётся? – Нас, наркологов, беспокоит огром- ный поток контрафактной продукции, самогоноварения. Надо понимать, что самогон – это не кефир собственного приготовления. В нём огромное содер- жание сивушных масел и прочих вред- ных примесей. И мнение, что «свой- ский» продукт лучше и безопаснее за- водского, – глубоко ошибочно. К сожа- лению, сейчас легко можно купить самогонные аппараты различной мо- дификации, даже с программным обе- спечением. Это беспокоит, потому что число пациентов с белой горячкой в прошлом году выросло. И это не опу- стившиеся люди, у всех есть семьи, ра- бота. Просто попробовали самогона. Совет один: снижайте градус и количе- ство выпитого. Лучше, если крепость спиртного не превысит шестнадцати градусов. Меня как доктора заинтере- совало одно исследование, проведён- ное в Великобритании. Учёные изучи- ли причины смертности двухсот тысяч человек. Оказалось, треть смертей была связана с проблемой алкоголиз- ма. Заключение специалистов одно- значное: безопасных доз алкоголя не бывает! При употреблении спиртного риск инфарктов, инсультов, онкологии увеличивается многократно. Два бока- ла вина или три рюмочки водки раз в месяц – это предел допустимого. Но ведь россияне не могут пить помалу. – У нас по-прежнему высокий годовой показатель: восемнадцать литров креп- ких спиртных напитков на человека? – Нет, сейчас уже двенадцать литров. Мы достигли показателя 1984 года, когда в стране шла активная антиалко- гольная кампания. Слава Богу, в регио- не не зафиксированы отравления раз- личными «фанфуриками». Несколько лет назад были случаи, когда от кон- трафакта люди желтели – печень не справлялась с ядом. Но эти «точки смерти» быстро ликвидировали. Надо помнить: при употреблении одеколо- нов, стеклоочистительных средств люди быстро становятся слабоумными инвалидами. Считаю, что на аптечную и парфюмерную спиртосодержащую продукцию нужно вводить акцизы. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ РЕСПОНДЕНТАМИ (% ОТ ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ) Инфографика Ирины КАМЫШАНСКОЙ % Да Употреблял, но бросил Нет, никогда не употреблял 24 28 49 realpaintball.ru – Какова же статистика новогодних праздничных дней? – Если взять число больных, поступив- ших к нам в начале года, то вроде бы оно повысилось на пятнадцать процен- тов. Но посмотрим на качественный состав – это не алкогольные психозы и не летальные исходы (в эти праздники скончался лишь один человек, а в про- шлом году – три). Основная масса по- ступивших – анонимные, добровольно согласившиеся на лечение пациенты. Они поняли, что «перебрали» со спирт- ным, и обратились за помощью. То есть новогодние праздники прошли отно- сительно благополучно. Но впереди – 23 февраля и 8 Марта. Будем монито- рить ситуацию. – Михаил Иванович, кто больше пьёт: го- рожане или селяне, молодые или пожи- лые? – Пьют одинаково и в городе, и в селе. Разница лишь в том, что пьют. В городе покупают больше легального алкоголя. В деревне до восьмидесяти процентов жителей употребляют самогон и сурро- гатные вещества. Наркологи вообще ратуют за то, чтобы спиртное продавать с 21 года. К этому времени человек начинает осознавать свои жизненные приоритеты. У нас снизилось общее число подростков, употребляющих горячительные напит- ки. В прошлом году у наркологов «от- метились» 240 подростков, которые впервые попробовали алкоголь. Число стоящих на учёте в наркологии также уменьшилось с двадцати двух тысяч в 2015-м до восемнадцати тысяч – в 2018-м. В последние годы более чем в два раза убавилось число алкогольных психозов: если в 2010-м 961 случай, то в 2018-м – 390. – Как вы считаете, есть ли способ отва- дить людей от спиртного? – Просто надо понять: в жизни, кроме выпивки, есть много других занима- тельных вещей: кино, театр, путеше- ствия, спорт... В конце концов, деньги можно потратить не на водку, а на что- то качественное, вкусненькое для сво- их родных, на подарки к празднику. Это тоже поднимает настроение. Я абсолютно согласен с тем, что надо популяризировать в массах физиче- скую культуру, строить спортивные площадки, бассейны, катки. Чтобы у человека всё было в шаговой доступно- сти. А вот продажу спиртного лучше ор- ганизовать за пределами города, разме- стив где-нибудь на окраине солидный алкомаркет. Тудамолодёжи будет слож- нее добраться. А в обычных магазинах можно оставить только пиво. Но самое главное – нужно пропаганди- ровать атмосферу неприятия, нетерпи- мости к алкоголизму в обществе и всем миром осудить пьянство. Мировые со- циологи пришли к выводу: если нет об- щественного неприятия алкоголизма, то любые антиалкогольные програм- мы будут буксовать. Курс на трезвость необходимо поддерживать и в админи- стративной власти, и в силовых ведом- ствах, и в общественных институтах, и в трудовых коллективах, и в семьях. Но убеждать нужно корректно и грамотно, не унижая человеческого достоинства. У нас немало примеров, когда рядом расположены две деревни: в одной спились поголовно, а в другой – живут хорошо. Почему так? Просто там, где спились, никому до людей не было дела, а там, где живут нормально, од- носельчане не приемлют пьянство. Там нет условий, чтобы разрастись «зелёному змию». Там модно быть трезвым и успешным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz