Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
31 культура П Р Е М Ь Е РА фильмыпро людей с аутизмом, перечи- тала гору литературы, но и встречалась с детьми-аутистами, их родителями. – Мы смотрели, как ребята двигаются, общаются, думают. Они все разные: от закрытых, как консервная банка, имен- но такой мой герой, до гиперактивных, которые всё хотят и им всё интересно, – говорит исполнитель главной роли Егор Злобин. – Работая над спекта- клем, мы столкнулись с социальной проблематикой: социум исключает та- ких детей из общества, но они не долж- ны быть вне нас, они должны быть ря- дом с нами. Поэтому очень страшно звучит директива, которая ещё не- сколько лет существовала в России, что взрослых аутистов не бывает. Им про- сто ставили диагноз: «шизофрения». Мы все немного аутисты Переломить ситуацию– в этом тоже за- дача спектакля. «Космические дети», «дети-индиго», «инопланетяне» – ка- ких только эпитетов не придумывают герои, чтобы определить: кто же такие их дети. Никто не знает точных причин возникновения аутизма: наследствен- ность, инфекционные болезни, эколо- гия, аллергия – пусковых механизмов множество. Только статистика Всемир- ной организации здравоохранения не- умолима – число страдающих аутиз- мом растёт в геометрической прогрес- сии. Если в 1995 году из 5000 жителей Земли лишь один был аутистом, то уже в 2017 – их 100. – Я знаю, что такое аутизм. У моей под- руги ребёнок – аутист, – говорит артист театра, исполнитель роли аутиста Ми- хаил Труфанов. – Меня будоражит – почему так происходит. Может быть, человеческая душа пришла на эту зем- лю, увидела, что происходит, сказала: «Нет. Мне это не нужно», – и закрылась от жизни. Но тогда мы все немножко аутисты. И как откровение со сцены звучит сказ- ка из уст мамы особого ребёнка, спря- тавшегося от жизни защитом страха, не разговаривающего, не улыбающегося, не общающегося. Но в этом страхе не виноваты ли мы, взрослые? Стать человеком Да, спектакль тяжёлый. И всё время хо- чется плакать вместе с героиней Лилии Журман, которая играет Мать, именно с большой буквы, потому что только такие женщины и могут изменить жизнь. Но всё же спектакль очень свет- лый, дающий надежду. Тётка-функцио- нер в блестящем исполнении Светланы Баронецкой, представительница фон- да, задача которой уговорить родите- лей отказаться от своего особенного ребёнка, из доброжелательной, но ци- ничной становится просто человеком, когда у неё рождается внук с синдро- мом Дауна. А что нужно нам, чтобы разрушить разъединяющие стены, найти друг друга в стеклянном лабиринте, где мы видим, но не слышим друг друга? Что нужно нам, чтобы стать просто людьми? – Я не знаю, какая будет реакция у зри- телей, – сказал перед премьерой ре- жиссёр-постановщик Геннадий Бала- баев. – И трудно ответить на вопрос, каким будет спектакль, ведь он рожда- ется не на сцене, а на стыке актёра и зрителя. Мы не ждём бурных аплодис- ментов. Наверное, такой спектакль это- го и не предусматривает. Это для всех нас возможность задуматься. Но аплодисментов было много. Также как и среди зрителей родителей осо- бенных детей и самих этих детей. – Сразу видно, что эти истории из жиз- ни. У меня тоже ребёнку диагноз поста- вили только в три года, когда он пошёл в детский сад. Внимание обратили вос- питатели и посоветовали обратиться к дефектологу. К сожалению, у нас мно- гие детские врачи просто не встреча- лись с таким заболеванием и не умеют его диагностировать, – поделилась впечатлениями ВалентинаМаликова. – Иочень хорошо, что об этих проблемах начали говорить со сцены. Нужно, что- бы люди понимали: если ребёнок себя ведёт не так, это не из-за того, что его плохо воспитали, это из-за того, что у него заболевание. Общество, к сожале- нию, не готово принять особенных де- тей. Но если стали об этом говорить, может, всё изменится. Может, действительно правы создате- ли спектакля — нам нужно снова про- сто начать говорить друг с другом, вый- ти из своего эгоистического «я» к дру- жескому «мы». . Дарья РАЕВСКАЯ, фото автора № 15 (553), 8 – 14 апреля 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz